Научная статья на тему 'Религиозная составляющая политических процессов на территории Украины в прошлом и настоящем'

Религиозная составляющая политических процессов на территории Украины в прошлом и настоящем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
553
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ТОМОС / КАТОЛИЦИЗМ / ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / UKRAINE / RELIGIOUS FACTOR / RELIGIOUS CONFLICT / ORTHODOX CHURCH / CATHOLICISM / GREEK CATHOLIC CHURCH / CONFESSIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назаров А.А.

Исследуется влияние религиозной политики на политические процессы на территории Украины в прошлом и настоящем. Рассматриваются различные исторические события, когда религиозный фактор становился явлением, определившим ход истории стран Восточной Европы, социальную, политическую и экономическую ситуацию на Украине. Географически Украина находится на границе восточнохристианской (православной) и западнохристианской (католической) цивилизаций. Географическое расположение, а также многовековые попытки распространения влияния Запада в значительной степени определили историю Украины. Начиная с «майдана» 2013-2014 гг., на Украине вновь происходит усиление влияния религиозного фактора на политические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious influence factor in Ukraine in the past and present

The article sheds light on student event volunteering and its effects on personal development. This paper presents the results of the study on how personal development potential of volunteer students has been enhanced at the III Russian Investment Forum. The research has been carried out at the volunteer resource center of Sochi state universit

Текст научной работы на тему «Религиозная составляющая политических процессов на территории Украины в прошлом и настоящем»

УДК 322

А.А. НАЗАРОВ

РЕЛИГИОЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Исследуется влияние религиозной политики на политические процессы на территории Украины в прошлом и настоящем. Рассматриваются различные исторические события, когда религиозный фактор становился явлением, определившим ход истории стран Восточной Европы, социальную, политическую и экономическую ситуацию на Украине. Географически Украина находится на границе восточнохристианской (православной) и западнохристианской (католической) цивилизаций. Географическое расположение, а также многовековые попытки распространения влияния Запада в значительной степени определили историю Украины. Начиная с «майдана» 2013-2014 гг., на Украине вновь происходит усиление влияния религиозного фактора на политические процессы.

Ключевые слова: Украина, религиозный фактор, религиозный конфликт, православная церковь, томос, католицизм, греко-католическая церковь, конфессиональная политика.

The article examines how the religious policy affects political processes in historical and current Ukraine. Various historical events are considered here. The author examines and describes a period of time when religious factor determined the course of history in countries of Eastern Europe as well as social, political and economic situation in Ukraine. Geographically Ukraine is on the border between Eastern Christian (Orthodox) and Western Christian (Catholic) civilizations. Its geographical location together with age-old attempts of the West to spread its influence on other countries and cultures determined the history of Ukraine. In Ukraine we can observe increasing effects of religious factor on its political processes since the events on the Ukrainian "Maidan" in 2013-2014.

Key words: Ukraine, religious factor, religious conflict, orthodox church, Catholicism, Greek catholic church, confessional policy.

Начиная с XIII в., религиозная составляющая была важнейшим фактором политических процессов на той территории, которую занимает современная Украина. Участники политических процессов в рамках проведения религиозной политики решали не только конфессиональные, но и политические задачи. Военная и экономическая экспансия дополнялась экспансией религиозной. Последняя сопровождалась проведением дискриминационной по© Назаров А.А., 2019

литики по конфессиональному признаку. Целью дискриминации по конфессиональному признаку было создание условий для отказа населения от веры предков и принятия новой религии. В то же время расширение влияния господствующей религии создавало почву для новых конфликтов.

Римско-католическая церковь

с XIII в. стала рассматривать русские земли в качестве объекта для религиозной экспансии, которая была подкреплена военной и политической экс-

пансией католических стран (Польши, Швеции, Тевтонского и Ливонского орденов). Если северо-восточные русские княжества под руководством Александра Невского и его последователей оказывали католической экспансии жесткое противодействие, то на юго-западе Руси князья со времен Даниила Галицкого стали вступать во взаимодействие с католическим миром.

В этот период (правление князя Миндовга) началось распространение католицизма и в Литве, однако тогда он не получил широкого распространения. В XIV в. все западные русские княжества утратили независимость и были присоединены к Литве или Польше. Первоначально присоединение к Литве никак не угрожало культурной и религиозной идентичности русских княжеств. В XIV в. наметилось формирование двух мощных православных русских государств - Московской и Литовской Руси. Если бы не была заключена уния между Великим княжеством Литовским и королевством Польским, Литва могла бы стать православным государством. В XIV в. большинство населения Великого княжества Литовского было православного вероисповедания. В этот период православие стало широко распространяться и среди литовцев, включая литовских князей.

