Научная статья на тему 'Украинский архитектор александр Линецкий: начало творческого пути'

Украинский архитектор александр Линецкий: начало творческого пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
566
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА КИЕВА / ХАРЬКОВА / ОМСКА / КРАСНОЯРСКА / АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНКУРС / СТИЛЬ МОДЕРН / НЕОКЛАССИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокроусова Елена Григорьевна

Статья посвящена раннему периоду профессиональной деятельности известного харьковского архитектора А.В. Линецкого (1884-1953), который с 1907 г. работал в Красноярске под руководством губернского архитектора В. Соколовского, а в 1914-1922 гг. жил и работал в Омске. Самостоятельно и в соавторстве спроектировал и построил около 25 объектов. Сибирский период его творчества практически неизвестен как в Украине, так и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukrainian Architect Alexander Linetsky: Beginning of His Career

The article describes the early period of A.V. Linetsky’s professional work. Alexander Linetsky (1884 1953) was a famous Kharkiv architect, who worked also in the region of Siberia: since 1907 in the city of Krasnoyarsk under guidance of a province architect V. Sokolovsky; in 1914 1922 in the city of Omsk. A.V. Linetsky made designs for about 25 objects by himself and as a member of a creative group. The Siberian period of his architectural career has been almost known in the Ukraine as well as in Russia.

Текст научной работы на тему «Украинский архитектор александр Линецкий: начало творческого пути»

ление количества квадратных метров жилья, предназначавшихся человеку или семье, решения по поводу стилистики архитектуры и т.п. фактически лежали вне их компетенции, задавались свыше через лимитирование стоимости квадратного метра жилья, ограничений на использование определенных видов строительных материалов и конструкций, предписаний по применению типовых проектов и указаний на обращение к тем или иным образным прототипам.

Районирование территории, выбор мест размещения промышленных предприятий и градостроительных принципов формирования селитьбы при них: расчетная численность населения соцгоро-дов, показатели баланса территории, плотности застройки, характер и вид планировочной структуры (строчная, периметральная), иерархия планировочных единиц, состав объектов обслуживания, их вместимость, уровень инженерного оборудования территории, ориентация пешеходных связей, количество озеленения, виды городского транспорта и пр. задавались проектировщикам (и прямо, и косвенно) уже в готовом виде. Все перечисленные выше параметры определялись центральными инстанциями, а в повседневную практику проектирования внедрялись через нормативные предписания и рекомендации, обязательные для исполнения, а также распространялись благодаря образцам проектных решений, вырабатываемым как непосредственно в ходе проектирования, так и на специально организуемых конкурсах, итоги которых популяризировались потом через архитектурную печать. Архитекторы-планировщики становились заложниками этой ситуации. От них требовали качественного выполнения проектных задач в условиях, когда сделать это было практически невозможно. А после того как с великим трудом, после проработки множества вариантов и постоянных переделок, им все же удавалось найти приемлемое решение, оказывалось, что его никто не собирается воплощать. Это происходило потому, что градостроительная документация, вместо того чтобы выступать регулятором ведомственных и муниципальных строительных программ, фактически нужна была лишь в качестве средства «градостроительного оформления» уже принятых социально-политических, индустриальных, технических, финансово-экономических и прочих решений.

УДК 72:007

Е.Г. Мокроусова, г. Киев Украинский архитектор Александр Линецкий: начало творческого пути

Аннотация

Статья посвящена раннему периоду профессиональной деятельности известного харьковского архитектора А.В. Линецкого (1884-1953), который с 1907 г. работал в Красноярске под руководством губернского архитектора В. Соколовского, а в 1914-1922 гг. жил и работал в Омске. Самостоятельно и в соавторстве спроектировал и построил около 25 объектов. Сибирский период его творчества практически неизвестен как в Украине, так и в России.

Ключевые слова: архитектура Киева, Харькова, Омска, Красноярска, архитектурный конкурс, стиль модерн, неоклассицизм.

Известный харьковский архитектор Александр Васильевич Линецкий, победитель многих архитектурных конкурсов, профессор Харьковского строительного института, автор десятков домов в Одессе, Красноярске, Омске, Харькове, Киеве и других городах. Проектировал много, но не все смог осуществить. Многое из построенного было утрачено. Сегодня это имя в Киеве почти неизвестно. Даже о его более плодотворном харьковском периоде имеются довольно скупые сведения [3, с. 13-14; 4, с.78-80].

