Научная статья на тему 'Социально-культурная инфраструктура и демографические проблемы села Среднего Зауралья (1965–1985 годы)'

Социально-культурная инфраструктура и демографические проблемы села Среднего Зауралья (1965–1985 годы) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
320
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ЗАУРАЛЬЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / УРБАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ САД / КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БИБЛИОТЕКИ / МИГРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / THE COUNTRY / CENTRAL TRANSURALS / SOCIAL INFRASTRUCTURE / HOUSING BUILDING / URBANIZATION / EDUCATION / KINDERGARTEN / CLUBS / LIBRARIES / MIGRATION / AGRICULTURAL PRODUCTION / LABOUR RESOURCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афонасьева Ольга Владимировна

В развитии сельских районов одну из главных ролей играет социальная сфера. Изменение экономической политики СССР в середине 1960-х гг. в пользу сельского хозяйства позволило к 1985 г. значительно улучшить социальную инфраструктуру колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий, но не разрешить демографические проблемы села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural infrastructure and demographic problems of the country in the Central Transurals in 1965–1985

Social sphere plays one of the main roles in the development of rural areas. Changes in the economic policy of the USSR in the mid-1960s in favor of agriculture allowed improving considerably the social infrastructure of collective farms and state agricultural enterprises by 1985. But it did not solve the demographic problems in the countryside.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная инфраструктура и демографические проблемы села Среднего Зауралья (1965–1985 годы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321).

История. Вып. 57. С. 56-60.

О. В. Афонасьева

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА СРЕДНЕГО ЗАУРАЛЬЯ

(1965-1985 ГОДЫ)

В развитии сельских районов одну из главных ролей играет социальная сфера. Изменение экономической политики СССР в середине 1960-х гг. в пользу сельского хозяйства позволило к 1985 г. значительно улучшить социальную инфраструктуру колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий, но не разрешить демографические проблемы села.

Ключевые слова: сельская местность, Среднее Зауралье, социальная инфраструктура, жилищное строительство, урбанизация, образование, детский сад, клубные учреждения, библиотеки, миграция, сельскохозяйственное производство, трудовые ресурсы.

Снижение темпов развития сельского хозяйства и значительное увеличение потребностей народа в продовольственных продуктах в начале 1960-х гг. требовало от государства принятия кардинальных мер по развитию отрасли. Реформа сельского хозяйства СССР, начатая в марте 1965 г., была направлена на решение этой проблемы. Характерной чертой проведения этой реформы стали преобразования не только экономической, но и социальной сферы, включавшей важнейшие аспекты улучшения условий жизни на селе.

Производственная деятельность сельскохозяйственных предприятий требовала создания необходимых условий как в процессе производства, так и при воспроизводстве трудовых ресурсов. Эту задачу должны были выполнить подразделения и службы социальной инфраструктуры: объекты жилищнокоммунального хозяйства, предприятия бытового обслуживания, учреждения здравоохранения, школы и дошкольные учреждения, дома культуры и клубы и другие.

В 1965 г. трудовые ресурсы села составляли 52 % от всех трудовых ресурсов Среднего Зауралья1. С ростом городов и увеличением числа горожан уже к 1970 г. доля трудовых ресурсов села снизилась до 44 %, при этом доля сельских жителей в возрасте от 18 до 55-60 лет увеличилась с 1965 по 1970 г. на

5 %. Значительно возросла группа подростков и лиц старшего возраста, принимающих участие в общественном производстве, что частично может быть связано с высокими показателями рождаемости середины 1950-х гг.

В начале 1970-х гг. уровень рождаемости в сельской местности начинает снижаться. В 1970 г. естественный прирост на 1000 че-

ловек родившихся в сельской местности составил 7,7 человек, в 1980 г. - 7,32. В связи с этим значительно сокращается удельный вес молодежи, детей школьного и дошкольного возраста. По переписи 1979 г. в сельской местности Среднего Зауралья численность возрастной группы моложе трудоспособного уменьшилась на 58,0 тыс. человек, или на 21 %. Одновременно удельный вес ее в общей численности сельского населения сократился до 29,4 % против 38,5 % в 1970 г. На селе произошло уменьшение количества детей всех возрастных категорий. На 35,3 % сократилось число детей в группе младшего школьного возраста (7-9 лет)3.

