теория и история педагогики
7. Kutyrev V.A. Estestvennoe i iskusstvennoe: bor'ba mirov. N. Novgorod, 1994.
8. Luk'janova O.V. Ponimanie cerkovnoj obshh-nosti: teoreticheskij aspekt // Pod svodami pravoslavnoj kul'tury: sb. nauch. st.: materialy raboty Nauchno-metod. centra ped. issledovanij «Afon». Vyp. 3. Volgograd : Izd-vo VGAPK RO, 2009.
9. Losskij V.N. Ocherk misticheskogo bogoslovija Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. M., 1991.
10. Ponkin I.V. Teologicheskij fakul'tet gosudar-stvennogo universiteta. Evropejskij opyt pravovogo regulirovanija. M. : Izd-vo PSTGU, 2006.
11. Postovalova V.I. Religija, nauka i filosofija v koncepcii cel'nogo znanija A.F. Loseva (monaha Andronika) // Hristianstvo i nauka: sb. dokl. konf. M., 2003.
12. Simeon Novyj Bogoslov. Tvorenija. T. I. Svjato-Troickaja Sergieva Lavra, 1993.
13. Slovo Svjatejshego Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija II na otkrytii bogoslovskoj konferencii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi «Pravoslavnoe uchenie o cerkovnyh Tainstvah». M., 2007.
14. Filaret (Vahromeev) Minskij i Sluckij, mitr. Bogoslovie dobrososedstva. Kiev, 2002.
15. Jannaras H. Istina i edinstvo Cerkvi: per. s novogrech. / pod red. A.V. Markova. M.: Svjato-Filaretovskij prav.-hrist. in-t, 2006.
System and value approach as the research instruments in the context of the Orthodox outlook
There is represented the category of co-existence that is the basis for existence, or ontological pedagogy, revealed three ways of human existence: consciousness as "clever doing", peculiar for the monastery pedagogy, communication considered as the model of correlation between people, and activity implemented in church service. There is characterized the category of service that synthesize the theoretical and practical aspects of the Orthodox pedagogy in the holistic approach to establishment of a spiritual personality.
Key words: ontological pedagogy, Orthodox pedagogy, co-existence, systemic and value approach, spirituality.
(Статья поступила в редакцию 29.05.2015)
и.н. солдатова
(Волгоград)
эстетические характеристики развития Личности в образовательном процессе
Исследованы эстетические характеристики развития личности, необходимые педагогу для формирования эстетического опыта у воспитанников. Выявленные эстетические характеристики воплощаются в целостный эстетический образ личности и обращают к пониманию личности как эстетического феномена, являются основанием для разработки ситуаций усвоения эстетического опыта.
Ключевые слова: эстетический опыт, эстетический образ личности, прекрасное, образовательный процесс.
Эстетическое многогранно и проявляется в виде таких модификаций, как красота, прекрасное в разнообразных сферах жизни и деятельности человека. Л.Н. Столович утверждает: «Кажется, нет такой области человеческого сознания и деятельности, к которой нельзя было бы приложить эстетические характеристики, применить критерии красоты. Эстетические закономерности - это закономерности самого человеческого мироотношения» [10]. Действительно, потребность в истинной красоте, переживании и созидании прекрасного - одна из базовых потребностей человека (А.В. Гулыга, М.К. Мамардашвили и др.). Известные учёные (Ч. Дарвин, М. Волькенштейн, П.В. Симонов, Е.П. Фейнберг, А. Эйнштейн и др.) подчёркивают универсальность красоты, её взаимосвязь с искусством, природой, различными науками, шахматами, спортом, человеческими взаимоотношениями, повседневностью и т.д. Особое значение придается исследованию эстетики науки.
