Научная статья на тему 'Сохранение и развитие системы аграрного образования как основа инновационной аграрной политики России'

Сохранение и развитие системы аграрного образования как основа инновационной аграрной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие системы аграрного образования как основа инновационной аграрной политики России»

бельности равном 29,3% наступает статическая устойчивость или устойчивое состояние (в отличие от устойчивого роста) с угрозой последующей стагнации. При рентабельности ниже 14,6% начинается потеря статической устойчивости с переходом к стагнации. При нулевой рентабельности - достигается уровень безубыточности, полная стагнация и угроза рецессии. Далее наступает первая стадия убыточности (до -36,58%), затем вторая (73,16%), которой соответствует угроза банкротства, а потом и само банкротство.

Итак, можно резюмировать, что для того, чтобы интенсификация сельскохозяйственного производства обеспечивала устойчивое развитие сельского хозяйства должны выполняться три условия:

- необходимое: интенсификация должна быть эффективной (Кэ.н > 1,0);

- достаточное: окупаемость затрат стоимостью продукции (выручкой) должна превышать отношение затрат с нормативной прибылью к самим затратам или коэффициент эффективности (достаточной) должен

превышать сумму единицы с отношением нормативной прибыли к затратам Рн

(Кэ.д > 1 + );

Z + AZ

- гарантирующее: должно быть обеспечено полное страхование рисков, финансовая и иная государственная поддержка, сохранение окружающей среды.

Источники

1. Черняев. А.А. Методы выявления рисков и угроз устойчивого развития сельского хозяйства в регионе [Текст]/ А.А. Черняев, Ю.Г. Полулях, Л.Ю Ададимова, Т.В. Брызгалин, И.В. Ланде-нок - Саратов, ГНУ ПНИИЭО АПК, - Саратов: Типография ЦВП «Саратовский источник», 2013 - 41 с.

2. Филонов, В. С. Неустойчивость воспроизводства: способы и механизмы ее локализации в аграрной сфере [Текст] / автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Филонов Виталий Сергеевич. - Воронеж, 2011. - 21 с.

3. Трухаев, Р. Модели принятия решений в условиях неопределенности/ М.: "Наука", 1981. , 258 с.: ил.

Раздел 10. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛА (сельское хозяйство и социальная сфера)

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Сюсюра, Д.А., д.э.н., доц., проректор Оренбургского государственного

аграрного университета

Экономическая политика РФ, направленная на продовольственное самообеспечение, импор-тозамещение требует применения инновационных организационно-технологических решений и системного подхода в управлении. Любые планы по развитию [1], последовательному улучшению состояния сельской экономики России должны подкрепляться необходимыми ресурсами, факторами производства, среди которых должное внимание следует уделять не только земле или капиталу, но и квалифицированному труду.

Сельские кадры выполняют ряд функций, имеющих важнейшее государственное и наро-дохозяйственное значение:

- укрепление агропроизводственного потенциала, обеспечение продовольственной независимости страны;

- обеспечение социального контроля над удаленными сельскими территориями, реализация в них отечественных принципов и норм государственного устройства, способствующих дос-

тижению пространственной управляемости, сохранению государственной целостности России;

- поддержание экологической стабильности сельских территорий, сохранение профессиональных традиций, историко-культурных основ идентичности народов России, их передача новым поколениям.

Исходя из этого каждый сельский житель трудоспособного возраста должен иметь специальные знания, навыки, умения и практический опыт для эффективного ведения агропроизвод-ства или обладать доступом к их получению в необходимом объёме, что требует опережающего развития системы аграрного образования.

Опираясь не терминологию федерального закона об образовании в РФ, систему аграрного образования можно определить как взаимоувязанную совокупность организаций, осуществляющих обучение по программам аграрного образования, а также представителей сторон, заинтересованных в его высоком качестве (в т.ч. пред-

ставителей государства, сельских муниципалитетов, обучающихся, работников образовательных организаций, объединений работодателей, других общественных объединений). Система аграрного образования в РФ сегодня представлена образовательными организациями, реализующими программы профессиональной подготовки, среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительного профессионального образования. Состояние и результаты работы системы в 2014 г. представлены на рис. 1.

Несложные расчёты показывают, что для 100% обновления сельских кадров в трудоспособном возрасте (по данным Росстата, 2014) необходимо обучать 21 млн. за 40 лет или 525 тыс. чел. в год, в том числе 208 тыс.чел. - для восполнения кадров, непосредственно занятых в агропроизводстве, в этой связи объёмы выпуска кадров системой агрообразования необходимо срочно увеличивать.

