Научная статья на тему 'Нравственный аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности'

Нравственный аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ЭТИКА / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Рассмотрен нравственный аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также о личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сизинцев П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственный аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности»

Нравственный аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru

Рассмотрен нравственный аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также о личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

Ключевые слова: самосознание, этика, личность человека, философия, нравственность, психология, христианская мораль, любовь.

Опыт как непрерывный поток сознания, не знающий распадений на несовместимые и несопоставимые элементы, в системе взглядов на личность профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова тождественен переживаниям обыденной жизни, включая в себя чувственные, религиозные, моральные, социальные и культурные составляющие. В нем тщетно искать вечные сущности и абсолютное знание. Они появляются в структуре личности благодаря «идеальной личности» -стремлению к нравственному идеалу в человеке. Сам же опыт, есть то бытие, которое в принципе не снимается знанием, ибо конкретность опыта всегда несет в себе связь с новым переживанием и открытость для неизвестного будущего. Открытость в данном контексте означает включенность человека в целостность бытия, осознание своей идентичности, а также действительности и возможности деятельности по преобразованию мира. Проведение анализа понятия «Абсолют» как философского синонима понятия Бога неизбежно и с железной необходимостью логики приводило к феномену личностности. Ведь абсолютное начало безусловно, и само - жизненно, а знание об условном бытии однозначно полагает идею бытия безусловного, как первой причины мирового бытия ни от чего не зависящей, уникальной. Как исток гармоничного порядка бытия, Бог есть причина творческая, в самобытности порождающая свойства всемогущества и премудрости. В этом само - порождении личных свойств, проявлена внутренняя жизнь Бога-Абсолюта, которая, не завися от внешней, обуславливает последнюю. Внутренняя, личная жизнь Абсолюта определяет образ бытия внешнего сотворенного мира, отображая в нем свои идеальные свойства. Подобное отображение предполагает в абсолютном начале сознание своей идеальной Сущности. «Самопознание и свобода, внутренняя жизнь и творческая деятельность предполагает один центральный пункт в Абсолюте, или «Я», как носителя и источник сознательной и свободной жизни. Или, точнее, предполагает в нём личность, как Его основное и существенное свойство» [Четвериков, 1903, 299]. Следовательно, понятия личности и абсолютности допустимо объединить: Абсолютное по самому способу бытия есть личность, а личность абсолютна сама в себе.

Идентичность состоит из понятия о себе, чувства неповторимости и единства человека с идеалами христианства. Важно понимать, что, усваивая ценности, предлагаемые ему обществом, человек в определенном смысле теряет себя как духовная личность, превращаясь в социальное существо. Опыт универсален, он дает не столько знание, сколько саму способность обретать человеку новое и учиться на этом, оборачивая сознание само на себя. И подтверждая тем самым мысль о том, что человеческое сознание - зеркало бытия. Опыт есть своеобразное развертывание перед человеком бытия и обретение постоянно новых горизонтов познания себя и мира. В его осмыслении используется как феномен веры, (через христианские символы) так и феномен мысли (через категории и понятия).

Вера как способ познания в отношении трансцендентного начала, непостижимого без нее, стала использоваться И.П. Четвериковым для решения таких психологических и теистических задач, которые не входили в проблемное поле западного рационализма. Вера же в личного Бога составляла главное условие сохранения высшего идеала абсолютного блага и цели бытия. О «бытии единого личного Бога» писал впоследствии проф. Е.П. Аквилонов [Аквилонов, 1905, 16]. Речь идет об экзистенциальной и метафизической настроенности человека в акте веры как синтезе опытных переживаний и умозрительных представлений. Ибо высший уровень разумного знания всегда аксиоматичен и сродни вере. В сущности, утверждение верой возможности в качестве действительности позволяет допустить существование отдельного мира этой вероят-

