Научная статья на тему 'Тайгинские шедевры архитектора К. К. Лыгина'

Тайгинские шедевры архитектора К. К. Лыгина Текст научной статьи по специальности «Строительство. Архитектура»

CC BY
357
79
Поделиться
Ключевые слова
архитектура / проектирование / шедевр / эклектика / модерн / песчаник

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зюзьков Юрий Сергеевич

Золотой фонд архитектуры Сибири - составляет более десятка крупных работ замечательного архитектора и художника К. К. Лыгина. Его архитектурные шедевры в стиле эклектики и модерна в городах Томск и Тайга - это отражение высокого уровня понимания задач и предназначения архитектуры в эпоху становления Сибири, высокий уровень профессионализма и самовыражение большого таланта, постройки, которые украшают города более ста лет. Нам остается только восхищаться его работами, искать и находить другие спроектированные им здания, сохранять их для людей.

TAIGINSKY MASTERPIECES OF ARCHITECT

Golden Fund of architecture of Siberia is more than a dozen major works of architect and artist K. K. Lygin. His architectural masterpieces in the style of eclecticism and art Nouveau in the cities of Tomsk and Taiga is a reflection of the high level of understanding of the objectives and purpose of architecture in the era of development of Siberia, a high level of professionalism and self-expression of great talent, the buildings that adorn the city over a hundred years. We can only admire his work, to seek and find others designed their buildings, save them for people.

Текст научной работы на тему «Тайгинские шедевры архитектора К. К. Лыгина»

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 239

АРХИТЕКТУРА

УДК. 72.035

ТАЙГИНСКИЕ ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТОРА К. К. ЛЫГИНА TAIGINSKY MASTERPIECES OF ARCHITECT

Зюзьков Юрий Сергеевич ,

доцент, почетный архитектор России, тел. 89134382374

Sushkov Y. S.,

Associate Professor, Honorary architect of Russia, phone 89134382374

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28 street Vesennyaya, Kemerovo, 650000, Russian Federation

Аннотация. Золотой фонд архитектуры Сибири - составляет более десятка крупных работ замечательного архитектора и художника К. К. Лыгина. Его архитектурные шедевры в стиле эклектики и модерна в городах Томск и Тайга - это отражение высокого уровня понимания задач и предназначения архитектуры в эпоху становления Сибири, высокий уровень профессионализма и самовыражение большого таланта, постройки, которые украшают города более ста лет. Нам остается только восхищаться его работами, искать и находить другие спроектированные им здания, сохранять их для людей.

Abstract. Golden Fund of architecture of Siberia - is more than a dozen major works of architect and artist

K. K. Lygin. His architectural masterpieces in the style of eclecticism and art Nouveau in the cities of Tomsk and Taiga is a reflection of the high level of understanding of the objectives and purpose of architecture in the era of development of Siberia, a high level of professionalism and self-expression of great talent, the buildings that adorn the city over a hundred years. We can only admire his work, to seek and find others designed their buildings, save them for people.

Ключевые слова: архитектура, проектирование, шедевр, эклектика, модерн, песчаник.

Keywords: architecture, design, masterpiece, eclectic, modern, dog-kettle.

Социально-экономическая обстановка, сложившаяся в современной России, вносит значительные изменения в вопросы сохранения и использования историко-культурного наследия. В настоящее время для сибирских городов, в том числе и городов Кемеровской области, проблема охраны исторической застройки и архитектурных памятников приобретает особую актуальность.

Часто в процессе модернизации хозяйственной и социокультурной деятельности архитектурное наследие необратимо разрушается и утрачивается, а современники и потомки лишаются информации о разносторонних аспектах прошлого в жизни городов.

Повышение интереса кузбассовцев к своим национально-культурным традициям поможет изменить их отношение к исторической застройке, осознать необходимость её сохранения, воспитанию у молодого поколения чувства прекрасного, любви к родному городу. Высокое архитектурнохудожественное качество застройки г. Томска обусловлено работой в нем архитекторов - выпускников Императорской Академии художеств и Института гражданских инженеров: К. К. Лыгина,

В. Ф. Оржешко, П. П. Федоровского, А. Д. Кряч-

кова. В г. Тайга построено несколько объектов, запроектированных замечательным мастером архитектуры конца XIX - начала XX вв. Лыгиным К. К. (рис. 1).

