Политология
УДК 322
DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-56-65
РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА КАК ОТРАЖЕНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ
RELIGIOUS CONFRONTATION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND CONSTANTINOPLE PATRIARHY AS A REFLECTION OF GEOPOLITICAL TRANSFORMATION AT THE WORLD ARENA
О. В. Вольтер, член Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент
РАЕН, г. Армавир
O. Volter, member of the Russian Association of Political Science, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Armavir
В статье поднята важнейшая для нашей страны проблема религиозного конфликта Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата.
Рассмотрены причины раскола православия, которые автор видит в религиозном экстремизме, возникшем в условиях эскалации напряжения в современном геополитическом контексте. Проанализированы перспективы раскола мировой Православной Церкви.
Установлено, что в современном мире единственной преградой к мировому господству для Запада является Русская Православная Церковь - самая могущественная и многочисленная Православная Церковь в мире. Москва превратилась в главного носителя православия. Это и явилось причиной раскола в Православной Церкви в 2018 г., а идея автокефалии Украинской Православной Церкви, поддержанная Константинополем, по просьбе Президента Украины П. А. Порошенко и спецслужб США, стала предлогом.
Выявлено, что раскол Православной Церкви происходит с помощью политической поддержки США и стран Запада, которые пытаются создать «новое православие» с центром в Константинополе, как можно больше отдалив его от Москвы. По замыслу США, все православные страны нужно оттолкнуть от России. Показано, что таким образом создается благоприятная обстановка для расширения влияния Константинополя, который превратился бы в надсмотрщика над православными церквями в НАТО и Евросоюзе.
Сделан вывод, что действия Константинопольского патриархата, который объявил о предоставлении автокефалии неканонической церкви на Украине, являются «заказом на разрушение» единства мирового православия.
Доказана необходимость выработки идеологообразующих ценностей для осуществления профилактики и противодействия социальным девиациям, а также раскрыты реальные возможности мобилизации потенциала нравственно-гуманистических ценностей христианства
Ключевые слова: Русская Православная Церковь; церковный раскол; Россия; Украина; Украинская Православная Церковь (Московского патриархата); религиозный экстремизм; Константинопольский патриархат; НАТО; США; патриарх Кирилл
The article has raised the most important problem for our country of the religious conflict of the Russian Orthodox Church and the Patriarchy of Constantinople.
The reasons for the split of Orthodoxy, which the author sees in religious extremism that has arisen in the context of escalating tensions in the modern geopolitical context, are considered. The prospects for a split of the world Orthodox Church are analyzed.
It has been established that in the modern world the only obstacle to world domination for the West is the Russian Orthodox Church - the most powerful and numerous Orthodox Church in the world. Moscow has become
© 0. В. Вольтер, 2019
56
the main bearer of Orthodoxy. This was the reason for the split in the Orthodox Church in 2018, and the idea of autocephaly of the Ukrainian Orthodox Church, supported by Constantinople, at the request of the President of Ukraine, Petro Poroshenko and the special services of the United States, became a pretext.
It is revealed that the modern split of the Orthodox Church occurs with the help of political support from the USA and Western countries, which are trying to create a "new Orthodoxy" with the center in Constantinople, distancing it as far as possible from Moscow. According to the US, all Orthodox countries need to push away from Russia. It is shown that, thus, a favorable environment is created for the expansion of the influence of Constantinople, which would become an overseer of the Orthodox churches in NATO and the European Union.
It is concluded that the actions of the Patriarchate of Constantinople, which announced the granting of autocephaly to the non-canonical church in Ukraine, are "an order for the destruction" of the unity of world Orthodoxy.
The article proved the necessity of developing ideological values for the implementation of prevention and counteraction to social deviations, and also revealed the real possibilities of mobilizing the potential of the moral and humanistic values of Christianity
Key words: Russian Orthodox Church; church schism; Russia; Ukraine; Ukrainian Orthodox Church (Moscow Patriarchate); religious extremism; Patriarchate of Constantinople; NATO; USA; Patriarch Kirill
Б ведение. Православие во все века являлось ядром духовной идентичности русского народа, смыслообразующей основой Российской цивилизации. Русская Православная Церковь была духовно-политической основой государственности Киевской Руси, Русского государства, Российской империи.
