Научная статья на тему 'Развитие системы среднего образования в Курской области в 1950-е гг'

Развитие системы среднего образования в Курской области в 1950-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ / ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / КРУЖКИ / ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурноглазов В. Е.

В статье рассматривается история развития школьной системы Курского края в 1950-х гг. Описана методика учебно-воспитательной работы с детьми в этот период времени, внеклассная и внешкольная работа, методическая работа с педагогическими кадрами. Показаны позитивные моменты и недостатки в системе среднего образования детей в советское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы среднего образования в Курской области в 1950-е гг»

УДК 94/99; 37 (091); 37 (092)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950-е ГГ.

© 2019 В. Е. Дурноглазов

аспирант второго года обучения исторического факультета e-mail: durnoglazoff@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается история развития школьной системы Курского края в 1950-х гг. Описана методика учебно-воспитательной работы с детьми в этот период времени, внеклассная и внешкольная работа, методическая работа с педагогическими кадрами. Показаны позитивные моменты и недостатки в системе среднего образования детей в советское время.

Ключевые слова: школы, внеклассная и внешкольная работа, кружки, институт усовершенствования учителей, педагогический институт

В первое послевоенное десятилетие бурными темпами происходило восстановление и дальнейшее развитие экономики СССР. Восстанавливались разрушенные в годы войны и вступали в строй тысячи новых предприятий, появлялись новые отрасли промышленности. Все это требовало решения такой важной задачи, как подготовка кадров для нового производства. Основу теперь должно было составлять не узкопрофессиональное обучение как в период сталинской индустриализации 1930-х гг., а высокий общеобразовательный уровень, обширные научные знания и способность работника к творческой деятельности. В первые послевоенные годы советское правительство ставило перед школой следующие задачи: воспитать всесторонне развитое молодое поколение, владеющее основами наук, обладающее высокими моральными качествами, построить школу на высоком идейно-политическом уровне, осуществить закон о всеобуче. Также педагогическим работникам вменялось в обязанность: максимально повысить качество обучения и воспитания путем улучшения педагогического процесса, активизации самостоятельной работы учеников, индивидуальной работы с отстающими, развертывания повседневной внеклассной и внешкольной работы, повышения их индивидуального мастерства путем углубленного изучения учебно-методического комплекса, своевременного обеспечения школ учебниками и учебными принадлежностями, правильной организации летнего отдыха учащихся, улучшить качество работы методических объединений учителей и убедить учащихся в правильности выбранного страной пути развития [1].

В связи с этим происходит значительное реформирование системы учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях. Состоявшийся в 1952 г. XIX съезд КПСС поставил задачу: «Завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах. Подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях». Также на данном съезде было подчеркнуто, что в целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, закончившим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий необходимо приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия для перехода ко всеобщему

политехническому обучению. В соответствии с этим в годы пятой пятилетки были внесены серьезные изменения в учебные планы и программы советской школы в целях повышения идейно-политического уровня преподавания основ наук и осуществления политехнического обучения. Для более успешной реализации этих программ партия и правительство ежегодно принимали меры по укреплению материальной базы школ [2].

Только в 1956 г. школы приобрели станочного, лабораторного и иного оборудования более чем на 400 000 000 рублей, в том числе 14 000 различных станков для школьных слесарных и столярных мастерских, 2,5 тыс. школьных электростанций, 25,5 тыс. наборов по радиотехнике, 200 000 наборов химических реактивов и т. д. В целях укрепления учебно-материальной базы образовательных организаций оборудованием, необходимым для политехнического обучения, Совет министров СССР в 1954 г. предоставил право министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, а также заводам, фабрикам и другим промышленным предприятиям, совхозам и колхозам передавать безвозмездно общеобразовательным школам не используемые в производстве, но годные для целей политехнического обучения станки, небольшие двигатели внутреннего сгорания, электромоторы, автомобили, инструменты и т. д. Министерства просвещения и другие ведомства ежегодно увеличивали издание учебников и учебных пособий. В 1955 г. для начальной, семилетней и средней школы было выпущено 212 000 000 учебников. Из этого количества 67% учебников издано на русском языке, 26 % - на языках других народов СССР, 7% - на языках зарубежных стран. В годы пятой пятилетки проводилась большая работа по рационализации сети школ, в ходе которой некоторые крупные начальные школы преобразовывались в семилетние, а семилетние - в средние. При этом часть образовательных учреждений закрывалась, а ученики переводились в ближайшие школы [3].

