Научная статья на тему 'Украина: духовная составляющая системного кризиса'

Украина: духовная составляющая системного кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
324
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСКОЛЫ / ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА / ГРЕКО-КАТОЛИКИ / СЕКТАНТЫ НА УКРАИНЕ / ПОЛИТИКА ВАТИКАНА / КВАЗИПРАВОСЛАВНЫЕ СТРУКТУРЫ / КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / НАРУШЕНИЕ КАНОНИЧЕСКИХ НОРМ / ПРОВОКАЦИИ УКРАИНСКОЙ ВЛАСТИ / ПОДДЕРЖКА РПЦ / SPLIT / WESTERN INFLUENCE / GREEK CATHOLICS / THE SECTARIANS IN UKRAINE / POLICY OF VATICAN CITY / QUASI-ORTHODOX STRUCTURES / PATRIARCHATE OF CONSTANTINOPLE / VIOLATION OF CANON LAW / PROVOCATIONS OF POWER OF UKRAINE / SUPPORT OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лактионова Наталья Яковлевна

В статье рассматривается духовный аспект тяжелого системного кризиса на Украине. Ставка на радикальный национализм всегда сопровождается духовными, идейными и социальными расколами в обществе, что и демонстрирует современная Украина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukraine: the spiritual component of the systemic crisis.

The article deals with the spiritual aspect of the severe systemic crisis in Ukraine. Betting on radical nationalism is always accompanied by spiritual, ideological and social divisions in society, as demonstrated by modern Ukraine.

Текст научной работы на тему «Украина: духовная составляющая системного кризиса»

Н.Я. ЛАКТИОНОВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН*

Украина: духовная составляющая системного кризиса

В статье рассматривается духовный аспект тяжелого системного кризиса на Украине. Ставка на радикальный национализм всегда сопровождается духовными, идейными и социальными расколами в обществе, что и демонстрирует современная Украина.

Ключевые слова: расколы, влияние Запада, греко-католики, сектанты на Украине, политика Ватикана, квазиправославные структуры, Константинопольский патриархат, нарушение канонических норм, провокации украинской власти, поддержка РПЦ.

Laktionova N.J. Ukraine: the spiritual component of the systemic crisis. The article deals with the spiritual aspect of the severe systemic crisis in Ukraine. Betting on radical nationalism is always accompanied by spiritual, ideological and social divisions in society, as demonstrated by modern Ukraine.

Keywords: split, Western influence, Greek Catholics, the sectarians in Ukraine, policy of Vatican city, quasi-Orthodox structures, Patriarchate of Constantinople, violation of Canon law; provocations of power of Ukraine, support of the Russian Orthodox Church.

История создания «украинской титульной нации» связана с австрийской оккупацией Галиции и Буковины. Со временем немалая часть будущей Украины вошла в состав образованной в 1569 г. Люблянской унией Речи Посполитой. Последняя объединила Великое княжество Литовское и Королевство Польское в единое государство, король и великий князь которого Ян Казимир оставил свои свидетельства о том, что главной угрозой для подвластного ему государства является

* Лактионова Наталья Яковлевна, e-mail: N-Laktionova@yandex.ru

тяготение населения малорусских и белорусских земель к Москве, «связанной с ними языком и верой» . Западная Русь с исконно православным населением, оказавшаяся в иных пределах, долго сопротивлялась насаждаемому огнем и мечом латинству, но, отделенная от московской Руси, попала под давление католицизма через своего рода хитроумную технологию - Брестскую унию (1596 г.).