Православная церковь, или, как ее еще называют, Православная церковь Византийской традиции, всегда находилась в духовном единении 15 суверенных автокефальных Православных церквей, во главе которых находилась Константинопольская Православная Церковь.
В последние годы произошел раскол Православной Церкви как проявление противостояния Константинополя и Москвы, он явился отражением геополитических трансформаций на мировой арене. Одним из проявлений данных трансформаций на мировой арене явилось противостояние России и США.
Таким образом, проблема религиозного конфликта Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата является важнейшей для нашей страны.
Объектом исследования является Православная церковь в современной системе международных отношений. Предметом исследования - проблема религиозного противостояния Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата.
Цель исследования научно обосновать раскол мировой Православной Церкви как результат религиозного экстремизма в геополитическом контексте.
Методология исследования. Применялись два уровня методологических исследований: общетеоретический и прикладной.
Методы исследования: теоретические: общелогический; сравнительный; исторический, а также системный, позволивший выявить взаимосвязи отдельных элементов объекта исследования; психологический; институциональный; метод принятия решения; прикладные методы политических исследований (наблюдение и констатация фактов, контент-анализ и т. д.).
В результате исследования выявлено, что проблемы экстремизма и терроризма весьма актуальны в условиях глобализации и трансформации современного миропорядка. Однако данные понятия являются неоднозначными и многоплановыми категориям. Это можно объяснить сложностью, многогранностью, историческим непостоянством и динамизмом явлений экстремизма и терроризма.
Экстремизм как характерная «линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами» [2].
Религиозный экстремизм «проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо в противоборстве внутри одной конфессии и часто используется в политических целях, а также в борьбе
религиозных организаций против светского государства или за усиление власти представителей одной из конфессий» [2].
Раскол Православной Церкви, как проявление противостояния Константинополя и Москвы, явился отражением геополитических трансформаций на мировой арене. Илларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, заявил, «что Русская православная церковь решительно не согласна с претензиями константинопольского патриархата на роль лидера и арбитра в современном православном мире, его особые права и привилегии ... а легитимизация раскола на Украине. расколет не только украинских верующих, но и все мировое православие, что уже и происходит» [7].
Таким образом, это противостояние способствовало разрыву дипломатических отношений РПЦ с Константинополем. Руководитель отдела Русской Православной Церкви по отношениям с обществом и СМИ В. Легойда считает, что одна из причин данного противостояния заключается в воздействии на Патриарха Константинополя Соединенных Штатов Америки.
Как считает исследователь, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, нужно проанализировать место и роль Православной Церкви в геополитическом и историческом аспектах.
Итак, «Православная Церковь византийской традиции», или «Восточная православная Церковь» насчитывает примерно 300 млн сторонников.
В ее состав входят автокефальные и автономные поместные Церкви, но она полагает себя единой святой соборной и апостольской Церковью, основатель и глава которой - Иисус Христос. Автокефальные церкви суве-ренны в каноническом и административном управлении, но едины в литургическом, т. е. в молитвенном общении. В каноническом подчинении они имеют автономные церкви.
Иерархическая структура Восточной Православной церкви появилась в 1054 г. после церковного раскола Христианских церквей на Греко-кафолическую (Константинополь) и Римско-католическую (Рим) Церковь. Принадлежавшее до 1054 г на Востоке Римской кафедре первое в иерархической структуре место перешло Константинопольской кафедре. С момента Великого Церковного
раскола и до настоящего времени появились новые автокефальные церкви, находящиеся в диптихах, т. е. в иерархическом списке Православных церквей, после Иерусалимского патриархата.
