Научная статья на тему 'Мировоззренческие универсалии украинской художественной культуры'

Мировоззренческие универсалии украинской художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛИЯ / UNIVERSAL / АРХЕТИП КУЛЬТУРЫ / ARCHETYPE OF CULTURE / КОРДОЦЕНТРИЗМ / СОФИЙНОСТЬ БЫТИЯ / SOPHIAIC OF BEING / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ / ONTOLOGICAL OPTIMISM / CORDOCENTRISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ратко Марина Валериевна

В статье освещается понятие архетипа национальной культуры, на основе анализа современных научных исследовани, и прежде всего работ представителей отечественной философской и культурологической школы, определён круг универсалий украинской культуры и представлено осмысление ключевых архетипных констант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческие универсалии украинской художественной культуры»

CULTURE

The worldview universals of Ukrainian Arts culture Ratko M. (Ukraine) Мировоззренческие универсалии украинской художественной культуры

Ратко М. В. (Украина)

Ратко Марина Валериевна /Ratko Maryna — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики художественного воспитания и хореографии, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого,

г. Мелитополь, Украина

Аннотация: в статье освещается понятие архетипа национальной культуры, на основе анализа современных научных исследовани, и прежде всего работ представителей отечественной философской и культурологической школы, определён круг универсалий украинской культуры и представлено осмысление ключевых архетипных констант.

Abstract: the article highlights the concept of the archetype of the national culture, based on analysis of current research, and above all the work of representatives ofnative philosophical and cultural school, defined range of the universals of Ukrainian culture and understanding of the key archetypal constants represented.

Ключевые слова: универсалия, архетип культуры, кордоцентризм, софийность бытия, онтологический оптимизм.

Keywords: universal, archetype of culture, cordocentrism, sophiaic of being, ontological optimism.

Современные культурологи считают, что в основе феноменального бытия национальной культуры лежит определённый тип мировосприятия - «национальный образ мира» (Г. Гачов), который и образует неповторимую систему характерных для нации мировоззренческих представлений. В каждую культурно-историческую эпоху он взаимодействует с особенностями мировидения народа, обусловленными конкретными историческими событиями, коррелирует с мировоззренческими представлениями, характеризующими экзистенциальное измерение бытия тех народов, с которыми контактирует на данный момент нация. И всё же это общее в мировоззрении всегда преломляется сквозь призму особенного, специфического, которое и образует «ядро» национальных миропредставлений и связано с понятием ментальности нации.

Украинский философ С. Крымский полагает, что исследования особенностей национального менталитета имеют преимущественно умозрительный характер, так как базируются на интуитивной рефлексии национального характера. По мнению учёного, для более адекватного представления о ментальности нации необходимо выделить на основе системно-исторического и структурного анализа различных пластов украинской культуры специфические сквозные структуры, которые бы раскрывали инвариантное и характерное в национальном культуротворческом процессе и в психическом типе нации [1, с. 96]. Этому условию соответствует метод выявления архетипов культуры.

В трактовке самого понятия «архетип культуры» С. Крымский отграничивается от интерпретации этой лексемы, предложенной К. Юнгом (как одного из проявлений «коллективного бессознательного»). Он акцентирует, что национально--культурные архетипы - это не «духовные гены» определённой человеческой общности, а определённые «презупозиции» - склонности, тенденции нации, реализующиеся в разные эпохи в различных формах, которые могут отличаться средствами выражения, но структурно в культуре образуют определённые прототипы (или могут быть реконструированы как прототипы) [1, с. 97]. По мнению учёного, архетипы являются центральными, стержневыми ценностями национального культурного Универсума, обусловливающими его как потенциальную, так и актуальную целостность. Они суть и «культура впереди нас», так как, обнаружив их в прошлом, можно предусмотреть культурные смыслы будущего нации [2, с. 50].

Другой отечественный исследователь - Н. Хамитов считает архетипы национальной культуры фундаментальным результатом внутренних коммуникативных процессов той или иной нации и глубинной (мировоззренческой) основой, на которой базируется культурно-значимая деятельность её представителей [4, с. 90]. Смысл этого понятия и определяет этно-национальную «окраску» различных культур.