Разрушение единого государственного пространства и упавшая на Украину независимость вновь оживили влияние униатов греко-католиков на украинской земле, практически нивелированное в советское время, когда после Великой Отечественной войны было развернуто инициативное движение самих верующих за отказ от Брестской унии и воссоединение с Православием. Поясним это важное обстоятельство. После Победы над фашистской Германией на Западной Украине возникла мощная инициативная группа, ставившая своей целью преодоление Брестской унии и переход в Православие. Во главе этого движения оказался искренний в своих намерениях яркий и глубокий богослов Гавриил Костельник, настоятель Преображенского собора в галицийской столице. Львовский Собор клириков и мирян Греко-католической церкви, состоявшийся в 1946 г., вынес решения о ликвидации Брестской унии и воссоединении униатов с православными. 78% греко-католического священства Галиции поддержали постановления Собора, каноничность которого была подтверждена всеми Поместными Православными Церквями в мире. Широкое движение по преодолению Брестской унии и возвращение к православным истокам начались еще с конца XIX в. Так, в Соединенных Штатах Америки до начала Второй мировой войны порядка 90 тыс. русин, эмигрировавших из Карпатской Руси, а также Галиции, перешли в православную веру. В 20-30-х гг. XX в. возвращение к вере предков приобрело массовый характер в Карпатской Руси, оказавшейся после Первой мировой войны в составе Чехословакии. То же происходило и в Галиции, но в меньшей степени, так как польские власти всячески пытались пресечь подобные устремления верующих2.

1 Павлищев Н.И. Польская анархия при Яне Казимире и война за Украину. СПб., 1887, т. 2, с. 286.

См. подробнее: Ликвидация униатских церквей на территории СССР. //https://studopedia.ru/18_55641_likvidatsiya-uniatskih-tserkvey-na-territorii-sssr.html

Ставка на национализм стала главным инструментом развода Российской Федерации с совсем еще недавно союзными братскими республиками, в которых на протяжении многостолетнего бытия в единой большой и великой стране центростремительные силы всегда превалировали над центробежными.

Раскол - инструмент и духовная составляющая националистических практик, которая внесла свои коррективы в историю постсоветской Украины. Речь идет о политике Ватикана, направленной на раскол Православия на Украине с целью освоения новых территорий и ослабления влияния Русской Православной Церкви в этом, тесно связанном с Россией Верой, традицией и историей регионе.

Как известно, Греко-католическая Церковь вновь получила право легитимации на территории Украины на изломе 1989-1990 гг. в период «перестройки» М. Горбачева. Следующим шагом возвращения униатов стало насильственное изъятие православных Храмов на Западной Украине. В свою очередь ушедший в раскол Митрополит Филарет образовал непризнанную Украинскую православную церковь

Киевского патриархата, деятельность которой также озна-

1

меновалась захватом православных храмов на канонической территории РПЦ. Одновременно здесь активно действовали оккультные секты. Показательно, что на Майдане участвовало немалое число как филаретовцев, так и греко-католиков, открыто распространявших буклет Мальтийского ордена «Молитвенник революционера. Пять шагов к достижению духовной победы на Украине»2.

Характерно, что и секты, и униаты оказались инструментом системы глобального миропорядка и на Майдане, и в правящей элите Украины. Как известно, весь «Евро-Майдан» был организован при участии американских спецслужб, а на вершину власти он вознес тех, кто каким-то образом был связан с США. Лидерами «новой украинской элиты» стали премьер-министр Арсений Яценюк (сайентолог), а также исполнявший обязанности президента Украины и спикер Верховной Рады Александр Турчинов. Послед-

1 См.: Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года

2 См. подробнее: Четверикова О.Н. О церковно-политическом аспекте Майдана. // http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_metody/uk-raine_govoryat_ubey_v_sebe_russkogo_27022014/

ний, называя себя баптистом, одновременно, как и Леонид Черновецкий (в прошлом мэр украинской столицы), принадлежал к членам секты «Слово жизни», известной также под наименованием "Посольство Божие" . В специализированном справочнике «Антисектантские движения и государст-„ 2 венный нейтралитет» указано на тесную связь мормонов и

секты «Слово жизни» с ЦРУ. Все наглядно.

