Научная статья на тему 'Строительство Красноярска в последней четверти XIX - начале ХХ в'

Строительство Красноярска в последней четверти XIX - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пичугина Ольга Кузьминична

В статье рассматриваются основные особенности архитектуры Красноярска в последней четверти XIX начале XX в. Этому периоду было свойственно расширение типологии возводимых сооружений. Автор характеризует усилившееся каменное строительство и деятельность профессиональных архитекторов того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Construction in Krasnoyarsk in the last quarter of the XIXth - the beginning of the XXth Centuries

The article analyses the main features of Krasnoyarsk architecture in the XIXth the beginning of the XXth centuries. In that period, new building types appeared in the city and amount of brick buildings increased. The text includes some information about professional architects who worked in Krasnoyarsk in that time.

Текст научной работы на тему «Строительство Красноярска в последней четверти XIX - начале ХХ в»

О. Пичугина, г. Екатеринбург

Строительство Красноярска в последней четверти XIX — начале ХХ в.

Аннотация

В статье рассматриваются основные особенности архитектуры Красноярска в последней четверти XIX — начале XX в. Этому периоду было свойственно расширение типологии возводимых сооружений. Автор характеризует усилившееся каменное строительство и деятельность профессиональных архитекторов того времени.

Рост Красноярска на рубеже XIX-XХ вв. был обусловлен экономическим оживлением, связанным с прокладкой Транссибирской магистрали и проводимой правительством политикой переселения безземельных крестьян из Центральной России на восток. От предыдущего этапа развития город унаследовал регулярную планировку и сложившуюся двухцентровую систему со Старобазарной и Новобазарной площадями, соединенными Воскресенской улицей. Эта схема была заложена перспективным планом 1828 г., а ее реализация видна на карте города 1906 г.

В 1880-х — начале 1900-х гг. застройка Красноярска была в подавляющем большинстве деревянной. В Путеводителе по Транссибирской магистрали, изданном в Петербурге в 1900 г., указывалось, что в Красноярске на тот момент имелось 2327 домов, из них каменных — 98 [1].

Каменное строительство в последней четверти XIX в. сосредотачивается в основном на центральной Воскресенской и прилегающих к ней улицах. В середине столетия предпочтение отдавалось относительно небольшим двухэтажным зданиям, строгий облик которых транслировал не изжитые окончательно установки «образцовых» построек эпохи классицизма. В 1880-х гг. на смену им приходят роскошные купеческие особняки, нередко объединенные с торговыми помещениями. Их проектирование велось опытными дипломированными специалистами. В качестве примера можно указать на каменный дом купца I гильдии Николая Герасимовича Гадалова, постройка которого по проекту городского архитектора Александра Александровича Лоссовского была закончена в 1882 г.

Через два года на противоположной стороне того же перекрестка при участии Максимилиана Юрьевича Арнольда, инженера-архитектора, выпускника Петербургского строительного училища, было возведено массивное трехэтажное каменное здание, принадлежавшее младшему брату Н.Г. Гадалова Ивану Герасимовичу. Это был один из первых в городе каменных доходных домов. Нижний этаж отводился под магазины, а позже здесь размещалось губернское управление и окружной суд.

В этот период расширяется номенклатура строящихся зданий. Особое внимание уделяется образовательным учреждениям. В 1885 г. заканчивается строительство нового помещения для женской гимназии, в проектировании которого приняли участие М.Ю. Арнольд и губернский архитектор Северьян Васильевич Нюхалов. Построенное в «кирпичном стиле» здание имеет элементы родства с кирпичным зодчеством Томска как по характеру объемно-пространственного решения, так и в деталях20. Это объясняется, по-видимому, тем, что М.Ю. Арнольд в 1880-1881 гг. принимал участие в строительстве Томского университета, куда был направлен по рекомендации автора проекта академика архитектуры Александра Константиновича Бруни.

В 1891 г. вводится в строй новое здание губернской мужской гимназии, построенное при участии архитекторов Арнольда и Климова, и в этом проекте также сказывается влияние томской архитектуры (корпус первого в Сибири Томского университета).

Усилиями Общества врачей Енисейской губернии в Красноярске в 1885 г. открылась бесплатная городская лечебница. Новое одноэтажное здание, выстроенное в «кирпичном стиле», было возведено при участии Петра Николаевича Коновалова в 1888 г.

В 1878 г. в городе появилось первое стационарное зрелищное учреждение — городской театр.

20 В качестве аналогов можно сослаться на здание губернской мужской гимназии в Томске 1885-1886 гг. постройки (арх. П.П. Наранович) и здание окружного суда 1904 г. постройки (арх. К.К. Лыгин).

Строительство вел губернский архитектор Г.Я. Судовский и сменивший его затем А.А. Лоссовский. Здание было построено на бывшей Острожной площади, которая вскоре была переименована в Театральную. Простояв двадцать лет, оно сгорело. Новый каменный театр — Народный дом (1901-1902 гг.) был возведен при участии инженера Е.Н. Александрова на Воскресенской улице в стилистике, сочетающей неоклассику с элементами барокко. В реконструированном виде существует по сей день.

Транссибирская магистраль достигла Красноярска в 1895 г. Это событие внесло множество изменений в размеренный быт города. Вдоль линии железной дороги, обогнувшей город с запада, складывается обширная инфраструктура, включающая станцию II класса с вокзалом, построенным по индивидуальному проекту архитектора Среднесибирской железной дороги Константина Константиновича Лыгина. Вблизи нее располагался промышленно-производственный городок с многообразным спектром механических мастерских, где трудилось 1500 рабочих. В структуру мастерских входило 8 производственных цехов [2]. Здесь же было возведено паровозное депо на 25 паровозов, шпалопропиточный завод, склад керосина Нобеля [3]. Пристанционные постройки со временем обрастали жилыми кварталами, образуя Николаевский посад с больницей, аптекой, железнодорожным училищем, железнодорожным собранием, включавшим зрительный зал на 450 мест, жилыми домами и церковью. Всего под железнодорожные инфраструктуры было отведено около 287 гектаров городских земель, переданных городом под строительство безвозмездно [3, с. 19] .

