Научная статья на тему 'Кордоцентризм ("философия сердца") - доминанта педагогического наследия В. Сухомлинского и основная черта украинской ментальности'

Кордоцентризм ("философия сердца") - доминанта педагогического наследия В. Сухомлинского и основная черта украинской ментальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
725
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. СУХОМЛИНСКИЙ / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / МЕНТАЛЬНОСТЬ / КОРДОЦЕНТРИЗМ / ФИЛОСОФИЯ СЕРДЦА / АРХЕТИП / НАРОД / ЭТНОС / БИОСФЕРА / ПАССИОНАРИИ / V. SUKHOMLYNSKYI / CREATIVE HERITAGE / NATIONAL CHARACTER / MENTALITY / CORDOCENTRISM / PHILOSOPHY OF THE HEART / ARCHETYPE / NATION / ETHNICITY / BIOSPHERE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Санивский Александр Михайлович

В статье проанализированы труды ученых касающиеся вопросов национального характера, ментальности, которые легли в основу украинской «философии сердца»; на основе творческого наследия выдающегося украинского педагога В. Сухомлинского определены философские и педагогические категории кордоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORDOCENTRISM ("PHILOSOPHY OF THE HEART") AS DOMINANT PEDAGOGICAL HERITAGE OF V. SUKHOMLYNSKYI AND BASIC FEATURES OF UKRAINIAN MENTALITY

The works of scientists about national character and mentality, which formed the basis of Ukrainian «philosophy of the heart» was analyzes in the article. Based on the creative heritage of outstanding Ukrainian teacher V. Sukhomlynskyi were defined philosophical and pedagogical categories of cordocentrism.

Текст научной работы на тему «Кордоцентризм ("философия сердца") - доминанта педагогического наследия В. Сухомлинского и основная черта украинской ментальности»

ственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 97-100.

18. Лукашева С.С. Модель профессиональной подготовки студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» в вузе культуры и искусств // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 113-120.

19. Абасова У.Р. Музыка как важный социально-пси-

хологический фактор формирования художественного вкуса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 17-19.

20. Пецина И. А. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете (на примере музыкально-педагогического факультета): Дисс. ... канд. пед. наук, -Самара, 2005, -23 с.

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOBILITY AS ONE OF THE CHARACTERISTICS OF FUNCTIONING TEACHER-MUSICIAN IN THE CONTEMPORARU WORLD

© 2014

I.A. Petsina, candidate of pedagogic sciences, docent of the choral and solo singing's Department

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article discusses the concept of "professional mobility" from the standpoint of sociology, psychology, pedagogy and music education. Substantiated pedagogical creativity, which provides high stability efficiency of music teacher's dissimilar activities. That are updated as the creativity of professional competence in system of professional mobility teacher-musician.

Keywords: professional mobility, pedagogical creativity, creative competence in system of professional teacher-musician's mobility.

УДК 37(477(092))

КОРДОЦЕНТРИЗМ («ФИЛОСОФИЯ СЕРДЦА») - ДОМИНАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В. СУХОМЛИНСКОГО И ОСНОВНАЯ ЧЕРТА УКРАИНСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

© 2014

А.М. Санивский, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье проанализированы труды ученых касающиеся вопросов национального характера, мен-тальности, которые легли в основу украинской «философии сердца»; на основе творческого наследия выдающегося украинского педагога В. Сухомлинского определены философские и педагогические категории кордоцентризма.

Ключевые слова: В. Сухомлинский, творческое наследие, национальный характер, ментальность, кордоцен-тризм, философия сердца, архетип, народ, этнос, биосфера, пассионарии.

Постановка проблемы. Четкость и точность представления о культурной индивидуальности других народов представителями определенного этноса достигается настолько, насколько точно очерчена и осознана собственная историческая уникальность, самобытность, мировоззрение.

Анализ последних исследований и публикаций. Ф. Бэкон, Г. Гегель, И. Гердер, В. Гумбольдт, Д. Дидро, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо исследовали национальный характер как философскую категорию, охватывающую сущность нации, все ее своеобразие как субъекта исторических событий.

