Научная статья на тему 'Религиозно-философские основания учения И. П. Четверикова о личных свойствах Бога и личности человека'

Религиозно-философские основания учения И. П. Четверикова о личных свойствах Бога и личности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ИЗМЕНЕНИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев Павел Васильевич

Статья посвящена философскому осмыслению учения о личных свойствах Бога и личности человека по учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Они включают в себя религиозно-философские представления о Боге как личном Существе и личных свойствах человека, и структуре его личности, проявляемых в бытии. Автором показано его религиозное творчество с рассмотрением вопросов сознания, души, лица, личных свойств и представлений о личности и самосознании «Я» человека. При этом И.П. Четвериков ориентируется на образ идеальной личности, которая инициирует творчество и помогает в развитии личности человека. Исследование включает в себя рассмотрение взглядов И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философские основания учения И. П. Четверикова о личных свойствах Бога и личности человека»

Религиозно-философские основания учения И.П. Четверикова о личных свойствах Бога и личности человека

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Статья посвящена философскому осмыслению учения о личных свойствах Бога и личности человека по учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова. Они включают в себя религиозно-философские представления о Боге как личном Существе и личных свойствах человека, и структуре его личности, проявляемых в бытии. Автором показано его религиозное творчество с рассмотрением вопросов сознания, души, лица, личных свойств и представлений о личности и самосознании «Я» человека. При этом И.П. Четвериков ориентируется на образ идеальной личности, которая инициирует творчество и помогает в развитии личности человека. Исследование включает в себя рассмотрение взглядов И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как никем исследований философского наследия И.П. Четверикова в научной среде практически не проводилось.

Ключевые слова: самосознание, сознание, восприятие, личность человека, изменения, переживания, самопознание, познание, творчество, любовь.

Бытие личности в учении о личных свойствах Бога и личности человека по учению профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова характеризуется нижеследующими признаками:

• В отношении Бога - безначальное, бестелесное, вечное, бесконечное, всецелое, самобытное, единое, всемогущее [Четвериков, 1903],

• В отношении человека - сотворенное, конечное, временное - в границах тела и вечное внутри души как часть бытия духа в виде самосознания [Четвериков, 1913].

В своих трудах И.П. Четвериков писал о синтезе обычного поведения «эмпирической личности» и высоконравственных поступках «идеальной личности» одновременно существующих в личной целостности и духовной жизни человека [Четвериков, 1997, 336]. В процессе существования «эмпирическая личность» человека или приближается в своих мыслях и действиях к личности «идеальной», или отдаляется от нее в своем поведении как от стремления к идеалу. Следует выделить в научной терминологии базовые аксиомы, на которых формируется его:

1. Учение о личности человека:

- субстанциальность, включающая в себя онтологический и метафизический аспекты.

- индивидуальность, включающая антропологический, психологический и социальный аспекты,

- самосознательность, включающая гносеологический, этический аспекты,

- богообразность, как духовно-нравственный аспект православной святоотеческой мысли о творении человека по образу Божию.

2. Учение о личном Боге:

- абсолютность, включающая в себя критический аспект в отношении пантеизма, панентеизма, эмпиризма и идеализма светской философии,

- теистичность, как аспект идеи трансцендентности по отношению к миру и личного бытия Бога, его раскрытия в актах откровения, воплощении богочеловека Иисуса Христа,

- учение о личных свойствах Бога и человека в святоотеческой традиции.

Отличие и взаимосвязь между категориями «природа», как отражение индивидуальности и

со ^

0

сч

01

«личность» становится фундаментальным базисом мысли И.П. Четверикова, материалом многочисленных статей, занимая ведущее положение при обсуждении различных психологических тем в его лекциях. Этим выражалось творческое присутствие его как православного философа и психолога внутри движения в духовно-академической среде окружающих его идей, что, было главным в его научном свидетельстве. Эти базовые основы его учения о личности не только определяли постулаты и формулировки системы категорий, взаимосвязей и ценностей разработанного учения, но, разложенные на аспекты, позволяли анализировать, как описываются у И.П. Четверикова личные свойства Бога и личность человека.

В метафизическом аспекте учение И.П. Четверикова позволяло воспринимать личность как особый критерий достигнутого уровня духовности, выражения самосознания человека, глубины его чувств и свободы воли его выбора. Эти свойства не сводились друг на друга, они были автономны. Ибо непрерывное самосознание вместе с постоянными изменениями на физическом, эмоционально-чувственном, разумном уровнях бытия человека необъяснимо из идей материализма. Дух в религиозно-философских представлениях Четверикова направлял образную и раздельную функции сознания на человеческое «Я», как центр самосознания. Человек же способен возвышаться умом до ценностей духа и использовать разум для кардинального преобразования мира, реализаций фантазий воображения, анализа идей и обобщения понятий абстрактного мышления.

