Научная статья на тему 'Развитие сети и учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Курской области в 1964-1970 гг'

Развитие сети и учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Курской области в 1964-1970 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЬ / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сойников А.А., Масленников И.П.

В статье рассмотрены вопросы развития сети и учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Курской области в 1964-1970 гг. Основное внимание авторы уделили анализу совершенствования материально-технической базы техникумов и училищ изучаемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сойников А.А., Масленников И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сети и учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Курской области в 1964-1970 гг»

УДК 377.1

РАЗВИТИЕ СЕТИ И УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1964-1970 ГГ.

© 2018 А. А. Сойников1, И. П. Масленников2

1 доктор исторических наук, профессор кафедры истории России e-mail: profsoin@mail.ru 2 магистрант исторического факультета e-mail: ivan.maslennikov.20ll@,mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены вопросы развития сети и учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Курской области в 1964—1970 гг. Основное внимание авторы уделили анализу совершенствования материально-технической базы техникумов и училищ изучаемого региона.

Ключевые слова: Курская область, среднее специальное образование, сеть, учебно-материальная база, органы государственной власти.

В рассматриваемый период задачи расширения сети и развития учебно-материальной базы средних специальных образовательных учебных заведений являлись одними из основных в партийно-государственной политике по развитию средней специальной школы. От их решения во многом зависели формирование контингента учащихся, совершенствование процесса обучения и воспитания, выпуск специалистов.

В постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов» (май 1963 г.), постановлении Совета министров СССР «О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования» (апрель 1964 г.) и постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (сентябрь 1966 г.) предусматривалось установить прямую зависимость увеличения числа учебных заведений от потребности в кадрах отраслей материального производства и непроизводственной сферы, расширить сеть филиалов и учебно-консультационных пунктов, создавать новые техникумы и училища в районах интенсивного развития производительных сил [1].

В 1964 г. сеть средних специальных учебных заведений в Курской области характеризовалась следующими данными. В г. Курске действовали фармацевтическое, медицинское, педагогическое училища, музыкальное училище-интернат слепых, монтажный, электромеханический, торговый, сельскохозяйственный и кооперативный техникумы, техникум железнодорожного транспорта, в г. Рыльске - авиационно-техническое, медицинское и педагогическое училища, в г. Обояни - библиотечный техникум и педагогическое училище, а также Льговское медицинское училище, Дмитриевский и Кучеровский сельскохозяйственные техникумы.

В рассматриваемый период сеть техникумов и училищ региона претерпела ряд изменений. По распоряжению Министерства сельского хозяйства РСФСР в 1967/1968 учебном году было организовано три филиала техникума в Белгородской, Брянской и

Владимирской областях [2]. С 1 сентября 1969 г. стало работать Суджанское музыкальное училище [3]. Кроме того, произошла реорганизация Курского кооперативного техникума. На его базе по решению правления Российского потребительского союза (август 1965 г.) открылось кооперативное профессионально-техническое училище [4].

Необходимым условием подготовки специалистов средней квалификации было совершенствование учебно-материальной базы техникумов и училищ. Наличествовал здесь и социальный аспект. К нему прежде всего относилось создание надлежащих жилищно-бытовых условий для учащейся молодежи. Решение данной проблемы выступало одним из условий удовлетворения потребности в кадрах отраслей материального производства и непроизводственной сферы, и особенно сельской местности.

Анализ опубликованных документов и архивных источников показал, что практически в каждом постановлении высших и местных партийно-государственных структур по различным аспектам среднего специального образования, в решениях центральных и ведомственных органов управления учебными заведениями находили отражение вопросы строительства корпусов, общежитий, помещений для организации общественного питания, спортивных сооружений, оснащения их оборудованием, мебелью, наглядными пособиями и т.д. Но проблема реализации принятых решений оставалась довольно острой. Проанализируем состояние учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Курской области на примере отдельных техникумов и училищ.

Так, в 1964 г. Курское фармацевтическое училище не имело столовой и даже буфета из-за отсутствия помещения [5]. Через год здание было признано аварийным, так как оно оказалось поражено грибком. Отсутствовало и общежитие для учащихся. Училище не имело специальных лабораторий, а также учебной аптеки. В 1967/1968 учебном году училище занимало общую площадь 300 кв.м. При этом строительство новых зданий планировалось начать только в четвертом квартале 1968 г. В такой ситуации руководство фармацевтического училища было вынуждено арендовать в 1968/1969 учебном году помещения в одной из школ г. Курска [6].