© £

Ю

5

2 е

8

сч £

Б

а

2 о

ной «реальности» в сферах недоказуемого интуитивного знания по мысли прп. Максима Исповедника [Орлов, 1888]. Отсюда логично истекает способность для человека личного интуитивного исследования трансцендентной реальности в акте веры или молитвы. Проблема соотношения личности человека, взятого во всей его эмпирической конкретности и ограниченности на фоне личного бесконечно совершенного и всеблагого Бога была рассмотрена И.П. Четвериковым без принижения эмпирической личности человека до «винтика» мировых событий. Но и без сведения живого и личного Бога к абстрактному Абсолюту, как всеобщей поглощающей человека субстанции. Здесь важно такое свойство личности человека, как вера в качественно иную реальность, с ее свободно-творческим поиском и духовным усилием. Предмет веры - трансцендентная тайна за пределами познания, которая тем не менее вскрывает смысл вещей. Вера есть уверенность в невидимом (Евр., 11. 1.), форма сверхъестественного разума, который помогает проявить в человеке недоступное для чувственного опыта. Знание интеллектуально удовлетворяет, вера дает свободу, ибо как рационально недоказуемое знание субъектна, но как интуитивное ведение - личностна в Боге. Разработка учения о человеческой личности проводилась И.П. Четвериковым в пределах веры («идеальная личность» стремления к высшему и опытного знания в эмпирической личности). Он не принимал мысль В.И. Несмелова о том, что «ни один человек не может сознавать себя образом Бога, потому что это сознание противоречит действительному существованию человека в качестве вещи мира». Ибо человек не вещь, и не животное. Экспериментальная психология И.П. Четверикова допускала наличие в сознании человека идеи Бога, и Его образа, снимая противоречие между психологическим знанием переживаний и понятием православной веры в виде представления об идеале. В то же время понимая человеческое «Я» как носителя личности человека он весьма близко подходил к сравнению «Я» с самосознанием человека. И в этом его рассуждения были схожи с несмеловскими - «Я не есть самосознание, оно только логическое замещение самосознания в мышлении об явлениях душевной жизни и психологическое выражение отношений самосознания ко всему тому, что не есть оно само».

И тот, и другой с точки зрения метафизической психологии признавали, что

сознание живо, когда оно осознает самое себя, в те моменты, когда оно является самосознанием, ибо такое сознание являет себя в бытии как личность, и в жизнедеятельности проявляется как личность через самосознание «Я». «Он искал живого Бога, вечно живой личности человеческой и мира высшего за пределами феноменального бытия и требовал доказательств» [Несмелов, 1889, 154]. Идея свободы человека, как и восприятие человеком себя в качестве единственной причины своего произволения прямо исходит из самосознания. Отсюда же происходит осознание человеком себя как цели и субъекта своих деяний, осуществляя тем самым собственно личное бытие.

В идее свободы «Я» реализуется у И.П. Четверикова как живая сила, которая существует сама по себе выражением свободной личности, способной не просто переживать опыт жизненных испытаний, но и преобразовывать смысловое содержание личностного бытия своей свободной волей. В этом заключен процесс актуализации «идеальной личности». Освободить себя от сознания наличия внутри себя образа Божия как безусловного идеального бытия человек ни в коем случае не может, пока он сознает и мыслит себя в природном содержании своей личности. Следовательно, человек в обретении понятия идеальности сознает свою личность как синтез эмпирической личности и реальный образ абсолютной Личности. Личность через сознание задает образ бытия всей индивидуальности человека, его природе, что означает кардинальное изменение образа мышления и образа жизни. В этом состоянии перед человеком открывается способ религиозного мышления, в жизни исходящий из положения об изображении в человеке Бога через категории онтологии и гносеологии. Человеком выражается действительная связь своего условного и безусловного бытия как сознание реального бытия Бога через пример богочеловека Иисуса Христа. Поэтому идея бого-уподобления является итоговой истинной целью человеческого существования. Личность человека, является не зеркалом, а самим образом абсолютной личности, и идеал в человеке не возникает под формой явления сознания, а представлен человеческой личностью [Несмелов, 2000, 1, 65].

И.П. Четвериков считал, что идея о понятии Бога формируется в сознании человека вместе с его духовно-социальным ростом, а образ его задан обра-

зом нравственного идеала Христа и развитием в душе человека личных черт. Самопознание своего «Я» приводит к обнаружению в себе свободы, творчества, стремления к добру, истине, любви как чертам, аналогичным личным свойствам абсолютной Личности. Реализация в жизни этих черт человеком показывает и проявляет его способность быть личностью - жить в соответствии с евангельскими заповедями. Целью бытия становится растворение границ эмпирической личности и превращение гармонии переживаний в форму проявления в максимальной полноте - святости в помыслах, речах, желаниях и действиях человека. Чем полновеснее богоуподобление человека, тем более проявляется человек как личность в эмпирической сфере существования. Потенциал личности актуализируется, проникая во вневременность бытия. Так и эмпирическая личность И.П. Четверикова призвана освобождаться от влияний обыденных переживаний ради соответствия себя запечатленному в человеке состоянию «идеальной личности». Следует посредством любви изменить отношение ко всем окружающим людям. Под отношением понимается оценочный процесс самосознания, выражающийся эмоционально, чувственно, через желания и переживания человека в целом. Ибо человек своей мыслью, как жизнью скрепляет в единое целое бытие и ничто.

