Научная статья на тему 'Метафизический аспект в теистических представлениях русской православной мысли о личности'

Метафизический аспект в теистических представлениях русской православной мысли о личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П.В.

Рассмотрен метафизический аспект в учении профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизический аспект в теистических представлениях русской православной мысли о личности»

Метафизический аспект в теистических представлениях русской православной мысли о личности

Сизинцев Павел Васильевич.

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Рассмотрен метафизический аспект в учении профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов самосознания, личных свойств и религиозно-философских представлений о личности. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христиан-ско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось. Ключевые слова: самосознание, метафизика, личность человека, философия, нравственность, психология, христианская мораль, любовь.

Учение профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности отстаивало точку зрения что русская метафизика исповедует идею абсолютного Божественного начала всего сущего. Иными словами, она исповедует единую сущность мира, скрытую за его видимым многообразием [Шелер, 1994]. Метафизика в рамках умозрительной психологии рассматривает вечный конфликт между желаниями тела и разума, между свободой человека и одиночеством его «Я», между попытками природы избавить человека от высших состояний духа и тягой к постоянному их поиску. Конфликта, неразрешимого в границах чистой рациональности свободного разума. И.П. Четвериков прекрасно понимал, что метафизика представляет собой учение о конечных основаниях, но дать такие основания миру вещественному и миру идеальному в религиозной философии способно в духовной полноте только Откровение.

Религиозное сознание же по И.П. Четверикову способно развиться только через ментальные структуры человека, оно обнаруживается в самопознании и актуализируется в союзе разума, свободной воли и творчества человека. Представления непосредственного восприятия - цвета, звуки, габариты, движения, а также представления качеств субъектов окружающего мира создают его целостную картину. После Р. Декарта психология впервые стала рассматривать душу как основу сознания, а себя как науку о жизни сознания [Лекции, 1911, стр. 71]. Он полагал, что религия в подлинном своём виде может проявиться только в обществе свободных и развитых индивидуумов, она будет свободна от суеверий, и вполне может сочетаться с научными взглядами человека. Главным источником религиозности является духовное сознание бытия Бога. Это сознание дано человеку с рождения, но он не может сам определить Его сущность. В сознании естественное Откровение обнаруживает себя в форме бытия абсолютного самосознания и абсолютной свободы Бога. «Сознание по Р. Декарту есть знание о переживаниях в момент их возникновения. при этом потоку жизни сознания параллелен поток физиологических процессов» [Четвериков, 1912, 62]. Ощущение есть субъективное переживание и самостоятельный акт жизни сознания человека.

Человеческий дух есть высшая часть души, сознающая бытие абсолютной личности Бога. В сознании ее присутствия состоит субстанциальность

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

01 г

самосознания «Я» как выражения духа, центра внутренней духовной жизни. Следовательно, религия происходит из самой предельной «глубины» человеческого духа, его метафизического ядра. Она определяет жизнь человека в Боге, процесс осуществления в образе своего бытия высшего смысла. Рефлексия по Дж. Локку - вторая способность самосознания, которая воспринимает акты ощущений и деятельность мысли человека и, кроме того, сама по себе есть активное и деятельное состояние души [Четвериков, 1912, 70]. Концепция личности человека в учении И.П. Четверикова сводится к проявлениям его индивидуальности, не показывая причину человеческой изменений природы, что требует логичного дополнения в виде метафизики личности. Человек в соответствии с православным вероучением, сотворен по образу Божию, и субстанциальность его самосознания есть факт объективной реальности внутреннего единства души и личности. Для объяснения слияния абсолютного духовного личного начала и природы человека, И.П. Четвериков обосновывал их связь метафизически через идеи святоотеческого наследия. Бог есть дух, а образ его являет собой логическую проекцию на природу способностей и талантов присущих человеку. Отсюда по аналогии души и духа выводилась духовная связь самосознания «Я» с абсолютной личностью, как метафизическая база личной основы человека. Поэтому блж. Августин, установивший принцип самодостоверности личностного бытия, интересовался не схематичной природой человека, а им как живым существом с личными свойствами в их уникальности и его стремлении к Богу и Христу. Ибо важнейшую «объективную основу христианства составляет факт богочеловечества Иисуса Христа. Уяснение этого, установление в точных формулах, составляет главную задачу богословской мысли» [Четвериков, 1903, 309]. Учение И.П. Четверикова о личности считало самосознание человека и проявление его «Я» основными чертами человеческой личности, а безусловное самосознание метафизическим личным свойством Бога. Метафизичность абсолютных свойств таким образом относится к личности, как свойству, проявляющему целесообразность бытия. И по мысли И.П. Четверикова, она проявляется в бытии и составе человека в виде метафизики образа Божия, человеческой потребности в Боге, свободе, творчестве, вере, познании. Душу человека И.П. Четвериков рассматривал как потенциал, способный развиться до состояния богоуподобленного бытия.