В XIX в. национальный характер стал темой исследований как в украинской так и русской общественно-философской мысли. В работах Н. Данилевского, К. Леонтьева, В. Соловьева, Н. Бердяева, Г. Шпета, С. Франка и других, развивалась русская национальная идея, обосновывалась общенациональная, всемирно-мессианская роль России. В это же время исследованием украинского национального характера занимались выдающиеся ученые и деятели культуры В. Антонович, М. Грушевский, Д. Донцов, М. Драгоманов, Ю. Липа, В. Липинский, Н. Михновский, А. Потебня, М. Волновой, И. Франко и другие.

В современных трудах вопрос национальной менталь-ности освещался А. Бычко, И. Бычко, В. Васильевым, Л. Гамаль, Я. Герасимовым, Р. Додоновым, В. Дорошкевичем, И. Старовойтом, В. Храмовой и др., внимание акцентировалось на сущности понятия «душа народа» и ее составляющих - патриотизм, психический характер, воля, разум.

В современной этнопсихологии достаточно активно разрабатываются теории о наследственности черт национального характера и менталитета. В частности, речь идет о теории К. Юнга об архетипах коллективного бессознательного. Название теории возникло от древнегреческого термина архетшот (прообраз, праформа) [1].

Дальнейшее развитие идеи К. Юнга нашли в работах

выдающегося историка Л. Гумилева. Ученый в основу своей теории этногенеза как главный постулат взял тезис о природно-биологическом характере этноса. Этнос биоорганической составляющей мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. [2]. В. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, Космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта для Космоса и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие в нем [3].

К. Юнг предложил идею комплексного анализа формирования национального характера, который в основе имеет бессознательные культурные архетипы, но может трансформироваться в соответствии с постоянно меняющимися социально-историческими условиями [4, с. 73].

Формирование целей статьи. Цель статьи - проанализировать творческое наследие В. Сухомлинского и определить: какие философские и педагогические функции он возлагал на сердце.

Изложение основного материала исследования. Начнем с того, что П. Гнатенко рассматривает национальный характер как совокупность социально-психологических черт (национально-психологических установок, стереотипов), присущих национальному сообществу на определенном этапе развития и проявляются в ценностных отношениях к окружающему миру, а также в культуре, традициях, обычаях, обрядах [5, с. 6].

Б. Цимбалистый трактует национальный характер «как своеобразную персонификацию культуры данной национальной общности. Он сам является продуктом данной национальной культуры и одновременно ее носителем. Он помогает продолжать ее и передавать из поколения в поколение в неизменном или мало измененном виде» [6, с. 82].

Таким образом, национальный характер - это явление не столько психологии, сколько бытия. Он являет-

ся формой постижения исторической судьбы и своеобразной ответственностью народа за свое историческое прошлое. Первый шаг к пониманию культурной самобытности нации, ее исторической индивидуальности и национального характера заключается как раз в определении той формы постижения собственного бытия, которая доминирует в жизни этой нации. Украинский национальный характер определяется тем, что действительность для него - это его жизненный мир и судьба. Именно судьба есть той онтологической формой, через которую украинское бытие приобретает единство, а национальный характер - определенность [7, с. 143].

Обобщая исследования национального характера С. Пролеевым и В. Шамраем пришли к определенным выводам: во-первых, попытки определить национальный характер как совокупность психологических качеств, которые, якобы, присущие каждому представителю нации, противоречит само себе и не приводит к плодотворным результатам; во-вторых, проблема национального характера (как и родственная с ней проблема национальной идеи) имеет свой смысл и оправдание только в контексте национального самосознания. Осознание национального характера неотъемлемо от его создания (хотя, конечно, его нельзя отождествить с фактами сознания); в-третьих, любые рассуждения о национальном характере содержат не только надежду на будущее, но и исторические проекции национальной жизни. В них надежды и ожидания, как составляющие, не менее важны, чем историческая определенность; в-четвертых, национальный характер следует рассматривать как воспроизведение исторической жизни народа. Как таковой он выступает в двух главных онтологических (или метафизических) проекциях. Первая из них, это то, чем является мир для человека определенного народа, которой артикуляции он испытывает в национальной культуре. Вторая - состоит в содержательности человеческой судьбы, в том, как человек образует этот мир. Это - проблемы национального этноса - характера, который составляет своеобразную движущую силу и основу бытия людей определенного народа [7, с. 145].

