Научная статья на тему 'Творческий путь архитектора профессора А. Г. Молокина'

Творческий путь архитектора профессора А. Г. Молокина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
695
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Г. МОЛОКИН / ХАРЬКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА / МОДЕРН / РЕТРОСПЕКТИВИЗМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / A.G. MOLOKIN / KHARKOV ARCHITECTURE SCHOOL / MODERN / RETROSPECTIVISM / CONSTRUCTIONISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антоненко Н.В.

Цель. Проведено исследование профессиональной деятельности архитектора А.Г. Молокина, определены основные этапы его творчества, круг профессиональных интересов, сфера влияния на архитектурные процессы (преимущественно в г. Харькове). В научный обиход вводятся малоизвестные факты его жизни, повлиявшие на профессиональное становление Молокина-архитектора. Методы. Учитывая отсутствие биографических исследований, автором статьи собрана, проанализирована и систематизирована разрозненная информация о А.Г. Молокине, которая сохранилась в местных архивах, газетных и журнальных статьях, краеведческих и специализированных архитектурных изданиях, часть информации была получена в личных беседах. Результаты. Александр Георгиевич Молокин (1880-1951) работал как проектировщик в Зарайске, Пензе, Тамбове, Луганске и Киеве, но наиболее значительный след он оставил в истории харьковской архитектурной школы. Наиболее активная деятельность А.Г. Молокина в Харькове пришлась на 1920-1930-е гг. Его творчество эволюционировало от стиля модерн и ретроспективизма до принципов конструктивизма и сталинской неоклассики, охватывая гражданскую и промышленную архитектуру, а также организационно-проектную работу, включая проведение проектных конкурсов и архитектурную педагогику. Выводы. А.Г. Молокин является одной из ключевых фигур в становлении харьковской архитектурной школы. Его деятельность повлияла на ключевые градостроительные и архитектурные решения, которые определили исторический облик Харькова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE DEVELOPMENT OF AN ARCHITECT, PROFESSOR A.G. Molokin

Bstract. Purpose. In this work we studied professional activity of architect A.G. Molokin, defined the main stages of his creative development, circle of professional interests, sphere of influence on architecture processes (mostly in Kharkov). We introduce little-known facts about his life into the scientific use, these facts influenced professional development of Molokin-architect. Methods. Taking into account absence of biographic studies, the author of the article collected, analysed and systemized parted information about A.G. Molokin, which was kept in local archives, newspaper and magazine articles, regional and specialized architecture publications, part of the information was received in private conversations. Results. Aleksandr Georgievich Molokin (1880-1951) worked as a designer in Zaraisk, Penza, Tambov, Lugansk and Kiev, but the most important mark he left in the history of Kharkov architect school. The most active efforts of A.G. Molokin in Kharkov was in the period of 1920-1930-ies. His creative work evolved from modern style and retrospectivism to the principles of Constructionism and Stalin neoclassic, embracing civil and industrial architecture and organizational and design work as well, including design competitions and architecture pedagogics. Conclusions. A.G. Molokin is one of the key figures in the establishment of Kharkov architecture school. His activity influenced key town planning and architect solutions which defined historical image of Kharkov.

Текст научной работы на тему «Творческий путь архитектора профессора А. Г. Молокина»

Оригинальная статья / Original article УДК 72.036

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АРХИТЕКТОРА ПРОФЕССОРА А.Г. МОЛОКИНА

© Н.В. Антоненко

Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, Украина, 61184, г. Харьков, ул. Сумская, 40.

Резюме. Цель. Проведено исследование профессиональной деятельности архитектора А.Г. Молокина, определены основные этапы его творчества, круг профессиональных интересов, сфера влияния на архитектурные процессы (преимущественно в г. Харькове). В научный обиход вводятся малоизвестные факты его жизни, повлиявшие на профессиональное становление Моло-кина-архитектора. Методы. Учитывая отсутствие биографических исследований, автором статьи собрана, проанализирована и систематизирована разрозненная информация о А.Г. Молокине, которая сохранилась в местных архивах, газетных и журнальных статьях, краеведческих и специализированных архитектурных изданиях, часть информации была получена в личных беседах. Результаты. Александр Георгиевич Молокин (1880-1951) работал как проектировщик в Зарайске, Пензе, Тамбове, Луганске и Киеве, но наиболее значительный след он оставил в истории харьковской архитектурной школы. Наиболее активная деятельность А.Г. Молокина в Харькове пришлась на 1920-1930-е гг. Его творчество эволюционировало от стиля модерн и ретроспективизма до принципов конструктивизма и сталинской неоклассики, охватывая гражданскую и промышленную архитектуру, а также организационно-проектную работу, включая проведение проектных конкурсов и архитектурную педагогику. Выводы. А.Г. Молокин является одной из ключевых фигур в становлении харьковской архитектурной школы. Его деятельность повлияла на ключевые градостроительные и архитектурные решения, которые определили исторический облик Харькова.

Ключевые слова: А.Г. Молокин, харьковская архитектурная школа, модерн, ретроспек-тивизм, конструктивизм.

Формат цитирования: Антоненко Н.В. Творческий путь архитектора профессора А.Г. Молокина // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1. C. 94-110.

CREATIVE DEVELOPMENT OF AN ARCHITECT, PROFESSOR A.G. MOLOKIN

© N.V. Antonenko

Kharkov National University of construction and architecture, 40, Sumskaya St., Kharkov, 61002, Ukraine.

