Религиозная философия и психология профессора Казанской Духовной Академии В.А. Снегирева и ее влияние на учение И.П. Четверикова о личности
Сизинцев Павел Васильевич,
аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru
В статье ставится задача рассмотреть метафизическую психологию как часть философии и науку о душе в русле российской православной традиции и отражения ее в трудах профессора Казанской Духовной Академии В.А. Снегирева. Автором показано его творчество в курсе умозрительной психологии и духовно-академического теизма с рассмотрением вопросов сознания, состава души, личных свойств и представлений о личности человека. Исследование включает в себя рассмотрение взглядов И.П. Четверикова христианско-теистического и психологического направления.
Ключевые слова: самосознание, сознание, восприятие, личность человека, изменения, церковь, таинства, познание, творчество, любовь.
Метафизические концепты казанских теистов-психологов, объединенные проблематикой духовных и физически-материальных явлений, были образцами апологии умозрительной психологии и антропологии, в которых отстаивали возможности научно-теоретического осмысления универсальных истин бытия [Милославский, 1873; Снегирев, 1893]. Эти работы предопределили закономерности роста и самобытность метафизической школы Казанской Духовной Академии [Бровкович, 1871]. Согласно православного вероучения уподобление человека Иисусу Христу открывает ему путь духовной свободы, преображая творчески-нравственной жизнью его самосознание «Я», что проявляет в человеке черты образа Божия. В поведенческих паттернах человек определяется как личность именно в своей уникальной способности отображать личные свойства в образе бытия - свободу, любовь, творчество, открытость, самосознание, жертвенность, веру, святость. Этот святоотеческий принцип был применен профессором Казанской Духовной Академии В.А. Снегиревым явившимся первым русским продолжателем традиции свт. Григория Нисского, который сделал попытку рассуждать о человеке и его строении через категорию единства Пресвятой Троицы. Поэтому в метафизическом смысле человек и существующий в нем божественный образ есть высшая тайна, непостижимая для человеческого разума, как и непостижимость абсолютной Личности.
Профессор В.А. Снегирёв указывал, что, свою самостоятельность психология могла обрести, разделив физиологические и душевные явления, и метафизически обосновав уникальность природы человеческого духа. Душа являла для него жизненную реальность, которая предусматривает рассмотрение условий существования духа и личности в единстве человеческого организма. Человек был объектом научного исследования как субъект жизни духа, при котором тело было его носителем. Дух исследовался вне телесности и чувств, под которыми понималась индивидуальность. Она определялась языком, культурой, нравственностью. Психолог анализировал душевные состояния человека - его ощущения, стремления, ассоциации, внимание и память, рассматривая их в совокупности с умом и сердцем. Он описывал душу как источник чувства и воли человека, ибо «нет такого желания и действия, которое бы не имело значения в жизни, так как всякое из них способно или приближать человека к совершенству, или способствовать падению» [Снегирев, 1893]. Поэтому именно личные чувства формировали связь человека и самосознания. Решая вопрос о трансцендентной природе духа и его бытии, психология вводилась в сферу метафизических идей, как «наука о душе». Душа понималась как отличное от тела жизненное начало и уникальная духовная субстанция, абстрактное представление для совокупности однородных явлений, изначальная основа которых не может быть установлена в принципе в силу особенностей познания человека [Снегирев, 1893, 3-4]. В контексте этих понятий понимание о душе подтверждается Откровением. Сами душевные явления - ощущения, мысли, идеи, чувства, желания есть реальность, наблюдаемая при определенных условиях, и проявляющая себя через жизнь тела. Исследование структуры души соприкасалось с нравственной областью, задающей образ человеческой жизни. Чтобы понять, как избираемый человеком идеал влияет на представление об истине, рассматривалось личное и природное строение человека. Идеал имел иерархическую структуру, в которой были отражены присущие человеку природы - духовная, душевная и телесная.