Аграрное образование должно учитывать не только современное состояние социально-экономических отношений на селе, но и задавать тенденции его развития, работать на опережение. Результатом масштабных структурных изменений, произошедших в аграрном секторе экономики РФ за последние 20 лет, стало сокращение корпоративного сегмента, повышение значения малых форм хозяйствования в реализации агропродовольственного потенциала страны. Численность специалистов АПК, занятых в корпоративном сегменте, сокращается опережающими темпами - с 504 тыс. чел. в 2003 г. до 323 тыс. чел. в 2013 г. (или на 36% за 10 лет)

(Здесь и далее использованы официальные данные Росстата, расчёты автора).

Сектор малых форм хозяйствования охватывает большинство сельских семей, здесь производится более 50% от общего объёма валовой продукции сельского хозяйства, этот сектор играет важную роль в управлении ресурсами сельских территорий и укреплении продовольственной безопасности России. Официально занятыми являются 74% сельского населения трудоспособного возраста, достаточно высокой является доля занятых в неформальном секторе (более 16%). Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве едва превышает 50% от среднего уровня по экономике. Сегодня для государства стратегически важно переломить такие негативные тенденции в кадровом обеспечении АПК, как (Использованы данные ассоциации «Агрообразование»):

- повышение уровня сменяемости (в 2008 г. - 9,8%, в 2013 г. - 11,4%) сопровождается старением кадров: доля лиц пенсионного возраста среди руководителей и специалистов предприятий АПК неуклонно растёт (в 2008 г. - 7,7%, в 2013 г. - 14%), при этом более 6% вакансий остаются незаполненными;

- снижение уровня квалификации менеджмента аграрных предприятий: сегодня высшее образование имеют только 68% руководителей и 43% главных специалистов, одновременно увеличивается доля руководителей без специального образования (в 2013 г. она составила более 6%), запаздывание в вопросах повышения квалификации сельских кадров;

Рисунок 1 - Система агрообразования, 2014 г.*

На момент подготовки статьи 2 аграрных вуза - на завершающей стадии реорганизации

- за последние годы значительно сократилась численность работников экономических служб, отвечающих за перспективы развития предприятий АПК и сельских территорий: сегодня более 50% предприятий АПК не имеют ни одного квалифицированного экономиста-менеджера, более 60% - ни одного специалиста по коммерческой деятельности и маркетингу.

Полученная за годы реформа практика показала, что привлечение к сельскому труда рабочей силы вахтовым методом может на время решить производственную проблему, но не способствует повышению социальной и экономической стабильности на селе - необходимо обязательное закрепление кадров [3], и в этом роль системы аграрного образования является ключевой.

Целью развития системы аграрного образования в РФ на период до 2030 г. должна стать её содержательная и материально-техническая модернизация, обеспечивающая повышение качества воспроизводства кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ для укрепления продовольственной безопасности и роста глобальной конкурентоспособности России на мировых агропродоволь-ственных рынках, сохранения сельских традиций и культурных ценностей народов России.

В содержании аграрного образования должно быть уделено особое внимание развитию у обучаемого специального набора компетенций, позволяющего эффективно:

- применять международные стандарты качества и безопасности производства, работать на международных агропродовольст-венных рынках;

- возвращать в оборот земли сельскохозяйственного назначения, обеспечивать правовое решение вопросов землеустройства;

- внедрять комплексные решения по ресурсосбережению, альтернативной энергетике и автономному энергоснабжению сельских территорий и производственных объектов;

- осуществлять организацию хозяйства и управление трудовым коллективом в условиях удаленности объектов социальной и производственной инфраструктуры;

- внедрять зелёные технологии, вести органическое сельское хозяйство, осуществлять поиск, адаптацию и внедрение в агропро-изводство инновационных методов и технологий;

- разрабатывать и осуществлять комплексные программы, планы и проекты территориального сельского развития.

Учитывая многообразие решаемых задач по сельскому развитию и существенные отличительные особенности сельских территорий как объекта управления одной из наиболее востребованных уже в среднесрочной перспективе должна стать квалификация - экономист (менеджер) по устойчивому развитию сельских территорий.

Технологии обучения в аграрном образовании должны обеспечить возможность качественной передачи содержания дисциплин с учётом индивидуальных способностей и потребностей обучаемого/заказчика; для каждого сельского домохозяйства, сотрудников каждого агропредприятия должны стать близкими и доступными профессиональное образование, повышение квалификации и постоянная консультационная поддержка.

