УДК 94/99; 37 (091); 37 (092)
СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1960-1980-е гг.
© 2018 В. Е. Дурноглазов
аспирант первого курса Исторического факультета e-mal: durnoglazoff(@,yandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассматриваются проблемы, касающиеся состояния педагогических училищ Курской области второй половины 1960-1980-х гг. Описана методика подготовки педагогических кадров в них, их материально-техническая база, дана характеристика показателей успеваемости студентов. Отражены позитивные моменты и недостатки в системе средних педагогических учебных заведений Курской области.
Ключевые слова: педагогические кадры, средние педагогические учебные заведения, Курская область.
Опыт осуществления школьной реформы 1958 г. показал, что соединение общеобразовательной и профессиональной подготовки школьников себя не оправдывает. Не всегда продуманно осуществлялось руководство производственной практикой школьников. Уклон в преподавании в сторону дисциплин политехнического цикла в ряде случаев приводил к ухудшению качества знаний обучающихся по общеобразовательным предметам. Поэтому в ноябре 1966 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В соответствии с ним советская школа должна была развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Все это потребовало совершенствования системы подготовки педагогических кадров в СССР [1].
В Курской области во второй половине 1960-1980-х гг. подготовку учителей пения, рисования, физкультуры, начальных классов, дошкольных работников и пионервожатых осуществляли Курское, Обоянское и Рыльское педучилища. В соответствии с новыми учебными планами и программами целями их работы было профессиональное и идейно-политическое воспитание студентов, внедрение программированного и проблемного обучения в учебный процесс, повышение качества профессиональной подготовки учащихся и воспитание у них чувства патриотизма [2]. В решении Курского облисполкома от 20 июня 1965 г. «О подготовке педагогических учебных заведений к новому 1966/67 уч. г.» указывалось, что подготовка к новому учебному году в большинстве из них находится на удовлетворительном уровне. В соответствии с этим решением с 15 по 20 июня 1966 г. во всех педагогических училищах организовывалось проведение вступительных экзаменов. До 15 августа предстояло полностью укомплектовать училища недостающими квалифицированными педагогическими кадрами [3].
Как показывает анализ архивных документов тех лет, большинство поступающих в педагогические училища успешно сдавали вступительные испытания. Так, по результатам вступительных испытаний 1975 г. в Курское педучилище из 303 подавших заявление о поступлении выдержали их 288 человек. В Рыльское педучилище из 120 подавших документы были приняты на первый курс 116 человек, а в Обоянском педучилище вступительные испытания выдержали все 359 абитуриентов, участвовавших в конкурсе. Однако анализ результатов вступительных испытаний
показал, что на протяжении ряда лет поступающие в средние педагогические учебные заведения имели слабую подготовку по ряду предметов - физкультуре, рисованию, пению, музыке [4].
Для проведения занятий со студентами в средних педагогических учебных заведениях Курской области имелась необходимая материально-техническая база. Например, в 1980 г. Обоянское педагогическое училище имело в своем распоряжении 11 киноаппаратов, 8 магнитофонов, 26 фильмоскопов, 28 контрольно-обучающих машин «Наука», 3 лингафонных кабинета, библиотеку на 16 000 экземпляров художественной, научной, методической и политической литературы [5]. Учебно-воспитательную работу в педучилищах в 1985 г. осуществляли более 1 600 преподавателей, из них 92% имели высшее образование, 73% - с педагогическим стажем более 5 лет. Особую известность получили методы работы В.И. Пархоменко (директор Обоянского педагогического училища) и М.А. Байбаковой (преподаватель Курского педучилища). Их работу отличали дух творчества, высокая ответственность и взыскательность. Однако проблемой педагогических училищ Курского края тех лет оставалась недостаточная обеспеченность студентов местами в общежитиях. Например, в отчете Рыльского педагогического училища за 1969/70 уч. г. отмечалось: «Из 615 учащихся в общежитии проживает только 40 человек, остальные снимали частные квартиры, вечерние углы, что не может не отражаться на воспитании наших учащихся. Его здание находится в запущенном состоянии, до конца не укомплектовано штатными работниками, не регулярно обеспечивается газетами и журналами. В нем нет условий для занятий спортом». И подобная картина наблюдалась практически во всех средних педагогических учебных заведениях области [6].