В 1952 г. в Курской области работало 1176 начальных, 512 семилетних школ и 161 средняя школа. За годы пятой пятилетки (1950-1955 гг.) было дополнительно открыто 57 семилетних школ. Переход к семилетнему всеобучу заставил органы народного образования и местные Советы депутатов трудящихся расширять количество не только семилетних, но и средних школ. За 1950-1955 гг. сеть средних школ в области увеличилась с 79 до 152, то есть в два раза. В одну смену работало 706 школ, в две - 138, в три - 3. Школы к концу пятилетки имели 45 кабинетов физики, 56 - химии, 35 - биологии, 29 - по машиноведению, 5 - по электротехники, 48 комбинированных кабинетов, 14 мастерских по металлу, 172 - по дереву, 163 комбинированных мастерских, 22 рабочих комбайна, 69 станков по металлу и 85 по дереву, 1 321 учебных опытных участков. Книжный фонд школьных библиотек Курской области составлял 1 293 958 экземпляров различной литературы. На основании распоряжения Совета министров СССР от 10 мая 1955 г. курские школы безвозмездно получили от МТС, колхозов и промышленных предприятий 170 автомашин, 38 токарных станков, 47 сверлильных станков, 238 верстаков и много сельхозмашин. Через базисный магазин «Главснабспрос» школы в 1955-1957 гг. приобрели 122 станка различных видов, 75 электростанций «Киев-2», 52 киноаппарата и наглядных пособий на общую сумму 3 758 000 рублей [4].

В школах области в 1954 г. работало 245 ученических бригад и 1 252 звена. Учащиеся вносили большой вклад в сельскохозяйственное производство. Так, в 1957 г. учащимися курских школ выращено и убрано 10 000 гектаров кукурузы со средним урожаем зеленой массы 640 центнеров, выращено и убрано 2 150 га сахарной свеклы, 5 450 га картофеля, 240 га овощей. В соответствии с решением исполнительного комитета Курского областного совета депутатов трудящихся от 24 мая 1948 г., в области с 1948/49 уч. г. началось осуществление всеобщего обучения детей в объеме 7-летней школы. В 3 415 школах региона обучалось 507 141 детей и подростков, в том

числе в 1-4-х классах 377 329 обучающихся, в 5-7-х классах - 116 314 учащихся и в 810-х классах - 13 498 человек. Число школьников в 1948/49 уч. г. увеличилось по сравнению с 1947/48 уч. г. на 55 952 человека, более чем на 35 000 человек возросло количество учащихся 5-7-х классов. На 1 сентября 1950 г. количество обучающихся составило 550 161 человек (на 22,5% больше, чем в 1945/46 уч. г.). А отсев учеников составлял лишь 0,87 %. В целях осуществления обязательного семилетнего всеобуча исполнительный комитет Курского областного совета депутатов трудящихся своим решением от 2 сентября 1949 г. обязал местные органы власти провести «сплошную проверку правильности и точности учета детей и подростков, подлежащих всеобучу». В большинстве районов области это мероприятие было осуществлено в срок, что позволило привлечь в образовательные организации почти всех детей школьного возраста. В целом же на основе вышеперечисленных фактов можно сделать вывод о том, что, благодаря целенаправленной работе местных органов власти и органов управления народным образованием, к 1950 г. в основном была решена проблема огромного отсева обучающихся в образовательных организациях Курской области [5].