Abstract. Purpose. In this work we studied professional activity of architect A.G. Molokin, defined the main stages of his creative development, circle of professional interests, sphere of influence on architecture processes (mostly in Kharkov). We introduce little-known facts about his life into the scientific use, these facts influenced professional development of Molokin-architect. Methods. Taking into account absence of biographic studies, the author of the article collected, analysed and systemized parted information about A.G. Molokin, which was kept in local archives, newspaper and magazine articles, regional and specialized architecture publications, part of the information was received in private conversations. Results. Aleksandr Georgievich Molokin (1880-1951) worked as a designer in Zaraisk, Penza, Tambov, Lugansk and Kiev, but the most important mark he left in the history of Kharkov architect school. The most active efforts of A.G. Molokin in Kharkov was in the period of 1920-1930-ies. His creative work evolved from modern style and retrospectivism to the principles of Constructionism and Stalin neoclassic, embracing civil and industrial architecture and organizational and design work as well, including design competitions and architecture pedagogics. Conclusions. A.G. Molokin is one of the key figures in the establishment of Kharkov architecture school. His activity influenced key town planning and architect solutions which defined historical image of Kharkov.

Keywords: A.G. Molokin, Kharkov architecture school, modern, retrospectivism, Constructionism

For citation: Antonenko N.V. Creative development of an architect, professor A.G. Molokin. Iz-vestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 1, pp. 94-110. (In Russian)

Введение

Александр Георгиевич Молокин прожил долгую и интересную жизнь, оставив значительный след в развитии самых разных областей отечественного зодчества, однако жизненный путь и архитектурное наследие А.Г. Молокина исследованы далеко не исчерпывающе.

Время, на которое пришлась активная творческая деятельность А.Г. Молокина, было сложным и динамичным. Как и многие архитекторы старшего поколения, А.Г. Молокин сумел приспособить свой творческий метод ко всем направлениям и стилям, которые неоднократно сменяли друг друга в тот период. В своих ранних проектах он выступил приверженцем стиля модерн, увлекался ретроспективными тенденциями. В 1920-1930-е гг. А.Г. Молокин активно включился в процесс формирования новой строительной индустрии. При этом его здания этого периода, как и большинства харьковских архитекторов старшего поколения, невозможно отнести к постройкам догматического модернизма: они соединяют в себе региональную традицию, классическую петербуржскую школу, к которой принадлежал архитектор, современный подход к проектированию, идеологизиро-ванность государства-заказчика и особый почерк автора.

Деятельность А.Г. Молокина оказала большое влияние на формирование облика столичного Харькова. Принимая участие в организации ряда знаковых архитектурных конкурсов, А.Г. Молокин был одним из тех специалистов, которые поднимали архитектуру города на качественно новый уровень. Так, благодаря программному условию конкурса на проект Дома Госпромышленности в Харькове1 (автором которого, вероятно, был А.Г. Молокин) весь процесс работы над формированием ансамбля площади Дзержинского (ныне Свободы) превратился в огромную лабораторию современной архитектуры. Харьков оказался обладателем крупнейших осуществленных в Европе реализаций эпохи раннего модернизма.

К сожалению, становление и творческий путь профессора А.Г. Молокина не исследован. С точки зрения стилистической принадлежности объектов, композиционных приемов, особенностей объемно-пространственного построения зданий и их функциональной структуры не проанализировано и архитектурное наследие архитектора. Учитывая направления и объемы работы А.Г. Молокина, такой анализ помог бы увидеть общие направления развития харьковского зодчества и особенности становления харьковской архитектурной школы в 1920-1930-е гг.

Цель данного исследования - изучить профессиональную деятельность архитектора А.Г. Молокина в целом, определить основные этапы его творчества, круг профессиональных интересов, сферу влияния на архитектурные процессы (преимущественно в г. Харькове) и, кроме того, ввести в научный обиход малоизвестные факты о жизни Молокина-архитектора, которые повлияли на его профессиональное становление. Основные задачи - исследовать и систематизировать сохранившиеся сведения об архитектурном наследии и деятельности профессора А.Г. Молокина, уточнить значение его деятельности в архитектурно-строительной жизни Харькова 1920-1930-х гг. и роль в формировании харьковской архитектурной школы.

В дальнейшем исследование предполагает уточнение сведений о жизни и творчестве А.Г. Молокина, выявление и введение в исследовательский обиход неизвестных проектов автора, научных и публицистических работ, историко-архитектурную атрибуцию и анализ архитектурных объектов.

Материал и методы исследования

Интерес к советскому архитектурному наследию первой половины ХХ в. возник во второй трети ХХ в. С падением СССР архитектурный материал стал доступен как отечественному, так и западному исследователю. При этом архитектура советской Украины продолжает оставаться белым пятном в истории мировой архитектуры. Ни одной монографии об украинской новейшей архитектуре, которая была бы доступна западному читателю, за последнее десятилетие не появилось.

Ценными для исследования этой архитектуры остаются труды, посвященные эстетике советской архитектуры, процессам внутри советского общества и влиянию их на архитектурные решения [1-4].

Редкие публикации о творчестве А.Г. Молокина показывают, что в межвоенный период в Харькове он играл одну из ключевых ролей в архитектурно-строительной отрасли, но они не дают полного представления о масштабах его работы. В публикациях и докладах об архитекторе приведены отдельные факты его жизни, описания наиболее значительных построек и особенностей декора.

Общее представление о творчестве профессора А.Г. Молокина дают альбом, посвященный творчеству архитектора, доклад к юбилею мастера, подготовленные А.Ю. Лейбфрейдом, личный листок архитектора, который сохранился в Харьковском отделении Национального союза архитекторов Украины. Материалами для написания данной статьи послужили постройки А.Г. Молокина, его литературные труды, опубликованные в журналах «Зодчество», «Архитектура СССР», «Высшая школа», «Арх^ектура Радянсько'Т Укра'Тни», в «Архитектурной газете», а также сохранившиеся архивные источники2 [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Александр Георгиевич Молокин (рис. 1) родился 24 августа 1880 года в Вильно. Архитектурное образование А.Г. Молокин получил в Петербургском институте гражданских инженеров. Преподавал в Петербургском лесном институте, харьковских Технологическом и Инженерно-строительном институтах. Проектировал в Петербурге, Зарайске, Пензе, Тамбове, Харькове, Луганске, Киеве и др. городах. Публиковался в специализированных изданиях. Умер в Харькове 23 января 1951 года.

