Научная статья на тему 'Укрепление учебно-материальной базы южноуральских школ в 1960-1970-е годы: проблема эффективности шефских связей'

Укрепление учебно-материальной базы южноуральских школ в 1960-1970-е годы: проблема эффективности шефских связей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ШКОЛ / ШЕФСКИЕ СВЯЗИ / ИНИЦИАТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ / ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеева Татьяна Александровна

В центре внимания статьи находятся вопросы укрепления учебно-материальной базы школ в период осуществления всеобщего обязательного среднего образования. Подчеркивается, что укрепление учебно-материальной базы учебных заведений являлось одним из решающих условий расширения среднего образования. На материалах Южно-Уральского региона исследуется опыт взаимодействия школ и их шефов. Делается вывод об эффективности шефских связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергеева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Укрепление учебно-материальной базы южноуральских школ в 1960-1970-е годы: проблема эффективности шефских связей»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216). История. Вып. 43. С. 102-106.

Т. А. Сергеева

УКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ШКОЛ В 1960—1970-е ГОДЫ: ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШЕФСКИХ СВЯЗЕЙ

В центре внимания статьи находятся вопросы укрепления учебно-материальной базы школ в период осуществления всеобщего обязательного среднего образования. Подчеркивается, что укрепление учебно-материальной базы учебных заведений являлось одним из решающих условий расширения среднего образования. На материалах Южно-Уральского региона исследуется опыт взаимодействия школ и их шефов. Делается вывод об эффективности шефских связей.

Ключевые слова: всеобщее обязательное среднее образование, учебно-материальная база южноуральских школ, шефские связи, инициативное строительство школ, оборудование учебных кабинетов.

Ключевой задачей реформирования образования в нашей стране в 60-70-е гг. XX в. являлось осуществление всеобщего обязательного среднего образования, вопрос о котором предметно был поставлен на XXIII съезде КПСС в 1966 г. Директивы XXIII съезда партии, подчеркивая возрастающее значение дальнейшего развития народного образования и культуры в условиях коммунистического строительства, предусматривали завершение (в основном) к 1970 г. всеобщего среднего образования для молодежи1. Всеобщее обязательное среднее образование обеспечивалось системой государственных мероприятий и предполагало охват обучением всей молодежи в учебных заведениях различного типа, дающих среднее образование. Однако это была не только и не столько количественная задача. Одним из решающих условий расширения среднего образования являлось укрепление учебно-материальной базы учебных заведений. Значительное увеличение контингента учащихся в связи с переходом к всеобщему обязательному среднему образованию уже на начальном этапе весьма остро обозначило проблему нехватки учебных помещений, необходимости капитального ремонта имеющихся зданий и строительства новых школ. Наряду с государственной поддержкой и финансированием значительную роль в процессе укрепления учебно-материальной базы учебных заведений сыграли шефы -колхозы, совхозы, промышленные предприятия. Поскольку основным каналом получения среднего образования являлись общеобразовательные школы, в данной статье речь

пойдет о шефских связях именно этого типа учебных заведений. Насколько эффективными оказались шефские связи в решении задач всеобщего обязательного среднего образования, попробуем определить на конкретных примерах взаимодействия южноуральских школ с шефами региона по таким приоритетным направлениям, как расширение инициативного строительства школ и оборудование учебных кабинетов.

Нормативно-правовую основу закрепления шефских связей обеспечивали постановления ЦК КПСС и СМ СССР: «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем совершенствовании общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973). Основное внимание в них в части шефства предприятий, совхозов и колхозов над общеобразовательной школой акцентировалось именно на развитии инициативного строительства зданий школ. На местах данные постановления были приняты к неуклонному руководству и исполнению.

Уже в годы 8-ой пятилетки (1966-1970) инициативное строительство школ в ЮжноУральском регионе получило широкий размах. Руководители хозяйств, колхозов, совхозов, промышленных предприятий Южного Урала по призыву обкомов и горкомов партии с большой активностью и заинтересованностью отнеслись к улучшению учебноматериальной базы школ. В Челябинской об-

ласти за счет всех источников финансирования с 1966 по 1970 г. было введено в эксплуатацию 258 школьных зданий на 92507 мест, при этом инициативно - 158 школ (61 %) на 26938 мест (29 %). Большая работа была проведена в Октябрьском районе, где каждый из

10 действовавших колхозов района изыскал возможность в 8-ой пятилетке построить на своих центральных усадьбах и даже в ряде отделений новые типовые школы в среднем на 320 мест и 536 мест. Так, колхоз «Урал» ввел в эксплуатацию Никольскую среднюю школу на 320 мест, колхоз имени Калинина

- Боровскую среднюю школу на 536 мест, колхоз «Рекорд» - Рекордовскую 8-летнюю школу на 320 мест, колхоз имени Жданова -Чудиновскую среднюю школу на 320 мест, колхоз «Большевик» - Московскую 8-летнюю школу на 320 мест, колхоз им. Чапаева -Мяконскую и Журавлинскую 8-летние школы по 192 места2.

