Научная статья на тему 'Ценностно-творческий аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности'

Ценностно-творческий аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / СМЫСЛЫ / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФИЯ / ЦЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Ценностно-творческий аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-творческий аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности»

Ценностно-творческий аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская духовная академия, sizinpash@yandex.ru.

Ценностно-творческий аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-те-истического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось. Ключевые слова: самосознание, смыслы, личность человека, философия, ценность, психология, творчество, любовь.

Смысловая жизненная определенность необходима человеку для ощущения прочности, устойчивости и направленности собственной жизни, придания ей цельности во времени и разнообразных проявлениях. Это было ценностной основой учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности. Понятие о божественной Личности находится на вершине совершенного познания человека, свидетельствуя об определенности бытия, но об определенности идеальной, т.е. не включающей в себя ограниченность и являющейся всеобщей и универсальной. Личностный аспект смысла жизни человека подразумевает смыслы «для себя», поиск и раскрытие уникального творческого и социального потенциала. В этом контексте в данной статье проведен анализ взаимосвязей социальных, психологических и духовных факторов, проявляющихся в личности человека, которую описывает в своих трудах И.П. Четвериков. Внутреннее содержание личности обеспечивает душевное здоровье, творческое и гармоничное бытие человека в мире. Личность содержит представление о божественном образе бытия как идеале, раскрываемом в виде божественных свойств и их проявлений в природной жизни, направляя во внутреннем диалоге -соотнесении своих идеальной и эмпирической составляющих, позитивное изменение природы человека. Если рассмотреть человека образно как зеркало, то отражение Бога в человеке и есть образ Божий, метафизически принадлежащий как Богу, так и человеку.

Гармония при этом переживается как мыслимое совершенство, качественная характеристика идеала в тесной взаимосвязи испытанных человеком переживаний и личностных качеств жизни. Социальные факторы становления и зрелости человека опосредуются психологическими факторами, вытекающими из наиболее глубинных потребностей личности (любовь к ближнему, преодоление одиночества, духовное саморазвитие, самоутверждение, самопознание). Человек старается измениться, обрести нужные навыки, усилить таланты, ибо личность в нем проявляется через ее стремление самопреодоления трудностей и самоутверждения в бытии, являя живую онтологическую ось между тварной и метафизической реальностями. Вместе с этим самосознанием «Я» в человеке проявляется осознание внутреннего идеала, вместе со свободной волей открывается понимание нравственного закона, ощущается потребность в творчестве. Самонаблюдение ищет того, что «скрывается за эмпирической личностью человека - творческую личность» [Четвериков, 1997, 339]. Напрямую связывая стремление к идеалу в человеке с эмпирическим поведением, личность в учении И.П. Четверикова делается критерием проверки нравственности и христианской подлинности каждого помысла, ощущения, действия и речи в таинственном духовном центре внутри человека.

Обретение человеком субстанции, функции и процессов как метафизических характеристик личности в себе, умение видеть ее в ближнем, как и возникновение любви, проходит этапы своего становления на пути ее самореализации. Особого благодатного подъема духа, свободы и веры в процессе перехода от «внешнего» человека -совокупности социальных ролей, нередко противостоящих друг другу, к человеку «новому и внутреннему», когда конкретно-личностная высшая онтология противостоит обыденному субъективизму. В этом духовно-психологическом процессе развития личностных чувств и «Я-ощущений» решается задача объединения переживаний, их собирания и достраивания самосознания «Я» до максимальной цельности и крепкого единства. Именно такая личность, как форма проявления совершенного бытия, нравственного поведения, культурной речи, благих помыслов есть исток добродетельного отношения к ближнему. Она обеспечивает человеку его положительный модус межличностных взаимоотношений с людьми. Отношение личности к личности ближнего проявляет любовь ее к Богу и другим людям. Развивая себя как личность, человек совершенствует свою природу, приспосабливая ее к меняющемуся обществу. Присут-

© £

Ю

5

00 2

см

09 £

Б

а

2 ©

ствие в мире через творчество, участие в общественной жизни дает человеку радость бытия. Самосознание этого и свободно-нравственная деятельность объединялись в «главном элементе личности - чувстве любви» [Четвериков, 1905, 5, 160]. Сегодня достижение внутреннего единства человека в любви осложняется наличием в современном обществе массовой атомизации отношений и состояния отчужденности между людьми, их оторванностью друг от друга.

