Античные и святоотеческие основания учения о личных свойствах Бога и человека и их влияние на идеи профессора И.П. Четверикова
Сизинцев Павел Васильевич,
аспирант, Московская Духовная Академия, [email protected].
В статье ставится задача показать античные и святоотеческие основания учения о личных свойствах Бога и человека и их влияние на идеи профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов сознания, личных свойств и представлений о личности и самосознании человека. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теис-тического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось. Ключевые слова: самосознание, священное предание, личность человека, патристика, нравственность, основания, творчество, любовь.
В статье рассматриваются основные идеи духовно-академической среды о личном Боге и человеке, истоком которых были тезисы философской мысли от античности до начала XIX века, воспринятые в России. Актуальность соотношения веры и разума была обусловлена своеобразием данного направления [Гаврюшин, 2011], исток которого был в античности. Для древних греков совершенный Дух, по мнению научного руководителя И.П. Четверикова заслуженного профессора П.И. Линицкого выражал «теистическую идею о Божестве» [Линицкий, 1874, 211]. Он обладал властью над материей, был непостижимым в своей сущности и абсолютной свободе началом. Платон изъяснял Сверхсущее как абсолютное Благо. У него не было понятия личности, но в его метафизику входило трансцендентное, как выход мысли в запредельность мира идей для обретения истинного бытия [Абрамов, 1979]. Непонимание личного в первопричине Блага отличало платонизм от христианства, в котором Бог есть Пресвятая Троица Божественных Лиц, а человек сотворен по образу Бога. Аристотель ограничил сущность Божества мышлением, отстранив чувства. Но часть его метафизики была принята православной антропологией, ибо целью бытия природы у него был человек. Трактат «О душе» в границах умозрительной психологии, мистически трактовал понятие человеческого «Я». В результате метафизика его идей обрела антропоцентрические параметры, в которой душа и тело нераздельны, «как воск и оттиск на нем, как материя чего-либо и то, для чего она служит материей» [Аристотель, 1975].
Саксонский философ Г.В. Лейбниц объявил Абсолют первой монадой, создавшей все остальные, и признавал душу как единый сознательный субъект, объединяющий состояния и чувствования. Он стремился раскрыть понятие самосознания Бога. Именно у Г.В. Лейбница эмпирическая часть души содержала «переживания в виде эмоциональных состояний, настроений, выражаемых в понятии «Я» как в самосознании» [Лейбниц, 1989, 4, 1]. У немецкого философа И. Канта, человеческий разум не мог ничего помыслить ни о Боге, ни о душе, ибо это относилось к «вещам в себе», не доступным знанию. Очевидной сферой бытия является для себя только человек, и все, что создано его разумом. Философ объединил бытие в человеческое «Я» и ввел сознание в сферу трансцендентности с единством, идеальностью и целостностью. Такая концепция была системой мысли, которую нельзя было игнорировать, но и невозможно для православия было принять в целом. Его практическая философия дала нравственное доказательство бытия Бога и бессмертия души. Это наличие нравственного закона в человеке служило свидетельством существования Бога. Однако, его сведение религии к нравственности умаляло духовные связи людей, замыкая разум на идее, что вещи есть «призраки субъективной деятельности духа» [Линицкий, 1890, 1, 20]. Для живой связи Бога и человека в православии это было неприемлемо. Душа у И. Канта объявлялась субстанцией «Я» человека. Поэтому:
• Внутренность субстанции ведет к нематериальности «Я»,
• Простота субстанции ведет к не разрушаемости «Я»,
• Интеллектуальность субстанции означает личность» [Кант, 1994, 3, 368-369].
