Научная статья на тему 'Религиозно-философский аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности'

Религиозно-философский аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / РЕЛИГИЯ / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев П. В.

Религиозно-философский аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов сознания, личных свойств и представлений о личности и самосознании человека. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философский аспект учения профессора психологии Киевской духовной Академии И. П. Четверикова о личности»

Религиозно-философский аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, [email protected].

Религиозно-философский аспект учения профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова о личности, а также личных свойствах Бога и человека. Автором показано его научное творчество в умозрительной психологии и религиозной философии с рассмотрением вопросов сознания, личных свойств и представлений о личности и самосознании человека. Рассмотрена психологическая структура личности человека, состоящей из эмпирической личности, идеальной личности и объединенных самосознанием «Я» человека. Статья рассматривает взгляды И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось. Ключевые слова: самосознание, религия, личность человека, философия, нравственность, психология, творчество, любовь.

В учении о личности профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четвериковым осуществлено православное и философское обоснование наличия в человеке личности, как особого состояния бытия, включающего в себя субъект, функцию самосознания и процесс поиска человеком метафизического идеала совершенства и полноты существования, побуждения стремления к единому высшему идеальному бытию. Ибо состояние свободы от греха обретается «только в вере в личного Бога и в религии живого Божества» [Четвериков, 1905, 5, 150]. Человек по православному учению призван к спасению с личным Богом, именуемым в христианском теизме и учении И.П. Четверикова как «абсолютная Личность».

Личная основа описывается как метафизический исток смыслополагания жизни. А также она представляет собой понятие, синтезирующее идеал существования (у Абсолюта) и межчеловеческих отношений (у человека). И.П. Четвериковым дается традиционное для современной православной и философской метафизической традиции понимание личности человека как проявления бытия в виде стремления к идеалу, который в святоотеческой традиции аналогичен богообразности, в единстве которого органично соединены личные свойства как аналоги божественных свойств, так и осознание идеала человеческим самосознанием «Я». Мир представляется Четверикову как единый организм с господством абсолютной Личности как безусловного Разума, начиная с человеческой личности и кончая окружающей природой. Поэтому, «отцы Церкви определяли образ Божий в человеке, составляющий человеческую личность, как дар человеку от Бога для властвования над природой». Сама же человеческая личность с ее идеальными стремлениями к истине, добру и красоте, отраженными в нравственном идеале Иисуса Христа, является связующим центром «мирового бытия, ибо носит в себе отпечатки абсолютного Разума» [Четвериков, 1903, 294].

Личность по И.П. Четверикову представляет собой особую онтологическую область человеческого бытия, выход за пределы которой чреват потерей человеком своей подлинной духовной сущности и обессмысливанием самой жизни. Стремление к идеалу и самосознание «Я» в составе человека не может быть осмыслено рациональным познанием. Но именно оно определяет уникальность, является истоком самобытности, в нем укоренена самостоятельность человека. Следует особо отметить, что чувство духовности, как стремление эмпирической личности раскрыть в себе то, что превышает собственные пределы и приблизиться к богоуподобле-нию, также отрицалось позитивизмом, материализмом и марксизмом. Этим философским теориям

О

о

го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл

А

ы О

го А

X

^

т

о

с ^

00

о сч

05 О!

претила тайна личности в человеке - ее качественная незримость, метафизическая неопределимость, иррациональная невозможность соответствовать схемам, технологиям, таблицам или описательным алгоритмам. Для человека же, по мнению И.П. Четверикова, «высшую цель человеческой жизни, следует искать в духовном бытии «Я» как основе переживаний» [Четвериков, 1908, 2, 442] личности, в идее нравственного долга, основанной на разумной свободе и активной воле.