Четких причин снижения естественного прироста населения в сельской местности в этот период обозначить нельзя. Тем не менее, факторы, повлиявшие на этот процесс, могли таиться в самих государственных мерах по преобразованию социальной сферы на селе.

Одной из главных задач социальной политики государства в 1965-1985 гг. было обеспечение и улучшение жилищных условий тружеников села. В середине 1960-х гг. на одного жителя Среднего Зауралья в среднем приходилось 6,4 кв. м общей полезной площади, это на 1,8 кв. м ниже, чем по РСФСР4.

Государственные капитальные вложения на протяжении двадцати лет значительно улучшили жилищные условия тружеников села. К 1985 г. площадь жилых домов в сельской местности Среднего Зауралья, по сравнению с 1965 г., увеличилась в 4,3 раза и составила

2616,4 тыс. кв. м5. На одного жителя села приходилось 13,1 кв. м вместо 8,3 кв. м в 1965 г.6

Увеличение ассигнований на строительство объектов инженерного обеспечения и

расширение действующих мощностей позволило повысить уровень благоустройства вводимого жилья. Если в 1970 г. жилой фонд сельской местности был обеспечен водопроводом на 2 %, канализацией - на 4 %, центральным отоплением - 12 %, горячим водоснабжением - 0,9, газом - на 15 %, то за десятилетие уровень благоустройства повысился почти в 4 раза, а по отдельным показателям значительно больше7.

В больших селах началось строительство многоэтажных благоустроенных домов, которые велись по типовым проектам, разработанным, казалось, с учетом специфики сельской жизни. Но, переселяясь в благоустроенные квартиры на этажах, большинство семей стало отказываться от ведения личного подсобного хозяйства. Условия благоустроенного жилья привлекали селян. Поэтому желание поменять деревянные избы на благоустроенное жилье было у многих жителей сел.

Таким образом, постепенная урбанизация меняла социально-культурную сторону жизни села. Многие жители отказывались от ведения личного подсобного хозяйства, что естественно не могло не сказаться на начале перехода из статуса крестьян в статус рабочих и служащих. К тому же и сама государственная программа сближения города и села была направлена на это.

В первую очередь это касалось образования. На основании мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС планировалось ликвидировать различия в качестве образования городского и сельского населения. Для этого ежегодно увеличивались капитальные вложения на строительство и ремонт общеобразовательных школ. За 1965-1985 гг. в Тюменской области было введено школ на

302,4 тыс. ученических мест8. Улучшалось обеспечение школьными принадлежностями и наглядными пособиями.

Тем не менее, в сельской местности Среднего Зауралья количество школ в период с 1965 по 1985 г. сократилось на 4659. На уменьшение численности школ повлиял ряд факторов. Во-первых, для обеспечения более качественного образования государственным руководством было решено сократить малокомплектные школы в небольших деревнях, так как отсутствовала возможность их укомплектования профессиональными кадрами. Во-вторых, происходила реорганизация начальных и восьмилетних школ в средние.

В-третьих, демографический спад рождаемости после 1960-х гг.

На центральных усадьбах строились новые большие школы, иногда с размещением детей в интернатах. В 1970/1971 уч. г. в сельской местности располагалось 10 школ-интернатов с количеством обучающихся 4041 учеников, к 1984/1985 гг. количество таких школ увеличилось до 15, в них обучалось 6756 учеников10.

С одной стороны, у детей отдаленных деревень появилась возможность получить более качественный уровень образования благодаря укомплектованности школ учите-лями-предметниками. Но с другой стороны, часто из-за отсутствия транспортных средств и дорог детям приходилось жить в интернатах по несколько недель, что отдаляло их от дома и только усиливало процесс миграции молодежи из деревень.

Большинство выпускников сельских школ, которые должны были в будущем составить основной трудовой потенциал сельскохозяйственного производства, оставляло сельскую местность. Все больше молодых людей поступало в вузы и техникумы. Многие из них, получив образование, обратно в село не возвращались, закрепляясь на работе в городе.