В процессе изучения некоторых киевских объектов 1930-х гг. это имя встречалось на страницах

советской печати, но особого внимания не привлекало. Интерес к А. Линецкому возник благодаря находке архивного дела, в котором отложилась творческая биография архитектора [9]. Дело сохранилось в личном фонде Георгия Александровича Лебедева — украинского архитектора и художника, кандидата искусствоведения, много лет исследовавшего историю и практику украинской советской архитектуры.

Кроме анкет, списков работ, характеристик, удостоверений и фотографий отдельных проектов и зданий, эти архивные материалы содержат переписку 1964-1965 гг. с дочерью архитектора, Ниной Александровной Линецкой, которая унаследовала родительскую профессию. К тому времени Г. Лебедев как руководитель сектора Киевского НИИ теории и истории архитектуры участвовал в подготовке шеститомного издания «История украинского искусства» и просил Нину Линецкую предоставить материалы отца. Но ответ был неутешительный. Оказалось, что часть архива архитектора погибла во время войны, а оставшееся хранилось в ящике на балконе харьковской квартиры и пропало во время ремонта. Под рукой же у дочери имелись лишь разрозненные малочисленные материалы. И такая печальная ситуация сложилась всего через 11 лет после смерти архитектора, о чем его дочь глубоко сожалела, признавая, что отнеслась к наследию отца невнимательно. Часть же документов была отдана для устройства в Харькове юбилейной выставки Линецкого, которому в 1964 г. исполнилось бы 80 лет. Но и архитектор Яновицкий, который брал материалы на выставку, уже умер. Так что и эта часть архива оказалась неизвестно где. Альбом работ Александра Линецкого также хранился в Москве, у его вдовы Кайи Ефимовны Линецкой. С ней Лебедев вступил в переписку и получил фотокопии некоторых проектов и статей в прессе [10, с. 11, 22].

Именно найденные документы, а также печальное свидетельство о потерянном творческом архиве заставили нас по-другому — более заинтересованно — посмотреть на личность А.В. Линецкого. Сквозь почти полную неизвестность начал проявляться образ живого человека с непростой судьбой. В это время появилась возможность принять участие в международной конференции по архитектуре авангарда в Харькове (февраль 2012 г.), к которой и был подготовлен доклад, объединивший историю архитектуры Харькова и Киева. Он был посвящен киевскому периоду творчества А. Линецкого. Позднее вышла более подробная статья, раскрывающая его непростые отношения с выдающимся украинским архитектором Павлом Алешиным [5, с. 58-69].

По сохранившимся сведениям удалось воссоздать жизненный путь Александра Линецкого, в котором четко выделилось несколько жизненных этапов. И один из этих этапов — длиною в 15 лет — был связан с Сибирью, где его имя сегодня оказалось забытым.

Александр Васильевич Линецкий (рис. 1) родился 10 февраля 1884 г. в Одессе в мещанской семье известного еврейского писателя конца XIX в. Ицхока Иоэля Линецкого (1835-1915). Шолом-Алейхем называл это имя среди основателей национальной литературной школы. В анкетах Линецкий писал, что происходит из мещан. В семье было четверо сыновей и дочь. Мария Исааковна Линецкая стала драматической актрисой. Свое имя архитектор поменял при крещении и в личном листке члена Союза советских архитекторов за 1947 г. указывал национальность — русский. Подробных сведений об этой метаморфозе мы не имеем, но шаг этот был, думаем, непростым. В 1905 г., в возрасте 21 года, он экстерном окончил 2-ю казенную гимназию в г. Каменец-Подольский. Профессионального образования, как ни странно, не получил, что не помешало ему успешно проектировать и строить.

Творческую работу А.В. Линецкий начал в Одессе еще в 1902 г. как техник-практик, помощник своего старшего брата, гражданского инженера Моисея Исааковича Линецкого, сторонника ретроспективного направления модерна, автора многих известных одесских зданий. От брата он и получил соответствующие знания и умения, но без собственных способностей этого было бы недостаточно. Линецкий-младший выполнил за четыре года в качестве помощника семь проектов особняков и доходных домов.

