Научная статья на тему 'Архитектор А. Н. Бекетова. Жизнь и творчество'

Архитектор А. Н. Бекетова. Жизнь и творчество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1188
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ХАРЬКОВ / АРХИТЕКТУРА ЭКЛЕКТИКИ / РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕВЫХ РЕШЕНИЙ / THE RUSSIAN EMPIRE / KHARKOV / THE ARCHITECTURE OF ECLECTICISM / THE VARIETY OF STYLISTIC SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давидич Татьяна Феликсовна

В статье рассматриваются особенности творчества харьковского архитектора А.Н. Бекетова выпускника Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (окончил с Большой золотой медалью в 1888 году). Первые же его работы задали новой застройке центральных улиц и площадей Харькова укрупнённый столичный масштаб. По собственному желанию он приехал работать в Харьков, где в 1889 году выиграл конкурс на проект здания Коммерческого училища (было построено). В 1890-1910-е годы А.Н. Бекетов руководил собственным проектным бюро, которое занималось не только проектированием, но и организацией строительных работ. В 1894 году за проект библиотеки на полтора миллиона томов он получил звание академика архитектуры. В соответствии с полученным образованием А.Н. Бекетов свободно оперировал формами различных исторических стилей и был типичным для своего времени архитектором-эклектиком. Всего по проектам А.Н. Бекетова было построено более сорока общественных и жилых зданий в Харькове и около шестидесяти в других городах Российской империи и СССР. Основные харьковские постройки по проектам Бекетова сосредоточены в районе между улицами Пушкинской и Сумской. Особенно интересны построенные по его проектам здания особняков, в том числе трёх собственных. Общественные здания он проектировал в стилях неоренессанс, «боз-ар» и неоклассицизм, а проекты особняков имели более разнообразные стилевые решения с учётом их восприятия в городской среде и взаимоотношений с окружающей застройкой и прилегающими участками. На улице Жён Мироносиц сложился своеобразный ансамбль бекетовских особняков, которые теперь используются для размещения профессиональных клубов и городского художественного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architect A.N.Beketov. Life and Creative Work

In the article the features of creativity of the Kharkov architect A.N. Beketov were considered, who had graduated from the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg (with a Big Golden Medal, 1888). The very first of his works gave the new development of the central streets and squares of Kharkiv (in enlarged, really capital scale). He came to work in Kharkov at his own request, and in 1889 he won a competition for the project of Commercial School building, which was realised. In the 1890-s and the 1910-s, A.N. Beketov supervised his own design bureau, which dealt not only with the design, but with the organization of construction works. In 1894, for a library project for one and a half million volumes, he received the title of academician of architecture. In accordance with the obtained education, A.N. Beketov freely operated with forms of various historical styles and because this he was a typical for his time architect-eclecticist In total, A.N. Beketov built more than 40 public and residential buildings in Kharkov and about 60 in other cities of the Russian Empire and in the USSR. The main buildings on Beketov's projects in Kharkov are concentrated in the area between Pushkinskaya and Sumskaya streets. Particularly interesting are the buildings of mansions, built on his projects, including three of his own. He designed public buildings in Neo-Renaissance, «Beaux-Arts» and Neoclassicism styles, and his projects of the mansions had more diverse stylistic solutions, taking into account their perception in the urban environment and the relations with surrounding buildings adjacent areas. On the street of Myrrhbearers was formed an interesting kind of ensemble of Beketov's mansions, which are now usedas the professional clubs and the central city's art museum.

Текст научной работы на тему «Архитектор А. Н. Бекетова. Жизнь и творчество»

DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-27-34

Архитектор А.Н.Бекетов. Жизнь и творчество

Т.Ф.Давидич, ХНУСА, Харьков, Украина

В статье рассматриваются особенности творчества харьковского архитектора А.Н. Бекетова - выпускника Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (окончил с Большой золотой медалью в 1888 году). Первые же его работы задали новой застройке центральных улиц и площадей Харькова укрупнённый столичный масштаб. По собственному желанию он приехал работать в Харьков, где в 1889 году выиграл конкурс на проект здания Коммерческого училища (было построено). В 1890-1910-е годы А.Н. Бекетов руководил собственным проектным бюро, которое занималось не только проектированием, но и организацией строительных работ. В 1894 году за проект библиотеки на полтора миллиона томов он получил звание академика архитектуры. В соответствии с полученным образованием А.Н. Бекетов свободно оперировал формами различных исторических стилей и был типичным для своего времени архитектором-эклектиком. Всего по проектам А.Н. Бекетова было построено более сорока общественных и жилых зданий в Харькове и около шестидесяти в других городах Российской империи и СССР. Основные харьковские постройки по проектам Бекетова сосредоточены в районе между улицами Пушкинской и Сумской. Особенно интересны построенные по его проектам здания особняков, в том числе трёх собственных. Общественные здания он проектировал в стилях неоренессанс, «боз-ар» и неоклассицизм, а проекты особняков имели более разнообразные стилевые решения с учётом их восприятия в городской среде и взаимоотношений с окружающей застройкой и прилегающими участками. На улице Жён Мироносиц сложился своеобразный ансамбль бекетовских особняков, которые теперь используются для размещения профессиональных клубов и городского художественного музея.

Ключевые слова: Российская империя, Харьков, архитектура эклектики, разнообразие стилевых решений.

Architect A.N.Beketov. Life and Creative Work.

T.F.Davidych, KSTUCA, Kharkov, Ukraine

In the article the features of creativity of the Kharkov architect A.N. Beketov were considered, who had graduated from the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg (with a Big Golden Medal, 1888). The very first of his works gave the new development of the central streets and squares of Kharkiv (in enlarged, really capital scale). He came to work in Kharkov at his own request, and in 1889 he won a competition for the project of Commercial School building, which was realised. In the 1890-s

and the 1910-s, A.N. Beketov supervised his own design bureau, which dealt not only with the design, but with the organization of construction works. In 1894, for a library project for one and a half million volumes, he received the title of academician of architecture. In accordance with the obtained education, A.N. Beketov freely operated with forms of various historical styles and because this he was a typical for his time architect-eclecticist In total, A.N. Beketov built more than 40 public and residential buildings in Kharkov and about 60 in other cities of the Russian Empire and in the USSR. The main buildings on Beketov's projects in Kharkov are concentrated in the area between Pushkinskaya and Sumskaya streets. Particularly interesting are the buildings of mansions, built on his projects, including three of his own. He designed public buildings in Neo-Renaissance, «Beaux-Arts» and Neoclassicism styles, and his projects of the mansions had more diverse stylistic solutions, taking into account their perception in the urban environment and the relations with surrounding buildings adjacent areas. On the street of Myrrhbearers was formed an interesting kind of ensemble of Beketov's mansions, which are now usedas the professional clubs and the central city's art museum.

Keywords: the Russian Empire, Kharkov, the architecture of eclecticism, the variety of stylistic solutions.

Алексей Николаевич Бекетов родился 19 февраля (3 марта) 1862 года в Харькове в семье известного учёного-химика, академика Императорской Академии наук Николая Николаевича Бекетова и его жены Елены Карловны, урождённой Миль-гоф. Бекетовы - дворянский род, упоминавшийся с XVI века. «Российская родословная книга» возводит его происхождение к черкесским бекам. Фамилия происходит от тюркского слова «бекет» (значения: «укреплять», «стража», «караул», «аванпост»). Брат отца А.Н. Бекетова Андрей Николаевич был учёным-ботаником, ректором Санкт-Петербургского университета. Его жена Елизавета Григорьевна - дочь известного путешественника и натуралиста Г.С. Корелина, была писательницей. Дочь - Александра Андреевна - была матерью поэта Александра Блока (рис. 1).

В 1875-1882 годы А.Н. Бекетов учился в Харьковском реальном училище и параллельно - в частной художественной школе М.Д. Раевской-Ивановой, которая в течение пяти лет обучалась живописи во Франции, Италии, Германии, а затем (первой из женщин России) сдала экзамен при Императорской Академии художеств на звание свободного художника.

А.Н. Бекетов продолжил своё образование на архитектурном факультете Академии художеств в Санкт-Петербурге (1882-1888), где его учителями были Р.А. Гедике, Д.И. Гримм,

A.И. Кракау. В период обучения он практиковался у петербургского архитектора М.Е. Месмахера, (принимал участие в проектировании дворца великого князя Михаила Михайловича, здания архива Государственного Совета и др. зданий). В соответствии с полученным образованием А.Н. Бекетов свободно оперировал формами различных исторических стилей и, несмотря на то, что в ряде современных публикаций его называют то «мастером классицизма», то «представителем модерна» [1], был типичным для своего времени эклектиком.