Из-за широкого вовлечения женщин в систему общественного производства за развитие и воспитание детей стала отвечать система детских дошкольных учреждений. Однако обеспеченность сельской местности Среднего Зауралья в данных учреждениях была низкой. В 1965 г. на 1000 детей в возрасте от 1 до 6 лет приходилось лишь 172 места11. Для сохранения молодых семей на селе с середины 1960-х - начала 1970-х гг. в несколько раз увеличиваются государственные капиталовложения в строительство дошкольных учреждений. За VIII пятилетку в регионе было построено 162 детских дошкольных учреждения. Но число дошкольных учреждений оставалось почти на одном уровне (в 1970 г. -521, 1975 г. - 586, 1980 г. - 553). При возведении новых детских учреждений многие закрывались, так как были морально и физически устаревшими. Отсутствие изменений в количестве детских учреждений привело к их переуплотнению. На 1000 детей в возрасте от

1 до 6 лет приходилось в 1970 г. - 313 мест, в 1975 г. - 491 место, в 1980 г. - 511 мест12. В детских садах не хватало отдельных спален,

залов для занятий физкультурой, различных сооружений на участках. Это отрицательно сказывалось на состоянии здоровья детей, их воспитании и, в конечном счете, трудовой активности женщин.

Изменения с обеспечением детей местами в детских учреждениях начались лишь с 1983 г., после принятия мер по реализации Продовольственной программы 1982 г. За три года, с 1983 по 1985 г., в области было введено в действие садов и яслей на 4700 мест13. Тем не менее, показатель количества дошкольных учреждений сёл региона оставался одним из низких по РСФСР.

Большое внимание по претворению в жизнь социальной программы на селе уделялось культурно-просветительным учреждениям, так как на них возлагались важные функции в организации досуга молодежи, расширения ее познавательных интересов, развитии общественной активности, самодеятельности и творческой инициативы.

Сеть клубных учреждений в сельской местности Среднего Зауралья за 19651985 гг. выросла на 13 %. Особенно заметным был ее рост в 1965-1970 гг. Характерно, что прирост имел место в условиях существенного сокращения общего количества населенных пунктов и выбытия клубных учреждений в ликвидируемых селах. К началу 1970-х гг. клубные учреждения были почти в каждом селе или деревне, после чего наступили заметный спад строительства новых объектов и, как результат, последующее сокращение числа клубов и домов культуры. Так, если в 1970 г. в селах Среднего Зауралья располагалось 1005 клубов, то в 1975 г. их число сократилось до 982. Только в середине 1980-х гг. их количество снова возросло до 1258. Новые клубные учреждения, построенные по типовым проектам, были введены в каждом пятом селе. Увеличилась и средняя вместимость зрительных залов (до 300 мест) с 59 до 71 %14

Укреплялась материально-техническая база клубов, их обеспеченность культурным инвентарем, а также профессиональными кадрами.

Почти во всех селах, где имелись клубные учреждения, проводилось кинообслуживание населения. До начала 1970-х гг. сеть киноустановок в селах региона постоянно росла (1965 г. - 1413, в 1970 - 1525), а затем начался обратный процесс (с 1411 в 1975 г. до 1333 в 1980 г.)15. Это было связано с ликвида-

цией клубов в мелких населенных пунктах, с развитием телевидения и передвижных форм обслуживания. Распространение устойчивого телевещания и рост обеспеченности населения телевизорами способствовали постепенному уменьшению посещений кино. Если в 1970 г. число зрителей кинотеатров в сельской местности составляло 23,2 млн, то в 1980 г. -18,3 млн16. Вместе с тем жители сёл Среднего Зауралья значительно чаще ходили в кино, чем жители других районов РСФСР. Во многом это объясняется тем, что данный регион отставал от республики по телефикации.

Изменения в сети клубных учреждений повлияли и на сеть массовых библиотек. Количество библиотек в период с 1965 по 1980 г. сократилось с 746 по 610. Снижение доли мелких библиотек с числом книг и журналов до 6 тыс. экземпляров привело к росту средних (до 10 тыс. экземпляров) и крупных (свыше 10 тыс. экземпляров) библиотек. Средний размер книжного фонда одной библиотеки составил в 1975 г. 7,3 тыс. против 4,4 тыс. в 1965 г.17 Рост и обновление книжных фондов способствовали активизации деятельности библиотек: увеличился контингент читателей, повысилось количество книговыдач18.

