УДК 378.02 (14.35.05)
И.А. Ушакова
аспирант, кафедра педагогики, Восточноукраинский национальный университет
им. Владимира Даля
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ XVIII-XX ВВ.
Аннотация. Рассматривается развитие научной мысли XVIII-XX вв. в контексте гуманистических взглядов на образ человека и его эстетической составляющей. Дается определение понятия «эстетический образ человека», и выделяются его компоненты. Акцентируется внимание на актуальности формирования эстетического образа человека у студенческой молодежи в воспитательном процессе высшего учебного заведения.
Ключевые слова: образ, эстетический образ человека, духовность.
I.A. Ushakova, Vladimir Dahl East Ukrainian National University
AESTHETIC IMAGE OF MAN IN THE SYSTEM OF HUMANITIES PARADIGM IN XVIII-XX CENTURIES
Abstract. The article deals with the problem of scientific thought development in the context of humanistic views on the image of man and its aesthetic component in XVIII-XX centuries. The article also maintains the definition of the concept aesthetic image of man and reveals its components. The author focuses on the topicality of aesthetic image of man formation among the students' youth in educational process of higher educational establishment.
Keywords: image, aesthetic image of man, spirituality.
В новых социальных условиях для педагогики стали актуальными вопросы повышения уровня эстетической культуры личности, поиск путей возрождения духовно-нравственных идеалов, одним из эффективных среди которых нам представляется формирование эстетического образа человека у студенческой молодежи.
Раскрытие сущности эстетического образа человека, его места и роли в формировании целостной, духовно развитой личности предполагает рассмотрение его в контексте взглядов на человека в ту или иную эпоху.
Будучи основной смысловой единицей сознания, образ представляет собой универсальную форму восприятия действительности, в тоже время совокупность образов является основой представлений человека о чем-либо.
Проблему образа человека в философско-культурологическом аспекте рассматривали Н. Бердяев, Ж. Бодрийар, Г. Гегель, Ж. Делез, Э. Ильенков, И. Кант, Ж. Лиотар, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, А. Чучин-Русов, Л. Фейербах, К. Юнг и другие. Логика научного поиска приводит нас к рассмотрению существующих подходов относительно образа человека в контексте суждений о человеке и его бытии.
Взгляды на человека XVIII в. складывались в рамках представлений о целостности окружающего мира и человека в нем. В центре гуманистических сентенций стоял человек и связанные с ним проблемы природы, истории и языка. Концепции человека в немецкой классической философии XVIII века обусловлены становлением проблемы человека в центре философских поисков.
Так, И. Кант придерживался позиций антропологического дуализма, но его дуализм был нравственно-природным. Рассуждая о человеке как «самом главном предмете в мире», рассматривая его характер, волю, темперамент, особое значение Кант придает нравственной свободе и культурным ценностям, без которых формирование индивида как личности в наивысшем ее проявлении невозможно. Интересно, что свобода заключается в самостоятельном установлении определенных моральных законов, а также действиям согласно чувству долга. Понимание прекрасного у Канта разводится на прекрасное в природе (например, цветы «прекрасны сами по себе» и не имеют цели или идеи) и прекрасное в человеке. Выходя за рамки эстетических категорий, прекрасное в человеке не ограничивается только внешней красотой, которая
является лишь оболочкой, обликом, оно неразрывно связано с этическими нормами и нравственными принципами, раскрывающими сущность, глубинные основы образа человека [1].
Несмотря на то, что представители немецкой классической философии включили к общим представлениям о человеке некоторые новые черты, такие как «духовность», «духовная деятельность», данные характеристики не получили глубокого рассмотрения, поскольку их антропологические концепции были продолжением рационалистических позиций немецкой домарксистской философии в целом.
Значительный вклад в разработку проблемы образа сделан Г. Гегелем, который впервые применил к ее изучению диалектический метод. По Гегелю, сознание не есть нечто раз и навсегда данное. Оно проходит развитие от «бездуховного» к абсолютному знанию. Мыслитель считал, что «образ, с одной стороны, является осознанием предмета, а с другой стороны, осознанием самого себя: сознанием того, что для него есть истинное и осознанием своего знания об этом». В антропологической концепции Гегеля человек определяется как субъект духовной деятельности. Он также отмечал, что в отличие от индивида, личность начинается только с осознания себя как «бесконечного, общего и свободного существа» [2].
