Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321).
История. Вып. 57. С. 56-60.
О. В. Афонасьева
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА СРЕДНЕГО ЗАУРАЛЬЯ
(1965-1985 ГОДЫ)
В развитии сельских районов одну из главных ролей играет социальная сфера. Изменение экономической политики СССР в середине 1960-х гг. в пользу сельского хозяйства позволило к 1985 г. значительно улучшить социальную инфраструктуру колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий, но не разрешить демографические проблемы села.
Ключевые слова: сельская местность, Среднее Зауралье, социальная инфраструктура, жилищное строительство, урбанизация, образование, детский сад, клубные учреждения, библиотеки, миграция, сельскохозяйственное производство, трудовые ресурсы.
Снижение темпов развития сельского хозяйства и значительное увеличение потребностей народа в продовольственных продуктах в начале 1960-х гг. требовало от государства принятия кардинальных мер по развитию отрасли. Реформа сельского хозяйства СССР, начатая в марте 1965 г., была направлена на решение этой проблемы. Характерной чертой проведения этой реформы стали преобразования не только экономической, но и социальной сферы, включавшей важнейшие аспекты улучшения условий жизни на селе.
Производственная деятельность сельскохозяйственных предприятий требовала создания необходимых условий как в процессе производства, так и при воспроизводстве трудовых ресурсов. Эту задачу должны были выполнить подразделения и службы социальной инфраструктуры: объекты жилищнокоммунального хозяйства, предприятия бытового обслуживания, учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, дома культуры и клубы и другие.
В 1965 г. трудовые ресурсы села составляли 52 % от всех трудовых ресурсов Среднего Зауралья1. С ростом городов и увеличением числа горожан уже к 1970 г. доля трудовых ресурсов села снизилась до 44 %, при этом доля сельских жителей в возрасте от 18 до 55-60 лет увеличилась с 1965 по 1970 г. на
5 %. Значительно возросла группа подростков и лиц старшего возраста, принимающих участие в общественном производстве, что частично может быть связано с высокими показателями рождаемости середины 1950-х гг.
В начале 1970-х гг. уровень рождаемости в сельской местности начинает снижаться. В 1970 г. естественный прирост на 1000 че-
ловек родившихся в сельской местности составил 7,7 человек, в 1980 г. - 7,32. В связи с этим значительно сокращается удельный вес молодежи, детей школьного и дошкольного возраста. По переписи 1979 г. в сельской местности Среднего Зауралья численность возрастной группы моложе трудоспособного уменьшилась на 58,0 тыс. человек, или на 21 %. Одновременно удельный вес ее в общей численности сельского населения сократился до 29,4 % против 38,5 % в 1970 г. На селе произошло уменьшение количества детей всех возрастных категорий. На 35,3 % сократилось число детей в группе младшего школьного возраста (7-9 лет)3.
Четких причин снижения естественного прироста населения в сельской местности в этот период обозначить нельзя. Тем не менее, факторы, повлиявшие на этот процесс, могли таиться в самих государственных мерах по преобразованию социальной сферы на селе.
Одной из главных задач социальной политики государства в 1965-1985 гг. было обеспечение и улучшение жилищных условий тружеников села. В середине 1960-х гг. на одного жителя Среднего Зауралья в среднем приходилось 6,4 кв. м общей полезной площади, это на 1,8 кв. м ниже, чем по РСФСР4.
Государственные капитальные вложения на протяжении двадцати лет значительно улучшили жилищные условия тружеников села. К 1985 г. площадь жилых домов в сельской местности Среднего Зауралья, по сравнению с 1965 г., увеличилась в 4,3 раза и составила
2616,4 тыс. кв. м5. На одного жителя села приходилось 13,1 кв. м вместо 8,3 кв. м в 1965 г.6
Увеличение ассигнований на строительство объектов инженерного обеспечения и
расширение действующих мощностей позволило повысить уровень благоустройства вводимого жилья. Если в 1970 г. жилой фонд сельской местности был обеспечен водопроводом на 2 %, канализацией - на 4 %, центральным отоплением - 12 %, горячим водоснабжением - 0,9, газом - на 15 %, то за десятилетие уровень благоустройства повысился почти в 4 раза, а по отдельным показателям значительно больше7.
