Научная статья на тему 'ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА'

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT SPORTS / EDUCATIONAL UNIVERSITY ENVIRONMENT / INVOLVEMENT OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА / ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешкова Н.В.

Цель исследования - научно-теоретическое обоснование использования потенциала образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта. Результаты исследования и выводы. Перевод студенческого спорта в вузах в режим поступательного развития требует реализации новых управленческих подходов - управление посредством «мягкой силы», через среду, в пространстве, отвечающем целям и задачам образовательной организации. В статье обосновывается идея о необходимости наращивания прогностического потенциала образовательного пространства университета, рассматриваемого как его качественная характеристика, проявляющаяся в создаваемых возможностях для развития студенческого спорта, привлечения большего количества обучающихся к здоровому и спортивному образу жизни. Цель исследования заключалась в научно-теоретическом обосновании прогностического потенциала образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта. Автор делает заключение о том, что, находясь в образовательном пространстве, субъекты по-разному воспринимают его возможности, существующие объективно. Каждый студент в силу своей специфики, интересов, ценностных ориентаций выбирает из этого пространства то, что ему «ближе», как в смысловом, так и в пространственном отражении. В связи с этим необходимо, чтобы образовательное пространство университета было определенным образом структурировано, обладало системными характеристиками: целостностью, открытостью, структурностью, когерентностью, динамичностью, управляемостью, протяженностью, а также было наполнено физкультурно-спортивными «событиями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешкова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic educational environment potential for student sport development

Objective of the study was to scientifically and theoretically substantiate the use of potentials of the educational university environment for the development of student sports. Study results and conclusions. The transition of university sports to the mode of progressive development requires the implementation of new managerial approaches - management through the "soft power", through the environment, in a space that meets the goals and tasks of the educational institution. The article substantiates the need to increase the prognostic potential of the educational university environment, viewed as its qualitative characteristic and manifested in the created opportunities for the development of student sports, to attract more students to a healthy and sports lifestyle. The author concludes that in terms of the educational university environment, subjects view its objective possibilities differently. Each student, due to his/ her specificity, interests, value orientations, chooses what is "closer" to him/ her both semantically and spatially. In this view, the educational university environment should be structured in a certain way, so to have the following system features: integrity, openness, structure, coherency, dynamism, controllability, continuity; to be filled with the physical education and sports events, which would contribute to the disclosure of students' capacities and formation of their semantic values related to a healthy and sports lifestyle, as well as their formation as a personality and future professional.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА»

прогноетичЕСкии потенциал образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 15.03.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

ACADEMIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT POTENTIAL FOR STUDENT SPORT DEVELOPMENT

PhD, Associate Professor N.V. Peshkova1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: peshkova_ffk@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - научно-теоретическое обоснование использования потенциала образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта.

Результаты исследования и выводы. Перевод студенческого спорта в вузах в режим поступательного развития требует реализации новых управленческих подходов - управление посредством «мягкой силы», через среду, в пространстве, отвечающем целям и задачам образовательной организации. В статье обосновывается идея о необходимости наращивания прогностического потенциала образовательного пространства университета, рассматриваемого как его качественная характеристика, проявляющаяся в создаваемых возможностях для развития студенческого спорта, привлечения большего количества обучающихся к здоровому и спортивному образу жизни. Цель исследования заключалась в научно-теоретическом обосновании прогностического потенциала образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта. Автор делает заключение о том, что, находясь в образовательном пространстве, субъекты по-разному воспринимают его возможности, существующие объективно. Каждый студент в силу своей специфики, интересов, ценностных ориентаций выбирает из этого пространства то, что ему «ближе», как в смысловом, так и в пространственном отражении. В связи с этим необходимо, чтобы образовательное пространство университета было определенным образом структурировано, обладало системными характеристиками: целостностью, открытостью, структурностью, когерентностью, динамичностью, управляемостью, протяженностью, а также было наполнено физкультурно-спортивными «событиями».

Ключевые слова: студенческий спорт, образовательное пространство университета, приобщение студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Annotation

Objective of the study was to scientifically and theoretically substantiate the use of potentials of the educational university environment for the development of student sports.