В XIX веке предпринимались попытки выработать новую форму морально-нравственного сознания. Л. Фейербах предложил «философию человека» вместо христианства и философии гегелевского типа. Представления Л. Фейербаха о человеке были сформированы в значительной степени благодаря критическому переосмыслению христианских идей. Согласно гуманистической концепции ученого, человек является высшим феноменом в ценностном отношении, абсолютной ценностью. Л. Фейербах утверждал, что человек - ничто без своего образа, через собственный образ человек способен познать самого себя. Образ человека становится зримым, когда человек целостно видится в мире гармонии и красоты. Осознание образа является проявлением самосознания человека. По образу мы можем узнать человека и его природу. В образе находится сущность человека, его истинное объективное «Я» [3].
Развитие философской мысли XVШ-XIX вв. относительно эстетики человека также связано с деятельностью таких украинских и российских философов-гуманистов, как Г. Сковорода, П. Юркевич. Философские взгляды Г. Сковороды сфокусированы на человеке, основою которым послужили труды древнегреческих мыслителей. В связи с этим, основное направление его работы свелось к исследованию человека и его бытия. Рассуждения относительно сущности человека у Г. Сковороды имеют религиозно-философский характер, они содержат обращения к Библии и христианской традиции. Философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, в чем заключаются основные аспекты его деятельности. Гносеология Сковороды строится на познании себя через любовь и веру, руководствуясь сократовским принципом «Познай себя». Принципиально новым у Г. Сковороды является то, что он не только выдвигает мысль о необходимости познания человеческой природы, но обращает внимание на познание природы души человека с учетом факторов ее развития - веры, надежды, любви. Кроме того, мыслитель идет дальше, рассматривая веру и любовь для эстетически развитого человека не только как основу души, но и как органичное проявление ее духовности. Система философских взглядов Г. Сковороды сводится к пониманию человека как микрокосма, способного к развитию и самосовершенствованию. Особое внимание уделяется идеалу человека и его эстетическому облику для славянского народа, поиску должного места в общественно-историческом процессе.
Отличительной чертой философских взглядов П. Юркевича является отрицание, как материалистической философии, так и идеалистических позиций. Концепция Юркевича получила оформление конкретного идеализма или «философии сердца». Он развивает учение о человеке как свободном, индивидуальном, конкретном и ответственном существе. Человек является первостепенной темой его философии, а сердце в его теории - глубинной основой духовного мира человека, хранителем и двигателем его физических сил, жизненных стремлений,
чувств, источником мыслей и поступков.
Становление научных взглядов на человека во второй половине XIX - начале XX вв. происходило в рамках эволюционных концепций, что привело к сведению образа человека к представлениям о нем как об исключительно биологическом существе.
В этой связи, существенным элементом тенденции западной мысли был подход к человеку у З. Фрейда, а именно его стремление освободить человека от иллюзий, которые могут скрывать и искажать реальность. Хотя Фрейд показал, что основы человеческих действий лежат в Бессознательном, что сознание лишь незначительно контролирует человеческое поведение, мыслитель разрушил тот рационалистический образ человека, в котором доминировал интеллект.
Гуманитарная парадигма научного познания XX века характеризуется переходом от познания мира природы к миру бытия в философии Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, Ф. Ницше, М. Шелера, М. Хайдеггера. Основатель феноменологии Э. Гуссерль последовательно анализировал историко-философский процесс, обосновывая мысль о том, что в процессе деятельности в различных сообществах для людей характерно единение с духовным образом.
В русской философии центральным был уже традиционный для европейской философской мысли интерес к происхождению, сущности и функциям образа человека. В сознании российского общества XIX-XX веков понятие образа человека приобрело особое значение. Для русской философской мысли того времени характерным было видение человечества в качестве субъекта прогрессивного развития, причем сторонниками этих идей выступали и революционеры-демократы, и мыслители религиозного направления (Ф. Достоевский, И. Киреевский, В. Соловьев, Л. Толстой, Н. Федоров, А. Хомяков) [3, с. 34-35].