В больших селах началось строительство многоэтажных благоустроенных домов, которые велись по типовым проектам, разработанным, казалось, с учетом специфики сельской жизни. Но, переселяясь в благоустроенные квартиры на этажах, большинство семей стало отказываться от ведения личного подсобного хозяйства. Условия благоустроенного жилья привлекали селян. Поэтому желание поменять деревянные избы на благоустроенное жилье было у многих жителей сел.
Таким образом, постепенная урбанизация меняла социально-культурную сторону жизни села. Многие жители отказывались от ведения личного подсобного хозяйства, что естественно не могло не сказаться на начале перехода из статуса крестьян в статус рабочих и служащих. К тому же и сама государственная программа сближения города и села была направлена на это.
В первую очередь это касалось образования. На основании мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС планировалось ликвидировать различия в качестве образования городского и сельского населения. Для этого ежегодно увеличивались капитальные вложения на строительство и ремонт общеобразовательных школ. За 1965-1985 гг. в Тюменской области было введено школ на
302,4 тыс. ученических мест8. Улучшалось обеспечение школьными принадлежностями и наглядными пособиями.
Тем не менее, в сельской местности Среднего Зауралья количество школ в период с 1965 по 1985 г. сократилось на 4659. На уменьшение численности школ повлиял ряд факторов. Во-первых, для обеспечения более качественного образования государственным руководством было решено сократить малокомплектные школы в небольших деревнях, так как отсутствовала возможность их укомплектования профессиональными кадрами. Во-вторых, происходила реорганизация начальных и восьмилетних школ в средние.
В-третьих, демографический спад рождаемости после 1960-х гг.
На центральных усадьбах строились новые большие школы, иногда с размещением детей в интернатах. В 1970/1971 уч. г. в сельской местности располагалось 10 школ-интернатов с количеством обучающихся 4041 учеников, к 1984/1985 гг. количество таких школ увеличилось до 15, в них обучалось 6756 учеников10.
С одной стороны, у детей отдаленных деревень появилась возможность получить более качественный уровень образования благодаря укомплектованности школ учите-лями-предметниками. Но с другой стороны, часто из-за отсутствия транспортных средств и дорог детям приходилось жить в интернатах по несколько недель, что отдаляло их от дома и только усиливало процесс миграции молодежи из деревень.
Большинство выпускников сельских школ, которые должны были в будущем составить основной трудовой потенциал сельскохозяйственного производства, оставляло сельскую местность. Все больше молодых людей поступало в вузы и техникумы. Многие из них, получив образование, обратно в село не возвращались, закрепляясь на работе в городе.
Из-за широкого вовлечения женщин в систему общественного производства за развитие и воспитание детей стала отвечать система детских дошкольных учреждений. Однако обеспеченность сельской местности Среднего Зауралья в данных учреждениях была низкой. В 1965 г. на 1000 детей в возрасте от 1 до 6 лет приходилось лишь 172 места11. Для сохранения молодых семей на селе с середины 1960-х - начала 1970-х гг. в несколько раз увеличиваются государственные капиталовложения в строительство дошкольных учреждений. За VIII пятилетку в регионе было построено 162 детских дошкольных учреждения. Но число дошкольных учреждений оставалось почти на одном уровне (в 1970 г. -521, 1975 г. - 586, 1980 г. - 553). При возведении новых детских учреждений многие закрывались, так как были морально и физически устаревшими. Отсутствие изменений в количестве детских учреждений привело к их переуплотнению. На 1000 детей в возрасте от
1 до 6 лет приходилось в 1970 г. - 313 мест, в 1975 г. - 491 место, в 1980 г. - 511 мест12. В детских садах не хватало отдельных спален,
залов для занятий физкультурой, различных сооружений на участках. Это отрицательно сказывалось на состоянии здоровья детей, их воспитании и, в конечном счете, трудовой активности женщин.
