Научная статья на тему 'Развитие материально-технической базы учреждений образования сельских населенных пунктов Курской области в 60-70-х г. ХХ в.'

Развитие материально-технической базы учреждений образования сельских населенных пунктов Курской области в 60-70-х г. ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЯ / CHILDREN'S PRESCHOOL ESTABLISHMENT / RURAL COMPREHENSIVE SCHOOL / MATERIAL RESOURCES / CONSTRUCTION / EDUCATION / TEACHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Алексей Петрович

Статья посвящена развитию образования в сельских населенных пунктах Курской области в 60-70-е годы ХХ в. Показана роль партийных и государственных органов власти в создании и совершенствовании сети сельских образовательных учреждений. Исследуется становление и развитие материально-технической базы сельских школ и дошкольных образовательных учреждений, показан вклад колхозов в строительство учреждений образования. Рассмотрено создание жилищных условий для педагогических работников с целью закрепления их на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of material and technical base of educational establishments in rural locality places of the Kursk Region in the 60-70-ies of the 20th century

The article is devoted to development of education in rural settlements of the Kursk Region in the 60-70-ies of the 20th century. It shows the role of party and state authorities in the establishment and improvement of the system of rural educational institutions. It investigates the formation and development of material and technical base in rural schools and preschool establishments and reveals the contribution of collective farms in their construction. It examines creation of living conditions for pedagogical workers in order to make them stay in the country.

Текст научной работы на тему «Развитие материально-технической базы учреждений образования сельских населенных пунктов Курской области в 60-70-х г. ХХ в.»

РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОИ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 60-70-х гг. XX в.

А.П. Тихонов

Статья посвящена развитию образования в сельских населенных пунктах Курской области в 60-70-е годы XX в. Показана роль партийных и государственных органов власти в создании и совершенствовании сети сельских образовательных учреждений. Исследуется становление и развитие материально-технической базы сельских школ и дошкольных образовательных учреждений, показан вклад колхозов в строительство учреждений образования. Рассмотрено создание жилищных условий для педагогических работников с целью закрепления их на селе.

Ключевые слова: сельская общеобразовательная школа, детское дошкольное учреждение, учебно-материальная база, строительство, образование, учителя.

Развитие СССР в 60-70-е гг. XX в. обусловило возрастающие потребности общества в повышении общеобразовательного уровня народа. Это вызвало постановку перед органами народного образования новых задач, сформулированных в документах партии и правительства.

В Курской области большое значение уделялось развитию народного образования, укреплению и совершенствованию его материально-технической базы, особенно на селе. Развитие и улучшение постановки школьного образования в сельской местности во многом способствовало предотвращению оттока из села молодежи и квалифицированных кадров, закреплению их в сельском хозяйстве.

Развитие материально-технической базы школ и дошкольных образовательных учреждений сдерживалось наличием ряда трудностей. Снижение темпов экономического развития, особенно в 70-е гг., требовало увеличения бюджетных расходов на нужды экономики, тогда как в отношении социальной сферы, в т. ч. образования, действовал принцип «остаточного финансирования». Закрепление за школами опорных (базовых) предприятий не решало вопроса их финансирования из-за отсутствия достаточных средств у предприятий. Выделяемые средства использовались недостаточно эффективно, сроки ввода образовательных учреждений не выполнялись. В области отсутствовал необходимый уровень развития строительной индустрии, ощущалась нехватка как кадров строителей, так и строительных материалов. Строительство же образовательных учреждений хозяйственным способом колхозами и совхозами приводило к снижению качества и

удорожанию строительства, растягиванию сроков ввода образовательных учреждений. Несмотря на указанные трудности, материально-техническая база учреждений образования в Курской области развивалась с каждым годом.

XXI внеочередным съездом КПСС были намечены: переход от семилетнего к восьмилетнему всеобщему и обязательному обучению, осуществление реорганизации сети десятилетних школ в разные типы городских и сельских трудовых школ, расширение сети городских и сельских школ, дающих среднее образование без отрыва от производства [1]. Партия намечала осуществить широкую программу строительства школ, полностью отвечающую потребностям воспитания и образования [1, т. 10, с. 172].

Подводя итоги развития народного образования области на XIII Курской областной партийной конференции, состоявшейся 2122 сентября 1961 г., секретарь областного комитета КПСС Т. Архипова отметила, что в 1959-1961 гг. на школьное строительство было израсходовано 80 млн руб. государственных ассигнований. На средства колхозов за этот период построены 294 школы на 28,8 тысяч мест [2].