Рис. 1. Профессор Александр Георгиевич Молокин (1880-1951) Fig. 1. Prof. Alexander G. Molokin (1880-1951)

Творческий путь профессора А.Г. Молокина можно разделить на три этапа: дореволюционный, эпоху модернизма и архитектуру периода И.В. Сталина. Каждый из периодов отличается своими стилистическими и композиционными приемами, смысловым содержанием архитектурного замысла.

Дореволюционный период творчества архитектора стилистически неоднороден. В начале творческого пути А.Г. Молокин работает под руководством известных российских архитекторов Е.Е. Баумгартена, Н.И. Котовича, Э.Г. Перримонда, А.И. фон Гогена, О.Ф. Лифчака. Он перенимает у них некоторые приемы проектной работы: часто обращается к мотивам национальной архитектуры, использует исторические цитаты, увлекается модерном. В этот период для автора характерно использование деликатного декора, тщательно проработанные детали фасадов, сбалансированные пропорции, исторические ассоциации образов зданий.

Первая половина межвоенного периода творчества А.Г. Молокина приходится на расцвет модернизма в СССР и Западной Европе. Архитектор с интересом и энтузиазмом воспринял создание нового архитектурного языка, но относился к конструктивизму не как к методу работы, как его понимал М. Гинзбург, а как к одному из исторических стилей со своим особым языком. Архитектурные постройки А.Г. Молокина скорее можно отнести к ар деко: зеркально-симметричные композиции планов и фасадов, стилизованные классические элементы (выделение лопаток и подоконных тяг), модернизированный ордер с советскими символическими элементами, декоративные панно, орнаментальный рисунок оград и металлических деталей. Стилистические поиски А.Г. Молокина сопоставимы с проектами советского периода харьковского архитектора А.Н. Бекетова.

Проектов и построек сталинского довоенного и послевоенного периода творчества А.Г. Молокина немного. В этот период он активно занимался преподавательской деятельностью, читал лекции, давал консультации и технические заключения; после войны участвовал в восстановлении города. Большая часть проектов, чертежи и эскизы зданий которых сохранились, реализованы не были. Но даже по сохранившимся рисункам можно заметить, что архитектор легко вер-

нулся к классическим формам и нашел для своих зданий особый язык советского ордера, который изображал силу и пафос коммунистической идеологии.

Ранний период творчества А.Г. Молокина. В 1898 году Александр Молокин окончил Виленское реальное училище, после чего переехал в Петербург, где поступил в Институт путей сообщения. На втором курсе он разочаровался в профессии железнодорожника и в 1901 году бросил институт. В 1902 году был зачислен на первый курс Петербургского института гражданских инженеров, который в 1910 году окончил с отличием. Во время учебы Александр Молокин подрабатывал помощником архитектора. Под руководством известных петербургских архитекторов Е.Е. Баумгартена, Н.И. Котовича, проф. Э.Г. Перримонда, а также А.И. фон Гогена спроектировал в Петербурге три жилых дома, гостиницу, две часовни и ряд мелких проектов.

В 1909 году А.Г. Молокин выполнил проект и руководил строительством Земской управы города Зарайска (рис. 2). Кирпичное двухэтажное здание земства с повышенным центральным объемом, поставленное на высокий полуподвальный этаж, было построено А.Г. Молокиным в стиле позднего модерна.

Рис. 2. Дом Зарайского земства. Фото М. Когана Fig. 2. Zaraysky zemstvo house. Photo by M. Kogan

В 1912 году А.Г. Молокин устроился ассистентом в Лесной институт в Петербурге на кафедру строительного искусства и проработал там до 1913 г. Параллельно с 1911 г. он стал работать архитектором-строителем зданий Крестьянского поземельного банка. Участвовал в разработке проектов и постройке зданий банков в Пензе, Тамбове и Харькове. Сохранились сведения о том, что строительство пензенского отделения банка (рис. 3) велось харьковским купцом первой гильдии С.Г. Солуном по проекту петербургского академика архитектуры А.И. фон Гогена3. На завершающем этапе строительства башня здания дала трещину и была немедленно разобрана. Дополнительный проект составил симбирский архитектор Ф.О. Ливчак, а с января 1911 года производителем работ стал А.Г. Молокин. Он разработал чертежи на парадные входные двери, облицовку, лепные орнаменты в интерьере и решетку ограды.

В части литературных источников утверждается, что здание отделения Крестьянского поземельного банка в Тамбове (рис. 4) было построено в 1911 г. архитектором Ф.О. Ливчаком. Впрочем, в своем личном листке А.Г. Молокин отмечает это здание как свою авторскую постройку; скорее всего, здание, возведенное по проекту Ф.О. Лифчака в 1911 г., в 1913 г. по каким-то причинам было перестроено А.Г. Молокиным. Здание в стиле ретроспективизма состоит из двух разноразмерных частей, которые образуют небольшой внутренний двор, внутрь которого выступает полукруглый объем зала собраний.

Рис. 3. Отделение Крестьянского поземельного банка в Пензе Fig. 3. Building of Krestianskii land bank in Penza

Рис. 4. Здание Крестьянского поземельного банка в Тамбове Fig. 4. Building of Krestianskii land bank in Tambov

В альбоме, посвященном архитектурному наследию А.Г. Молокина, А.Ю. Лейбфрейд также представляет фотографию здания Симбирского отделения Крестьянского поземельного банка (рис. 5). При этом документального подтверждения участия А.Г. Молокина в проектировании этой постройки не было найдено, единоличное авторство этой постройки исследователи приписывают архитектору Ф.О. Ливчаку.

В 1913 г. А.Г. Молокин с семьей переселяется в Харьков, где принимает участие в проектировании и строительстве здания Харьковского отделения Крестьянского поземельного банка (рис. 6).

Рис. 5. Здание Крестьянского поземельного банка в Симбирске Fig. 5. Building of Krestianskii land bank in Simbirsk

Представительное четырехэтажное здание в стиле модерн с элементами готики отличалось удачно подобранными пропорциями и сдержанной пластикой деталей.

