своеобразным инструментом контроля над гражданами, включая блокировку опасного контента (не всегда оформленного законодательно).
Следует учитывать и большой информационный разрыв между центром страны, городами-миллионниками и переферией, что выражается в количестве постоянных пользователей сети, их активности и доверии.
Можно с уверенностью утверждать, что с помощью новых интернет-технологий формируется поколение граждан, привыкших самовыражаться и участвовать в обсуждении любых вопросов, высказывать собственную точку зрения по тем или иным проблемам и проявляющих интерес к происходящим вокруг них событиям.
Список использованной литературы. 1. Лиллекер Д. Политическая коммуникация.Ключевые концепты / Лиллекер Д. [Пер.с
англ.С.И.0стнек] - X.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2010. -300с. 2.. World Internet Project International Report Third Edition [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.digitalcenter.org/WIP2012/2012_wip_report_third.pdfl
3. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред.Л.Н.Тимофеевой. - М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энци клопедия (Р0ССПЭН), 2012. -327с.
4. Урсу Н.С. Технологии манипулирования в сети Интернет / Н.С. Урсу. [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://mir-politika.ru Дата надходження до редакцп: 07.05.13 1.Г.Ошщенко I
IHTEPHET ТЕХНОЛОГИ ФОРМУВАННЯ ПОЛ1ТИЧНО1 КУЛЬТУРИ
У cmammi розглядаетъся ттернет як ефективний канал полтичног комушкаци, анал1зуютъся pi3ni аспекти впливу ттернет-технологт на формування полтичног кулътури.
Ключов1 слова: ттернет, комушкаци, полтична кулътура, медianpocmip, мантулювання. I.G.Onishenko
INTERNET TECHNOLOGY FOR FORMATION OF POLITICAL CULTURE
The article is focused on the Internet as an effective channel of political communication, examines various aspects of the impact of Internet technologies on the formation of political culture.
Keywords: Internet, communication, political culture, media, and manipulation
УДК 171.023 Е.П.Полищук
ЦЕННОСТНЫЙ МИР "ЧЕЛОВЕКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО" И "ЧЕЛОВЕКА СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО", ИЛИ ФЕНОМЕН ЭСТЕТИЧЕСКОГО
СЕНСИТИВИЗМА
Проанализированы основные черты украинского националъного характера, которые детерминированы определенными своеобразными чертами украинской кулътуры. И утверждается, что важнейшим элементом националъной художественно-эстетической традиции естъ ориентация на идеал прекрасного.
По мнению автора, здесъ речъ идет о детерминированости украинского националъного характера и украинского искусства спецификой мышления, как ценностного по своей сути. Такое мышление представляет собой своеобразный синтез стратегий
художественного, философского и магического мышления. Подобное мышление обусловлено, прежде всего, опытом эстетического сенситивизма. Именно проявления эстетического сенситивизма, а не сентиментализм, должны рассматриваться как ведущий признак украинского национального характера.
Особенности мировоззренческих и ценностных ориентаций подобного ценностного мышления ярко представлены у таких художников, как Мария Приймаченко, Екатерина Билокур, Татьяна Яблонская и другие.
Ключевые слова: ценностное мышление, эстетическая антропология, эстетический сенситивизм, "Человек эстетический", "Человек стандартизированный".
Унификация образа жизни современного человека, а это относится и к украинскому обществу, - это факт, с который следует считаться. Но унификация - это всегда потеря многообразия в противовес однообразию, однотипности. И как здесь не вспомнить, возможно и не с иронией, но грустью, фильм Э. Рязанова "С легким паром, или ирония судьбы", главный герой которой, не зависимо где он находился - в Москве или другом городе, не заметил особого отличия не в названии улиц, расположении и фасадах домов, убранстве квартиры или наборе стандартных предметов, необходимых для жизни. Это и есть, по нашему мнению, образное представление о бытии HOMO STANDARTUS, как феномене современности.
И "Человек стандартизированный", если позволительно так его назвать, имеет довольно ограниченный, в плане многообразия, а также предсказуемый набор желаний, предпочтений и т.д. Но при этом от скуки его, конечно, избавляют не только "походы в баню", сейчас не последнюю роль играет, например, Internet. Современник, ведь, имеет довольно много свободного времени, которое не всегда знает, чем бы занять, и более полагается на то, что предложено другими в доступной, довольно легко достигаемой форме. Но параллельно в социуме существуют и другие культурные феномены, например "Человек эстетический" (взять, к примеру, традиционные культурные стандарты японского общества).