Свой вклад в строительство новых школьных зданий вносили и школьники области. 5 декабря 1963 г. было принято обращение участников II областного слета бригадиров и членов ученических производственных бригад к пионерам и комсомольцам, ко всем школьникам области, в котором содержится обязательство «оказать помощь в строительстве школьных зданий, физкультурных залов, интернатов». Участники обла-

стного слета призвали выпускников школ связать свою жизнь с сельским хозяйством. «Наше место - на полях и фермах!» - этот призыв содержался в данном обращении [3].

На XIV областной партийной конференции, проходившей 14 декабря 1964 г., первый секретарь обкома КПСС Л. Монашев отметил, что в 1963-1964 гг. за счет строительства новых школьных зданий как на средства государства, так и на средства колхозов и местных Советов, сеть общеобразовательных учреждений увеличилась на 35 тысяч ученических мест [4].

За годы семилетки число средних школ области увеличилось на треть, а количество учащихся - на 71 %. В 1965 г. в общеобразовательных школах училось свыше 314 тысяч человек [5].

XXIII съезд КПСС поставил перед партийными и советскими органами задачи укрепления материальной базы школ, осуществления значительных работ по строительству школ и детских садов [1, т. 11, с. 21, 56].

В 1965-1970 гг. за счет колхозов и местных Советов депутатов трудящихся в сельских населенных пунктах было построено 210 школ на 29738 ученических мест, т. е. в среднем сельских школ ежегодно строилось почти на пять тысяч ученических мест [6].

Решениями XXIV съезда КПСС предусматривалось в годы девятой пятилетки укрепить учебно-материальную базу школ и профессионально-технических училищ, особенно в сельской местности; усилить работу по профессиональной ориентации учащихся, более высокими темпами осуществлять подготовку кадров для сельского хозяйства [1, т. 12, с. 80].

В связи с подготовкой к празднованию 50-летия образования СССР исполком областного Совета принял дополнительные меры для укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений области. В информации облисполкома «О работе местных Советов Курской области по подготовке и проведению празднования 50-летия СССР от 18 октября 1972 г. Совету Министров РСФСР указывалось, что к началу нового 1972/1973 учебного года в области построено 26 школ на 8 тысяч мест, школьных интернатов на 890 мест, 11 учебных мастерских, 6 спортивных залов, 14 жилых домов для учителей площадью 810 квадратных метров [7].

ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 июля 1973 г. приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы», в котором определили меры дальнейшего развития школьного образования на селе, укрепления учебно-материальной базы школ, обеспечения их педагогическими кадрами, повышения уровня обучения и воспитания сельской молодежи. Для улучшения условий работы школы намечалась широкая программа строительства в сельской местности новых школьных зданий и расширения существующих, возведения интернатов для учащихся и жилых домов для учителей. Признавалось целесообразным иметь, как правило, в каждом совхозе и крупном колхозе среднюю общеобразовательную школу [1, т. 12, с. 362-369].

XXV съездом КПСС была поставлена задача в годы десятой пятилетки построить новые общеобразовательные школы не менее чем на 7 млн ученических мест, в т. ч. примерно на 4,5 млн мест в сельской местности [1, т. 13, с. 71].

В информации областного отдела народного образования по выполнению постановления Совета Министров РСФСР от 27 августа 1973 г. № 448 «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» указывалось, что по всем источникам финансирования в течение 1974-1978 гг. построено в сельской местности 76 школ и пристроек на 34417 ученических мест, 47 интернатов на 3580 мест. В итоге 68 % школьников обучались в 1978 г. в типовых школьных зданиях [8].

Меры, направленные на закрепление молодежи в сельской местности, не смогли компенсировать отток молодежи из села в город. В докладе первого секретаря Курского обкома КПСС А.Ф. Гудкова на XIX областной партийной конференции 19 декабря 1975 г. было отмечено, что небольшая часть выпускников школ, профтехучилищ, уволенных в запас из армии остается в колхозах и совхозах. В 1974 г. численность сельского населения уменьшилась на 42 тысячи человек, а было трудоустроено в сельском хозяйстве только 10 тысяч [9].

В 1960-1980 гг. происходило изменение численности учащихся сельских общеобразовательных школ. Наибольшее количество

учащихся сельских общеобразовательных школ обучалось в 1965/66 учебном году -217,2 тысяч, что составило 73,8% от общего количества учащихся школ области. К концу десятой пятилетки количество учащихся средних общеобразовательных школ уменьшается, и в 1980-81 учебном году число учащихся городских школ превысило число учащихся сельских школ на 4,7 тысячи человек, хотя в 1970-71 учебном году в городских школах обучалось в 2,24 раза меньше, чем в сельских школах [10-12].

