О. Пичугина, г. Екатеринбург
Строительство Красноярска в последней четверти XIX — начале ХХ в.
Аннотация
В статье рассматриваются основные особенности архитектуры Красноярска в последней четверти XIX — начале XX в. Этому периоду было свойственно расширение типологии возводимых сооружений. Автор характеризует усилившееся каменное строительство и деятельность профессиональных архитекторов того времени.
Рост Красноярска на рубеже XIX-XХ вв. был обусловлен экономическим оживлением, связанным с прокладкой Транссибирской магистрали и проводимой правительством политикой переселения безземельных крестьян из Центральной России на восток. От предыдущего этапа развития город унаследовал регулярную планировку и сложившуюся двухцентровую систему со Старобазарной и Новобазарной площадями, соединенными Воскресенской улицей. Эта схема была заложена перспективным планом 1828 г., а ее реализация видна на карте города 1906 г.
В 1880-х — начале 1900-х гг. застройка Красноярска была в подавляющем большинстве деревянной. В Путеводителе по Транссибирской магистрали, изданном в Петербурге в 1900 г., указывалось, что в Красноярске на тот момент имелось 2327 домов, из них каменных — 98 [1].
Каменное строительство в последней четверти XIX в. сосредотачивается в основном на центральной Воскресенской и прилегающих к ней улицах. В середине столетия предпочтение отдавалось относительно небольшим двухэтажным зданиям, строгий облик которых транслировал не изжитые окончательно установки «образцовых» построек эпохи классицизма. В 1880-х гг. на смену им приходят роскошные купеческие особняки, нередко объединенные с торговыми помещениями. Их проектирование велось опытными дипломированными специалистами. В качестве примера можно указать на каменный дом купца I гильдии Николая Герасимовича Гадалова, постройка которого по проекту городского архитектора Александра Александровича Лоссовского была закончена в 1882 г.
Через два года на противоположной стороне того же перекрестка при участии Максимилиана Юрьевича Арнольда, инженера-архитектора, выпускника Петербургского строительного училища, было возведено массивное трехэтажное каменное здание, принадлежавшее младшему брату Н.Г. Гадалова Ивану Герасимовичу. Это был один из первых в городе каменных доходных домов. Нижний этаж отводился под магазины, а позже здесь размещалось губернское управление и окружной суд.
В этот период расширяется номенклатура строящихся зданий. Особое внимание уделяется образовательным учреждениям. В 1885 г. заканчивается строительство нового помещения для женской гимназии, в проектировании которого приняли участие М.Ю. Арнольд и губернский архитектор Северьян Васильевич Нюхалов. Построенное в «кирпичном стиле» здание имеет элементы родства с кирпичным зодчеством Томска как по характеру объемно-пространственного решения, так и в деталях20. Это объясняется, по-видимому, тем, что М.Ю. Арнольд в 1880-1881 гг. принимал участие в строительстве Томского университета, куда был направлен по рекомендации автора проекта академика архитектуры Александра Константиновича Бруни.
В 1891 г. вводится в строй новое здание губернской мужской гимназии, построенное при участии архитекторов Арнольда и Климова, и в этом проекте также сказывается влияние томской архитектуры (корпус первого в Сибири Томского университета).
Усилиями Общества врачей Енисейской губернии в Красноярске в 1885 г. открылась бесплатная городская лечебница. Новое одноэтажное здание, выстроенное в «кирпичном стиле», было возведено при участии Петра Николаевича Коновалова в 1888 г.
В 1878 г. в городе появилось первое стационарное зрелищное учреждение — городской театр.
20 В качестве аналогов можно сослаться на здание губернской мужской гимназии в Томске 1885-1886 гг. постройки (арх. П.П. Наранович) и здание окружного суда 1904 г. постройки (арх. К.К. Лыгин).
Строительство вел губернский архитектор Г.Я. Судовский и сменивший его затем А.А. Лоссовский. Здание было построено на бывшей Острожной площади, которая вскоре была переименована в Театральную. Простояв двадцать лет, оно сгорело. Новый каменный театр — Народный дом (1901-1902 гг.) был возведен при участии инженера Е.Н. Александрова на Воскресенской улице в стилистике, сочетающей неоклассику с элементами барокко. В реконструированном виде существует по сей день.
Транссибирская магистраль достигла Красноярска в 1895 г. Это событие внесло множество изменений в размеренный быт города. Вдоль линии железной дороги, обогнувшей город с запада, складывается обширная инфраструктура, включающая станцию II класса с вокзалом, построенным по индивидуальному проекту архитектора Среднесибирской железной дороги Константина Константиновича Лыгина. Вблизи нее располагался промышленно-производственный городок с многообразным спектром механических мастерских, где трудилось 1500 рабочих. В структуру мастерских входило 8 производственных цехов [2]. Здесь же было возведено паровозное депо на 25 паровозов, шпалопропиточный завод, склад керосина Нобеля [3]. Пристанционные постройки со временем обрастали жилыми кварталами, образуя Николаевский посад с больницей, аптекой, железнодорожным училищем, железнодорожным собранием, включавшим зрительный зал на 450 мест, жилыми домами и церковью. Всего под железнодорожные инфраструктуры было отведено около 287 гектаров городских земель, переданных городом под строительство безвозмездно [3, с. 19] .
