Научная статья на тему 'Библейские и философские основания учения о личных свойствах Бога и личности человека и их влияние на идеи профессора И. П. Четверикова'

Библейские и философские основания учения о личных свойствах Бога и личности человека и их влияние на идеи профессора И. П. Четверикова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / БИБЛИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

В статье ставится задача показать библейские и философские основания учения о личных свойствах Бога и учения о личности человека в святоотеческой традиции православия и их влияние на идеи профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов сознания, личных свойств и представлений о личности и самосознании человека. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библейские и философские основания учения о личных свойствах Бога и личности человека и их влияние на идеи профессора И. П. Четверикова»

Библейские и философские основания учения о личных свойствах Бога и личности человека и их влияние на идеи профессора И.П. Четверикова

см из £

Б

а

2 о

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

В статье ставится задача показать библейские и философские основания учения о личных свойствах Бога и учения о личности человека в святоотеческой традиции православия и их влияние на идеи профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов сознания, личных свойств и представлений о личности и самосознании человека. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

Ключевые слова: самосознание, библия, личность человека, изменения, философия, основания, творчество, любовь.

Понятие о личности в духовно-академической среде России формировалось на теистических и психологических основаниях. Теология обращала внимание на личностные свойства присущие каждому Божественному Лицу. Эти свойства имели абсолютный характер и существовали сами из себя. Отсюда каждое Лицо иногда даже в догматических трактатах XIX века называлось Божественной Личностью. Так в философии христианского теизма, утверждалось личное бытие Бога в отношении к сотворён-ному миру. Ибо, человек признавался самобытным, когда он через свое личное бытие позволял проявиться высшим силам - свободе, которая есть то, что от него не зависит, творческому духу и совести как голосу Бога. Мысль о нем, как о Существе личном и живом, вела к выводу, что Он «существует Сам по себе и дает бытие всему», через самосознание. В результате конкретизировались такие его личные свойства, как свобода и творчество, святость и любовь, неизменное и вечное сознание самого себя.

Построенная на библейских основаниях христология, задавала человеку пример нравственного подражания Иисусу Христу ради спасения и бессмертия. Идеи религиозной метафизики человека были положены в основу философского подхода умозрительной психологии, как науки, которая характеризуется попытками осмыслить душевный мир с общефилософских позиций, без экспериментальных данных. Р. Декарт явился основателем интроспективного метода, истолковав сознание, как знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит [Декарт, 1989]. Тем самым он приравнял душу к сознанию, а мышление к бытию. Самодостоверность сознания, вместе с теорией врождённых нравственных идей, обретаемых душой через опыт мышления, были истоком картезианской гносеологии. Умозрительная психология в контексте теизма осуществляла переложение этих личных свойств на качества человека как носителя образа Божия. Свобода воли представляла собой независимую силу, которая сливаясь с самосознанием, направляла выбор человека к добру или злу. Сила этого выбора проявляла истинное содержание личного бытия человека, ибо свобода ориентировала направление и действия для обретения святости.

Это было личное свойство как Бога, так и человека - сознание самого себя в процессе личного самоопределения. Христианский теист Г. Ульрици, обосновывая понятие о сознательном и личном Боге, считал, что живая личность немыслима без относящихся к ней пространственных и временных категорий и хотел совместить абсолютность потока жизни, с живым Богом, имеющим трансцендентное сознание [Ульрици, 1867, 1]. Он дал метафизическое измерение нравственности призывая к добру в труде «Нравственная природа человека» из внутреннего чувства долга [Ульрици, 1878]. Это противоречило учению православия, о том, что у нравственности евангельские истоки. Также Г. Ульрици считал Бога метафизической силой, которая сотворила мир и заставила его развиваться по разумным законам, имеющим свой план и изначальную цель, т.е. могла быть только личной. Ибо «творчество предусматривало необходимость отличия себя самого как от того, что должно быть сотворено, так и от самого акта творения» [Четвериков, 1903, 140]. Такое различение, вело к тому, что Творец признавался самосознательным, что и составляло свойство абсолютной Личности по учению И.П. Четверикова. Философски доказанное свойство бессмертия Бога и души человека, не способно быть осмыслено в полноте человеческим умом, но человек может вплотную приблизится к Абсолюту, как религиозно-философскому аналогу Бога. Понимание человеком идеи Бесконечного доказывало присутствие личностных свойств Бога в Его бытии, нераздельности и единстве. Поэтому в христианском теизме Бог являлся Существом с личными качествами. А Божественные Лица именовались термином «Личности». Человек, сотворенный Богом, был призван уподобляться Ему, воспринимать и совершенствовать внутри себя личные свойства с