При этом в человеке от взросления до самой смерти идет внутреннее осознание себя как личности и процесс обретения метафизических целей бытия [Тихомиров, 1893]. В итоге самосознательное «Я» управляя жизнью душевно-телесной природы, наполняет смыслом человеческую потребность в вере, и тем рождает в человеке нравственное чувство. Как таковой духовный «эталон», определяя существование через направленность развития личности, нужен для удовлетворения желаний человека в любви, свободе, творчестве, святости. Истоком направленности выбора желаний была в учении И.П. Четверикова «идеальная личность», которая по мере духовно-нравственного становления человека постепенно отражала в его личных свойствах нравственный идеал Иисуса Христа. Личность для И.П. Четверикова также есть ноуменальное «Я». В данном контексте ноуменализм понимался психологом как внутренняя интенция к поиску человеком предельных оснований сущего. При этом, личность как ноуменальное «Я» у И.П. Четверикова субъективна, она возникает изнутри человека и проявляет себя как некое высшее ощущение себя раскрываясь в отличии человека от других. Она имеет особый таинственный внутренний мир, недоступный полному и рациональному познанию извне. Такие фундаментальные элементы личности, как самосознание, любовь, свобода, творчество, святость, самопознание объединены «в одном центре,

субъекте или «Я» [Четвериков, 1903, 159]. Эта субъектность личности не менее важна, чем ее физически - социальная объектность, ибо именно субъектность немыслимо редуцировать к индивиду.

Таким образом в учении о личности у И.П. Четверикова человек выступает как личность в целостной совокупности своих духовных, душевных и телесных действий, являющихся сущностным фактором личной гармонии бытия. При этом человеческое тело есть носитель физической природы, а душа, содержащая в духе личность как способность проявления через самосознание особых свойств свободы и творчества, соприкасается с высшим бестелесным миром. Благодаря телу, в котором живет и раскрывается самосознание личности, осознаются и ощущаются вещи и события окружающего мира, а «индивид», отражает физиологическую природу человека. Отсюда «индивидуальность являет природную составляющую человека, а личность - духовно-метафизическую» [Тихомиров, 1900, 341].

Тело характеризуется физиологическим состоянием и количественными размерами, которые воспринимает и ощущает сознание. Сознание себя как «Я» создает личные уникальность и неповторимость. Душа же является основой и формой природной актуализации личности. Человек по природе создан для жизни в обществе других людей, ибо в нем он может удовлетворить свои материальные нужды и развиваться духовно [Шульгин, 1858, 15]. Общество возникает в силу объективного объединяющего людей действия, являющегося отражением потребности в выживании. Общественные законы задают границы деятельности отдельного человека, таким образом, что люди вынуждены объединяться в общественные структуры и институты и не могут жить вне единых общественных форм. Человек находит социальность в порядке вещей и явлений, в совести и в духовном сердце, ибо она заложена в его сущности. Он как разумное существо является частью общества, как индивид подчиняется ему, но одновременно как личность, призванная вместе с душой к вечной жизни, призван к святости как к состоянию блаженства.

Теистический аспект учения И.П. Четверикова обосновывал его научную позицию, состоящую в том, что Бог, к которому в своей жизни стремится человек, был не выдуман им, а показан человеку через личные черты Бога как личного Существа. Эти свойства живой абсолютной Личности, по аналогии также присущи и человеку. Развивая в себе эти элементы свободы и творчества, общения и единства, уникальности и святости, человек, на основании представлений о нравственности, в своем сознании утверждает понимание идеала. Через это понимание человек проявляет себя в текущем существовании как личность, в те моменты, когда он отображает абсолютные черты божественного подобия. Ибо, по мнению выдающегося русского педагога-психолога, каждая человеческая личность стремится к личному Богу и предназна-

чена для высшей, внеземной цели [Ушинский, 1950]. При этом личность превосходит временные рамки окружающего человека телесного существования именно тем, что соотнесена с бессмертной душой человека.

Абсолютный аспект в учении И.П. Четверикова о личности позволяет понять, почему личность даже классиком идеалистической философии Г.В. Гегелем [Гегель, 1913, 464] считалась высшим и конкретным определением Абсолюта. Для И.П. Четверикова, процесс совершенствования личности человека состоял не только в развитии личных свойств, а в усилении их интенсивности в бытии. По сути, таким образом, по его представлениям развивалась степень и уровень силы проявления личных свойств божественных элементов, составляющих абсолютную личность Бога в жизнедеятельности каждого из трех Лиц. Сознание, воля и любовь в равной степени проявляются в свободном применении их к Божественным Личностям, как и к действительности, ими сотворенной. Чем более имеется сфер применения для свободы и воли, самосознания и любви, тем выше уровень их интенсивности. И тем более совершенно проявление божественной творческой способности во всей ее уникальной полноте. Ибо для Абсолюта идеи истины, добра и красоты являются не регулятивными, как у личности человеческой, а конструктивными, как у личности абсолютной. Личному Существу, таким образом, присуща совершенная Личность, как абсолютная сама в себе, т.е. «абсолютное начало» [Четвериков, 1903, 170].