Ослабление России и ее дезинтеграция как известно тут же вызвали к жизни посягательства Запада на входящие в ареал российской ответственности территории, что в который раз подтвердили уроки прошлого. Столетие спустя, можно наблюдать во многом перекликающиеся с реалиями настоящего события «смутного времени» на Украине 19171919 гг., описанные очевидцем Михаилом Булгаковым в рассказе «Киев- город». Все как о дне сегодняшнем. Речь идет от лица автора. «Три церкви - это слишком много для Киева. Старая, живая и автокефальная, или украинская, за что молятся автокефальные, я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру в Киеве не бывать». «Бухгалтером» М.Булгаков называет Петлюру, но через 90 лет Украина вновь окажется под «бухгалтером Ющенко». А на подходе к столетию Русской смуты появление в Киеве нового «бухгалтера-кондитера» вновь обрушится на обездоленную Украину. В начале прошлого века М. Булгаков отобразил захват раскольниками-автокефалами Софийского собора, но в марте 2017 г. при силовой поддержке боевиков уже представители «киевского патриархата» вновь совершили рейдеровский захват Софии Киевской3. Правда, филаретовцы там надолго не задержались.

Между тем «духовный раскол» на Украине продвинулся на новую ступень. Ставка на радикальный национализм привела государственную власть Украины в лице П. Поро-шенко к беспрецедентному вызову, брошенному Небесам и

1 Романенко О., Спивак А. «Посольство Божие» // https://ukrsekta.in-fo/2008/04/19/sektantskaja_ukraina_politika_vlast_dengi.html; см. также: Молотов О. Оккультизм на службе «Майдана»? // http://www.moscow-post.su/in_world/ok-kultizm_na_sluzhbe_majdana14090/

2 Антисектантские движения и государственный нейтралитет. Предмет исследования FECRIS // Сб., СПбПУ, 2013, с. 149.

3 Славко М. Духовный раскол. //http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/duhov-nyj_raskol_824.htm Информационный портал «Столетие» 16.03.2017..// http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/duhovnyj_raskol_824.htm

всему мировому Православию - государство стало заказчиком в деле построения собственной национальной квазиправославной церкви. Обратимся к выступлению П. Поро-шенко1 на форуме «Ялтинской европейской стратегии» (YES) в Киеве в сентябре 2017 г. с очередным рапортом о «свершениях», достигнутых при нем Украиной. Разрыв отношений с Россией при этом глава Украины характеризовал как процесс «деколонизации». Напомним, что указанный процесс «деколонизации» сопровождается резким спадом в экономике и социальной сфере, выливаясь в прямую зависимость от Вашингтона, Брюсселя, МВФ и пр.

«Деколонизация» для П. Порошенко касается и духовного уровня. Президент Украины отметил, что «единая поместная православная соборная Церковь - залог общественного согласия, единства нашего государства, гарантия нашей духовной независимости от Москвы»2. Томос от Константинополя как залог «общественного согласия» более чем странный тезис от первого лица Украины.

Процесс, в который вмешалась власть с грубым нарушением норм Конституции об отделении церкви от государства, породил возмущение верующих Украинской Православной Церкви. Если дело дойдет до повсеместных захватов храмов, которые прихожане, несомненно, будут защищать, процесс этот станет наиболее очевидным. Таким образом, проект автокефалии не только не ликвидировал, но многократно усугубил церковный раскол на Украине 3.

Еще в 1996 г. Константинополь, поддержав националистические антирусские настроения эстонского правительства, ориентированного на западных кураторов, принял в свою юрисдикцию Эстонскую Православную Церковь, что привело к тяжелым последствиям. В первую очередь, речь идет о временном приостановлении отношений между двумя авторитетными православными Патриархатами, расколу православных верующих в Эстонии и появлению на канонической территории РПЦ двух юрисдикций: Московского

1 См. подробнее: Обухов С. Падение курса Порошенко.//Украина. Информационно-аналитический мониторинг, 2017, № 9-10(143-144), с. 15. Материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

2 Там же.

3 Там же.

(ЭПЦ МП) и в разы меньшего по числу прихожан Константинопольского патриархатов. Характерно, что Фанар, вторгаясь на каноническую территорию другой Поместной Церкви, позволил себе вмешательство в российско-эстонские взаимоотношения и опустился до прямой клеветы 1 в отношении РПЦ. Попутно заметим, что по количеству прихожан Православие в преимущественно атеистически настроенной Эстонии занимает первое место 2, обогнав лютеранство и католичество. При этом порядка 85% православных верующих Эстонии3 относятся к юрисдикции Московского Патриархата, который, к сожалению, до сих пор не может добиться реализации своих прав на церковное имущество. В отличие от Украины, перед Константинопольским Патриархатом впрямую не стояла задача предоставления автокефалии Эстонской Православной Церкви. Тогда как в речах украинской власти тезис о Томосе фигурировал постоянно.