При этом именно Иисус Христос был для В.А. Снегирева идеальным примером нравственной жизни. Ибо духовный компонент идеала, организуя жизнь человека через направленность развития личности, был крайне необходим для реализации жизненных потребностей в любви и в свободе, в творчестве и стремлении к нравственному совершенствованию. Носителем идеальных потребностей являлась личность, постепенно отображающая в себе идеальные представления о совершенном человеке по мере нравственного становления человека по примеру Христа. Именно свобода
О £
Я
3
Г
5
сч
1Л £
а
2 о
являлась истоком нравственности человека, его личных усилий, условием творческой активности сил и процессов самосознания «Я». Нравственные переживания человека были обусловлены уровнем его развития, стремящегося к общению с «всемогущей Личностью в религиозном чувстве, кульминационном пункте сердечной жизни». Ибо личные свойства «составляют совершеннейшую и высшую форму явлений жизни и самую высшую форму бытия» [Снегирев, 1892, 12, 490]. Профессором выделялись такие свойства, как самосознательность, стремление к идеальному, субъективность, неделимость и метафизичность. Если духовные потребности реализуются в соответствии с естественным нравственным законом - совестью, то наблюдается духовно-нравственное совершенствование личности. Если направленность развития подчинена аморальным целям, то наблюдается деградация духовного начала. Предметом психологических исследований были явления, присущие сознанию человека. Но и для духа следовало найти элементарно-неразложимые понятия, отводя телесность личности на второй план. Понятие сознания отождествлялось с жизнью, ибо «дух можно мыслить, как чистую энергию, деятельность которой и жизнь есть сознание» [Снегирев, 1886, 30]. Личность человека виделась при этом как опытная проекция трансцендентной основы духа в эмпирическом пространстве человеческого сознания. Бытием личности с ее свободой и центром самосознания «Я» полагалась идея личного Бога, как понятия абсолютной Личности, дающая сознанию человека единство с миром, самосознанию -смысл бытия, а жизни личности в проявлениях природы - цель существования. Важно уточнить, что идеи «Я» как ядра личности и самосознания человека были «ипостасными проявлениями единого самотождественного начала» [Снегирев, 1870, 239, 202].
Считалось, что основные элементы личности в потенциальной форме привносятся в человеческую природу Святым Духом в момент зачатия новой жизни, как метафизический центр человеческой души. В.А. Снегирев во всех проявлениях духа видел действующую в форме «Я» личность, - мыслящую, чувствующую и волящую. Он не противопоставлял телесность и духовность, но признавал их целостность и нераздельность. В то же время, исследуя человека, профессор не опирался в должной степени на священное Писание и Предание, и православное
учение о душе и поведении человека. Он считал, что душа, как и дух, имеет метафизическое основание. Также и весь человек был метафизическим существом, с потребностями в вере и религии. При этом, дух как трансцендентная основа человеческого бытия изучался только в эмпирическом проявлении личности. И хотя В.А. Снегирев признавал, что вечное и неизменное в человеке было задано идеалом Иисуса Христа, но он изучал сознание по сути вне истин и постулатов божественного Откровения. Изучению подверглось сознание, как знание человека о высшем идеале и о своем «Я» в самосознании. При этом, личность была способна реализовать себя лишь в телесной полноте бытия. Представление ума о бытии души, было «свидетельство сознания» человеком присутствия в себе силы мыслящей, чувственной, желающей, а также сознание себя неделимым центром этой силы. Оно соединено с наблюдением им внутренней жизни как единства личности. И при изменении внешности, окружающей обстановки, страны проживания человек все равно сознает себя одной и той же личностью. Сознание как самоотражение бытия, его самовосприятие было фактом первичным и неразложимым, предполагающим метафизическое бытие. В его рамках у человека начинала возникать мысль о себе, как особом отдельном существе, и он, связывая прошлое с сиюминутным и отождествляя и то и другое - формировал внутри себя идею собственной личности. При этом, проходя естественное развитие, человек, преобразуя себя, одновременно развивал свои личные черты. Человек осознает высшие проявления как свойства личности: самосознание, творчество, вера, святость, свобода и любовь. В них состояние личности реально обособляется в самосознании и удаляется от внешнего мира в себя.
Личность для человека ассоциируется с сознанием человеческого «Я», сознание же для него относится к природе как факт отнесения видимого явления в себя, приобретения и анализа знания о нем. Важен был процесс творчества и его фантазий, образов, воображения, производя в себе высшие переживания. То, что человек в сущности помнит все, что с ним происходило в жизни являлось для В.А. Снегирева аргументом в пользу бессмертия личности. Содержание памяти, как совокупность состояний души образовывали идеи, которые возникая из связи с самосознанием, также вызывали идею собственной личности. Каждое измене-
ние сознания есть внутренний процесс переживания прошлого. Факты осознаются, помещаясь в некоем отрезке жизни личности. Они являются инструментом ориентирования в цепи бытия, составляющей жизненный опыт. Но без определенного забвения фактов бытия, воспоминания личного опыта и сама идея личности были невозможны. Человек при этом осознает себя уникальным и самобытным существом, полностью отделенным от окружающего, находящегося вне его. И одновременно он непосредственно сознает себя центром, источником и носителем силы, направляемой на внешнее бытие, как изменяя его, так и испытывая в нем личные изменения.