По окончании Академии А.Н. Бекетов получил Большую золотую медаль за дипломный проект на тему: «Вокзал при морских купальнях на Чёрном море» и по собственному желанию вернулся работать в Харьков, где вскоре выиграл конкурс на проект здания Коммерческого училища (1889). Построенное в 1889-1901 годах, оно сразу задало укрупнённый масштаб улице Пушкинской (рис. 2). Этот масштаб впоследствии был поддержан самим автором при проектировании и строительстве соседствующих зданий и впоследствии утвердился по всей центральной части города.

В 1890-1910-е годы А.Н. Бекетов руководил собственным проектным бюро, которое занималось не только проектированием, но и организацией строительных работ. В 1894 году за проект библиотеки на полтора миллиона томов он получил звание академика архитектуры [2]. Профессиональные навыки, полученные при составлении этого проекта, пригодились ему при проектировании здания для Общественной библиотеки в Харькове, которая была основана в 1886 году по инициативе Общества распространения грамотности в народе. Эта библиотека существовала в наёмном помещении двенадцать лет. Новое здание для неё в Петровском переулке (ныне переулок

B.Г. Короленко) было построено с учётом самых передовых европейских технологий и норм. Эта библиотека стала одной из лучших в Российской империи того времени (рис. 3).

Всего по проектам А.Н. Бекетова было построено более сорока общественных и жилых зданий в Харькове и около шестидесяти в других городах Российской империи и СССР (Екате-ринославе, Киеве, Симферополе, Новочеркасске, Лубнах, Алуште, Ростове-на-Дону, а также в Белгороде, Баку, городах Донбасса).

С 1890 года А.Н. Бекетов стал преподавать в Харьковском технологическом институте, в 1898-м получил звание профессора. В 1906 году он издал учебник по архитектуре для студентов Технологического института. Участвовал он также в организации архитектурных выставок, в период с 1906 по 1935 год публиковался в местных и столичных журналах («Зодчий», «Ежегодник Общества архитекторов-художников»). Являясь с 1900 года членом-корреспондентом Общества архитекторов-художников, принимал участие в пяти съездах российских зодчих (1892-1911). Также он был талантливым художником-пейзажистом, регулярно участвовал в выставках.

Рис. 1. Родственники А.Н. Бекетова на даче в Шахматово. А.А. Бекетова и её сын поэт А. Блок

Рис. 3. Здание Общественной библиотеки (ныне - библиотека им. В.Г. Короленко). 1899-1901 годы

Стилистика зданий, построенных по проектам А.Н. Бекетова, весьма разнообразна. Для создания интересных архитектурно-художественных образов он использовал многообразные и разнохарактерные прототипы, мог совмещать в одном здании стилистику раннего и позднего ренессанса, барокко, классицизма, неогреческого стиля, модерна [3-6].

Показателен в этом смысле ряд соседствующих зданий, выстроенных по проектам А.Н. Бекетова в бывшем Миро-носицком переулке (ныне улица Жён Мироносиц, № 9, 10, 11, 13). Один из углов этой улицы занимает здание бывшей женской Воскресной школы Х.Д. Алчевской, созданное в неоклассицистических формах. Строгое композиционное решение его плана построено с учётом двух композиционных осей: одна из них учитывает угловое расположение объёма, а другая проходит через ризалит, в котором находится главный вход (рис. 4).

При здании имеется достаточно обширный участок, создающий пространственный разрыв между ним и следующим - бывшим особняком купца И. Игнатищева, владельца пивоваренного завода «Россия» (рис. 5).

Сейчас в этом здании располагается Харьковский художественный музей, и внешне оно как нельзя лучше подходит

Рис. 4. Здание бывшей женской Воскресной школы Х.Д. Алчевской на улице Жён Мироносиц (бывшей Садово-Куликовской). 1890-е годы

Рис. 5. Бывший особняк купца И. Игнатищева, владельца пивоваренного завода «Россия» на улице Жён Мироносиц. 1913 год. Ныне - Харьковский художественный музей