В религиозно-философском смысле человеческая личность как проявление особого вида бытия непостижима как божественный свет, пронизывающий всю человеческую природу и даже понимание ее элементов, продолжает содержать таинственное для осознания их человеком. Это безусловно соотносилось со святоотеческим Преданием, которое утверждало в многочисленных па-трологических свидетельствах, что сокровенное является одновременно и самым откровенным, отражая тем самым диалектику сознания и бытия человека, теологические ресурсы имеющихся в православии глубинных смыслов. Именно таинственность личности, ее загадочная соотнесенность с Богом, недоступность рациональному контролю и мистическая запредельность является онтологическим барьером для превращения человека в социально управляемое государством существо. Высшие ценности и неисповедимые смыслы человеческих фантазий и творческого воображения, проявляемого личностью человека часто мешают упорядоченно-механической жизни любой иерархии власти (особенно авторитарного и тоталитарного типов управления).

Учение И.П. Четверикова о личности человека опиралось на культурно-религиозные традиции восприятия отдельного человека в российской среде и в русской православной традиции, где с XVIII века религиозная мысль была направлена на постижение тайны человека в его онтологической отдельности, т.е. личностности. В своих стремлениях постигнуть тайну человека, русские мыслители, не обращались, однако к европейской философии рационализма, идущей от Аристотеля [Аристотель, 1975, 1] до Декарта [Декарт, 1989, 1].

В России осознавали, что, начиная с эпохи Просвещения рационализм понимал человека, как существо, сформированное от природы, социальной среды, государства, нации, или идеологии. Соответственно, личное начало и природа человека выводились из этих категорий. Человек был политическим социальным животным еще у Аристотеля. На такой понятийной базе было очевидно, что европейская философия не способна постигнуть тайну личности человека, его духовную сущность. Поэтому в своих исследованиях и творчестве многие российские философы опирались на библейскую традицию, для которой тайна человека сосредоточена в его духовном и «сокровенном сердце». Духовное сердце в Откровении есть средоточие всей телесной и духовной жизни человека. Все, что приходит человеку на ум или на память - исходит из духовного сердца. Именно в сердце наличествует та таин-

ственная глубина, в которой происходит встреча человека с высшей Истиной. Память в данном представлении человека есть непосредственное созерцание человеком своего прошлого, во всей множественности его внешних впечатлений и переживаний сознания.

Таким образом, мистический секрет сердца, в частности, состоит в том, что оно способно быть для человека источником добрых или злых помышлений, приближающих человека к идеальным целям или отдаляющих его от них. В Священном Писании говорится о том, что есть сердце лукавое, сердце суетное, сердце неразделенное, даже звериное. По Евангелию, из глубин сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства (Марк 7. 21.). Именно поэтому в ветхозаветных текстах давался совет: Больше всего оберегаемого оберегай свое сердце, ибо от него исходит жизнь (Притчи 4. 23.). Сердцу здесь приписывают место центра самосознания и функцию истока человеческой жизнедеятельности. Это библейское понятие и осмысление роли сердца развивалось в религиозно-философском творчестве русских мыслителей. У Достоевского, например, оно приняло литературные формы, раскрывая тайны сердца человеческого через судьбы его носителей. Дмитрий Карамазов в беседе с братом Алексеем говорит о том, что сердце — это поле духовной битвы за красоту, где дьявол борется с Богом. Из этой мысли следует вывод, что сердце как духовный центр личности расколото в человеке грехопадением и в нем уживаются, как идеал Истины, так и склонность к пороку. Метафизическая природа духовного сердца человека в русской культуре признавалась изначально антиномичной.

Кроме того, русская мысль всегда склонялась к мнению, что познание не первично в человеке и в целом не определяет его личное поведение. Оно лишь часть существования, инструмент деятельности в реальности бытия, знание события, типичный случай процесса жизни. Поэтому смысл знания и цели его на Руси определялись из общего отношения человека к окружающему его миру. Это не был прагматизм по будущим идеям У. Джеймса, [Джеймс, 1913, 4], выражающий приоритет реальности над знаниями, но скорее включение человеком познаний в поток жизни мира. Представляется, что философия на Руси была в принципе антропоцен-трична, а не теоцентрична, несмотря на глубокую религиозность русских исследователей. Преобладала этическая установка, что все в мире нравственно и реальность имеет свой исторический смысл и конец. Это было чревато субъективной оценкой внутренней цензуры авторов, как в отношении событий, так и их персоналий. Антропоцентризм был важен тем, что он задавал целостность подхода в теории и практике, правда была и истиной, и справедливостью, а отвлечённая мысль должна была соответствовать фактической жизни.