Рис. 6. Здание Крестьянского поземельного банка в Харькове Fig. 6. Building of Krestianskii land bank in Kharkov

В 1914 г. А.Г. Молокин устроился на работу штатным преподавателем архитектуры в Харьковский технологический институт и занял должность городского архитектора Харькова4. В том же году он участвовал в строительстве больничного комплекса и спроектировал госпиталь павильонного типа на 1000 коек (1914-1916 гг.).

Эпоха конструктивизма. А.Г. Молокин продолжил активную работу и с приходом советской власти в 1918 г. Его назначают одним из руководителей работ по планированию городского

развития, реконструкции и превращению Харькова в столицу новосозданной советской республики.

В начале 1922 г. А.Г. Молокин вместе с Г. Тонконоговым, М.М. Евсеенко вошел с состав Комиссии по вопросу о расширении городской черты г. Харькова. Эта комиссия определила положения, которые легли в основу плана развития и реконструкции города. Были разработаны основные градостроительные нормативы и общие принципы зонирования городской территории: под фабрично-заводской район были отведены южные, а под жилую застройку - северо-западные и отчасти восточные участки земли.

С 1923 года стартовали работы по реконструкции исторического центра города, и началось проектирование нового столичного центра и жилого района при нем на бывших университетских землях. Архитекторы А.Н. Бекетов, А.Г. Молокин и А.Л. Эйнгорн были инициаторами и организаторами конкурса, по результатам которого в основу будущего градостроительного ансамбля площади Дзержинского легла кольцевая схема магистралей, предложенная архитектором В.К. Троценко.

А.Г. Молокин участвовал в разработке проектных заданий и программ многих конкурсов: здания Дома Государственной промышленности (1925), театра массового действия на 4000 мест (1930), комплекса учебных корпусов Харьковского государственного университета и др. Конкурсы помогали сохранять и развивать качество архитектуры Харькова. Они стимулировали к творческим поискам, создавали условия здоровой профессиональной конкурентности, привлекая к участию архитекторов из других городов и стран, обогащали проектный опыт.

С 1921 по 1928 гг. А.Г. Молокин руководил строительством зданий по договорам, был членом технического совета и архитектором техбюро Горкомхоза под руководством А.Ф. Войткевича. Проектной группой Горкомхоза была создана первая схема перепланировки Харькова. В ней было закреплены принципы городского развития: определены территории нового жилищного строительства и зоны размещения промышленности, выбрано место для Центрального городского парка культуры, запланированы работы по обвалованию и регулированию рек.

В ноябре 1921 г. А.Г. Молокин получил звание профессора архитектуры в Харьковском технологическом институте (ХТИ) и по состоянию здоровья оставил должность городского архитектора. В 1923 году он возглавил кафедру специальной архитектуры в ХТИ, где читал лекции по гражданской архитектуре. В 1926 году А.Г. Молокин стал научным сотрудником кафедры инженерно-строительных наук при Харьковском технологическом институте. В 1928 г. руководил постройкой здания электротехнической лаборатории электротехнического факультета ХТИ по проекту А.Н. Бекетова. С 1928 по 1933 гг. был консультантом и членом Совета высшего технического комитета народнохозяйственного комплекса УССР.

В 1928 г. А.Г. Молокин был одним из инициаторов создания и редактором ежемесячника архитектуры, инженерной, санитарной техники, промышленного и коммунального строительства «Зодчество». В нем поднимались актуальные вопросы строительства и архитектуры, велись профессиональные дискуссии, активно обсуждались новые построенные здания в Харькове, в стране и за рубежом, печатались обзоры зарубежных журналов. Среди авторов статей были харьковские архитекторы Б.Г. Перетяткович, А.М. Гинзбург, Б.О. Григорьев, Л. Эйнгорн, Л.И. Лоповка, С. Гольдштейн, И.И. Малоземов, С.М. Кравец, Л. Прейфрейд и сам А.Г. Молокин.

А.Г. Молокин был членом архитектурной секции харьковского клуба работников народного хозяйства - площадки для диалога, обмена опытом, установления деловых связей между представителями государственных, кооперативных и частных учреждений в условиях новой экономической политики. До 1932 года А.Г. Молокин работал в архитектурно-строительной секции ОКРИНЖ («Окружной инженер») под руководством Б.Г. Перетятковича. Вместе с ним работали: А.Н. Бекетов, С.Г. Голодежный, М.Р. Дашкевич, К.И. Жуков, М.А. Зеленин, В.Д. Кацыка, С.М. Кравец, Л.Е. Ротенберг, А.И. Ширшов, Н.И. Штандель, А.Л. Эйнгорн, В.А. Эстрович. В функции ОКРИНЖ входили проверка и утверждение проектов, по которым осуществлялось строительство в Харькове и Харьковской области.

В период с 1918 по 1932 гг. А.Г. Молокиным были спроектированы и построены: клуб Союза печатников с залом на 1000 мест (1927) (рис. 7), клуб работников связи с залом на 740 мест (1926-1929) (рис. 8), здание Госстраха5 (1925-1930) (рис. 9), Институт научной ветеринарии и жилой дом для сотрудников института (соавтор Г.Д. Иконников, 1927-1928) (рис. 10), студенческое общежитие «Дом пролетарского студенчества № 1»6 (1927-1929) (рис. 11), хладобойня в г. Полтаве (1928-1930), Институт народного образования в Луганске (1930 г., премия на архитектурно-художественной выставке в Харькове) (рис. 12), Педагогический институт в Шепетовке (19301931), сельскохозяйственный техникум в Тирасполе (1930-1931). Также им были разработаны проекты зданий типовых сельских домов культуры (1929), больничного комплекса (1930), здания «Укртабактреста»7 в г. Чугуеве (1927), Сельскохозяйственного института8 и книжной фабрики в Харькове (1930 г., совместно с архитекторами Э.Л. Гамзе и Л. Прейфрейдом) (рис. 13), которые не были реализованы.