для этого: имеет симметричный фасад, широкая центральная часть которого повышена за счёт мощного парапета. Ось симметрии подчёркнута треугольником неполного фронтона и расположенными в нём оконными проёмами лестничной клетки: одним вертикальной формы и другим - в виде пологой арки. Декоративные элементы: накладная ордерная аркада второго этажа, цветные майоликовые керамические вставки в тимпанах арок, скульптурный фриз над окнами первого этажа, рельефный междуэтажный пояс и мощный венчающий карниз создают укрупнённый масштаб и выразительную пластику объёма. Следующее по этой стороне улицы здание - бывший особняк Алчевских (ныне - Дворец культуры МВД), имеет активное пластическое решение объёма и располагается на большом участке (рис. 6). К сожалению, некоторые элементы этого здания, выполненного в духе ренессансной виллы, были утрачены во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Бывший собственный особняк А.Н. Бекетова (ныне - Дом учёных), находится напротив. В решении его интерьеров архитектор применил модный в конце XIX - начале XX века английский принцип решения всех помещений в разных стилях, соответствовавших их назначению. Кабинет и центральная

Рис. 7. Бывший особняк А.Н. Бекетова на ул. Жён Мироносиц, 10. 1899-1901 годы. Ныне здесь расположен Харьковский Дом учёных

Рис. 6. Бывший особняк Алчевских (ныне ДК МВД) на улице Жён Мироносиц, 13

Рис. 8. Интерьер столовой в особняке А.Н. Бекетова, выполненный в «русском» стиле

лестница были отделаны резным дубом в духе английской готики, столовая решена в стиле русской трапезной, концертный зал декорирован с использованием форм барокко и рококо (рис. 7, 8). Несмотря на обилие стилистических решений, пространство особняка было уютным и удобным.

Планировочные решения особняков, построенных по проектам А.Н. Бекетова, чаще всего были свободными, внутреннее пространство удобно распределялось по основным функциям, живописная группировка объёмов органично вписывалась в пространство озеленённых участков. Особенно интересным было решение особняка профессора И.Н. Сомова на Максимилиановской улице, сделанное в духе европейского ренессанса с элементами готики (рис. 9). Его активный пластический силуэт был акцентирован остроконечной башенкой, которая, к сожалению, не сохранилась.

Этот особняк принадлежал семье Бекетовых недолго. В 1901 году, после финансового краха своей компании 7 мая 1901 года тесть Бекетова А.К. Алчевский покончил с собой, бросившись под поезд на Царскосельском вокзале Санкт-Петербурга. После гибели главы семьи Бекетовых и Алчевских были вынуждены продать свои особняки и переселиться

Рис. 9. Особняк профессора И.Н. Сомова на Максимилиановской улице. 1897-1899 годы. Ныне - Дом Харьковского медицинского общества

Рис. 10. Палата судебных установлений в городе Новочеркасске. Архитектор А.Н. Бекетов. 1904-1909 годы

в съёмные квартиры. Новый дом для себя архитектор построил на Садово-Куликовской улице (ныне улица Дарвина, 37) уже в 1912 году. Он с семьёй занимал второй этаж, а нижний сдавал внаём. В застройке «улиц особняков», примыкающих к улице Пушкинской, архитектор применял популярный в эпоху эклектики принцип живописности и контрастности, о котором в своё время писал Н.В. Гоголь: «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте» [8].

Что касается очень популярного в то время модерна, сам архитектор писал: «Одно время и я увлёкся этим течением <...>, однако очень скоро стиль этот, называемый тогда «венским сецессионом», получил при своём развитии совершенно неконструктивные и уродливые формы». С элементами стиля модерн им были построены здание банка в Ростове-на-Дону (1910); Управление Екатерининской железной дороги в Ека-теринославе (1903-1905), здание Волжско-Камского банка в Москве, здание Судебных установлений в Новочеркасске (1904-1909) (рис. 10).

Однако, отдавая дань стилистической моде своего времени, архитектор всё же чаще всего сохранял классицисти-

Рис. 11. Бывшее здание Волжско-Камского банка на Николаевской площади (ныне площадь Конституции, 24). 1906-1908 годы. В 1968 году было реконструировано под Харьковский театр кукол

Рис. 12. Здание Земельного банка на Николаевской площади. 1896-1897 годы. В 1928 году было реконструировано для Автотранспортного техникума

ческую основу объёмно-пространственных композициий этих зданий в целом. В проектировании частных особняков Бекетов применял гибкие приёмы внутренней планировки и эклектичные решения фасадов и интерьеров, как это было принято в то время, в зданиях общественного назначения он применял более логичные и функционально оправданные планировочные решения, классицистические или ренессанс-ные фасады [6].