5 января 2019 г. Патриарх Варфоломей подписал на Фа-наре Томос для автокефальной Церкви на Украине. Как и предполагалось, автокефалия в данном случае явилась лишь в наименовании, по сути же это - экзархат 4. Симптоматично, что после публикации так называемой Православной церковью Украины финального текста Томоса об автокефалии с подписями иерархов Константинопольского Патриархата выяснилось, что под документом об автокефалии отсутствуют подписи пяти из двенадцати иерархов, членов Синода, списки которых приводятся на официальном сайте Вселенского патриархата, то есть документ не подписала почти половина членов Синода5.

Отметим также, что положение усугубляется и тем, что Фанар не просто вторгся на каноническую территорию Мос-

1 Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений МП. Специальный выпуск, №4, 1996.

2 Согласно данным переписи населения 2011 г. в Эстонии, к православным себя причислили 177 000 человек , лютеранам - 108,513, к католикам - 4 500 человек. (Мудров С. Православие в Эстонии) //https://pravo-slavie.ru/62206.html

3 Мудров С. Православие в Эстонии //https://pravoslavie.ru/62206.html

4 См. об этом: Томос для СЦУ: что патриарх Варфоломей подписал для украинских политиков .// https://spzh.news/ru/zashhita-very/58958-tomos-dlya-scu-chto-patriarkh-varfmolomej-podpisal-dlya-ukrainskih-politikov

5 См.: Томос для Украины не подписала почти половина членов Синода, указанных на сайте Вселенского патриархата. 14 01 2019 г. // https://strana.ua/-news/181087-kto-v-itohe-podpisal-tomos-dlja-ukrainy-polnyj-spisok-ierarkhov.html

ковского Патриархата на Украине, а принял в общение раскольников без покаяния. Последнее было «абсолютно вызывающим поступком, который может быть квалифицирован только как соучастие в расколе»1. И разрыв общения в данном случае имеет каноничускую основу - «тот, кто служит с раскольником, тот сам становится раскольником. В данном случае это произошло с Константинопольским патриархатом»2.

И еще - наиважнейшее: трагедия не только в том, что через подчинение Церкви националистической политике государства разрушается единение с Матерью Церковью Московского Патриархата, но все раскольничьи церкви -безблагодатны. Они созданы в нарушение всех канонических правил, не признаны и не имеют канонического общения с другими православными церквями.

Напомним, что канонические границы Русской Православной Церкви оговорены решениями соборов с участием Восточных Патриархов в Константинополе 1590 и 1593 гг.

«Томос» - один из основных козырей в Президентской кампании П. Порошенко по переизбранию его на второй срок. Именно политическая составляющая сыграла определяющую роль в кризисе мирового Православия. Амбиции президента Украины, вступившего в должность после госпереворота, вполне резонировали с амбициями Константинопольского Патриарха, проявившимися еще в 90-е гг. вторжением на каноническую территорию Русской Православной Церкви в Эстонии. Константинополь в нарушении канонического права посягнул на каноническую территорию, утвержденную в веках как часть другой Поместной Церкви. При этом общепризнанные раскольники Православия на Украине были объявлены частью канонической Церкви. Тем самым при помощи Фанара государственная власть Украины заложила потенциальную возможность гонений и преследований Русской Православной Церкви и ее верующих.

1 Стрелкина Б. Украинская автокефалия ведет к росту насилия и рей-дерским захватам храмов. Интервью Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата В. Легойдой информационному порталу Baltnews. 6 января 2019 г. //https://lv.baltnews.com/authors/20190106/1022609800/pravoslavnaya-cerkov-ukraina-pribaltika.html

2 Там же.

