Научная статья на тему 'Умозрительный аспект в метафизических представлениях русской православной мысли о личности'

Умозрительный аспект в метафизических представлениях русской православной мысли о личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / УМОЗРЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Рассмотрен умозрительный аспект в учении профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умозрительный аспект в метафизических представлениях русской православной мысли о личности»

Умозрительный аспект в метафизических представлениях русской православной мысли о личности

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Рассмотрен умозрительный аспект в учении профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

Ключевые слова: самосознание, умозрение, личность человека, философия, нравственность, психология, христианская мораль, любовь.

п

с <

6 о

0 см го

01

В учении профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности человека душевные переживания отражают в себе человеческую природу, причем именно их духовное содержание раскрывает психическую структуру человека, сообщая ей направленность стремлений и переживаний. Взаимодействуя через свое самосознание «Я» с эмпирическими переживаниями, сформированными в нем физической, социальной и культурно-духовной средой, человек осознает различные цели и смысл своего существования. По учению И.П. Четверикова о личности, «существуют особые типы людей, живущие близкою к природе жизнью. Физические процессы в мире отражаются на личности этих людей» [Четвериков, 1997, 2, 335]. Творчество при этом становится истоком самопознания, шансом увидеть глубины собственного «Я» в пространстве своего самосознания, когда душа выражается действиями и эмоциями, а дух - символами и смыслами ценностного бытия. Именно дух И.П. Четвериков объективировал как непознаваемую объективную сущность, душа же рассматривается им только в соединении с духом. Она является психической реальностью человека, основой его природных свойств, духовной основой его опытных переживаний. Эти переживания сознания способны вызвать разное действие в бытии такого «субъекта вневременной основы душевной жизни» как самосознание «Я» человека, «служащее источником творчества и самоопределения» [Извлечения, 1910, 9, 334]. В лекциях И.П. Четверикова сознание как основа личности разделялось им на два вида: изначальное (самосознание) и эмпирическое (природное). Он полагал, что личность как разумно-свободное личное начало человека обладает самосознанием и безусловностью, объективно выходя за границы душевно-телесной реальности человеческой субъектности, хотя и существуя в нерасторжимой взаимосвязи с ней. Переживания при этом представляют собой определенные состояния сознания, которые отражают связь человека с многообразием предметного мира. Духовность же у И.П. Четверикова является основой и проявлением трансцендентного способа бытия личности, которая формирует смысло-жизненные и идеальные ценности, помогая реализации творческих способностей человека. Развитие талантов инициирует поиск новых идей, обуславливает высокое качество созидае-

мого, как следствие вдохновения, выявляет неочевидные и парадоксальные решения, обновляя смысл старых отношений и универсальных методов. Переживания сознания развивают в человеке глубину размышлений, помогая осваивать опыт других, открывая перед ним границы того, что он есть и кем мог бы он стать.

Ибо, духовность по И.П. Четверикову отражает целостность бытия, сфера которой вмещает трансцендентное и имманентное, вне-рациональность духа и соотнесенность его с душой. Человек рассматривается в его учении не только в психологическом аспекте, с точки зрения рационально-психологических законов, которые управляют поведением личности и которые выявляются с помощью экспериментального анализа его внешнего поведения. Помимо этого, человек как носитель образа Божия рассматривается Четвериковым и метафизически, ибо именно при философском осмыслении веры разум поднимается на свою высшую ступень, храня в себе ценности накопленного опыта умозрения. Под метафизикой как умозрением в данном контексте понимается наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, выражающая символизм духовного опыта человека. В позиции мыслителя налицо диалектическая антиномия, в которой рационально-метафизическая и иррационально-веровательная способности человека сближены во внутреннем диалоге мышления и самопознания, тяготея к взаимному единству. Единство как принцип бытия Бога распространяется им на человека как свойство «единства человеческой личности», препятствующее разладу «между религией и философией в миросозерцании» [Четвериков, 1905, 5, 147].