Рис. 1. Лыгин

Константин Константинович

Лыгин Константин Константинович родился в г. Кременчуг Полтавской губернии в семье таможенного служащего 9 мая 1854 г. После оконча-

240

Ю. С.Зюзьков

ния первой Варшавской гимназии юный Константин Лыгин поступает в 1870 г. в Императорскую Академию Художеств на архитектурное отделение, а в 1879 г. оканчивает ее. Свою профессиональную деятельность он начинает в качестве помощника у профессора В. А. Шретера - главного архитектора императорских театров. В 1881 г. в возрасте 27 лет К. К. Лыгин становится действительным членом императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. С 1885 г.

К. К. Лыгин работает в Главной казарменной комиссии при главном штабе в Сызрани и в

Санкт-Петербурге. С 1890 г. трудится на Кавказе, проектируя и строя казармы, офицерские дома, манежи и другие здания. С 1891 г. К. К. Лыгин -член-корреспондент Санкт-Петербургского общества архитекторов. Одновременно с работой на Кавказе архитектор выполняет частные заказы, участвуя в конкурсах, проектируя здания для Самары, Казани, Москвы, Риги и других городов. В 1895 г. К. Лыгин дает согласие на предложение занять должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги, находившегося в г. Томске. К. К. Поэтому, приехав в Томск,

Рис. 2. Здание бывшего Общественного собрания Рис. 3. Здание торгового дома

Рис. 4. Здание Окружного суда

Рис. 5. Коммерческое училище

Рис. 6. Особняк купца Г. Ф. Флеера

Рис. 7. Здание аптекарского магазина

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 241

Рис. 8. Здание церкви имени Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

он уже сформировавшимся архитектором, хорошо знавшим исторические стили и имевшим практический опыт проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения. В Томске Константин Константинович получает много крупных заказов от местного купечества, городской администрации и церковных властей. С 1900 г. начинает преподавать в открывшемся Томском технологическом институте. Большинство его построек сохранилось до настоящего времени. Это и оказало значительное влияние на формирование архитектурного облика Томска с конца XIX -начала XX в. Самые значительные из них:

1. Здание бывшего Общественного собрания (дом Офицеров), построенное на ул. Почтамтской (ныне проспект Ленина, 50), заложенное в 1898 г., законченное в 1900 г. В настоящее время здание используется общественными организациями, такими как шахматный клуб, кафе и пр. (рис. 2).

2. Здание торгового дома «Евграф Кухтерин и сыновья». Здание построено в 1899-1900 гг. на пересечении улиц Почтамтской (современной ул. Ленина, 73) и Нечаевской. В Советское время оно использовалось как Горисполком. В настоящее время - мэрия г. Томска (рис. 3).

3. Здание Окружного суда на Воскресенской горе (современный переулок Макушина, 8), ныне Областной суд. Проект на здание датируется 1902 г. (рис. 4).

4. Коммерческое училище на Воскресенской горе (современная площадь Соляная, 2). Проект на здание датируется 1902-1903 гг. В настоящее время используется под корпус № 2 ТГАСУ (рис.

5).

5. Особняк купца Г. Ф. Флеера (ныне Дворец бракосочетаний). Проект выполнен в период с 1903 по 1905 гг. (рис. 6).

6. Аптекарский магазин торгового дома «Штоль и Шмидт», расположенный на ул. Почтамтская (современная ул. Ленина, 54). Проект на здание датируется 1904-1907 гг.). В настоящее время в здании находится центральная аптека (рис. 7).

7. Церковь имени Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, построенная в 1908 г.

Рис. 9. Дом И. Гадалова

при рабочем поселке спичечной фабрики «Заря». В настоящее время адрес церкви - улица Центральная, 12-а (рис. 8).

8. Дом И. Гадалова на Новособорной площади (современная площадь Новособорная, 2). Проект на здание датируется 1912 г. (рис. 9).

9. Мост через реку Ушайку, построенный в 1916 г. в самом живописном месте центра современного города Томска на месте старого Думского моста, выполненного из дерева по проекту декабриста Г. С. Батенькова (рис. 10).

Рис. 10. Мост через реку Ушайку

При проектировании моста Лыгин К. К. выполнял художественную часть проекта. Ее особенностью была морская тематика, представленная ростральными колоннами с морским декором. Техническая часть проекта выполнялась известной в то время фирмой «Ц. Любинский и Э. Ве-кер», специализирующейся на железобетонном строительстве. В начале ХХ в. железобетон почти одновременно начал применяться как в Европейской России так и в Сибири на Кемеровском руднике при строительстве Коксохимического завода и бункерной эстакады шахты Центральной, а также в Томске.