Личность как психологическая совокупность особых свойств свободы, веры, общения, творчества демонстрирует и подчеркивает многообразие проявлений самобытности человека, возможных форм его жизненного самоосуществления. Она раскрывает особое содержание жизни человека как обязанность ответственного отношения к ней, достижения святости как высшей ценности человеческого бытия. Ибо одновременно самосознание является метафизической системой мировоззренческих и этических взглядов, понятий и их взаимосвязей. Эти идеи и интуиции И.П. Четверикова о личности сведены исследованием в концепт представлений о человеке обладающим ею как синтезом «эмпирической» и «идеальной» личностей, модусом существования которых выступает творческое совершенствование, а целью - нравственное развитие и религиозная святость. За процессами нравственного самоосуществления человека в форме самосознания «Я» как субстанциального носителя личности обнаруживается духовно-временная развертка реального бытия человека. В ней он конституирует себя в качестве субъекта, активно осуществляющего перевод психологических и духовных возможностей личности в окружающую его тварную действительность.

Сознание понималось как некий горизонт внутреннего восприятия. Условием входа переживаний в сознание являлись степень впечатления и эмоциональность переживания. «Активная сторона внутреннего чувства, входящего в сознание, есть «Я» внутреннего восприятия. Это форма единства, которая всю внутреннюю жизнь превращает в жизнь единого «Я», внося связность и целостность» [Четвериков, 1908, 3, 428]. Термин «целостность» понимается как внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в составе человека. Цель бытия в учении И.П. Четверикова о личности человека в его освоении природы, в творчестве, культуре и духовной жизни. К развитию побуждают не природные инстинкты, а

духовные потребности и нравственные ценности. Личностное переживание бытия, в результате которого элементы сознания становятся ясными и есть самосознание «Я». Вследствие этого процесса происходит не только дальнейшее развитие его физического, социального и творческого потенциала, но раскрытие и формирование уникального ипостас-ного пространства личностного бытия. Структура личности по И.П. Четверикову предусматривает механизм избирательного взаимодействия человека с природной, социальной и культурной средой через виды его переживаний и порождение в этом взаимодействии иных, более нравственных и творчески совершенных душевных чувств, опираясь на которые самосознание «Я» определяет пути и направления самоосуществления жизни. Окружающая человека среда включает биологические, психологические и общественные сферы его существования. При этом используемая И.П. Четвериковым система понятий и категорий, рассуждений и взаимосвязей о личности, сведенная данным исследованием в единое учение не рассматривает различные социально-бытовые стратегии поведения и общения человека.

Внимание исследователя концентрируется на ценностно-творческой цели бытия - достижении состояния нравственности и раскрытие творческого потенциала человека в рамках православного вероучения. По учению И.П. Четверикова о личности элементы сознания включали «психические процессы и жизнь личности, эволюционное понятие души, психологию творческой личности» [Четвериков, 1913, 54]. Ибо вера и свобода при достижении святости требуют от человека непрестанного напряжения, личного самоограничения, высокой жертвенности, духовного преображения, онтологического подвига. Этот процесс задает интенциональность временного модуса бытия человека в соотнесенности с ценностно-смысловым наполнением его времени, глубоко-рефлексивным и ответственным отношением к собственной личной жизни. Личность способствует открытости человека в окружающий мир, а также вовнутрь к самому себе. Она указывает на присутствие будущего в настоящем человека и способ выхода в него, включая бессмертие души, выводя её на качественно новый духовный уровень. Кроме того, в учении И.П. Четверикова личность человека, ориентируясь на этические нормы бытия, инициирует процесс самопорождения новых форм поведения,