Атака на каноническую церковную структуру на украинской территории оказалась очень болезненной не только для России-Украины, но и для всего мирового Православия в целом. В данном вопросе РПЦ получила серьезную поддержку в отношении деяний Патриархата, именуемого Вселенским, поскольку действия последнего представляют собой «агрессивное вмешательство одной Поместной Церкви

во внутренние дела другой Поместной Церкви, направлен-

1

ное на подрыв основ межправославного мира и единства» . Показательно, что главы всех канонических православных церквей по вопросу украинской автокефалии поддержали Русскую Православную Церковь2. Не исключено, что будет оказываться дальнейшее давление в пользу признания Томоса, но заявления, обозначившие четкую позицию той или иной православной автокефалии, прозвучали совершенно определенно.

Титул "Вселенский" и первое место в диптихе - традиционном порядке перечисления предстоятелей православных церквей - не предполагает некоего аналога папства в Православии. Предпринятая Патриархом Варфоломеем в 2016 г. попытка собрать на о. Крит Всеправославный собор не оправдала ожиданий Фанара, в первую очередь из-за претензий Константинопольского Патриарха на некую исключительность. Характерно, что Константинополь в своих амбициях вступает в очевидное противоречие с пониманием существующих норм соборности в Православии. Он давно ратует за смену действующего консенсусного, т. е. соборного принципа принятия решений предстоятелями всех православных церквей, что вызывает закономерное неприятие придерживающихся канонического права многочисленных православных общин. Со временем руководитель малочисленного патриархата все в большей степени демонстрирует зависимость от США: «... его заокеанским патронам единая церковь русской традиции не нужна. В этом смысле они являются последователями Гитлера,

1 Фанар подрывает основы межправославного мира и единства. Синод Белорусской Православной Церкви выступил с обращением в связи с антиканоническим вмешательством Патриарха Варфоломея во внутренние дела Русской Церкви. // https://ruskline.ru/news_rl/2018/09/12/fanar_pod-ryvaet_osnovy_mezhpravoslavnogo_mira_i_edinstva/

2 См.: Главы канонических церквей поддержали РПЦ в вопросе украинской автокефалии // http://www.iarex.ru/news/59920.html

который желал, «чтобы каждая деревня имела собственную

секту ... ибо это увеличило бы количество факторов, дробя-

1

щих русское пространство на мелкие единицы» .

В связи с противоправными действиями Константинопольского Патриархата Священный синод Русской Православной Церкви 15 октября 2018 г. принял решение о прекращении евхаристического общения с Фанаром2. Это был совершенно обоснованный ответ на беззакония Патриарха Варфоломея, главы старейшей Православной Церкви. Таким образом, верующие РПЦ отныне не могут принимать участие в таинствах в приходах Константинопольского Патриархата.

Собравшийся поздней осенью 2018 г. в Киево-Печерской Лавре Собор архиереев Украинской Православной Церкви оказался представительным и провальным для автокефального проекта. Здесь было утверждено постановление3, все расставившее по своим местам. Собор епископов заявил, что «превращение Церкви в элемент политики или пропаганды противоречит природе Церкви»4, отметив при этом, что незаконные действия Константинопольского Патриархата привели к глубокому церковному кризису как на Украине, так и в мировом Православии. Украинский Собор провозгласил прекращение с Константинопольским Патриархатом евхаристического общения, подчеркнув «что процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, в связи с чем приобщение епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви к этим процессам считаем невозможным»5.

В целом идея привлечения на сторону автокефального проекта сколько-нибудь значимой части Украинской Православной Церкви не состоялась. Активно продвигаемая госу-

1 Селиванов А. Кто стоит за "Вселенским патриархом" Варфоломеем? //

https://narod-novosti.com/mneniya-i-analitika/?p=kto-stoit-za-vselenskim-pat-

riarhom-varfolomeem (Посещение 17 июля 2019 г).