В 1906 г. Александр Линецкий оказался на военной службе в Красноярске, где служил до 1908 г. Но уже с 1907 г. начал работать как соавтор губернского архитектора Енисейской губернии Владимира Соколовского (1874-1959), одного из наиболее известных сибирских мастеров, чье наследие включает более 60 объектов. Не исключено, что протекцию мог составить брат Моисей Линецкий, который, судя по времени появления его первых построек в Одессе, был ровесником Соколовского и, соответственно, мог быть его соучеником. Иначе как наличием личных связей трудно объяснить

такую удачу молодого человека, не имеющего специального образования.

В Красноярске он создал ряд проектов, оставив после себя пятнадцать жилых и административных зданий. В собственноручно составленный в 1944 г. перечень работ А.В. Линецкий внес свои объекты, указывая, в каких случаях был автором, а в каких соавтором, работая в архитектурной мастерской Соколовского. Эти сведения чрезвычайно важны для более глубоко понимания архитектурной практики начала ХХ в. Хотя большинство работ самого В.А. Соколовского атрибутированы [6, с. 306-309], упоминаний о его помощниках-соавторах мы не нашли. Лишь в одном из исследований архитектуры Красноярска помещено интересное упоминание о том, что в городе работала скульптурно-лепная мастерская А. Линецкого и М. Гинеля, где выполнялись заказы по изготовлению деталей декоративного оформления фасадов и интерьеров [4, с. 116].

Пользуясь в основном электронными ресурсами, мы постарались соотнести архивные данные с реально существующими (или существовавшими) объектами. Конечно, не будучи знатоком застройки сибирских городов, заочно, это было сделать нелегко. Кроме того, сведения самого Линецкого в разных документах несколько разнятся. Итак, к своим работам красноярского периода он отнес следующие:

1. Женская гимназия в г. Ачинске, 1908-1909 г., соавтор.

2. Торговые ряды на Базарной площади по заказу городской управы, 1907-1908 гг., автор.

3. Дом-особняк на Воскресенской улице, 1908-1909 гг., соавтор.

4. Доходный дом с типографией на Воскресенской улице, 1908-1909 гг., соавтор. (Этот дом на пр-те Мира, 55 сохранился.)

5. Два дома-особняка на Благовещенской улице, 1909, 1910 гг., соавтор.

6. Детский приют им. Синельникова на Набережной улице, 1910-1911 гг., по заказу Городской управы (вероятно, здание Ольгинского приюта в стиле модерн).

7. Кинотеатр на 500 мест по Больничному переулку, 1911-1912 гг., по частному заказу, автор. В другом списке значится как кинотеатр на улице Вейнбаума (Гимназический переулок), владелец Н.И. Гадалов). Это оригинальное здание с выразительным пластическим силуэтом и разнообразным лепным декором не сохранилось, но по праву считается одним из лучших образцов декоративного модерна в Красноярске. Трудно сказать, как авторство Линецкого соотносится с газетной публикацией 1910 г. в «Красноярском вестнике» о том, что проект кинотеатра был доставлен заказчику из Парижа [4, с. 95]. Возможно, заграничная работа была взята за образец.

8. Дом-особняк на Воскресенской улице, 1911 г., соавтор.

9. Дом-особняк на Благовещенской улице, 1911 г., соавтор.

10. Дом-особняк на берегу реки Иртыш, 1911 г., по заказу частного владельца, автор. Тут вкралась ошибка с названием реки. В другом документе упоминается загородный дом-вилла на р. Енисей (владелец Зельманов (имеется в виду М.Х. Зельманович)).

11. Доходный дом с банком, 1912 г., соавтор.

12. Доходный дом с кинотеатром на 300 мест и магазинами на Воскресенской улице (тоже принадлежал Гадалову), 1912-1913 гг., соавтор.

13. Доходный дом с конторой и магазинами на улице Узенькая, 1912-1913 гг., соавтор.

14. Баня на 100 человек, 1913-1914 гг., соавтор.