Надо стать тем «Я», которым действительно является человек, научиться контролировать свои страсти, воспитать характер и понимание духовных ценностей. Ибо только высшие ценности творчества (искусство), переживаний (любовь), отношений (роли) делают жизнь максимально осмысленной. Поиск себя соединяет в человеке самосознание «Я» с разными уровнями подсознания как хранилищах опыта переживаний (детство, молодость, зрелость). Он учится слышать себя и доверять себе, принимать других такими людьми, какие они есть. Когда достигается интеграция всех переживаний, человек ощущает единство, гармонию и целостность: как становление единого, неповторимого и целостного индивида, сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности - личности. Сам вопрос о смысле жизни, создается в сознании как составляющей части личности. Высшая потребность человека в реализации личностного потенциала, и сам процесс его раскрытия, является самоактуализацией смысла жизни. При этом рефлексия и самосознание как элементы

сознания формируют состояние человеческого «Я». Следствием становится личное и профессиональное самоопределение, становление «жизненной перспективы» как представление о том, что хотелось бы человеку сделать в жизни. Личность проявляется в определении замысла дел, процессе саморегуляции социальных ролей, задач и смыслов жизни, сверхзадач бытия. Жизненный путь развития личности планируется и происходит одновременно в деятельном, социальном, мировоззренческом направлениях. Самореализация, как реальное воплощение ценностей и смыслов в деятельности религиозного самоопределения личности является ядром ее духовного созревания.

Личности человека присущи свобода выбора, творческая активность, устойчивость, онтологическая целостность, взаимодействие с природой человека. Но свобода человека может проявляться и в том, чтобы не определять направленность действий природы, а не препятствовать им. Тогда природные склонности берут верх над личностными, разворачивая их в направлении постоянного удовлетворения потребностей, удобопреклонных к греху. Личность при этом деградирует, имеет отрицательную нравственную направленность, так как проявления свободы, творчества, любовь, вера, самосознание, воля приобретают негативную окраску. Свобода превращается из «свободы от греха» в «свободу для греха». Творчество при этом служит порочным фантазиям. Любовь обращена исключительно на свои страсти и желания. Вера направлена не к ложным целям. Самосознание преображается в себялюбие, воля деградирует в своеволие.

Способность нравственного выбора личности и ее управление природой говорит о сильной личности человека. Неспособность к противостоянию природным соблазнам или греховным помыслам говорит о слабой личности неспособности существовать в условиях свободы от греха. Для прп. Максима Исповедника личностная выраженность природы представляет собой человеческую свободу как свободную направленность поведения. При этом природа и управляющая ею личность имеют единую твар-ность существования в проявлениях диа-логичности бытия человека и Бога. В программе своих лекций по психологии И.П. Четвериков описывал психологию человека, раскрывая такие направления этой науки как «психические процессы и жизнь личности, эволюционное понятие души,

психология творческой личности» [Четвериков, 1913, 54]. Р. Бэкон разделял рациональное знание, полученное на основе анализа количественных данных и интуитивное знание, полученное через состояние экстаза [Четвериков, 1912,55].