Темпы ввода в действие сельских общеобразовательных школ области были наиболее высокими в 1960-1965 гг. Если в 1960 г. введено в действие сельских общеобразовательных школ на 5,7 тысяч ученических мест, то в 1965 г. было введено в действие школ уже на 6,8 тысяч ученических мест, или на 19,3 % больше. К концу десятой пятилетки темпы ввода в действие сельских общеобразовательных школ значительно снизились. Так, в 1980 г. было введено в действие сельских школ только на 2,5 тысячи ученических мест, что составляло 43,9 % от уровня 1960 г. и 36,8 % от уровня 1965 г. [10, с. 178; 12, с. 238].

Снижение темпов ввода в действие сельских общеобразовательных школ в десятой пятилетке было связано в основном с завершением формирования сети общеобразовательных учреждений и некоторым уменьшением количества учащихся в сельских населенных пунктах.

Задачами большой важности было обеспечение сельских общеобразовательных школ учительскими кадрами, создание для учителей нормальных жилищно-бытовых условий. Улучшение условий их жизни и работы, обеспечение жильем преподавателей способствовало решению проблемы закрепления квалифицированных кадров на селе. Только в 1959 г. на индивидуальное строительство 90 домов для учителей из областного бюджета было выделено 700 тысяч руб. [13].

Совет Министров РСФСР 24 ноября 1960 г. принял постановление № 1767 «О строительстве жилых домов для учителей сельских школ в 1961-1965 годах». В соответствии с ним облисполком обязывался в месячный срок рассмотреть вопрос об обеспечении жилой площадью учителей сельских школ и принять меры по улучшению их жи-

лищных условий путем строительства для них жилых домов за счет государственных капитальных вложений, средств колхозов с согласия колхозников и других источников. Курской области доводилось задание по строительству в 1961-1965 гг. жилых домов для учителей сельских школ за счет капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство, общей площадью 10 тысяч квадратных метров [14].

Строительство жилья для учителей сельских общеобразовательных школ проходило под жестким контролем областного комитета партии. В письме обкома КПСС от 24 июля 1962 г. № 5-2 райкомам КПСС и райисполкомам указывалось, что в ряде районов области жилищно-бытовое устройство молодых учителей поставлено неудовлетворительно. Проверкой было установлено, что в отдельных районах области многие учителя, прибывшие после окончания учебного заведения, несвоевременно обеспечиваются квартирами или получают малопригодные для жилья комнаты. Обком КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся потребовали в месячный срок проверить жилищно-бытовые условия учителей, рассмотреть итоги проверки и принять необходимые меры к устранению выявленных недостатков, обеспечить выполнение плана строительства жилых домов для учителей, улучшить их снабжение промышленными и продовольственными товарами [14, д. 530«А», л. 133-134].

В течение 1965-1970 гг. введено в эксплуатацию 114 жилых домов на 288 квартир для учителей [5]. Только в 1969 г. за счет средств колхозов и местных Советов для учителей построены и введены в эксплуатацию 29 жилых домов [15].

Комплектование сельских общеобразовательных школ педагогическими кадрами требовало постоянного внимания всех органов власти. Отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий усиливало отток учителей из сельских школ. В докладе заместителя председателя облисполкома Т.П. Колоколо-вой на IV сессии Курского областного Совета депутатов трудящихся 7 апреля 1976 г. было отмечено, что «за последние три года на село было направлено свыше девятисот молодых учителей. Многие из них под разными предлогами вернулись в город» [16].

Создание жилищных условий для сельских педагогов могло решить задачу закрепления педагогических кадров на селе. В течение 1974-1978 гг. по всем источникам финансирования в сельской местности было построено квартир для учителей общей площадью 22550 квадратных метров [17].

В целях более активного вовлечения в общественное производство колхозников, рабочих и служащих совхозов и членов их семей в сельских населенных пунктах создавалась сеть детских дошкольных учреждений.

Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС, провозгласила бесплатное содержание детей в детских учреждениях [1, т. 10, с. 107]. В ней предусматривалось полное и бесплатное удовлетворение и городского и сельского населения в яслях, детских садах и площадках [1, т. 10, с. 152].