15. Жилой дом на улице Узенькая, 1912-1913 гг., соавтор. Вероятно, речь идет про особняк П.И. Гадалова. Об особняке коммерческого советника Петра Ивановича Гадалова (точнее, его жены Веры Николаевны) Линецкий пишет, что план разработал Соколовский, а фасад — он сам [9, с. 119]. Архитектор К.Ю. Шумов в статье «Красноярские особняки В.А. Соколовского» [8] указывает, что в проект, разработанный Соколовским в 1909 г. были внесены некоторые изменения, упрощения. Фасады особняка исполнены в эклектично-модернистском духе. Возможно, данный случай как раз отражает участие его помощника А. Линецкого.

Скорее всего, и другие совместные работы выполнялись по этой же схеме, чем, возможно и объясняется широкая вариативность в оформлении фасадов Соколовского, о чем также пишет К. Шумов. По российскому строительному законодательству Линецкий не имел права осуществлять строительный надзор и выдавать ответственную подписку архитектора. Для этого требовался соответствующий диплом. Но как ни странно, почти на всех указанных объектах он технический надзор вел

и отдельно указал это в п. 22 личного листка члена Союза архитекторов. Наиболее вероятно, что эта деятельность проходила под именем все того же губернского архитектора Соколовского. По-видимому, именно с отсутствием официального статуса и связано забвение Линецкого — его имя в документах не фигурировало или фигурировало редко.

В 1914-1922 гг. Александр Линецкий живет в Омске. Работает архитектором Управления Омской железной дороги (улица Кокуйская, 35) и инженером технических занятий в Сибирском округе путей сообщения. Активно занимается и частной архитектурной практикой. В 1921-1922 гг. занимает должность заведующего отделом благоустройства областного губкомхоза. Принимал участие в общественной работе, в частности руководил секцией изобразительного искусства при железнодорожном клубе (1916 г.) и был зампредседателя Союза рабочих и служащих Омской железной дороги (1917 г.).

Проживая в Омске, участвует в архитектурном конкурсе на проектирование детской больницы имени Петра и Алевтины Михайловых в Томске (ноябрь 1914 г.), на которую Михайлова пожертвовала городу 100.000 рублей и усадьбу стоимостью 20.000. За проект под девизом «Доброе дело» (рис. 2) Линецкий получил 1-ю премию в сумме 500 рублей, а 2-ю премию в 300 рублей выдали архитектору П.Ф. Федоровскому (эмблема «Большой красный крест в круге») [9, с. 121]. В мае 1915 г. состоялась торжественная закладка больницы [1, с. 165].

Линецкий также занял 1-е место в конкурсе на проектирование клуба-театра железнодорожников для управления Омской железной дороги (1918 г.). В 1921 г. был отмечен за разработку художественных плакатов. В последующие годы особенно активно соревновался в Харькове. За 30-летие активной творческой жизни с 1915 по 1944 г. принял участие в 20 конкурсах, получил 13 первых и 5 вторых премий, 2 проекта были рекомендованы к приобретению. Такая активность на конкурсном поприще случайной не была. И до революции, и в советские годы конкурсы являлись важнейшим видом архитектурной деятельности.

Линецкий имел отношение и к одному из выдающихся архитектурных памятников Омска, который также связан с конкурсной практикой. Он называет себя соавтором здания Управления Омской железной дороги по Артиллерийской улице (1914-1918 гг.), проект которого был выполнен в Службе пути и зданий. Александр Линецкий подчеркивает, что все интерьеры исполнены им в качестве автора. Он, правда, «забывает» упомянуть имена весьма известных в Российской империи зодчих, которые принимали участие в создании величественного здания. За основу планировки было взято Управление Южных железных дорог в Харькове (архитекторы А.И. Дмитриев, Д.С. Ракитин, П.П. Ротерт). А для выработки лучшего фасада в 1912 г. провели архитектурный конкурс. Как это часто случалось в практике соревнований, проект томского автора В.Ф. Оржеш-ко, получивший 1-ю премию, был отклонен. В 1913 г. дальнейшую работу предложили петербургским зодчим — академикам архитектуры А.И. Дмитриеву и Ф.И. Лидвалю. Последний принял предложение. Аллегорическую скульптуру на фасаде и в интерьере выполнил чешский скульптор В.Ф. Винклер с группой помощников [2, с. 208-211].