Изменения с обеспечением детей местами в детских учреждениях начались лишь с 1983 г., после принятия мер по реализации Продовольственной программы 1982 г. За три года, с 1983 по 1985 г., в области было введено в действие садов и яслей на 4700 мест13. Тем не менее, показатель количества дошкольных учреждений сёл региона оставался одним из низких по РСФСР.
Большое внимание по претворению в жизнь социальной программы на селе уделялось культурно-просветительным учреждениям, так как на них возлагались важные функции в организации досуга молодежи, расширения ее познавательных интересов, развитии общественной активности, самодеятельности и творческой инициативы.
Сеть клубных учреждений в сельской местности Среднего Зауралья за 19651985 гг. выросла на 13 %. Особенно заметным был ее рост в 1965-1970 гг. Характерно, что прирост имел место в условиях существенного сокращения общего количества населенных пунктов и выбытия клубных учреждений в ликвидируемых селах. К началу 1970-х гг. клубные учреждения были почти в каждом селе или деревне, после чего наступили заметный спад строительства новых объектов и, как результат, последующее сокращение числа клубов и домов культуры. Так, если в 1970 г. в селах Среднего Зауралья располагалось 1005 клубов, то в 1975 г. их число сократилось до 982. Только в середине 1980-х гг. их количество снова возросло до 1258. Новые клубные учреждения, построенные по типовым проектам, были введены в каждом пятом селе. Увеличилась и средняя вместимость зрительных залов (до 300 мест) с 59 до 71 %14
Укреплялась материально-техническая база клубов, их обеспеченность культурным инвентарем, а также профессиональными кадрами.
Почти во всех селах, где имелись клубные учреждения, проводилось кинообслуживание населения. До начала 1970-х гг. сеть киноустановок в селах региона постоянно росла (1965 г. - 1413, в 1970 - 1525), а затем начался обратный процесс (с 1411 в 1975 г. до 1333 в 1980 г.)15. Это было связано с ликвида-
цией клубов в мелких населенных пунктах, с развитием телевидения и передвижных форм обслуживания. Распространение устойчивого телевещания и рост обеспеченности населения телевизорами способствовали постепенному уменьшению посещений кино. Если в 1970 г. число зрителей кинотеатров в сельской местности составляло 23,2 млн, то в 1980 г. -18,3 млн16. Вместе с тем жители сёл Среднего Зауралья значительно чаще ходили в кино, чем жители других районов РСФСР. Во многом это объясняется тем, что данный регион отставал от республики по телефикации.
Изменения в сети клубных учреждений повлияли и на сеть массовых библиотек. Количество библиотек в период с 1965 по 1980 г. сократилось с 746 по 610. Снижение доли мелких библиотек с числом книг и журналов до 6 тыс. экземпляров привело к росту средних (до 10 тыс. экземпляров) и крупных (свыше 10 тыс. экземпляров) библиотек. Средний размер книжного фонда одной библиотеки составил в 1975 г. 7,3 тыс. против 4,4 тыс. в 1965 г.17 Рост и обновление книжных фондов способствовали активизации деятельности библиотек: увеличился контингент читателей, повысилось количество книговыдач18.
Однако по росту книжных фондов сельские библиотеки значительно отставали от городских. Неудовлетворенность значительной части населения села работой библиотек связывалась с недостаточными размерами книжного фонда, малой долей художественной литературы, большим количеством устаревших книг и т. д.
Основной причиной сложившейся ситуации стало низкое финансирование сельских библиотек и домов культур. В денежном выражении расходы на культурно-просветительскую работу увеличивались (по государственному бюджету они составляли в 1965 г. - 230 млн р., в 1985 г. - 880 млн р.), тем не менее в процентном отношении - от расходов на социально-культурные мероприятия и науку - изменились несущественно -от 1,4 до 2,0 %19.