Тем не менее анализ педагогических исследований (И.В. Арановская, Н.И. Киящен-ко, Г.И. Королёва, О.А. Кравченко, Н.Л. Лей-зеров, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов, С.Д. Якушева, А.Ф. Яфальян и др.) показывает, что функции эстетического в развитии личности, его сущность и место в образовательном процессе остаются малоисследованными. Возникает своеобразный парадокс: роль эстетического, прекрасного, в силу которой приобретается особый вид знания о человеке, его духовной жизни, не получила в педагогической на-
© Солдатова И.Н., 2015
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
уке в прошлом и не находит сегодня серьёзного осмысления. Всё это в совокупности порождает вопросы: является ли личность эстетическим феноменом? Возможно ли создать такую педагогическую теорию, где целостный образ человека будет являться самостоятельным видом содержания образования? Также не определены методологические функции категорий и законов эстетики как инструментов выявления сущностных характеристик эстетического опыта в структуре содержания образования и способов его усвоения. Наряду с этими вопросами не вполне изучен эстетический опыт как цель образования и сфера жизнедеятельности человека, одна из его культурных компетенций. Можно предположить, что формирование у личности эстетического опыта - опыта переживания, чувствования прекрасного, красоты, потребности в общении с ней и созидания её -самостоятельная образовательная цель. Обратимся к понятию «эстетический опыт».
Сущность эстетического опыта может быть проиллюстрирована в образной форме словами И. Канта: «Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением. Это звёздное небо над нами и моральный закон в нас» [5] (курсив мой. - И.С.). Специфика эстетического опыта заключается в эмоционально-чувственном «знании», которое проявляется в способности человека воспринимать, понимать и осознавать прекрасное, выражать индивидуальное отношение к прекрасному. Если под эстетическим опытом понимать всё многообразие форм и способов взаимодействия человека с миром эстетических явлений и ценностей, то к сфере эстетического опыта можно отнести широкий спектр гуманитарных, т.е. истинно человеческих, проявлений человека, его способностей или компетенций. Это, во-первых, - построение образа прекрасного в процессе воображения, поскольку «представление прекрасного создаётся, как правило, не элементарными восприятиями, а сложными ассоциациями» [11]. «Воображение - это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [4]. Человек выстраивает эстетический образ в процессе познания художественных явлений (произведений, текстов), при восприятии явлений природы, мира человеческих отношений. Отметим, что создание человеком различных образов прекрасного, ассоциаций тесно связано с творческим мышлением личности.
творческое мышление характеризуется свободой от шаблона, т.е. нетривиальностью,
поиском новых подходов к решению творческих задач; оригинальностью и независимостью [2], метафоричностью как «склонностью использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей» [1]. Поэтому следующим важным элементом в структуре эстетического опыта является обладание личностью креативностью (творческо-стью), понимаемой как универсальная познавательная способность человека (Д. Гилфорд, Э. торренс). творческость - это «умение комбинировать, находить аналоги, реконстуиро-вать; склонность к смене вариантов» [6]. Таким образом, именно творческость позволяет устранять диссонансы, противоречия в разнообразных ассоциациях прекрасного, воспринимаемых и создаваемых личностью. Речь идет о том «многообразии впечатлений, которое является важным условием прекрасного» [11]. Важно заметить также, что «исходная точка всякого творчества - лёгкость образования неожиданных ассоциаций» [4]. При этом ассоциации и впечатления от прекрасного облекаются в целостный, гармоничный эстетический образ. Важнейшей способностью (или компетентностью) в структуре эстетического опыта является эстетический вкус как способность к выявлению эстетической ценности, выражению её через систему субъективных оценок, умение отличать прекрасное от безобразного. развитый эстетический вкус проявляется в способности выражать собственные суждения по поводу прекрасного (произведение искусства, явление природы, красивый поступок и т.д.).
Отметим, что опыт восприятия прекрасного является предпосылкой эмоционального переживания, чувствования человеком красоты, прекрасного. В данной связи акцент делается на способности личности к «восприятию действительности в её образном отражении. Это помогает человеку выжить и, обогащая и утончая эстетическое содержание его отношения к миру, становится фактором его утверждения в нём» [8]. Именно в способности восходить от пассивного созерцания красоты «к усилию понимания её» [7] проявляется уровень сформированности эстетического опыта. На восприятие прекрасного в различных сферах жизни влияет и общий культурный потенциал личности. Восприятие прекрасного инициирует переживания личности при встречах с красотой. Опыт эмоциональных переживаний прекрасного имеет форму своего рода «душевного события» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет в новом, часто более возвышенном ракурсе увидеть феномены собственной жизни, свои внутренние драмы, духовные ис-
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
кания и страдания. Здесь очень важен момент рефлексии (осмысления и осознания) прекрасного или, напротив, проявлений безобразного в собственной жизни, поскольку восприятие и осознание человеком красоты неразрывно связаны друг с другом. «Душевное событие» может произойти и благодаря развитому чувству прекрасного, являющемуся устойчивым эмоциональным отношением человека к различным проявлениям прекрасного в окружающем мире. В этом смысле то, что называют «встречей с красотой», становится событием для личности, поскольку позволяет ей найти новые смыслы и решения проблем своего внутреннего мира. Поэтому эстетический опыт -своеобразный инструмент личностного «самообоснования» (В.В. Сериков).