На мировозренчески-философском уровне национальный характер проявляет себя в феномене менталь-ности или менталитета (от лат. менталис - разум), который раскрывается в общей духовно-психологической ориентации определенной общественной, и, прежде всего, этнонациональной, группы, интегрирует поток индивидуальных впечатлений, представлений и т. д. в целостное восприятие мира [8, с. 5].

Одним из признаков украинского национального характера является кордоцентризм. По мнению В. Кременя, кордоцентризм является «пониманием на деле не столько мышлением - «головой», сколько «сердцем» - эмоциями, чувствами - «душой» [9, с. 418].

Философские проблемы украинского кордоцен-тризма также исследовал И. Мирчук. В своих работах «Г. С. Сковорода. Заметки к истории украинской культуры» (Прага, 1925), «Мировоззрение украинского народа» (Прага, 1942), в энциклопедических статьях он проанализировал специфику украинской философии, ее связь с национальным менталитетом украинского народа, охарактеризовал «философию сердца» Г. Сковороды и П. Юркевича.

Украинский кордоцентризм функционировал не только на уровне специализированного сознания (философии, культурологии, религиоведения), но и на уровне обыденного сознания - в украинском фольклоре. Его обычные проявления рассматриваются в статье Л. Черкашиной «Украинская "культура сердца" в образах и символах национального фольклора» (Киев, 2001).

Всю свою жизнь В. Сухомлинский воплощал философию сердца в педагогическую практику, в ее основе была идея - «гуманное общество могут создать только мудрые гуманные люди», а таких людей может воспитать только гуманизм: «Педагог становится наставни-

ком детей и юношества постольку, поскольку он тонко и чутко познает мир умом и сердцем. В воспитании подростков это качество приобретает особый смысл ... Развивая и углубляя то, чего требует природа отрочества и общественное положение подростка, воспитатель должен вместе с тем развивать у него способность видеть умом и сердцем вещи и явления буквально в двух шагах от себя» [14, с. 520]. Поэтому учитель должен понимать всю ответственность за возложенную на него миссию, поскольку «сила слова воспитателя, влияние слова на духовный мир воспитанника, умение "глаголом жечь сердца" зависят от того, какую эмоциональную культуру воспитывает сопереживание» [14, с. 527]. Это сердечное беспокойство оценил известный украинский поэт И. Драч, посвятив В. Сухомлинскому «Думу об Учителе». В ней, по определению М. Ильницкого: «Учитель предстает ... в полный рост как педагог, как гражданин, как человек... Произведение представляет определенный этап в творчестве писателя, его талант раскрылся новыми гранями...» [15].

Нема жахлившо! роботи, н1ж учительська,

Нема виснажлившо! роботи ввд учительсько!.

Де нерви паляться, мов хмиз сухий,

Де серце рветься в шепоп i чащ.

Але нема щаслившо! дол^

Коли Людина з Тво!х рук, Учителю,

1де у свгг - на краплю свгг людше [16].

У В. Сухомлинского концепт «сердце» - своеобразный мост между мирами мысли и действительности, глубинами сознания и человеческой способностью понимать, ощущать и отобрать окружающее.

В его работах можно выделить такое предназначение сердца:

- сосуд, в котором содержаться эмоции: «Все годы работы в школе меня волновала проблема взаимосвязи и зависимости между эмоциональным состоянием, с одной стороны, и идейным, моральным, умственным развитием, формированием убеждений, с другой стороны. Длительные наблюдения над духовной жизнью, трудом, обучением одних и тех же школьников, непосредственное участие в духовной жизни и труда коллективов, многолетняя дружба с отдельными воспитанниками - все это дает возможность сделать вывод, который касается гармонии всех сфер жизнедея-тельностиличности» [14, с. 514]. «Педагог становится наставником детей и юношества постольку, поскольку он тонко и чутко познает мир умом и сердцем. В воспитании подростков это качество приобретает особый смысл» [14, с. 520]. «Красота окружающего мира для такого сердца могучим источником веры в добро. Несправедливость порождает эмоциональную и эстетическую толстокожесть» [14, с. 535]. «Источником культуры человеческих эмоций является способность учителя чувствовать сердцем внутренний духовный мир ребенка, подростка, юноши, девушки» [14, с. 531537]. «Воспитание способности чувствовать сердцем - одна из ответственных сфер совершенствования педагогического мастерства учителя. Старайтесь проникнуть в эмоциональный подтекст говорит человек» [14, с. 538].