Таким образом, архетипы связаны с образной сферой психики, но не тоджественны самим образам и представлениям. Это определённые «прообразы», конструкции, тяготеющие к реализации в образе и по этой причине наиболее ярко проявляющие себя в искусстве. Реализуясь в смысловом поле национальной художественной культуры, архетипы определяют представления об эстетически

совершенном нации, постоянно модифицируются, обогащаются, но при этом не исчезают. Они образуют субстрат культуротворческого процесса, который «сверху прочитывается как «вечное возвращение», а «снизу» - «вечное возрождение» [3, с. 133]. При условии выхода украинской культуры на уровень мирового развития, её архетипы могут трансформироваться в общекультурные универсалии - приобретать статус принципа, актуализирующего полилог различных национальных художественных культур.

Анализ исследований в области отечественной гуманитаристики позволил концептуализировать систему архетипов украинской культуры. Их круг включает универсалии: красоты, мировоззренческой толерантности, религиозности, сердца, софийности бытия, онтологического оптимизма, этической ценности личности, природы, игры. Рассмотрим отдельные из них.

Архетип сердца («кордоцентризма») характеризуется широкой палитрой трактовок, его понимают как: «микромир», духовная субстанция, раскрывающая сущность внутреннего, истинного человека, орган само-и богопознания (Г. Сковорода); путь к идеалу и гармонии с окружающим миром (Т. Шевченко). Архетип сердца конденсирует в себе такие черты национального этнотипа, как склонность к чувственному, иррациональному постижению мира, интровертность. Им, на наш взгляд, обусловлено преобладание в украинской философской культуре антропологической, аксиологической и моральной проблематики.

В сфере художественной деятельности данный архетип находит проявление в таких специфических чертах, как субъективность художественного выражения, открытая эмоциональность, задушевность, лиризм; проявляется в поэтичном строе образов, настроениях сентиментальности, меланхолии, мечтательности, в эпичности. Возможно, именно архетип сердца обусловил доминирование в украинском искусстве стилей иррациональной направленности - барокко и романтизма.

Архетип софийности бытия отображает веру украинцев в гармоничный строй вещей в мире, насыщенность смыслом всего сущего, в том числе и человеческой жизни. Он генетически связан с античной культурой, исходившей из того, что в основе бытия лежит совокупность извечных идей, образов, чисел, форм - первичная реальность, называемая Софией. Поэтому и окружающий мир наполнен светом разума, космической гармонией, порядком.

В сфере художественного творчества архетип софийности проявился в прокламации культа гармонии, ориентации творческих поисков мастеров искусства на идеальные сущности, уклонении от крайностей, перенасыщенности во всём, подчинении художественных средств выражению определённой мысли.

Архетип онтологического оптимизма является отображением жизнеутверждающего мировосприятия украинцев, их веры в окончательное мажорное свершение человеческих устремлений, преодоление препятствий, что нашло выражение в народном афоризме: «Как-то оно да будет!».

Глубинный оптимизм типичен для украинской мифологии: здесь он проявился в иронизировании над силами зла. Своеобразный оттенок звучания он приобрёл в христианские времена, трансформировавшись в идею апокатастасиса - веру в «благостное возвращение человечества к первородной чистоте ещё при земной жизни» [1, с. 103]. Данный архетип проявился в витальном тонусе произведений искусства, лейтмотивах победы жизни над смертью и безысходностью, добра над злом.

Таким образом, в результате анализа эстетико-культурологических источников нами конкретизирован круг архетипных универсалий украинской культуры, выявлены особенности их артикуляции в отечественном искусстве.

Литература

1. Кримський С. Б. Архетипи украшсько! культури / Шд ред. В. Шинкарука, С. Бистрицького. К.: Фешкс, 1996. С. 91-112.

2. Крымский С., Парахонский Б., Мейзерский З. Эпистемология культуры: Введение в обобщенную теорию познания / АН Украины. Ин-т философии. К.: Наук. думка, 1993. 216 с.

3. Марков В. А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) / В. А. Марков // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения / Отв. ред. О. М. Чудакова. Рига: Знание, 1990. С. 133 -147.

4. Фiлософiя: Свгт людини. Курс лекцш: навч. поаб. / В. Г. Табачковський, М. О. Булатов, Н. В. Хамгтов та ш. К.: Либщь, 2003. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.