В период бурного экономического расцвета Российской империи, который продолжался до Первой мировой войны, Харьков стал одним из центров южнорусского экономического региона. На Николаевской площади (центральной в городе) по проектам А.Н. Бекетова были построены несколько крупных банковских зданий. Первым из них было здание филиала Азовско-Донского банка, возведённое в 1894-1896 годы. Здания Земельного и Торгового банков строились по заказу тестя Бекетова А.К. Алчевского в 1896-1899 годы. Стилистика здания харьковского филиала Волжско-Камского банка (1906-1908) представляет собой смесь классицистической композиции плана с элементами ренессанса и модерна на фасаде (рис. 11, 12).

Рис. 13. Здание Судебных установлений на Скобелевской площади. Архитектор А.Н. Бекетов при участии архитекторов Ю.С. Цауне и В.В. Хрусталёва. 1899-1902 годы

Рис. 14. Проект здания Дома Харьковского медицинского общества и Пастеровского института (ныне - Институт микробиологии и иммунологии им. И.И. Мечникова. 1911-1913 годы

Прежде чем приступить к проектированию банковских зданий, А.Н. Бекетов внимательно изучил аналогичные постройки в Германии, Австро-Венгрии, Франции и Италии.

В 1899-1902 годы на Скобелевской площади было построено крупномасштабное здание Судебных установлений, которое и доныне используется по назначению (рис. 13).

В проектировании зданий для учебных и просветительских учреждений и общественных зданий Бекетов приобрёл очень большой опыт, создавая проекты не только для Харькова, но и для других городов: здания женских епархиальных училищ в Лубнах (1907) и в Белгороде (1911-1915), здание высшего горного училища в Екатеринославе (1899-1912) и др. Основные постройки по проектам Бекетова в Харькове сосредоточены на бывшей Николаевской площади (ныне площадь Конституции), в районе между улицами Пушкинской и Сумской. В начале улицы Пушкинской находится бывшее здание Харьковского медицинского общества и Пастеровского института (ныне в нём находится Институт микробиологии и иммунологии им. И. И. Мечникова) [7], построенное в формах неоклассицизма с элементами модерна в 1911-1913 годы (рис. 14).

Рис. 15. Церковь Каплуновской иконы Божией Матери. Перспектива проекта и реализация. 1896-1912 годы

Рис. 16. Дача А.Н. Бекетова в Профессорском уголке Алушты. Общий вид и проект. 1895-1896 годы

На углу Пушкинской и Каплуновской улиц в 1896-1912 годы была построена кладбищенская церковь Каплуновской иконы Божией Матери, которая первоначально была задумана в русском стиле, но построена уже в неорусском, который был формально ближе к приобретавшему тогда популярность модерну (рис. 15).

Первым сооружением А.Н. Бекетова на Южном побережье Крыма была его собственная дача (ныне - музей), которую он построил в 1895-1896 годах на участке, полученном в наследство от отца. Уютный небольшой дом в мавританском стиле был возведён из местных пород камня, расположен на вершине горного склона и хорошо вписан в живописный ландшафт. Широкая галерея второго этажа раскрывалась в сторону моря (рис. 16).

Теперь, к сожалению, этот вид уничтожен более поздними постройками. Архитектор мечтал серьёзно заняться комплексным развитием архитектуры крымского побережья. В 1915 году он принял участие в съезде, посвящённом развитию отечественных курортов и написал письмо председателю съезда, предлагая свои услуги в качестве опытного архитектора-художника для решения проблем курортного строительства на юге России. Но этому плану не суждено было осуществиться по причине продолжения Первой мировой войны.

А.Н. Бекетов не только выполнял проекты как архитектор, но и руководил всем процессом строительства, применяя самые прогрессивные для того времени конструктивные решения и строительные материалы. Умело организуя проект-но-строительный процесс, он смог в годы Первой мировой войны построить такие крупные здания, как Коммерческий институт (1914-1916), приют для дворянских сирот (19131915), приют для престарелых дворян (1914-1916), здание Высших женских курсов Общества взаимопомощи трудящихся женщин (1913-1915). Эти здания задали Нагорному району Харькова крупномасштабную градостроительную канву на будущее (рис. 17, 18).

После революции 1917 года А.Н. Бекетов остался в СССР. С 1920 года он работал при Архстрое ВСНХ и Шахтострое. В 1924 году им был создан проект реконструкции под Дворец Культуры «Металлист» здания харьковского Дома Общества рабочих, построенного по проекту архитектора И.И. Загоскина в 1907-1909 годы (рис. 19).