На начало 1965/1966 учебного года общая площадь Курского монтажного техникума составляла 1667 кв.м. Имелся учебный корпус, мастерские и общежитие на 550 мест, 24-квартирный жилой дом. Тем не менее, как показывали проверки, учебный корпус не соответствовал действующим стандартам [7].

Развитие учебно-материальной базы Курского музыкального училища-интерната слепых в 1965 г. выразилось в получении нового трехэтажного здания. Корпус имел 37 учебных классов, музыкальные комнаты, малый и большой концертные залы на 500 человек, столовую, медицинскую комнату. Учебное заведение также располагало общежитием [8]. Совокупная площадь училища-интерната в 1968/1969 учебном году составляла 3662 кв.м. Для практических занятий было выделено 42 клавишных инструмента и 3 фортепиано. В 1969 г. училище-интернат слепых было подключено к городской тепловой сети. В результате улучшились жилищные условия обучающихся

[9].

Курский сельскохозяйственный техникум, готовивший руководителей для колхозов и совхозов области, в 1966/1967 учебном году располагался в 4-этажном помещении бывшей партийной школы. В 1968/1969 учебном году была закончена радиофикация учебного корпуса [10].

Общежитие Курского музыкального училища испытывало острую нехваткуосветительных приборов, постельных принадлежностей [11].

Учебный корпус Курского техникума железнодорожного транспорта в 1964/1965 учебном году насчитывал 2303 кв.м полезной площади. Действующие лаборатории имели необходимое оборудование для проведения практических работ. Если в 1966/1967 учебном году техникум обладал общежитием на 85 мест, то в 1967/1968 учебном году он получил новое помещение на 260 человек. Учебному заведению также дополнительно выделили 9 аудиторий. В результате общая площадь учебно-лабораторных зданий и общежития в 1969/1970 учебном году составляла 3173 кв.м [12].

Открытое 1 сентября 1969 г. Суджанское музыкальное училище находилось в 2-этажном здании бывшего районного исполкома, там занималось 185 учащихся. Училище не было подключено к городской водопроводной сети, водоснабжение осуществлялось, как указывалось в справке Курскому областному комитету КПСС, «из колонки», канализации как таковой не было, общежитие отсутствовало, учебное заведение отапливалось печным способом [13].

В Рыльском авиационно-техническом училище спецслужб гражданского воздушного флота в 1964/1965 учебном году был проведен капитальный ремонт общежития и столовой. В 1966 г. училище получило новый учебный корпус на 750 мест с актовым залом и служебными помещениями, телестудией. Был возведен гараж для транспорта [14].

Обоянский библиотечный техникум в 1963/1964 учебном году располагал общей площадью 2033 кв.м. Техникум был подключен к центральной отопительной тепловой сети. Дополнительно имелось общежитие на 105 мест для учащихся и 9 - для преподавателей [15].

Кучеровский сельскохозяйственный техникум в 1964/1965 учебном году имел одно здание, в котором располагались учебный корпус, 4 общежития, баня и пекарня. Однако большинство сооружений было построено еще до революции 1917 г. и пришло в ветхое состояние. В коровник не поступала электроэнергия, пол прогнил, стены были сделаны из савана. Свинарник был ветхим, часто замерзал в зимнее время суток, что становилось причиной появления у свиней различных заболеваний [16].

Курское медицинское училище в 1964/1965 учебном году находилось в арендованном помещении при городской больнице № 4. Полезная площадь была 230 кв.м, подсобное помещение занимало 80 кв.м, арендованная площадь - 310 кв.м. Имелось 2 лаборатории, 5 учебных аудиторий и 2 холла, но не было общежития [17].

В 1966 г. в Курском педагогическом училище было пристроено 6 кабин для занятий по музыке. Безусловно, материальная база требовала дальнейшего совершенствования. В частности, необходимо было расширять учебную площадь, строить общежитие. Однако на 1967 г. денежные средства выделены не были [18]. Тогда Курское областное управление народного образования в 1967 г. обязало директоров городской школы-интерната № 1 и школы № 4 на период 1967/1968 учебного года предоставить спортивный зал для учебных занятий физкультурного отделения педучилища. В свою очередь директору училища предписывалось «обеспечить оплату школе за электроэнергию, водоснабжение и уборку помещения пропорционально времени эксплуатации зала» [19].