В школах Курского края в этот период проводилась огромная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Особое место в учебно-воспитательном процессе отводилось урокам истории. Основной формой работы учителя на уроках истории являлся живой красочный рассказ. При изучении таких тем, как «Киевская Русь», «Войны Петра Великого», «Борьба Руси со шведскими и немецкими захватчиками», «Отечественная война 1812 года», педагоги стремились добиться того, чтобы учащиеся знали традиции и героическое прошлое советского народа. Например, учитель Бочарова из Стрелецкого района объясняя школьникам тему «Отечественная война 1812 года» сумела ее связать с Великой Отечественной войной. В Щигровской школе учитель Новикова, проводя урок по теме «Крымская война», умело рассказывала про оборону Севастополя и героические усилия солдат и жителей города и сопоставляла рассматриваемые события с героической обороной Севастополя в период Великой Отечественной войны. Зачитывая ученикам отрывки из газетных статей об обороне города от гитлеровцев, показывала им, что героические традиции времен Восточной войны живы до сих пор. При изучении тем «Захваты немецких феодалов в Прибалтике», «Невская битва», «Ледовое побоище» и т. д. указывалось на героизм всего русского народа и его отдельных личностей, привлекали карты, схемы, наглядные пособия, заучивали с учащимися отрывки из произведений художественной литературы. В ряде школ Курской области организовывались историко-литературные вечера. В Курской спецшколе ВВС № 4 работал школьный лекторий на тему «Наши великие соотечественники» [6]. В образовательных учреждениях систематически проводились политинформации для учащихся, на которых они знакомились с текущей политикой Советского государства, героизмом советских людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, на производстве. Устраивались встречи с участниками Великой Отечественной и Гражданской войн. Все это способствовало укреплению дисциплины школьников, повышало их ответственность за судьбу Родины. Повысилась грамотность учащихся. Учебно-воспитательная работа школ характеризовалась следующими показателями: в 1948 г. успевало 79 % учащихся, в 1951 г. - 85 %. Однако из 17 968 школьников в 1951 г. было оставлено на второй год 2 822 ученика. Повышение успеваемости учащихся курских школ было достигнуто благодаря проведению систематических индивидуальных и групповых занятий сильных школьников с отстающими.

Высокой успеваемости добились в 1951/52 уч. г. в Волоконовской школе, Краснояружской семилетней школе Рыльского района, спецшколе ВВС № 4 города Курска и других. По сравнению с предыдущим годом значительно улучшилось

качество знаний учащихся. Как отмечалось в отчетах того времени, «это было связно с героической борьбой советских учителей за повышение качества знаний школьников, с практикой восстановительно-строительных работ, в которых учащимся Курской области приходилось принимать непосредственное активное участие».

Большое внимание уделялось физкультурной подготовке обучающихся. В 1950-е гг. в школах Курского края работали 150 гимнастических, 224 легкоатлетических, 12 лыжных секций, 54 секции штыкового боя, 166 секций спортигр. К сожалению, из-за отсутствия материальной базы и должной организации физкультурная работа в ряде школ Курской области велась неудовлетворительно. Областные комсомольские организации не уделяли должного внимания работе с руководителями спортивных секций, повышению их идейно-политического уровня, педагогического мастерства и общеобразовательных знаний. В 1948 г. в Курске была открыта первая детско-юношеская спортивная школа. В ней проводили среди детей и подростков оздоровительно-физкультурную и воспитательную работу, вели работу по привлечению обучающихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, выявляли способных ребят для привлечения их к занятиям, создавая тем самым резерв для большого спорта. Ученики этой спортшколы в разные годы становились призерами первенства СССР, чемпионами и призерами первенства РСФСР среди взрослых, чемпионами и призерами первенств СССР и РСФСР среди школьников [7]. В районах Курской области широкое распространение получили увлекательные пионерские праздники, смотры, костры, эстафеты. В школах № 5, 6, 2, 3, 4, 22 города Курска, в Пристенском, Льговском и Кореневском районах работали клубы пионерских встреч, пионерские театры, школьные игротеки, мастерские, различные кружки [8].

Проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. В 1950-е гг. Курский институт усовершенствования учителей возглавлял известный курский педагог П.К. Староверов. Решая задачи по переподготовке преподавателей, институт совместно с областным отделом народного образования в 1949 г. организовал 8-месячные курсы по переподготовке учителей семилетних школ. С января 1950 г. были открыты 7-месячные курсы по подготовке учителей начальной школы. Выполняя указания Министерства просвещения РСФСР, институт совместно с областным отделом народного образования восстановил 40 районных педагогических кабинетов из 53 действовавших до войны. Многие из вновь назначенных заведующими этими кабинетами оказались неподготовленными к этой работе. Это вынудило незамедлительно восстановить практику проведения семинаров заведующих районными педагогическими кабинетами. Для более емкого содействия школьным педагогическим коллективам в 1954 г. в масштабах области было организовано 367 кустовых методических объединений. В 1949 г. Институт усовершенствования учителей начал составлять перспективный план переподготовки учителей на пятилетие, стремясь к тому, чтобы все они за это время через разные формы прошли повышение квалификации. Одновременно создавался детальный годовой план. Сотрудники Курского института усовершенствования учителей читали лекции на политические, методические, научные и другие темы. Также они организовывали педагогические выставки, экскурсии и систематически проводили занятия по изготовлению наглядных пособий, а также принимали участие в подготовке олимпиад, педагогических чтений и научных конференций, в работе городских методических объединений учителей, выступали на учительских съездах. Институтом проводились семинары с молодыми учителями. Практиковалось участие студентов педагогического института в педагогических чтениях, а также изучалась работа молодых учителей. Проводились педагогические дискуссии по вопросам теории и практики педагогического дела. В период летних

