Научная статья на тему 'Подготовка профессиональных кадров для села'

Подготовка профессиональных кадров для села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АПК / АГРАРНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / AGRIBUSINESS PERSONNEL ISSUES / AGRICULTURAL VOCATIONAL EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Сергей Дмитриевич

В статье предпринята попытка комплексного рассмотрения наиболее актуальных вопросов развития современного аграрного образования. Автор анализирует современную ситуацию, выясняет причины, которые определяют комплекс проблем в данной сфере. На основе проведенного анализа он стремится наметить пути повышения эффективности аграрного образования в современных условиях. В числе ведущих направлений модернизации аграрного образования автор выделяет создание инновационных систем высшего аграрного образования, формирование современной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING FOR THE VILLAGE

In the article, the author makes the attempt of comprehensive discussion of the most topical issues of the development of modern agricultural education. The author analyzes the current situation, finds out the reasons that determine the set of problems in this area. Based on the analysis he seeks to identify ways to improve agricultural education in modern conditions. Among the leading directions of modernization of agricultural education, the author highlights the creation of innovative systems of higher agricultural education, the formation of the modern educational system.

Текст научной работы на тему «Подготовка профессиональных кадров для села»

Отечественный опыт

ВЛАСОВ Сергей Дмитриевич — кандидат исторических наук, соискатель кафедры истории, философии и политологии Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89, оф. 512; kafedra-ddou@yandex.ru)

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛА

Аннотация. В статье предпринята попытка комплексного рассмотрения наиболее актуальных вопросов развития современного аграрного образования. Автор анализирует современную ситуацию, выясняет причины, которые определяют комплекс проблем в данной сфере. На основе проведенного анализа он стремится наметить пути повышения эффективности аграрного образования в современных условиях. В числе ведущих направлений модернизации аграрного образования автор выделяет создание инновационных систем высшего аграрного образования, формирование современной образовательной системы. Ключевые слова: кадровые проблемы АПК, аграрное профессиональное образование, модернизация образования

Социальная практика последних лет, режим экономических санкций, проводимый западными странами в отношении РФ, убедительно доказали необходимость модернизации аграрного сектора экономики. Наиболее сложными в обновлении АПК являются проблемы подготовки кадров для села. Властные структуры РФ уделяют достаточное внимание вопросам аграрной политики. Отметим национальный проект по развитию сельского хозяйства и села, в котором правительство поставило задачу обеспечения продовольственной безопасности России. В частности, предполагалось в 3 раза увеличить поддержку АПК. Однако нельзя решить наиболее острые проблемы села только путем финансового «вливания». Кадровый кризис АПК стал результатом комплекса причин различного уровня, поэтому решить назревшие проблемы можно только путем реализации долговременной комплексной аграрной политики в этой сфере. Многие современные кадровые проблемы российского села имеют глубокие исторические корни, но многие были приобретены в ходе реформ постсоветского времени. Если в ходе модернизации сельского хозяйства остроту некоторых накопившихся проблем удалось ослабить, то другие вопросы, напротив, становятся все острее и масштабнее.

Глубинным фактором, лежащим в основе современного состояния кадрового корпуса села, является нарастающая миграция из села в город. Она возникла еще в советский период. Причины миграции в советское время во многом были обусловлены плохими социально-бытовыми условиями и неразвитостью социальной инфраструктуры села [Фролкин 2000: 194]. Низкий уровень социальной обеспеченности порождал масштабную миграцию из села в город, которая обернулась серьезными негативными социально-экономическими последствиями для аграрного сектора экономики [Захаров 2012: 28]. Однако в условиях командно-административной системы руководства масштабная система профессиональной подготовки кадров для села смягчала эту проблему. Существовала обратная миграция из города в сельскую местность, которая осуществлялась мобилизационным путем. В советский период сложилась целостная система, позволявшая охватывать обучением работников различных специальностей — руководителей, специалистов и тружеников массовых профессий. Об этом свидетельствует вся довоенная и послевоенная история СССР.

В период становления Советского государства в 1920-е гг. профессиональное образование сыграло большую роль в успехах промышленности и сельского хо-

зяйства СССР. В 1920-1930-х гг. происходило массовое создание профессиональных учебных заведений среднего профессионального образования (ссузов). В этот период техникумы стали эффективной формой массовой профессиональной подготовки управленческих и технических кадров для сельского хозяйства страны [Фролкин, Ножкина, Шалаева 2012: 87]. Успешно развивалась система начального профессионального образования в форме фабрично-заводских училищ (ФЗУ) для подготовки квалифицированных рабочих. Именно выпускники системы профессионального образования создали мощную индустриальную экономику СССР, выиграли Великую Отечественную войну и подняли нашу страну из послевоенной разрухи [Динес, Фролкин 2010: 9].