Однако такой вариант развития событий не устраивал ни Рим, ни соседнюю Польшу. Наметившемуся союзу Литовского и Московского княжеств был противопоставлен союз Польши и Литвы. В 1385 г. литовский князь Ягай-ло подписал Кревскую унию. В соответствии с унией Ягайло заключил брак с польской королевой Ядвигой, перешел в католическую веру и обязался способствовать распространению

католицизма в Великом княжестве Литовском. Все последующие польско-литовские унии (Виленско-Радомская 1401 г., Городельская 1413 г., Гродненская 1432 г., Краковско-Виленская 1499 г. и Люблинская 1569 г.) были направлены на распространение католицизма и усиление влияния Польши на Литву. В результате подписания польско-литовских уний началась дискриминация православного населения и православной церкви. С 1413 г. высшие государственные должности в Литве могли занимать лишь лица католического вероисповедания, было запрещено строительство новых и возобновление старых православных церквей, начались захваты католиками православных храмов. Люблинская уния 1569 г. привела к поглощению Литвы Польшей и созданию польской «империи» - Речи Посполитой. В результате территория Белоруссии и Украины оказалась в сфере религиозного, культурного и политического влияния католической Польши.

Распространению католицизма на Украине и в Белоруссии способствовали и другие обстоятельства. В 1439 г. между Константинопольским патриархатом и Римско-католической церковью была подписана Флорентийская уния. Инициаторами унии были римский папа Евгений IV, византийский император Иоанн Палеолог, константинопольский патриарх Иосиф и митрополит Киевский Исидор. Политические и духовные лидеры Византии наивно надеялись в результате религиозных уступок получить от Запада защиту от турецкого нашествия. После подписания унии митрополит Исидор получил от римского папы сан кардинала-пресвитера и звание легата. Весть о заключении Флорентийской

унии была по-разному воспринята в различных епархиях Киевской митрополии. Уния была с энтузиазмом воспринята в Польше и Литве, но отвергнута в Московском княжестве. Во Львове, Вильно и Киеве папский легат Исидор был принят со всеми полагающимися почестями. 19 марта 1441 г. митрополит Исидор прибыл в Москву. «По обряду папского легата он въехал в город с преднесением латинского креста и проследовал прямо в Успенский собор для богослужения. На литургии митр. Исидор велел поминать на первом месте не имя Константинопольского патриарха, а имя папы Евгения IV. После литургии митрополит приказал своему протодиакону прочесть во всеуслышание с амвона соборный акт 5 июля 1439 г. об унии. Затем передал великому князю послание от папы, в котором Василий Васильевич приглашался быть усердным помощником митрополиту в деле введения унии» [2, с. 356]. Через три дня после возвращения Исидора великий князь Московский Василий Васильевич приказал арестовать еретика митрополита. 15 сентября 1441 г. из-под стражи митрополит Исидор бежал в Литву, откуда переехал в Рим, а затем в Константинополь.

В 1448 г. без согласования с перешедшим в унию Константинополем собор русских епископов избрал митрополитом Киевским епископа Иону. В 1451 г. великий князь Литовский и король Польский Казимир признал власть Ионы над православными епархиями Литвы. Однако православные епархии Галиции, находившиеся в составе Польши, он номинально сохранил за Исидором. В 1458 г. изгнанный из Константинополя бывший униатский патриарх Григорий Мамма посвятил

в Риме в сан митрополита Киевского и Галицкого ученика Исидора Григория. Митрополит Григорий был так же активным сторонником унии. Грамота Григория Маммы была утверждена папой Пием II. Римский папа распространил полномочия митрополита Григория не только на Польшу, но и на Литву. В папской булле митрополит Иона был объявлен узурпатором, его было запрещено пускать в литовские владения [Там же]. Таким образом, римский папа выступил инициатором отделения украинских и белорусских епархий от епархий Московской Руси, а светские власти Литвы и Польши на практике реализовали это решение.