Исполком областного Совета депутатов трудящихся принял решение № 177 от 20 апреля 1964 г. «О мерах по улучшению работы детских садов и яслей в сельской местности области», в котором была отмечена конкретная работа местных Советов, органов здравоохранения и народного образования по расширению сети дошкольных детских учреждений, укреплению их материальной базы и улучшению работы. В решении указывалось, что в сельских районах области число мест в детских яслях за 1961-1963 гг. увеличилось с 1690 до 2015, в том числе в яслях-садах - с 395 до 605. В 1963 г. в колхозах области было организовано 916 сезонных яслей-садов с контингентом детей 21052. Планом, утвержденным облисполкомом, предусматривалось в 1964 г. довести количество сезонных яслей-садов до 1290, число детей в них - до 29800 человек, подготовить 1290 воспитателей яслей-садов [18].

XXIII съезд КПСС принял решение за годы восьмой пятилетки увеличить число детей в государственных дошкольных учреждениях в 1,6 раза, что позволяло удовлетворить в основном потребность городского населения в детских учреждениях и значительно улучшить обеспеченность ими сельского населения [1, т. 11, с. 65].

5 апреля 1967 г. исполкомом Курского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение № 237 «Об утверждении плана организации сезонных дошкольных учреждений в колхозах и совхозах об-

ласти в 1967 году». В решении имелся конкретный план мероприятий по дальнейшему расширению и улучшению деятельности детских дошкольных учреждений постоянного и сезонного типа. Решение обязывало райисполкомы принять меры по совершенствованию их материальной базы, организации деятельности, комплектованию кадрами детских дошкольных учреждений в сельской местности [19].

Выступая с докладом на XIV областной партийной конференции 14 декабря 1964 г., первый секретарь Курского обкома КПСС Л. Монашев поставил важную задачу - в 1965 г. создать в каждом колхозе один постоянный детский комбинат - ясли-сад [20]. Через пять лет, 17 октября 1969 г., Л. Монашев на областной конференции колхозников отметил, что за последние пять лет в колхозах области построен 231 детский сад на 9200 мест [21].

Кроме постоянно действующих детских яслей и садов в сельской местности на период полевых работ открывались сезонные детские дошкольные учреждения. В справке заведующего облздравотделом Е. Колесникова от 30 мая 1969 г. «О развитии медицинской помощи населению» заместителю председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся Р. Малахову указывалось, что только в 1969 г. запланировано открыть 950 сезонных яслей и детских садов с общим охватом 23000 детей [22].

В ходе социалистического соревнования сельских и поселковых Советов, посвященного 50-летию образования СССР, за повышение общей культуры и благоустройство сельских населенных пунктов только в первом полугодии 1972 г. было построено в сельской местности 26 детских дошкольных образовательных учреждений [22, д. 880, л. 213].

В целях улучшения дошкольного воспитания детей колхозников Совет Министров СССР 17 марта 1973 г. принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах». Постановление предусматривало расширение сети детских дошкольных учреждений в колхозах для удовлетворения потребностей в них колхозников; принятие мер к улучшению работы имеющихся в колхозах детских дошкольных учреждений, к укреплению их материально-технической базы и

улучшению санитарно-гигиенических условий; к подбору и назначению педагогических кадров; предоставлять педагогическим и медицинским работникам детских дошкольных учреждений бесплатные квартиры и коммунальные услуги за счет средств колхозов [23].

Областной комитет КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся приняли совместное постановление № 229 от 24 апреля 1973 г. «О мерах по выполнению постановления Советов Министров СССР и РСФСР «О мерах по развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах», в котором райкомы КПСС и райисполкомы обязывались проанализировать работу детских дошкольных учреждений в сельской местности, на основе анализа разработать необходимые мероприятия по строительству и развитию сети детских дошкольных учреждений, улучшению их работы [24].

На XIX Курской областной партийной конференции 19 декабря 1975 г. первый секретарь обкома КПСС А.Ф. Гудков поставил перед партийными организациями и руководителями хозяйств задачу к концу десятой пятилетки полностью обеспечить дошкольными учреждениями всех детей области [9].

XXV съездом КПСС была поставлена задача в годы десятой пятилетки расширить сеть дошкольных учреждений; построить детские ясли-сады и детские сады на 2,5-2,8 млн мест [1, т. 13, с. 68].

В течение 1974-1978 гг. по всем источникам финансирования в сельских населенных пунктах области было построено 95 дошкольных образовательных учреждений на 6945 мест [25].