Если к сфере эстетической реальности относится всё то, что утверждает, а значит, и возвышает человека, то эстетический опыт выступает в таком случае и как опыт духовный, если под духовностью понимать те феномены бытия, которые поднимают человека над обыденным, вещным, меркантильным и делают его человеком в истинном смысле слова. «Эстетическое развитие человека может осуществляться только как развитие целостное, охватывающее сферы представления, переживания, понимания. Такое развитие может быть обеспечено только работой целостной души. ... Восточная мудрость гласит: бесполезно устремляться по миру в поисках красоты - если она не живёт в твоей душе, ты всё равно не сможешь её увидеть (распознать)» [8]. В процессе познания прекрасного у личности создается индивидуальная система духовных ценностей. Здесь на первый план выступает единство абсолютных духовных ценностей красота и Добро как проявление подлинно прекрасного в человеке. Ведь только в единстве нравственного и прекрасного человек проявляется как идеал внутренней красоты, той «доброй», духовной красоты, «которой мир спасётся» (Ф.М. Достоевский). Этот же синтез является критерием различения подлинной красоты, которая не существует вне добра, и красоты мнимой («красивости»), которая может существовать и вне связи с ценностью Добро.
Включение личности в созидание прекрасного рождает потребность реализовать себя через творчество, переустроить окружающий мир по «законам красоты», перенести эстетические регулятивы и в сферу собственного поведения, что выражается в активной «эстетической позиции» (А. Шопенгауэр). Верно утверждает В.С. Ежов: «когда нет воспитанного творческого созидателя, эстетически раз-
витого, то властвует Закон: "Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников" (Рей Брэдбери)» [3]. Когда воспитанник осознаёт и понимает прекрасное в разнообразных сферах жизни, у него возникают желание, стремление творить, т.е. «жить по законам красоты», созидать прекрасное. Речь идет и о развитой потребности личности в совершении духовных поступков, предполагает активную духовную и практическую деятельность. В художественной литературе и обыденной речи такие поступки именуются «прекрасными», «красивыми». Созидание личностью прекрасного является одним из проявлений духовности. Таким образом, созидание личностью прекрасного может выражаться в заботе о созданиях природы, помощи им, привнесении прекрасного в искусство (например, поэзию, живопись и т.д.), желании украсить повседневную жизнь красивым поступком. Направленность личности на совершенствование себя выражается в особом принципе собственной жизни, готовности к совершению красивого, духовного поступка. Можно предположить, что природа красивого поступка заключается в единстве нравственного и прекрасного, бескорыстии и жертвенности, утверждении Другого как ценности.
В свете вышесказанного отметим, что эстетический опыт является многогранным, сложным продуктом социализации человека, важнейшей формой существования собственно человеческого в человеке. любое гуманитарное исследование человека, в том числе и построение модели гуманитарного образования, не может быть реализовано без обращения к феномену эстетического опыта как ме-тапредметного компонента содержания образования. Тогда эстетическое развитие воспитанников будет состоять в усвоении ими опыта эстетической деятельности (деятельности с позиций прекрасного) как особенного способа преобразования мира. Эстетическая деятельность предполагает самоорганизацию личности на основе законов гармонии, утверждения подлинно человеческого начала (эстетического образа) в окружающем мире и самом себе. В связи с этим возникает закономерный вопрос: какие психологические механизмы, эстетические особенности, характеристики развития личности должны быть задействованы педагогом для формирования эстетического опыта у воспитанника? И какими, в свою очередь, эстетическими проявлениями, особенностями личностями должен обладать педагог?