Но его понятие «личности» было формальным принципом «идеи автономно-разумного существа», совокупности идей разума и свободы, как психических функций сознания [цит. по Четвериков, 1903, 200]. Выделяя в сознании сферы практического разума и суждения, он задал возможности контакта с реальностью за пределами рационального знания. Ибо, по его мнению, человек состоит из «эмпирического индивида» и «метафизической личности». Так возникло не противостояние разума с иррациональной интуицией, а их взаимное дополнение в бытии. Философ субъективного идеализма Фихте-ст. выводил, что «вещь в себе» - субъективное представление, а мыслящее ее «Я» - исток познания и существования. Именно «Я» создает мир человека, противопоставляя себя «не-Я», чтобы выразить его в мире. «Я» свойственно становление, развитие через обретение самосознания в человеке. Таким образом, человек в
© £
Ю
5
2 е
8
сч £
Б
а
2 о
самом себе содержит абсолютное в относительном, являя постоянное противоречие, [Гайденко, 1979], ибо состоит из личности и природы.
Сын философа, философ Фихте-мл. точно сформулировал идею теизма, заключающуюся в том, что «абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, всё-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы». Причем сила именно потому считается слепой, что она не осознает сама себя. «Поэтому абсолютное начало не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлечённого, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в себе сущее бытие, для обозначения которого человек не имеет никакого другого выражения или аналогии, кроме как безусловное сознание». Христианский теизм, как религиозно-философское мировоззрение, утверждал бытие личного Бога, создавшего мир и ведущего в нём Свою деятельность. Теизм признает причинность и целесообразность мира, истоком которых считает понятие «личностные свойства» Бога. Он продолжал линию религиозно-идеалистической метафизики, исходившей из положений платонизма, картезианства, лейбницианства. В теизме идея Бога как первоосновы всего сущего вытекает из рассмотрения реального мира, как замкнутой, координированной системы. Порядок мира признается сотворенным и обусловленным, имеющим единое Начало, которое есть Бог как абсолютная личность. Бог вечно создаёт Мир как управляемую систему. И так как источник управляемости в Боге, то деятельность Бога по отношению к миру целесообразна, сознательна, причинна и свободна.
Отсюда философией теизма выведено бытие «личностных свойств Бога»: самосознание, свобода, причинность, творчество, духовность имеющих абсолютный характер. Очевидно, что философское понятие «личностные свойства Бога» христианского теизма не совпадало с личными Божественными свойствами в теологии православия. Само развитие личности осуществляется через нравственный идеал Иисуса Христа проявляемый в раскрытии личных свойствах человека. Человек тогда исполняет святоотеческий совет: «принудь ум из места начальствования сойти в сердце и удержи его в нем» [Григорий, 1999, 95]. Умозрительная психология учитывала в своей диалектике законы существования объективной необходимости и законы духовной реализации человеком своего при-
звания. Эта способность называлась термином «самоопределение», которое связывается с умом, глубиной знания себя, своего «духовного сердца», нравственного потенциала. В учении И.П. Четверикова о личности человека, его развитие характеризуется пробуждением, проявлением и созреванием талантов в жизни человека. Они, согласно православному вероучению являются даром Бога. Это присутствие в человеке влияния Бога является основой духовной жизни, которая уму неведомым образом зарождается в природе бытия и аккумулирует все безусловные высшие цели.
По мере возрастания человека и обретения им сознания, его душа становится основой разума и творчества. Но объединяет все действия души и тела человека в единое уникальное существо именно самосознание «Я», проявление которого было не душой и не телом. Ибо действующие в человеке переживания не объяснялись действиями души или тела, поскольку зависели от души и от тела одновременно. Поэтому, человеческое «Я» не может быть продуктом взаимодействия сил природы, ибо оно «есть самобытная реальная сущность» [М., 1886, 8]. Сознание и переживания постоянно объединены в его едином центре, как источнике свободно-осознанных действий человека. Имея представление об идеале в своем сознании, своим стремлением к совершенству и нравственным выбором человек понимает Бога как личное Существо, своего Творца. Ибо как учил святитель, «одно только счел Бог достойным собственных рук - сотворение человека. Это преимущество человек получил ради своей души» [Тихон, 1994, 3, 305]. Идея, что Бог дает человеку свободу и заповеди, уводила вопрос взаимоотношений в духовно-нравственную сферу, поскольку в личных чертах человека отражалось аналогия личностных свойств абсолютной Личности. Уникальность умонастроения духа, социальные особенности и индивидуальность физиологических качеств создают в целом нераздельность самосознания личности человека. Но и абсолютность Бога как самосознающей Себя Личности проявляется в диалектике вечного самосозерцания Своего бытия при котором субъект и объект, единое и многое совпадают между собой. В Боге личность означает «Я» как всеобщее в его отвлеченном и свободном существовании, соотношение субъекта к самому себе как самосознающего универсального начала. Личность при этом -форма проявления божественной Сущ-
ности в их свободной внутренне самоопределенной равновесной соотнесенности бытия.