каникул проводили месячные курсы учителей начальной школы с контингентом 1 020 человек, областные курсы повышения квалификации учителей с контингентом 1 175 человек. В соответствии с постановлением Министерства просвещения РСФСР от 16 мая 1950 г., с областным институтом усовершенствования учителей объединялись методические кабинеты детдомов, и он оказывал методическую помощь воспитателям и руководителям детских домов и специальным школам. 20 ноября 1951 г. в институте усовершенствования учителей прошел пятидневный семинар пионервожатых школ и детдомов. В 1953 г. институт провел ряд мероприятий по повышению идейно-теоретического уровня педагогических работников. Сотрудники института совершали командировки в районы, посещали уроки и различные внеклассные мероприятия [9].

Ежегодно проводились областные семинары по повышению квалификации учителей и руководителей школ, на которых бывало по 2 500-3 000 преподавателей. Основной наиболее массовой формой оказания помощи педагогам и распространения передового педагогического опыта стали проводимые на базе опорных школ, районных институтов усовершенствования учителей и зональных методических кабинетов семинары-практикумы и практикумы. Так, Льговским районный институтом усовершенствования учителей ежегодно проводилось 35-40 семинаров-практикумов для различных категорий школьных работников (учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, старших пионервожатых, руководителей школ). Аналогичный объем работ осуществляли Обоянский, Дмитриевский, Суджанский, Солнцевский и другие районные институты усовершенствования учителей. Ряд районных институтов усовершенствования учителей (Льговский, Суджанский, Дмитриевский, Обоянский, Щигровский) обращали серьезное внимание на оборудование предметных кабинетов опорных школ, создание методических материалов в помощь учителям, проведение с ними экскурсий. К началу 1960-х гг. в Курской области функционировало 176 опорных школ разных типов: семилетние, восьмилетние, начальные. В целях повышения квалификации учителя посещали лекции при вечернем университете марксизма-ленинизма. В школах ежемесячно проводились семинары под руководством консультантов; конференции по работам Крупской, Макаренко, на которых передовые учителя делились опытом своей работы. В 1959 г. было создано Курское отделение педагогического общества СССР. Директор Курского института усовершенствования учителей Н. К. Луганский был избран первым председателем президиума ее областного совета. В начале 1960-х гг. в Курском областном комитете профсоюза работников начальной и средней школы утвердилась традиция «Дней встречи молодых специалистов с опытными учителями». В области к началу 1960-х гг. было создано 3 дома работников просвещения, в которых с преподавателями проводилась различная работа. Курской профсоюзной организацией только за один 1960 г. было прочитано учителям 48 635 лекций и докладов на различные темы.

Однако в методической работе районов Курской области наблюдались и существенные недостатки. Некоторые районные отделы народного образования не интересовались работой методических учреждений и не руководили ей. Плохо обеспечивалась явка учителей на мероприятия, проводимые районными институтами усовершенствования учителей, зональными методическими кабинетами и школами передового опыта. Наблюдалась путанность функций районных органов руководства народным образованием. В ряде районов области районные институты не руководили работой зональных методических кабинетов. Поэтому почти бездействовали Конышовский и Касторенский зональные методические кабинеты.

С 1959 г. в школах Курской области стал внедряться принятый Верховным советом СССР Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии

системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.). В соответствии с ним вводилось обязательное восьмилетнее образование. 28 мая 1959 г. вторая сессия Курского областного совета депутатов трудящихся приняла решение о внедрении этого законодательного акта в школьную систему региона.