Рассмотрим выделенные нами эстетические характеристики развития личности:
1. Личность воспринимает прекрасное как в собственном духовном мире, так и в разнообразных сферах жизни (природа, искусство, отношения с другими людьми, красота повседневности). «Любое эстетическое восприятие -это восприятие с высоты... идеала прекрасного. Без этого эстетическое переживание не состоялось бы» [10]. Восприятие прекрасного развивает способность личности обращать внимание на неявную, скрытую красоту повседневности, расширяет диапазон эмоциональных переживаний и понимания прекрасного.
2. Восприятие личностью прекрасного порождает процесс рефлексии. Рефлексия в данном случае выражается в анализе, осмыслении, осознании личностью проявлений прекрасного и безобразного как в собственном духовном мире, так и в окружающем. Благодаря процессу рефлексии личность открывает для себя новые смыслы прекрасного.
3. Личность создаёт различные образы прекрасного в процессе воображения. Воображение связано с внутренним миром человека, его духовной потребностью созидать, творить прекрасное. Поэтому личность, создавая новые образы прекрасного, преобразует свою жизнь и деятельность с позиций красоты, самовыражается. По мнению Э. Шпрангера, «эстетический человек» - это тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения» [12].
4. Эмоциональные переживания личности отражают различные грани эстетического, описываемые соответствующими категориями эстетики. Сюда относятся переживания прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Например, переживание коллизий нравственного и эстетического, таланта и бездарности, индивидуальности и «массового человека» (X. Ортега-и-Гассет), шедевра и его временного непризнания, отношений «правды искусства» и «правды жизни», «современности» и «классики»и др.
5. В качестве разновидности эстетического переживания выступает проявляемое личностью чувство прекрасного. Чувство прекрасного является также способом познания прекрасного, т.к. красота познаётся посредством эстетических чувств (О.В. Буткевич). Чувство прекрасного - это духовное чувство, присущее как возможность, «заданность» каждому человеку; обеспечивает гармоничные отношения между человеком и внешним миром; представляет собой устойчивое эмоциональное отношение к прекрасному; побуждает личность к совершению прекрасного (духовного) поступка.
6. Событием для личности являются эмоциональные переживания относительно её
встреч с прекрасным в природе, искусстве, другом человеке, т.е. с «другой духовной реальностью». Сила и глубина переживания прекрасного - это всегда «душевное событие» для личности, «концентрированное выражение педагогической реальности» [9]. Событие прекрасного для личности - своеобразный эмоциональный «сгусток» переживания остроты коллизий встреч с прекрасным.
7. Развитие у личности способности к эмпа-тии (вчувствование в эмоциональное состояние другого человека) при встрече с Другим - как с другими людьми в повседневной жизни, так и с Другим (героем, автором художественного произведения), с уголком природы, с «безмолвным предметом» (Н.Е. Щуркова). Прекрасное всегда обращено к человеческой сущности, к творению образа человека и предполагает взаимодействие со значимым Другим - в целом с иным способом бытия. Личность развивает умение вступать в диалогическое взаимодействие с Другим на ценностной основе, анализирует собственные поступки с точки зрения реализации в них ценностей Красота и Добро.
8. Личность развивает эстетический вкус, понимаемый как «духовная способность к различению» (Х.-Г. Гадамер) подлинно красивого и мнимой, гламурной красоты, всего того, что именуется «массовой культурой», «красивостью» и что И.А. Ильин считал наиболее ярким проявлением пошлости. Эстетический вкус выступает как некое чувство педагогической меры - меры эстетической целесообразности, которая гармонизирует (уравновешивает) соотношение проявлений духовной и внешней красоты личности в общении, поведении, поступках.
9. Личность утверждает своё отношение к прекрасному как к ценности. Прекрасное как высокая мера красоты и мера духовного, доброго (Е.А. Маймин) побуждает личность к самовыражению, самореализации, духовному поступку. Понимание прекрасного с позиции единства ценностей красота и Добро позволяет включить в сферу созидания прекрасного совершение духовного поступка. Такой поступок рассматривается как проявление духовности человека. Формирование у личности устойчивого осознанного стремления к созиданию прекрасного побуждает её к совершению духовного поступка, способствует преодолению ситуатив-ности в совершении таких поступков.