В современном православном мире насчитывается 15 автокефальных церквей, которые, в соответствии с церковным списком, находятся в следующей очередности:
1) Константинопольский патриархат (около 2 млн прихожан);
2) Александрийский патриархат (6,7 млн прихожан);
3) Антиохийский патриархат (1 млн 470 тыс. прихожан);
4) Иерусалимский патриархат (130 тыс. прихожан);
5) Русский патриархат (130 млн прихожан);
6. Грузинский патриархат (4,2 млн прихожан);
7) Сербский патриархат (11 млн прихожан);
8) Румынский патриархат (17 млн прихожан);
9) Болгарский патриархат (8,2 млн прихожан);
10) Кипрский патриархат (450 тыс. прихожан);
11) Элладский патриархат (8,3 млн прихожан);
12) Албанский патриархат (800 тыс. прихожан);
13) Польский патриархат (600 тыс. прихожан);
14) Патриархат Чешских земель и Словакии (200 тыс. прихожан);
15) Православный патриархат в Америке (1 млн прихожан).
Автономными православными церквями, существующими в церковно-иерархиче-ском и каноническом подчинении у суверенных автокефальных церквей, являются:
- Синайская церковь - в подчинении у Иерусалимского патриархата;
- Финляндская церковь и Эстонская апостольская церковь - в подчинении у Константинопольского патриархата;
- Японская церковь и Китайская церковь - в каноническом подчинении у Московского Патриархата (РПЦ);
- Православная церковь в Америке Константинопольским патриархом признается как часть РПЦ, а Московский патриархат, Грузинский, Польский патриархаты, а также
Патриархат Чешских земель и Словакии признает ее автокефальный статус;
- Критская православная церковь - в подчинении у Константинопольской Церкви с 1965 г., имеет статус полуавтономии.
Кроме того, в структуре Православной Церкви Византийской традиции имеется статус Самоуправляемой церкви. Он введен РПЦ в нормативные документы в 1990-е гг. и означает большую территориально-каноническую церковь с особыми правами, но не имеющею статуса автономной церкви.
Самоуправляемыми церквями в составе РПЦ в соответствии с Уставом РПЦ от 2000 г., с поправками и дополнениями, утвержденными 27 июня 2008 г. на Архиерейском соборе, в Москве являются церкви [9]:
- Латвийская самоуправляемая православная церковь;
- самоуправляемая церковь Молдовы;
- Эстонская православная самоуправляемая церковь;
- Русская Православная Церковь заграницей (РПЦЗ).
Украинская православная церковь - «самоуправляемая с правами широкой автономии» [5].
Русская Православная Церковь за границей считается самоуправляемой с 18 мая 2007 г. Данное положение утверждено в соответствии с Актом о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ: «Русская Православная Церковь Заграницей ... пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» (п. 1 Акта) [1]. Также с 2003 г. на положении самоуправляемой находится Православная церковь Северной Америки как часть Антиохийского патриархата [Там же].
В структуре Константинопольского патриархата положение самоуправляемой имеют:
- Западноевропейский экзархат русских приходов;
- Украинская православная церковь в Канаде;
- Украинская православная церковь в США;
- Корейская митрополия.
Православная церковь византийской
традиции в соответствии со светской классификацией разделяется на:
- мировое (вселенское) православие. Оно состоит из четырех патриархатов древней пентархии. Пентархия - это власть пяти основных патриархатов Византийской им-
перии (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский), совместно решавших важнейшие вопросы. Но со временем Римский патриархат отошел в католичество. Эти церкви являются приверженцами греко-византийской традиции наряду с Церковью Кипра, их особый статус закреплён постановлениями Вселенских соборов. К мировому православию относятся также Патриархии, состоящие с ними в евхаристическом контакте (т. е. признанные как православные);
- немногочисленные общины греко-православной традиции, не признанные мировым православием и являющиеся с его точки зрения неканоническими. Они распространены на Украине (прежде всего, УПЦ КП и УАПЦ) и в Республике Македония (Македонская православная церковь). Практически все эти общины немногочисленны, они имеют свою религиозную структуру и администрацию. Церковное мировоззрение и иерархическая структура этих приходов изменяется от ультраконсервативных и консервативных до умеренных, либеральных и даже ультралиберальных («обновленческих»). В России большая часть приходов альтернативного православия проводят свои службы в частных помещениях и не имеют церковных зданий.
