Религиозная философия и психология профессора Казанской Духовной Академии В.И. Несмелова и ее влияние на учение И.П. Четверикова о личности
Сизинцев Павел Васильевич,
аспирант, Московская Духовная Академия, [email protected]
В статье ставится задача рассмотреть метафизическую психологию как часть философии и науку о душе в русле российской православной традиции и отражения ее в трудах профессора Казанской Духовной Академии В.И. Несмелова. Она включает в себя религиозно-философские представления о Боге как личном Существе и личных свойствах человека. Автором показано его творчество в курсе умозрительной психологии и духовно-академического теизма с рассмотрением вопросов сознания, состава души, личных свойств и представлений о личности и самосознании «Я» человека. Исследование включает в себя рассмотрение взглядов И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось. Ключевые слова: самосознание, сознание, восприятие, личность человека, изменения, церковь, таинства, познание, творчество, любовь.
о
п ^
СО
(О
01
Профессор Казанской Духовной Академии В.И. Несмелов, создал оригинальное учение о человеке и его личности и исследовал понятие личных свойств Бога как абсолютной Личности. Он отрицал мысль В.Д. Кудрявцева о «сверхчувственном опыте» [Цвык, 1997] в бытии и считал, что любые впечатления человека, должны отражаться у него в сознании как факты. Но так как «сверхчувственный опыт» никто в сознании не наблюдал, то и говорить об его существовании нельзя. Теория личности В.И. Несмелова содержала умозрительное переосмысление того, что открывает православие в человеке, и включала его духовный анализ. Ибо, хотя человеческая «личность существует в условиях физического мира, однако природою своею она выражает не мир, а истинную природу Бесконечного и Безусловного». Поэтому В.И. Несмелову было очевидно, что без бытия абсолютной «Личности не могла бы существовать и наша личность». Он утверждал, что личность является «не зеркалом по отношению к Богу, а изображением Бога, и образ Божий в человеке не возникает под формою явления сознания, а представляется человеческою личностью» [Несмелов, 2000, 1, 252]. Сущность человеческой личности была у В.И. Несмелова идеальной по отношению к имеющимся условиям его бытия. Человек объективно осознаёт себя в качестве свободной причины и цели своих свободных действий, и одновременно люди остаются «телесными существами» земного мира. При этом высшие стремления человека, рожденные в глубинах его духа, истинны и не устранимы. Сознавая себя личностью, человек жаждет утвердить себя в качестве субъекта бытия со свободной причиной и целью в самом себе. Именно самосознание заставляло человека, признавать объективную реальность безусловного бытия, отображаемого в природе его личности. Но тем и утверждать значение себя, как реального божественного образа, данного в ограниченном существовании человека. Это были идеи «супранатурализма», где «добро принадлежит идеальной природе личности, а зло это фактическое подчинение личности условиям физического мира» [Емельянов, 2002, 123]. Личность человека, стремящаяся жить по идеальному примеру Иисуса Христа, движется нравственным устремлением.
Поэтому, хотя личность способна существовать в конечных условиях мира, но образом своего бытия она выражает не тварное, а сущность бесконечного и безусловного, потому что это абсолютное есть бытие Бога. Поэтому, осознание человеком себя в ка-
честве личности и невозможность найти в вещественном мире источник идеально-персональных свойств, приводила человека к пониманию и убежденности в реальном бытии Бога как абсолютной Личности. Если бы в человеке не было личностных черт, человек у В.И. Несмелова не мог бы иметь абсолютной идеи Бога, ибо он был бы не способен её понять. Но личность «реальна в бытии, и утверждает объективное существование Абсолюта как истинной Личности и себя, как его образа и подобия» [Зами-лов, 2003, 132]. Идея Бога реально дана человеку и не извне в качестве помысла о Нем, а фактически реализуясь в нём через процесс становления его личности. Современник В.И. Несмелова проф. В.В. Болотов также рассуждал о «личной Божественной жизни» [Болотов, 1918, 296]. Этим проявлялось противоречие между тем, кем должна была бы быть человеческая личность в идеальном смысле, и тем, кем она в действительности является на земле. Объяснить загадку человека возможно лишь исходя из него самого, из структуры его состава и личности, памятуя о том, что библейское учение о человеке, сотворенном по образу Божию, есть неотъемлемая память человеческого сознания. По В.И. Несмелову, личность человека метафизична. Воля же находится в зависимости от содержания его сознания, как показателя развития личности. Таким образом, антропология В.И. Несмелова зиждется на коллизии несовместимости в человеке телесности и нравственности. Она может быть снята стремлением человека к богоподобию, ибо человек в личности являет безусловную сущность, но живет как субъект физического существования. Отсюда выводилось стремление самосознания за пределы мира, помня, что личность человека «только усвояет себе физический организм как разрешение противоречия в ее собственной деятельности» [Несмелов, 2000, 1, 371]. Свое живое отображение безусловного бытия свободно-разумной личности говорило человеку, что в его ограниченно-условном бытии существует высшая связь с подлинным Бытием абсолютной Личности.