В советское время он также продолжал активно участвовать в архитектурных конкурсах. Среди его конкурсных работ выделялись: проект реконструкции главной улицы Харькова - Сумской, проект Краснозаводского театра (будущего ДК завода ХЭМЗ), проекты здания Госпрома и решения фасада Дома кооперации на площади Дзержинского. В стиле конструктивизм он выполнил проект Электротехнического корпуса ХПИ и конкурсный проект здания Госпрома (рис. 20), хотя и не любил этот стиль, называя его «коробочным» и предназначенным для промышленных зданий [6].

Профессиональная деятельность Бекетова в послереволюционный период была в основном связана со строитель-

ством жилых и общественных зданий. Большой опыт в этой сфере проектирования позволил ему достаточно успешно перестраиваться на работу в русле быстро менявшихся

Рис. 17. Бывшее здание приюта для престарелых дворян на улице Чайковского. 1914-1916 годы

Рис. 19. Реконструкция и расширение харьковского «Дома Общества рабочих» под Дворец культуры «Металлист» на улице Плехановской. Архитектор А.Н. Бекетов. 1924-1927 годы

Рис. 20. Конкурсный проект на здание Госпрома в Харькове. Фасад. 1925 год

Рис. 21. Жилой дом «Литерный» для сотрудников ЮЖД. Первая и вторая очереди строительства. 1925-1936 годы

Рис. 22. Жилой дом для работников ЦК КП(б)У в Киеве. 1935-1938 годы ■ и I

LL J HI к

II

■ 1 Kjp

/г Lj Ii

н Mvpfefj

1 1

а) б)

Рис. 23. Памятник А.Н. Бекетову в курдонере здания Харьковского национального университета строительства и архитектуры. Скульптор С. А. Гурбанов (а); витраж на станции метро «Архитектора Бекетова». Художники А. Пронин, Г. Тищенко (б)

архитектурных течений. Очень показателен в этом смысле реализованный проект крупного жилого дома-комплекса для сотрудников ЮЖД на Привокзальной площади Харькова, в котором прослеживается постепенный переход стилистики от конструктивизма к ар-деко (рис. 21).

Также по его проектам были построены жилой дом «Индустриальный профессор» для сотрудников ХПИ (1934-1938) и жилой дом для членов ЦК КП(б)У в Киеве (1935-1938) (рис. 22), в котором проявился возврат автора к неоклассике, поощрявшийся в период «сталинского ренессанса».

Значительную роль в этот период в творчестве архитектора играло проектирование и строительство в Донбассе, восстановление которого осуществлялось согласно плану ГОЭЛРО. В 1936 году А.Н. Бекетов выполнил эскизный проект комплекса корпусов гуманитарных наук для Харьковского университета с применением рационалистически упрощённых классических форм.

Продолжал А.Н. Бекетов создавать и объекты курортного назначения. В 1926-1933 годы по его проекту на Хаджибеев-ском лимане близ Одессы был построен крестьянский санаторий, в 1933-1939 годы в Алуште - дом отдыха для работников треста «Главспирт», в 1936 году- гостиница «Рица» в Гаграх.

В 1939 году А.Н. Бекетову была присвоена учёная степень доктора архитектуры, он имел также звание заслуженного деятеля искусств УССР, действительного члена Академии архитектуры СССР. До революции он преподавал в Технологическом институте, а с 1930 года - во всех новых харьковских вузах архитектурно-художественного профиля (ХИСИ, ХХИ, ХИИКСе). Среди его учеников были известные архитекторы А.М. Гинзбург, В.Г. Кричевский, А.А. Таций, А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг, Ф.Ф. Олейник, П.Е. Шпара, А.М. Касьянов и др. Тяжелобольной архитектор умер в оккупированном немецкими фашистами Харькове в ноябре 1941 года на восьмидесятом году жизни. Память архитектора, так много сделавшего для родного города, увековечена памятниками, мемориальными досками, его именем названа одна из станций харьковского метро (рис. 23 а, б).

Литература

1. Лаврентьев, И.Н. Из истории харьковского архитектурного модерна. А.Н.Бекетов / И.Н. Лаврентьев // АСС. Архитектура. Строительство. Событие. - 2008. - № 1-2. - С. 6-11.