Некоторые философы из числа бывших бомби-стов-эсеров, уехав, после сделанной ими в 1917 г. «русской революции» в Европу, упрекали россий-

скую религиозную философию в прямом подражании Западу, возникавшего, якобы, из «бессознательного подчинения себя чужим влияниям, либо из эклектического стремления слепить воедино несколько чужих мыслей» [Яковенко, 1922, 5]. Но это выглядит как предвзятость, или не научное преувеличение, которое допустимо адресовать любой научно-философской школе за исключением античных. Понятие «влияние» возникает там, «где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности или оригинальности» [Зеньковский, 1999, 1, 21]. Русские философы действительно были «в учениках» у европейских мыслителей, но лишь необходимое для учебы время, после которого самостоятельно прокладывали свои пути в философских исследованиях, преимущественно размышляя независимо, высказывая новые идеи, мысли, подходы к исследованиям.

Личностное восприятие в России всегда отличалось стремлением найти в лице человека его подлинный лик как источник его внутренней сути, света истины и отторгало личину как основу для различных масок - манер поведения человека. Считалось, что подлинное личностное начало «лика» - лица, внешности, всегда причастно абсолютно-божественному отражению образа Божия в человеке. Личностный «стержень» как ось человеческого бытия задает его нравственные ориентиры и жизненную ценность, экзистенциальные смыслы и творческие цели, удовлетворяя духовные потребности, и приводя к гармонии переживаний. Ибо человек по мнению И.П. Четверикова обретает наибольшее личностное выражение при участии в церковных таинствах, проявлении самосознания «Я» личности в диалогах богообщения. Элемент этого личностного состава в душе человека, соединенный в благодати церковной жизни с Создателем, имеет характер субстанциальности и уникальной индивидуальности бытия. При достижении в человеческих отношениях состояния любви, как определенного уровня духовной близости, человеческое «Я» узнает себя в «Ты» любимого им человека, обретает любовь и тем поднимает на новую высоту свое эмпирическое «Я». Первое «Я» изначально идеальное. Второе «Я» эмпирическое, которое возрастает, поднимаясь к Богу под влиянием изначального «Я». Это «любящее «Я» стремится подняться до «Ты» любимого человека, любящие соединяются друг с другом» [Четвериков, 1949, 1, 11].

Само же самопознание трансцендентного человеком дается чувствами, актом внутреннего опыта, интуицией, любовью, непосредственным воздействием Бога на человека. Личный выбор совершаемый ежесекундно человеком, само - ориентированным на христианские ценности, подводит его личность к добровольному выводу, что жить следует, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании (Кол. 3., 8-11.). Отсюда следует, что личностное бытие человека как носителя состояния, свойств и поведения личности, или иначе говоря, как пространство самоорганизации и самореализации личности, имеет перед собой пример идеального пове-

дения и требует усилия по прохождению им временного пути тварного существования к бессмертию. На этом жизненном пути человек преодолевает в процессе бытия постоянное и растущее сопротивление многочисленного и многообразного окружения идей, вещей, языческих ценностей. Обновление «внутреннего человека» с «ветхого» на «нового» как религиозно-философская аналогия жизни, осуществляемая метафизически и таинственно необъяснимым образом, олицетворяет духовное становление человека в его следовании евангельским заповедям и личной жизни в Боге. Именно приближение человека к личным глубинам своего самосознания и самопознания «Я», к пониманию метафизики личностных свойств в самом себе, ведет его к божественным высотам восприятия Божественных Лиц или Личностей, создает его как подлинного существующего человека.