Сама же нравственная потребность к исполнению заповедей запечатлена в душе человека, находясь в «неразрывной связи с учением о Царстве Божием и о союзе человека с Богом» [Четвериков, 1903, 306]. Таким образом с точки зрения умозрительной психологии человек был способен возвышаться разумом до высших ценностей духа и использовать ум для преобразования мира. Но главное - человек осознавал себя как личность в совокупности опытных переживаний, видел идеал и его мотивации и ставил перед собой высшие духовные цели. Он учился использовать личную свободу для управления своей жизнью, а врожденную потребность в Боге наполнял верой в Иисуса Христа, рождая в себе нравственное чувство. Ибо, как учил свт. Тихон (Задонский) и «в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя права: на пищу - через пост, на сон - через бдение, на покой - через труд» [Тихон, 1994, 1, 125]. Наличие свойств, делающее человека носителем личностности, способно приводить сознание к абсолютной Личности. При этом очевидна связь умозрительной психологии и святоотеческой традиции. Ибо по православному учению человеческая душа создана Богом нематериальной, свободной и способной к бессмертию. Самовластие души требовало от человека «быть свободным, не подчиняться естественному владычеству, но иметь самовластную, по своему усмотрению решимость» [Григорий, 1861, 141]. При этом божественный образ в человеке святоотеческое наследие усматривало «в невидимой душе, словесной, разумной, свободной, бессмертной» [Дмитрий, 1989, 19]. Свойства его в человеке были отнесены к душе, включая совокупность свойств и талантов. Но хотя божественный образ находится в составе человека, однако не всякая деятельность приближает к богоподобию, ибо человек в своей свободе далеко не всегда выбирает путь к истине. Верующий человек в гармонии мира и проявлениях в нем Бога, обретает богообщение, как живую любовь личного Существа. Как отмечал прп. Марк Подвижник, «общение бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви, но через общение мы воспринимаем друг друга» [Марк, 2005, 228]. Минимум общения требует доверия, максимум общения возможен в состоянии взаимной любви.
По учению И.П. Четверикова о личности элементы сознания включали «психические процессы и жизнь личности, эволюционное понятие души, психологию творческой личности» [Четвериков, 1913, 54]. Только в сознательном осуществлении своих мыслей, поступков и действий по примеру нравственного идеала, способно актуализироваться проявление человеческой личности. Поэтому именно жизнь во Христе полностью реализует личностный духовный потенциал. «Личность заключается не в границах бытия, ограничивающей известное существо. Это самообладание, самосознание, соединенное с самоопределением и самоощущением [Сильвестр, 1867, 3, 349] опытных переживаний человека. Эти тенденции мысли привели к отождествлению понятия «личность» и самосознания, в котором «Бог есть абсолютная духовная субстанция, которую три отдельных самосознания Лиц сознают, как свою. Смыслу слова ипостась соответствует понятие самосознания» [Мелиоранский, 1912, 2, 203, 205]. Считалось, что в человеке «ипостась есть духовная личность, единое самосознающее я» [Соколов, 916, 330]. И именно оно направляет самобытные, свободно коренящиеся в природе человека помыслы, чувства, действия. Таким образом, самосознающее «Я» формирует образ бытия природы человека.