За период 1967-1970 гг. в 512 школах Челябинской области был проведен капитальный ремонт, на который из 9,2 млн руб. затрат более 2 млн (21 %) было выделено промышленными предприятиями, колхозами, совхозами, леспромхозами области3.

Инициативное строительство за счет средств колхозов, совхозов и промышленных предприятий стало заметным явлением и в БАССР. Если за счет средств государственных капиталовложений за 8-ю пятилетку было построено 139 школ на 73034 ученических мест, то инициативным путем - 880 школ на 131173 мест, т. е. больше соответственно в 6 и 1,8 раза4. Преобладание инициативного строительства сохранялось на протяжении всего периода, о чем свидетельствуют данные приведенной ниже таблицы5:

1968 г. - в 7,7 раза, 1969 г. - в 5 раз, 1970 г.

- в 4,9 раза; количество же ученических мест в школах за те же годы превысило соответственно: в 1,4; 1,7; 2,1; 1,9; 1,7 раза.

Весомым в школьном строительстве оказался вклад колхозов. Для сравнения: за три предыдущие пятилетки колхозами было введено 79869 ученических мест (в среднем 26623 ученических места за пятилетку), а лишь за 8-ю пятилетку - 69294 ученических места6.

Реальную помощь в вопросе совершенствования учебно-материальной базы школ БАССР оказывали такие предприятия, как моторостроительный завод, завод синтезспирта, Уфимский нефтеперерабатывающий завод имени XXII съезда КПСС, Бельское речное пароходство, заводы: «Металлоштамп», «Башпиво», «Витаминный», Объединение швейной фабрики, «Мир», трест № 3 и др. Значительная работа в этом направлении была проделана в Абзелиловском, Кармаскалинском, Баймакском, Янаульском, Учалинском, Чишминском, Дюртюлинском, Илишевском, Караидельском районах, в городах Уфе, Стерлитамаке, Туймазах, Салавате. Бирске и Сибае. Повышенное внимание вопросам школьного строительства уделяли партийная организация и правление колхоза «Красный партизан» Учалинского района. На средства этого колхоза была построена Ахуновская средняя школа на 480 мест и 2 начальные школы. В течение пяти лет силами и на средства совхоза «Красная Башкирия» Абзелиловского района были построены 1 средняя, 1 восьмилетняя, 2 начальные школы и интернат на 200 мест. Дополнительно к этому совхоз ежегодно выделял средства на улучшение питания детей, проживающих в интернатах7.

Годы Госкапвложения Инициативное строительство

Школы Количество ученических мест Школы Количество ученических мест

1966 28 15816 191 23649

1967 33 17480 229 30909

1968 24 12858 186 27687

1969 29 14952 150 28428

1970 25 11928 124 20500

Итого 139 73034 880 131173

Как видим, количество школ, построен- Школьное строительство, осуществленное

ных инициативным путем, по сравнению со во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг.,

строительством на госкапвложения превыси- позволило значительно улучшить условия

ло: по 1966 г. - в 6,8 раза, 1967 г. - в 6,9 раза, работы учреждений просвещения БАССР.

вывести учащихся из устаревших школьных помещений, увеличить количество учащихся, обучающихся в первую смену. В целом, за годы 8-й и 9-й пятилеток (1966-1975) было построено и введено в эксплуатацию школ на 293598 мест (194223 места - за счет государственных капитальных вложений и 99375 мест - по инициативе и на средства колхозов), в том числе 181467 мест в сельской местности8. В 1975-1976 учебном году уже 995 средних и восьмилетних школ из 1921 располагались в типовых зданиях, включая 643 в сельской местности. Победителями в социалистическом соревновании за лучшую подготовку школ к 1976-1977 учебному году среди сельских районов стали Бакалинский район и Илишевский район. Бакалинскому району было присуждено переходящее Красное знамя Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений, Илишевскому району - переходящее Красное знамя обкома КПСС и Совета Министров БАССР. Среди городов победителем была признана Уфа, ей было присуждено переходящее Красное знамя обкома КПСС и Совета Министров БАССР9. Число учащихся республики, занимающихся в одну смену, в 1975 г. достигло 72,3 %, в то время как в 1965 г. оно составляло 64,1 % (в том числе в городах 57,3 % и на селе 71,5 %)10.

В сельской местности БАССР за годы 10-й пятилетки (1976-1980) было построено школ на 66748 мест, в том числе колхозами - на 20606 мест. Большое внимание инициативному строительству сельских школ уделяли Миякинский, Илишевский, Дюртюлинский, Аургазинский райкомы КПСС и исполкомы райсоветов. Проводимые мероприятия позволили почти вдвое сократить многосменность занятий. Если в 1976 г. во вторую смену занимались 21,2 % учащихся, то в 1980 г. -11,8 %11.

