УДК 1(091):124.4
А.И. Яремак
аспирант, кафедра философии и социологии, Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаныка, Украина
УКРАИНСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ УКРАИНЫ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX- НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
Аннотация. В статье рассмотрено влияние украинской ментальности на формирование эстетического идеала в украинской философии на рубеже Х1Х-ХХ веков. Исследовано связь антеизма, экзекутивности, кордо-центризма, индивидуализма с эстетическими ценностями мыслителей данного периода. Обоснована национальная подоплёка вышеупомянутой связи.
Ключевые слова: ментальность, нация, национальное, эстетические ценности, эстетический идеал, антеизм, кордоцентризм, индивидуализм, экзекутивность.
A.I. Yaremak, Precarpathian National University named after Vasyl Stefanyk, Ukraine
UKRAINIAN MENTALITY AS DETERMINANT OF AESTHETIC IDEAL OF UKRAINE'S PHILOSOPHICAL
THOUGHT OF THE LAST QUARTER OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES
Abstract. The article considers the influence of the Ukrainian mentality on the formation of aesthetic ideal in Ukrainian philosophy at the turn of the XIX-XX centuries. The relations of anteism, executivity, cordocentrism, individualism with aesthetic values in the views of thinkers of this period are investigated. The nation-measuring background of aforesaid relations is substantiated.
Keywords: mentality, nation, national, aesthetic values, aesthetic ideal, anteism, cordocentrism, individualism, executivity.
Украинская философия характеризуется особенным интересом к вопросам, связанным с нацией. Особенно четко это прослеживается в смутные времена на стыке Х1Х-ХХ веков. Одной из основных особенностей в сфере философствования, а, следовательно, и в сфере эстетики в указанный период является акцент на антропонациомерность. Украинской философской мысли присуща гуманистическая и экзистенциальная направленность, поэтому не вызывает удивления тот факт, что антропонациомерность становится одним из основных качеств. Указанный период является временем кристаллизации национальной идеи, поэтому нация занимала главенствующее место как объект философского исследования. Это существенно повлияло на заинтересованность мыслителей в исследовании ментальных особенностей украинского народа, и, как результат, были определены основные черты, которые ему присущи. Принимая во внимание очерченные выше достижения, уместно проследить влияние ментальности украинского народа на особенности формирования и утверждения эстетического идеала, а также определить национальные особенности этой детерминанты.
Изучением вопросов ментальности и влияния ментальных особенностей на мировоззрение занимались исследователи разных эпох и философских направлений. Среди них проблемами нации и народов занимались Г. Гегель, В. Вундт, Ш. Монтескье, Э. Дюркгейм, Д. Юм. Взаимосвязь исторической эпохи и ментальных конструктов рассматривают М. Блок, Ж. ле Гофф. Сущностью ментальности интересовались как русские (Н. Бердяев, Н. Данилевский, Н. Лосский), так и украинские философы (П. Кулиш, И. Нечуй-Левицкий, А. Потебня, П. Юркевич, Д. Чижевский, И. Мир-чук, А. Бычко, С. Крымский, Г. Горак, В. Горский, В. Шинкарук, В. Ярошовец, Т. Гетало, Я. Гнатюк, Н. Корниенко, И. Кресина, В. Попов, О. Рудакевич, М. Скринник, А. Сокирко и др.). К последним публикациям на указанную тему принадлежит статья Е. Емельяненко «Формирование эстетического мировоззрения украинцев в контексте особенностей национальной ментальности» [4].
Несмотря на то, что большой круг исследователей заинтересован в тщательном рассмотрении особенностей проблемного поля ментальности, остается окончательно не исследо-
ванным вопрос роли украинской ментальности в формировании эстетических ценностей у украинских мыслителей, в частности философов указанного периода. Во многих исследованиях проблема, которая нас интересует, раскрыта не полностью, лишь частично, а кое-где определена только в контексте других заданий и исследований.