В середине 1890-х гг. в Красноярске начинается лавинообразный рост населения. Если 1897 г. оно составляло 26699 человек, то в 1904 г. — уже 43319, а в 1910 г. — 68254 [4, с. 506]. Газеты того времени отмечали «оживление и многолюдство», сопровождавшееся открытием новых лавок и магазинов, в которых торговля шла «очень бойко» [5]. Согласно общероссийской тенденции в конце XIX столетия в Красноярске формировался новый тип городского центра, в котором расположение торговых и коммерческих зданий связывалось не только с торговыми площадями, но и с образующими центр улицами [4, с. 510]. Характерно, что возведенное на Новобазарной площади в 1907 г. по проекту красноярского городского архитектора Романа Сергеевича Попова здание Пассажа обращено главным фасадом не к площади, а к Воскресенской улице. На первом этаже размещались торговые фирмы и магазины, на втором — городской общественный банк. На тот момент это было одно из самых представительных зданий города, в котором эклектика включала в себя элементы модерна.

Как и в других российских городах, в этот период складывается стихийное зонирование, при котором общественные, торговые и зрелищные сооружения располагались в центре и резко выделялись своими размерами, стилистикой и строительными материалами от окраинной застройки. Причем строительство отдельных зданий велось теперь не от случая к случаю, а постоянно. В связи с расширением фронта строительных работ все более значительной становится роль архитекторов и инженеров-строителей, которые не только приезжают в город из Центральной России, но и получают образование в Сибири21.

Одним из самых продуктивных красноярских архитекторов начала XX в. был Владимир Александрович Соколовский (1874-1959). Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, он в самом начале нового столетия был направлен на должность младшего архитектора в Красноярск, а в 1909 г. был назначен губернским архитектором. Только в Красноярске им было построено и реконструировано более 50 зданий. Красноярский архитектор К.Ю. Шумов, анализируя творчество Соколовского, отмечает наиболее яркие его черты: синтез рационалистических тенденций с романтической стилизацией исторических форм; подчеркнутую скульптурность архитектурных элементов; обдуманное использование земельного участка; выразительность фасадов в сочетании с хорошей функциональной схемой здания; стремление к синтезу — включение настенной живописи и лепнины, великолепную ковку решеток и высокое качество жестяных изделий и в целом присущий его постройкам «высокий уровень строительной культуры и художественного ремесла» [6].

Одним из первых зданий, возведенных Соколовским в Красноярске, был католический храм Преображения Господня, освещенный в 1910 г. В этом же году заканчивается строительство доходного дома купца Либмана, декоративная отделка фасадов которого выполнена в стилистике модерна. К лучшим постройкам Соколовского относят особняк Веры Николаевны Гадаловой, завершенный в

21 Например, Р.С.Попов окончил I Сибирское техническое училище при Средне-Сибирской железной дороге, расположенное в Красноярске, по направлению техник-строитель.

1913 г. Здание выходит двумя фасадами на перекресток Дубенского переулка и улицы Гостинской. Интерьеры особняка были расписаны красноярским художником, выпускником петербургского училища технического рисования Штиглица, Вильгельмом Генриховичем Вагнером. Особым изяществом отличается построенное Соколовским в 1913 г. здание Общественного собрания.

Другим архитектором, повлиявшим на облик города, был Леонид Андреевич Чернышев (18751932). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он продолжил свое образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. В Красноярске имя Чернышева связано прежде всего со зданием краеведческого музея, возведенного в формах древнеегипетского храма.

И еще один архитектор, о котором необходимо упомянуть, это Сергей Георгиевич Дриженко (1876-1946). Он учился в петербургском институте гражданских инженеров и вскоре после его окончания был назначен на должность красноярского городского архитектора, которую исполнял более 20 лет. Главной его постройкой явилось здание Общества попечения народного образования, 1915 г.

Таким образом, в начале XX в. в Красноярске в общих чертах сложилась застройка центральной части города, которая определяет лицо его исторического центра и сегодня.

Список использованных источников

1. Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — С. 307.

2. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — 306 с.

3. Журин Н.П. Градостроительство Сибири второй половины XIX — начала ХХ веков. — Новосибирск: НГАХА, 2000.

4. Градостроительство России середины XIX — начала XX веков. Столицы и провинция. Кн. III / под общ. ред. Е.И.Кириченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 506.

5. Газета «Восточное обозрение». — 1895. — 16 апреля.

6. Шумов К.Ю. Красноярские особняки В.А. Соколовского. — URL: http://naov.ru/articles/ krasnoyarskie-osobnyaki-vasokolovskogo.html (дата обращения: 15.03.2014).

УДК 72.01 ББК 85.113(2)

А.В. Потапова, гг. Дрезден — Иркутск Научные руководители: Т. Вилл, М.Г. Меерович

Градостроительные регламенты исторических кварталов города Дрездена как возможное будущее для кварталов деревянного архитектурного наследия г. Иркутска

Аннотация

Статья рассматривает немецкий опыт по разработке законодательных инструментов в области комплексной охраны исторической среды и градостроительного развития города. Рассмотрены примеры градостроительных регламентов г. Дрездена с последующим анализом применения данного опыта для сохранения деревянного наследия г. Иркутска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.