В ходе учебы студенты выполняли ряд практических заданий: выбор тематики и содержания кружковой работы, составление программ школьных утренников и елок, примерных образцов стенгазет в начальной школе и т. д. Читались лекции на педагогические темы, проводились педагогические конференции с выступлениями выпускников педучилищ, тематические вечера и индивидуальные консультации. Также в педагогических училищах действовали разнообразные кружки, расширяющие и углубляющие знания обучающихся [7].
Для проведения педагогической практики при каждом училище в Курской области организовывалась начальная школа. На педагогическую практику в них было отведено 1 536 часов. Начиналась она с третьего курса и продолжалась вплоть до окончания обучения. Студенты педучилищ имели следующие виды педагогической практики: пробные уроки и внеклассные мероприятия, практика в школах и детских садах у опытных учителей и воспитателей, практика в качестве пионервожатых в пионерских лагерях. Также с обучающимися в целях воспитания у них педагогической культуры и патриотизма проводились диспуты, научно-практические и читательские конференции, производственные совещания, тематические вечера и лекции, встречи с партийными и советскими работниками, участниками Гражданской и Великой Отечественной войн, беседы и лекции по военно-патриотическому воспитанию [8]. В соответствии с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС (1985 г.) в каждом среднем педагогическом учебном заведении Курской области вырабатывалась система мер по наведению образцового порядка в учебно-воспитательной работе, привлечению максимального количества студентов к систематическим занятиям физкультурой и спортом, активизации художественной самодеятельности и кружков технического творчества. В 1990 г. более 2,5 тысяч учащихся педагогических училищ Курского края участвовали в работе студенческих строительных и сельскохозяйственных отрядов. Хорошей славой пользовались стройотряды Курского и Рыльского педагогического
Дурноглазов В. Е. Состояние педагогических училищ Курской области в 1960—1980-е гг.
училищ. Они отличались от остальных отрядов собранностью, сплоченностью коллективов, высокой дисциплиной.
Большое внимание в средних педагогических учебных заведениях Курской области уделялось патриотическому, трудовому и культурному воспитанию учащихся. Особенно хорошо эта работа была налажена в Обоянском педучилище. В учебном заведении была организованна работа поисковой экспедиции по следам 303-й стрелковой Сибирской дивизии, освобождавшей город Обоянь от гитлеровцев. В училище работали разнообразные творческие коллективы, выступавшие с концертами в Обояни и районе. Их бессменными руководителями были В.С. Киплун, Г.В. Чебатарева, С.Н. Чаплыгина, А.Я. Стариков и другие. В 1986 г. в Министерство просвещения СССР был представлен его опыт оформления кабинетов изобразительного искусства, физики, математики, химии и истории. Планы, эскизы и образцы специализированного оборудования, изготовленного преподавателями училища, были представлены и на ВДНХ СССР.
В 1963 г. при Рыльском педагогическом училище были организованы двухмесячные курсы по подготовке учителей русского языка и литературы, математики, химии и биологии на базе 10 классов. Студенты после их окончания сдавали выпускные экзамены, которые одновременно являлись и вступительными экзаменами в Курский педагогический институт [9].
Все средние педагогические учебные заведения Курского края имели по нескольку отделений: Курское педучилище - школьное, музыкальное и пионерское, Рыльское - школьное, пионерское, физкультурное, Обоянское - школьное и дошкольное [10]. Помимо очной формы обучения в них также существовали заочное обучение и экстернат. Руководство самостоятельной работой студентов осуществлялось путем переписки с заочниками и экстерниками, ознакомлением их с учебными планами и объяснительными записками к ним, выездов в районы. При Курском педагогическом училище по выходным работал консультационный пункт, в котором для заочников проводили консультации по основным предметам учебного плана. Его заочное отделение помогало заочникам и экстерникам в составлении индивидуальных планов их самостоятельной работы, в приеме экзаменов в период между сессиями [11]. Как показал анализ архивных документов, на экзаменах большинство студентов имели хорошие и отличные оценки. Однако успеваемость заочников в ряде случаев не отвечала предъявляемым требованиям. Средние педагогические учебные заведения готовили педагогические кадры для школ и детсадов не только Курской области, но и Татарской АССР, Тувинской АССР, Кемеровской, Оренбургской и Новосибирской областей [12].