Однако по росту книжных фондов сельские библиотеки значительно отставали от городских. Неудовлетворенность значительной части населения села работой библиотек связывалась с недостаточными размерами книжного фонда, малой долей художественной литературы, большим количеством устаревших книг и т. д.

Основной причиной сложившейся ситуации стало низкое финансирование сельских библиотек и домов культур. В денежном выражении расходы на культурно-просветительскую работу увеличивались (по государственному бюджету они составляли в 1965 г. - 230 млн р., в 1985 г. - 880 млн р.), тем не менее в процентном отношении - от расходов на социально-культурные мероприятия и науку - изменились несущественно -от 1,4 до 2,0 %19.

Процессы урбанизации сельской местности Среднего Зауралья шли достаточно быстро. Однако объем и качество услуг, предоставляемых социально-культурной сферой, были значительно ниже, чем в городе.

Бурное промышленное развитие нефтегазовых месторождений Западно-Сибирского региона дало возможность городскому

и сельскому населению Среднего Зауралья проявить свои возможности в других сферах деятельности, что становится основной причиной движения больших миграционных потоков в Тюменской области. В 1965 г. разница между прибывшими и выехавшими из Среднего Зауралья составила 18,7 тыс. человек. В связи с тем, что основная часть переселенцев закреплялась в городах, численность сельского населения почти не изменилась. Развитие северных городов Тюменской области значительно сократило приток мигрантов в её сельскохозяйственную зону. Так, если в 1970 г. механический прирост Среднего Зауралья составил 0,7 тыс. человек, то в 1980 г. - уже 30,7 тыс. человек. При этом из сельской местности в 1970 г. выбыло на 7,6 тыс. человек больше, чем прибыло, а в 1980 г. численность уехавших из села увеличилась до 11 тыс. человек. В дальнейшие годы процессы снижения механического прироста сельского населения сохранились20.

На отток населения из сельской местности на рубеже 1960-1970-х гг. повлияло и проходившее в это время преобразование колхозов в совхозы. В ходе слияний колхозов с совхозами часть колхозников не могла трудоустроиться в государственных хозяйствах, оказавшись как бы избыточной применительно к существующим штатным расписаниям. Не получив работы, жители сел уезжали в города и новостройки. За пять лет, с 1965 по 1970 г., среднегодовая численность работающих в сельском хозяйстве сократилась на 19,1 тыс. человек21. В числе покидавших сельскую местность основную долю составляло трудоспособное население.

Из общих причин миграционных процессов можно выделить несколько, которые непосредственно влияли на молодежь. Первая причина - недостаток внимания к начинающим земледельцам и животноводам со стороны руководства и специалистов хозяйств. Не всегда молодым доверяли технику и принятие самостоятельных решений в производственном процессе, что негативно сказывалось на инициативе и обязательности. Вторая причина - механизация и электрификация производственных процессов, требующих определенных навыков и образования, получив которое молодые люди предпочитали устраиваться на работу в городе. Немаловажным фактором в молодежной миграции стало и общественное мнение, которое было

сориентировано на городской образ жизни. Уже в середине 1970-х гг. сельскохозяйственные профессии становятся малопрестижными. Количество выпускников Тюменского сельскохозяйственного института с 1970 по 1985 г. почти не изменилось, составив в среднем 305 человек в год. В то время как два учебных заведения промышленности и строительства в эти же годы выпустило специалистов от 4 до 5,7 раз больше22.

Вследствие обозначенных причин в сельской местности значительно увеличивается группа лиц старшего возраста и сокращается уровень подростков, занятых в производстве. Демографические изменения в развитии Среднего Зауралья в начале 1970-х гг. стали основными факторами снижения обеспеченности сельского хозяйства трудоспособным населением в начале 1980-х гг. Ежегодное сокращение трудовых ресурсов села составляло в среднем 1-2 %.