10. Познавая прекрасное в разнообразных сферах жизни, личность стремится к гармонии собственного духовного мира. Гармонизация духовного мира человека позволяет привести в соответствие её разнообразные эмоциональные переживания, возникающие во вре-
- ТЕОРИЯ И ИСТО
мя встреч с прекрасным, и удовлетворяет духовные потребности, устраняет диссонансы в мире природы и культуры, в том числе культуры человеческих взаимоотношений.
Выявленные эстетические характеристики развития личности воплощаются в единый, целостный эстетический образ личности. Эстетический образ личности понимается нами как оригинальный способ её самовыражения, самореализации, утверждения в мире. Это также и способ проявления индивидуальности, неповторимости, «эстетической позиции» личности. В таком случае самовыражение личности проявляется во «всей полноте своей сущности» (О. Уайльд). Подчеркнём, что целостный эстетический образ личности создаётся из таких её проявлений, как:
• специфическая форма мотивации личности, а именно стремление к форме, гармонии, красоте (Э. Шпрангер);
• потребность личности в созерцании и созидании прекрасного;
• глубокое восприятие прекрасного, с помощью которого человек постигает «язык образов», ассоциации прекрасного;
• творческость как способность личности комбинировать различные ассоциации прекрасного и гармонично воплощать их в едином, целостном творческом продукте (например, создание педагогом эстетической личностно-развивающей ситуации);
• широкий спектр эмоциональных переживаний личности при взаимодействии её с красотой;
• рефлексия относительно переживания встречи с прекрасным;
• развитое чувство прекрасного;
• стремление личности к богатству впечатлений, гармонизации собственного духовного мира;
• развитый эстетический вкус и чувство меры;
• способность диалогически взаимодействовать с Другим как носителем и выразителем прекрасного в разнообразных сферах бытия, проявление эмпатии относительно значимого Другого;
• совершение красивого, духовного поступка.
В свете сказанного выше отметим, что выделенные эстетические характеристики развития личности в образовательном процессе обращают к пониманию личности как эстетического феномена. Вышеуказанные характеристики являются также основанием для создания разнообразных ситуаций усвоения воспитанниками эстетического опыта.
Я ПЕДАГОГИКИ -
Список литературы
1. Бизюк А.П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учеб. пособие / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2010.
2. Гройсман А.Л. Медицинская психология: лекции для врачей-слушателей курсов последипломного образования. М.: Изд-во «Магистр», 1998.
3. Ежов В.С. Эстетическая культура человека: учеб. пособие. Новосибирск: Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2003.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012.
5. Кант И. Критика практического разума. Спб., 1908.
6. Петрушин В.И. Психология педагогики художественного творчества: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академ. проект: Гаудеамус, 2008.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013.
8. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М., 1996. С. 18-25.
9. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: логос, 2012.
10. Столович Л.Н. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978.
11. Федь А.М. Воспитание прекрасным. М.: Мол. гвардия, 1984.
12. Философская энциклопедия. URL: http:// www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-3719.htm (дата
обращения: 8.10.2014).
* * *
1. Bizjuk A.P. Patopsihologija: kratkij kurs v kontekste obshhej i klinicheskoj psihologii: ucheb. posobie / pod red. L.M. Shipicynoj. SPb.: Rech', 2010.
2. Grojsman A.L. Medicinskaja psihologija: lekcii dlja vrachej-slushatelej kursov poslediplomnogo obrazovanija. M.: Izd-vo «Magistr», 1998.
3. Ezhov V.S. Jesteticheskaja kul'tura cheloveka: ucheb. posobie. Novosibirsk: Sib. gos. un-t telekommunikacij i informatiki, 2003.
4. Il'in E.P. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. SPb.: Piter, 2012.
5. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma. Spb., 1908.
6. Petrushin V.I. Psihologija pedagogiki hudozhestvennogo tvorchestva: ucheb. posobie dlja vuzov. 2-e izd. M.: Akadem. proekt: Gaudeamus, 2008.