Это образует у человека особое внутреннее состояние, постоянно присущее ему в каждый момент его сознательного бытия - самосознание собственного «Я». Понятие «Я» своим смыслом указывало человеку на себя, означая всего его с природой и самосознанием, содержанием жизни и образом бытия. При этом «Я» было основою и носителем личности человека, ее субъектом и средою проявлений. Единство «Я» способно задать уникальный образ бытия человека, его природы. А совокупность всей возможной душевной и телесной деятельности, как природного бытия мыслится как нечто, принадлежащее этому «Я», модус его проявления, состояния и деятельности. Таким образом, «Я» есть идея личности, задающая способ бытия, управитель души и тела человека. Оно остается внешне простым и единым, всегда равным и тождественным себе в духовной и физической жизни. В то же время, идея личности и образа ее бытия слагается из многих состояний сознания. Во время роста самосознания личность человека, ядро его «Я» отождествляется сначала со своим организмом, телом, а затем центр самосознания переносится в духовные процессы высшего порядка. Главное же в том, что телесный образ как физическое представление в концепте В.И. Снегирева остается в составе структуры его понимания личности и неразрывен с ее бытием. Также, в сознании остается память опыта, комплекс ощущений которого составляет чувство персонального бытия: образами, воспоминаниями и представлениями. Человек осознает себя как функцию способностей, к которой присоединяется сознание внутреннего идеала и субъектности. В основе его сил и способностей находится самосознание «Я», отличное от тела и души, управляющее ими. Тогда идея тела и его свойств при-
мыкает только к образу души, а идея «Я» объединяет все содержание внутренней жизни - как прошлой, так и потенциальной. Сформировавшееся самосознание или идея «Я» в одном случае, осознает себя как тело. В другом случае преобладает сознание ума, воли, чувств, открытости во внешнем мире. Высший уровень личного бытия формирует содержание внутренней жизни самосознания как идею душе - телесного естества. Состояния основываются на событиях жизни и памяти, как разные формы «Я» личности [Несмелов, 1889, 103]. В итоге делался вывод, что в основе всех изменений внутренней жизни человека лежит нечто единое и неизменное в способах своей деятельности при бесконечном разнообразии содержания. Это личное начало, сознающее процесс этих изменений, состояний, действий, которые всегда относятся к одному постоянному пункту самосознания человека.
И именно из центра ощущения личного единства «Я» они получают характер и смысл. Это олицетворение личности человека, ибо в самосознании всегда есть целостное ядро. Т.е. в личном бытии человека присутствует сила, как онтологический принцип, которая в любой миг централизует содержание и организует в одно целое направленность действий природных сил человека, сводя все их бытие к одному неделимому пункту, равному своему «Я» - идее личности. Сила эта есть особый духовный фактор, метафизическая сущность, сознающее и самосознающее начало, объединяющее душу и тело. Это абсолютно замкнутая в себе реальность живой энергии, отличительное свойство которой - сознание. Профессор, дав подробное определение сущности и метафизике личного начала, подробно показал процесс персонального восприятия внутренних состояний «Я». Так, для их восприятия нет никаких органов, нужно сосредоточение на себе в состоянии высших моральных чувств. Эти чувства связывают человека с идеалом нравственного бытия - Иисусом Христом. При получении блага у человека улучшается самочувствие, растет сознание полезности для другого. В низшем эгоизме как состоянии себялюбия человека, внимание сосредоточено на себе, как источнике славолюбия и властолюбия. Но для возрастания высших чувств человеку следует выработать чувство любви к ближнему. Также и понятие о добре и зле возникает через человеческую деятельность и достигает совершенства у нравственной личности. Но и для
этого должна быть идея духовной высоты, нужно иметь образ совершеннейшей личности. Этот идеал создается самой эмпирической личностью в процессе ее социализации - самонаблюдением, рассуждением, творчеством, верой. Идеал -источник нравственного развития, дающий человеку чувство свободы, как силы менять направление и ход бытия, пересоздавая все вокруг, подавляя привычки греха. Ибо «наиболее существенными результатами грехопадения в личностном и природном мире человека стали искажение свободного самосознания и разрушение цельности» [Владислав, 2000]. Чувство свободы дает сознание могущества личности и обязательности нравственного закона для человека. Самосознание человека изначально включает в себя идею божественного личного Существа, ибо, полагая себя как личность конечную, человек представляет в самом себе идею своего возможного бессмертного существования в бытии абсолютной Личности.