- средство познания: «Подлинное познание идеи (познание умом и сердцем, формирование личного отношения к моральной истины, принципа), начинается тогда, когда вы обращаетесь к внутреннему духовному миру своих воспитанников» [14, с. 511]. «Утверждение святого и нерушимого в сердце каждого юного гражданина требует внимательного, вдумчивого взгляда на историю человечества» [14, с. 513]. «Развивая и углубляя то, чего требует природа отрочества и общественное положение подростка, воспитатель должен вместе с тем развивать у него способность видеть умом и сердцем вещи и явления буквально в двух шагах от себя» [14, с. 520];

- «Жить сердцем» - «отдавать свое сердце»: «Детская

и юношеская способность жить сердцем, отдавать свое сердце людям особенно обострена тогда, когда в воспитательной работе сочетаются эмоциональный и моральный воздействия. Эта бескорыстная способность делает жизнь светлой и радостной. Полнота духовной жизни детей и подростков немыслимы без изящной потребности отдавать свое сердце людям, вообще живым существам, вещам - всему тому, что воплощает в себе красоту нашего бытия» [14, с. 523];

- сердце как мистилище эмоциональной памяти человека: «Большую роль в воспитании чуткости юного сердца к окружающему миру играет эмоциональная память. Поэтому я старался обогащать эмоциональный мир человека в годы детства и отрочества яркими впечатлениями, переживаниями, чтобы эмоциональное отношение к окружающему миру было НЕ мимолетным, а отложено отражение в душе, пробуждало чистые мысли и побуждения» [14, с. 524];

- сердце как зеркало души: «Язык, как и глаза, - зеркало души. Я научился улавливать в словах воспитанников тончайшие оттенки чувств: подавленность, тревогу, грусть, одиночество, горести, досаду, недовольство, смятение» [14, с. 538];

- «Чувствовать сердцем», понимать окружающих (воспитателя) и себя самого: «Если вы хотите быть настоящим воспитателем, раскройте перед юным сердцем красоту человеческого прежде всего в самом себе

- это очень важно» [14, с. 536]. «Сердца детей должны быть широко открыты для радости и горя других людей - вот одна из важнейших предпосылок того, чтобы маленькие люди, которые переступают порог школы, вообще были вашими питомцами» [17, с. 153].

- сердце как источник добра: «Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлений, движения сердца» [14, с. 539];

- воспитание в сердце любви к родной земле, природе и окружающей среде: «Природаявляется источником добра, ее красоты влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, участливостью, непримиримостью к злу. Красота природы как средство эмоционального, эстетического и нравственного воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного воздействия на личность ... Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает почувствовать красоту человека» [14, с. 539];

- голос сердца как голос совести: «В жизни бывают такие обстоятельства, когда голос совести, чувства

- благородные и умные, когда правота лучше утверждается гневом, возмущением. Я видел важное воспитательная задача в том, чтобы развивать, оттачивать у своих воспитанников тонкость восприятия тех явлений, которые по своему характеру особенно влияют прежде всего на чувства ...» [14, с. 533];

- понимание и ощущение красоты в людях, вера в добро, «чуткое сердце»: «справедливость порождает внутренний духовный мир, который можно охарактеризовать словами: человек с открытым, чутким сердцем, способным откликнуться на тончайшие движения духовной жизни другого человека» [14, с. 534-535];

- школа сердечности: «Вместе с родителями мы добиваемся того, чтобы школьные годы, особенно годы учебы в начальных классах, были школой сердечности. Ценные уроки в этой школе - создание красоты, забота о красивой для человека. Все, что дает ребенку эстетическое наслаждение, радость, удовольствие, обладает чудодейственной воспитательную силу. Дети создают красоту для семьи, для матери и отца, для другой человек» [18, с. 546];

- материнская школа - «тонкая сфера духовной жизни человека - воспитание личности». «Мы стремимся к

тому, чтобы в материнской школе у ребенка воспитывалось нежное, чувствительное, чуткое сердце. Чтобы ребенок познавал окружающий мир не только умом, но и сердцем» [18, с. 539];

- идеальная семья: где царит культ «сердечного, заботливого, душевного отношения родителей», которые заботятся «о морально-эмоциональное воспитание всех детей» [18, с. 545-546].