Самые высокие темпы строительства детских дошкольных учреждений в сельских населенных пунктах пришлись на 1960-1965 гг. Если в 1960 и 1965 гг. было введено в действие детских дошкольных учреждений на 2,9 тысячи мест за год, то в 1964 г. их было уже введено в действие на 3,7 тысячи мест, или на 27,6 % больше. С 1966 г. темпы строительства несколько снижаются, так как многие сельские населенные пункты уже имели постоянные и сезонные детские дошкольные учреждения. В 1980 г. было введено в действие детских дошкольных учреждений на селе только на 1,5 тысячи мест, что составляло 51,7 % от уровня 1960 г. [10, 12].

Число постоянных детских яслей в области с 1960 по 1980 гг. уменьшилось на 33 %, причем в сельской местности уменьшение шло более быстрыми темпами - оно составило в 1980 г. 53,1 % от уровня 1960 г. В сельской местности за двадцатилетие число детских садов увеличилось с 67 в 1960 г. до 119 в 1980 г., или на 78 %, хотя за этот же период число детских садов в городах увеличилось в 2,43 раза [26].

Несмотря на ежегодное увеличение количества детских дошкольных образовательных учреждений, в области испытывался в них острый недостаток. В 1981 .у обеспеченность ими составляла всего 12 % от потребности населения [27].

Таким образом, в исследуемый период под руководством партийных и государственных органов власти в сельских населенных пунктах Курской области несмотря на трудности была воссоздана и получила дальнейшее развитие система образовательных учреждений - школ и детских дошкольных учреждений. Это явилось важнейшим условием выполнения задачи обеспечения всеобщего среднего образования на селе. В строительство образовательных учреждений, жилья для педагогических работников внесли существенный вклад колхозы области. Развитие сферы сельского образования способствовало закреплению молодежи на селе, вовлечению ее в активную сельскохозяйственную производственную деятельность колхозов и совхозов. Создание сети детских дошкольных учреждений позволило полнее вовлечь в общественное производство колхозников и рабочих совхозов.

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. М., 1986. Т. 9. С. 395.

2. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. 1. Он. 2. Д. 3587. Л. 38.

3. Из истории Курской областной комсомольской организации (1918-1970 гг.). Курск, 1972. С. 370.

4. ГАОПИКО. Ф. 1. Он. 3. Д. 3. Л. 37.

5. Очерки истории Курской организации КПСС. Воронеж, 1980. С. 298.

6. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-4006. Он. 2. Д. 5932. Л. 18.

7. ГАКО. Ф. Р-3322. Он. 43. Д. 880. Л. 210-211.

8. ГАКО. Ф. Р-4006. Он. 3. Д. 1657. Л. 13.

9. ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 62. Д. 182. Л. 27-28.

10. Народное хозяйство Курской области. Статистический сборник. Воронеж, 1968. С. 243.

11. Народное хозяйство Курской области за годы VIII пятилетки (1966-1970 гг.). Статистический сборник. Курск, 1971. С. 171.

12. Сводный статежегодник Курской области. Статистический сборник. Курск, 2001. С. 119.

13. ГАКО. Ф. Р-4006. Оп. 2. Д. 2465. Л. 32.

14. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 43. Д. 461. Л. 350-353.

15. ГАКО. Ф. Р-4006. Оп. 2. Д. 5220. Л. 15.

16. Курская правда. 1976 г. 9 апр.

17. ГАКО. Ф. Р-4006. Оп. 3. Д. 1657. Л. 13.

18. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 48. Д. 181. Л. 18-25.

19. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 44. Д. 1839. Л. 114-118.

20. ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3. Л. 37.

21. ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 58. Д. 223. Л. 55.

22. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 43. Д. 709. Л. 306.

23. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968-1981. Т. 9. С. 462464.

24. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 44. Д. 2481. Л. 451.

25. ГАКО. Ф. Р-4006. Оп. 3. Д. 1657. Л. 13.

26. Народное хозяйство Курской области за 50 лет. Статистический сборник. Курск, 1984. С. 112.

27. ГАКО. Ф. Р-5293. Оп. 1. Д. 434. Л. 14. Поступила в редакцию 31.10.2007 г.

Tikhonov A.P. Development of material and technical base of educational establishments in rural locality places of the Kursk Region in the 60-70-ies of the 20th century. The article is devoted to development of education in rural settlements of the Kursk Region in the 60-70-ies of the 20th century. It shows the role of party and state authorities in the establishment and improvement of the system of rural educational institutions. It investigates the formation and development of material and technical base in rural schools and preschool establishments and reveals the contribution of collective farms in their construction. It examines creation of living conditions for pedagogical workers in order to make them stay in the country.

Key words: rural comprehensive school, children's preschool establishment, material resources, construction, education, teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.