Процессы урбанизации сельской местности Среднего Зауралья шли достаточно быстро. Однако объем и качество услуг, предоставляемых социально-культурной сферой, были значительно ниже, чем в городе.
Бурное промышленное развитие нефтегазовых месторождений Западно-Сибирского региона дало возможность городскому
и сельскому населению Среднего Зауралья проявить свои возможности в других сферах деятельности, что становится основной причиной движения больших миграционных потоков в Тюменской области. В 1965 г. разница между прибывшими и выехавшими из Среднего Зауралья составила 18,7 тыс. человек. В связи с тем, что основная часть переселенцев закреплялась в городах, численность сельского населения почти не изменилась. Развитие северных городов Тюменской области значительно сократило приток мигрантов в её сельскохозяйственную зону. Так, если в 1970 г. механический прирост Среднего Зауралья составил 0,7 тыс. человек, то в 1980 г. - уже 30,7 тыс. человек. При этом из сельской местности в 1970 г. выбыло на 7,6 тыс. человек больше, чем прибыло, а в 1980 г. численность уехавших из села увеличилась до 11 тыс. человек. В дальнейшие годы процессы снижения механического прироста сельского населения сохранились20.
На отток населения из сельской местности на рубеже 1960-1970-х гг. повлияло и проходившее в это время преобразование колхозов в совхозы. В ходе слияний колхозов с совхозами часть колхозников не могла трудоустроиться в государственных хозяйствах, оказавшись как бы избыточной применительно к существующим штатным расписаниям. Не получив работы, жители сел уезжали в города и новостройки. За пять лет, с 1965 по 1970 г., среднегодовая численность работающих в сельском хозяйстве сократилась на 19,1 тыс. человек21. В числе покидавших сельскую местность основную долю составляло трудоспособное население.
Из общих причин миграционных процессов можно выделить несколько, которые непосредственно влияли на молодежь. Первая причина - недостаток внимания к начинающим земледельцам и животноводам со стороны руководства и специалистов хозяйств. Не всегда молодым доверяли технику и принятие самостоятельных решений в производственном процессе, что негативно сказывалось на инициативе и обязательности. Вторая причина - механизация и электрификация производственных процессов, требующих определенных навыков и образования, получив которое молодые люди предпочитали устраиваться на работу в городе. Немаловажным фактором в молодежной миграции стало и общественное мнение, которое было
сориентировано на городской образ жизни. Уже в середине 1970-х гг. сельскохозяйственные профессии становятся малопрестижными. Количество выпускников Тюменского сельскохозяйственного института с 1970 по 1985 г. почти не изменилось, составив в среднем 305 человек в год. В то время как два учебных заведения промышленности и строительства в эти же годы выпустило специалистов от 4 до 5,7 раз больше22.
Вследствие обозначенных причин в сельской местности значительно увеличивается группа лиц старшего возраста и сокращается уровень подростков, занятых в производстве. Демографические изменения в развитии Среднего Зауралья в начале 1970-х гг. стали основными факторами снижения обеспеченности сельского хозяйства трудоспособным населением в начале 1980-х гг. Ежегодное сокращение трудовых ресурсов села составляло в среднем 1-2 %.
В середине 1970-х гг. увеличение численности прибывших мигрантов из других регионов и республик страны дало позитивную динамику в механическом приросте населения Среднего Зауралья. Принимаемые государственные меры по расширению сельскохозяйственного производства и увеличению заработной платы тружеников села сократили отток населения из сельской местности и на некоторое время частично решили проблему трудовых кадров. Тем не менее, уже в 1980 г. миграционный поток из сел и деревень изучаемого региона вновь увеличился. Причины -нарастающие процессы торможения развития сельского хозяйства и разрастающийся нефтегазовый комплекс Тюменской области, который требовал огромного количества рабочей силы. Только с принятием Продовольственной программы 1982 г. и ряда других государственных мер, улучшающих социально-экономическое положение крестьян, выезд сельского населения в другие регионы значительно сократился.