Великий педагог призвал родителей воспитывать своих детей так, «чтобы с малых лет их сердца освещались ярким светом духовной красоты - и тогда их сердца будут чистыми и тонкими, восприимчивыми и чувствительными к нравственному наставления, на страже поступков ваших питомцев всегда стоят чувствителен часовой - совесть. Совестливые люди (к сожалению, почему-то избегают этого слова) вырастают там, где царит дух удивления красотой героизма, мужества, верности убеждениям, готовности отдать жизнь во имя идеалов и идей. Этот дух удивления создает ту утонченность сердца, благодаря которой слово становится мощным средством воспитания» [17, с. 156-157]. При этом В. Сухомлинский считал: «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» [19, с. 14], поскольку «без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний немыслима эмоциональная культура», которая является «плотью и кровью культуры педагогической» [19, с. 15]. Согласно убеждениям В. Сухомлинского «Педагог начинается с того, как он формирует мировоззрение» [14, с. 386]. Мировоззрение педагог объясняет так: « это личное отношение человека к истинам, закономерностей, фактов, явлений, правил, обобщений, идей» [14, с. 386].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в 5060-х годах ХХ ст. выдающимся украинским педагогом

B. Сухомлинским была создана собственная философская концепция, которая была положена в основу его системы воспитания [20, 21, 22]. Главной целью образования есть воспитание всесторонне развитой личности, человека с новым типом мировоззрения, который, по своим основным определениям приближается к кордо-центричному мировоззрению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К. Г. Юнг // Вопросы философии. 1988. №1.

C.134-180.

2. Гумилев Л. Н. Эногенез и биосфера Земли. / Лев Николаевич Гумилев. М.: Айрис-пресс, 2004. 560 с.

3. Вернадський В. И. Проблемы биогеохимии / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1980. 320 с.

4. Швецова А. В. Нацюнальний характер як феномен культури / А. В. Швецова. Омферополь: Таврiя, 1999. 265 с.

5. Гнатенко П. И. Национальный характер / П. И. Гнатенко: Моногр. Днепропетровск.: Изд-во ДГУ, 1992. 136 с.

6. Цимбалютий Б. Родина i душа народу/Б. Цимбалютий // Укра!нська душа / За ред. Храмово! В. К.: Фешкс. 1992. С. 66-96.

7. Пролеев С. В., Шамрай В. В. Нацюнальний характер i укра!нське буття / С. В. Пролеев, В. В. Шамрай // Феномен укрансько! культури: методолопчш засади осмислення. К.: Фешкс. 1996. С. 133-278.

8. Бичко I. В. Етнонацюнальш «вимiри» юторико-фшософського процесу: укра!нська свггоглядна мен-тальшсть / I. Б. Бичко // Гумашзм. Людина. Культура: Тези доповщей людинознавчих фшософських читань. Дрогобич. 1992. С. 4-6.

9. Кремшь В. Г. Фiлософiя: мислител^ вде!, концепций пвдручник / В. Г. Кремшь, В. В. 1ль!н. К.: Книга, 2005. 528 с.

10. Сковорода Г. Шзнай в собi людину / Г. Сковорода.

Львiв: Свгт, 1995. 528 с.

11. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н. В. Гоголь. М.: Сов. Россия, 1990. 432 с.

12. Юркевич П. Д. Вибране / П. Д. Юркевич; Упор. А. Г. Тихолаза. К.: Абрис, 1993. 416 с.

13. Вибраш листи Пантелеймона Кулша укра!н-ською мовою списан / П. Кулш. Нью-Йорк, Торонто: Укра!нська Вшьна Академiя Наук у США, 1984. 326 с.

14. Сухомлинський В. О. Народження громадянина / В. Сухомлинський // Вибраш твори: В 5 т. К.: Рад. школа, 1976. Т. 3. С. 283-582.

15. 1льницький М. М. 1ван Драч: Нарис творчосп / М. М. 1льницький. К.: Рад. письменник, 1986. 221 с.

16. http://hlebsool.donetskedu.com/.

17. Сухомлинський В. О. Як виховати справжню лю-дину / В. Сухомлинський // Вибраш твори: У 5-ти т. К.: Радянська школа, 1976. Т. 2. С. 149-419.