Вера в Бога определяла смысл существования и заключала основание нравственности и самосознания как основы личного бытия человека. Учение В.И. Несмелова исходило из того, что содержание жизни никогда не соответствует принципу наслаждения. Ибо человек помимо удовольствий осознает факт собственного бытия, понимая на уровне самосознания свою сверхзадачу в жизни. Личность составляла центр духа, имеющий начальную заданность, и возможность положительного или греховного развития. В грехе проявляется эгоистичная любовь к себе, порождая страсти гордыни, сребролюбия и тщеславия. Верное же отношение к плоти заключается в заботе о ней, как о служанке духа. Духом же нужно устремляться на поиски идеалов добра, творчества святости и любви.
По В.И. Несмелову человек есть своеобразная духовная сущность, мыслящая свое идеальное бытие как труднодоступное, ибо он никогда не сознавал себя как факт своего самосознания. Поэтому, он осознает свое «Я» как метафизический фактор бы-
тия, состояние над-природности, независимое от существования природы. Это реально отражается в его личности. Вера в бессмертие в этом случае определяет смысл жизни и представляет собой обоснование нравственности и самосознания как основы для суждения человека о реальности. Человек у В.И. Несмелова осознает себя внутренне как образ богочеловека Иисуса Христа. Ибо при отсутствии «самосущей Личности Иисуса Христа собственная личность человека, была бы невозможна в своем реальном бытии». Из этого следовал вывод, что личность человека отображает его представление о Боге. Ибо «если сила идей уступает силе чувственных впечатлений, человек отбывает повинность жизни в качестве раба природы», если же «сила идей возвышается над силой чувственных впечатлений, человек творит свою жизнь в качестве свободной личности» [Несмелов, 2000, 1, 142-143]. Поэтому, личное бытие человека обусловлено уровнем его активности, дисциплинированностью сознания, но главное - степенью свободы. Ибо человек реально свободен, насколько он фактически осуществляет в своей жизни свободу. По мнению В.И. Несмелова, «Ценность идеала выражается не значением его в действительности, а реальной силой его для внутреннего развития личности». При этом идеал Спасителя осуществлен в человеке образом проявления в природе человека его личности. Как личностен Христос, так может быть личностен и любой человек. При этом психолог разрывал понятие личности и «Я» человека. Он считал, что человек имеет свое эмпирически-животное «Я», которое живет, имеет свои потребности и страдает, не образуя собой личности. А личностное начало создается моральной направленностью, самосознанием вечных высших ценностей. Оно имеет метафизическую природу и проникает всю цепь явлений сознания, при этом все звенья цепи сознания представляют собой живые элементы личности. Отсюда человеческие действия, как внешние выражения составляющих сознания, являются личными действиями.