Study results and conclusions. The transition of university sports to the mode of progressive development requires the implementation of new managerial approaches - management through the "soft power", through the environment, in a space that meets the goals and tasks of the educational institution. The article substantiates the need to increase the prognostic potential of the educational university environment, viewed as its qualitative characteristic and manifested in the created opportunities for the development of student sports, to attract more students to a healthy and sports lifestyle.

The author concludes that in terms of the educational university environment, subjects view its objective possibilities differently. Each student, due to his/ her specificity, interests, value orientations, chooses what is "closer" to him/ her both semantically and spatially.

In this view, the educational university environment should be structured in a certain way, so to have the following system features: integrity, openness, structure, coherency, dynamism, controllability, continuity; to be filled with the physical education and sports events, which would contribute to the disclosure of students' capacities and formation of their semantic values related to a healthy and sports lifestyle, as well as their formation as a personality and future professional.

Keywords: student sports, educational university environment, involvement of students in physical education and sports activities.

Введение. В настоящее время актуализируется проблема разработки и применения современных подходов в управлении студенческим спортом, а также всестороннего востребования прогностического потенциала образовательного пространства университетов как возможности для его поступательного развития [8].

Цель исследования - научно-теоретическое обоснование прогностического потенциала образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В контексте современных подходов к управлению под ним рассматривается не жесткая детерминация управляющей и управляемой подсистем, а «мягкие формы управления», воздействие через среду, культуру, ценности. Следовательно, особое значение имеет организация образовательного пространства вуза, прогностические возможности которого могут увеличиваться по мере его развития и саморазвития как открытой системы.

№ 5 • 2020 Май | May

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

Обращение к термину «образовательное пространство» показало, что он активно используется авторами в научных публикациях, причем они посвящены не только педагогической тематике, но и социологии, культурологии, политологии, психологии. Между тем само понятие «образовательное пространство» не имеет однозначного трактования, его неопределенность, особенно относительно «образовательной среды», остается в рамках дискуссионного «поля» среди ученых [1, 3, 6].

Мы придерживаемся мнения, представленного И. В. Шалаевым, А. А. Веряевым, что между понятиями «образовательное пространство» и «образовательная среда» есть много точек соприкосновения, в первую очередь их роднит направленность, связанная с решением задач образования, однако среда предполагает погруженность в нее, тогда как пространство в большей степени означает не погруженность, а присутствие [6].

Структуру и содержание образовательного пространства вузов рассматривают в настоящее время с различных позиций. Например, И. Л. Беккер, В. Н. Журавчик перспективной считают блочно-модульную структуру, включающую учебный, учебно-производственный и социально-воспитательный блоки [1]. Р. С. Наговицын в процессе исследования формирования физической культуры студентов на основе мобильного обучения в образовательном пространстве гуманитарного вуза выделил учебное, внеучебное и информационное подпространства [4]. А. И. Загревская обосновала необходимость организации в вузе кинезиологического образовательного пространства как совокупности специально структурированных физкультурно-спортивных ресурсов образовательной организации, обеспечивающих саморазвитие и самосовершенствование кинезиологического потенциала студентов [7].

Пространство физической культуры и спорта стало объектом исследования С. И. Филимоновой, которая в его структурном содержании выделила два ключевых подпространства - физическое и социогенное [5].

В нашем исследовании образовательное пространство университета рассматривается как специально организованное пространство интегративного взаимодействия субъектов образовательного процесса, обладающее системными характеристиками, такими как: целостность, открытость, структурность, когерентность, динамичность, управляемость, протяженность, событийность, в котором осуществляется трансляция научных знаний и культурных ценностей новым поколениям специалистов по наиболее актуальным направлениям профессиональной практики.

Для привлечения студентов к занятиям спортом необходимо создать возможность приобщения и участия в организованных физкультурно-спортивных событиях обучающихся, не только «приближенных» и мотивированных, но и находящихся «в отдалении», раскрывая перед ними потенциал открывающихся возможностей и смысловых ориентиров, связанных со здоровым и спортивным образом жизни, а также становлением его как личности и будущего профессионала.

