Укрепление системы аграрного образования
как необходимое условие эффективной реализации
стратегии развития АПК и сельских территорий РФ
Д.А. Сюсюра, д.э.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ
Одним из ключевых факторов производства наряду с капиталом и землёй является труд. Для обеспечения продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности РФ на мировых агропродовольственных рынках, рационального и эффективного использования ресурсов сельских территорий России необходимы квалифицированные кадры, выпуск которых ежегодно снижается [1]. Цель настоящей работы — определить источники формирования кадрового потенциала агропроиз-водства в долгосрочной перспективе, обосновать направления и наиболее действенный механизм укрепления системы аграрного образования в РФ.
Материалы и методы исследования. В работе использованы информационные материалы Рос-стата, Росреестра, данные отраслевой статистики, применены общенаучные и специальные методы исследования.
Результаты исследования. По данным периодических изданий Росреестра и Росстата, на каждого сельского жителя в РФ в среднем приходится порядка 40 га земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, из более чем 37 млн сельских жителей в трудоспособном возрасте находятся 21 млн чел., или 64% мужчин и 50% сельских женщин, средний возраст сельского населения — 39 лет (на 1 января 2014 г., без учёта данных по Крыму и Севастополю). Сельские кадры выполняют ряд
функций, имеющих важнейшее государственное и народнохозяйственное значение:
— укрепление агропроизводственного потенциала, обеспечение продовольственной независимости страны;
— обеспечение социального контроля над удалёнными сельскими территориями, реализация в них отечественных принципов и норм государственного устройства, способствующих достижению пространственной управляемости, сохранению суверенитета России;
— поддержание экологической стабильности сельских территорий, сохранение профессиональных традиций, историко-культурных основ идентичности народов России, их передача новым поколениям.
Исходя из этого каждый сельский житель трудоспособного возраста должен иметь специальные знания, навыки, умения и практический опыт для эффективного ведения агропроизвод-ства или обладать доступом к их получению в необходимом объёме, что требует опережающего развития системы аграрного образования, которая, существуя де-факто, не определена де-юре, и как объект исследования является открытой сложной пространственно-распределённой системой.
Основой терминологической базы при уточнении понятия «система аграрного образования» наряду с содержанием энциклопедий и словарей русского языка, является категориальный аппарат, принятый действующим законодательством РФ [2]. Семантический анализ словосочетания «аграрное образование» позволил нам заключить, что это особый вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, позволяющих вести профессиональную деятельность по производству, переработке и реализации агропро-довольственных товаров, а также оказывать услуги и выполнять работы по конкретной профессии/ специальности, связанной с сельским развитием в РФ. Исходя из вышеуказанного, систему аграрного образования можно определить как взаимоувязанную совокупность организаций, осуществляющих обучение по программам аграрного образования, а также представителей сторон, заинтересованных в его высоком качестве (в т.ч. представителей государства, сельских муниципалитетов, обучающихся, работников образовательных организаций, объединений работодателей, других общественных объединений). Предложенная формулировка раскрывает состав участников системы и мотивы их объединения, а также даёт представление о содержании их деятельности (в т.ч. совместной).
Система аграрного образования в РФ сегодня представлена образовательными организациями, реализующими программы профессиональной подготовки, среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительного профес-
сионального образования. Состояние и результаты работы системы в 2014 г. представлены на рисунке.
Для обеспечения интеграции образовательного процесса с производством и повышения качества подготовки выпускников аграрные вузы, являющиеся фундаментом системы, работают в тесном взаимодействии с (2014 г.):
— 15 специализированными учебно-опытными хозяйствами — базами для закрепления профессиональных умений и навыков;
— 10 тыс. агропредприятий — базами производственных практик;
— 146 хозяйственными обществами — малыми инновационными предприятиями при вузах, осуществляющими практическое внедрение научных разработок учёных-аграрников.
Анализ содержания рисунка позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости развития системы. Несложные расчёты показывают, что для 100% обновления сельских кадров в трудоспособном возрасте необходимо обучать 21 млн чел. за 40 лет, или 525 тыс.чел. в год, в т.ч. 208 тыс.чел. — для восполнения кадров, непосредственно занятых в агропроизводстве. В настоящее время совокупный годовой выпуск кадров с высшим и средним профессиональным образованием в РФ составляет немногим более 126 тыс. чел. Таким образом, очевидно, что объёмы выпуска аграрных кадров в долгосрочной перспективе необходимо срочно и существенно увеличивать (как минимум в 1,5—2 раза!).
Аграрное образование должно учитывать не только современное состояние социально-экономических отношений на селе, но и задавать тенденции его развития, работать на опережение. Результатом масштабных структурных изменений, произошедших в аграрном секторе экономики РФ за последние 20 лет, стало сокращение корпоративного сегмента, повышение значения малых форм хозяйствования в реализации агропродо-вольственного потенциала страны. Официально занятыми являются 74% сельского населения трудоспособного возраста, достаточно высокую долю составляют занятые в неформальном секторе (более 16%). Численность специалистов АПК, занятых в корпоративном сегменте, сокращается опережающими темпами — с 504 тыс. чел. в 2003 г. до 323 тыс. чел. в 2013 г. (или на 36% за 10 лет). Сектор малых форм хозяйствования охватывает большинство сельских семей, здесь производится более 50% от общего объёма валовой продукции сельского хозяйства, этот сектор играет важную роль в управлении ресурсами сельских территорий РФ. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остаётся низким и едва превышает 50% от среднего уровня по экономике [3]. Сегодня для государства стратегически важно переломить такие негативные тенденции в кадровом обеспечении АПК, как:
— повышение уровня сменяемости (в 2008 г. — 9,8%, в 2013 — 11,4%) сопровождается старением
Рис. - Система агрообразования РФ, 2014 г.