Христианские взгляды на соотношение души и тела повлияли на учение о личности В.И. Несмелова, который писал, что в «идее свободы «я» осуществляется не как пассивное сознание и выражение обособленности, а как живая энергия, которая существует сама по себе». То есть существует и свободное «Я» как свободная личность, могущая не только переживать, но и творить своею волей». Для телесности человека и ее взаимосвязи с личностью, это самосознание «Я» означает не абстрактное бытие личности, а бытие в необходимо-данных условиях мира. Сумма «физических условий усвояется человеческой личностью как необходимая форма ее существования» [Несмелов, 2000, 1, 167, 202-203]. Само ощущение состояний тела, принадлежит сознающему духу, а выбор телесных состояний, как целей деятельности, принадлежит свободно-разумной личности. Это значит, что именно свободный выбор определяет способ природного бытия. В самосознании человек одновременно способен осознавать себя как свободную личность и как тело. Поэтому, зная о своем организме, человек мыслит его
со
1
0
2
п
01
как часть себя самого. Он невольно живет жизнью физического организма как своею собственною, и состояния организма являются состояниями человеческой личности.
В нравственном же отношении идеал Иисуса Христа раскрывал перед человеком высшие смыслы, при реализации которых человек приближался к Богу. При этом в тварном бытии он был целостно максимально един и одновременно неповторимо уникален. Критерием было целенаправленное уподобление человека Богу во всех сферах жизни. При этом, чем более было проявлено личное начало в человеке, его свобода и творчество, самосознание и вера, тем более была видна его уникальность в общении. Величие такого духовного идеала, порождает личное смирение. Человек «обязан видеть в себе свободного носителя разумного духа, неуклонно следовать своей нравственной цели, чтобы никакие болезни его тела не могли бы подавлять его нравственной личности» [Несмелов, 2000, 1, 259].
Нравственность как необходимый для личности высший способ реализации своего бытия была показана в типе «нравственной личности». В.И. Несмелов учил, что нравственное содержание личности человека открывает в нем высшую природу. Таким образом, человек призван к подлинному бытию для обращения и следования нравственному примеру Иисуса Христа. Ибо в «свете нравственной личности Христа для всех нравственно чутких людей будет блистать вечный образ Бога». Такое единство в духе и истине достигается путем веры и гармонии «с евангельской историей жизни и личности Христа» [Несмелов, 2000, 2, 305, 317]. Это утверждение связано с метафизикой человека: так как личность может сознавать себя в идеале, то и человек способен обретать свое личное бытие через способ жизни и черты богоподобия. Ибо по православному учению человек может преодолеть искаженность своей природы стяжанием благодати. Идеи Откровения противостояли обыденной жизни, отсюда и дисгармоничность бытия. Это несоответствие между истиной религиозно-нравственного сознания и реальным жизненным опытом приводило к подавлению во внутренней жизни людей идеала нравственной личности.
Этот идеал для В.И. Несмелова, означал высший тип человека, который он способен достигнуть в своей земной жизни. Начало личности формируется моральным сознанием, как сознанием ценностей и долга осуществлять эти ценности через самораскрытие личности. Затем личность возрастает из сознания ее высшей ценности, свободного самоопределения к разумной деятельности и неотъемлемости ее от душевно-телесного состава. Ибо организм является «формой существования личности, вне которой личность эмпирически не существует» [Несмелов, 2000, 2, 262]. Понятие идеальной личности использовалось им по отношению к Богу, и по отношению к человеку, как к обладателю и носителю стремления к идеалу. Но представление об идеале человеческой личности,
в жизни каждого человека развивалось из данных личного опыта. Самосознание, как личность в своей деятельности выражалось сознанием «Я». Нравственная личность человека при этом осознает, что христианский образ жизни и духовный путь к спасению необходим каждому верующему для развития его как человека. Это требует его веры, покаяния и молитвы, борьбы с грехом и изменения жизни - личной и природной, внутренней и внешней. Такого единства в духе и истине можно было достигнуть, путем гармонии православной веры в сознании человека, с евангельской историей жизни «божественной личности Христа» и соответствующими ей проявлениями нравственности.