2 Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом. // http://www.patriarchia.ru/db/text/5283737.html

3 Постанова Собору епискотв УкраТнськоТ Православно!' Церкви вщ 13 листопада 2018 року. 13.11.2018 г. // УкраТнська Православна Церква. Синодаль-ний Ыформацмно-просвггницький вщд^ УПЦ. // https://news.church.ua-/2018/11 /13/postanova-soboru-jepiskopiv-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-13-listopada-2018-roku/

4 Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года. // http://www.patriarchia.ru/db/text/5301215.html

5 Там же.

дарством церковь оказалась церковью меньшинства. Именно поэтому безосновательны попытки выдать данный проект за "волю украинского народа». Его недвусмысленно отвергло «признанное всей полнотой мирового Православия церковное сообщество, представляющее, по крайней мере, две трети верующих страны. Проект выражает волю властей и их зарубежных кураторов, тогда как украинский епископат почти единодушно проявил верность своему законному Предстоятелю Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию»1.

Слово митрополиту Волоколамскому Илариону: «Украинская Церковь не просила и не просит ни о какой автокефалии ... Происходящее сегодня - первый в истории Православия случай, когда автокефалию не просят, а она навязывается . методом силового и грубого давления . Удивительно и печально, что Константинопольский Патриархат стал на сторону раскола вместо того, чтобы поддержать каноническую Церковь, объединяющую миллионы верующих, включающую в себя 13 тысяч приходов, более 200 монастырей и присутствующую на всей территории Украины, в том числе на тер-

2

риториях, не подконтрольных украинской власти» .

Здесь следует обозначить вопрос об автокефалии собственно Русской Православной Церкви, сославшись на авторитетное мнение. Так, доктор церковной истории, профессор В.И. Петрушко определенно признает, что причиной последующей автокефалии Русской Церкви стало принятие в XV веке Флорентийской унии Константинопольским Патриархатом. И в этом смысле автокефалия на Руси является абсолютно законной. Русская Церковь в то время являлась митрополией Константинополя, но отказалась подписывать унию. Догматы имеют преимущество перед канонами. Невозможно было исполнять канонические нормы права в условиях, когда были преданы догматы. Русь сохранила верность Православию и имела полное право приступить к самостоятельной церковной жизни. На Московском Соборе 1441 г. был осужден и низложен митрополит-грек Исидор, который возглавлял тогда Русскую Православную Церковь и от ее лица подписал Флорентийскую унию. Не Русь нуждалась в

1 См. подробнее: Худиев С.Л. Посрамление надменных. 15.11.2018. //https://radonezh.ru/2018/11/15/posramlenie-nadmennyh

2 Интервью Председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Ила-риона греческому интернет-порталу «Ромфеа». Лента.Религия 16.11.2018 //http://www.rodon.org/relig-181116110955

автокефалии ради собственных амбиций, но исторические обстоятельства принуждали ее ради верности Православию перейти к самостоятельному бытию. Русская Церковь получила полное право не оглядываться на каноны по отношению к отступникам. Тем не менее к вопросу об автокефалии она подошла с великой осторожностью, о чем свидетельствует история, несмотря на то, что на тот момент Московская Русь, почти освободившаяся от монголо-татарского ига, находилась в состоянии небывалого духовного подъема. Именно тогда она почувствовала себя хранительницей истины Православия, постепенно проникаясь осознанием Православного Царства и идеей Третьего Рима1.

В качестве противовеса националистической идее «ук-раинства» живет и несмотря ни на какие манипуляции сознанием никогда не исчезнет исторически живой образ единых истоков формирования русской государственности. Лоно общей Православной Церкви определяет единство духовных ценностей России и Украины. Идея триединства Руси несомненна. Киев - начало, колыбель русской государственности. На расколотом пространстве Большой России только Русская Православная Церковь связывает разделенный в результате политических игрищ единый народ.

В России и на Украине особенно почитают преподобного Лаврентия Черниговского, близкого к нам по времени святого ХХ в. В настоящее время особенно весомы и значимы его слова, утвержденные Духом Святым в устах великого подвижника: «Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа - это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, это вместе -Святая Русь»2. Именно так в единстве и целостности воспринимали Россию ее великие святые.

1 Петрушко В.И. Эллинизм и украинизм - братья по духу. //http://rado-nezh.ru/radio/2019/02/10/23-00

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.