Король Казимир, желая якобы «сохранить» единую митрополию, предложил великому князю Московскому Василию принять митрополита Григория вместо митрополита Ионы. В ответ на это в 1459 г. в Москве был созван церковный собор, на котором было принято решение «быть неотступным от святой церкви московской, от митр. Ионы и во всем повиноваться ему, а по отшествии его к Богу повиноваться его законным преемникам; к отступнику же от православной веры, Исидорову ученику Григорию, отлученному от св. соборной церкви, нам архиепископам и епископам русской митрополии не приступать, грамот от него не принимать и совещаний с ним не иметь ни о чем» [Там же].

Однако, несмотря на усилия польских властей, в XV в. не удалось создать на Украине Греко-католическую церковь. В 1470 г. митрополит Григорий после десятилетних попыток навязать унию украинцам сам принял решение отказаться от нее. Константинопольский патриарх Дионисий I «присоединил Григория к правосла-

вию и за богатые дары не только признал его митрополитом литовским, но и всероссийским, потому что не считал законными московских преемников святителя Ионы, поставляемых без его ведома» [2, с. 382]. В ответ на эти действия Иван III запретил впускать в московские пределы посланцев как патриарха, так и митрополита Григория.

Неудача в распространении Флорентийской унии лишь усилила политику дискриминации православных Украины и Белоруссии. Эта политика польских и литовских властей стала давать определенные результаты: наметился переход потомков древнерусских боярских и княжеских родов в католицизм. После смены вероисповедания они получали возможность войти в польско-литовскую шляхту и сохранить свое место в политической элите. В результате к концу XVI в. влияние православных на политические процессы Речи Посполитой было сведено к минимуму. Однако то, что было эффективным по отношению к аристократии, в отношении широких масс населения было безрезультатным: крестьянство и большинство горожан даже в условиях дискриминации не хотели отказываться от православия. Сохранение большой массы православного населения противоречило интересам польских властей и католической церкви. Эта проблема была решена в результате заключения новой унии. В 1596 г. духовные иерархи Киевской митрополии заключили с Римско-католической церковью Брестскую унию. Она привела к созданию Греко-католической (униатской) церкви и фактической ликвидации Православной церкви на Украине и в Белоруссии. Под давлением польских властей большинство епархиальных

архиереев высказалось за отказ от православия. Против подписания унии выступили только епископ Львовский Гедеон и епископ Перемышльский Михаил. Противники унии провели альтернативный собор. Присутствовавшему в Бресте экзарху Александрийского патриарха Кириллу Лу-карису удалось спастись бегством, а председательствовавший на соборе экзарх Константинопольского патриарха был арестован как турецкий шпион и заморен голодом в Мариенбург-ском замке [3, с. 268]. После смерти епископа Гедеона в 1607 г. и епископа Михаила в 1612 г. в Речи Посполитой не осталось ни одного православного архиерея. Большинство православных церквей было захвачено греко-като-ликами. Для пропаганды унии и захвата православных монастырей по иезуитскому образцу был создан греко-католический Базилианский орден. Базилианам удалось захватить около половины православных монастырей. Униаты пытались захватить и Киево-Печерскую лавру.

Православные монастыри, православные братства и запорожское казачество стали последними защитниками православия в Речи Посполитой. В 1620 г. благодаря поддержке гетмана П. Сагойдачного удалось организовать безопасный приезд в Киев патриарха Антиохийского Феофана. В Киево-Пе-черской лавре втайне от польских властей патриарх Феофан совершил хиротонию семи епископов и тем самым нелегально восстановил православную иерархию в Речи Посполитой. Митрополитом Киевским стал Иов (Борец-кий). После получения известия об этом король Сигизмунд III потребовал ареста вновь поставленных православных епископов, а уже вывезенного ка-

заками за границу патриарха Феофана объявил самозванцем и турецким шпионом. В такой ситуации избранные православные епископы лишь в Киеве могли чувствовать себя в безопасности.

При новом короле Владиславе IV (1632-1648) было легализовано существование четырех православных епархий. Однако политика дискриминации православного населения не претерпела значительных изменений. Эта политика стала одной из причин восстания на Украине под руководством гетмана Богдана Хмельницкого (1648-1654). Восстание завершилось вхождением Малороссии в состав России. В процессе принятия в 1654 г. на Переяславской Раде решения о вхождении земель Запорожского войска в состав Московского царства вопрос о переходе Киевской митрополии в состав Московского патриархата не обсуждался, так как отношение митрополита Сильвестра и украинского духовенства к этому вопросу было неоднозначным.