Исходным пунктом духовно-академической онтологии являлось философское учение об абсолютном бытии, принимавшее форму доказательств бытия сверхсущего Существа. На этом научном фоне учение И.П. Четверикова о личности безусловно учитывало критику И. Кантом схоластических моделей бытия Бога, дополняясь обоснованием личных свойств Бога, а также формулированием базового тезиса об Его имманентно-трансцендентной природе. Категория абсолютного бытия, как высшего проявления, имеющего Божественные Лица или Личности, введенная в религиозно-философский дискурс теизма, позволяла укоренить в Безусловном бытии ограниченные познавательные способности человека, уходя и от одностороннего субъективизма первичности сознания, и от фидеизма, как утверждения приоритета веры над разумом. Внутреннее, непостижимое «Я» человека, ноуменальный носитель личности в терминологии И.П. Четверикова как самобытная сущность и центр личных свойств доказывало ему реальность человеческого бытия. Свойство разумной природы человека позволяло понять первопричину ее явлений, и вело к непреложному выводу существования абсолютной причины мира. Личность человека при этом не противопоставляет друг другу телесность, душевность и духовность, но обретает свое уникальное бытие в их единой целостности и онтологической нераздельности. Дух как умозрительная основа человеческого существования рассматривался в учении

И.П. Четверикова в эмпирическом проявлении свойств личности. При этом «эмпирическая личность» была способна реализовать себя лишь в телесной и душевной полноте бытия человека.

В то же время идеалистические воззрения религиозной философии на личность, переносили христианскую аскезу на жизнь человека в целом, объективным образом ограничивая материальность. Они исходили из того, что бытие человека не ограничено материально замкнутым, самодостаточным и изолированным миром. Он принадлежит миру свободы самоосуществления, исходя из которого, в человеке возникает уверенность в существовании Бога и самосознание «полноты» личной жизни. Личная свобода, присущая как Богу, так и человеку для последнего разделена на свободу личной независимости, свободу выбора и свободу воли. Воля может хотеть или не хотеть, достичь своего желания или нет. Выбор же означает для бытия человека отсутствие необходимости. Религиозная философия по И.П. Четверикову шла путем инверсии атомистической теории, как преобразования вещественного концепта материи в духе объективного идеализма: атом как понятие представлял по сути абстрактную форму бытия деятельности абсолютного Бога. Понятия физической, социальной и культурной совокупностей опытных переживаний человека, обладающего телом, сознанием и чувствами, соответствовали в понимании И.П. Четверикова категориям тварного бытия - материи, движения, пространства и времени.

Но источником их была трансцендентальная Разумная первопричина и ее идея абсолютной Личности, которая была успешно введена учением И.П. Четверикова в концептуальное поле онтологии, ее трансцендентальной сферы. Таким образом, метафизическая онтология, как концептуально оформленное учение о безусловных, абсолютных началах бытия присутствовала в аспектах учения И.П. Четверикова о личности, понимая человека в его целостности и исключительности, тварной богообразности и свободе, самосознании и творчестве. Гносеологический аспект предлагаемого учения И.П. Четверикова о личности представлял Откровение как способ человеческого познания Бога, направление самопознания себя и окружающего мира. В зависимости от конкретного выбора эмпирического (опытного) или идеального (метафизического) познания человек в самосознании своего «Я» постепенно обретал как рациональное, так и иррациональное представление об абсолютной Силе и Благе, Любви и Нравственности, Всеведении и Премудрости. Приведя эти понятия в своих представлениях и восприятиях сознания к высшему синтезу, человек усматривал в себе личные свойства - бессмертие, самопознание, стремление к совершенству своих качеств и навыков, способностей и характера. Эти личные свойства способствовали и укрепляли связь человека с идеалом через веру, молитву и литургическую жизнь в Церкви, формировали понимание Откровения как обращения к человеческому «Я».

00

0

сч

01

Укорененное в человеке стремление к совершенству, свободе выбора, и духовной потребности в Боге оказывали влияние на познавательные интересы и склонности человека. Познание себя и мира, целеустремленная деятельность переосмысливались в человеческой памяти, а ее содержание, как совокупность психических состояний, образовывали эпизоды прожитого существования. Все это вместе взятое в связи с самосознанием непрерывности своего «Я», вызывало в мыслях процесс самопознания человека и идею реального бытия собственной личности. Факты осознания, всегда относились к какому-либо конкретному отрезку жизни человека и были ориентиром непрерывности, составляя жизненный опыт бытия «Я», модус проявления его талантов, эмоциональных состояний и творческой деятельности. Таким образом, в составленном и систематизированном учении И.П. Четверикова о личности признавалось, что «Я» есть феноменальный носитель «эмпирической» личности, и ноуменальный носитель личности «идеальной», в целом задающий способ природного бытия, управитель души и тела человека.

