Научная статья на тему 'Онтологический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова о личности'

Онтологический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова о личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ЭТИКА / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Рассмотрен онтологический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также о личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онтологический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова о личности»

Онтологический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Рассмотрен онтологический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также о личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

Ключевые слова: самосознание, этика, личность человека, философия, нравственность, психология, христианская мораль, любовь.

Статья рассматривает онтологический аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также о личных свойствах Бога и человека. В православной онтологии исходный принцип, по которому источник универсальности - абсолютный личный Бог, вводил в дискурсивную практику тотальность бытия мира, задавал его целостность. Деятель и действие при этом были две основные категории бытия и мышления. Объяснение всякого феномена состояло в отнесении его, как действия, к известному деятелю, как его причине. Деятельным основанием человеческого бытия у профессора психологии И.П. Четверикова является наличие в человеке личного начала. Личность постоянно выбирает способ жизни, отражает сознание и действия собственно природы человека. Таким образом, онтологически то, что существует, уже является причиной чего-либо, определяя причинность как атрибут бытия. Представители духовно академической мысли понимали абсолютное бытие как чистую активность Абсолюта в виде деятельности и силы. Была избрана динамическая модель природы бытия, связывая её с установкой на трансцендентализм. Они не отрицали явления покоя и бездействия, но полагали, что они просто проявленные результаты непрерывных деятельностей. В идеях И.П. Четверикова о личности деятельность человека также представлена как синтез активности совокупностей физических, социальных и духовных переживаний опытного бытия человека. Началом активности в человеке онтологией теизма признавалась сила. При этом подчёркивалось, что бытие и сила нераздельны в действительности, что они две черты, на которые неделимая реальность распадается для мысли. Силы есть истинные сущности в вещи, лежащие в основе всякой её деятельности, имеющие идеальный характер. Таким образом, для понимания бытия всякая реальность должна быть деятельной, и, хотя данную реальность разделяют на бытие и силу, но это различение является исключительно логическим и по-настоящему активная реальность, и бытие как таковое - понятия тождественные. Практически точно такая же структура характерна для человеческой личности в представлении И.П. Четверикова.

Аналогом силы является там «идеальная личность» как совокупность свойств и представлений об идеале в человеке. А аналогом проживаемого человеком бытия предстает «личность эмпирическая». Вместе в синтезе реальности они составляют целостную личность человека в ее противоречивости переживаний и единстве бытия соединенных самосознанием «Я». Он понимал личность в связке с волевой деятельностью. «Источник волевой деятельности находится в личности человека». Конечные цели - «раскрытие богатства содержания, которое имплицитно находится в личности» [Четвериков, 1997, 335].

При этом жизни человека присуща цельность взаимосвязей таких категорий бытия как пространство (протяженность), движение (изменение), время (жизнь), материя (тело), причинность (рождение) и целесообразность (смысл бытия). Одновременно, реальность понималась в учении о личности не как безличная природа или абстрактная идеальность, а как живое самосознание абсолютного личного Бога и как сознание человека. И.П. Четвериков стремился не просто выстроить религиозно-философское, но и психологическое учение о личности как систему, которая соотносилась бы с христианской догматикой, одновременно решая вопрос об определении самих истоков религиозного познания. В жизни с Богом, в понимании и исполнении Его закона, в постоянном стремлении к богоуподоблению человек находит удовлетворение своих стремлений; чувствует наслаждение жизни, неизъяснимое блаженство. Поэтому он стремится к большему развитию в себе свойств и способностей, к совершеннейшему поведению, с тем, чтобы достигнуть нравственного состояния души. Духовная самобытность человеческого познания всячески подчеркивалась И.П. Четвериковым, абсолютизировалась и провозглашалась мета-

© £

Ю

5

со

2 е

8

сч

СП £

Б

а

2 о

физической категорией. Мысль как субстанция определена телом, пространством, временем и движением. В механике духа Т. Гоббса [Мееровский, 1975] психическая жизнь должна состоять из устойчивых элементов. При этом разум создает массу мотивов восприятия действительности, но воля сосредотачивается на одном, ибо избирательность соответствует природе воли. момент свободы у Д. Скотта заключается в акте решимости человека. [Четвериков, 1912, 44]. Разум дает возможность произвести выбор, оценить мотив, но воля выбора мотива не обуславливается разумом, в этом произволении и есть свобода.