И.П. Четвериков писал о синтезе обычного поведения «эмпирической личности» и высоконравственных помыслов «идеальной личности», вместе существующих в личной целостности и духовной жизни человека. В процессе существования «эмпирическая личность» человека или приближается в своих мыслях, общении и деяниях к «личности идеальной», или отдаляется от нее. Человек рождается с личным началом в душе, задатки которого проявляются в процессе его становления и личностного развития. Далее идет накопление переживаний опыта, отражая «стремление к единству сознания - основное в жизни личности». Оно заключается в том, «чтобы 1) все в данный момент переживания были объединены в статическое единство личности, 2) чтобы «Я» как самосознание индивидуума не изменяло свои убеждениям, чтобы личность в процессе жизни оставалась единою - это динамическое единство личности». [Четвериков, 1997, 337]. И.П. Четвериков считал, что «внутренний путь от нравственной потребности души человека ведет к признанию бытия личного Бога» [Четвериков, 1905, 5, 179]. Это подтверждается мнением св. прав. Иоанна Кронштадтского, который называл Бога «личным Существом», понимая его как «духовное личное Начало», бесконечную личную «Жизнь» [Иоанн, 2003, 12]. Личное бытие Божественных Лиц как разумное,свободное и целесообразное, было точкой обоснования их реального бытия. Отсюда, личность для священного Предания есть субстанциальное, самосознающее и духовное начало, выражаемое через «Я» и обладающее истиной и благом. Учение И.П. Четверикова об абсолютной личности указывало не на числовое единство в Боге, а на трансцендентное, не отрицающее множественность в божественной Сущности, как духовную основу Божественных Лиц. Психология наблюдает факты, заимствованные из внутренних переживаний человека. Переживания составляют по Р. Бэкону основу внутренней жизни человека, их основной закон - ассоциации восприятия [Четвериков, 1912, 66].

Литература

1. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Живое слово мудрости духовной. - М:

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. - 160 с.

2. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

3. Четвериков И.П. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147-158.

4. Четвериков И.П. Курс лекций по истории психологии (рукопись) проф. И.П. Четверикова, записанных в 1911-1912 гг. Киев. 1912. - 420 с.

5. Четвериков И.П. Программа лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательно-педагогических курсах. -Херсон: Губернская Земская Управа, 1913.

- С. 54-56.

6. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. // Русская религиозная антропология: в 2 т. // 2 т. - М: Московский Духовный Фонд, Московская Духовная Академия, 1997. - С. 334-343.

7. Аквилонов Е.П. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия.

- СПб, Типография И.В. Леонтьева, 1905.

- 434 с.

8. Несмелов В.И. Памяти Вениамина Алексеевича Снегирева // Православный собеседник. 1889. № 5. - С. 97-154.

9. Несмелов В.И. Наука о человеке: в 2 Кн. - Казань: Казанская Духовная Академия, 1898. - Репринт. - СПб: Центр наследия Павла Флоренского 2000. - Кн. 1. - 418 с., Кн. 2. - 438 с.

10. Орлов И. Труды св. Максима Исповедника. - СПб: Типография Ф. Елеон-ского и К, 1888. - 220 с.

Moral aspect of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality Sizintsev P.V. Moscow Spiritual Academy The moral aspect of the teaching of the Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about the person, and about personal properties of God and the person is considered. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of self-consciousness, personal properties and religious and philosophical ideas of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: self-consciousness, ethics, human personality, philosophy, morality, psychology, Christian morality, love.

О

Ю

5

*

2 e

8

References

1. John of Kronstadt, St. rights. Living word of

wisdom spiritual. - M: Moscow Farmstead of the Trinity Lavra of St. Sergius, 2003. - 160 pages.

2. Chetverikov I., About God, as a personal being.

- Kiev: Publishing house of Printing house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903.

- 347 pages.

3. Chetverikov I. P. The doctrine about personal

God in terms of ethical value.//Works of the Kiev Spiritual Academy. 1905. No. 5. - Page 147-158.

4. Chetverikov I. P. A course of lectures on stories

of psychology (manuscript) of the prof. I.P. Chetverikov, written down in 1911-1912 Kiev. 1912. - 420 pages.

5. Chetverikov I. P. Program of lectures on

psychology.//Report on general education and pedagogical courses. - Kherson: Provincial Territorial Justice, 1913. - Page 54-56.

6. Chetverikov Ivan. From lectures on the general

psychology.//Russian religious anthropology: in 2 t.//2 t. - M: Moscow Spiritual Fund, Moscow Spiritual Academy, 1997. - Page 334343.

7. Akvilonov E.P. About the fiziko-teleologic proof

of God's life. - SPb, I.V. Leontyev's Printing house, 1905. - 434 pages.

8. Nesmelov V.I. Veniamin Alekseyevich Snegirev's

memories//Orthodox Christian interlocutor. 1889. No. 5. - Page 97-154.

9. Nesmelov V.I. Science about the person: in 2

Princes - Kazan: Kazan Spiritual Academy, 1898. - Reprint. - SPb: Center of heritage of Pavel Florensky 2000. - Prince 1. - 418 pages, Prince 2. - 438 pages.

10. Orlov I. St. Maximus the Confessor's works. -SPb: Printing house F. Eleonsky and To, 1888. - 220 pages.

сч £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.