В антропологическом аспекте в учении И.П. Четверикова о личности важное место отведено умозрительному пониманию и описанию человека. Цель учения - объяснить феномен личности человека во всех парадоксальных особенностях его жизнедеятельности, исходя из принципов святоотеческой традиции, и из глубинных основ онтологии его бытия. Ибо построение определенной метафизической конструкции, определяющей положение человека в мире составляет ту основу, на которой вырастает каркас человеческой нравственности. У И.П. Четверикова нравственность человека обогащается и черпает силы из примера евангельской жизни богочеловека Иисуса Христа. Личность в его понимании абсолютна именно разумно-свободное личное начало духовной жизнедеятельности, необходимо обладающее всей полнотой истины [Четвериков, 1903, 304] и выражающее проявление стремлений человека к идеалу, выражаемого в самосознании «Я». Ценность человека базируется на межличностных отношениях с другими людьми, что выявляет его целостность, личное своеобразие и неповторимость в том числе в его вере как имплицитной метафизике основы человека. Умозрительное стремление человека к вере рождает гнозис - знание, как личное ведение, разумеющую веру. Причем, речь идет не об эпи-

стеме, как рационалистически доказуемом знании, а именно о вере, как функции метафизического познания души и личности человека, исходя из его духовного опыта. Вера наполняет жизнь человека личным смыслом, творчеством как самопознанием и духовным выражением себя через Бога. В процессе самоанализа в сознании пробуждаются идея бытия Бога, чувства любви к мудрости и высшего смысла человеческого бытия. Самосознание этих свойств в виде «Я» считалось в умозрительной психологии «жизненным началом» [Новицкий, 1838, 45] человека, ибо его личность как субъект бытия развивается через совершенствование личных качеств.

С точки зрения И.П. Четверикова, высшая ступень развития личности человека, как проявление особого духовного бытия, заключена в способности «вчувствоваться» в характер другого человека и увидеть в нем личность. Метафизика веры истекает априори из нравственного закона И. Канта о чистом разуме. Иное бытие другой личности становится для человека своим, что наиболее проникновенно и очевидно в церковном общении людей. Самосознание «Я» раскрывается в деятельности человека как подлинное бытие, выражением личностных поведенческих черт, раскрывая грани субъектности. Человек каждый миг бытия выражает себя и его «личное существование дано в непосредственном сознании, которое совпадает с реальным бытием» [Четвериков, 1905, 9, 127]. Личностное бытие как синтез эмпирического опыта переживаний и умозрительных черт «идеальной личности» в учении И.П. Четверикова, задает основу нравственного выбора человека как уподобления идеалу. Бытие личности обретает волю и абсолютность богоуподобления, само означая смысл жизни человека. Причем в данном случае имеется ввиду не просто идея смысла жизни, заключающаяся в делании человеком добра и умножении его в мире дабы сохранить о себе достойную память. Или максимального использования человеком земной жизни для получения себе удовольствий, забывая об окружающих. Бог по И.П. Четверикову есть трех-Личностная Сущность. При этом Бог и тварный мир, а, следовательно, и человек, метафизически взаимосвязаны, но онтологически свободны по отношению друг к другу. Здесь исток силы человеческого творчества, динамической активности стремления человека к красоте и добру, наслаждения открытием тайн языка, цвета, ритма и музыки. Духовное проявление личности есть преображение сознания человека. «Сознание есть свет, рассеивающий таинственный мрак, которым облечено нравственное существо человека, светильник, без которого все было бы погребено во тьме животных ощущений» [Карпов, 1868, 2, 196]. Духовность есть высшая стадия творчества личности - нравственное, социальное, культурное созидание человеком самого себя для обретения святости, как способа нравственного бытия в мире. Стремление к божественному не определяется эмпирическим приложением разума и его постулатами, и отсюда, в

в У X

ДА

>

0-X

т т А о п т т;

о

т о т; О

и Д

о

-о О ГО О-Я

миг, когда разум, достиг границ метафизичности, она всегда была и будет частью человеческого бытия.

Уникальность как черта каждой личности у И.П. Четверикова также близка идеям Ф. Ницше о призвании человека к тому, чтобы собственную жизнь всецело посвятить выявлению и развитию ее духовно-неповторимого содержания, достигнуть подлинной полноты бытия, его потенциальной творческой бесконечности. Ибо в конце XIX века «никто не осмеливается проявить свою личность, - писал Ф. Ницше в труде «О пользе и вреде истории для жизни», - но каждый носит маску или ученого, или политика». Существование под гнетом «обыденности» (Четвериков), или «привычек и условностей» (Ницше) формирует только «эмпирическую» личность, не создавая условий проявлению «идеальной» личности. Но И.П. Четвериков был категорически не согласен с мыслью Ф. Ницше о том, что абсолютность личностного бытия не способна реализоваться в каждом человеке, оставляя этот шанс только «сверхчеловеку». Ибо личность строится через освоение высших ценностей и осознание умозрительных смыслов бытия. При этом содержание опытных переживаний человека в представлениях И.П. Четверикова предельно предметно. Образно говоря состояние чистого переживания как процесс прохождения трех их типов через горнило души формирует свет предметного сознания, который в синтезе с самосознанием создает представление о подлинном бытии, существующем по законам постоянного нравственного выбора человека. Это бытие человека происходит в окружении объективно существующего мира, вещной реальности, направленность деятельности человека в котором определена законами морали и стремлением к творческому совершенству его талантов и способностей. Совершенство поведения и личностных свойств есть цель развития личности, приближения человека к абсолютному в конечном искусстве или идеальной красоте, включая феномен «вчувствования» как восприятие предмета, слитое с внутренним «переживанием» его качеств или свойств. Для И.П. Четверикова это было тождественно эмоционально-духовному проникновению в сущность предмета, процессом объективного познания. Это доказывало наличие духовной жизни в человеке, в которой умозрительная сущность души соединена с объективностью предметов, а божественное, раскрывалось в пределах самого тела, как исток духа.