К своим неосуществленным работам Линецкий причисляет и здание Переселенческого управления (1914 г., проектная контора Переселенческого управления). Учитывая, что в 1913 г. в Омске состоялся очередной конкурс на его проектирование, можно было бы предположить, что А.В. Линецкий был одним из его участников: на конкурс поступило 7 проектов, 6 петербургских авторов, а один — «иногородний». Сам Линецкий этого не сообщает, хотя многие свои конкурсные работы оговаривает. Известно авторство только трех первых премированных работ в стилистике классицизма, ни одну из которых не осуществили. В 1915 г. для части учреждений Переселенческого управления выстроили здание в стиле модерн [2, с. 214-216]. Таким образом, А. Линецкий скорее причастен именно к этому этапу проектирования.

К работам, так или иначе связанным с конкурсами, можно отнести проекты Коммерческого училища (1914 г.) и географического музея (Музей Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (1914 г.), включенные автором в группу нереализованных. На проектирование обоих объектов состоялись конкурсы. Новое здание музея построено не было, а училище завершили строительством в 1916 г. Но был использован не выбранный в ходе архитектурного соревнования проект А.Д. Крячкова, архитектора Западно-Сибирского учебного округа, а вариант

инженера Ф.А. Черноморенко, составленный уже после завершения конкурса [2, с. 212-213].

Неосуществленных проектов у Линецкого было достаточно много, но обстоятельства работы над ними нам также неизвестны. Автор называет непринятые проекты городского дома в бывшем Царицыне (1911 г., автор) и Общественного собрания в Чите (1911 г., автор), вокзал на станции Н.-Сибирск (1915 г.), кинотеатр на 1000 человек (1916 г.), два доходных дома (1916 и 1917 гг.) и один жилой дом (1918 г.), грязелечебницу на станции Карачи (санаторий круглого плана, 1918 г.), здание почты и телеграфа, Дворец Кооперации производителей масла 1921 г. (вероятно, он же -Дом кооперации ОЖД на улице Плотниковой); при участии студента Н. Русинова).

В творчестве А.В. Линецкого был и градостроительный проект — перепланировка города Омска в 1921-1922 гг. по заказу отдела благоустройства Комхоза (также при участии Русинова) (рис. 3). В 1921 г. на конференции заведующих коммунальными отделами в г. Омске Линецкий выступил с докладом «О планировке городов и населенных пунктов».

В целом независимо от степени участия А.В. Линецкого в создании указанных объектов можно смело утверждать, что он был достаточно известным проектировщиком и строителем и, живя в Сибири, успешно реализовывал свой потенциал. Об этом свидетельствуют и многочисленные осуществленные проекты:

1. Дом сотрудников Омской железной дороги на станции Н.-Сибирск, 1915-1916 гг., автор.

2. Вагонные мастерские ОЖД, 1915 г., автор.

3. Главная контора мастерских ОЖД, 1916-1917 гг., автор.

4. Кузнечный цех мастерских ОЖД, 1916-1917 гг., автор.

5. Типография ОЖД, 1917 г., автор.

6. Клуб Омской железной дороги на берегу Иртыша, на станции Вагай, 1918 г. (в одном из документов уточнено, что летний клуб О.Ж.Д. не построен).

7. Жилой дом на Тарской улице по частному заказу В.Могилевской, 1915-1916 гг., автор.

8. Жилой дом на Тобольской улице по частному заказу, 1918 г., автор.

9. Жилой дом на Думской улице по частному заказу В.Н. Гутермана, 1918 г., автор.

10. Доходный дом на Атамановской улице для Г. Лерман (ныне улица Ленина).

11. Дом-особняк у спуска к р. Омь для И.Л. Алчедаевского.

12. Казачий рынок на 24 корпуса, 1921 г., по заказу отдела коммунального хозяйства, автор.