Для начала определим, что мы имеем в виду под ментальностью, поскольку, как и любой широко исследованный термин из области философии, она имеет не один десяток трактовок. К освещению и решению указанной проблемы были осуществлены самые разнообразные подходы: психологический, социологический, культурологический и др. Мы постараемся придерживаться философской трактовки этого феномена, не прибегая к крайностям однобокого видения. Считаем неверным ограничиваться толкованием ментальности исключительно как регулятора деятельности или исключительно как структуры объяснения действительности.
Для наглядного примера преимущества комплексного рассмотрения очерченного понятия возьмем теоретические наработки Р. Додонова, который в монографии «Этническая мен-тальность: опыт социально-философского исследования» различает и классифицирует разные подходы к пониманию понятия «ментальность» - в соответствии с тем, на что обращает внимание то или иное направление исследования. Таким образом, исследователь осуществляет разделение определений ментальности на описательные, психологические, нормативные, структурные, генетические и исторические дефиниции. Он видит рациональное решение такой неоднородности и считает: «Эти дефиниции совсем не исключают, а скорее дополняют одна другую» [3, с. 70]. Додонов также выводит сентенцию, которую считает общей для всех направлений исследования, а именно: ментальность становится проявлением коллективной психики, которое обусловлено историческим развитием общества.
Среди заметного нагромождения определений ментальности, принимая во внимание поставленные нами задачи, вполне удачной, по нашему мнению, является дефиниция мен-тальности, которую дает А. Сокирко: «Ментальность - это философская категория, которая характеризует мировоззренческое и смыслобытийное поле индивида или общества» [7]. Указанная формулировка является собственно философской по своей сущности. Исследовательница считает, что ментальность проявляется в разных аспектах жизни, в частности в поступках, реакциях, формах деятельности, в характерных особенностях мироощущения и мировосприятия, в моральных и семейных ценностях, во взаимодействии между людьми, в отношении к природе, труду, в особенностях организации быта и праздников, а также в конкретных актах самоорганизации этноса.
Мы считаем необходимым подчеркнуть, что ментальность определяет жизнь людей во многих сферах, поскольку особым образом связана и с практической, и с теоретической сторонами бытия, хотя практическая, естественно, доминирует. Понятие «украинская ментальность» полностью отвечает вышеуказанным характеристикам, но главной отличительной чертой её является то, что это понятие является более узким, чем понятие «ментальность», поскольку касается многих аспектов жизни именно украинского человека и развития украинского общества. Среди ключевых черт украинской ментальности, согласно нашим взглядам на предыдущее развитие философской мысли в Украине, следует выделить антеизм, экзекутивность, кордо-центризм и индивидуализм. Эти черты были присущи еще в период романтизма и нашли свое логическое продолжение во взглядах последующих поколений мыслителей.
Для дальнейшего разбора эстетической составляющей философской парадигмы последней четверти Х1Х- начала ХХ веков определим эти понятия. Антеизм - это обязательный компонент украинской ментальности, одна из основных характеристик украинского мировоззрения, которая заключается в превознесении образа природы и, особенно, Матери-Земли. Земля, будучи средством к существованию и выживанию, вызывала уважительное к ней отношение. «Украинскому народу всегда были присущи прямо любовь и бережное отношение к земле, ко-
торые связаны с отношением к труду, с представлением о благополучии, рациональности, порядочности, народной этике и т.д.» [4, с. 310]. Наивысшего уважения и наивысшей оценки удостаивались плоды земли и умелые землеробы: именно они предстают как эстетические идеалы для простых людей и превозносятся В. Стефаныком: «Ехал дорогой между полей на возу мешков. Пшеница и рожь, как золотые и серебряные рощи, да легким ветром к себе клонились»... «Ты, наверное, или вор, или лайдак, ибо добрый не идет из своего села и не мыкается по миру!» [8, с. 196].
В свою очередь, экзекутивность имеет общие характеристики с образом Матери, но в данном случае речь идет уже не о земле или о природе, а именно о женственности, культе образа Женщины, Женщины-Матери, который везде превозносится в рамках ментальной особенности мировоззрения украинцев. Истоки понимания женщины как воплощения эстетического идеала берут начало в извечных традициях сакрализовать образ матери. Образ матери присутствует в произведениях многих писателей рассматриваемого периода. Не каждый из них является идеальным, но именно благодаря контрастному сравнению разных женских образов раскрывается искомый идеал. По признакам, которые приобретает образ Насти в конце произведения «На веру» М. Коцюбинского, становится понятно, что иногда самым важным решением является первоочередная забота о своем потомстве, и именно это качество - материнскую самоотверженность - превозносит автор [5, с. 96].