18. Сухомлинський В. О. Сто порад учителевi / В. О. Сухомлинський // Вибраш твори: В 5 т. К.: Рад.

школа, 1976. Т. 2. С. 7-282.

19. Сухомлинський В. О. Серце вщдаю дням /

B. О. Сухомлинський // Вибраш твори: В 5 т. К.: Рад. школа, 1976. Т. 3. С. 419-656.

20. Свительская-Дирко С.В. место и роль духовных ориентиров в формировании гуманизма школьников младших классов в творчестве В.А. Сухомлинского // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13).

C. 267-270.

21. Деркач Е.И. Формирования природоохранного опыта младших школьников в педагогическом наследстве В.Сухомлинского // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 122-124.

22. Хуриева М.Ю. Сущность и содержание народного воспитания: история и современность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 239-241.

CORDOCENTRISM («PHILOSOPHY OF THE HEART») AS DOMINANT PEDAGOGICAL HERITAGE OF V. SUKHOMLYNSKYI AND BASIC FEATURES OF UKRAINIAN MENTALITY

> 2014

A.M. Sanivskyi, a graduate student

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The works of scientists about national character and mentality, which formed the basis of Ukrainian «philosophy of the heart» was analyzes in the article. Based on the creative heritage of outstanding Ukrainian teacher V. Sukhomlynskyi were defined philosophical and pedagogical categories of cordocentrism.

Keywords: V. Sukhomlynskyi, creative heritage, national character, mentality, cordocentrism, the philosophy of the heart, the archetype, nation, ethnicity, biosphere.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 159.9

ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ АТТИТЮДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

© 2014

Г.Г. Семенова-Полях, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» И.М. Юсупов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Изучалась установки личного состава Вооруженных Сил РФ к неуставным отношениям. Сравнивались выборки военнослужащих срочной и контрактной службы. Установлено: инициаторами неуставных отношений чаще выступают солдаты срочной службы, считая это нормой жизни. Их готовность к таким отношениям и их формальная поддержка выше, чем у военнослужащих по контракту.

Ключевые слова: военнослужащие, делинквентное поведение, установка.

Постановка проблемы в общем виде. Воинская служба в военное время - это напряженная деятельность человека в экстремальных условиях, что неизбежно приводит к его нервно-психической дезадаптации, стрессовым и посттравматическим расстройствам. В мирное время служба не снижает своей напряженности по причине неуставных межличностных отношений военнослужащих, в обыденной жизни именуемых «дедовщиной». Неуставные отношения - варианты делинквентного поведения военнослужащих в воинских подразделениях, проявляющиеся в агрессивных актах от оскорблений до рукоприкладства с целью добиться для себя привилегированного положения. Неуставные отношения деформируют межличностные и межгрупповые отношения, нормы подразделения, его организационные строение и являются психотравмирующим фактором, затрудняющим адаптацию молодых воинов.

Анализ проведенных исследований. В доступных широкому читателю источниках [1, 2, 3] перечислены факторы, предрасполагающие к неуставным отношениям в профессиональной среде военнослужащих. По порождающим причинам их можно сгруппировать в политические и социально-экономические:

- углубляющаяся тенденция к расслоению общества по экономическому признаку и соответственно расслоение призывного контингента и личного состава войск;

- рассогласование и распад сложившейся системы обучения и воспитания;

- снижение требований к психосоциальному отбору призывной молодежи и комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации;

- проникновение в воинскую среду традиций и норм поведения из уголовной субкультуры;

- явная и имплицитная пропаганда насилия средствами массовой информации;

- неукомплектованность подразделений и бесконтрольность за распределением служебных нагрузок на военнослужащих разных периодов срочной службы.

Из анализа перечисленных факторов вытекает, что неуставные отношения чаще проявляются там, где служба воинов плохо организована. В их основе лежат нарушения норм морали и социальной справедливости среди военнослужащих.

Нормализация сложившегося положения требует длительного времени, а призывы в Вооруженные Силы проводятся ежегодно. Насколько призывники готовы к неуставным отношениям, - вопрос остается открытым.

Цель исследования - сравнительный анализ аттитю-дов военнослужащих срочной и контрактной службы к неуставным отношениям в зависимости от выполняемых задач подразделения. Обследовано 40 человек. Из них 20 - солдаты 19-23 летнего возраста, находящиеся от года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.