Человек открывал в себе осознание Бога крайним напряжением всех своих духовных сил и способностей, формируя свое «Я» как синтез „ конечного индивида и бесконечного духовного с бытия. В решении И.П. Четвериковым антиномии © между природой человека и феноменом челове-¿Г ческого сознания, возникает духовно объясни-о мое самосознание реальности Бога, как абсолютной первопричины бытия и безусловного 2 примера существования для личности человека.

В данной ситуации, человек получает уникальную возможность непротиворечиво осмысливать и определить для себя такое метафизическое понятие как образ Божий.

Именно поэтому у И.П. Четверикова человек, как духовно-телесный объект, который исследует его умозрительная психология и философское учение, есть живой факт бытия, а не мышления, жизненная тайна личного существа, а не тайна познающего субъекта. Живой факт в данном дискурсе означает акт бытия человеческой личности, прямо данный в ее собственном самосознании «Я». И очень важно, в данном случае, что если эмпирическое бытие человека утверждается собственно опытным переживанием, то личностное бытие субъекта обусловлено его внутренним осмыслением. Иными словами, если внешний мир сознаётся субъектом через представление, то сам субъект дан себе в сознании непосредственно. То есть, реальность всякого мышления определяется только реальностью самосознания. Свобода, творчество, воля, вера и нравственность, это не просто проявления личности, а способы и формы ее существования и самоосуществления, которые не имеют количественного содержания, им присущ только качественный характер.

В процессе становления и формирования личности в выражении самосознания человека они занимают центральное место в отношениях человека с миром, становятся стержнем его жизнедеятельности и наполняются ценностным содержанием, которое придает смысл им самим. Одновременно, наличие воли отражает способность «Я» самоуправления природой человека с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность в принятии решений и в побуждении действий. Это отражает противоречие между генетически заложенными способностями человека, их потенциалом и мерой их реализации, которой удалось фактически достичь в жизни, конфликт между притязаниями и усилиями. Отсюда следует, что самосознание «Я» допустимо представить, как целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности человека, реализующую его нравственную логику жизни. В этих ориентациях реализуется избирательность человеческого поведения, учет индивидуальных интересов и потребностей природы, представления о смысле и ценности человеческой жизни. Нравственные ценности, выступая целевыми ориентирами, определяют духовное богатство и верхнюю границу уровня социальных притязаний личности. Понимание ценности как идеала бытия позволяет понять умозрительность и «самостоятельность» личности как функции высшего критерия для спасения и самоопределения человека. Целостность «Я» заключена в единстве и гармонии взаимодействия духовной и душевной и телесной сфер. Их единство и правильность взаимоотношений достигаются только при условии преобладания духовного, нравственного начала, которое должно властвовать над душой (психикой) и телом.

В этом единстве и гармонии - подлинное здоровье, норма человеческой жизни, удивительная

жизнестойкость человека вопреки всем неблагоприятным как внешним, так и внутренним обстоятельствам. Речь идет, прежде всего, о моральных и эстетических ценностях. В учении И.П. Четверикова о личности человека они считаются высшими и во многом определяют поведение человека. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти. Любовь - не благо, нисходящее на человека, и не его долг: это духовное качество и проявление его личности, дающее человеку собственную силу, благодаря которой он ощущает себя в единстве с миром. Это сфера жизни одновременно является стимулом к творчеству, проявляя для личности ее предназначение и призвание. Именно любовь является конструктивным принципом бытия у «живой личности Христианского Бога Отца» [Муретов, 2012, 49]. Поэтому в соответствии с вероучением православия, Бог сотворил человека по Своему образу, создав его духовно-телесную структуру, которая обретя жизнь и изначальные предпосылки для достижения в процессе человеческого бытия подобия Божия, после грехопадения стала нуждаться в спасении.