Идеи В.А. Снегирева, повлиявшие на учение профессора психологии Киевской Духовной Академии И.П. Четверикова могут быть отнесены к его исследованиям состояний самосознания, памяти, характера различных переживаний сознания, чему посвящены темы его лекций. Он рассматривал понятие «Я», которое своим смыслом указывало человеку на себя, означая всего его с природой и самосознанием, содержанием жизни и образом бытия. При этом «Я» было основою и носителем личности человека, ее субъектом и источником волевых проявлений. Важно и то, что у И.П. Четверикова самосознание «Я» в одном случае, осознает себя как тело. В другом случае преобладает сознание ума, воли, социальных чувств и открытости жизни во внешнем мире. В итоге высший уровень личного бытия формирует содержание самосознания как душе-телесного единства. Также с понятием идеала стало связано понятие «идеальной личности» -религиозно-философский аналог наличия образа Божия в человеке. Профессор учил о целостности мира в его внутреннем объединении. «Внутренне связан и человек с человеком где-то на последних глубинах своего бытия при сохранении своей индивидуальности. Здесь - тайна Троичности, единства и множества» [Четвериков, 1949, 1, 9]. Это полностью соответствовало учению православной церкви. Само понятие личностности формировалось в церковном представлении в процессе утверждения троичного догма-
та. Задача одновременного утверждения единства и троичности Абсолюта привела к необходимости использования онтологических категорий «сущности» и «ипостаси». Каппадокийцы, применявшие эти категории, осознавали ценность их использования для описания образа бытия Бога как трансцендентного Абсолюта, поднимаясь через определения к реальности Откровения как выражения личного Существа. Этой теме была посвящена и магистерская диссертация [Четвериков, 1903].
Искажение личностности состояло «в отрыве человека от всего бытия, разъединение произошло в мире явлений, но не в основе.» Произошло «разъединение замкнутых в себе индивидуальностей, непроницаемых друг для друга атомов, атомизирование всего бытия, включая и людей» [Четвериков, 1949, 1, 9]. Именно поэтому все люди видят только внешнюю личину, как некую оболочку облика другого человека и не видят его внутреннюю жизнь и сущность: люди видя не видят и, слыша не слышат и не разумеют (Ис. 6. 9-10.) истинные мотивы и стремления. Поэтому, так как «Я» присутствует в каждом человеческом восприятии, то оно обуславливает идею существования. «Я» есть пучок, связка, объединение отдельных переживаний, возникающих в сознании. «Я хочу, мыслю, существую» - совокупность этих переживаний и составляет то, что называется личностью» [Четвериков, 1997, 335].
Литература
1. Милославский П., Современное учение о субстанциях. (Пробная лекция по метафизике) // Православный собеседник. 1873. Ч. 2. - С. 401-421.
2. Четвериков И., О Боге, как личном существе. - Киев.: Издательство Типографии Н.А. Гирит, Трехсвятительская ул., д.14, 1903.
3. Четвериков И.П., Церковь. // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен. 1949. № 1. - С. 5-15.
4. Четвериков Иван. Из лекций по общей психологии. - Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 Т. // Т. 2.- М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.
5. Снегирев В.А., Учение о Лице господа И. Христа в первых трех столетиях.
- Казань: Казанская Духовная Академия, 1870. - 261 с.
6. Снегирев В.А., Учение о сне и сновидениях. Историко - критический очерк.
- Казань: Казанская Духовная Академия, 1886. - 331 с.
О £
Я
3
Г
2 е
7
7. Снегирев В.А., Сердце и его жизнь. // Вера и разум. 1892. № 7. - С. 243260., № 8. - С. 303-328., № 12. - С. 463491.
8. Снегирев В.А., Психология. Систематический курс лекций по психологии.
- Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1893. - 700 с.
9. Бровкович Н. Можно ли позитивным методом доказывать бытие сверхчувственного? // Православный собеседник, 1871. Ч. II. № 5. - С. 41-111.
10. Владислав (Свешников), прот. Очерки христианской этики. // Катастрофа и катастрофы. - М.: Паломник, 2001.
- 624 с.
11. Несмелов В.И., Памяти Вениамина Алексеевича Снегирева // Православный собеседник. 1889. № 5. - С. 97-154.