Человек в соответствии с учением И.П. Четверикова о личности имел в своем сознании врожденную идею личного Бога, что подчеркивало его стремление к идеалу. Это стремление было характерно для понятия «эмпирическая личность», а представление об идеале формировалось в понятии «личность идеальная». При этом, когда духовные желания способствовали уподоблению человека Богу, то происходил нравственный рост и возвышение личности. Если же развитие человека шло по пути порока, то следовала моральная деградация, вплоть до минимального проявления образа Божия. «Идеал истины, с точки зрения которого оцениваются все познания» и добродетели, «и идеал правды с точки зрения которого оцениваются стремления, требуют признать» по учению И.П. Четверикова свой «источник, который находится в идеальной личности человека». Этот идеал создается самой личностью в процессе ее социализации - самонаблюдением, творческой силою, выработкой личных свойств. И в конечном итоге идеал человека «обусловливает процесс культурного творчества в его жизни» [Четвериков, 1997, 338]. Он есть духовная «соб-
ственность» человека, нераздельная часть присущего ему человеческого духа. Стремление к идеалу дает ощутить человеку чувство свободы, жизненной силы в любой миг изменить направление и ход своего бытия.
Литература
1. Григорий Нисский, свт. Творения: в 8 ч. // ч. 1. - М: Московская Духовная Академия, 1861. - 470 с.
2. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. - Киев: Пролог, 2003. - 380 с.
3. Григорий Синаит, прп. Творения.
- М: Новоспасский монастырь, 1999. -С. 160.
4. Дмитрий Ростовский, свт. Летопись: Синопсис. - Репринт. - М: Книга, 1989. - 474 с.
5. Линицкий П.И. Обзор философских учений. - Киев: Типография С.Т. Еремеева, 1874. - 245 с.
6. Линицкий П.И. Критика начал новой философии. Абсолютное есть ли идея, или же действительное существо? / / Вера и Разум. Отдел философии. - 1890. № 1. - С. 1-27, 167-197.
7. Марк Подвижник, прп. Советы ума своей душе. - Минск: Издательство Свято - Елизаветинского монастыря, 2005.
- 302 с.
8. Сильвестр (Малеванский), архиеп. Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов. // Труды Киевской Духовной Академии. 1867. Т. 3. Июнь -Июль.
9. Тихон Задонский, свт. Творения отца нашего Тихона Задонского: в 5 т. // т. 1. - М: Московская Синодальная типография, 1875. - Репринт. - Псков: Приход храма Святого Духа, 1994. - 272 с.
10. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое // Творения отца нашего Тихона Задонского: в 5 т. // т. 3. - М: Московская Синодальная типография, 1875. - Репринт. - Псков: Приход храма Святого Духа, 1994. - 420 с.
11. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.
12. Четвериков И.П. Программа лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательно-педагогических курсах. -Херсон: Губернская Земская Управа, 1913.
- С. 54-56.
13. Четвериков И.П. Конспект лекций по психологии. // Отчет об общеобразо-
вательных курсах. Полтава: Педагогическое бюро Полтавского Губернского земства. 1913. - С. 50-83.
14. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. // Русская религиозная антропология: в 2 т. // 2 т. - М: Московский Духовный Фонд, Московская Духовная Академия, 1997. - С. 334-343.
15. Аристотель, Сочинения: в 4 т. // т. 1. / О душе. 412Ь6. - М: Мысль, 1975.
- 552 с.
16. Абрамов А.И. Платон и его эпоха. // Оценка философии Платона в русской идеалистической философии. - М: Наука, 1979. - С. 212-237.
17. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. // Антропология в свете гносеологии: В.А. Снегирев и В.И. Несмелов. - Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011. - С. 284-294.
18. Гайденко П.П., Философия Фихте и современность. - М: Мысль, 1979.
- 288 с.
19. Кант И. Сочинения: в 8 т. // т. 3. -М: ЧОРО, 1994. - 744 с.
20. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. // т. 4. - М: Мысль, 1989. - 554 с.
21. М.М., Личность и абсолютность. // Православное обозрение. - М. 1886. № 8. - С. 705.
22. Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви. - СПб. Выпуск 2. 1912. -С. 145-288.
23. Соколов В., свящ. Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды: опыт церковно-исторической монографии. - Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1916.
- 360 с.