Направленность же человеческой личности всегда обусловливается либо внутренним примером нравственности: Иисусом Христом, либо преодолевается устойчивыми природными желаниями греховно-негативного характера. Личность способна преобразовывать человеческое сознание и управлять природой, переориентируя их действия для достижения человеком духовного уподобления Богу. В этом по учению И.П. Четверикова о личности, проявляется истинное призвание к подлинной жизни человека, воплощение духовного в

конечном, сопричастность тварного божественному. Личность как несводимость к природе (В.Н. Лосский), означает метафизическое состояние по отношению к ней. Тайна личности заключена в способности сознания к интерпретации идеального не только в виде отдельных черт, но и как целостного способа существования человека, полноценного образа бытия, проявляющего именно личные черты. Такие свойства представляют собой универсальное самосознание, абстрактное суждение, стремление к идеалам, творчество, веру, самопознание, духовную любовь и познание высшей сути вещей, совершенствование талантов и богоуподобление в святости.

Стремление к идеальному в человеке рождает в нем жажду высшего Существа, пробуждает веру в Бога, внушает любовь к абсолютной Личности, влечет к общению с Всевышним, позволяет снискать благодать через причастие церковных таинств. И так как человек «обновляется в познании по образу создавшего его» (Кол. 3. 10), и завета Богом людям заповедано «Быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8. 29), православными богословами был сделан вывод, из которого и исходил И.П. Четвериков в своем понимании личности. А именно вывод о том, что Иисус Христос явил идеал совершенного человека. Таким образом метафизические свойства Образа Божия, личные и одухотворенные отражают в человеке проявления личности совершенного человека. В учении И.П. Четверикова о личности человека образ Божий как синоним святоотеческого понятия, отождествляется с проявлением «идеальной личности». А человеческое «Я» является не просто изначальным и систематизирующим центром самосознания, но и носителем духовной способности межличностного общения. Так как некоторые личные свойства Бога в их земном отражении присущи и человеку как творению, то именно здесь у И.П. Четверикова представление об абсолютной личности метафизически соприкасается и переходит в его учение о личности человека. Ибо понятия личности и абсолютности как таковые логически взаимно применяемы: абсолютное по способу бытия есть личное, а понятие «личность» метафизично и несводимо к природе. И так как в причине не должно быть менее чем в следствии, то русским теизмом логически был сделан вывод, усвоенный И.П. Четвериковым о наличии безусловного сознания у Бога, как абсолютной Личности, ибо человек сам по себе обладал сознанием.

Идея абсолютной личности в учении И.П. Четверикова понималась как отражение понятия о Боге и его личных свойствах, доступное разумному познанию. Это была логическая аналогия подобия между Богом и миром, отражающая совмещение рациональных методов познания с учением о личной связи человека и Бога как трансцендентного личного Существа, принципом бытия которого является любовь. При этом разграничивались личные свойства человека и личные свойства Бога. Ибо дух человеческий живет в соединении с телом в его границах и в своем развитии необхо-

димо предполагает тело: в этом проявляется ограниченность человека. А личностные свойства Бога - сознание, творчество, целостность, свобода, единство и разум существуют в их беспредельном и абсолютном, вечном значении. Понятие личных абсолютных свойств проявляется и в конечности человека, в его существовании в условиях ограниченного мира. Благодаря личностным свойствам, любое Божественное Лицо способно творить, любить, сознавать себя и общаться с другим Лицом в процессе внутренней божественной жизни. В Боге самосознание живет вечно, проявляясь через Откровение «Я Господь Бог твой» (Исх. 20. 2-3). Поэтому, анализируя в своем учении понятие «личность», И.П. Четвериков наглядно показывал в нем связь с абсолютностью. Личные свойства выражали качественное состояние субъекта. Личность метафизична, конкретно-качественна и над-сущностна, следовательно, она не ограничивает абсолютность Бога. Конкретность же всегда рассматривается с субъектного аспекта, ибо неизбежно выделяет человека из ряда других объектов бытия. Личность в свою очередь можно созерцать только качественно, при том, что факт ее бытия конкретен. Наличие личных свойств субъектности есть очевидность существования, и учение И.П. Четверикова о личности это очевидно признавало вместе с единством абсолютной Личности. Абсолютное начало безусловно, а знание об условном бытии предполагало бытие безусловное. Исток божественного бытия - причина творческая и самобытная, порождающая личные свойства свободы, самосознания, святости и нравственной уникальности. Ими проявляется внутренняя жизнь Божественных Лиц, которая определяет образ их бытия, а также процесс управления сотворенным Богом миром, отображая в его конечном и тварном бытии конечное подобие своих идеальных свойств.