Следовательно, образовательное пространство университета, ориентированное на развитие студенческого спорта, должно обладать следующими характеристиками:

• взаимодействие участников образовательного процесса имеет личностно-развивающий субъект-субъектный, событийный характер, с выработкой целей и задач, ориентированных на приобщение обучающихся к ценностям физической культуры и спорта, на преобладание диалоговых и полилоговых форм общения, на расширение пространства коммуникативного общения с приобретением социального опыта взаимодействия и взаимосодействия в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

• осуществляется педагогическое сопровождение обучающихся и тренерско-преподавательского состава в услови-

ях изменяющихся управленческих подходов в сфере развития студенческого спорта;

• обеспечивается вариативность образования в сфере физической культуры и спорта, реализация индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся;

• планирование и реализация физкультурно-спортивной деятельности (тренировочной и соревновательной) осуществляются в интегрированно взаимосвязанных процессах «управления-соуправления-самоуправления»;

• организуется «пространство встречи» обучающихся различных возрастных групп и направлений подготовки в тренировочной и соревновательной деятельности, организованных в рамках учебного и внеучебного процессов. Выводы. Перевод студенческого спорта в вузах в режим

поступательного развития требует реализации новых управленческих подходов - управление посредством «мягкой силы», через среду, в пространстве, отвечающем целям и задачам образовательной организации. В связи с этим актуализируется вопрос наращивания прогностического потенциала образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта, привлечении большего количества обучающихся к здоровому и спортивному образу жизни.

Литература

1. Беккер И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 132-140.

2. Иванова С.В. Физкультурно-спортивная работа с населением: средовый подход: монография / С.Ф. Иванова, И.В. Манжелей.

- Тюмень, 2015. - 244 с.

3. Леонова О.А. Образовательное пространство и образовательная среда: опыт сопоставления / О.А. Леонова // Известия ВГПУ. -2008. - № 1. - С. 9-12.

4. Наговицын Р.С. Формирование физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза (на основе мобильного обучения): автореф. дис. ... докт. пед. наук / Р.С. Наговицын. - М., 2014. - 48 с.

5. Филимонова С.И. Пространство физической культуры и спорта вуза / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.Б. Филимонова // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 4 (64). - С. 13-16.

6. Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к проблеме / И.К. Шалаев, А.А. Веряев // Педагог: наука, технология, практика. - 1998.

- № 2 (5). - С. 23-31.

References

1. Becker I.L., Zhuravchik V.N. Obrazovatelnoe prostranstvo kak sot-sialnaya i pedagogicheskaya kategoriya [Educational space as social and pedagogical category]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2009. No. 12 (16). pp. 132-140.

2. Ivanova S.V., Manzheley I.V. Fizkulturno-sportivnaya rabota s nasele-niem: sredovy podkhod [Physical education and sports work with the population: environmental approach]. Tyumen, 2015. 244 p.

3. Leonova O.A. Obrazovatelnoe prostranstvo i obrazovatelnaya sreda: opyt sopostavleniya [Educational space and educational environment: comparison experience]. Izvestiya VGPU. 2008. No. 1. pp. 9-12.

4. Nagovitsyn R.S. Formirovanie fizicheskoy kultury studentov v obra-zovatelnom prostranstve gumanitarnogo vuza (na osnove mobilnogo obucheniya) [Formation of students' physical education in educational space of humanitarian university (based on mobile learning)]. Doct. Diss. Abstract (Hab.). Moscow, 2014. 48 p.

5. Filimonova S.I., Andryushchenko L.B., Filimonova Yu.B. Prostranstvo fizicheskoy kultury i sporta vuza [Academic physical education and sports environment]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2017. No. 4 (64). pp. 13-16.

6. Shalaev I.K., Veryaev A.A. Ot obrazovatelnykh sred k obrazovatel-nomu prostranstvu: kulturologicheskiy podkhod k probleme [From educational environments to educational space: cultural approach to the problem]. Pedagog: nauka, tekhnologiya, praktika. 1998. no.2 (5). pp. 23-31.

7. Zagrevskaya A.I., Lubysheva L.I. Ontokinesiological approach for sportization of physical education within national education system. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2017. No. 5. Р. 2.

8. Peshkova N.V. Management of university sport development as an academic issue. Theory and Practice of Physical Culture. 2017. No. 9. P. 28.

96

http://www.teoriya.ru

№5 • 2020 Май | May

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.