Рис. 7. Здание клуба печатников Fig. 7. Building of typographers club

Рис. 8. Здание клуба работников связи Fig. 8. Building of the club of workers of communication

Рис. 9. Здание Госстраха. Фасад, план этажа, поперечный разрез Fig. 9. Gosstrakh building. Facade, floor plan and cross-section

Рис. 10. Здание Украинского научного исследовательского института экспериментальной

ветеринарии и жилой дом для сотрудников Fig. 10. Building of the Ukrainian scientific research Institute of experimental veterinary and

residential building for employees

Рис. 11. Здание «Дом пролетарского студенчества № 1». Главный фасад, план,

схема генплана

Fig. 11. Building "House of proletarial studentship № 1". Main facade, plan, scheme of a

masterplan

Рис. 12. Институт народного образования в Луганске. Фото А. Кобылятского Fig. 12. Institute of Public Education in Lugansk. Photo by A. Kobylyatsky

\

Рис. 13. Проект здания книжно-графической фабрики Fig. 13. Project of books and graphic factory building

А.Г. Молокин преподавал в Харьковском технологическом институте вместе с профессорами А.Н. Бекетовым, Ф.А. Черноморченко и М.И. Пестриковым до его расформирования в 1930 г. После этого А.Г. Молокин перешел работать в новообразованный Харьковский инженерно-строительный институт (ХИСИ), где заведовал кафедрой архитектуры вплоть до 1941 года. Становление нового института усложняло отсутствие материальной базы и попытки модернизации высшей школы (сокращение срока обучения до 4-х лет, «бригадно-лабораторный метод», отмена экзаменов и защит дипломных проектов). При этом преподаватели продолжали опираться на традиции старой академической школы, предлагая работать с классическими композиционными схемами и приемами. Элементы конструктивизма в работах харьковских студентов начали появляться только к концу 1920-х гг.

С 1932 года А.Г. Молокин возглавил кафедру строительного дела ХИСИ, а с 1933 года -кафедру архитектурного проектирования (рис. 14). С 1936 по 1937 гг. А.Г. Молокин выполнял обязанности декана архитектурного факультета, а после ухода с этой должности возглавил кафедру промышленных сооружений. В ХИСИ впервые в УССР происходила подготовка архитекторов, специализировавшихся в области промышленного строительства9. Интересны методики преподавания таких проектов: одним из заданий стала разработка группой студентов реального проекта крупного завода «Сибмашстрой» в Новосибирске под руководством А.Г. Молокина, И.С. Хазанов-ского и В.И. Богомолова.

Рис. 14. А.Г. Молокин с дипломником А.Ю. Лейбфрейдом, 1932 г. Fig. 14. A.G. Molokin with a research student A.Y. Leybfreyd, 1932

Ученому совету ХИСИ одному из первых в СССР было предоставлено право принимать к защите на соискание ученой степени кандидатов архитектуры и кандидатов технических наук в области строительства. Профессор А.Г. Молокин стал научным руководителем первых аспирантов-архитекторов. В довоенные годы успешно защитили диссертации и получили степени кандидатов архитектуры Д.Р. Торубаров, М.Л. Мовшович, И.Н. Заков, В. Голштейн и Р.Р. Кликс, З.Д. Юдке-вич.

Послевоенный период творчества А.Г. Молокина. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» стало поворотной точкой в истории украинской архитектуры советского периода. Это постановление прервало процесс формирования архитектурного профессионального общества: в июле 1932 года был создан Союз советских архитекторов, который осуществлял идеологический контроль в области архитектуры и градостроительства и исключал возможность создания альтернативных направлений. 14 октября 1933 г., согласно принятому постановлению ЦК ВКП(б) «Об архитектурном образовании», была создана Всесоюзная академия архитектуры при Президиуме ВЦИК СССР [6].

В 1933 году А.Г. Молокин вошел в состав Оргбюро по подготовке к созыву Первого съезда архитекторов Украины10. Вскоре был сформирован Оргкомитет представителей проектных институтов и вузов, в который вошли 30 человек11, который подготовил пленум вновь образованного союза. Профессор А.Г. Молокин был избран в Правление Союза советских архитекторов (ССА) УССР (рис. 15).

Рис. 15. Участники ежегодной конференции Харьковского отделения Союза советских

архитекторов УССР (1946 г.)

Fig. 15. The annual conference of Kharkov branch of the National Union of Ukranian Architects (1946)

Архитектурно-планировочная работа в Харькове, как и в других городах, была перестроена: при президиуме горсовета был создан Архитектурно-художественный совет, к работе в котором были привлечены А.Н. Бекетов, А.Г. Молокин, Г.А. Яновицкий, Я.А. Штейнберг и др. Наиболее крупными проектами этого совета были: разработка комплексного архитектурного оформления пяти главных магистралей города, окончание постройки здания Дома обкома и облисполкома, строительство 2-й очереди здания нового Дома горсовета на площади Тевелева, оформление площади им. Дзержинского (достройка здания Дома кооперации, здания Института экспериментальной медицины и расширение городского сада), постройка зданий большой типографии им. Фрунзе и Дома Вольного экономического общества на Театральной площади.

В мае 1935 года делегация из Харькова во главе с А.Г. Молокиным принимала участие во Всесоюзном творческом совещании советских архитекторов в Ленинграде. А в 1935 г. А.Г. Молокин был утвержден членом-корреспондентом Всесоюзной академии архитектуры СССР.

Первый Всесоюзный съезд архитекторов СССР состоялся в Москве в июне 1937 года. Делегацию от Харькова представляли преподаватели и аспиранты харьковских строительных вузов -

A.Г. Молокин, И.С. Хазановский, Г.А. Зингер, М.С. Луцкий, Е.А. Лимарь, Н.Д. Плехов, И.А. Игнаткин,

B.П. Шевченко, Д.Р. Торубаров, В.М. Голштейн, Р.Р. Кликс, Г.Н. Белугин, И.Н. Заков. С 1937 года А.Г. Молокин стал членом правления ССАУ и ССА СССР (рис. 16). В 1936 году он был избран почетным членом-корреспондентом Королевского общества британских архитекторов. С 1932 по 1940 год он был награжден дирекцией ХИСИ, Главного управления учебных заведений, Народного комиссариата тяжелой промышленности шестью грамотами, удостоверениями и др. с подарками и премиями за отличное руководство учебной работой и делами кафедры, а также Наркомуглем СССР похвальной грамотой за хорошую подготовку кадров.