Бытие личности согласно учению И.П. Четверикова уникально и таинственно, и в то же время диалогично. Это своеобразная тайна бытия «Я» человека в его отношении к «Ты» Другого по представлениям И.П. Четверикова. Личностное бытие человека характеризует особая неразгаданность и сверхъестественная непрерывность единства «Я». В этой связи мыслитель показывает в своем религиозно-философском и психологическом наследии много разных точек зрения, логических конструкций как схем познания, дескриптивных принципов и понятий, описывающих личность как тайну, категорию и свойство. В его системе личность представлена, как проявление бытия человека, находящегося «лицом к лицу» в непосредственном и в рационально необъяснимом общении с высшим бытием абсолютной Личности. Понятие «идеальная личность» и опытность синтеза человеческого переживания как понятие «эмпирическая личность» образуют онтологический горизонт единства личности человека как таковой в ее самоосуществлении на принципе любви как личностно-созидающей силы. Раскрытие своим образом жизни черт свободы, творчества и любви в человеке является проявлением личности как формы духовного бытия, проектирование и перенесение своего эмпирического опыта переживаний на идеальный пример жизнедеятельности Иисуса Христа.

И.П. Четвериков разделял мотивы деятельности человека на исходящие из «эмпирической личности» и исходящие из «идеальной личности человека» [Четвериков, 1997, 340-341]. В процессе подобного личного переосмысления самого себя в человеке происходит аксиологическая переоценка, изменение оценочных суждений, духовная самооптимизация как проверка иерархии представления о высших ценностях, нравственное определение направления бытия, корректировка личной самоидентификации. Важно подчеркнуть, что самоидентичность человека имеет сугубо личный характер и в процессе становления любой личности систематически изменяется, стабилизируя представления человека о себе, обеспечивая их самотождественность, последовательность и преемственность. Функция личности, ее роль и назначение в челове-

о О го -о т

т

т х х О

т П

т

Д А

х т о т; О

т О

сл

А

ы О

го А

X

^

т

ческой структуре в идеях И.П. Четверикова раскрывается в причастности к тайне гармонии бытия трех типов переживаний в едином эмпирическом сознании человека, и ориентировании смыслов его целостного бытия на идеальные ориентиры. Иными словами, в духовной жизни человека непостижимо наличествуют «внешний» т.е. «ветхий» человек, живущий в окружающем социуме и присущий человеку как живому существу образ Божий, заданный в нем с рождения как эталон «нового», «внутреннего» человека. Самосознание в этой внутренней жизни принимает человека таким, каков он есть с физически буквальной, обыденно-эмпирической стороны.

Но с идеальной стороны самосознание «Я» критически оценивает деятельность «внешнего» человека, стремясь через формирование в себе «нового человека» усовершенствовать себя как человека в целом - навыками, привычками, разумно-нравственными желаниями, развитием в себе творческих задатков и способностей. Соответственно этому онтологическому процессу, личность ощущает себя подлинно живущей как в бытовой реальности мира, так и одновременно в сфере требований своей совести, заповедей поведения и личностных свойств. Истина как явление человеку открытости сущего, отражает в его творческом самораскрытии присутствие в человеке представлений об идеале, помогает ему понять сущность зла, неизбежность тварной смерти и, духовно отторгнув их, избрать добродетель.

Таким образом влияние на человека греха из социума нивелируется позитивной деятельностью его личностного начала. Проявление в способе бытия стремления к идеальному поведению и целям проявляет личность человека по И.П. Четверикову в форме ноуменального «Я». Личность при этом есть субстанциальное состояние бытия, соответствующее богообразности и потенциальному богоуподоб-лению человека. Ноуменальное «Я» трансцендент-но непостижимо для восприятия и описания человеком и не может быть детально определено в своей сущности, абсолютной целостности и граничности самосознания. Это категория бытия, метафизически отражающая в себе человеческую природу и направленная всегда к идеалу. Литература

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Ги-рит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 5. - С. 147-158.