Воссоединение Малороссии с Россией привело к длительной русско-польской войне 1654-1667 гг. После смерти в 1657 г. Богдана Хмельницкого и митрополита Сильвестра на Украине началось противостояние националистических пропольских и пророссийских сил, которое привело к расколу Левобережной и Правобережной Украины. В украинской историографии это противостояние получило название «Руина». Гетман Иван Выговский в 1658 г. перешел на сторону Польши. Гетмана Выговского поддержал новый Киевский митрополит Дионисий (Балабан). Митрополит Дионисий переехал в ставку Выговского в Чигирин. Политическое противостояние на Украине дополнили религиозные противоречия. Правобережная Украина оказа-

лась под управлением митрополита Киевского Дионисия (Балабана), а Левобережная Украина, включая Киев, - под управлением епископа Черниговского Лазаря (Барановича). С 1659 г. епископ Лазарь стал исполнять обязанности местоблюстителя киевского митрополичьего престола [1].

Русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского перемирия, в соответствие с которым Левобережная Украина вошла в состав России, а Правобережная Украина -в состав Польши. Однако гражданское противостояние на Украине не закончилось. Важными событиями, повлиявшими на завершение «Руины», стало избрание нового митрополита и переход Киевской митрополии в состав Московского патриархата. В 1684 г. из-за преследований польских властей на Левобережную Украину бежал епископ Луцкий Гедеон (князь Свято-полк - Четвертинский). Епископ Гедеон стал для гетмана Ивана Самойло-вича, украинского духовенства и Москвы компромиссной кандидатурой на киевский престол. В июле 1685 г. он был избран митрополитом Киевским. Избрание митрополита Гедеона было утверждено патриархом Московским Иоакимом. В ноябре 1685 г. в Константинополь было направлено российско-украинское посольство с прошением к патриарху и великому визирю о передаче Киевской митрополии в состав Московского патриархата. В 1686 г. то-мос патриарха Константинопольского Дионисия закрепил переход Киевской митрополии в состав Московского патриархата [1].

По условиям «Вечного мира» России и Польши 1686 г. польское правительство признало за православными право на свободу вероисповедания, а за

российским правительством право защиты православных в Речи Посполитой. Однако польская конфессиональная политика существенно не изменилась. Продолжались распространение унии, дискриминация православного населения и захват православных церквей. В 1692 г. в унию перешел епископ Перемышльский, в 1700 г. - епископ Львовский, а в 1701 г. - епископ Луцкий. В результате на территории Правобережной Украины были ликвидированы все православные епархии. Лишь одна православная епархия сохранилась в Белоруссии.

Политика дискриминации православных и протестантов стала одной из причин разделов Польши во второй половине XVIII в. между Пруссией, Российской и Австрийской империями. После вхождения Правобережной Украины и Белоруссии в состав России значительная часть украинцев и белорусов обратились к вере предков и вернулась в православие. Та часть униатов, которая осталась в Греко-католической церкви, после решения Полоцкого собора 1839 г. была поставлена перед выбором: возвращения в Православную церковь или перехода в Римско-католическую церковь. Греко-католическая церковь сохранилась лишь на Западной Украине: в царстве Польском и в Австрийской империи [5, с. 327-347]. В этот период греко-католицизм стал основной религией галичан.

После февральской революции 1917 г. националисты Правобережной Украины выступили за отделение Украинской церкви от Русской православной церкви (РПЦ). В январе 1919 г. по инициативе председателя Директории Украинской народной республики Симона Петлюры был принят закон об автокефалии Украинской

православной церкви. В мае 1920 г. петлюровцы провозгласили создание Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Однако ни один православный епископ не согласился войти в новую церковь. В Советской Украине в 1921 г. на состоявшемся в Киеве соборе неканоническим путем, без соблюдения принципа апостольского преемства были избраны «епископы» Украинской автокефальной православной церкви. В 1930-е гг. деятельность УАПЦ на территории Советской Украины была прекращена. В годы фашистской оккупации Украины УАПЦ поддерживала националистов и сотрудничала с нацистами. В 1942 г. епископом Переяславским был рукоположен племянник С. Петлюры Мстислав (Скрипник). После освобождения Украины от фашистской оккупации значительная часть украинских националистов эмигрировала в Северную Америку. В 1947 г. архиепископом Виннипега и всей Канады был избран Мстислав (Скрипник). В 1950 г. он стал одним из основателей Украинской православной церкви США в составе Константинопольского патриархата. А в 1971 г. митрополит Мстислав (Скрипник) возглавил УПЦ США [6].