Religious philosophy and
psychology, Professor of the Kazan Theological Academy, V. A. Snegirev and its impact on the doctrine of I. P. Chetverikov on the identity Sizintsev P.V. Moscow Spiritual Academy The article aims to consider the metaphysical psychology as part of
the philosophy and science of the soul in line with the Russian Orthodox tradition and its reflection in the works of Professor of the Kazan Theological Academy V. Snegirev. The author shows his work in the course of speculative psychology and spiritual and academic theism with consideration of the issues of consciousness, the composition of the soul, personal properties and ideas about the person. The study includes consideration of the views of I. p. Chetverikov Christian-theistic and psychological direction.
Keywords: Self-awareness,
consciousness, perception, personality, change, Church, sacraments, cognition, creativity, love.
References
1. Miloslavsky P., the Modern doctrine
about substances. (Trial lecture on metaphysics)//Orthodox interlocutor. 1873. P. 2. - Page 401421.
2. Chetverikov I., About God, as a personal being. - Kiev.: Publishing house of Printing house of N.A Girit, Trekhsvyatitelskaya St., 14, 1903.
3. Chetverikov I. P., Church.//The messenger (Body of RSHD in Germany). Munich. 1949. No. 1. -Page 5-15.
4. Chetverikov Ivan. From lectures on
the general psychology. —
Gavryushin N.K., (edition)//Russian religious anthropology: in 2 T.//T. 2.-M.: Moscow spiritual fund, WELL, 1997. - Page 335-343.
5. Snegirev V. A., the Doctrine about the
Person misters I. Hrista in the first three centuries. - Kazan: Kazan Spiritual Academy, 1870. - 261 pages.
6. Snegirev V. A., the Doctrine about a
dream and dreams. The historian -a critical sketch. - Kazan: Kazan Spiritual Academy, 1886. - 331 pages.
7. Snegirev V. A, Heart and its life.//
Belief and reason. 1892. No. 7. -Page 243-260., No. 8. - Page 303328., No. 12. - Page 463-491.
8. Snegirev V. A, Psychology. A systematic course of lectures on psychology. - Kharkiv: Adolf's printing house to Darrah, 1893. -700 pages.
9. Brovkovich N. Whether it is possible
by a positive method to prove life of supersensual?//Orthodox interlocutor, 1871. P. II. No. 5. - Page 41-111.
10. Vladislav (Sveshnikov), npoT. Sketches of Christian ethics.// Accident and accidents. - M.: Pilgrim, 2001. - 624 pages.
11. Nesmelov V.I., Veniamin Alekseyevich Snegirev's Memories/ /Orthodox Christian interlocutor. 1889. No. 5. - Page 97-154.
сч in £
Б
a
2 ©
INNOVACII i INVESTICII
№5 2017 MHHOßAII LU 1
ISSN 2307-180X u 1 ffil mm p Fi
Venture Capital as a Basis for Innovative Business Development
Dikul L.O....................................................................2
Definition and assessment of indicators of efficiency of development of territories
Ivanov N.A.................................................................7
Management of innovative development of regions of Russia: main problems and directions of their decision
PetyatkinV.V, Kobzeva A.Yu.........................................13
Specifics of use of «Internet of things» technology in construction
Kolchin V.N...............................................................19
Methods of an assessment of competitiveness of export and competitiveness of production of goods
Kybbayev E.S.............................................................23
Mathematical modeling as the tool for the analysis of business processes
Markina E.A..............................................................29
The prospects of commercialization of the results of scientific and technical activity received at performance of the state contracts in the field of use of data of remote sensing of Earth
MurakayevI.M., Hurmatulin V.V, Tsybulevsky S.E............32
Formation and realization of innovative capacity of the organization
Gazitdinov A.M..........................................................38
Principle of continuity of activity: features of reflection in auditing conclusion. problems of practice and theory
Bulgakova A.E...........................................................42
Problems of franchising development in modern Russia
Novikov VS..............................................................46
The pricing model on mineral fertilizers focused on realization of tasks of import substitution and growth of production of domestic agricultural producers
Pavlovsky N.A...........................................................50
Continuity of the traditions of greek enterprise in the modern economy of the Rostov region
Sushchenko V.A........................................................54
The prospects of development of small business in Russia
Sitnikov N.A..............................................................58
Application of conceptual methods on the example of the analysis of compliance of the principles which are legislatively established in the Russian Federation to the principles of theoretical model of market economy Kuchkarov Z.A., Kuziva T.D., DerbentsevD.D.,
Kuznetsova E.B.........................................................63
The essential quality of agricultural cooperatives
Inshakov A.A............................................................68
Toward the question about the evolution of financial capital
Dinets DA................................................................73
The concept and classification of tax benefits
Rovneiko R.V............................................................77
State policy in the field of support of export of the software in Russia
Bulachev G.P............................................................81