Толкование особенностей природы человека в новейшей философии получило такую важную черту как способность к трансцендентированию. В эволюции философских интерпретаций образа человека важным этапом является философия М. Шелера. По мнению ученого, только человек как личность способен включить в круг своего познания что угодно, включая и себя самого, анализировать и оценивать свою эмпирическую природу, абстрагируясь от нее. Ряд философов, в частности, Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр, В. Соловьев, Хайдеггер, С. Франк, разделяли взгляды о том, что онтологической характеристикой человека является его духовное начало.
Ж.-П. Сартр определяет образ как особую направленность сознания и ощущений. Возможность выделять определенный чувственный смысл существует благодаря воображению, иначе говоря, любому образу присуща одинаковая направленность воображения, но в разных случаях она сосредотачивается на разном природном материале. В связи с этим, образ является специфическим актом сознания, направленным на отсутствующий или несуществующий предмет. Мыслитель также считает, что образ существенно отличается от восприятия [4].
Развитие гуманистической мысли ХХ века отмечается рядом противоречий. В частности, постмодернизм окончательно отказывается от целостности образа человека, отрицая любую общую или единую человеческую природу. В целом, общественная жизнь и культура второй половины ХХ века характеризуются переосмыслением мировоззренческо-философских, политических, экономических систем, всеобъемлющим кризисом духовно-эстетических и культурных ценностей человека. В рамках этого мировоззренческо-художественного направления формируются взгляды на образ человека, которым управляют бессознательные стремления, совершенно не способного к самоидентификации.
Роль образа человека заключается также в том, что он дает возможность определить образ идеального Я, ведь именно он обусловливает целостность личности. Представление о том, каким должен быть человек в идеале, дает возможность представить результат его воспитания. Так, в воспитательном процессе образ человека представляет собой чрезвычайно важ-
ный ориентир, определяющий цели, значимые ценности, мотивы, установки, суждения и т.д.
В рамках современной гуманистической парадигмы эстетический образ человека является неотъемлемой частью эстетической культуры личности, показателем его духовного развития, гуманистических ценностей. В эстетическом образе человека обобщается эстетический опыт, который складывается и обогащается в течение жизни.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать следующее определение понятия "эстетический образ человека". Эстетический образ человека - это система взаимосвязанных смысложизненных представлений о прекрасном в человеке, его внешней и внутренней красоте, совершенстве. В эстетическом образе человека обобщаются такие категории, как: эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетические чувства, а также эстетика мыслей и поступков человека. Учитывая специфику содержания и функционирования составляющих эстетического образа человека, в его структуре можно выделить такие компоненты: когнитивный, ценностный, мотивационный и поведенческо-практический, между которыми существуют связи, отражающие его генезис.
Таким образом, эстетический образ выступает системой, регулирующей эстетическое взаимодействие человека со средой, определяя вектор эстетического освоения действительности. Эстетический образ человека по своей сути служит индикатором состояния эстетического сознания, во многом определяя систему ценностей и мировоззрение в целом. Развитие и изменение эстетического образа человека происходит в процессе культурного, нравственного, духовного развития личности. Эстетический образ человека приобретает качества специфического духовного источника, способного повысить социальную жизнестойкость человека и резистентность бездуховности.
Список литературы
1. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 6 томах: пер. с нем. / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. Т. 5. 564 с.
2. Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа: пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, 1992. 435 с.
3. Нестеренко Ю.А. Образ человека и языковые практики: дис. ...канд. филос. наук: 09.00.01. Саратов, 2006. 134 с.
4. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения: пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.
List of references:
1. Kant I. Critique of judgment. Works in 6 volumes: transl. from German; ed. by V.F. Asmus, A.V. Gulyga, T.I. Oyzerman. Moscow, Mysl' Pub, 1966. Vol. 5. 564 p.
2. Gegel G.V. F. The Phenomenology of Spirit: transl. from German G. Shpet. St. Petersburg, Nauka Publ., 1992. 435 p.
3. Nesterenko Yu.A. Image of man and language practices. Candidate of Philosophy, Thesis Summary. Saratov, 2006. 134 p.
4. Sartr J.-P. Imaginary. Imagination phenomenological psychology: transl. from French M. Beketova. St. Petersburg, Nauka Publ., 2001.