7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. SPb.: Piter, 2013.
8. Samohvalova V.I. Jesteticheskaja kul'tura kak kompleksnyj fenomen utverzhdenija i realizacii cheloveka v mire // Jesteticheskaja kul'tura. M., 1996. S. 18-25.
9. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe: monografija. M.: Logos, 2012.
10. Stolovich L.N. Filosofija krasoty. M.: Politizdat, 1978.
11. Fed' A.M. Vospitanie prekrasnym. M.: Mol. gvardija, 1984.
12. Filosofskaja jenciklopedija. URL: http:// www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-3719.htm (data obrashhenija: 8.10.2014).
Aesthetic characteristics of personal development in the educational process
There are regarded the aesthetic characteristics of personal development which are necessary for a teacher to form the pupils' aesthetic experience. The revealed aesthetic characteristics form the holistic aesthetic image and make it possible to understand a personality as a aesthetic phenomenon. These characteristics are the ground for development of the situations of aesthetic experience mastering.
Key words: aesthetic experience, aesthetic image of a personality, the wonderful, educational process.
(Статья поступила в редакцию 14.04.2015)
чжан чэнь, с.в. куликова
(Волгоград)
истоки и источники гуманистической традиции семейного воспитания в россии и китае
Проанализированы источники древней китайской и русской истории, устное народное творчество, в которых раскрываются гуманистическая сущность семейного воспитания, опора на традицию и базовые ценности. Выявлены и охарактеризованы воспитательный идеал семьи, фольклор и природа родного края в Древнем Китае и Руси, составляющие основу гуманистической традиции семейного воспитания.
Ключевые слова: семейное воспитание, гуманистическое, семья, фольклор, природа.
Сведения об отношениях между людьми в доисторическую эпоху историки получили благодаря памятникам материальной культуры, к которым относятся артефакты, добытые
археологами; наскальной живописи; описаниям исследователей, посещавших реликтовые племена, сохранившие родовые отношения. Примитивность задач воспитания и репродуктивный характер их решения обусловливали гуманистический характер воспитания в Древней Руси и Древнем Китае. На ранних этапах развития китайского и российского общества семейные традиции закладывали основы социализации. Дети воспитывались на лучших обычаях, обрядах, празднествах, культовых актах общины и семьи. Богатый опыт семейно-общинного воспитания в Китае, «уходящий корнями в первобытную эпоху», описывает Ло Юн. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в стране, семье, общине и т.д. [8].
К письменным источникам, имеющим большое значение для древней китайской истории, следует отнести: древнекитайские летописи «Чуньцю», составленные в УШ-У вв. до н.э. в царстве Лу, и комментарии к ним «Цзочжуань»; записи речей правителей и их приближенных «Шуцзин» I тыс. до н.э.; тексты фольклорного характера - песни «шиц-зин» I тыс. до н.э.; книга «Лунь юй» (Беседы и суждение), содержащая основные положения учения Конфуция У1-У вв. до н.э., народные сказки, пословицы и праздники.
Изучая историю семейного воспитания Древней Руси, следует опираться на такие группы источников, как устное народное творчество и фольклор (пословицы и поговорки, заговоры, колыбельные песни, пестуш-ки и потешки, сказки, загадки, куклы, скороговорки и считалки, детские заклички, колядки, запуки, народные приметы, исторические предания и былины, праздники, обряды, колдовство и гадание); памятники письменности (Новгородские берестяные грамоты, граффити из Киевской Софии, Вологодско-Пермская летопись, Русская правда, Русские летописи и др.); литературные произведения, религиозно-философская литература, сборники и летописи («Повесть временных лет», «Изборник», «Пчела», «Жития Святых», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Притчи» и «Слово» К. туровского, Моление Даниила Заточника, Х1Х-ХХ11 главы «Домостроя», «Гражданство обычаев детских» и др.).
Семья в рамках любой нации опирается на систему позитивных традиционных ценностей воспитания, которые могут быть инвариантными для всех народов и особенными для каждого народа, при отдельном рассмотрении. Ба-
© Чжан Чэнь, Куликова С.В., 2015