Субъектом абсолютной личности у И.П. Четверикова является живое Существо, обладающее совокупностью принадлежащих ему сущностных и ипостас-ных свойств, имеющих качественный метафизический характер и проявляющихся в бытии единой Божественной сущности и целостности как личного Существа. В учении об абсолютной Личности к онтологическим свойствам относилось единство, самобытность, неизменяемость, вечность, бесконечность. Под духовными свойствами Бога понимались святость и премудрость, свобода и сила, целостность и уникальность. Самопознание и свобода, внутренняя жизнь и творческая деятельность предполагает один центральный пункт в Боге как «Абсолюте, носителя и источник сознательной и свободной жизни. Предполагает в нём личность, как Его основное и существенное свойство» [Четвериков, 1903, 299]. Вопросы онтологии учения о личности человека подробно были освещены И.П. Четвериковым в его статье «Критический индивидуализм в русской философии». Она посвящена философскому осмыслению идей мыслителя Г. Тейх-мюллера, чья теория «имманентного познания» и основанная на ней «христианская метафизика» являются самобытной частью русской религиозной философии. В объективном взгляде Г. Тейхмюллера человек понимает самого себя как часть целого, ставя на место отношения людей к предметам, отношение вещей друг к другу. Этому соответствует категория идеальных чувств, которые являются основой человеческой нравственности. Онтологическая цель метафизических воззрений состоит в отрешении человека от всего земного и преходящего, и в обретении стремления к высшему, вечному, божественному, к гармонии, добру и счастью. Это концепция ставит своей исходной точкой не столько гносеологические

посылки, но определение реального бытия для человека.

Отсюда выводилась онтологическая основа идей И.П. Четверикова о бытии личности состоящая в том, что идея человеческого «Я» есть основа подлинного существования человека, как владетеля и носителя самосознания. Таким образом, учению о личности свойственны и некоторые идеи русского персонализма, принявшего метафизические установки христианского учения, о понятии личности и системы сотворенного Богом мира, являющейся результатом взаимодействия личностей. Следует отметить влияние при этом идей Г.В. Лейбница [Тейхмюллер, 1882, 138], в учении которого Г. Тейх-мюллер видел подлинную реальность человеческого «Я». По его мнению, «Я» есть субстанция, находящаяся во взаимодействии с другими субстанциями. Самосознание «Я» как источник понятий человека о бытии, формирует происхождение представлений человека о внешнем мире. Исходя из этого, И.П. Четвериков строил собственное понятие о бытии:

1. Источником «бытия» служит личное сознание с тремя группами:

- идеального - содержание, объекты,

- реального, - деятельность, акты сознания,

- субстанциального - единство сознания для элементов познания.

2. Ни одна из групп сознания сама по себе не выражает понятие бытия. Оно образуется из соотнесения и объединения этих групп.

3. Соотнесение, как соединение в единую совокупность, проводится мышлением. Отсюда понятие бытия, основываясь на элементах непосредственного сознания, оказывается данным в сознании.

4. Определение понятия бытия: единство сознания «Я» в нашей деятельности и ее содержании.

При этом заблуждение русских персоналистов было в том, что «Я» философы считали просто явлением сознания. Но анализ личного сознания, по мнению И.П. Четверикова, показал, что реальное (эмпирическая личность) и субстанциальное (идеальная личность) бытие принадлежит только человеческому «Я». Следовательно, допустимо такое «действительное Бытие как Бог вне человеческого сознания, мыслить по аналогии с человеческим «Я». Внешний мир также образован координацией всех человеческих субстанций, что логически предполагает

бытие абсолютной субстанции. Персоналисты, однако, предполагали, что отношение абсолютного Бога к людям следует понимать по аналогии. Иными словами, должна быть только одна Субстанция, а все конечные субъекты должны быть не отдельными субстанциями, а идеальными и эмпирическими формами ее бытия. При этом условии, однако «абсолютная Личность здесь, как и в системах панлогизма оказывается непримиримой с бытием конечных личностей» [Четвериков, 1903, 288-289].

Очевидно, что И.П. Четвериков подвергал критике теологию Г. Тейхмюлле-ра и религиозно-философские взгляды русских персоналистов на абсолютную Личность. Речь идет о том, что в персонализме абсолютная Личность не освобождена от ограничивающего постепенного развития. Развитие в «технической системе мира» Г. Тейхмюллера относится не к абсолютной субстанции или Личности, а является ее функцией. Однако и в человеческом «Я» степень интенсивности сознания зависит от постепенности развития его функций. Следовательно, в аналогии Г. Тейхмюллера, «развитие должно обеспечивать интенсивность абсолютного Сознания». В результате в русском персонализме имел место тот же вывод, который неизбежно следовал из панлогизма - абсолютность Бога в системе миропонимания Г. Тейхмюллера исключалась Его изменяемостью. В то же время, он признавал, что субстанциональной формой бытия является человеческое «Я», которое олицетворяло в его учении личность человека. Иными словами, «Я» человека сознает, что оно как человек существует во всех видах жизнедеятельности. Поэтому «Я» единично, «но одновременно оно деятельно» [Бобров, 1898, 22-23]. Центром критического индивидуализма было разделение сознания и знания, ибо «непосредственное сознание заключает в себе опыт, который объединен по закону достаточного основания в сложные системы», формирующие знание. Поэтому, познание имманентно, а не трансцендентно. И.П. Четвериков делил человеческое сознание на:

■ слой неразложимого, элементарного сознания,

■ слой производного или сложного сознания.

В наблюдении можно видеть только сознание производное. Главное в нем не «внешние» поступки, а личная установка на целостное знание и состояние «пребывания» как метафизической причастности к выбору подлинного бытия. Пер-

вичное же сознание только постулируется мышлением, а смысловое его содержание является итогом наблюдений и определяется через приложение к явлениям частей одних групп сознания входящих в содержание других. Через постепенное разложение сознания на простые составляющие, обнаруживаются первичные элементы сознания. К ним И.П. Четвериков относил способность фантазии, мышления, акты воли, а также то состояние «Я», которое необходимо входит в каждую из групп, делая все их едиными между собой и «создавая собою саму возможность их сознания и существования». Первичность «Я» как самостоятельного элемента бытия и неразложимого фактора сознания определяет различие между ощущением и познанием, отождествляя чувство и волю. «Я» способно изначально задавать способ бытия актом личного выбора. Важны при этом ощущения как состояния сознания, возникающие из взаимодействия «Я» с миром.

Таким образом допустимо разделить функции души и «Я», как два самостоятельных фактора бытия человека. Совокупность состояний душевного единства формирует производное, эмпирическое сознание опыта у человека. И.П. Четвериков следует онтологическому принципу единства и целостности человека, укорененному в христианской традиции мышления. Это отражало онтологический факт, что человек соединяет духовный мир и земной мир. Координация душевных элементов происходила как акт объединения данных сознания и воображения [Четвериков, 1905, 9, 125]. Таким образом, человек призван жить, постоянно проверяя и познавая себя как изначальным сознанием, так и эмпирическим, в поиске оптимального пути управления душой и телом. Для этой цели появилось понятие о самосознании, ибо человеку следует хорошо знать самого себя, уметь лично решать проблемы, видеть уникальный смысл бытия. И.П. Четвериков представлял единство сознания через деятельность и сущность «Я» человека. В этом контексте правильность христианского мышления определяется логическими и интуитивными предположениями, «на координации которых с содержанием интеллектуальной деятельности основывается и идея истины» [Тейхмюллер, 1886, 39-40]. Люди познают друг друга через любовь в ее высшем выражении, когда любовь больше веры (1 Кор. 13. 13.).

Человеческое «Я» постоянно осуществляет выбор, как исходный акт бытия,

в процессе которого человек самоопределяется и реализует свои таланты и цели, проявляя ответственность и становясь подлинно человеком именно с момента выбора. При этом личный выбор существует в свободе, посредством которой человек осознает саму возможность мыслить, осмыслять и проявлять себя и свою данность в мире. Цель бытия человека-творческое самоосуществление и духовное спасение. Онтология личности у него отражает способ бытия, определяющий траекторию нравственного развития человека в процессе творческого самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации). Идеал как форма осмысления жизни, отраженная в стремлении к личному богоуподоблению, регулирует его целостное и позитивное отношение к настоящему, будущему и к прошлому, обладая побудительной энергией и мотивационной силой к действиям. Он помогает найти ценностные ориентиры, понять свои сильные стороны, обрести полноту единства самосознания, переживания и действия.

Ощущения относятся к типу простого сознания, а не познания. Но как только речь облекается в предложение, в формальную словесную оболочку, «она уже имеет отношение только к продуктам мышления». Состав тела, как формы, составляет внутреннее единство с душой, которое управляется человеческим «Я» и задает реальную непрерывность личного бытия. Истинный же критерий реальности бытия человека находится в сознании, поскольку именно «личное существование дано в непосредственном сознании, которое необходимо совпадает с реальным бытием» [Четвериков, 1905, 9, 126-127]. Первичное сознание ощущает переживания бытия, как конкретное «Я» человека. Это сознание отражает двойственность человеческого бытия, его телесно-духовного и внутреннего мира. И.П. Четвериков не просто настаивал на существовании в единой целостности человека двух уровней сознания. Он, связывая познание с онтологией, утверждал, что единственный материал для построения понятия бытия может быть дан только в непосредственном сознании. Именно к данным личного сознания человеком душевных явлений апеллировала и школа Г. Тейхмюллера. Наблюдая функции души в проявлениях и содержаниях, там сделали вывод, что, хотя различным актам душевной жизни присуща интенсивная динамичность, но их содержание, остается тождественным. Поэтому в сознании надо различать двоякое бытие:

1. Постоянное, единое и тождественное, т.е. идеальное бытие,

2. Множественное, вечно текущее или реальное бытие.