Management of activity of venture funds in Spain
Vasilyeva T.N., VasilyevaI.V...........................................85
Africa and world trade: singularity participation of continent in 1990-2015
Diabate Vassiafa.........................................................91
The practice of interaction between the bureaucracy and business in China, India, Brazil and Russia Iskhakov R.R............................................................97
Prerequisites of formation of the mechanism of management of a sustainable development of the enterprise in modern conditions
Gryzlov A.A., Kasayev B.S............................................99
Actions of the expert in the sphere of purchases of goods, works and services at emergence of problem situations
DyogtevG.V., GladilinaI.P., Yashchenko V.V..................106
Features of the integrated growth strategy (on the example of PJSC «LUKOIL»)
Gorkunenko A.A.....................................................111
Management of purchases for providing needs of education (on the example of the city of Moscow)
Kovchegova S.Yu....................................................115
The analysis of a subject of development of management of the small commercial organizations at a stage of their formation
Myasoyedov P.S.....................................................119
The implementation of principles of corporate management in credit organizations
Novikov Yu.S..........................................................125
Classification of models of management in the sphere of government procurement
Spiridonov A.V........................................................129
Urgent problems and risks in management of the projects of development of industrial territories with preservation of production function in Russia
Sharakin VS...........................................................133
Some aspects of regulation of wages in the social dialogue system
Mirgorod EE.........................................................140
Automation and innovation in corporate governance: a modern aspect
Huseynov Sh.J........................................................146
Seysmicheskiiye given on the shelf in east part of the Mediterranean Sea
Dzhamus Ali Daud, Abramov V.Yu...............................150
Algorithmic approach to teaching graph theory
Mushrub V.A., Maksimenko M.N., Sukhorukova I.V.,
Fomin G.P..............................................................154
Development of a method to improve flu prediction accuracy based on twitter data Nguyen Van Thuy, Nguyen Thi Mai Trang,
Jacob Onyebuchi.....................................................159
Scientific and engineering inventions designed to solve practical problems
Ivanov L.A..............................................................164
Deficit-free budget of the municipality on the basis of expansion of opportunities of the local taxation
Belobokov A.Ya.......................................................168
The development strategy of the enterprises of the industry of construction materials in the Moscow region
Kuznetsova E.A.......................................................180
Entity and value of a cluster in creation of points of growth of regional and national economy
Sultanov S.A...........................................................182
Problems in the development and implementation of strategies in construction companies of Russia
Fedorischeva T.A.....................................................185
Design of a tourist package of services of extreme and sports tourism
YurchenkoA.L., Yeremeyeva L.F..................................188
O À
BS
S
i?
2 e
7
Formation of effective financial relations of regional clusters of agroindustrial complex
Germanovich A.G....................................................193
Design of agent-based artificial stock market models
Podvyaznikov D.A....................................................198
Modern approaches to an assessment of competitiveness of the enterprises in space-rocket branch
TrifonovP.V., BorodulinD.S......................................203
Multiagent technology in production planning: features and benefits of use
Nikitin N.S..............................................................206
Market review of recommendation systems for credit organizations
Rukhtin I.A., FilippovS.A..........................................211
Ofshorization of economy as threat of national security of Russia Kolosova EE..........................................................213
Financial Postroenie model separate unincorporated
kommer3eskih organization in Primera pis3evoy Industry
Ayrapetyan D.D.......................................................218
Production efficiency of potatoes in the Nizhny Novgorod Region
MumladzeR.G., Ignatyev V.I......................................222
Public-private partnership in modern economy
Volkov L.V..............................................................225
The use of modern business technologies when developing the program of entrepreneurship development in the municipalities
MursagaJina G.M.....................................................229
Peculiarities of sphere of services development in hostel business of Russia
Milova D.N.............................................................234
Religious philosophy and psychology, Professor of the Kazan Theological Academy, V. A. Snegirev and its impact on the doctrine of I. P. Chetverikov on the identity Sizintsev P.V...........................................................237
CJ
in £
E
a
2 ©