личных камертонов чувствительности человека к происходящим изменениям в себе и в мире, ответственности за принятые решения. Она устанавливает более высшую степень свободы человека, позволяющую соответствовать духовным изменениям, удерживая тенденцию собственного движения по направлению к вере, святости и любви. В его учении о личности представлен категориальный аппарат, описывающий проблемное поле личности человека («идеальная личность», «эмпирическая личность», «переживания», «физические переживания», «социальные переживания», «культурные переживания», «духовные переживания», «личные свойства»), который позволил зафиксировать существенные аспекты личностного самоосуществления (содержательный, результативный, процессуальный). Поскольку познание личности и сама жизнь в ее динамике, росте, развитии и непредсказуемости, подразумевающая нравственное самоосуществление, нераздельны. Личность побуждает человека в психологическом аспекте к духовной трезвости, душевно-телесной самоорганизации, дисциплинированию воли, тренировке памяти, повышения внимания в контексте приспособления его к среде существования, и приводит к гармонии мысли, совершенству чувств и целесообразности поступков. В своей онтологической полноте личность есть величайшая из тайн, разгадать которую имеющимися рациональными средствами не представляется возможным. Ибо реальность создается человеком, а подлинность определяется смыслами и ценностью его личного бытия, истекающей из направленности, выраженной в динамике самостоятельной изменяемости человека и в диалогичности отношений.

В данном свете следует напомнить, что в России в конце XIX века пороки современной цивилизации - утрата идей абсолютной ценности личности, справедливости государства и свободы творчества в религии стали широко распространёнными в частности, потому, что большая часть интеллигенции отреклась от религиозных взглядов христианства. Она отсекла себя от субстанциональной основы личности, лишаясь процесса созидательной силы и предаваясь идее и функции греха. Эгоистическое погружение человека в пространство своих желаний привело к тому, что интеллигенту стало враждебно само представление о культуре в духовном смысле. Она предлагала «великий передел» собственности как меру высшей справедливости для наро-

да. Это вылилось в умонастроения «погромных вихрей» в восприятии народом подобных идей. Ибо стало невозможно, проповедуя идеалы бедности и аскетизма провозглашать требования «сделать народ богатым», не растравляя самосознание неполноценности нищеты, мобилизуя «враждебные чувства личностей» [Вехи, 1991, 473].

В противоположность таким умонастроениям учение И.П. Четверикова о личности предлагало духовное самосозидание человека. Взаимодействуя с миром и людьми человек по учению И.П. Четверикова совершенствуется только в процессе межличностного диалога «Я» -«Ты» или «Я» - «Не Я». Проявляя себя в нем, его личность не только становится тем, что она есть, но и через взаимодействие в общении, обретает познание себя. Действие есть онтологический переход возможностей в действительность, потенциальности в активность. Личность же на фоне данного процесса-перехода проявляет себя как духовное состояние человека, ориентированное на постоянную свободу принятия решений. Существование, в условиях среды которого происходит у человека процесс формирования его личности дает социальные и духовные перспективы, опираясь на возможность которых личность сама, все более совершенно, строит каркас духовных ценностей, навыков, принципов и форм самовыражения, прокладывая человеку путь в бессмертие. Самосознание человека объединяло все действия души и тела в единое и целое состояние «Я», как субъекта бытия, ядра разумного, и иррационального мышления. Проявление в бытии самосознания «Я», которое «отделяется от психических явлений» [Четвериков, 1911, 4] потока сознания, являлось личной основой самонаблюдения, самоидентификации и самоопределения человека как разумно-морального существа. Направленность и ответственность личности человека при этом проявляется в ее нравственном выборе между ее опытно-психологической и духовно-идеальной частями. Следует уточнить, что «эмпирическая» личность в представляемом учении включает в себя регулярное, непрекращающееся взаимодействие внутренних и внешних сил человека, обобщенно именуемых И.П. Четвериковым переживаниями жизненного опыта (потребности, мотивация, настроения, условия среды, которые поддерживают или препятствуют осуществлению целей человека в конкретной ситуации). Эмпиризм в терминологии И.П. Четверикова

проявлен в жизни, как определенная часть физического, социального и культурно-духовного мира, которая, помня об образе Божием, оказывает влияние на природу человека. Именно отдельно рассматриваемая личность выступала в системе взглядов источником культуры в синтезе высшего духовного смысла и иррациональности свободы. Свободный выбор личностью образа бытия природы человека определяет интенционность его пребывания в жизненном изменении - предлагая природе и, образно выражаясь, убеждая человека, как ему следует жить: пассивно существовать или активно изменяться, поддаваться страстям или соблюдать заповеди на деле. Используемое И.П. Четвериковым понятие «человеческая личность» включает диалектику внешнего и внутреннего, изменяемость и сохраняемость, нацеленные на существование, в котором физическо-социальные причины взаимно влияют на духовные факторы. Человек, постигая себя, созидает и творит вовне.