Проблемы развития профессиональной подготовки кадров для села в 1990-е гг. могут интерпретироваться в общем контексте реализации радикальных реформ. Реформаторам 1990-х гг. казалось, что стоит только разрушить колхозно-совхозный строй и взять курс на внедрение фермерства, как многие задачи села разрешатся сами собой. Однако такой «либеральный романтизм» вскоре был опрокинут реальной действительностью. В 1990-х гг. реформаторские процессы стали развиваться в деструктивном русле: разрушались сложившиеся структуры, вместо них искусственно насаждались новые. При этом в роли созидателей назывались кооператор, фермер, сельский предприниматель, которые «накормят страну», и пр. Не упоминались только совхозные рабочие, колхозные крестьяне, специалисты аграрного комплекса. В 1990-х гг. советская система профобразования для села стала разрушаться, а новая система подготовки кадров так и не была создана. В результате в 1990-х гг. число работников с начальным профессиональным образованием уменьшилось более чем в 2 раза. Деревню стала активно покидать наиболее ее трудоспособная часть — молодежь и люди среднего возраста. Так, лишь за 1994 г. доля населения в возрасте до 30 лет среди руководителей и специалистов АПК сократилась на 22%. В нулевых годах названные негативные тенденции продолжали нарастать.

В настоящее время система аграрного профессионального образования для села переживает тяжелые времена. На наш взгляд, проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства имеют три основных аспекта. Во-первых, это острая нехватка профессионально подготовленных кадров рабочих профессий, способных владеть современными машинами и технологиями. Во-вторых, хронический дефицит управленческих кадров и специалистов сельского хозяйства, способных эффективно решать проблемы инновационного развития аграрного производства. В-третьих, это очень низкий уровень закрепления специалистов на селе, особенно выпускников аграрных техникумов и вузов. Однако адекватная рыночным реалиям модернизация системы профессионального образования, как отмечают многие исследователи, часто происходит спонтанно, а нововведения зачастую не адаптированы к российским реалиям [Демидова, Рыбков 2012: 97]. Это происходит на всех уровнях профессионального образования — как высшего профессионального, так и среднего и низшего.

Ныне АПК России остро столкнулся с дефицитом грамотных специалистов. В современной России многие сельскохозяйственные профессии являются непрестижными, в т.ч. из-за низкой заработной платы и нарастающей сельской «бедности» [Демидова, Захаров, Ефимова 2015: 180]. Многие руководители сельхозпредприятий платят своим работникам низкую заработную плату, которая на деле заменяет им пособия по безработице. Заработная плата в АПК остается самой низкой в экономике РФ, причем в течение нулевых годов разница в оплате труда в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью выросла до 3,2 раза. В этот период уровень безработицы на селе стал намного выше, а уровень занятости экономически активного населения — намного ниже, чем в городе.

162

ВЛАСТЬ

2016'08

Так, в 2006 г. в сельской местности проживали 24,5 млн чел. трудоспособного возраста. Из них 51,8% заняты в экономике, а 9,7% населения села были безработными1. Очевидны отрицательные последствия названных процессов для реального обновления сельского хозяйства.

В Российской Федерации в настоящее время профессиональную подготовку специалистов высшей квалификации для сельского хозяйства осуществляют 63 вуза. Однако начиная с 2003 г. нарастает отрицательная динамика удельного веса работников с профессиональным образованием. Сейчас в АПК России квалифицированные специалисты еще остались, но в основном это люди пожилого и пенсионного возраста. В 2013 г. в целом уровень профессионального образования по АПК России составил всего около 60%. В целом по РФ каждый седьмой руководитель сельскохозяйственных предприятий не имеет профобразования. Среди руководителей среднего звена более трети не имели профессионального образования, а среди главных специалистов доля таких лиц составляла более половины. Тревожной тенденцией стало снижение масштабов подготовки квалифицированных рабочих для села. Существует острая нехватка профессионально подготовленных кадров базовых рабочих профессий — доярок, животноводов, трактористов, комбайнеров, способных владеть современными машинами и технологиями. Так, в 2002 г. по сравнению с 1991 г. численность молодых рабочих для села, подготовленных в системе начального профессионального образования, сократилась с 228 тыс. до 102 тыс. чел., в т.ч. в 4 раза упал выпуск механизаторов и животноводов [Фролкин, Фролкина 2014: 256]. Проблема закрепления кадров на селе в последнее время приобрела особую актуальность. Так, в нулевых годах в село прибывал только каждый пятый выпускник ПТУ. В сельскую местность возвращаются не более 25% выпускников вузов. Основными причинами нежелания молодых специалистов ехать в сельскую местность являются низкий уровень жизни сельского населения, что обусловлено размером заработной платы, отсутствие качественного жилья для специалистов, низкий уровень инфраструктуры села, что создает многие проблемы для образования молодой семьи [Наумов, Фролкин 2015: 67].