помощью проявления в его жизни черт образа Божия. Таким образом, личность человека стала все чаще ассоциироваться как с личными его качествами, так и с их истоком - образом Божиим. Кроме того, понятие о личности стало онтоло-гично, означая существование в структуре человека духовного центра, изначального внутреннего ядра, живущего из себя, на котором держится жизнь. Самоидентификация «Я» как выражение самосознания, представляла собой преодоление тварной ограниченности тела, при которой человек под влиянием ума был способен лично общаться с Богом.

Ведь если мир движется к цели, то идея ее должна предшествовать миру, обладая идеальным бытием до осуществления цели. Поэтому наличие «конечных целей в мире свидетельствует о бытии абсолютного Существа, которое должно быть личностью, свойством которой является самосознание и духовность» [Четвериков, 1903, 143]. Но так как личностные свойства Бога присущи Ему, то их бытие задает и аналогии, существующие в мире в виде личных свойств человека, созданного по образу Божию. Г. Ульри-ци считал основой человеческой личности единство сознания, воли и любви, выражаемое через самосознание «Я». В то же время, «основою конечной личности он считал божественную Личность [Ульрици, 1869]. Тогда, однако, человеческие личности становились в его философии безличным проявлением Бога. Таким образом, в умозрительной психологии реальность души доказывалась тем фактом, что человек сознает себя и окружающее бытие.

Ибо считалось, что тот, кто себя сознает, тот реально и существует. А субстанция, которая в человеке непосредственно сознает себя и окружающий его мир называлась душой. Душа человека сотворена Богом «бессмертной, разумной, вечно нетленной, и содержит в себе познание свойств своего Первообраза» [Максим, 1996, 1, 3]. При этом этическое представление об ощущении «Я» в человеке в раннем христианстве и православии XIX века, имело в целом отрицательный характер в связи с тем, что имелась святоотеческая тенденция приписывания душевному состоянию «самости», отождествляемому с чувством «Я» только эгоистических качеств. Считалось, что вследствие грехопадения в человеке произошло повреждение духовного центра, перенаправление сил на путь склонности к пороку. Самолюбие, как основа достоинства стала отождествляться с себялю-

бием, а понятие самосознания как источника внутреннего опыта редко упоминалось и еще реже рассматривалось в святоотеческом наследии. Предполагалось, что в человеке существует особая сущность - «самость», которую в древности отождествляли с эгоистическим началом. Именно поэтому, все связанное с личными желаниями человека, его личное «Я», рассматривалось как выражение греха. Человечество же Иисуса Христа не имело греха, а значит, не имело и личности. Далее делался вывод, что в жизни человек под влиянием «Я» как выражения эгоизма непременно будет склонен в повседневной жизни к выбору зла, но это врачевалось жизнью в Церкви.