Переживания от влияния окружающей среды преодолеваются и снимаются в человеке активной творческой деятельностью по изменению себя и внешнего мира, тем самым сохраняя свое достоинство, духовную сущность и уникальность. Посредством своей личности, присутствия в ее составе образа Божия, человек противостоит обыденности, животным проявлениям телесной природы, по сути дела регулируя мотивы и проявления собственного поведения. Становление человеческой личности идет через процесс постепенного самопознания «Я», внутреннего раскрытия творческого и духовного потенциала через присущие Богу личностные свойства свободы, любви, открытости, творчества, самосознания, по аналогии, воспринятые человеком. Необходимость наличия в личности «сознания» вызвана потребностью объяснить тот факт, «что вещи не только существуют, но еще фиксируются и познаются» [Джеймс, 1913, 4, 110]. И в сущности именно благодаря постоянному выбору личности человек достигает намеченных им в жизни целей, реализуя жизнь как рассчитанный и очерченный своими помыслами и актами, планами и словами собственный уникальный проект телесно-духовного личностного бытия.

Свобода и любовь, творчество и нравственность, вера и святость - базовые качества самоактуализации личности в системе И.П. Четверикова. Они заданы в контексте целостной системы основополагающих личностных смыслов и духов-

ных ценностей, нравственных установок и мировоззренческих убеждений самосознания человека, обуславливая процесс реализации своего личностного потенциала во внутренней (духовной) и внешней (тварной) жизни.

Литература

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147-158.

3. Четвериков И.П. Метод философии Фриза. // Труды Киевской Духовной Академии. 1908. - № 2. - С. 224-236, № 3. -С. 422-462, № 4. - С. 553-565.

4. Четвериков И.П. Курс лекций по общей психологии (рукопись) проф. И.П. Четверикова, записанных в 1910-1911 гг.

- Киев. 1911. - 304 с.

5. Четвериков И.П. Программа лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательно-педагогических курсах. -Херсон: Губернская Земская Управа, 1913.

- С. 54-56.

6. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. // Русская религиозная антропология: в 2 т. // 2 т. - М: Московский Духовный Фонд, Московская Духовная Академия, 1997. - С. 334-343.

7. Вехи. Из глубины. - М.: Правда, 1991. - 607 с.

8. Джеймс У. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. 1913. № 4. - С. 102-127.

Title of the article: Value-creative aspect of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality. Sizintsev P.V. Moscow spiritual academy Value-creative aspect of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality and personal properties of God and man. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of self-consciousness, personal properties and religious and philosophical ideas of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-consciousness, religion, human personality, philosophy, morality, psychology, creativity, love.

О

Ю

5

*

00 2

References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being.

- Kiev: Printing house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.

2. Chetverikov I.P. The doctrine of personal God in

terms of ethical value. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1905. № 5. - p. 147-158.

3. Chetverikov I.P. Philosophy philosophy method.

// Proceedings of the Kiev Theological Academy.

1908. - № 2. - p. 224-236, № 3. - p. 422462, № 4. - p. 553-565.

4. Chetverikov I.P. A course of lectures on general

psychology (manuscript) by prof. I.P. Chetverikov recorded in the years 1910-1911. - Kiev. 1911. - 304 p.

5. Chetverikov I.P. The program of lectures on

psychology. // Report on general educational and pedagogical courses. - Kherson: Provincial Zemsky Council, 1913. - p. 54-56.

6. Chetverikov Ivan. From lectures on general

psychology. // Russian religious anthropology: in 2 t. // 2 t. - M: Moscow Theological Foundation, Moscow Theological Academy, 1997. - P. 334-343.

7. Milestones. From the depth. - M .: Pravda,

1991. - 607 p.

8. James W. Does consciousness exist? // New

ideas in philosophy. 1913. № 4. - p. 102127.

см

OS £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.