В середине 1970-х гг. увеличение численности прибывших мигрантов из других регионов и республик страны дало позитивную динамику в механическом приросте населения Среднего Зауралья. Принимаемые государственные меры по расширению сельскохозяйственного производства и увеличению заработной платы тружеников села сократили отток населения из сельской местности и на некоторое время частично решили проблему трудовых кадров. Тем не менее, уже в 1980 г. миграционный поток из сел и деревень изучаемого региона вновь увеличился. Причины -нарастающие процессы торможения развития сельского хозяйства и разрастающийся нефтегазовый комплекс Тюменской области, который требовал огромного количества рабочей силы. Только с принятием Продовольственной программы 1982 г. и ряда других государственных мер, улучшающих социально-экономическое положение крестьян, выезд сельского населения в другие регионы значительно сократился.

Таким образом, социальная инфраструктура сёл Среднего Зауралья в 1965-1985 гг. претерпела значительные изменения. Обеспечение сел и деревень объектами жилищно-коммунального хозяйства, предприятиями бытового обслуживания, школами и дошкольными учреждениями, домами культуры и клубами выросло в среднем в 1,5-2 раза. Тем не менее, развитие данной инфраструктуры можно было наблюдать лишь в течение

5 лет, после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и принятия Продовольственной программы 1982 г. Увеличение заработной платы колхозникам, рабочим и служащим совхозов, улучшение жилищных и культурнобытовых условий лишь на некоторое время приостанавливало миграцию трудовых ресурсов из сельской местности, но не решало коренным образом демографические проблемы села.

Примечания

1 Среднее Зауралье - сельскохозяйственная зона Тюменской области, включающая 22 района (Абатский, Армизонский, Аромашев-ский, Бердюжский, Вагайский, Викуловский, Голышмановский, Заводоуковский, Исет-ский, Ишимский, Казанский, Нижнетавдин-ский, Омутинский, Сладковский, Сорокин-ский, Тобольский, Тюменский, Уватский, Упоровский, Юргинский, Ялуторовский, Яр-ковский).

2 Некоторые показатели демографических процессов и социального развития в Тюменской области : стат. сб. Тюмень, 1990. С. 5.

3 Об изменении половозрастного состава населения Тюменской области за 1970-1979 гг. Тюмень, 1981. С. 5.

4 Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. Тюмень, 1987. С. 14.

5 Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. М., 1987. С. 203; Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. Тюмень, 1987. С. 76.

6 Сельское хозяйство (основные итоги за 1965-1990 гг.) Тюмень, 1990. С. 27; Некоторые показатели социального развития и развития здравоохранения колхозов и совхозов РСФСР. М., 1982. С. 50-52.

7 Некоторые показатели социального развития и развития здравоохранения колхозов и совхозов РСФСР. М., 1982. С. 53, 56.

8 Тюменская область в цифрах 1981-1985 гг. Свердловск.1987. С. 63.

9 Некоторые показатели демографических процессов... С. 180; Общеобразовательные школы Тюменской области 1980/811984/85 гг. Тюмень, 1985. С. 18; Тюменская область за 50 лет : стат. сб. Омск, 1967. С. 247.

10 Общеобразовательные школы Тюменской области. С. 57.

11 Некоторые показатели социального развития... С. 66-67.

12 Некоторые показатели демографических процессов. С. 10, 191.

13 Сельское хозяйство (основные итоги за 1965-1990). Тюмень, 1990. С. 26.

14 Некоторые показатели демографических процессов. С. 201.

15 Народное хозяйство Тюменской области в годы X пятилетки (1975-1980 гг.). Тюмень, 1981. С. 375; Тюменская область за 50 лет : стат. сб. Омск, 1967. С. 256.

16 Народное хозяйство Тюменской области в годы X пятилетки. С. 376.

17 Некоторые показатели демографических процессов. С. 198; Тюменская область за 50 лет. С. 256.

18 ГАСПИТО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 855. Л. 4.

19 Народное хозяйство РСФСР за 60 лет : стат. ежегодник. М., 1977. С. 352; Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. М., 1987. С. 448.

20 Культура, здравоохранение, население : стат. сб. Тюмень, 1985. С. 70; Динамические ряды по численности населения Тюменской области (по материалам Тюменского статистического управления). Тюмень, 1965. С. 13, 194; Динамические ряды по численности населения Тюменской области за 1970-1980 гг. (по материалам Тюменского статистического управления). Тюмень, 1981. С. 64, 69-73; Тюменская область за годы XI пятилетки. Тюмень, 1986. С. 28.

21 Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. С. 90-91.

22 Тюменская область в цифрах. 1981-1985 гг. С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.