Рис. 16. Преподаватели и аспиранты архитектурного факультета - делегаты Первого

Всесоюзного съезда архитекторов СССР Fig. 16. Teachers and post-graduate students of the faculty of architecture - delegates of the First

all-union congress of architects of the USSR

В течение всей своей жизни А.Г. Молокин не принимал активного участия в политической деятельности. В 1905-1906 гг., будучи студентом, он получил взыскание за присутствие на студенческих сходках и демонстрациях. В 1940 году А.Г. Молокин окончил Марксо-Ленинский университет в Москве и в 1941 году вступил в КП(б)У.

До войны архитектор спроектировал и построил стадион «Динамо» в Ворошиловске (1937). Остальные проекты А.Г. Молокина этого периода не были реализованы: здания фабрики фотоаппаратов12 (1932), Всеукраинского аэроклуба13 (1932), Военно-хозяйственной академии14 (1936), архитектурный ансамбль Сумской улицы в г. Харькове (1934 г., получил вторую премию на конкурсе, организованном Гипроградом), здания кинотеатра для южной полосы УССР (1934 г., получил третью премию на конкурсе ССА-УССР), Правительственного центра в г. Киеве (1935) (рис. 17), Института научной ветеринарии в г. Баку (1937 г., был принят к исполнению, не реализован), дачи Совета народных комиссаров УССР в с. Померки (1937), шесть школьных зданий и техникумов, три жилых дома и ряд мелких зданий в Донбассе. В 1939 году А.Г. Молокин участвовал в конкурсе на проект памятника В.И. Ленину в Ереване, где получил вторую премию. А в 1939-1940 гг. принял участие в аналогичном конкурсе в Ташкенте, где также был премирован.

С октября 1941 года А.Г. Молокин находился в эвакуации в Средней Азии. С марта 1943 года работал в ташкентском филиале «Промстройпроекта» архитектором-консультантом и заведующим отделом типизации. Выполнил ряд проектов в Ташкенте совместно с Н.Ф. Черноморченко: разработал эскиз памятника павшим на посту (1943), спроектировал здание кинотеатра, здание гостиницы в Ташкенте (1943-1944), три дома в Ташкенте и Сталинграде (1943-1944, не были реализованы). Там же он создал «Альбом типовых конструктивных элементов» и опубликовал статьи о местных строительных материалах в Средней Азии.

В мае 1944 года А.Г. Молокин вернулся в Харьков и сразу приступил к работам по восстановлению города, за что в конце июля был награжден Верховным советом СССР орденом «Знак Почета».

Рис. 17. Проект здания Правительственного центра в Киеве Fig. 17. The project of the government center building in Kyiv

С июня 1944 года он возобновил работу в ХИСИ. Помогал возрождать архитектурное образование в Харькове вместе с деканом архитектурного факультета, доцентом Д.Р. Торубаровым, профессорами М.Ф. Покорным, Ф.Н. Черноморченко, доцентами М.Л. Мовшовичем, Е.А. Лимарем, М.С. Луцким, И.С. Хазановским и др. Ряд послевоенных лет профессор А.Г. Молокин был деканом архитектурного факультета, возглавлял кафедру архитектурных конструкций.

В 1950-е годы А.Г. Молокиным была проведена реконструкция здания Педагогического института в Харькове, бывшего здания харьковского филиала Крестьянского поземельного банка - с южной стороны было пристроено крыло, выдержанное в общей стилистике здания.

В течение всего своего творческого пути А.Г. Молокин проводил экспертизы во многих городах Украины и стран бывшего СССР, дал более 2000 технических заключений. Параллельно с работой в ХИСИ А.Г. Молокин преподавал отдельные предметы архитектурного цикла в Харьковском строительном техникуме, Инженерно-педагогическом институте, в Промышленной академии, в Харьковском институте инженерно-коммунального строительства, занимался просветительской деятельностью: читал лекции на различных курсах повышения квалификации, на стройках, заводах, в военных частях. Кроме того, он выступал с докладами об архитектуре Украины (Ленинград, 1935), архитектурном образовании (Киев, 1936), технологии блочного сборного строительства (Киев, 1938) на отраслевых научных конференциях; написал большое количество статей, посвященных профессиональным вопросам.

Выводы

Итак, профессор Александр Георгиевич Молокин большую часть своей профессиональной деятельности посвятил Харькову - с 1913 по 1951 год. Он занимался большими градостроительными проектами, проектированием отдельных зданий, разработкой декоративных элементов и дизайном. Им были запроектированы здания различного функционального назначения: банки, университеты, больничные комплексы, клубы, промышленные и жилые объекты.

А.Г. Молокин смог сохранить свое высокое положение и влияние в архитектурной сфере при смене политического режима и идеологического курса. Его профессионализм и художественное чутье позволили ему работать и занимать ключевые должности на протяжении всей своей жизни: он работал на ведущих должностях всех архитектурно-строительных организаций города до и после революции.

А.Г. Молокин формировал архитектурные площадки для профессиональных дискуссий, принимал участие в организации архитектурных конкурсов, которые обеспечивали отбор и возведение качественной архитектуры, участвовал в роли эксперта во многих крупных городских стройках. Будучи гибким и адаптивным к внешним условиям, он оставался верен своим принципам: качеству построенных сооружений, применению новейших технологий и разработок, эстетике проектов. Большое внимание он уделял внедрению в архитектуру методов рационализации строительства.

