Научная статья на тему 'Укрепление системы аграрного образованиякак необходимое условие эффективной реализациистратегии развития АПК и сельских территорий РФ'

Укрепление системы аграрного образованиякак необходимое условие эффективной реализациистратегии развития АПК и сельских территорий РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРЫ ДЛЯ СЕЛА / НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ / AGRICULTURAL EDUCATION / SPECIALISTS FOR RURAL AREAS / DIRECTIONS AND MECHANISMS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюсюра Дмитрий Александрович

Даны определения понятий «аграрное образование», «система аграрного образования». Систематизирована информация по объёму выпуска кадров образовательными организациями системы аграрного образования РФ. Выявлено несоответствие этого объёма потребностям сельского рынка труда в долгосрочной перспективе, определены ключевые направления и механизм развития системы аграрного образования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF THE SYSTEM OF AGRICULTURAL EDUCATION AS A PREREQUISITE FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AND RURAL TERRITORIES DEVELOPMENT IN RUSSIA

The concepts of «agricultural education» and «the system of agricultural education» are defined. The information on the volume of training specialists in the system of agricultural education by the educational institutions of the Russian Federation has been systematized. It is found that the existing amount of trained specialists does not fully cover the requirements of the rural labor market in the long term. The key directions and mechanisms of the system of agricultural education in development in the Russian Federation have been determined.

Текст научной работы на тему «Укрепление системы аграрного образованиякак необходимое условие эффективной реализациистратегии развития АПК и сельских территорий РФ»

Укрепление системы аграрного образования

как необходимое условие эффективной реализации

стратегии развития АПК и сельских территорий РФ

Д.А. Сюсюра, д.э.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ

Одним из ключевых факторов производства наряду с капиталом и землёй является труд. Для обеспечения продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности РФ на мировых агропродовольственных рынках, рационального и эффективного использования ресурсов сельских территорий России необходимы квалифицированные кадры, выпуск которых ежегодно снижается [1]. Цель настоящей работы — определить источники формирования кадрового потенциала агропроиз-водства в долгосрочной перспективе, обосновать направления и наиболее действенный механизм укрепления системы аграрного образования в РФ.

Материалы и методы исследования. В работе использованы информационные материалы Рос-стата, Росреестра, данные отраслевой статистики, применены общенаучные и специальные методы исследования.

Результаты исследования. По данным периодических изданий Росреестра и Росстата, на каждого сельского жителя в РФ в среднем приходится порядка 40 га земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, из более чем 37 млн сельских жителей в трудоспособном возрасте находятся 21 млн чел., или 64% мужчин и 50% сельских женщин, средний возраст сельского населения — 39 лет (на 1 января 2014 г., без учёта данных по Крыму и Севастополю). Сельские кадры выполняют ряд

функций, имеющих важнейшее государственное и народнохозяйственное значение:

— укрепление агропроизводственного потенциала, обеспечение продовольственной независимости страны;

— обеспечение социального контроля над удалёнными сельскими территориями, реализация в них отечественных принципов и норм государственного устройства, способствующих достижению пространственной управляемости, сохранению суверенитета России;

— поддержание экологической стабильности сельских территорий, сохранение профессиональных традиций, историко-культурных основ идентичности народов России, их передача новым поколениям.

Исходя из этого каждый сельский житель трудоспособного возраста должен иметь специальные знания, навыки, умения и практический опыт для эффективного ведения агропроизвод-ства или обладать доступом к их получению в необходимом объёме, что требует опережающего развития системы аграрного образования, которая, существуя де-факто, не определена де-юре, и как объект исследования является открытой сложной пространственно-распределённой системой.

Основой терминологической базы при уточнении понятия «система аграрного образования» наряду с содержанием энциклопедий и словарей русского языка, является категориальный аппарат, принятый действующим законодательством РФ [2]. Семантический анализ словосочетания «аграрное образование» позволил нам заключить, что это особый вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, позволяющих вести профессиональную деятельность по производству, переработке и реализации агропро-довольственных товаров, а также оказывать услуги и выполнять работы по конкретной профессии/ специальности, связанной с сельским развитием в РФ. Исходя из вышеуказанного, систему аграрного образования можно определить как взаимоувязанную совокупность организаций, осуществляющих обучение по программам аграрного образования, а также представителей сторон, заинтересованных в его высоком качестве (в т.ч. представителей государства, сельских муниципалитетов, обучающихся, работников образовательных организаций, объединений работодателей, других общественных объединений). Предложенная формулировка раскрывает состав участников системы и мотивы их объединения, а также даёт представление о содержании их деятельности (в т.ч. совместной).