Экзекутивный характер эстетического идеала в своей сущности соединяет эстетическое и этическое начала. Соединение этих двух компонентов выделяет и следующую черту мен-тальности украинцев - кордоцентризм. Кордоцентризм - это не только парадигма в философской мысли Украины, а также и черта, которая раскрывает еще одну грань украинской менталь-ности. Кордоцентризм, как известно, это - одна из ведущих идей украинской философской мысли, которая развивалась в течение веков. В трудах Г. Сковороды она кристаллизовалась, а в философии П. Юркевича предстала уже теоретическим концептом.
Сущность кордоцентризма состоит в том, что центром любых человеческих помыслов является сердце. Сердце является направлением развития, оно же - одновременно - и вместилище всех сущностных признаков человека. Сознание отдельного индивида сосредоточено, если не целиком и полностью, то в большей степени именно в сердце: это касается не только эмоциональной и мотивационно-волевой сфер, но и когнитивной. Акцент на кордоцентризм, как и на гуманизм, - это базовая тенденция творческих и научных эстетично-этических эманаций плеяды писателей и философов рассматриваемого периода.
Индивидуализм - это тоже черта, присущая украинской ментальности и представлена интересами, которые созданы отдельной личностью. По-настоящему индивидуалистические идеи раскрывает И. Франко. Если вести речь о приоритетных направлениях развития общества, то этот мыслитель выделял индивидуализм и социализм. И это не были крайности, при которых абсолютизируется позиция какого-то отдельного индивида. Наоборот, философ видел смысл в равноценном преподнесении как отдельного человека, так и целой нации. Анархический индивидуализм, как таковой, в его представлениях отсутствовал, поскольку в его взглядах оставалось место для государственности, а именно - для братской федерации народов.
Исследователь С. Возняк считает, что «ориентация на человека и нацию, социальное и национальное имеет у И. Франко солидное социокультурное и идейно-теоретическое основание» [2, с. 7]. Знаменательным является то, что общественным и эстетическим идеалом у И. Франко предстает интернациональный человек - человек гуманный и толерантный к другим нациям, но с четким представлением о своей национальной принадлежности.
Возрастание заинтересованности национальным вопросом в рассматриваемый период, несомненно, определено еще и значительным интересом к нему романтиков, о котором мы узнаем из трудов П. Кулиша, Т. Шевченко, В. Белозерского, Н. Костомарова, М. Максимовича и
др. Например, П. Кулиш предлагает рассматривать нацию в контексте идей кордоцентризма и хуторской философии. Главенствующее место в его размышлениях занимают человек и двигатель его действий, которым он считает сердце - «сердце искреннее и какой-то голос из душевной глубины» [1, с. 112]. Сердце для философа является источником ментальных особенностей. Кроме того, мыслитель акцентирует внимание на том, что именно хутор является основной точкой сохранения украинской нации. Таким образом, оставив городскую жизнь и направившись в село, можно воплотить свою потребность жить согласно сердцу - в соответствии с теми древними установками, которые издавна заложены в украинцах.
Исследователь Д. Чижевский обращает внимание на важность нации как носителя особенных и, одновременно, общечеловеческих представлений об идеале. И. Мирчук продолжает наработки этого своего предшественника, анализируя конкретные ментальные черты, присущие украинцам. Таким образом, уже в первой половине ХХ века в поле зрения украинских философов появляется связь между национальными особенностями мировоззрения, проявлениями ментальности и идеалами определенной нации. То, что поднималось для общего рассмотрения в литературном творчестве И. Франко, М. Коцюбинского и других, наконец-то получило оценку в пределах теоретического дискурса.