2. ЦГНТАУ. Ф. 47. К. 2. Оп. 2. Ед.хр. 67. Бекетов А.Н. Жизнеописание академика архитектуры, профессора ХТИ Алексея Николаевича Бекетова / Машинописный текст. - Харьков, 1938.

3. А.Н. Бекетов, академик архитектуры. Исследования и материалы / под ред. А.П. Буряка; сост. И.Р. Акмен, А.Ю. Корнев. - Харьков: Раритеты Украины, 2012. - 40 с.

4. Бекетов, А.Н. Харьковская общественная библиотека // Зодчий. - 1902. - С. 157-159.

5. Ремизова, Е.И. Архитектурный полифонизм в творчестве А.Н. Бекетова / Е.И. Ремизова, В.М. Лопатько // Науковий втсник будтвництва. - 2014. - № 2. - С. 36.

6. Дудукина, Д.В. А.Н. Бекетов (1868-1941). Творческая деятельность и вклад в развитие архитектуры юга России и Украины конца XIX - первой трети XX веков: автореф. дис. канд. арх-ры: 18.00.01 / Д.А. Дудукина. - М.: МАРХИ, 2008. - С. 15.

7. Бекетов, А.Н. Проект здания Пастеровского института в г. Харькове. // Зодчий. - 1911. - С. 284-286.

8. Гоголь, Н.В. Об архитектуре нынешнего времени / Н.В. Гоголь // Собр. соч. в 6 т. Т. 6. - М., 1953. - С. 47.

Literatura

1. Lavrent'ev I.N. Iz istorii har'kovskogo arhitekturnogo moderna. A.N.Beketov / I.N. Lavrent'ev // ASS. Arhitektura. Stroitel'stvo. Sobytie. - 2008. - № 1-2. - S. 6-11.

2. TSGNTAU. F. 47.K. 2. Op. 2. Ed. hr. 67. Beketov A.N. Zhizneopisanie akademika arhitektury, professora HTI Alekseya Nikolaevicha Beketova / Mashinopisnyj tekst - Har'kov, 1938 g.

3. A.N. Beketov, akademik arhitektury. Issledovaniya i materiaLy / pod red. A.P. Buryaka; sost. I.R. Akmen, A.Yu. Kornev. - Har'kov: Raritety Ukrainy, 2012. - 40 s.

4. Beketov A.N. Har'kovskaya obshhestvennaya bibLioteka // Zodchij. -1902. - S. 157-159.

5. Remizova E.I. Arhitekturnyj poLifonizm v tvorchestve A.N. Beketova / E.I. Remizova, V.M. Lopat'ko // Naukovij visnik budivnitstva. - 2014. - № 2. - S. 36.

6. Dudukina D.V. A.N. Beketov (1868-1941). Tvorcheskaya deyateL'nost' i vkLad v razvitie arhitektury yuga Rossii i Ukrainy kontsa XIX - pervoj treti XX vekov: avtoref. dis. kand. arh-ry: 18.00.01 / D.A. Dudukina. - M.: MArhl, 2008. - S. 15.

7. Beketov A.N. Proekt zdaniya Pasterovskogo instituta v g. Har'kove // Zodchij, 1911, S. 284-286.

8. Gogol' N.V. Ob arhitekture nyneshnego vremeni / N.V. GogoL' // Sobr. soch. v 6 t T. 6. - M., 1953. - S. 47.

Давидич Татьяна Феликсовна (Харьков). Кандидат архитектуры. Доцент кафедры основ архитектуры Харьковского национального университета строительства и архитектуры (Украина, 61002, Харьков, Сумская ул., 40. ХНУСА). Сфера научных интересов: история архитектуры и искусства, различные виды творческой деятельности. Автор более 70 публикаций, учебных пособий и 4 монографий (одна в соавторстве с Л.В. Качемцевой). Тел.: +38 (066) 219-31-52. E-mail: [email protected].

Davydich Tatyana Feliksovna (Kharkov). Candidate of architecture. Associate professor of the Department of architecture at the Kharkov National University of Construction and Architecture (Ukraine, 61002, Kharkov, Sumskaya st., 40. KSTUCA). Sphere of scientific interests: history of architecture and art, various types of creative activity. The author of more than 70 publications, teaching aids and four monographs (one co-authored with L.V. Kachemtseva). Tel.: +38 (066) 219-31-52. E-mail: t.f.davidich@ gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.