Педагогические училища проводили большую работу по повышению квалификации педагогических кадров. На базе Обоянского педучилища работало районное методическое объединение дошкольных работников. Училище много лет осуществляло плодотворную шефскую работу над дошкольными учреждениями района, совершенствуя из года в год ее формы. Его педагогический коллектив активно работал над такими вопросами, как внедрение в учебный процесс программированного и проблемного обучения, помощь слабым учащимся и другими [13]. При некоторых методических объединениях Рыльского педагогического училища были организованы школы передового опыта (секции математики, русского языка и литературы, рисования, трудового обучения, музыки и пения) [14]. Помощь учителям районов также осуществлялась путем постановки докладов на межрайонных методических объединениях, оказанием помощи в проведении Дня учителя.
Самым молодым средним педагогическим учебным заведением Курского региона являлось открытое в 1986 г. Советское педагогическое училище. Оно вело
подготовку по специальности «Дошкольное образование». В 1991 г. в нем работали 46 преподавателей и обучались 390 студентов. Имелось 15 оборудованных кабинетов, два компьютерных класса, лаборатория, музыкальное и спортивное оборудование. Его студенты были активными участниками, призерами и победителями районных областных и всесоюзных конкурсов и фестивалей [15].
Однако средние педагогические учебные заведения Курской области во второй половине 1960-х - 1980-х гг. имели в своей работе ряд недостатков. Некоторые преподаватели не предъявляли к студентам должной требовательности и не уделяли достаточного внимания систематическому повторению материала по предметам. Недостаточно в педагогических училищах велась работа по повышению образовательного и профессионального мастерства преподавателей - более 130 из них не имели высшего педагогического образования. Руководство средних педагогических учебных заведений, их партийные организации не проявляли должной заботы об организации свободного времени учащихся, неудовлетворительно осуществляли воспитательный процесс в общежитиях, плохо вели работу с родителями. Наблюдался большой отсев студентов. В 1979 г. из педучилищ отсеялось 670 человек, и половина из них - за неуспеваемость. Особенно большой отсев наблюдался в Рыльском педагогическом училище. Из него ежегодно отчисляли от 20 до 70% обучающихся. По ряду учебных дисциплин нерационально расходовалось время на занятиях, несвоевременно выполнялись практические части учебных программ. Привлечение учащихся к сельскохозяйственным работам пагубно сказывалось на качестве их знаний. Во второй половине 1980-х гг. плохо шел процесс компьютеризации педагогических училищ. Они сильно отставали в этой работе от общеобразовательных школ. Наблюдались случаи нарушения правил приема студентов в средние педагогические учебные заведения. В библиотеках педагогических училищ наблюдался некомплект учебников и методических пособий по ряду дисциплин [16].
1. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р-4006. Оп. 13. Д. 305. Л. 3.
2. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (далее ГАОПИКО). Ф. 1. Оп. 58. Д. 401. Л. 2.
3. ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 58. Д. 608. Л. 40.
4. ГАОПИКО. Ф. 40. Оп. 17. Д. 19. Л. 120.
5. ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 79. Д. 92. Л. 55.
6. ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 104 Л. 100 - 130.
7. ГАКО. Ф. Р-3325. Оп. 2. Д. 13. Л. 98.
8. ГАКО. Ф. Р-3325. Оп. 2. Д. 295. Л. 2.
9. ГАКО. Ф. Р-2647. Оп. 5. Д. 330. Л. 65.
10. ГАКО. Ф. Р-4006. Оп. 2. Д. 199. Л. 30.
11. ГАОПИКО. Ф. 2878. Оп. 39. Д. 43. Л. 17.
12. ГАКО. Ф. Р-3104. Оп. 4. Д. 51. Л. 236.
13. ГАОПИКО. Ф. 2678. Оп. 1. Д. 1520. Л. 6.
14. ГАОПИКО. Ф. 2678. Оп. 1. Д 1517. Л. 3.
15. ГАКО. Ф. Р-4006. Оп. 2. Д. 5826. Л. 40.
16. ГАКО. Ф. Р-3325. Оп. 2. Д. 13. Л. 100-110.