В начальный период работы в Томске К. К. Лыгин проектировал объекты на станции Тайга. Она возникла при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали в 1895 г. и в последующие годы начала быстро расти. Действитель-

242

Ю. С.Зюзьков

но, если в 1895 г. здесь было всего несколько домиков рабочих и служащих железнодорожников и около ста жителей, то уже в следующем году, когда установилась постоянная связь с Томском, число новопоселенцев утроилось. Еще годом позже в 1897 г. - в Тайге уже свыше семисот человек постоянных жителей обоего пола.

Признанный официально в 1896 г. пристанционный поселок рос за счет железной дороги. Она требовала от окрестных, прилегающих к головной магистрали и к Томской ветки деревень, дополнительных рабочих рук и продовольствия.

На трассу стягивались крестьяне - сибиряки из старожильческих деревень, привлекаемые высокими заработками. Однако, более всего, Тайга пополнялась за счет переселенцев из европейской России. Необъятные свободные земли, сказочные богатства тайги, солидные денежные пособия для переселенцев - все это было заманчиво. Ехали с тамбовщины, из Поволжья, из Прибалтики, из Белоруссии и т. д. Локомотивное депо, заложенное в 1895 г., в 1896 г. было сдано в эксплуатацию и стало притягивать оплачиваемой работой всех приезжих. Так как планировалось, что Тайга станет крупной узловой станцией благодаря своему центральному расположению, К. К. Лыгина назначается архитектором при управлении Средне-Сибирской железной дороги.

Первым его объектом на станции Тайга был храм Андрея Критского (рис. 11). Это был царский заказ, поэтому Лыгин приложил весь полученный ранее опыт проектирования чтобы с честью выполнить его.

Рис. 11. Храм Андрея Критского

Первого июля 1897 г. в присутствии Его Преосвященства Макария, епископа Томского и Барнаульского была совершена закладка храма. Постройка храма обеспечивалась щедрыми подношениями Челябинского купца Андрея Михайловича Новикова. До того как был построен храм по дороге курсировал специальный поезд-храм «Во имя святой Ольги», названный так в честь дочери

последнего русского императора Николая II. Указом Священного Синода храм на станции Тайга был открыт 18 июня 1898 г. Этот храм один из красивейших на всей Транссибирской магистрали, по своему величию и убранству он был лучшим на всем пути от Челябинска до Владивостока. В нем были дары от семьи Романовых. Во время богослужения кресты, чаши, иконы в окладах - все сияло в свете благородным металлом. Откуда такое внимание со стороны царской фамилии? Храм в Тайге стоял на землях Кабинета Его Императорского Величества. Проект Лыгина рассматривал лично Николай II и начертал одобрительный отзыв.

Храм имеет небольшие размеры, но выглядит изящно как малахитовая шкатулка. Он выполнен в стиле русского романтизма, модного стилевого направления в конце XIX - начале XX вв. в технике лицевой кладки из красного обычного и лекального кирпича с деталями из местного светло -желтого песчаника, и поэтому как нельзя лучше отражал назначение, скромную роскошь при небольших размерах храма для маленькой узловой станции.

В 90-х годах XIX в. еще действовали альбомы типовых проектов храмов, разработанные в первой половине XIX века архитектором Константином Тоном по повелению императора Николая I. Они были обязательны для применения на территории всей России. Большие и маленькие деревянные и каменные они строились до 1917 г. К. К. Лыгин, знакомый с этими альбомами, выбрал вариант индивидуального проекта и не ошибся. Храм получился на редкость удачным. К. К. Лыгин впервые в Томске обратился к лицевому кирпичу, как к более дешевому, долговечному и надежному фасадному отделочному материалу. Сочетание красного кирпича и деталей из светложелтого песчаника, декоративных решеток на окнах, закомар и барабанов куполов, выполненных из лекального кирпича на белом известковом растворе сделали храм по настоящему прекрасным и до сих пор современным. Выполненный по классической схеме русского храмового строительства с безстолпным главным залом для прихожан, притвором с небольшим переходом в зал, абсидой с алтарем, ориентированным на восток, невысоким крыльцом притвором и семью башенками на барабанах он очень гармоничен в размерах и пропорциях. Очень хороши наличники в средней части храма. Фигурные колонки по двум сторонам с арочной перемычкой и стилизованными капителями из лекального кирпича делают плоскость средней части стены главной по значимости с соразмерным полю стены окном с белой кованой решеткой. Ложные окна - ниши по бокам средней части стены расчленяют ее и делают логичными трехчастное ее завершение закомарами над многоярусным поясом-карнизом с боковыми башенками, выше которых луковицы с крестами. Окно