Учение И.П. Четверикова о личности проявляло связь Бога, свободы и бессмертия как суть нравственной метафизики, ибо свобода через Бога приводила человека к идее бессмертия, а самосознание «Я» связывало их. Проявление «Я» понимается как разумный центр самосознания человека. Точка зрения на метафизику у И.П. Четверикова определяла ее как предел человеческого познания и опыта, отражающий состояние духовного бытия, рассматриваемого умом и оценивающего мир и человека. Вопросы сущности сознания и самосознания человека с метафизической точки зрения были отражены И.П. Четвериковым в его статье «Метод философии Фриза и его новой школы». Там приводились факты психического опыта как исходная точка для религиозно-философских построений и психологического анализа структуры души человека. Автор отмечал, что Э. Гуссерль сознавал необходимость для человека вернуться из мира идей в царство действительности. По Гуссерлю абсолютный идеал для человека, как Истина должен определять реальный процесс мысли каждого живого человека. И более того, должен стать «определяющей силой» [Гус-

серль, 1900, 68] самого процесса бытия. Это возможно только при условии очеловечения абсолютной Истины, превращения ее на основании реального познания в норму бытия человека. Этой нормой стал богочеловек Иисус Христос. В то же время И.П. Четвериков активно критиковал психологизм, вульгарно доказывающий значение гносеологических понятий с биологической точки зрения. Он видел в человеке душевные акты воли, чувствования, соединенные с внутренним анализом и самонаблюдением, чье собственное «Я» слито с чувствованиями и переживаниями, считая, что живой человек есть их одушевленный синтез. По его мнению, Я.Ф. Фриз предлагал свой метод критики разума, разграничивая психологическую и философскую антропологию. Первая из них - эмпирическая психология, описывающая генезис переживаний. Метафизическое же познание «отличаемо от самонаблюдения, так как индукция не может ни привести к метафизическим принципам, ни доказать их» [Четвериков, 1908, 3, 423]. Трансцендентальная психология имеет дело не с процессами переживания человека, но уясняет его знание, возможности созерцания, виды ощущений. Исходя из этого, ученый строил процесс исследования на рассмотрении духовной сущности человека. Основной закон метафизики духа и жизни был сформулирован им как самоопределение себя к деятельности. Но в тварном человеке самоопределение не может быть абсолютным, ему нужно внешнее побуждение. Поэтому разум есть побуждаемая самодеятельность человека. Сознание отлично от знания, ибо «не все что мы знаем, в каждое мгновение находится в нашем сознании», так как сознание - «горизонт внутреннего восприятия и поле зрения внутреннего глаза» [Фриз, 1839, 82].

Условием входа переживаний в сферу внутреннего восприятия, т.е. в сознание человека, являлись степень интенсивности впечатлительности его чувств и уровень переживания их в принципе. Активная сторона внутреннего чувства, входящего в сознание, есть то человеческое «Я» чем сопровождается каждое внутреннее восприятие. Это форма синтеза единства, которая всю внутреннюю жизнь человека превращает в жизнь единого и тождественного «Я», вносит в знание и самопознание связность и целостность. Апперцепция, т.е. самосознание при этом означает зависимость восприятия человека от содержания его душевной жизни, выражаемое как личное переживание бытия и процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми. Это самосознание есть «самодеятельность духа, которая не говорит, что такое наше «Я», но указывает на его чистое бытие» [Четвериков, 1908, 3, 428]. Существование «Я» выражает призвание человека развивать свою нравственную силу во внутреннем личном чувстве. Ибо человек чувствует бытие своего «Я» и способен на основе переживаний раскрыть и познать его истинное содержание. Самосознание определялось как самодеятельность разума, и начало, вносящее единство и целостность в полученные человеком знания. Высшее

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

личное знание означало созерцание, ибо «именно метафизические принципы составляют содержание непосредственного знания» [Фриз, 1824, 118119].