Вопрос воспроизводства архитектурных знаний был для профессора А.Г. Молокина одним из важнейших. Он стал одним из фундаторов харьковской архитектурной школы, формирование которой закончилось в 1930-е гг. Наряду с вкладом других преподавателей, методы его проектной работы и педагогические наработки легли в основу преподавания архитектуры в харьковских специализированных вузах.

По масштабу участия в архитектурной жизни города фигуру А.Г. Молокина можно приравнять к таким корифеям харьковской архитектуры, как А.А. Тон, С.И. Загоскин, М.И. Ловцов, В.Х. Немкин, А.М. Гинзбург, А.Н. Бекетов. Есть все основания утверждать, что деятельность А.Г. Молокина способствовала метаморфозе Харькова: за одно десятилетие провинциальный город стал третьим крупнейшим городом СССР.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 «Характер фасадов зданий предоставляется усмотрению составителя проектов, но, отражая идею советской промышленности, он должен отличаться четкостью линий, логичным распределением простых архитектурных масс при обилии света и воздуха. Здание может завершаться стеклянной камерой с радиоприемником, часами, проектором для световых реклам» (В кн.: Чехунов Н.В., Дубовис Г.А. Госпром. Время. Судьба. Харьков: Каравелла, 2004. 168 с.)

2 Особое внимание заслуживают статьи в журналах и сборниках: Молокин А.Г. Про конкурс проектов Дома Правительства УССР в г. Харькове // Зодчество. 1928. № 1-2; Молокин А.Г. Становление архитектуры // Архитектура СССР. 1935. № 7; Молокин А.Г. Проектирование правительственного центра УССР в Киеве // Архитектура СССР. 1935. № 9; Молокин А.Г. Архитектура Украины // Архитектура СССР. 1935. № 7; Молокин А.Г. Смотр архитектурной смены // Высшая школа. 1935. № 9; Молокин А.Г. Задачи высшего архитектурно-строительного образования // Высшая школа. 1935. № 6; Молокин А.Г. Преодоление недостатков школьного строительства // Архтектура РадянськоТ УкраТни. 1938. № 4, 5; Молокин А.Г. Крупноблочное строительство и роль архитектуры в нем // Архтектура РадянськоТ УкраТни. 1938. № 12; Молокш А.Г. УкраТнський модерн в архiтектурi ХХ ст. // Архтектура РадянськоТ УкраТни. 1940. № 4; Лейбфрейд А.Ю. Здания финансово-кредитных учреждений // Слобода. 1992. № 57; Лейбфрейд А.Ю. Руководители планировки, застройки и благоустройства старого города // Будiвельник. 1999. № 3; Черкасова Е.Т. Идеи и реализация плана социалистической реконструкции Харькова 1931-1933 годов // Советское градостроительство 1920-1930-х годов: Новые исследования и материалы / сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. С. 4347; Лейбфрейд А.Ю. Судьба дома Дворянского собрания // Слобода. 17 августа 1991; Лейбфрейд А.Ю. История ХИСИ. 1980 (Архив Музея Харьковского национального университета строительства и архитектуры); Всесоюзное творческое совещание советских архитекторов 20-23 мая 1935 года // Архитектура СССР. 1935. № 6. Отдельные сведения были опубликованы в изданиях: Сазонов В.П. Картинная галерея имени К.А. Савицкого. Саратов, 1987. С. 6; Щукин С.И. Губернский город Пенза на рубеже 19-20 веков. Пенза, 2001. С. 118; Ледене-ва Г.Л. Гражданская архитектура российской провинции конца Х1Х - нач. ХХ столетий (на примере застройки г. Тамбова). Тамбов: Издательство ТГПУ, 2003. С. 43; Котова И.Г. Симбирский архитектор Ф.О. Ливчак. Ульяновск, 2000; Шкодовский Ю., Лейбфрейд А., Полякова Ю., Лаврентьев И. Харьков: Вчера. Сегодня. Завтра / худож.-оформ. А.С. Юхтман. Харьков: Фолио, 2002. С. 3; Архитекторы Харькова / под общ. ред. С.Г. Чечель-ницкого. Харьков, 2008. 376 с.; Лейбфрейд А.Ю., Полякова Ю.Ю. Харьков. От крепости до столицы: Заметки о старом городе. Харьков: Фолио, 2004. 334 с.

3 Автор главного корпуса Академии Генерального штаба и особняка Кшесинской в Санкт-Петербурге.

4 Одновременно с ним эту должность занимали еще четыре архитектора: П.И. Ширшов, М.И. Носса-левич, Л.И. Ржепишевский и В.Д. Кацыка.

5 В 1925 году Госстрахом был проведен конкурс на проект собственного здания. Первую премию получил А.Г. Молокин. В качестве архитекторов-художников к работе были привлечены Г.Д. Иконников и Е.А. Лымарь. Строительство здания продолжалось до 1927 (в некоторых источниках до 1930) года. Небольшая ширина участка определила курдонерный прием построения общей структуры здания. Стройность композиции архитектурного объема, простота фасадов и лаконичность архитектурных форм отразила принципы идеологии того времени. Фасады оформлены рустовкой, лопатками, плоскими карнизами. Оригинальным в здании оказалось то, что в нем впервые был применены рамный железобетонный каркас и монолитные час-торебристые перекрытия.

6 Здание «Дом пролетарского студенчества № 1» было спроектировано А.Г. Молокиным и Г.Д. Иконниковым в 1927 году в рамках закрытого конкурса, объявленного Госстрахом. Проект занял первое место, и в течение двух лет здание было построено. Оно представляло собой десять смещенных по отношению друг к другу 5- и 6-этажных секций, которые были связаны между собой коммуникационными узлами. Благодаря этому композиционному приему было осуществлено освещение коридоров с торцов. Мощные пилоны лестничных клеток обогатили пластику фасадов, разбив на части однообразные протяженные фасады. Особое внимание в проекте было уделено механизму санитарного обследования студенчества. План предусматривал бани, прачечные, дезинфекционные аппараты, дезинфекционные камеры, изолятор для кожных больных, которые не подлежали стационарному лечению. Секции общежития были распределены между Инженерно-строительным, Авиационным, Электротехническим, Химико-технологическим и Механико-машиностроительным институтами.