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 243

притвора оригинальное. Оно выполнено в виде удлиненного креста с широким наличником из светлого песчаника и сандриком из двухчастной дуги из такого же материала.

Печальна судьба храма в годы советской власти. Выстрелом из бронепоезда была сброшена одна из глав храма. Затем были скинуты на землю все кресты, купола и колокола. В огне сгорели бесценные иконы, сгинули серебро и золото. Казалось, что храм больше не восстановить. Пору-

церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла в рабочем поселке спичечной фабрики «Заря», принадлежавшей купцам Кухтереным. Лыгин запроектировал церковь в том же стиле, что и церковь в г. Тайга. Освященная 31 августа 1908 г. церковь говорит о незаурядном таланте архитектора К. К. Лыгина.

Вторым крупным объектом запроектированным Лыгиным на станции Тайга стал железнодорожный вокзал (рис. 12). Вокзал постройки 1895-

Рис. 12. Железнодорожный вокзал

ганный храм превратили в железнодорожный склад. Из дома священника сделали коммунальное жилье. Была предпринята попытка взорвать храм, но раствор кладки оказался очень прочным. Больше попыток взрыва не предпринималось из-за боязни повредить железнодорожное полотно. В 1997 г. храм был заново отреставрирован и освящен Епископом Кемеровским и Новокузнецким Софронием. В настоящее время храм Святого Андрея Критского не только центр православной культуры г. Тайга, но и центр духовного развития общества.

Стоит отметить, что песчаник примененный при строительстве храма Андрея Критского, добывали в лесу в 20 верстах от станции на берегу реки Яя. По броду, устланному сланцем, его переправляли через реку, а затем привозили в Тайгу. Деревню возникшую возле брода назвали Камен-но-Бродской. Сейчас ее называют иначе - Каменный Брод. Камень этого месторождения Лыгин применил и в постройках города Томска. Он хорошо выдержал проверку временем.

Но не только храм Андрея Критского в Тайге проектировал этот замечательный зодчий. По меньшей мере 20 частных жилых домов, общественных и культовых зданий возведены либо при участии Лыгина, либо скопированы с его разработок. Особенно много строений было на первой главной в то время улице. До революции улицы в Тайге нумеровались. В настоящее время улица называется Интернациональной. Было бы справедливо именовать ее Лыгинской или имени архитектора Лыгина, так как все строения находившиеся там на стыке XIX и XX вв. построены под его началом и по его проектам.

Позднее по проекту К. К. Лыгина построена

Рис. 13. Зеленый магазин

1896 гг. был деревянным. При строительстве использовался типовой проект, но строился он при участии Лыгина. Спустя 10 лет вблизи деревянного построили каменное здание по индивидуальному проекту. Деревянное строение не снесли. Каменная часть первоначально была небольшой. Позднее вокзал расширился и приобрел тот вид который имеет сейчас. До 50-х годов не трогали и первоначальное деревянное здание. Долгое время Тайгинский вокзал был одним из красивейших на всей Транссибирской магистрали. Особенно славился его ресторан. Перед столетним юбилеем города в 1994-1996 гг. вокзал реставрировали китайские строители. В залах ожидания долгое время сохранялись отопительные камины с изразцами, которые последние годы не использовались по назначению.