Метафизические принципы априорны, по мнению И.П. Четверикова в смысле их первоначального возникновения из самодеятельности разума, как человеческого «Я», обуславливающего связь их с логическими суждениями. Поэтому, высшая цель бытия человека в его учении о личности исключала все телесное, ибо «абсолютная цель по своей природе не может быть определена ни пространством, ни временем. Главную цель следовало искать в духовном бытии как основе переживаний». Задача учения состояла в том, чтобы показать, что метафизические принципы, выявленные логикой рассуждений, есть истинные принципы философского знания. Ибо только вера в истинность личного знания заставляет человека признать истинность метафизических принципов.

Отсюда И.П. Четвериков делал вывод о том, что «априорное знание никогда не может быть получено из опыта». В самосознании «Я» находится источник единства знаний и действий. Здесь корень личного чувства веры, содержащей идеи разума, чувства как критерия истины и творчества как способа ее выражения. Требование абсолютной истины, есть «требование проникнуть в само бытие и постигнуть его качественную сторону, что неизбежно ведет за пределы научного знания в область веры» [Четвериков, 1908, 3, 458]. Таким образом, знания входят в человеческое сознание через созерцание, рефлексию и чувство, которое во внутреннем восприятии вводит в сознание бытие нашего «Я». Поэтому метафизика самосознания человека привела к различению его И.П. Четвериковым на следующие формы:

• самосознание в форме чувства бытия человеческого «Я»,

• самосознание в форме непосредственного самонаблюдения,

• самосознание в форме интроспекции своей внутренней жизни.

В результате человеком сознается вечный мировой порядок и абсолютная ценность нравственной личности, а также свободы, нравственного закона, блага и святости, как совокупности ценностей христианской веры. Признаком духа у И.П. Четверикова и его учителя - основателя антропологии М. Шелера является экзистенциальная независимость, чистая актуальность и свобода действий. Дух по И.П. Четверикову есть сфера поиска высших смыслов, стремлений к идеальному, не имеющая конкретного измерения, но одухотворяющая и оживляющая сотворенные существа, придающая всем им уникальную ценность.

Литература

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Ги-рит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П. Метод философии Фриза. // Труды Киевской Духовной Академии. 1908. - № 2. - С. 224-236, № 3. - С. 422-462, № 4. - С. 553-565.

3. Четвериков И.П. Курс лекций по истории психологии (рукопись) проф. И.П. Четверикова, записанных в 1911-1912 гг. Киев. 1912. - 420 с.

4. Шелер М., «Философское мировоззрение» (сборник статей) // Избранные произведения — М: Гнозис, 1994. - 490 с.

5. Гуссерль Э., - Husserl, Logische Untersuchungen., B. 1, 1900. - S. 60-61, 68.

6. Фриз Я.Ф., - Fries, System der Metaphysik. -. Гейдельберг, 1824. - S. 118-119.

7. Фриз Я.Ф., - Fries, Handbuch d. psyholog. Anthropologie, 1 Bld. - Иена, 1839. - S. 82.

Title of the article: The metaphysical aspect of the theistic notions of the Russian Orthodox thoughts of the individual. Sizintsev P.V.

Moscow Theological Academy

The metaphysical aspect in the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. P. Chetverikov about personality and personal properties of God and man is considered. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of self-consciousness, personal properties and religious and philosophical ideas of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-consciousness, metaphysic, human personality,

philosophy, morality, psychology, Christian morality, love. References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: Printing

house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.

2. Chetverikov I.P. Philosophy philosophy method. // Proceedings of

the Kiev Theological Academy. 1908. - № 2. - p. 224-236, № 3. - p. 422-462, № 4. - p. 553-565.

3. Chetverikov I.P. A course of lectures on the history of psychology

(manuscript) by prof. I.P. Chetverikov recorded in 1911-1912. Kiev. 1912. - 420 p.

4. Scheler M., "Philosophical Worldview" (collection of articles) //

Selected Works - M: Gnosis, 1994. - 490 p.

5. Husserl E., - Husserl, Logische Untersuchungen., B. 1, 1900. - S.

60-61, 68.

6. Frieze Ya.F., - Fries, System der Metaphysik. -. Heidelberg, 1824. - S. 118-119.

7. Frieze Ya.F., - Fries, Handbuch d. psyholog. Anthropologie, 1

Bld. - Yen, 1839. - S. 82.

о

(4

in

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.