Именно в Омске А.В. Линецкий поступил в Сибирское отделение художественного института

имени Врубеля — тогда филиала Московского архитектурного института. Закончить образование он не успел. Однако в 1921-1922 гг. как опытный практик преподавал в этом институте курс «Теория архитектурных форм и ордеров». Звание же архитектора-художника получил только в 1929 г. за плодотворную архитектурную деятельность: «По испытании в квалификационном отделе и на основании постановления управления профессионального образования НКО, утвержденного Народным комиссариатом образования, удостоен звания архитектора-художника». [9, с. 73 об.] Через десять лет, в 1938 г., А.В. Линецкий становится профессором кафедры архитектуры и рисунка Харьковского строительного института. Эту кафедру он возглавлял до 1950 г.

В 1922 г. архитектор переезжает в Харьков, связав с тогдашней столицей Украины свою жизнь. Каким же образом ему удалось вернуться ближе к родным местам? Оказывается, Главкомхоз Украины, «испытывая острую нужду в специалистах по разработке проектов благоустройства городов и населенных мест Украины», обратился в Главное управление коммунального хозяйства РСФСР с просьбой дать распоряжение Омскому Губкоммунотделу откомандировать Линецкого в Украину [9, с. 124]. Вероятно, и тут без личных знакомств не обошлось.

В тогдашней столице УССР Линецкий выполнил лучшие свои проекты в стилистике конструктивизма, который в 1920-х гг. господствовал в архитектуре. К самым известным его работам относится реконструкция бывшего Дворянского собрания, строительство Товарной биржи (1925 г.), Нового Пассажа (1926 г.), универмага. Участвовал в конкурсе на проектирование знаменитого Госпрома (1925 г.) — символа эпохи и стиля, и государственного музыкального театра (1932 г.). В Харькове он построил около двадцати объектов и чуть более десяти остались в чертежах. Всего же в перечень осуществленных работ архитектор внес 56 зданий в разных городах и 35 нереализованных замыслов.

В Киеве А.В. Линецкий оказался в 1935 г., заменив на должности начальника 2-й архитектурно-художественной мастерской Киевсовета П.Ф. Алешина, и оставался ее руководителем до 1 августа 1937 г. Поскольку Алешина подвергли острой критике и отстранили от руководства, все проекты его мастерской директивным методом передали новому начальнику. Последнего мы ни в чем не обвиняем. И совсем не уверены, что сам архитектор рвался в Киев — многих специалистов тогда просто направляли в новую столицу Украины. Александр Линецкий прожил в Киеве совсем недолго

— около двух лет. Принял участие в проектировании и строительстве нескольких важных зданий

— Дворца обороны, Пассажа на Крещатике, Дворца пионеров, в реконструкции оперного театра и гостиницы «Гранд-отель» на Крещатике [5, с. 58-69]. Но так и остался в тени выдающегося мастера Павла Алешина, а его имя со временем в Киеве забылось так же, как в Сибири.

Возвращение в Харьков в 1938 г. открыло перед талантливым архитектором новые перспективы. Он стал профессором и проектировал в последующие годы для Харькова, Полтавы, Самары, Тирасполя, Ростова, Днепропетровска, Луганска. В 1941 г. Линецкий на несколько лет вернулся в город своей молодости — был эвакуирован в Красноярск, где активно работал вплоть до 1944 г. Состоял в должности краевого архитектора, спроектировав стадион на 3200 мест на острове отдыха, физкультурный корпус (павильон), выполнил проект расширения и надстройки краевого музея, реконструкции клуба НКВД, архитектурно-художественного оформления здания Крайисполкома. В 1944 г. принял участие в конкурсе на проектирование надстройки и реконструкции вокзала на станции Красноярск. Сохранилась грамота на 1-ю премию в 3000 рублей за проект под девизом «Зеленый круг» [9, с. 218]. Интересно, что одним из подписавших грамоту был старый коллега В.А. Соколовский. Сюда же, в Красноярск, в феврале 1944 г. харьковские коллеги прислали ему поздравительное письмо по случаю 60-летнего юбилея и 35-летия архитектурной деятельности [9, с. 164-166]. В скором времени, в августе 1944 г., А.В. Линецкий вернулся в Харьков, но проектированием уже почти не занимался, продолжив заведование кафедрой архитектурного проектирования Харьковского инженерно-строительного института. Его звездный час остался в прошлом — в столичном Харькове 1920-х гг. Умер Александр Васильевич Линецкий в 1953 г. в возрасте 69 лет.