Ancient and patristic foundations of the doctrine of the personal properties of God and man and their impact on the ideas of Professor I. P. Chetverikov Sizintsev P.V. Moscow spiritual academy The article aims to show the ancient and patristic foundations of the doctrine of the personal properties of God and man and their impact on the ideas of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. P. Chetverikov. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of consciousness, personal properties and ideas of the person and self-consciousness of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out.
О
Ю
5
*
2 e
8
Keywords: consciousness, sacred tradition, the identity of the person, Church fathers, morality, reason, creativity, love. References
1. Gregory of Nyssa, St. Creations: at 8 o'clock //
p. 1. - M: Moscow Theological Academy, 1861. - 470 p.
2. Gregory of Nyssa, St. Big public word. - Kiev:
Prologue, 2003. - 380 p.
3. Gregory of Sinai, Creations - M: Novospassky
monastery, 1999. - p. 160.
4. Dmitry Rostovsky, svt. Chronicle: Synopsis. -
Reprint. - M: Book, 1989. - 474 p.
5. Linitsky P.I. Overview of philosophies. - Kiev:
Typography S.T. Eremeeva, 1874. - 245 p.
6. Linitsky PI Criticism began a new philosophy. Is
there an absolute idea or a real being? // Faith and Mind. Department of philosophy. - 1890. № 1. - pp. 1-27, 167-197.
7. Mark the Ascetic, Venerable Tips of mind to your
soul. - Minsk: Publishing House of the Holy Elizabethan Monastery, 2005. - 302 p.
8. Sylvester (Malevansky), Archbishop. The
inconsistency of the newest pantheism in solving the most essential questions for man. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1867. T. 3. June - July.
9. Tikhon Zadonsky, svt. The works of our father
Tikhon Zadonsky: in 5 tons. // Vol. 1. - M: Moscow Synodal Printing House, 1875. -Reprint. - Pskov: Parish of the Temple of the Holy Spirit, 1994. - 272 p.
10. Tikhon Zadonsky, svt. Spiritual treasure, collected from the world // Creations of our father Tikhon Zadonsky: in 5 tons. // Vol. 3. -M: Moscow Synodal Printing House, 1875. -Reprint. - Pskov: Parish of the Temple of the Holy Spirit, 1994. - 420 p.
11. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: Printing house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.
12. Chetverikov I.P. The program of lectures on psychology. // Report on general educational and pedagogical courses. - Kherson: Provincial Zemsky Council, 1913. - p. 54-56.
13. Chetverikov I.P. Summary of lectures on psychology. // Report on general education courses. Poltava: Pedagogical Bureau of the Poltava Provincial Zemstvo. 1913. - p. 50-83.
14. Chetverikov Ivan. From lectures on general psychology. // Russian religious anthropology: in 2 t. // 2 t. - M: Moscow Theological Foundation, Moscow Theological Academy, 1997. - P. 334-343.
15. Aristotle, Works: in 4 t. // vol. 1. / About the soul. 4126. - M: Thought, 1975. - 552 p.
16. Abramov A.I. Plato and his era. / / Evaluation of the philosophy of Plato in Russian idealistic philosophy. - M: Science, 1979. - p. 212237.
17. Gavryushin N.K. Russian theology. Essays and portraits. // Anthropology in the light of epistemology: V.A. Snegirev and V.I. Nesmelov. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Theological Seminary, 2011. - p. 284-294.
18. Gaidenko PP, The philosophy of Fichte and modernity. - M: Thought, 1979. - 288 p.
19. Kant I. Works: in 8 tons. // Vol. 3. - M: CHORO,
1994. - 744 p.
20. Leibniz G.V. Works: in 4 tons. // Vol. 4. - M: Thought, 1989. - 554 p.
21. MM, Personality and Absoluteness. // Orthodox review. - M. 1886. № 8. - p. 705.
22. Melioransky B.M. From lectures on the history and teaching of the Ancient Christian Church. - SPb. Issue 2. 1912. - p. 145-288.
23. V. Sokolov, priest. Leonty Byzantine. His life and literary works: the experience of the church-historical monograph. - Sergiev Posad: Printing house of the Holy Trinity St. Sergius Lavra, 1916. - 360 p.
сч £
6 a
2 ©