Националистическое движение на Западной Украине поддерживала Украинская греко-католическая церковь. Поддержка бандеровцев стала одной из причин проведения в 1946 г. Львовского собора, на котором произошло «воссоединение» части гре-ко-католиков с Русской православной церковью. Другая часть перешла на нелегальное положение.

Новый этап религиозного противостояния, расколов, воссоздания и объединения церквей на Украине начался

в период перестройки и распада Советского Союза. В 1990 г. в составе Московского патриархата Русской православной церкви была создана Украинская православная церковь (УПЦ). После встречи в феврале 1990 г. президента СССР М.С. Горбачёва и Римского папы Иоанна Павла II вышла из подполья Греко-католическая церковь. В том же 1990 г. Верховный Совет УССР узаконил существование неканонической Украинской автокефальной православной церкви. На Киевском поместном соборе УАПЦ 1990 г. американский иерарх Мстислав (Скрипник) был избран Патриархом Киевским и всея Украины.

В 1991 г. президент Украины Л.М. Кравчук стал инициатором независимости Украинской православной церкви от Московского патриархата. Поддержавший инициативу президента митрополит Филарет (Денисенко) обратился к патриарху Московскому Алексию II с просьбой о предоставлении автокефалии. Для обсуждения этого вопроса весной 1992 г. был созван Архиерейский собор РПЦ. Однако абсолютное большинство архиереев Украинской православной церкви высказалось против предоставления автокефалии вследствие того, что она лишь ослабит церковь и усилит влияние на Украине греко-католиков и УАПЦ. В связи с тем, что Филарет утратил доверие среди украинского епископата, патриарх Алексий II предложил ему сложить с себя полномочия и провести выборы нового митрополита, на что Филарет и дал свое согласие. Однако после возвращения на Украину митрополит Филарет отказался выполнять свои обещания. 28 мая 1992 г. Архиерейский собор Украинской православной церкви, несмотря на противодей-

ствие президента Л.М. Кравчука, сместил Филарета с Киевской кафедры и с должности предстоятеля. Новым главой УПЦ был избран митрополит Киевский Владимир (Сабодан). 30 мая 1992 г. Филарет (Денисенко) обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой об отмене томоса 1686 г. и принятии Украинской церкви в состав Константинопольского патриархата. Посредниками в переговорах филаретовцев и Фанара выступили Украинские православные церкви США и Канады. Однако в 1990-е гг. сторонникам Украинской автокефалии было отказано.

За попытку раскола 11 июня 1992 г. Архиерейский собор Русской православной церкви лишил Филарета священного сана. 25 июня 1992 г. сторонники Филарета и Украинской автокефальной православной церкви провели объединительный собор, на котором провозгласили создание неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). В феврале 1997 г. Архиерейский собор Русской православной церкви за продолжение раскольнической деятельности отлучил монаха Филарета (Денисенко) от церкви.

Создание на Украине единой поместной автокефальной церкви в результате объединения неканонических церквей (УПЦ КП и УАПЦ) и включения в ее состав части епископата канонической Украинской православной церкви стало важной частью политики украинских президентов Л.М. Кравчука (19911994), В.А. Ющенко (2005-2010) и П.А. Порошенко (2014-2019).

Процесс создания автокефальной церкви активизировался в предвыборном 2018 г. Главным лозунгом предвыборной кампании президента П.А. По-

рошенко стал девиз «Арм1я, В1ра, Мова». В апреле 2018 г. по итогам переговоров с патриархом Варфаломеем украинский президент заявил о договоренности по предоставлению томоса об автокефалии православной церкви на Украине [7]. 19 апреля 2018 г. Верховная Рада поддержала обращение Президента к Вселенскому патриарху Варфоломею о «предоставлении томо-са об автокефалии Православной церкви на Украине». В связи с этим Отдел внешних церковных связей Украинской православной церкви выступил со специальным заявлением: «Вопрос предоставления церковной автокефалии относится к компетенции канонического права, а не к компетенции государственных законов. Автокефалия предоставляется церкви, а не государству, а поэтому инициировать или просить об этом статусе должна Церковь, а не государство... В связи с этим считаем неприемлемым, чтобы автокефалия рассматривалась под геополитическим углом зрения. Поскольку без канонической Церкви невозможно иметь единую церковь в Украине, то есть основания полагать, что на самом деле под предлогом создания единой Церкви сегодня скрываются очередные попытки узаконить церковный раскол. Украинская православная церковь является той Церковью, которая существует и действует на наших землях со времени крещения Киевской Руси в 988 г. УПЦ КП и УАПЦ являются лишь частями Украинской православной церкви, сравнительно недавно отошедшими от единства с Церковью. Соответственно, восстановление единства Православной церкви в Украине мы видим в возвращении отпадших частей, и тогда будет "одно стадо и один пастырь" (Ин. 10:16)» [8]. Однако

украинские власти и Фанар решили узаконить церковный раскол. В августе 2018 г. на переговоры в Стамбул отправились представители неканонических украинских церквей, а также бывшие президенты Украины Л.М. Кравчук и В.А. Ющенко.