кадров: доля лиц пенсионного возраста среди руководителей и специалистов предприятий АПК неуклонно растёт (в 2008 г. - 7,7%, в 2013 г. - 14%), при этом более 6% вакансий остаются незаполненными;
— снижение уровня квалификации менеджмента аграрных предприятий: сегодня высшее образование имеют только 68% руководителей и 43% главных специалистов, одновременно увеличивается доля руководителей без специального образования (в 2013 г. она составила более 6%), запаздывание в вопросах повышения квалификации сельских кадров;
— за последние годы значительно сократилась численность работников экономических служб, отвечающих за перспективы развития предприятий АПК и сельских территорий: сегодня более 50% предприятий АПК не имеют ни одного квалифицированного экономиста-менеджера, более 60% — ни одного специалиста по коммерческой деятельности и маркетингу.
Полученная за годы реформ практика показала, что привлечение к сельскому труду рабочей силы вахтовым методом может на время решить производственную проблему, но не способствует повы-
шению социальной и экономической стабильности на селе — необходимо обязательное закрепление кадров [4], и в этом роль системы аграрного образования является ключевой.
Выводы. Целью развития системы аграрного образования в РФ на период до 2030 г. должна стать её содержательная и материально-техническая модернизация, обеспечивающая повышение качества воспроизводства кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ для укрепления продовольственной безопасности и роста глобальной конкурентоспособности России на мировых агро-продовольственных рынках, сохранения сельских традиций и культурных ценностей народов России.
В содержании аграрного образования должно быть уделено особое внимание развитию у обучаемого специального набора компетенций, позволяющего эффективно:
— применять международные стандарты качества и безопасности производства, работать на международных агропродовольственных рынках;
— возвращать в оборот земли сельскохозяйственного назначения, обеспечивать правовое решение вопросов землеустройства;
— внедрять комплексные решения по ресурсосбережению, альтернативной энергетике и автономному энергоснабжению сельских территорий и производственных объектов;
— осуществлять организацию хозяйства и управление трудовым коллективом в условиях удалённости объектов социальной и производственной инфраструктуры;
— внедрять зелёные технологии, вести органическое сельское хозяйство, осуществлять поиск, адаптацию и внедрение в агропроизводство инновационных методов и технологий;
— разрабатывать и осуществлять комплексные программы, планы и проекты территориального сельского развития, знать способы привлечения внешних инвестиций и уметь их применять на практике.
Учитывая многообразие решаемых задач по сельскому развитию и существенные отличительные особенности сельских территорий как объекта управления, одной из наиболее востребованных уже в среднесрочной перспективе должна стать квалификация — экономист (менеджер) по устойчивому развитию сельских территорий (сельскому развитию).
Технологии обучения в аграрном образовании должны обеспечить возможность качественной передачи содержания дисциплин с учётом индивидуальных способностей и потребностей обучаемого/ заказчика; для каждого сельского домохозяйства, сотрудников каждого агропредприятия должны стать близкими и доступными профессиональное образование, повышение квалификации и постоянная консультационная поддержка [5]. Приоритетным для системы является развитие интернет-сервисов круглосуточной экспертно-консультационной поддержки агропроизводителей на всей территории РФ с выработкой механизмов взаимовыгодного сетевого партнёрства.
Социально-воспитательная функция системы аграрного образования в долгосрочной перспективе должна быть направлена на социализацию сельской молодёжи, обеспечение социальных лифтов для малообеспеченных слоёв населения, передачу
традиционной сельской культуры (в т.ч. ремёсел), привитие и закрепление навыков эффективной жизнедеятельности в условиях территориально-распределённой инфраструктуры сельских территорий и малой плотности расселения, развитие лидерских качеств и освоение принципов общественного устройства для формирования устойчивых сельских социально-экономических подсистем.
Механизм достижения поставленных перед системой аграрного образования целей должен изначально быть адаптирован к эффективному решению сложных социально-экономических задач и иметь выстроенную вертикаль реализации на всех уровнях управления: от федерального центра до муниципалитета и конкретного сельского поселения. В этой связи с учётом положительной практики применения в РФ [6] и постоянного улучшения считаем обоснованным использовать механизм, основанный на применении программно-целевого метода. Выйти на новое качество воспроизводства кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ невозможно без реализации государственной программы, направленной на модернизацию материально-технической базы организаций системы аграрного образования с созданием ультрасовременных полигонов и ресурсных центров по практическому обучению инновациям в АПК. Указанная федеральная целевая программа в сложившихся условиях может и должна стать одним из катализаторов развития экономик субъектов РФ и экономики страны в целом.
Литература
1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Распор. Пр-ва РФ от 02.02.2015 №151-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/ (дата обращения 10.05.2015).
2. Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 // Российская газета. 2012. 31 декабря. № 5976.
3. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России / Росстат. M., 2009-2013.
4. Некоммерческая организация «Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства» [Электронный ресурс]. URL: http://agroob.ru/ (дата обращения 10.05.2015).
5. Сюсюра Д.А. и др. Формула аграрного образования // Аккредитация в образовании. 2014. № 76. С. 20-25.
6. Сюсюра Д.А. Программно-целевое управление социальным развитием села: монография. М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2007. 160 с.