Система аграрного образования в РФ сегодня представлена образовательными организациями, реализующими программы профессиональной подготовки, среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительного профес-

сионального образования. Состояние и результаты работы системы в 2014 г. представлены на рисунке.

Для обеспечения интеграции образовательного процесса с производством и повышения качества подготовки выпускников аграрные вузы, являющиеся фундаментом системы, работают в тесном взаимодействии с (2014 г.):

— 15 специализированными учебно-опытными хозяйствами — базами для закрепления профессиональных умений и навыков;

— 10 тыс. агропредприятий — базами производственных практик;

— 146 хозяйственными обществами — малыми инновационными предприятиями при вузах, осуществляющими практическое внедрение научных разработок учёных-аграрников.

Анализ содержания рисунка позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости развития системы. Несложные расчёты показывают, что для 100% обновления сельских кадров в трудоспособном возрасте необходимо обучать 21 млн чел. за 40 лет, или 525 тыс.чел. в год, в т.ч. 208 тыс.чел. — для восполнения кадров, непосредственно занятых в агропроизводстве. В настоящее время совокупный годовой выпуск кадров с высшим и средним профессиональным образованием в РФ составляет немногим более 126 тыс. чел. Таким образом, очевидно, что объёмы выпуска аграрных кадров в долгосрочной перспективе необходимо срочно и существенно увеличивать (как минимум в 1,5—2 раза!).

Аграрное образование должно учитывать не только современное состояние социально-экономических отношений на селе, но и задавать тенденции его развития, работать на опережение. Результатом масштабных структурных изменений, произошедших в аграрном секторе экономики РФ за последние 20 лет, стало сокращение корпоративного сегмента, повышение значения малых форм хозяйствования в реализации агропродо-вольственного потенциала страны. Официально занятыми являются 74% сельского населения трудоспособного возраста, достаточно высокую долю составляют занятые в неформальном секторе (более 16%). Численность специалистов АПК, занятых в корпоративном сегменте, сокращается опережающими темпами — с 504 тыс. чел. в 2003 г. до 323 тыс. чел. в 2013 г. (или на 36% за 10 лет). Сектор малых форм хозяйствования охватывает большинство сельских семей, здесь производится более 50% от общего объёма валовой продукции сельского хозяйства, этот сектор играет важную роль в управлении ресурсами сельских территорий РФ. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остаётся низким и едва превышает 50% от среднего уровня по экономике [3]. Сегодня для государства стратегически важно переломить такие негативные тенденции в кадровом обеспечении АПК, как:

— повышение уровня сменяемости (в 2008 г. — 9,8%, в 2013 — 11,4%) сопровождается старением

Рис. - Система агрообразования РФ, 2014 г.

кадров: доля лиц пенсионного возраста среди руководителей и специалистов предприятий АПК неуклонно растёт (в 2008 г. - 7,7%, в 2013 г. - 14%), при этом более 6% вакансий остаются незаполненными;

— снижение уровня квалификации менеджмента аграрных предприятий: сегодня высшее образование имеют только 68% руководителей и 43% главных специалистов, одновременно увеличивается доля руководителей без специального образования (в 2013 г. она составила более 6%), запаздывание в вопросах повышения квалификации сельских кадров;

— за последние годы значительно сократилась численность работников экономических служб, отвечающих за перспективы развития предприятий АПК и сельских территорий: сегодня более 50% предприятий АПК не имеют ни одного квалифицированного экономиста-менеджера, более 60% — ни одного специалиста по коммерческой деятельности и маркетингу.

Полученная за годы реформ практика показала, что привлечение к сельскому труду рабочей силы вахтовым методом может на время решить производственную проблему, но не способствует повы-

шению социальной и экономической стабильности на селе — необходимо обязательное закрепление кадров [4], и в этом роль системы аграрного образования является ключевой.