Третьим объектом, проект которого выполнен Лыгиным, является «Зеленый магазин» (рис. 13). Лыгин разрабатывал этот проект по заказу купца Магазова. В 1906 г. магазин был построен. Это одноэтажное здание с двумя фасадами, выходящими на площадь. К двум другим зданиям в советское время и в начале 2000-х гг. пристроены кирпичные строения, одно из которых расширяет площадь магазина. На углу и на стене слева от угла имеются входные двери. На двух фасадах выполнены большие окна. Над угловым входом -башенка из металлической черепицы. Во время постройки черепица была окрашена в зеленый цвет, а стены выложены из красного лицевого кирпича. Позднее кирпичные фасады окрасили в зеленый цвет. Так за магазином закрепилось название «Зеленый магазин». На одном из фасадов утрачен парапет вместе с парапетными столбиками и решеткой в виде ажурной деревянной резь-

244

Ю. С.Зюзьков

бы. На другом фасаде утрачены только решетки. Окна и двери имели металлические складные ставни и верхние развитые кирпичные наличники - сандрики. Сохранились крючья для навески ставен. Культурный слой у здания совершенно скрыл крыльца за более чем столетний срок эксплуатации здания.

Рассматривая его работы периода архитектурной деятельности в Томске, совместно с работами в городе Тайга можно заключить, что на рубеже веков в Сибири работал один из самых маститых, талантливых архитекторов России. Его архитектурные шедевры в стиле эклектики и модерна в городах Томск и Тайга - это отражение высокого уровня понимания задач и предназначения архитектуры в эпоху становления Сибири, высокий уровень профессионализма и самовыражение большого таланта, выданные в вещественных источниках, которые не только украшают города более ста лет, но и воспитали не одно поколение

жителей этих городов.

Константин Константинович Лыгин впервые при проектировании и строительстве в городах Тайга и Томск начал использовать местный строительный материал песчаник и красный лицевой кирпич. При этом песчаник использовался одновременно как декоративный, так и конструктивный элемент. Благодаря такому сочетанию здания становились нарядными и долговечными в эксплуатации, а также удобными и узнаваемыми. Знаток исторических стилей, архитектор-художник легко экспериментировал, находя новые формы выражения, как в эклектике, так и в модерне. Их ценностная оценка состоит в неповторимости, индивидуальности, поиске и в огромном воспитательном значении его таланта. Остается только восхищаться его работами, искать и находить другие спроектированные им здания в различных городах и сохранять их для людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романова, Л. С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске. - Томск : Издательский дом Д-Принт, 2004. - 196 с.

2. Бойко, В. П. Сибирское купечество и архитектурный облик города Томска в XIX - начале XX вв. / В. П. Бойко, Е. В. Ситникова. - Томск : Изд-во Том. гос. архит. - строит. ун-та, 2008.

3. Мытарев, А. А. от Абы до Яи. Географический словарь Кемеровской области. Ху дож. Г. Ефремов. - Кемерово : Кемеровское книжное издательство, 1970. - 216 с.

4. Фото: В. Казанцев, Г. Казанцева. - Томск : Издательство «Ветер» ОАО «Томскроспечать», 2006.

5. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. «Большая Российская энциклопедия. Научное из-во. - Москва, 2001.

6. Советский энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». - Москва, 1983. - 579 с.

7. Иллюстрированный путеводитель : дайджест. - Томск, 2012.

8. Привалихин, В. Тайга 100 лет. Исторический очерк. - Новосибирск : Новосибирск, 1996. - 305 с.

REFERENCES

1. Romanova, L. S. Tvorchestvo arhitektora Konstantina Lygina v Tomske. - Tomsk : Izdatel'skij dom D-Print, 2004. - 196 s.

2. Bojko, V. P. Sibirskoe kupechestvo i arhitekturnyj oblik goroda Tomska v XIX - nachale XX vv. / V. P. Bojko, E. V. Sitnikova. - Tomsk : Izd-vo Tom. gos. arhit. - stroit. un-ta, 2008.

3. Mytarev, A. A. ot Aby do Jai. Geograficheskij slovar' Kemerovskoj oblasti. Hudozh. G. Efre-mov. -Kemerovo : Kemerovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1970. - 216 s.

4. Foto: V. Kazancev, G. Kazanceva. - Tomsk : Izdatel'stvo «Veter» OAO «Tomskrospechat'», 2006.

5. Novyj illjustrirovannyj jenciklopedicheskij slovar'. «Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija. Nauchnoe iz-vo. - Moskva, 2001.

6. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar'. «Sovetskaja jenciklopedija». - Moskva, 1983. - 579 s.

7. Illjustrirovannyj putevoditel' : dajdzhest. - Tomsk, 2012.

8. Privalihin, V. Tajga 100 let. Istoricheskij ocherk. - Novosibirsk : Novosibirsk, 1996. - 305 s.

Поступило в редакцию 08 июня 2015 Received 8 Juny 2015