Научная статья на тему '«...УМЕСТНЕЕ ГОВОРИТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ НАЧАЛ И МЕТОДОВ НАРЯДУ С ТРАДИЦИОННЫМИ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ СЕБЯ НЕ ИСЧЕРПАЛИ»'

«...УМЕСТНЕЕ ГОВОРИТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ НАЧАЛ И МЕТОДОВ НАРЯДУ С ТРАДИЦИОННЫМИ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ СЕБЯ НЕ ИСЧЕРПАЛИ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««...УМЕСТНЕЕ ГОВОРИТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ НАЧАЛ И МЕТОДОВ НАРЯДУ С ТРАДИЦИОННЫМИ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ СЕБЯ НЕ ИСЧЕРПАЛИ»»

Все, в конечном счете, реализуется именно в сфере личного выбора и личностных предпочтений. От этого зависит успешность практической реализации прикладной этики в целом. Различные этические кодексы (профессиональные, корпоративные и проч.), модели принятия решений на основе выявления ценностных приоритетов, создание разного рода этических комитетов в «малых подсистемах» являются лишь путями решения глобальной задачи: вернуть этике ее главный статус - статус практической философии. В этом плане не могу не согласиться, что прикладная этика - суть практическая.

«...Уместнее говорить о необходимости разработки инновационных начал и методов наряду с традиционными, которые еще себя не исчерпали»

Фадеева Любовь Александровна

д.и.н., проф.; Пермский государственный университет

polsci@yandex.ru

А: «Диагноз-прогноз» о двух сценариях развития прикладной этики, предлагаемый инициаторами проекта, выглядит весьма любопытным и представляет интерес в плане расширения научных горизонтов. Можно даже сравнить его с программой «новых фронтиров», поскольку речь идет о новых вызовах и очередной (впрочем, скорее перманентной?) проблемной ситуации в области прикладной этики.

На мой взгляд, обозначение данных сценариев как «инерционного» и «инновационного» имеет некую идеологическую заостренность и сознательную провокационность. Постановка вопроса в такой плоскости делает его риторическим. В самом деле, кто и где в современном мире согласен стоять на экстенсивном, сырьевом и пассивном пути? В то же время, следует учитывать, что предметное поле прикладной этики в нашей стране отнюдь не страдает особой

широтой, не наблюдается в нашем обществе и экспансии этических принципов, этических начал и этических практик.

Скорее, наоборот. Институционализация этики (или становление институциональной этики) наталкивается на те же подводные камни, а временами - на целые айсберги, что и аналогичные процессы в других сферах. Становится популярным объяснять неудачи демократизации в России недостатком этических начал в российском обществе. Существует множество предубеждений и препятствий для институционального становления депутатской этики, проблематично говорить об этике партийной, даже «заезженная пластинка» профессиональных кодексов журналистов и пиарщиков периодически заедает.

Модным в антиамериканистском мейнстриме стало высмеивать политкорректность. И это в обществе, в котором любое отклонение от нормы медицинской карты позволяет идентифицировать человека как идиота, дебила, кретина. Не хотелось бы впадать в пафос, но все же не нам смеяться над политкорректностью как институциональным выражением и формулировкой этических начал.

Таким образом, я считаю, что противопоставление этих двух сценариев является хорошим полемическим ходом, но не слишком продуктивным инструментарием. По моему мнению, уместнее использовать понятия «традиционный» и «инновационный» сценарии и говорить о необходимости разработки инновационных принципов, начал, методов, наряду с традиционными подходами, которые еще далеко себя не исчерпали.

Г: Как преподаватель я читаю курс «Политическая этика», как исследователь - занимаюсь проблемой социальной ответственности интеллектуалов (интеллигенции). Применительно к обеим сферам моего интереса есть риск, что понятия как «прикладной», так и «практической» этики могут стать прокрустовым ложем. Однако и в той, и в дру-

гой сферах речь идет об операционализации этических инструментов.

Как понятно из вышесказанного, я работаю в парадигме институциональной этики. Мой курс включает характеристику социально-экономических и социокультурных факторов становления политической этики, формирование и развитие парламентской этики, партийной этики, этики социальных и, в особенности, профессиональных сообществ, включая кодексы профессиональной этики.

Мне представляется продуктивным подход, предложенный Б. Сутором. Проблема этического выбора политика в современном мире решается в рамках курса «Политическая этика» с помощью интерактивного ноу-хау (как это называют авторы проекта). Это предусматривает ситуационный анализ выбора морального субъекта и соотнесение практической целесообразности с этическими постулатами. Конкретные примеры каждый раз актуализированы и связаны с политической конъюнктурой.

В то же время, меня заинтересовали поставленные авторами проекта вопросы. Не на все из них я готова дать ответы, многие вопросы поставлены новаторски. К большому сожалению, книги, опубликованные в Тюмени, до Перми не дошли, я знаю и использую в преподавании лишь учебник В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова, изданный в 1990 г.

Вероятно, имеет смысл разместить на сайте Научно-исследовательского института прикладной этики не только ссылки на книги уважаемых тюменских авторов, но выложить и фрагменты книг (если уж нельзя целиком). Кроме того, резонно дать ссылки на данный сайт на других электронных ресурсах, в частности, ресурсах профессиональных ассоциаций историков, политологов, социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.