Разработка понятия личности привела к выводу о том, что душа - начало и источник самосознания человека, ее части связывали человека с внешним и духовным миром и были независимы друг от друга. Личность была в этой структуре частью духа человека, сосредоточением «Я». Знание человека о себе определялось его внешними признаками в части его социального положения, денежного состояния или образованности. Одновременно утверждалось, что, в познании себя, человек откроет внутри недостатки, пороки, похоти. Самосознание этого и отражало содержание личности, побуждая человека повернуться к Богу. Данные психологических экспериментов стремились не только объяснить проявления души, но и выявить их нравственные смыслы. В этом контексте осмысление себя как самопознание считалось личным свойством. Познание строило устойчивую картину мира в сознании человека, придавая ей логическую целостность, временную непрерывность и объективную достоверность отношений. Смысл же являлся нравственно-духовным ориентиром бытия, в разрезе которого велись исследования «индивидуальных особенностей личности» [Четвериков, 1913, 56]. Так, ситуативно-практический смысл соответствовал опыту переживаний человека, а духовно-идеальный смысл - проявлению личных свойств: творчества, свободы воли, поиска Бога, святости. При этом личность обнаруживала себя через самосознание «Я», переживания сознания и деятельность личностных свойств по образу Божию, в направлении нравственного образа жизни человека. Психологическое понимание личности как проявления души выражалось в русской мысли через сознание человека. При этом душа виделась целостностью бессознательных и сознательных

процессов, а личность регулируемой системой обмена мыслей, воспоминаний, проявления переживаний. Метафизичность личных свойств позволяла возвышаться над чувственным, поднимая дух и самосознание человека к божественным смыслам. Важно отметить терминологическую эклектику в самом понятии «личность» под которым понимали, как духовное сердце, так и самосознание, как «самость», так и эгоизм себялюбия, но иногда и некое «средоточие жизни», возрастающее приближением души к Богу. Здесь прослеживалась связь святоотеческих идей и интуиций умозрительной психологии. Природа виделась объектом усовершенствования для личности при развитии человека в направлении Бога по святоотеческой интуиции: «Человек как разумное существо скорее управляет природой, чем управляется ею. Поэтому, пожелав чего-либо, он, по произволу, имеет возможность и подавить пожелание, и последовать ему» [Иоанн, 2002]. Этим прп. Иоанн Дамаскин определял динамичность как принцип отношения природы и лица, владеющего природой. Своими проявлениями личность создает сферу своего бытия, которая простирается в социальные отношения человека вовне и в жизнь его самопознания изнутри. Взгляды человека на мир, на ближнего, на отношение к Богу также создают сферу личного общения и действий духовного порядка. Таким образом, личность, проявляясь через личные свойства, совершенствует человеческую природу нравственным опытом собственной жизни. В умозрительной психологии считалось, что «нервная система для духовной сущности есть лишь средство к применению и соотношению нашего «Я» с окружающим внешним миром» [Рышковский, 1884, 26]. Через переживания, отражаемые в самосознании «Я», душа человека получает чувственную, волевую и разумную информацию. Эти сведения осмысливаются через сознание, соединяющее душу и тело в единое поведение человека. Первый этап возникновения сознания - внимание, как акт, замечающий все видимое вокруг и ощущаемое в себе. Это формирует в человеке «сознание душевных состояний» [Гиляревский, 1886, 25]. Далее идет осознание в человеке различия между собой как сравнивающим субъектом и объектом наблюдения. В сущности, речь шла о «Я» человека, которое объединяет внутри себя способы активного освоения жизни: наблюдения, сравнения и действия. Самосознание «Я» являлось функцией, соотносящей различ-

© £

Ю

5

2 а

8

см

CS £

Б

2 ©

ные состояния духа и удерживающей это многообразное единство человеческого восприятия в едином центре. Ему было присуще сознание непрерывности бытия и тождественности ощущения «Я» состоянию человека.