З.Четвериков И.П. Метод философии Фриза. // Труды Киевской Духовной Академии. 1908. - № 2. -С. 224-236, № 3. - С. 422-462, № 4. - С. 553-565.

4. Четвериков И.П. Церковь. // Вестник. -Мюнхен. 1949. № 1. - С. 5-15.

5. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. // Русская религиозная антропология: в 2 т. // 2 т. - М: Московский Духовный Фонд, Московская Духовная Академия, 1997. - С. 334-343.

6. Аристотель, Сочинения: в 4 т. //1 т. / О душе. 412Ь6. - М: Мысль. 1975. - 552 с.

7. Джеймс У. Новые идеи в философии. 1913. № 4. - С. 156.

8. Зеньковский В.В., История русской философии: в 2 т. // т. 1. - Ростов-на Дону: Феникс, 1999. - 542 с.

9. Яковенко Б., Очерки русской философии. -Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. - 128 с.

10. Сизинцев П.В. Анализ типов Абсолютной личности в статье И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2016. №7. с. 148-151

11. Сизинцев П.В. Религиозно-философский обзор очерка И.П. Четверикова «Критический индивидуализм в русской философии». // Инновации и инвестиции. 2016. №8. с. 192-195

12. Сизинцев П.В. Историко-архивное исследование биографии религиозного философа И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2016. №9. с. 135-138

13. Сизинцев П.В. Персонализм Г. Тейхмюл-лера в очерке доцента И.П. Четверикова «Критический индивидуализм в русской философии». // Инновации и инвестиции. 2016. №10. с. 280

Religious and philosophical aspect of the teaching of

Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality Sizintsev P.V.

Moscow Theological Academy

Religious and philosophical aspect of the teaching of Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov about personality and personal properties of God and man. The author shows his scientific creativity in speculative psychology and religious philosophy with consideration of questions of consciousness, personal properties and ideas of the person and self-consciousness of the person. The psychological structure of a person's personality, consisting of an empirical personality, an ideal personality and United by the Self-consciousness of a person, is considered. The article considers the views of I. P. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-consciousness, religion, human personality,

philosophy, morality, psychology, creativity, love. References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: Printing

house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.

2. Chetverikov I.P. The doctrine of personal God in terms of ethical

value. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1905. № 5. - p. 147-158.

3. Chetverikov I.P. Philosophy philosophy method. // Proceedings

of the Kiev Theological Academy. 1908. - № 2. - p. 224-236, № 3. - p. 422-462, № 4. - p. 553-565.

4. Chetverikov I.P. Church. // Bulletin. - Munich. 1949. № 1. - p. 5-15.

5. Chetverikov Ivan. From lectures on general psychology. // Russian religious anthropology: in 2 t. // 2 t. - M: Moscow Theological Foundation, Moscow Theological Academy, 1997. - P. 334-343.

6. Aristotle, Works: in 4 t. //1 t. / About the soul. 4126. - M:

Thought. 1975. - 552 s.

7. James W. New ideas in philosophy. 1913. № 4. - p. 156.

8. Zenkovsky VV, History of Russian Philosophy: in 2 t. // vol. 1. -

Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. - 542 p.

9. B. Yakovenko, Essays on Russian Philosophy. - Berlin: Russian

universal publishing house, 1922. - 128 p.

10. Sizintsev P.V. The analysis of types of the Absolute personality in the article by I.P. Chetverikova. // Innovation and investment. 2016. No7. from. 148-151

11. Sizintsev P.V. Religious and philosophical review of the essay I.P. Chetverikova "Critical individualism in Russian philosophy." // Innovation and investment. 2016. No8. from. 192-195

12. Sizintsev P.V. Historical and archival research of the biography of the religious philosopher I.P. Chetverikova. // Innovation and investment. 2016. No9. from. 135-138

13. Sizintsev P.V. The personalism of G. Teichmuller in the essay of Associate Professor I.P. Chetverikova "Critical individualism in Russian philosophy." // Innovation and investment. 2016. No. 10. from. 280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.