Рис. 1. Портрет А.В. Линецкого. Личное дело архитектора. Государственная научная архитектурно-строительная библиотека (ГНАСБ) им. В. Заболотного

Рис. 2. Конкурсный проект детской больницы Михайловых в Томске. 1915 г. ЦГАМЛИ. Ф. 1042. Оп. 1. Д. 76. Публикуется впервые

Рис. 3. Проект переустройства Театральной площади в Омске. 1920-е гг. ЦГАМЛИ. Ф. 1042. Оп. 1. Д. 76. Публикуется впервые

Список использованных источников

1. Архитектурно-художественный еженедельник. — 1915. — №9. — 27 мая.

2. Гуменюк А.Н. Архитектура Омская Х1Х — начала ХХ веков: дис. ... канд. искусствоведения. — СПб, 2004.

3. Лейбфрейд А. Архитекторы-евреи в Харькове: Очерк. — Харьков: Каравелла, 2002.

4. Меркулова М.Е. Архитектура Красноярска Х1Х — начала ХХ века. Стилевые характеристики: дис. ... канд. искусствоведения. — Красноярск, 2005.

5. Мокроусова О.Г. Олександр Лнецький vs Павла Альошина: конфлкт на ™ епохи // Пам'ятки УкраТни. — 2013. — №11.

6. Слабуха А.В. Архитекторы Приенисейской Сибири. Конец Х1Х — начало ХХ1 века. Иллюстрированный биографический словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.

7. Черкасова Е. Архитектурная культура региона. — Хакрьков: Форт, 2010.

8. Шумов К.Ю. Красноярские особняки В.А. Соколовского [Электронный ресурс]. — URL: http:// naov.ru/?krasnojarskie_osobnjaki_v_a_sokolovskogo&id=303 (дата обращения 28.01.2014).

9. Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины (ЦГАМЛИ) Ф. 1042. Оп. 1. Д. 76.

10. ЦГАМЛИ. Ф. 1042. Оп. 1. Д. 56.

УДК 711:93/99(470+571)

ББК Щ113(2=411.2)53

Ю.А. Мылова, г. Хабаровск Научный руководитель: Н.П. Крадин

Директивный метод в советском градостроительстве 1930-х гг.

Аннотация

В основу советского градостроительства было заложено понятие директивного метода формирования городской среды, соответствующей идеологическим установкам социалистического государства. Централизация градостроительной деятельности, единый порядок проектирования позволили сформироваться комплексному подходу к стратегии планирования городов. В статье освещается вопрос истории образования и деятельности Гипрогора как ведущего государственного института урбанистики. Проведен анализ политических, экономических и социальных предпосылок возникновения и развития структуры проектирования городов в начале XX в. Сделан вывод об эффективности директивного метода в градостроительной практике.

Ключевые слова: советское градостроительство, директивный метод, социалистический город, планировочная структура.

В основу советского градостроительного подхода в 1930-х гг. закладывается понятие директивного метода. Суть его состоит в прямом административном влиянии на процесс планирования и застройки городов. Директивный метод градостроительства опирается на четкую иерархическую структуру политических институтов государства, в результате работы которых осуществляется централизованный контроль над процессом градостроительного проектирования и распределения ресурсов.

Централизация градостроительной деятельности. В рамках программы социалистического расселения в СССР в начале XX столетия происходило основание новых городов — административных и промышленных центров. За счет выстраивания административной иерархии такой метод организации населения на удаленных территориях страны способствовал укреплению управленческих позиций власти (партии), а вместе с тем регулированию концентрации населения в центральных административных районах. Поскольку промышленность является одним из средств закрепления населения на определенной территории, обеспечивая его местами приложения труда, одновременно планировалось решить проблему преодоления неравномерного расположения индустриальных предприятий на территории страны.

Наряду с этим проводился ряд социальных программ, гарантирующих государственные поощрения в виде предоставления рабочим жилой площади. Эффективность данных программ совместно с идеологической мотивацией спровоцировали крупные миграционные потоки в места нового строительства. Результатом политики привлечения рабочей силы на неосвоенные ранее территории являлось повышение экономической силы, а также обороноспособности страны. К середине XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.