Это подтверждал известный русский врач и психолог Н.И. Пирогов, который писал, что «наше «Я» цельно, нераздельно и тождественно в течение всей нашей жизни» [Пирогов, 1910, 2, 84]. Функции души и тела самосознание «Я» координирует «как нераздельное целое, связывая их и проявляя ими свое бытие» [Пирогов, 1910, 2, 49]. Поэтому, непрерывное самосознание, осознаваемое одновременно с постоянными изменениями на физическом, эмоционально-чувственном, разумном уровнях бытия было необъяснимо с материальной точки зрения. Дух понимался как высший источник жизни в человеке, а в душе человека идет взаимодействие психических сил, переживаний, как восприятий нового опыта. Духовное же сердце представляло собой в православном понимании идеальный центр, который определял земные отношения. И хотя он может быть направлен к источнику Истины, но может содержать и аморальные помышления. При этом истинное достоинство человека составлял не ум, а дух, сосредоточивающий в себе глубокие переживания, призыв воли и движение мысли. Ценилась самодостаточность сознания в человеке, подчеркивая его уникальную роль в бытии. Отсюда выводилось и понятие самосознания, как сознания, направленного внутрь своей природы. Также онтологически сознание выводилось за природу, метафизически находилось над ней. Нравственная задача личности человека заключалась в том, чтобы способствовать преображению и восстановлению поврежденной грехом природы человека развитием черт образа Божия, осуществлении им нравственного бытия.

Ибо человек чувствовал в себе высшее призвание, изначально укорененное в его стремлении к идеалу. Поэтому «Идеальное совершенное «Я» есть не природная», а духовная «сущность» [Лосский, 25, 103]. По сути дела, идеально-материальная двойственность человека создавала идею двоякого понимания его проявлений как целостного духовно-телесного существа. Целостность проявлялась через «Божие приближение к человеку, когда дух начинал проявляться в движениях совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог соединяется с человеком и пребывает в

нем» [Тихон, 1994, 4, 239]. Иными словами, бытие личности было способом проявления в жизни человека его уникальной субъектности, неделимой целостности, актуализации личных свойств. При этом происходит богоуподобление человека через стремление жить по евангельским заповедям. Запросы духа инициируют процесс нравственного самоутверждения личности, поиск способа жизни наиболее адекватного потребностям человека и его духовным ценностям. Это помогает развить власть человека над самим собой, которую Бог «по преизбытку чести, предоставил в нашей быть власти. Ибо сие есть произволение самовластное состоящее в свободе мысли» [Григорий, 2003, 226-227]. В этих условиях идеал в человеке есть источник внутреннего движения к благу, любви и святости.

Умозрительная психология учитывала в своей диалектике законы существования объективной необходимости и законы духовной реализации человеком своего призвания. Эта способность называлась термином «самоопределение», которое связывается с умом, глубиной знания себя, своего «духовного сердца», нравственного потенциала. В учении И.П. Четверикова о личности человека, его развитие характеризуется пробуждением, проявлением и созреванием талантов в жизни человека. Они, согласно православному вероучению являются даром Бога. Это присутствие в человеке влияния Бога является основой духовной жизни, которая уму неведомым образом зарождается в природе бытия и аккумулирует все безусловные высшие цели. По мере возрастания человека и обретения им сознания, его душа становится основой разума и творчества. Но объединяет все действия души и тела человека в единое уникальное существо именно самосознание «Я», проявление которого было не душой и не телом.

Ибо действующие в человеке переживания не объяснялись действиями души или тела, поскольку зависели от души и от тела одновременно. Сознание и переживания постоянно объединены в его едином центре, как источнике свободно-осознанных действий человека. Имея представление об идеале в своем сознании, своим стремлением к совершенству и нравственным выбором человек понимает Бога как личное Существо. Эта идея, о даре человеку свободы и заповедей поведения, логично переводила вопрос о взаимоотношениях человека в духовно-нравственную сферу, ибо в его лич-

ных чертах отражается подобие личностных свойств Бога как абсолютной Личности.

Литература

1. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. - Киев: Пролог, 2003. - 380 с.

2. Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Источник знания. - М: Индрик, 2002. -416 с.

3. Максим Грек, прп. Творения: в 3 ч. // ч. 1. - М: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1910-1911 гг. -Репринт. - 1996. - 288 с.

4. Тихон Задонский, свт. Творения отца нашего Тихона Задонского: в 5 т. // т. 4. - М: Московская Синодальная типография, 1875. - Репринт. - Псков: Приход храма Святого Духа, 1994. - 381 с.

5. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

6. Четвериков И.П. Конспект лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательных курсах. Полтава: Педагогическое бюро Полтавского Губернского земства. 1913. - С. 50-83.

7. Гиляревский А.К. Пособие к изучению психологии. - М: Издательство О.О. Гербек, 1886. - 240 с.

8. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. // т. 1. / Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом. - М: Мысль, 1989. - 654 с.

9. Лосский Н.О. Свобода воли. - Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1925. - 180 с.

10. Пирогов Н.И. Сочинения: в 2 т. // т. 1. / Вопросы жизни. Дневник старого врача. - Киев: Типография П.П. Сойкина, 1910. - 864 с.

11. Рышковский Н.И. Душа и тело. Основы опытной психологии. - Киев: Типография Иванова, 1884. - 86 с.

12. Ульрици Г. Бог и природа: в 2 т. / / т. 1. - Казань: Университетская типография, 1867. - 330 с.

13. Ульрици Г. Тело и душа. Основания психологии человека. - СПб: Типография А.М. Котомина, 1869. - 755 с.

14. Ульрици Г. Нравственная природа человека. - Казань: Университетская типография, 1878. - 233 с.

Biblical and philosophical foundations of

the doctrine of the personal properties

of God and human personality and their

influence on the ideas of Professor I.

P. Chetverikov Sizintsev P.V. Moscow spiritual academy

The article aims to show the biblical and philosophical foundations of the doctrine of the personal properties of God and the doctrine of the personality of man in the patristic tradition of Orthodoxy and their impact on the ideas of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. P. Chetverikov. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of consciousness, personal properties and ideas of the person and self-consciousness of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov of Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out.

Keywords: consciousness, the Bible, the identity of the person, changes, philosophy, reason, creativity, love. References

1. Gregory of Nyssa, St. Big public word. - Kiev:

Prologue, 2003. - 380 p.

2. John of Damascus, St. Creations Source of

knowledge. - M: Indrik, 2002. - 416 p.

3. Maxim Grek, prp. Creations: in 3 hours. // h. 1.

- M: Publishing house of the Holy Trinity Sergius Lavra, 1910-1911. - Reprint. - 1996.

- 288 p.

4. Tikhon Zadonsky, svt. The works of our father

Tikhon Zadonsky: in 5 tons. // Vol. 4. - M: Moscow Synodal Printing House, 1875. -Reprint. - Pskov: Parish of the Temple of the Holy Spirit, 1994. - 381 p.

5. Chetverikov I., About God, as a personal being.

- Kiev: Printing house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.

6. Chetverikov I.P. Summary of lectures on

psychology. // Report on general education courses. Poltava: Pedagogical Bureau of the Poltava Provincial Zemstvo. 1913. - p. 50-83.

7. Gilyarevsky A.K. Guide to the study of psychology.

- M: O.O. Gerbeck, 1886. - 240 p.

8. Descartes R. Essays: in 2 t. // vol. 1. / Reflections

on the first philosophy, which prove the existence of God and the difference between the human soul and body. - M: Thought, 1989. - 654 p.

9. Lossky N.O. Free will. - Paris: IMKA-PRESS,

1925. - 180 p.

10. Pirogov N.I. Works: in 2 tons. // vol. 1. / Questions of life. Diary of an old doctor. -Kiev: P.P. Soikina, 1910. - 864 p.

11. Ryshkovsky N.I. Soul and body. Fundamentals of experienced psychology. - Kiev: Ivanova Printing House, 1884. - 86 p.

12. Ulrici G. God and nature: in 2 tons. // V. 1. -Kazan: University Printing House, 1867. - 330 p.

13. Ulrici G. Body and Soul. The foundations of human psychology. - SPb: A.M. Printing House Kotomina, 1869. - 755 s.

14. Ulrici G. Moral nature of man. - Kazan: University Printing House, 1878. - 233 p.

О

Ю

5

*

a

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.