Таким образом, социальная инфраструктура сёл Среднего Зауралья в 1965-1985 гг. претерпела значительные изменения. Обеспечение сел и деревень объектами жилищно-коммунального хозяйства, предприятиями бытового обслуживания, школами и дошкольными учреждениями, домами культуры и клубами выросло в среднем в 1,5-2 раза. Тем не менее, развитие данной инфраструктуры можно было наблюдать лишь в течение
5 лет, после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и принятия Продовольственной программы 1982 г. Увеличение заработной платы колхозникам, рабочим и служащим совхозов, улучшение жилищных и культурнобытовых условий лишь на некоторое время приостанавливало миграцию трудовых ресурсов из сельской местности, но не решало коренным образом демографические проблемы села.
Примечания
1 Среднее Зауралье - сельскохозяйственная зона Тюменской области, включающая 22 района (Абатский, Армизонский, Аромашев-ский, Бердюжский, Вагайский, Викуловский, Голышмановский, Заводоуковский, Исет-ский, Ишимский, Казанский, Нижнетавдин-ский, Омутинский, Сладковский, Сорокин-ский, Тобольский, Тюменский, Уватский, Упоровский, Юргинский, Ялуторовский, Яр-ковский).
2 Некоторые показатели демографических процессов и социального развития в Тюменской области : стат. сб. Тюмень, 1990. С. 5.
3 Об изменении половозрастного состава населения Тюменской области за 1970-1979 гг. Тюмень, 1981. С. 5.
4 Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. Тюмень, 1987. С. 14.
5 Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. М., 1987. С. 203; Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. Тюмень, 1987. С. 76.
6 Сельское хозяйство (основные итоги за 1965-1990 гг.) Тюмень, 1990. С. 27; Некоторые показатели социального развития и развития здравоохранения колхозов и совхозов РСФСР. М., 1982. С. 50-52.
7 Некоторые показатели социального развития и развития здравоохранения колхозов и совхозов РСФСР. М., 1982. С. 53, 56.
8 Тюменская область в цифрах 1981-1985 гг. Свердловск.1987. С. 63.
9 Некоторые показатели демографических процессов... С. 180; Общеобразовательные школы Тюменской области 1980/811984/85 гг. Тюмень, 1985. С. 18; Тюменская область за 50 лет : стат. сб. Омск, 1967. С. 247.
10 Общеобразовательные школы Тюменской области. С. 57.
11 Некоторые показатели социального развития... С. 66-67.
12 Некоторые показатели демографических процессов. С. 10, 191.
13 Сельское хозяйство (основные итоги за 1965-1990). Тюмень, 1990. С. 26.
14 Некоторые показатели демографических процессов. С. 201.
15 Народное хозяйство Тюменской области в годы X пятилетки (1975-1980 гг.). Тюмень, 1981. С. 375; Тюменская область за 50 лет : стат. сб. Омск, 1967. С. 256.
16 Народное хозяйство Тюменской области в годы X пятилетки. С. 376.
17 Некоторые показатели демографических процессов. С. 198; Тюменская область за 50 лет. С. 256.
18 ГАСПИТО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 855. Л. 4.
19 Народное хозяйство РСФСР за 60 лет : стат. ежегодник. М., 1977. С. 352; Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. М., 1987. С. 448.
20 Культура, здравоохранение, население : стат. сб. Тюмень, 1985. С. 70; Динамические ряды по численности населения Тюменской области (по материалам Тюменского статистического управления). Тюмень, 1965. С. 13, 194; Динамические ряды по численности населения Тюменской области за 1970-1980 гг. (по материалам Тюменского статистического управления). Тюмень, 1981. С. 64, 69-73; Тюменская область за годы XI пятилетки. Тюмень, 1986. С. 28.
21 Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. С. 90-91.
22 Тюменская область в цифрах. 1981-1985 гг. С. 93.