Рыльское педагогическое училище в 1969/1970 учебном году размещалось в 2-этажном каменном здании. Учебное заведение имело небольшой актовый зал, приспособленный также для занятий спортом. Училище не в состоянии было обеспечить учащихся жильем: из 615 только 40 жили в общежитии, остальные снимали квартиры и комнаты [20].

В Рыльском медицинском училище в 1968 г. имелся буфет всего лишь на 8 посадочных мест, тогда как там обучалось 545 человек [21].

Курский кооперативный техникум в 1966/1967 учебном году располагался в 3-этажном учебном корпусе полезной площадью 1004 кв.м на 270 учащихся с 10 аудиториями. Занятия проходили в одну смену. Общежитие техникума было рассчитано на 251 человека. Его жилая площадь составляла 1244 кв.м. Кроме этого, техникум обладал двумя домами, в каждом из которых могло поместиться 70 чел. Помещения были приспособлены для общежития. В общей сложности во всех зданиях проживало 350 учащихся. Также имелись спортивный и актовый залы. В 1968/1969 учебном году появилась столовая, рассчитанная на 60 посадочных мест [22]. В техникуме в конце 1960-х гг. открыли физиотерапевтический пункт [23]. В 1969/1970 учебном году для заочного отделения техникума выделили 8 комнат площадью 198 кв.м. Техникум получил два общежития на 700 человек [24].

Отличительной чертой второй половины 1960-х годов стало внедрение в средних специальных учебных заведениях, как и во всей отечественной образовательной системе, средств программированного обучения. Наиболее интенсивно этот процесс шел в техникумах финансово-экономического профиля. Здесь организовывали лаборатории вычислительной техники, кабинеты по специальным дисциплинам с обучающими и контролирующими машинами. Так как промышленность производила оборудование в недостаточном количестве, то в некоторых случаях его выделяли предприятия и организации в порядке шефской помощи. Значительную работу по оснащению учебных заведений техническими средствами обучения проводили преподаватели.

Таким образом, в развитии учебно-материальной базы и жилищно-бытового устройства учащихся техникумов и училищ Курской области на протяжении рассматриваемого периода произошли определенные сдвиги. Но еще больше оставалось нерешенных проблем.

Во многих средних специальных учебных заведениях по-прежнему отсутствовали актовые, концертные и спортивные залы, специализированные аудитории. Связано это было с тем, что строительство осуществлялось по устаревшим проектам. Данный вопрос неоднократно обсуждали на совещаниях с руководителями техникумов и училищ. В частности, вносилось предложение о строительстве корпусов для учебных заведений культуры и искусства, где бы приходилось 6-7 кв.м учебной площади на одного учащегося. По решению коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР такой проект был разработан в 1968 г. [25]. Однако в последующие годы его технические характеристики соблюдались только при сооружении отдельных объектов. В большинстве случаев положения проекта игнорировали вследствие недостаточного финансирования. Практикой стало удешевление строительства, что, безусловно, отрицательно сказывалось на качестве вводимых объектов.

Нередко задержка строительства учебных корпусов, общежитий, блоков питания, спортивных сооружений происходила вследствие недостатка материальных ресурсов. Из-за острой нехватки строительных материалов Обоянский библиотечный техникум Курской области был вынужден в 1967 г. 25 тысяч рублей отдать учреждениям культуры [26]. Многочисленные обращения местных органов власти и управления, администрации учебного заведения в вышестоящие инстанции с ходатайствами о выделении средств и материальных ресурсов преимущественно оставались без удовлетворения. Так и не удалось начать строительство культурно-просветительного училища в городе Курске. В связи с тяжелым состоянием базы клубное отделение Обоянского библиотечного техникума в дальнейшем передали Курскому музыкальному училищу [27].

Серьезные проблемы возникли в конце 1960-х гг. с обеспечением техникумов и училищ мебелью. В 1968 г. Министерство финансов СССР значительно сократило лимиты на оснащение общежитий. Госплан РСФСР проигнорировал положительное решение Совета министров РСФСР об увеличении фондов на приобретение мебели в 1969 г. для Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, несмотря на неоднократные попытки последнего переломить ситуацию в свою пользу [28]. Планово-финансовые органы пользовались значительной поддержкой высших руководителей СССР и поэтому не допускали вмешательства в сферу своей деятельности. Они жестко придерживались принципа остаточного финансирования системы образования.