Поэтому, как цель данного исследования, рассматривается феномен эстетического сенситивизма (прежде всего на примере украинской национально-культурной традиции), который обуславливает существование людей, ценностный мир которых дает возможность рассматриваться их как "Человека эстетического". Учитывая степень распространения такого феномена можно даже утверждать о существовании подобной субкультуры в некоторых современных обществах, с особым ценностным ядром, стандартами жизни, ментальностью и т.д.
Совершенно очевидно, что в повседневной жизни HOMO STANDARTUS ценит стандарт - всегда нечто усредненное, но популярное на данный момент времени в референтной для него группе. Правда, закономерно, возникает вопрос о ценностях самой референтной группы. Тем более, что в условиях массовой культуры, - это не всегда семья, ее ценности и идеалы, традиционные для определенной нации или этнической группы стандарты жизни. Можно поэтому утверждать об определенном социально-культурном феномене, в основе которого лежит не только меркантилизм или вещизм, но и желание упрощения, как наиболее важной ценностной ориентации "Человека стандартизированного". 0днако следует учитывать, что каждый человек может рассматриваться как "собственник уникального, интеллектуального и физического потенциала, главная продуктивная сила и основа экономического развития в обществе" [1], поэтому, с другой стороны, существование человека как HOMO STANDARTUS - это бытие ни одного, десятка или тысячи индивидов. Это существование определенной субкультуры в модусе, отличном от того, который предполагает наличная национально-культурная традиция. В связи с этим приобретает особую значимость и требует проработки со стороны специалистов различных отраслей знания, прежде культурологов, эстетиков, этнографов, политологов, социологов, вопрос о
других возможных модусах существования человека в лоне современной цивилизации. 0собенно тех специалистов, которые учитывают роль наработок национально-культурной традиции, которые и давали возможность определенной группе, этносу, нации выживать в перипетиях жизни на протяжении длительного времени.
Для данного исследования, прежде всего, важна идея ценности неравнодушия, как основы появления эстетических предпочтений человека, провозглашенная А. Канарским, которая нами рассматриваться через оппозицию "витафилии/некрофилии" (Э. Фромм) при анализе современных культурных процессов. При рассмотрении развития современной духовной культуры европейских стран в контексте идеи неравнодушия, как основы появления эстетического начала в жизни человека или группы, привлекает внимание такой момент: избыточность информационных потоков, в которых вынужден существовать современник "приводит к возникновению безразличия, как защитного барьера, предотвращающего разрушение психики человека. <...> Все это объясняет неэффективность наработанных культурой традиционных художественных форм..."[2] И как следствие -возрастание количества современников, которых условно можно рассматривать как "Человека стандартизированного". Но подобное явление, кроме того, дает возможность утверждать, что здесь речь идет также о девальвации традиционных духовных ценностей. (И даже - о деградации человека как феномена жизни на планете Земля, учитывая, что разнообразность в природе - это источник выживаемости вида в целом). Поэтому при исследовании обратимся к этнографическому и искусствоведческому материалу.
Прежде всего, обратим внимание, что художественно-эстетическая традиция, наработанная конкретной культурой, не в последнюю очередь влияет на эстетические взгляды и деятельность конкретной личности, ибо транслирует эстетические идеалы, вкусы, взгляды, переживания, ценности от поколения к поколению (и выступает, вследствие этого, важным элементом национально-культурной идентичности сообщества). Кроме того, она влияет на наработку художественных идеалов, вкусов, ценностей конкретной эпохи или периода развития сообщества конкретного культурного региона. Ибо речь идет о функционировании эстетического сознания, как на уровне отдельной личности, так и на групповом уровне.
При этом важная для ее существования эстетическая деятельность представляет собой универсально-практическую, производственную форму человеческого неравнодушия, фиксирующую чувственное отношение человека к действительности в аспекте развития его положительной оценки от пребывания в мире [3]. Но следует учитывать, что и эстетическая деятельность, и эстетическое сознание, и художественная культура определенной группы -это составляющие эстетосферы социума. И именно эстетосфера дает яркое представление о истории духовного развития человека и сообщества, выступая своеобразным "маркером" или "резонатором" запросов человеческой души, а также степени развития чувственной сферы человека при регуляции его отношений с миром.