За годы аграрных реформ и слабой аграрной политики правительства качество и квалификация рабочей силы в АПК России резко снизились [Динес, Фролкин 2012: 127]. По сути, это значит, что обозначившийся в последнее время подъем в сельском хозяйстве не находит соответствующих качественных трудовых ресурсов. Необходимы самые серьезные изменения в структуре подготовки новых специалистов, адекватные потребностям рыночной экономики [Синягин, Фролкин 1999: 114]. Для успешного развития сельского хозяйства нужно полноценное кадровое обеспечение сельского хозяйства. Целью создания инновационной системы аграрного образования должно стать обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, отличающихся высоким производственным потенциалом и гибкостью, способных овладевать новыми идеями и технологиями [Наумов, Демидова 2013: 125]. Главное состоит в том, чтобы учесть современные глобальные изменения в мире и провести адекватные им изменения в высшем профессиональном образовании страны [Фролкин 2000: 195].

Список литературы

Демидова Е.И., Рыбков А.Г. 2012. Модернизация образования или образование для модернизации? — Власть. № 10. С. 96-99.

Демидова Е.И., Захаров А.В., Ефимова Е.А. 2015. Бедность как социальная

1 Труд и занятость в России. Статистический сборник. М.: Росстат. 2006. С. 177.

проблема российского общества. — Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 5(59). С. 179-182.

Динес В.А., Фролкин П.П. 2010. История Саратовского края: учебное пособие для вузов. Саратов: Изд-во СГСЭУ. 128 с.

Динес В.А., Фролкин П.П. 2012. Интеграция российского высшего образования в европейское образовательное пространство: опыт и проблемы. — Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 2(41). С. 124-128.

Захаров А.В. 2012. Государственная политика социального развития сельских территорий. На материалах областей Поволжья. 1965—1985. Саратов: ИЦ СГСЭУ. 128 с.

Наумов С.Ю., Демидова Е.И. 2013. Проблемы модернизации российского образования. — Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 3(47). С. 125-127.

Наумов С.Ю., Фролкин П.П. 2015. Исторический опыт и современные проблемы семейной политики российского государства. Саратов: ИЦ СГСЭУ. 169 с.

Синягин А., Фролкин П. 1999. Выпускники вуза: перспективы трудоустройства. — Человеческие ресурсы. № 1-2. С. 112-120.

Фролкин П.П. 2000. Развитие вузовской науки и кадрового потенциала высшей школы (середина 80-х—90-е годы). Саратов: Изд-во СГСЭУ. 220 с.

Фролкин П.П., Ножкина И.А., Шалаева С.С. 2012. Социокультурное развитие российского села в 1920-е годы: исторический опыт и проблемы. — Саратов: Саратовский источник. 151 с.

Фролкин П.П., Фролкина В.П. 2014. Кадровые проблемы сельского хозяйства и развитие аграрного профессионального образования в Российской Федерации. — Российская деревня в XVIII—XXI веках: социокультурное измерение. Оренбург: ИЦ ОГАУ. С. 254-259.

VLASOV Sergei Dmitrievich, Cand. Sci.(Hist.), external doctorate student of the Chair of History, Philosophy and Political Science, Saratov Socio-Economic Institute — the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89, off. 512Radischeva St, Saratov, Russia, 410003; kafedra-ddou@yandex.ru)

PROFESSIONAL TRAINING FOR THE VILLAGE

Abstract. In the article, the author makes the attempt of comprehensive discussion of the most topical issues of the development of modern agricultural education. The author analyzes the current situation, finds out the reasons that determine the set of problems in this area. Based on the analysis he seeks to identify ways to improve agricultural education in modern conditions. Among the leading directions of modernization of agricultural education, the author highlights the creation of innovative systems of higher agricultural education, the formation of the modern educational system. Keywords: agribusiness personnel issues, agricultural vocational education, modernization of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.