Поскольку нация рассматривается как творец ценностных ориентиров, то будет уместно детально проанализировать ее роль в конкретно рассматриваемом контексте. Есть точка зрения, согласно которой нация должна находиться в центре мировоззрения, что возвеличивает нацию и поднимает ее как центр Вселенной. В нашем же случае мы ставим перед собой цель объяснить процесс формирования ценностей, в т.ч. наивысшую из них (то есть идеала, в частности эстетического) и даже характер всей философии, опираясь на положение о нации как о мериле. Представителям указанного мировоззрения характерно сосредоточивать внимание на саму проблематику нации, мы же считаем необходимым раскрыть нацию с точки зрения ее присутствия во взглядах апелляции к потребностям, желаниям и деятельности нации.
Идеал в эстетической сфере украинской философской мысли так или иначе преимущественно ориентирован на человека, а если точнее, то на представителя украинской нации, который представляется своеобразной мерой прекрасного. Антропонациоцентризм [2], согласно которому превозносится идея человека и нации, дает возможность высказать утверждение, что именно человек в пределах нации выделяет ценностные черты и наделяет ими объект восприятия. Все это свидетельствует о закономерной тенденции в современной эстетической мысли считать роль человека и нации в формировании эстетического идеала исключительной.
Идея нации как мерила издавна принадлежала к основным мировоззренческим ориентирам украинской философской мысли. Со временем вопрос нации, который содержал в себе эстетический идеал, менялся в соответствии с потребностями, выдвигаемыми той или иной эпохой. Однако основные компоненты мировоззрения оставались неизменными. При определении эстетических ценностей и эстетического идеала нация никогда не оставалась в стороне, но более того, судя по всему, она была определяющим фактором при формировании эстетических взглядов в период развития украинской философской мысли в последней четверти Х1Х-начала ХХ веков.
Несмотря на изменчивость идеала, в соответствии с историческими эпохами и развитием общества [6, с. 83] такие ментальные характеристики украинской нации, как кордоцентризм, индивидуализм, антеизм и экзекутивность, были присущи украинцам веками, поэтому эстетическое мировоззрение и определяющие эстетические ценности не преминули попасть под их влияние. В целом же в украинском подходе к определению эстетических ценностей прослеживается ощутимое влияние западноевропейской культуры. Это вполне понятно с учетом конкретных исторических факторов. Но ядром эстетических представлений были и остаются характерные особенности осмысления эстетического идеала в украинской философской мысли,
основывающиеся на национально особенных характеристиках, которые, в свою очередь, проявляются в ментальности.
Список литературы:
1. Вибран листи Пантелеймона Кулш украшською мовою писан / Нью-Йорк ; Торонто : Вид-во УВАН у США, 1984. - 326 с.
2. Возняк С.М. Антропонацюцентризм фтософського свтогляду I. Франка / С.М. Возняк // Прикарпатський вюник НТШ. - 2008. - № 3. - С. 7-12.
3. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования / Р.А. Додонов. - Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. - 191 с.
4. бмельяненко е. Формування естетичного свтогляду украшав в контекст особливо-стей нацюнальноТ' ментальност / е. емельяненко // Плея: науковий вюник: збiрник наукових праць / гол. ред. В.М. Вашкевич. - К.: В1Р УАН, 2012. - Випуск № 57 (2). - С. 307-313.
5. Коцюбинський М. На вiру / М. Коцюбинський // Михайло Коцюбинський. Твори в 7 т. -К.: Наукова думка, 1973. - Т. 1. - 408 с.
6. Петрушенко О.П. Словник з естетики / О.П. Петрушенко. - Львiв: Магнолiя-2006, 2009. - 353 с.
7. Сокирко А.М. Свтоглядно-ментальы особливост украТнського романтизму: рукопис. дисерта^я на здобуття наукового ступеня доктора фтософських наук за спе^альнютю 09.00.05 - iсторiя фтософи / Прикарпатський нацюнальний ун-т iм. В. Стефаника. - 1вано-Франшськ, 2011.
8. Стефаник В. Палш / Василь Стефаник // Стефаник В. Твори. - К.: Вид-во художньоТ л-ри, 1971. - 432 с.