Но вот когда речь идет о детерминанте существования личности, как первичного носителя эстетического момента в человеческой жизни, то следует говорить, как мы полагаем, о феномене эстетического сенситивизма. Эстетический сенситизм - это специфическая черта менталъности и ценностного ядра человека, обусловленная опорой на чувственную информацию при организации его отношений с внешним миром, которая обеспечивает заинтересованное отношение со стороны человека к внешнему миру и его предметной организации на основе совершенства предметныгх форм и их сочетаний. И он стимулирует стремление жить в особом мире - лично ценном фрагменте действительности, как "организованном разнообразии" (В. Хогарт). Визуальность, в таком случае, выступает для него основой информационного обеспечения, но не только для ориентации человека в мире, но и проявления присутствия человека в нем, прежде всего на основе гармонии. Здесь эстетическое начало расценивается как признак совершенства, соразмерности и доступности
предмета человеку.
Поэтому полагаем, что эстетическая антропология, как направление современной эстетики и антропологии, должна изучать эстетический сенситивизм, как особенности и формы фиксации человеческого неравнодушия в сфере чувственной репрезентации предметов мира (и не только на основе анализа феноменов искусства). А предметное поле этнической культурологии, по нашему мнению, значительно обогатиться при изучении эстетического сенситивизма в особенностях функционирования эстетосферы конкретной общности людей, как важного элемента их культурной идентификации и самоидентификации. Ведь историю искусства, художественной культуры, других элементов "эстетосферы" (А. Пригорницкая) можно рассматривать как генезис духовной активности человека в целом. Укажем, что это касается и духовной жизни каждого сообщества. Следовательно, эстетические идеалы, ценности, чувства и т.п. выступают важным элементом существования как человека, так и нации, этноса. Если эстетический идеал является ценностным образованием, обусловленным особыми, духовными стремлениями людей -прежде всего стремлением к совершенному или прекрасному (на уровне формы) в объектах действительности, то его конкретное смысловое наполнение (как воображаемого, совокупного идеального образа) определяется как эстетическими ценностями и интересами конкретной личности, так и некоторой группы, в пределах которой и сформировалась эстетосфера, в которой пребывает конкретная личность. И следует учитывать, что речь идет о форме человеческого волеизъявления, а не просто мировоззренческом представлении или оценке. Поэтому эстетический момент жизни, и следует это подчеркнуть, есть своеобразным маркером степени духовного развития и человека, и группы, а также вектора его направленности.
Как пример попытаемся рассмотреть истоки эстетического сенситивизма в украинской культуре. При сравнении ее мировоззренческого и ценностного ядра с другими европейскими культурами можно указать на некоторые общие черты культур славянского "культурного круга", а также подчеркнуть и наличие сугубо украинской специфики. Чувственное благоговение перед жизнью как линия поведения и мировоззренческое отношение, вслед за П. Юкевичем, традиционно называют кордоцентризмом. Исследователями подчеркивается, что такая черта украинской культуры зависит существенным образом от антропоцентризма как еще одной ее ведущей мировоззренческой позиции (С. Крымский, М. Попович, В. Табачковский, Д. Чижевский). Это отслеживается: в произведениях искусства и артефактах старокиевского периода, и находит дальнейшее выражение в творчестве Г. Сковороды или П. Юркевича, Леси Украинки, других деятелей культуры или искусства. И антропоцентризм украинского мировоззрения обусловлен с идейной стороны архетипом софийности мира, столь ярко представленным в искусстве барокко (например, гравюры Г. Левицкого с изображением мира как цветущего сада-космоса) или необарокко киевского Хрещатика и т.п. 0днако отметим его несомненную связь и с гилозоизмом, как признанием единства человека и природы. (Поэтому, вряд ли эстетический сенситивизм в национальном характере, как и стремление к развитой символизации, обусловлены исключительно практикою социально-культурного взаимодействия предков украинцев и жителей Византии). И следует, учитывать, что на землях современной Украины фиксируется довольно стойкое убеждение о ценности магии и важности при этом эстетизированного обряда при реализации магического действия -"примовляння". Поэтому можно указать также на довольно развитую магическую составную мышления многих украинцев, что дало повод В. Малахову даже утверждать, что это "люди идола", а не "люди иконы. Кроме того, стоит напомнить и о феномене пограничья, с которым постоянно сталкивались и далекие предки украинцев, и сами украинцы в недалеком прошлом, поэтому лес мог представляться защитой, а не только источником пищи или других ресурсов, и поэтому восприниматься сугубо положительно, отсюда и особое
восприятие природы как ее почитание.