В такой обстановке директора техникумов и училищ наряду с решением вопросов повышения качества учебно-воспитательного процесса были вынуждены много внимания уделять хозяйственным делам: самостоятельно доставать инвентарь, наглядные пособия, обращаться с просьбами о выделении средств и материалов к предприятиям, учреждениям, организациям, писать ходатайства по финансовым вопросам в соответствующие министерства и ведомства. Из года в год оставались без внимания предложения учебных заведений о создании системы централизованного снабжения оборудованием.

Подводя итоги развитию сети и учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Курской области в 1964-1970 гг. необходимо обратить внимание на противоречивый характер этого процесса. Во многом состояние учебно-материальной базы определялось ведомственной принадлежностью учебного заведения. В свою очередь, местным партийно-государственным органам предстояло выработать последовательную политику по материально-техническому оснащению подготовки специалистов средней квалификации в регионе.

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и испр. М., 1972. Т. 8. С. 421-429; Т. 9. С. 125-135; Собрание постановлений правительства СССР. 1964. № 6. Ст. 39.

2. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р-209. Оп. 2. Д. 8. Л. 5.

3. Курской области - 75: события, факты, люди / под. ред. В.Л. Богданова. Курск, 2009.

С.114.

4. ГАКО. Ф. Р-5349. Оп. 1. Д. 108. Л. 2.

5. Огневщиков В.В. Реализация государственной политики в сфере среднего специального образования в Курской области в 1945-1964 гг. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2013. С. 71.

6. ГАКО. Ф. Р-21. Оп. 1. Д. 105. Л. 9; Д. 118. Л. 3; Д. 126. Л. 2; . Д. 139. Л. 2; Д. 152. Л. 2.

7. ГАКО. Ф. Р-163. Оп. 1. Д. 166. Л. 3.

8. Ковалев И. Училище переходит в новое здание // Курская правда. 1965. 10 августа.

С. 4.

9. ГАКО. Ф. Р-203. Оп. 1. Д. 77. Л. 2, 3; Д. 87. Л. 3.

10. ГАКО. Ф. Р-209. Оп. 2. Д. 2. Л. 46; Д. 16. Л. 54.

11. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 20. Д. 184. Л. 288.

12. ГАКО. Ф. Р-540. Оп. 1. Д. 54. Л. 1, 2; Д. 60. Л. 4; Д. 63. Л. 2; Д. 69. Л. 3; Д. 73. Л. 1а.

13. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (далее ГАОПИКО). Ф. П-1. Оп. 58. Д. 595. Л. 44; Д. 596. Л. 5.

14. Хороших В.А. Школа ГВФ. Рыльск, 2010. С. 226; ГАКО. Ф. Р-934. Оп. 1. Д. 72. Л. 3.

15. ГАКО. Ф. Р-1372. Оп. 1. Д. 116. Л. 1.

16. ГАКО. Ф. Р-4938. Оп. 2. Д. 148. Л. 2; Д. 174. Л. 13.

17. ГАКО. Ф. Р-3142. Оп. 2. Д. 9. Л. 1, 28.

18. ГАКО. Ф. Р-3164. Оп. 2. Д. 213. Л. 1.

19. ГАКО. Ф. Р-4006. Оп. 2. Д. 4672. Л. 207; Д. 4673. Л. 31.

20. ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 58. Д. 401. Л. 1.

21. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 20. Д. 184. Л. 309, 310.

22. ГАКО. Ф. Р-5349. Оп. 1. Д. 98. Л. 1. 2; Д. 105. Л. 3; Ф. Р-3322. Оп. 20. Д. 184. Л. 268.

23. Сойников А.А. Государственная политика по формированию условий для развития средней специальной гуманитарной школы в Российской Федерации (1960-1991 годы). Курск: КГУ, 2004. С. 54.

24. ГАКО. Ф. Р-5349. Оп. 1. Д. 108. Л. 2; Д. 122. Л. 2; Д. 123. Л. 11.

25. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 2169. Л. 66; Д. 3176. Л. 52; Д. 3386. Л. 9.

26. ГАКО. Ф. Р-214. Оп. 1. Д. 458. Л. 158.

27. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 44. Д. 1725. Л. 25.

28. Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 5. Оп. 60. Д. 49. Л. 4, 5,

286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.