Вместе с тем, рост контингента учащихся в связи с введением всеобщего среднего образования (ежегодно 30-35 тыс. человек) по-прежнему опережал темпы школьного строительства. И к концу 1970-х гг. в БАССР еще ощущался недостаток школьных помещений. Учащиеся были вынуждены заниматься во вторую и в третью смены. Взятые республикой обязательства по большинству показателей выполнялись не везде. Не все колхозы принимали активное участие в

школьном строительстве. За три года (19661969) в Благовещенском районе только 3 колхоза и один совхоз принимали долевое участие в строительстве школьных зданий. Обязательства по инициативному строительству объектов просвещения на 1968 г. были выполнены лишь на 14 %12. В Альшеевском, Белебеевском,Ермекеевском,Зианчуринском, Нуримановском, Учалинском районах за 10-ю пятилетку не было построено ни одной школы инициативным способом. Безусловно, сказывалось и то, что многие колхозы просто не имели больших возможностей (прибылей), а финансовые и контрольные органы рассматривали выделение ими средств на школьное строительство как отвлечение их от сельскохозяйственного производства. В отдаленных горнолесных районах из-за отсутствия мощных строительных организаций, хороших дорог сроки строительства школ на селе были более длительными. В этих условиях дальнейшее укрепление учебно-материальной базы школ оставалось актуальной задачей и в начале 1980-х гг. В постановлении бюро обкома КПСС и Совета Министров БАССР от 24 марта 1981 г. «О состоянии и мерах улучшения условий работы сельских общеобразовательных школ республики» по-прежнему отмечалось, что многие сельские школы размещались в плохо приспособленных к занятиям помещениях, не имели необходимых учебных кабинетов, мастерских, работали в две смены. Несмотря на это, отдельные райкомы, горкомы КПСС, исполкомы райсоветов все же не уделяли внимания развитию и укреплению материальной базы сельских школ, недостаточно привлекали средства колхозов и других предприятий и организаций к их строительству13.

Работа по укреплению учебноматериальной базы учреждений народного образования в связи с осуществлением всеобщего обязательного среднего образования развернулась и в Оренбургской области. Подавляющая часть объектов, вводимых инициативным способом, здесь также приходилась на долю колхозов. Так, за 8-ю пятилетку было построено 496 новых школ на 99 тыс. ученических мест, а за счет средств колхозов - 241 школа (48,6 %) на 40 тыс. мест (40,4 %). В годы 9-й и 10-й пятилеток (1970-1980) по всем источникам финансирования было введено 269 школьных зданий на 83,6 тыс. мест, 33,9 тыс. (40,5 %) из них было

введено колхозами14. Особенно активное участие в инициативном строительстве принимали колхозы Бузулукского, Бугурусланского, Асекеевского, Илекского, Оренбургского, Соль-Илецкого районов.

Однако и в Оренбургской области обязательства по инициативному строительству зачастую не выполнялись. В 1977 г. не были введены в действие школы: по управлению сельского хозяйства - в совхозе им. К. Маркса Александровского района на 192 места, в колхозе им. К. Маркса Абдулинского района на 192 места, в колхозе им. Жданова Александровского района на 192 места; по промпредприятиям - в районном центре Тюльган на 1176 мест. Причинами невыполнения планов строительства школ, как отмечается в отчетах, являлись недостаточное внимание заведующих районными отделами народного образования строительству этих объектов; недостаточный контакт в работе этих руководителей со строительными, снабженческими организациями; недостаточный и неоперативный контроль за ходом строительства объектов народного образования со стороны стройсектора областного отдела народного образования; несвоевременное решение вопросов обеспечения пусковых строек года железобетоном, кирпичом, лесом и другими строительными материалами15.

Таким образом, как можно заметить, на Южном Урале в целом и в отдельных его регионах наблюдалось преобладание инициативного строительства школ на протяжении всего исследуемого периода. При этом наиболее интенсивные изменения сети школ происходили в сельской местности, поскольку подавляющая часть объектов вводилась по инициативе и на средства колхозов.

Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте взаимодействия школ и их шефов в плане укрепления учебно-материальной базы школ - это оборудование учебных кабинетов. Работа в данном направлении наиболее активно развернулась в связи с переходом на кабинетную систему обучения. Весьма эффективной в Южно-Уральском регионе оказалась помощь шефствующих предприятий Челябинска и Челябинской области. Значительная работа по оборудованию кабинетов была проведена в Тракторозаводском и Ленинском районах Челябинска. Челябинский металлургический, лакокрасочный, кузнечнопрессовый, радиозавод, Теплоприбор, Челябинский тракторный

завод, трубопрокатный завод, локомотивное депо станции Челябинск - эти предприятия и их руководители считались лучшими друзьями школ. Рабочие коллективы, администрация и общественные организации этих предприятий с высокой ответственностью, с большим пониманием общегосударственной заинтересованности подходили к решению этой задачи. Только за 1966-1967 учебный год в школах Челябинска было оборудовано современным оборудованием 90 учебных кабинетов, для чего привлечено 3 тыс. р. средств шефствующих предприятий16. Но не все районы одинаково выглядели по результатам закрепления шефских связей. Так, в начале 1970-х гг. в Советском районе было оборудовано 198 современных кабинетов, в Центральном - 62, в Металлургическом - 0. В Советском районе шефами было выделено школам - 771810 р., в Металлургическом

- 182600 р.17 Центральным райисполкомом специально рассматривался вопрос о шефской помощи школам в укреплении учебноматериальной базы, вследствие чего шефы обязывались усилить помощь школам в ремонте и оборудовании учебных кабинетов. Между тем Южуралспецстрой, Гипсовый завод, Абразивный завод, Челябинский электрометаллургический комбинат не выполнили решения. В школах № 69, 10, 31, 135, 21, 30, 118, 13 не было оборудовано ни одного

кабинета18.

Предприятия Магнитогорска (Магнитогорский калибровочный завод, Магнитогорский металлургический комбинат), Златоуста, Копейска, Миасса, Аши оказывали, прежде всего, финансовую помощь в оборудовании предметных кабинетов. Например, совхозом «Победа» Кизильского района в 1970-1971 гг. на приобретение мебели, на оборудование кабинетов было выделено 10 тыс. р. В Красноармейском районе примером может служить совхоз «Алабургский», в Чесменском районе - колхоз «Черноборский», в Варненском районе -совхоз «Кулевчинский».

Всего за 8-ю пятилетку промышленными предприятиями, совхозами и колхозами Челябинской области на школьное строительство, на капитальный ремонт школ, на приобретение строительных материалов, мебели, технических средств, спортинвентаря и т. д. было выделено 26,4 млн р.19 Между тем, рост числа учащихся продолжал опере-

жать темпы создания учебных кабинетов и их оснащенность. Наблюдалось существенное отставание в этом плане сельских школ от городских.

Резюмируя изложенное выше в целом, еще раз отметим, что одной из приоритетных задач в ходе осуществления всеобщего обязательного среднего образования в 60-70-е гг. XX в. стало укрепление учебно-материальной базы учебных заведений, дающих среднее образование, и, в первую очередь, общеобразовательных школ. Резкое увеличение контингента учащихся быстро выявило проблему нехватки ученических мест и изношенности основного фонда учебных помещений. Поскольку в государственной политике в исследуемый период использовался принцип экономической эффективности образования, и оно финансировалось по «остаточному» принципу, подавляющая часть забот по вводу в эксплуатацию новых школьных зданий, осуществлению капитального ремонта аварийных школ, оборудованию учебных кабинетов и др. пришлась на долю шефов

- колхозов, совхозов, промышленных предприятий. Опыт взаимодействия южноуральских школ и их шефов позволяет делать вывод об эффективности шефских связей в решении задач всеобщего обязательного среднего образования. Во многом благодаря инициативному строительству стало возможным заметно улучшить условия работы школ Южно-Уральского региона, вывести учащихся из устаревших школьных помещений, увеличить количество учащихся, обучающихся в первую смену, перейти на кабинетную систему обучения.

Примечания

1 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 9. С. 28-29.

2 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-1000. Оп. 1. Д. 3392. Л. 9.

3 Там же. Л. 10.

4 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИ-АРБ). Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 4645. Л. 12-13.

5 ЦГИАРБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 4646. Л. 2729.

6 Башкирия в Союзе ССР : стат. сб. Уфа, 1972. С. 148.

7 ЦГИАРБ. Ф. Р-798. Оп. 9. Д. 4645. Л. 14.

8 Башкирская АССР за 60 лет Советской власти : стат. сб. Уфа, 1977. С. 145.

9 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 146. Д. 95. Л. 210-211.

10 Развитие школьного образования Республики Башкортостан в XX веке : коллектив. моногр. Уфа, 2001. С. 123.

11 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 150. Д. 98. Л. 80.

12 Там же. Д. 83. Л. 12.

13 Там же. Д. 98. Л. 80.

14 Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 66. Д. 113. Л. 116.

15 ІІДНИОО Ф. 371. Оп. 67. Д. 109. Л. 66.

16 ОГАЧО. Ф. Р-1068. Оп. 4. Д. 198. Л. 4.

17 ОГАЧО. Ф. 1068. Оп. 4. Д. 322. Л. 46.

18 Там же. Л. 47.

19 ОГАЧО. Ф. Р-1000. Оп. 1. Д. 3392. Л. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.