Далее профессором психологии Киевской Духовной Академии утверждался вывод, что в основе всех позитивных изменений внутренней жизни человека лежит нечто единое и неизменное в способах своей деятельности при бесконечном разнообразии содержания. Это личное начало, имеющее истоком представления об идеалах, связывает человека с нравственным идеалом. Человек, достигая свободы в стремлении к высшим видам творческой деятельности, обретает важнейшую точку метафизической опоры для своего будущего, которое развивается в дальнейшем через преодоление препятствий, необходимость делать осознанный выбор и исполнение нравственных заповедей. Наличие духовной свободы дает человеку возможность проявить свою трансцендентность по отношению к условиям тварного бытия. Личная свобода используется человеком как непременное условие его бытия для проявления направленности жизни личности в творчестве, вере, любви и в нравственном уподоблении Иисусу Христу как проявлении наивысшей свободы. Таким образом, существенную часть личности учения И.П. Четверикова о личности составляет религиозно-философское представление о ней как о метафизическом ядре, определяемое как идея бытия, онтологического места, гносеологического целепола-гания жизни человека, и ее антропологического смысла.

Литератруа

1. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев: Издательство Типографии Н.А. Ги-рит, 1903. - 347 с.

2. Четвериков И.П., Конспект лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательных курсах Полтавского губернского земства. - Полтава: Бюро Полтавского Губернского земства, 1913. - С. 50-83.

3. Четвериков Иван, Из лекций по общей психологии. — Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 т. // т. 2. - М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.

4. Гегель Г.В., Феноменология духа. - СПб: Типография «Брокгауз и Эфрон», 1913. - 377 с.

5. Тихомиров П.В., Возможна ли метафизика ума? // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1893. № 3.

6. Тихомиров П.В., Типы гносеологических учений //Богословский вестник. - М., Т. 2. № 7. 1900. - С. 333-366.

7. Ушинский К.Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 Т. - М: АПН. - 1950. - Т. 1. - 776 с., Т. 2. - 628 с.

8. Шульгин И.Я., Душа человеческая с ее главными свойствами и способностями. - Каменец-Подольский: Типография Подольского губернского правления, 1858. - 82 с.

Religious and philosophical foundations of the doctrine of the personal properties of God and human personality and their influence on the ideas of I.P. Chetverikov. Sizintsev P.V.

Moscow spiritual academy

Professor of psychology of the Kiev Theological Academy I. p. Chetverikov. They include religious and philosophical ideas about God as a personal Being and personal properties of man, and the structure of his personality, manifested in existence. The author shows his religious creativity with consideration of questions of consciousness, soul, the person, personal properties and representations about the personality and self-consciousness of "I" of the person. At The same time, I. P. Chetverikov focuses on the image of the ideal personality, which initiates creativity and helps in the development of human personality. The study includes consideration of the views of I. p. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction. The originality of the study has the maximum degree; since no one studies, the philosophical heritage of I. P. Chetverikov in the scientific community has been practically carried out. Keywords: Self-consciousness, consciousness, perception, human personality, changes, experiences, self-knowledge, knowledge, creativity, love. References

1. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev: Printing

house of N.A. Girit, 1903. - 347 p.

2. Chetverikov I.P., Lecture on psychology. // Report on general

education courses of the Poltava province zemstvo. - Poltava: Bureau of Poltava Provincial Zemstvo, 1913. - p. 50-83.

3. Chetverikov Ivan, From lectures on general psychology. - N.

Gavryushin, (ed.) // Russian religious anthropology: in 2 tons. // Vol. 2. - Moscow: Moscow Spiritual Foundation, MDA, 1997. -P. 335-343.

4. Hegel GV, The Phenomenology of the Spirit. - SPb: Brokgauz

and Efron printing house, 1913. - 377 p.

5. Tikhomirov PV, Is the mind metaphysics possible? // Readings in

the society of lovers of spiritual enlightenment. 1893. № 3.

6. Tikhomirov, PV, Types of epistemological teachings // Theological Bulletin. - M., T. 2. № 7. 1900. - p. 333-366.

7. Ushinsky KD, Man as a subject of education. The experience of

pedagogical anthropology: in 2 T. - M: APN. - 1950. - V. 1. - 776 p., V. 2. - 628 p.

8. Shulgin I.Ya., The human soul with its main properties and abilities. - Kamenetz-Podolsky: Printing house of Podolsk provincial government, 1858. - 82 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.