26 сентября 2018 г. предоставление автокефалии поддержал Государственный департамент США. 11 октября 2018 г. Константинопольский патриарх Варфоломей отменил наложенную на украинских раскольников анафему, признал иерархов раскольничьих церквей в их статусе и заявил о незаконности вхождения в 1686 г. Киевской митрополии в состав Московского патриархата. В ответ на это 15 октября 2018 г. Священный Синод Русской православной церкви принял решение о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. В ноябре - декабре 2018 г. усилилось давление властных структур, полиции и Службы безопасности Украины на духовенство УПЦ с целью принудить их к участию в объединительном соборе с раскольниками. В этом соборе согласились участвовать лишь два иерарха УПЦ - митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий) и митрополит Переяслав-Хмельниц-кий Александр (Драбинко). Ушедшие в раскол митрополиты решением Синода УПЦ были освобождены от управления епархиями и запрещены в служении. На объединительном съезде 15 декабря 2018 г. президент Поро-шенко провозгласил создание автокефальной церкви. Главой Православной церкви Украины (ПЦУ) был избран митрополит Епифаний - бывший епископ неканонической УПЦ КП. 5 января 2019 г. патриарх Константинопольский Варфоломей подписал томос

об автокефалии Православной церкви Украины. Вслед за этим П.А. Порошен-ко начал предвыборный «томос-тур» по областям Украины. Таким образом, создание автокефальной церкви стало важной частью предвыборной агитации П.А. Порошенко.

Однако учреждение ПЦУ не только не способствовало преодолению церковного раскола на Украине, но и усугубило уже существующий раскол. Томос Константинопольского патриарха привел к новым захватам церквей, обострению противостояния на уровне церковных общин и в обществе в целом. Это религиозное противостояние еще больше усилит раздел страны на три части - Западную, Правобережную и Левобережную Украину. На западе Украины расширит свое влияние Греко-католическая церковь. В Правобережной Украине произой-

дет усиление ПЦУ. В Левобережной Украине сохранит свои позиции Украинская православная церковь.

Неканонические действия Вселенского патриарха Варфоломея не только углубили раскол на Украине, но и провоцируют раскол в мировом православии: главы православных церквей по-разному оценивают действия Константинополя. Более того, поддержка Фанаром раскольников на Украине оказала влияние на ситуацию в Черногории. Президент Черногории Мило Джуканович выступил за предоставление автокефалии Черногорской православной церкви [4]. В будущем следует ожидать обращения президента Черногории к патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии неканонической Черногорской церкви и попытки раскола Сербской православной церкви.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бурега В.В. Присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату: Как это было // Информационно-справочный портал «Анти-Раскол» 13.03.2013. URL: http://anti-raskol.ru/pages/2298 (дата обращения: 10.01.2019).

2. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. М.: Терра, 1997. 688 с.

3. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 2. М.: Терра, 1997. 576 с.

4. Мило Джуканович продвигает автокефальность Черногорской православной церкви [Электронный ресурс]// ИА REGNUM 23.12.2018. URL: https://regnum.ru/news/2542841.html (дата обращения: 10.01.2019).

5. Смолич И.К. История русской церкви. Ч. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1997. 800 с.

6. Стремидловский C. Готов ли Фанарразвязать религиозную войну на Украине [Электронный ресурс]// ИА REGNUM 17.04.2018. URL: https://regnum.ru/news/2405395.html (дата обращения: 10.01.2019).

7. Украинская автокефальная православная церковь [Электронный ресурс] // Википедия [2019-2019]. Дата обновления: 11.01.2019. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=97415981 (дата обращения: 26.01.2019).

8. Украинская церковь: Обращение Президента и Рады к Вселенскому патриарху - превышение власти [Электронный ресурс] // Портал «Православие и мир» 21.04.2018. URL: https://www.pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-obrashhenie-prezidenta-i-radyi/ (дата обращения: 10.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.