Важен был приоритет внутренней духовной реальности человека над впечатлениями окружающего мира, воспринимаемой природой человека. Реальность этого внутреннего бытия задается духовным сознанием человека, создаваемым его жизнью и личным опытом нравственной жизни. Ибо личности следует жить, постоянно понуждая себя к позитивному нравственному изменению с возможной напряженностью всех человеческих сил - духовных для внутреннего совершенствования и физических - для телесной крепости. Потому что, затрачивая максимум усилий человек умножает внутренний источник своих сил. Поэтому он должен воспитывать в себе осознание и умение управлять внутренней реальностью своего опытного переживания жизни как части подлинной реальности внутри - сознательного бытия. Безусловно, внутренний рост обусловленный стремлением человека к его изменениям личности должен выражаться во внешнем облике и поведении. Человек становится иным, у него обновляется взгляд на существующую вокруг него реальность, возникает новое ощущение бытия и внутреннее принципиальное перерождение в духе. Этот процесс углубления самосознания «Я» в ходе правильно выстроенной жизни личности по нравственному идеалу совершенно естественен.
Идеи В.И. Несмелова, повлиявшие на учение профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова относятся к рассмотрению впечатлений и восприятий самосознания «Я» человека, его ощущений и чувствований физической и социальной среды, что было содержанием части читаемых им лекций. Его «личное существование дано в непосредственном сознании, которое совпадает с реальным бытием» [Четвериков, 1905, 9, 127].
Он рассматривал понятие «Я», которое доказывало человеку факт его самосознания, определяя способ жизни его природы и содержание стремлений его деятельности. И строил «понятие о личном Боге на анализе данных самосознания «Я» [Четвериков, 1903, 291], которое считал основой личности человека. При этом «Я» было личной основой человека, как субъекта и источника процессов и функций волевой деятельности. Человек у В.И. Несмелова и И.П. Четверикова имеет помимо идеального «Я» также свое эмпирически-животное «Я», которое живет, имеет свои потребности и страдает. Оно не образует собой личности
по В.И. Несмелову и образует собой «эмпирическую личность» по И.П. Четверикову. При этом в самосознании «Я» человек одновременно способен осознавать себя и как свободную личность и как тело. Зная о своем организме, человек мыслит его как часть себя самого, своей личной основы. Одновременно с духовной точки зрения, нравственный идеал Иисуса Христа раскрывал перед человеком такие высшие смыслы, при реализации которых человек приближался к своему идеалу. Отсюда И.П. Четвериков выводил понятия «эмпирической личности» и «идеальной личности» в своем учении о личности. Есть единая «идеальная личность в человеке, которая проявляется в форме стремления к правде как источник единства статистического и динамического» [Четвериков, 1997, 338]. Согласно его представлениям, человек призван видеть в себе свободного носителя разумного духа, он считает себя обязанным неуклонно следовать своей нравственной цели, чтобы никакие болезни его тела не могли бы подавлять его нравственной личности. Важно и то, что у И.П. Четверикова самосознание «Я» в одном случае, осознает себя как тело. В другом случае преобладает сознание ума, воли, социальных чувств и открытости жизни во внешнем мире. В итоге высший уровень личного бытия формирует содержание самосознания как душе-телесного единства. Личность при этом выражена субстанциально самосознанием «Я», функционально актуализацией личных свойств, и процессом переживаний сознания. А сделанный ею выбор является эмпирическим критерием оценки борющихся между собой влечений, потребностей, эмоций. Показателем выбора является «жизнь личности как самого ценного для человека. Ценно все то, что способствует наиболее полному раскрытию природы и достоинства личности» [Четвериков, 1913, 78].
Литература
1. Несмелов В.И. Наука о человеке: в 2 Кн. -Казань: Казанская Духовная Академия, 1898. - Репринт. - СПб: Центр наследия Павла Флоренского 2000. - Кн. 1. - 418 с.
2. Несмелов В.И. Наука о человеке: в 2 Кн. -Казань: Казанская Духовная Академия, 1898. - Репринт. - СПб: Центр наследия Павла Флоренского 2000. - Кн. 2. - 438 с.
3. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Ги-рит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903. - 347 с.
4. Четвериков И.П. Критический индивидуализм в русской философии. // Труды Киевской Духовной Академии. 1905. № 9. - С. 120-132.