Другими словами, здесь речь идет о важности чувственной сферыг человека при регуляции его отношений с миром (природными и социальными объектами). Поэтому отметим, что важность символизации здесь может детерминироваться спецификой ментальности человека, обусловленной опорой на чувственную информацию при организации его отношений с внешним миром, особенно эстетическими проявлениями жизни. (Предлагаем поэтому обозначать подобное явление как эстетический сенситивизм и учитывать, что именно он побуждает в дальнейшем личность к эстетическому развитию, а также к своеобразному мироощущению и мироотношению).
Как пример, вспомним: мозаики и фрески Софии Киевской или иконопись княжеского периода периода, книжные миниатюры, изделия декоративно-прикладного характера, ювелирные украшения и т.п. 0ни ярко свидетельствуют как о самобытности вкусов наших предков, так и их принципиальное отличие от византийской культуры, да и других тоже. Произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о значительной экспрессивности, богатейшем воображении и развитом художественном вкусе наших предков, а также самобытности их эстетических идеалов и ценностей. Кроме того, следует обратить внимание, что со времен Киевской Руси и до начала ХХ в. украшались не только предметы культа или роскоши, но и одежда, жилье, предметы повседневного обихода, оружие и конская сбруя не одной только элиты, а широких масс людей. Здесь декоративно-прикладное искусство всегда имело демократичный характер распространения. И следует подчеркнуть еще один важный момент национальной культуры: украшалась и среда, непосредственно окружавшая жилье (цветники для красоты местности - "щоб око милували"). Поэтому социальная среда и стимулировала существование большинства членов такого социума именно в формате "Человека эстетического" (исключением были маргиналы, или жить приходилось в период больших социальных потрясений).
Следовательно, можем утверждать, что при решении повседневно-практических задач украинцам важен чувственный компонент, как мировоззрения или ценностной сферы, так и мотивации мышления и действий, что обусловлено, прежде всего, желанием украсить непосредственное место обитания, которое должно быть эстетически привлекательными. Другими словами, своеобразной чертой украинской культуры, что особенно проявляется в ее художественной составляющей, является четко проявленный эстетический сенситизм национального характера. Именно он обеспечивает заинтересованное отношение к внешнему миру и его предметной организации со стороны человека, в пределах его возможностей, разумеется, а не сентиментализм. Поэтому украинец, который организовывает свою жизнь, учитывая наличную традицию, стремится жить в особом мире, для него важно эстетическое начало как признак совершенства, соразмерности и, что важно, доступности человеку. (Это в значительной мере и обусловливает, по нашему мнению, особенности украинской культуры). Представление о важности подобного для украинского национального характера дают произведения искусства - в них доминантным есть идеал прекрасного. Что бы глубже это понять стоит посмотреть хотя бы картины Марии Примаченко или Екатерины Билокур, Ивана Труша или Татьяны Яблонской, 0лега Стельмахова и многих других, или почитать, например, "Солнечные кларнеты" Павла Тычины. Настроение, которое возникает в этом случае, конечно условно, можно назвать похожим на "солнечный зайчик".