При этом было очевидно, что никакой акт, выражающий душевную жизнь динамически (ощущения, мысли, чувствования) не способен существовать без наполненности содержанием в сознании. То есть, изолировать и обособить один род бытия сознания от другого невозможно. Значит, необходимо допустить связующее их единое бытие «Я», сознающее свою наличность и содержание. Отсюда, в сознании находится третье бытие, как разнообразие, не сводящееся к единству, формирующее целый ряд логических соединений и реальное бытие постоянно происходящих в человеке изменений. В реальной жизни, человек соединяет первое бытие со вторым в самом себе, в некоем личном, но, тем не менее, общем для обеих форм бытия существе человеческого «Я». Это существо производит анализ элементов обоих форм бытия, обеспечивает внутреннее единство имеющихся обеих форм бытия, ставит в отношение элементы и логические группы актов. «Общее существо» объединяющее сознание в себе самом и имеет свое постоянное «третье бытие». Третье бытие «одновременно присутствует и в идеальном и в реальном бытии, различая и соединяя его в разнообразные группы» [Четвериков, 1905, 9, 128-129] и через единство сознания связывающее ощущения и разнородные по природе душевные акты. В этом единении сознания в самом себе исчезает любое различие актов психической деятельности от их содержания. Очевидно, что третье бытие есть состояние самосознания «Я» человека. Основным принципом бытия, И.П. Четвериков видел «единство человеческой личности, препятствующее разладу между верой и знанием, религии и философии в миросозерцании одной и той же личности» [Четвериков, 1905, 5, 147].

Литература

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

2. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. // Русская религиозная антропология: в 2 т. // 2 т. - М: Московский Духовный Фонд, Московская Духовная Академия, 1997. - С. 334-343.

3. Четвериков И.П. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности.

О £

ю

I

со

2 е

8

// Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147-158.

4. Четвериков И.П. Критический индивидуализм в русской философии. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 9. - С. 120-132.

5. Четвериков И.П. Курс лекций по истории психологии (рукопись) проф. И.П. Четверикова, записанных в 1911-1912 гг. Киев. 1912. - 420 с.

6. Бобров Е.А. О самосознании. -Казань: Издательство Типолитография Императорского Университета, 1898. -42 с

7. Мееровский Б.В. Гоббс. - М.: Мысль, 1975. - 208 с.

8. Тейхмюллер Г., - Teichmuller G., Die wirkliche und die scheinbare Welt, 1882.

Ontological aspect of

the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality Sizintsev P.V. Moscow Spiritual Academy The ontological aspect of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality and personal properties of God and man is considered. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of self-consciousness, personal properties and religious and philosophical ideas of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: self-consciousness, ethics, human personality, philosophy, morality, psychology, Christian morality, love

References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being.

- Kiev: Publishing house of Printing house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903.

- 347 pages.

2. Chetverikov Ivan. From lectures on the general

psychology.//Russian religious anthropology: in 2 t.//2 t. - M: Moscow Spiritual Fund, Moscow Spiritual Academy, 1997. - Page 334343.

3. Chetverikov I. P. The doctrine about personal

God in terms of ethical value.//Works of the Kiev Spiritual Academy. 1905. No. 5. - Page 147-158.

4. Chetverikov I. P. Critical individualism in the

Russian philosophy.//Works of the Kiev Spiritual Academy. 1905. No. 9. - Page 120132.

5. Chetverikov I. P. A course of lectures on stories

of psychology (manuscript) of the prof. I.P. Chetverikov, written down in 1911-1912 Kiev. 1912. - 420 pages.

6. Bobrov E.A. About consciousness. - Kazan:

Tipolitografiya Imperatorskogo Universiteta publishing house, 1898. - 42 with

7. Meerovsky B.V. Hobbes. - M.: Thought, 1975.

- 208 pages.

8. Teichmuller G., - Teichmuller G., Die wirkliche

und die scheinbare Welt, 1882.

сч cn £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.