5. Четвериков И.П. Конспект лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательных курсах. Полтава: Педагогическое бюро Полтавского Губернского земства. 1913. - С. 50-83.
6. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. — Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 т. // т. 2. - М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.
7. Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви: в 4 т. / Т. IV. - Петроград, 1918. - 615 с.
8. Емельянов Б.В., Русская иммортология. Конец XIX - начало XX века. - Пенза.: Сельскохозяйственная академия, 2002. - 184 с.
9. Замилов В.Н., Метафизика человека в творчестве В.И. Несмелова. - Дисс. к.ф.н. - М.: МАИ, 2003. - 177 с.
10. Несмелов В.И., Памяти Вениамина Алексеевича Снегирева // Православный собеседник. 1889. № 5. - С. 97-154.
11. Цвык И.В. Религиозно-философская система В.Д. Кудрявцева-Платонова. - М: Издательство МГУ, 1997. - 110 с.
12. Сизинцев П.В. Религиозная философия и психология в Московской Духовной Академии во второй половине XIX века и ее влияние на учение И.П. Четверикова о личности// Инновации и инвестиции. 2017. №9. 143-145
Religious philosophy and psychology, Professor of the Kazan Theological Academy, V. I. Nesmelov and its impact on the doctrine of I. P. Chetverikov on the identity Sizintsev P.V.
Moscow spiritual academy
The article aims to consider metaphysical psychology as a part of philosophy and science of the soul in line with the Russian Orthodox tradition and its reflection in the works of Professor of the Kazan Theological Academy V. I. Nesmelov. It includes religious and philosophical ideas about God as a personal Being and personal properties of man the Author shows his work in the course of speculative psychology and spiritual and academic theism with consideration of the issues of consciousness, composition of the soul, personal properties and ideas about the personality and self-consciousness of man. The study includes consideration of the views I.P. Chetverikov Christian-theistic, and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-awareness, consciousness, perception, personality, change, Church, sacraments, cognition, creativity, love.
References
1. Nesmelov V.I. Science of man: in 2 KN. - Kazan: Kazan Theological Academy, 1898. - Reprint. - SPb: Pavel Florensky Heritage Center 2000. - Vol. 1. - 418 s.
2. Nesmelov V.I. Science of man: in 2 KN. - Kazan: Kazan Theological Academy, 1898. - Reprint. - SPb: Pavel Florensky Heritage Center 2000. - Vol. 2. - 438 s.
3. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: Printing
house of N.A. Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903. - 347 p.
4. Chetverikov I.P. Critical individualism in Russian philosophy. // Proceedings of the Kiev Theological Academy. 1905. № 9. - p. 120132.
5. Chetverikov I.P. Summary of lectures on psychology. // Report on
general education courses. Poltava: Pedagogical Bureau of the Poltava Provincial Zemstvo. 1913. - p. 50-83.
6. Chetverikov Ivan. From lectures on general psychology. - N.
Gavryushin, (ed.) // Russian religious anthropology: in 2 tons. // Vol. 2. - Moscow: Moscow Spiritual Foundation, MDA, 1997. -P. 335-343.
7. Bolotov V.V., Lectures on the history of the ancient Church: in 4 t.
/ V. IV. - Petrograd, 1918. - 615 c.
8. Emelyanov BV, Russian Immortology. Late XIX - early XX century. - Penza .: Academy of Agriculture, 2002. - 184 p.
9. Zamilov V.N., Metaphysics of Man in the Works of V.I. Nesmelov.
- Diss. Ph.D. - M .: MAI, 2003. - 177 p.
10. Nesmelov VI, In memory of Veniamin Alekseevich Snegirev // Orthodox interlocutor. 1889. № 5. - p. 97-154.
11. Tsvyk I.V. The religious-philosophical system of V.D. Kudryavtseva-Platonov. - M: Publishing House of Moscow State University, 1997. - 110 p.
12. Sizintsev P.V. Religious philosophy and psychology at the Moscow Theological Academy in the second half of the nineteenth century and its influence on the teachings of I.P. Chetverikova about personality // Innovations and investments. 2017. No9. 143-145