В середине 1890-х гг. в Красноярске начинается лавинообразный рост населения. Если 1897 г. оно составляло 26699 человек, то в 1904 г. — уже 43319, а в 1910 г. — 68254 [4, с. 506]. Газеты того времени отмечали «оживление и многолюдство», сопровождавшееся открытием новых лавок и магазинов, в которых торговля шла «очень бойко» [5]. Согласно общероссийской тенденции в конце XIX столетия в Красноярске формировался новый тип городского центра, в котором расположение торговых и коммерческих зданий связывалось не только с торговыми площадями, но и с образующими центр улицами [4, с. 510]. Характерно, что возведенное на Новобазарной площади в 1907 г. по проекту красноярского городского архитектора Романа Сергеевича Попова здание Пассажа обращено главным фасадом не к площади, а к Воскресенской улице. На первом этаже размещались торговые фирмы и магазины, на втором — городской общественный банк. На тот момент это было одно из самых представительных зданий города, в котором эклектика включала в себя элементы модерна.
Как и в других российских городах, в этот период складывается стихийное зонирование, при котором общественные, торговые и зрелищные сооружения располагались в центре и резко выделялись своими размерами, стилистикой и строительными материалами от окраинной застройки. Причем строительство отдельных зданий велось теперь не от случая к случаю, а постоянно. В связи с расширением фронта строительных работ все более значительной становится роль архитекторов и инженеров-строителей, которые не только приезжают в город из Центральной России, но и получают образование в Сибири21.
Одним из самых продуктивных красноярских архитекторов начала XX в. был Владимир Александрович Соколовский (1874-1959). Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, он в самом начале нового столетия был направлен на должность младшего архитектора в Красноярск, а в 1909 г. был назначен губернским архитектором. Только в Красноярске им было построено и реконструировано более 50 зданий. Красноярский архитектор К.Ю. Шумов, анализируя творчество Соколовского, отмечает наиболее яркие его черты: синтез рационалистических тенденций с романтической стилизацией исторических форм; подчеркнутую скульптурность архитектурных элементов; обдуманное использование земельного участка; выразительность фасадов в сочетании с хорошей функциональной схемой здания; стремление к синтезу — включение настенной живописи и лепнины, великолепную ковку решеток и высокое качество жестяных изделий и в целом присущий его постройкам «высокий уровень строительной культуры и художественного ремесла» [6].
Одним из первых зданий, возведенных Соколовским в Красноярске, был католический храм Преображения Господня, освещенный в 1910 г. В этом же году заканчивается строительство доходного дома купца Либмана, декоративная отделка фасадов которого выполнена в стилистике модерна. К лучшим постройкам Соколовского относят особняк Веры Николаевны Гадаловой, завершенный в
21 Например, Р.С.Попов окончил I Сибирское техническое училище при Средне-Сибирской железной дороге, расположенное в Красноярске, по направлению техник-строитель.
1913 г. Здание выходит двумя фасадами на перекресток Дубенского переулка и улицы Гостинской. Интерьеры особняка были расписаны красноярским художником, выпускником петербургского училища технического рисования Штиглица, Вильгельмом Генриховичем Вагнером. Особым изяществом отличается построенное Соколовским в 1913 г. здание Общественного собрания.
Другим архитектором, повлиявшим на облик города, был Леонид Андреевич Чернышев (18751932). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он продолжил свое образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. В Красноярске имя Чернышева связано прежде всего со зданием краеведческого музея, возведенного в формах древнеегипетского храма.
И еще один архитектор, о котором необходимо упомянуть, это Сергей Георгиевич Дриженко (1876-1946). Он учился в петербургском институте гражданских инженеров и вскоре после его окончания был назначен на должность красноярского городского архитектора, которую исполнял более 20 лет. Главной его постройкой явилось здание Общества попечения народного образования, 1915 г.
Таким образом, в начале XX в. в Красноярске в общих чертах сложилась застройка центральной части города, которая определяет лицо его исторического центра и сегодня.
Список использованных источников
1. Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — С. 307.
2. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — 306 с.
3. Журин Н.П. Градостроительство Сибири второй половины XIX — начала ХХ веков. — Новосибирск: НГАХА, 2000.
4. Градостроительство России середины XIX — начала XX веков. Столицы и провинция. Кн. III / под общ. ред. Е.И.Кириченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 506.
5. Газета «Восточное обозрение». — 1895. — 16 апреля.
6. Шумов К.Ю. Красноярские особняки В.А. Соколовского. — URL: http://naov.ru/articles/ krasnoyarskie-osobnyaki-vasokolovskogo.html (дата обращения: 15.03.2014).
УДК 72.01 ББК 85.113(2)
А.В. Потапова, гг. Дрезден — Иркутск Научные руководители: Т. Вилл, М.Г. Меерович
Градостроительные регламенты исторических кварталов города Дрездена как возможное будущее для кварталов деревянного архитектурного наследия г. Иркутска
Аннотация
Статья рассматривает немецкий опыт по разработке законодательных инструментов в области комплексной охраны исторической среды и градостроительного развития города. Рассмотрены примеры градостроительных регламентов г. Дрездена с последующим анализом применения данного опыта для сохранения деревянного наследия г. Иркутска