Накануне принятия данного закона в области работало 1 176 начальных, 312 семилетних и 163 средних школ с общим количеством 188 347 учащихся. Наибольшее внимание в курских школах конца 1950-х гг. стало уделяться производственному обучению школьников. Оно начиналось с 5-го класса. В школах организовывались слесарные, столярные и механические мастерские, кабинеты машиноведения и электротехники [10]. Проводилась производственная практика школьников на промышленных предприятиях Курской области. К 1960 г. в курских школах было создано и работало 127 школьных производственных бригад и 544 звена. Ученическую производственную практику организовывали на следующих предприятиях: аккумуляторный завод, завод резинотехнических изделий, завод тракторных запчастей, завод счетных машин, механический завод, электроаппаратный завод, трамвайный парк. Для производственного обучения эти предприятия выделяли необходимые инструменты, материалы и инженерно-технический персонал [11].

Происходит дальнейшее совершенствование краеведческой работы в курских школах. При подготовке к сорокалетию ВЛКСМ в Курской области началось движение по изучению истории комсомольских организаций. Так, в Судже при районном комитете ВЛКСМ из ветеранов комсомола, учителей и комсомольских работников была создана комиссия по сбору материалов по истории районного комсомола. Собирались материалы о первых комсомольцах в Щигровском и Поныровском районах. Итогом этой работы стал выход в свет в 1959 г. сборника «В боях и в труде», в котором впервые была описана история Комсомольской организации Курской области. В 1950 г. учителем географии Ф.Х. Понаморенко был организован туристический кружок в Теткинской школе Глушковского района. Учащиеся ежегодно совершали на лодках и пешком походы по изучению истории родного края. Они собирали материал о первых комсомольцах и пионерах края, полезных ископаемых, проводили некоторые археологические исследования. В Рыльской школе № 1 22 апреля 1957 г. был открыт Музей боевой славы, в котором экспонировались материалы о боевом пути Первой Конной армии С. М. Буденного, собранные в многодневных походах, о боях 121-й Рыльско-Киевской стрелковой дивизии, освобождавшей Рыльск от гитлеровцев в 1943 г.

Широкий размах в конце 1950-х гг. приобрело школьное строительство. Если в 1950 г. было построено всего 8 школ на 640 мест, то в 1956 г. - 21 школа на 7 200 мест. В 1959 г. было построено 45 школ, 25 из них начали работу в этом же году.

Но все же в системе народного образования Курской области этого периода времени сохранялись отдельные проблемы и недостатки. Это были остатки словесной системы в преподавании, а также большой отсев учащихся в отдельных школах и недостаточный образовательный уровень педагогов в отдельных образовательных организациях. В некоторых школах области после школьной реформы 1958 г. был ослаблен контроль за преподаванием общеобразовательных предметов и, следовательно, снизилось качество знаний учеников. Во время производственной практики на предприятиях многие школьники только наблюдали за работой закрепленных за ними мастеров, а не работали на станках. Хуторская система поселений в Курской области негативно сказывалась на посещаемости сельских школ детьми. Была особенно велика неуспеваемость школьников по русскому языку и математике [12]. Был огромный отсев учащихся в школах Поныровского,

Глушковского и Щигровского районов. Значительным оставался процент неуспевающих учеников и второгодников.

Таким образом, в 1950-х гг. шел активный процесс реформирования советской школы. Совершенствуются методика обучения школьников, формы внеклассной и внешкольной работы. Качество знаний достигалось научным подходом к учебно-воспитательному процессу, слаженностью его компонентов, приобщением к нему не только педагогов, учащихся, но и родителей. Учителя старались добиться снижения количества неуспевающих учеников. Широкое развитие в школах области получает краеведческая работа. Но наряду с положительными моментами давали о себе знать и многочисленные недостатки: отсутствие четкой регламентации производственной практики школьников, плохая подготовка отдельных учителей к своим урокам и формализм в обучении, недостаточный контроль знаний учащихся.

1. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 23. Л. 50.

2. ГАКО. Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 23. Л. 24.

3. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 202. Л. 60-62.

4. ГАКО. Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 23. Л. 52.

5. ГАКО. Ф. Р - 3322. Оп. 38. Д. 26. Л. 72.

6. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 17.2. Д. 52. Л. 4-6.

7. ГАКО. Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 23. Л. 48.

8. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 199. Л. 53.

9. ГАКО. Ф. Р. - 2647. Оп. 12. Д. 43. Л. 12.

10. ГАКО. Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 241. Л. 34.

11. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 202. Л. 15.

12. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 213. Л. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.