По учению И.П. Четверикова созидание самосознания «Я» происходит непрерывно в процессе существования, оно есть исток и носитель личности человека. Ибо для осмысленного движения вперед к высшему смыслу бытия, человеку необходимо познать себя. Внутренний конфликт между профессиональным, интеллектуальным и нравственным развитием переживаний сознания личности происходит в процессе преображения в жизни «нового внутреннего» человека говоря словами апостола Павла из человека «ветхого внешнего». При этом личностное нравственное изменение человека означает высокий уровень самосознания «Я», выраженный внутренний контроль, как регулятор социального поведения и постоянную работу над формированием внутреннего мира потребностей, интересов, мотивов, целей. Это систематическое усилие человека в постижении смысла своего существования обеспечивает его нравственное развитие.

Здесь в учении И.П. Четверикова смысложиз-ненные установки опираются на два фактора: первый - реальный, основанный на личных переживаниях, жизненном опыте, проявляемый в «эмпирической личности», что и определяет устойчивость, уверенность человека в достижении жизненных целей. Второй - идеальный или мировоззренческий, отражающий воображаемое и желаемое через усвоение мировоззренческих идей и ценностей общества, придающий действенность, целеустремленность и активность в реализации жизненной программы. Он проявляется в «идеальной личности» человека. Творчество для человека может стать источником высоких переживаний удовлетворения и счастья, дать смысл и полноту жизни. Задача гармониза-

ции личностью проявлений бытия заключается в том, чтобы в течение любого периода жизни, верно оценивать свои возможности и ставить перед собой адекватные цели. В ходе развития личности происходит восстановление гармонии между «эмпирической» и «идеальной» частями личности. Расширяется или сужается круг навыков, умений, знаний, способов деятельности, но, одновременно происходит изменение мотивации - потребностей, целей, интересов в соответствии с желаниями и возможностями человека. Именно одухотворенность бытия по И.П. Четверикову создает логическую связь между абсолютным бытием, как абсолютной личностью Бога и личностью человека, как проявлением конечного подлинного бытия. Бог рассмотрен как Существо личное, абсолютная личность. По аналогии в учение И.П. Четверикова было введено понятие «человеческая личность» [Четвериков, 1903, 190]. А абсолютные черты Бога по аналогии перенесены им как присущие человеческой личности на человека.

Литература

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Ги-рит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147-158.

3. Четвериков И.П. Критический индивидуализм в русской философии. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 9. - С. 120-132.

4. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. // Русская религиозная антропология: в 2 т. // 2 т. - М: Московский Духовный Фонд, Московская Духовная Академия, 1997. - С. 334-343.

5. Извлечение из журналов Совета Киевской Духовной Академии за 1909 - 1910 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 9. - С. 329345.

6. Карпов В.Н. Вступительная лекция в психологию. // Христианское чтение. 1868. Ч. 2. - С. 189229.

7. Муретов М.Д. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. - СПб: Издательство Олега Абышко, 2012. - 448 с.

8. Новицкий О.М. Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении. - Киев: Университетская типография, 1838. - 50 с.

The speculative aspect in metaphysical representations of the

Russian Orthodox thought about the person Sizintsev P.V.

Moscow Theological Academy

The speculative aspect in the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. P. Chetverikov about personality and personal properties of God and man is considered. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of self-consciousness, personal properties and religious and philosophical ideas of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-

6 У X

ДА

> tr

X

tr m А о п m т;

п о

m о т; О

U Д

о

-о О ГО О-Я

theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-consciousness, speculative, human personality,

philosophy, morality, psychology, Christian morality, love. References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: Printing

house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.

2. Chetverikov I.P. The doctrine of personal God in terms of ethical value. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1905. № 5. - p. 147-158.

3. Chetverikov I.P. Critical individualism in Russian philosophy. //

Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1905. № 9. -p. 120-132.

4. Chetverikov Ivan. From lectures on general psychology. // Russian religious anthropology: in 2t. //2 t. - M: Moscow Theological Foundation, Moscow Theological Academy, 1997. - P. 334-343.

5. Extract from journals of the Council of the Kiev Theological Academy for 1909-1910. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1910. № 9. - p. 329-345.

6. Karpov V.N. Introductory lecture in psychology. // Christian reading. 1868. Part 2. - p. 189-229.

7. Muretov M.D. The doctrine of the Logos of Philo of Alexandria

and John the Theologian. - SPb: Publishing House of Oleg Abyshko, 2012. - 448 p.

8. Novitsky OM About the reproaches made philosophy in the theoretical and practical terms. - Kiev: University Printing House, 1838. - 50 p.

n

a <

©

0 cs

fO

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.