Социально-воспитательная функция системы аграрного образования в долгосрочной перспективе должна быть направлена на социализацию сельской молодежи, обеспечение социальных лифтов для малообеспеченных слоёв населения, передачу традиционной сельской культуры (в т.ч. ремесел), привитие и закрепление навыков эффективной жизнедеятельности в условиях территориально-распределённой инфраструктуры сельских территорий и малой плотности расселения, развитие лидерских качеств и освоение принципов общественного устройства для формирования устойчивых сельских социально-экономических подсистем.

Выйти на новое качество воспроизводства кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ - подготовку специалиста-аграрника, способного обеспечить устойчивое инновационное развитие экономики села - невозможно без реализации государственной программы, направленной на модернизацию материально-технической базы организаций системы аграрного образования с созданием ультрасовременных полигонов и ресурсных центров по практическому обучению инновациям в АПК. Указанная программа создания в регионах мощных агроресурсных образовательно-научно-производственных кластеров под индикативным государственным управлением в сложившихся условиях может стать одним из катализаторов развития экономик субъектов РФ и экономики страны в целом.

Источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 №151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 174933/

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru /70291362/#ixzz3j4Ng1jSi

3. Формула аграрного образования //Аккредитация в образовании. №76. декабрь, 2014 г. - с.20-25

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Липатова Л.Н., д.с.н., к.э.н., ведущий науч. сотр. НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Градусова В.Н., к.э.н., доц. Северо-Западный институт управления

РАНХиГС при Президенте РФ

Формирование трудоспособного населения - начальная фаза воспроизводства трудового потенциала. На этом этапе закладываются его основные количественные параметры -численность и состав трудоспособного населения. На начальной стадии воспроизводства трудового потенциала закладываются и некоторые качественные его характеристики - здоровье, интеллектуальные способности, психические, морально-нравственные качества людей. На формировании количественных параметров и качественных характеристик трудового потенциала влияют итоги миграционного движения и состав мигрантов.

Важнейшим фактором воспроизводства населения и его трудового потенциала является здоровье людей. Рост заболеваемости чреват снижением рождаемости, сокращением продолжительности жизни, увеличением числа смертей, ухудшением качественных характеристик трудового потенциала, как в реальном

времени, так и, что особенно опасно, в последующие годы.

Объект настоящего исследования - Республика Мордовия - относится к регионам с наиболее неблагополучной демографической ситуацией, характеризующейся и естественной убылью, и значительным миграционным оттоком. В данной статье на основе анализа демографических показателей выявляются основные тенденции воспроизводства сельского населения этого региона в постсоветский период [1].

Мордовия со второй половины 1980-х гг. относится к регионам с преобладанием городского населения. Хотя еще в 1960 г. в городах проживало не более 20% населения республики. Вследствие активной урбанизации доля сельских жителей в структуре населения Мордовии неуклонно снижалась и в 2014 г. показатель составлял 39,3% [2]. С начала 1990-х гг. численность сельского населения Мордовии снизилась на 23,3 % (табл. 1).

Таблица 1 - Компоненты изменения численности сельского населения _Республики Мордовия в 1990-2013 гг., человек [3]_

Численность Изменения за год Численность населения на 31 декабря Общий прирост за год, %

Годы населения на 1 января общий прирост естественный прирост миграционный прирост из-за перемены категории населенных пунктов

1990 416562 -5068 -1082 -3986 - 411494 -1,22

1991 411494 -4725 -1627 -3098 - 406769 -1,15

1992 406769 -655 -2015 1360 - 406114 -0,16

1993 406114 -1837 -3041 1204 - 404277 -0,45

1994 404277 -3860 -4147 287 - 400417 -0,95

1995 400417 -4794 -3704 -1090 - 395623 -1,20

1996 395623 -4957 -4377 -580 - 390666 -1,25

1997 390666 -5442 -4478 -964 - 385224 -1,39

1998 385224 -5644 -4087 -1557 - 379580 -1,47

1999 379580 -6233 -4877 -1356 - 373347 -1,64

2000 373347 -6287 -4904 -1383 - 367060 -1,68

2001 367060 -5261 -4635 -1726 1100 361799 -1,43

2002 361799 -6173 -5060 -1113 - 355626 -1,71

2003 355626 -178 -4979 -1181 5982 355448 -0,05

2004 355448 784 -4934 -738 370 6456 356232 0,22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.