7 Объединение государственных табачных фабрик Украины ВСНХ УССР («Укртабактрест») произошло в Харькове в 1920 году. 3 марта 1920 года было создано Областное управление государственной табачной промышленности Украины («Укртютюн»), а с сентября оно действовало как Объединение государственных табачных фабрик Украины ВРНГ УССР.

Идея постройки новых помещений Сельскохозяйственного института за городом появилась в конце 1920-х гг. Руководство института даже определило объекты нового строительства, разработало план и состав комиссии. По некоторым данным, автором проекта, по которому должен был строиться комплекс, был А.Н. Бекетов, хотя в своем личном листке А.Г. Молокин указывает свою долю участия в проекте в 1929 году как автор и руководитель бригады.

До этого такую подготовку проходили только в Ленинградском инженерно-строительном институте под руководством В.Л. Гофмана.

10 В состав Оргбюро вошли восемь архитекторов: пять из Харькова, двое из Киева и двое из Одессы.

11 Среди них были А.Н. Бекетов, А.Г. Молокин, А.Л. Эйнгорн, Я.А. Штейнберг, архитекторы В.И. Богомолов, А.В. Линецкий, В.А. Эстрович, И.И. Малоземов, В.К. Троценко, Г.А. Яновицкий и др.

12 Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение, была открыта 29 декабря 1927 года в поселке Новый Харьков на добровольные отчисления из заработной платы сотрудников НКВД. До 1935 года руководителем коммуны был А.С. Макаренко. Воспитательный процесс в коммуне строился на основе соединения обучения с производительным трудом. В связи с этим возникла идея создания завода электроинструмента и завода пленочных фотоаппаратов, на котором воспитанники могли бы работать. В 1932 году НКВД провел закрытый конкурс на проект фабрики фотоаппаратов в Харькове. А.Г. Молокин получил первую премию, однако здание по его проекту возведено не было. Завод был организован на базе существующей механической мастерской.

13 Первый аэроклуб появился в Харькове еще до революции как подразделение Всероссийского аэроклуба. В советском Харькове работа клуба возобновилась в 1925 году. Аэроклубу выделили здание бывшей биржи. В нем занимались активной работой по популяризации достижений авиаторов и организовывали показательные выступлений первых советских летчиков. В 1933 году аэроклуб открыли заново, как будто ранее его и не существовало: «В 1925-1926 гг. в Харькове был аэроклуб, который закончил свое существование вследствие полной оторванности от рабочих масс и бюрократизма его руководителей». В 1932 году А.Г. Мо-локиным был выполнен проект нового здания аэроклуба, однако он не был реализован, поскольку под здание был отдан дом на ул. Сумской.

14 9 августа 1935 года Советом народных комиссаров было принято решение о воссоздании Военно-хозяйственной академии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) имени В.М. Молотова. А.Г. Молокин спроектировал здание академии в 1936 году, однако проект не был реализован: Военно-хозяйственная академия разместилась в двух корпусах недостроенного здания Дома Кооперации. В 1940 году Военно-хозяйственная академия РККА была реорганизована в Интендантскую академию. Осенью 1941 года она была эвакуирована в Ташкент. После войны, объединившись с рядом военных структур, была переведена в Ленинград.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Pave R., Cohen J.-C. The Lost Vanguard: Russian Modernist Architecture 1922-1932. Monacelli Press, 2007. 347 p.

2. Brumfield W.C. Landmarks of Russian Architecture. A photographic Survey. Tulane University, 2013. 246 p.

3. Hatherley O. Landscapes of Communism: A History Through Building. The New Press, 2016.

624 p.

4. Hudson H.D. Blueprint and Blood: The Stalinization of Soviet Architecture, 1917-1937. Prin-centon University Press, 2015. 280 p.

5. Государственный архив Харьковской области. ФР-47, оп. 1, ед. хр. 131-135, 161-166, 451.

6. Постановление ЦК ВКП(б) «Об архитектурном образовании». 1933 // Архитектурные школы Москвы. М., 1995. Сб. 1: Исторические данные, 1749-1990-е. С. 89-90.

REFERENCES

1. Pave R., Cohen J.-C. The Lost Vanguard: Russian Modernist Architecture 1922-1932. Monacelli Press, 2007. 347 p.

2. Brumfield W.C. Landmarks of Russian Architecture. A photographic Survey. Tulane University, 2013. 246 p.

3. Hatherley O. Landscapes of Communism: A History Through Building. The New Press, 2016.

624 p.

4. Hudson H.D. Blueprint and Blood: The Stalinization of Soviet Architecture, 1917-1937. Prin-centon University Press, 2015. 280 p.

5. Gosudarstvennyi arkhiv Khar'kovskoi oblasti [Government archive of Kharkov region]. FR-47, anagraph 1, doc. 131-135, 161-166, 451.

6. Postanovlenie TsK VKP(b) "Ob arkhitekturnom obrazovanii". 1933 [Statement of CC All-Union Communist Party (б) "About architect education»" 1933]. Arkhitekturnye shkoly Moskvy. Sb. 1: Istoriches-kie dannye, 1749-1990-e [Architect schools in Moscow. Collection 1: Historic data, 1749-1990-s]. Moscow, 1995, pp. 89-90.

Информация об авторе

Антоненко Надежда Владимировна, аспирантка кафедры основ архитектуры, e-mail: antonenkonadiia@gmail.com; Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, Украина, 61184, г. Харьков, ул. Сумская, 40.

Критерии авторства

Антоненко Н.В. полностью подготовила статью и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author

Nadezhda V. Antonenko, postgraduate, Department of fundamentals of architecture, e-mail: antonenkonadiia@gmail.com; Kharkov National University of construction and architecture, 40 Sumskaya St., Kharkov, 61002, Ukraine.

Contribution

Antonenko N.V. has prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

Статья поступила 30.10.2016 г. The article was received 30 October 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.