Как итог укажем, повседневные реалии жизни обычного человека в Украине во второй половине ХХ века вызывают определенное беспокойство, поскольку можно утверждать, что они девальвируют своеобразие национально-культурной эстетической традиции. И подобное обусловлено, не в последнюю очередь, тенденциями униформизма во времена тоталитаризма и процессами глобализации, в которые сегодня вовлекается Украина. Кроме того, утверждаем о наличии угрозы национальной идентичности в условиях массовой культуры из-за нивелирования украинских эстетических и других национально-культурных
идеалов, ценностей, традиции в целом, прежде всего со стороны СМИ, медиа-арта, рекламы и т.п. Последние создаются на основе отличных национально-культурных традиций (прежде всего англо-саксонской и русской) и нацелены на распространение стандартов и ценностей, которые не всегда совпадают с отечественными. И вряд ли предвидеться диалог между "Человеком стандартизированным" и "Человеком эстетическим" в таких условиях, что чревато не только возрастанием степени непонимания между различными слоями общества вследствие разности уровня дохода, но также и отличий ценностной сферы и способа жизни. И это будут разные социально-культурные миры на групповом уровне представления. Как говориться, в известной грузинской пословице: сокол и ласточка летают в небесах, но небеса у них разные. 0тносительно современного украинского общества следует помнить, что более 95 % его членов могут и будут отличаться, прежде всего, в последнем аспекте - разности мировоззренческих и ценностных установок, а также стандартах и способе жизни (учитывая, что прослойка среднего класса здесь сейчас слишком невелика, а количество действительно богатых людей чрезмерно незначительно).
Список использованной литературы.
1. Богоявленская Ю., Шапошников К. Институциональные трансформации современных экономических систем / Юлия Богоявленская, Константин Шапошников // Management theory and studies for rural business and infrastructure development, 2011, Nr. 1 (25), С. 55. -ISSN 1822-6760.
2. Бойко Н.В. Моральнюний критерш оцшки сучасних явищ художньо'1 дшсносп // Актуальш проблеми ¿сторп, теорп та практики художньо'1 л1тератури: зб. наук. праць. - Вип. XI. - Ч.1. - К. : Мшешум, 2003. - С. 202.
3. Канарский А. С. Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной культуры / А. С. Канарский. - К. : Вища школа, 1982. - 191 с.; Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Диалектика эстетического как теория чувственного познания / А. С. Канарский. - К. : Вища школа, 1979. - 215 с.
О.П. Полщук
Ц1НН1СНИЙ МИР "ЛЮДИНИ ЕСТЕТИЧНОГО" I "ЛЮДИНИ СТАНДАРТУ", АБО ФЕНОМЕН ЕСТЕТИЧНОГО СЕНС1ТШ13МУ
Проаналгзовано основнг риси украгнсъкого нацюналъного характеру, якг детермгнованг певними своергдними рисами украгнсъког кулътури. I стверджуетъся, що найважливгшим елементом нацгоналъног художнъо-естетичног традицгг е опертя на гдеал прекрасного.
На думку автора йдетъся наразг й про детермгнування украгнсъкого нацюналъного характеру й украгнсъкого мистецтва специфгкою мислення, як цгннгсного за суттю. Подгбне мислення представляе собою поеднання стратеггй художнъого, фглософсъкого i маггчного мислення. Таке цгннгсне мислення зумовлене, насамперед, досвгдом естетичного сенситивгзму.
Особливостг свгтоглядних й цгннгсних оргентацгй подгбного цгннгсного мислення яскраво репрезентованг творчгстю таких митцгв, як Маргя Приймаченко, Катерина Бглокур, Тетяна Яблонсъка та гн.
Ключов1 слова: цгннгсне мислення, естетична антропологгя, естетичний сенситивгзм, "Людина естетична", "Людина стандартизована". O.P.Polishchuk
THE WORLD IN VALUES OF THE "AESTHETICAL PERSON" AND "STANDARDIZED PERSON" OR PHENOMENON OF 'AESTHETICAL SENSITIVITY'
The article is devoted to the problem of the aesthetical main feature of the Ukrainian national character which determined the art national culture. Also it is considered the domination of beauty's ideal in the Ukrainian aesthetical and artistical tradition.
The author considers extraordinary thinking as thinking in values has the great influence to
Ukrainian national character and Ukrainian national art. Its thinking has the simultaneous use of the strategies of artistic, philosophical and magical thinking as their synthesis. Such thinking in values always brings with a subtle experience of 'aesthetical sensitivity'. The development of 'aesthetical sensitivity' is its courser but not sentimentalism as main feature of the Ukrainian national character.
The world-outlook and value orientations as the main features in person's thinking in values by such Ukrainian painters as Maria Pryimachenko, Kateryna Bilokur and Tetyana Yablonska and others are researched in this article too.
Key words: Thinking in value, aesthetical Anthropology, "aesthetical Sensitivity', "Aesthetical Person ", "Standardized Person ".