Выводы. Целью развития системы аграрного образования в РФ на период до 2030 г. должна стать её содержательная и материально-техническая модернизация, обеспечивающая повышение качества воспроизводства кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ для укрепления продовольственной безопасности и роста глобальной конкурентоспособности России на мировых агро-продовольственных рынках, сохранения сельских традиций и культурных ценностей народов России.

В содержании аграрного образования должно быть уделено особое внимание развитию у обучаемого специального набора компетенций, позволяющего эффективно:

— применять международные стандарты качества и безопасности производства, работать на международных агропродовольственных рынках;

— возвращать в оборот земли сельскохозяйственного назначения, обеспечивать правовое решение вопросов землеустройства;

— внедрять комплексные решения по ресурсосбережению, альтернативной энергетике и автономному энергоснабжению сельских территорий и производственных объектов;

— осуществлять организацию хозяйства и управление трудовым коллективом в условиях удалённости объектов социальной и производственной инфраструктуры;

— внедрять зелёные технологии, вести органическое сельское хозяйство, осуществлять поиск, адаптацию и внедрение в агропроизводство инновационных методов и технологий;

— разрабатывать и осуществлять комплексные программы, планы и проекты территориального сельского развития, знать способы привлечения внешних инвестиций и уметь их применять на практике.

Учитывая многообразие решаемых задач по сельскому развитию и существенные отличительные особенности сельских территорий как объекта управления, одной из наиболее востребованных уже в среднесрочной перспективе должна стать квалификация — экономист (менеджер) по устойчивому развитию сельских территорий (сельскому развитию).

Технологии обучения в аграрном образовании должны обеспечить возможность качественной передачи содержания дисциплин с учётом индивидуальных способностей и потребностей обучаемого/ заказчика; для каждого сельского домохозяйства, сотрудников каждого агропредприятия должны стать близкими и доступными профессиональное образование, повышение квалификации и постоянная консультационная поддержка [5]. Приоритетным для системы является развитие интернет-сервисов круглосуточной экспертно-консультационной поддержки агропроизводителей на всей территории РФ с выработкой механизмов взаимовыгодного сетевого партнёрства.

Социально-воспитательная функция системы аграрного образования в долгосрочной перспективе должна быть направлена на социализацию сельской молодёжи, обеспечение социальных лифтов для малообеспеченных слоёв населения, передачу

традиционной сельской культуры (в т.ч. ремёсел), привитие и закрепление навыков эффективной жизнедеятельности в условиях территориально-распределённой инфраструктуры сельских территорий и малой плотности расселения, развитие лидерских качеств и освоение принципов общественного устройства для формирования устойчивых сельских социально-экономических подсистем.

Механизм достижения поставленных перед системой аграрного образования целей должен изначально быть адаптирован к эффективному решению сложных социально-экономических задач и иметь выстроенную вертикаль реализации на всех уровнях управления: от федерального центра до муниципалитета и конкретного сельского поселения. В этой связи с учётом положительной практики применения в РФ [6] и постоянного улучшения считаем обоснованным использовать механизм, основанный на применении программно-целевого метода. Выйти на новое качество воспроизводства кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ невозможно без реализации государственной программы, направленной на модернизацию материально-технической базы организаций системы аграрного образования с созданием ультрасовременных полигонов и ресурсных центров по практическому обучению инновациям в АПК. Указанная федеральная целевая программа в сложившихся условиях может и должна стать одним из катализаторов развития экономик субъектов РФ и экономики страны в целом.

Литература

1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Распор. Пр-ва РФ от 02.02.2015 №151-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/ (дата обращения 10.05.2015).

2. Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 // Российская газета. 2012. 31 декабря. № 5976.

3. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России / Росстат. M., 2009-2013.

4. Некоммерческая организация «Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства» [Электронный ресурс]. URL: http://agroob.ru/ (дата обращения 10.05.2015).

5. Сюсюра Д.А. и др. Формула аграрного образования // Аккредитация в образовании. 2014. № 76. С. 20-25.

6. Сюсюра Д.А. Программно-целевое управление социальным развитием села: монография. М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2007. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.