После Великого Христианского раскола в 1054 г первенство в православии перешло от Римского патриархата к следующему в диптихе, т. е. в списке православия, Константинопольскому патриархату, который стал официально именоваться Вселенским. Константинопольский патриархат в настоящее время возглавляет Варфоломей (Архондо-нис), 232-й Патриарх Константинопольский.
Он родился в Турции на о-ве Имврос 10 марта 1940 г В епископы Варфоломей рукоположен 26 декабря 1973 г Он получил титул митрополита Филадельфийского и 18 лет управлял Патриаршим кабинетом. 22 октября 1991 г Варфоломей избран Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви с титулом «Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх». А чин интронизации (введение в должность) произошел 2 ноября 1991 г
Исходя из первенства в списке Православной Церкви Византийской традиции, Патриарх Константинополя наделен привилегиями по отношению ко всем православным
церквям. А именно: «он имеет право созывать и быть председателем на общеправославных мероприятиях, Предстоятель может обращаться к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными церквами. Вселенский патриарх может напрямую участвовать в разрешении кризисных ситуаций в высшем управлении других автокефальных Церквей» [14]. Подтверждением этих привилегий является решение об отстранении управления кафедрой Кипрского архиепископа Хризостома I, принятое собором в г Шамбези в 2006 г. под руководством Патриарха Варфоломея [12].
Кроме того, под руководством Патриарха Варфоломея 6 мая 2005 г. на Всеправо-славном соборе в Стамбуле решением Синода Иерусалимской церкви был отстранен от должности Патриарх Ириней I [3].
Под руководством Патриарха Варфоломея на Всеправославном соборе в 1998 г. в г София прекращено противостояние в Болгарской церкви, проходившее в форме раскола в 1990-х гг. [16].
В сентябре 2018 г Патриарх Варфоломей выступил на заседании Архиерейского собора. Он обвинил Русскую Православную Церковь в «неканоническом вмешательстве» в жизнь Киевской митрополии начиная с XIV в. Кроме того, обвинил Московский Патриархат в том, что Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Варфоломей сказал: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы «патриарха» Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела» [11].
Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию .для выполнения этой высшей и исключительной обязанности. Если Вселенский патриархат откажется от своей ответственности и уйдёт с межпра-
вославной сцены, то поместные Церкви будут действовать «как овцы без пастыря» (Мф. 9, 36)» [10].
Эти заявления сделаны после дарования автокефалии Украине Вселенским патриархатом в апреле 2018 г
Сербского издание «Видовдан», комментируя сложившуюся ситуацию, заявило: «Константинополь хочет вернуть себе доминантное положение в православии, пусть даже ценой раскола. ...Константинопольский патриархат решил предоставить автокефалию Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая не признана ни одной православной церковью, а значит, даже не является частью православия. Данное решение, цель которого - отделить украинское православие от Москвы, стало новостью только для тех, кто не следит за геополитическими событиями и религиозными событиями в регионе» [4].
В центре противостояния между Московским патриархатом и Константинопольским патриархатом - вопрос о будущем Украинской Православной Церкви.
Против автокефалии Украинской Православной церкви резко выступила Русская Православная Церковь, которая считает Украину своей каноничной территорией, а УПЦ МП - единственной церковью, которая может легитимно функционировать в Украине [17]. Константинопольский патриарх, притязающий на лидерство в Восточной Православной церкви, считает, что может дарить церковную независимость своим единовластным решением. Но Московский патриархат убеждает, что лидерство Константинопольского патриарха является данью традиции, а постановления об автокефалии нужно принимать сообща на церковном Сборе при участии всех существующих Православных церквей.
Православными в настоящее время себя считает большинство населения Украины (около 70 %), проживающее в центральных, восточных и южных регионах страны.
Таким образом, на территории Украины функционируют три православные церкви. Только одна из них - Украинская Православная Церковь Московского патриархата, входящая в структуру РПЦ - признается мировыми православными церквями. Ее возглавляет митрополит Онуфрий. УПЦ МП не поддерживает движение за автокефалию. С
1990 г УПЦ МП - самоуправляемая церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что только она имеет право просить автокефальный статус. На территории Украины расположено около трети церковных владений РПЦ. На начало 2017 г. УПЦ МП имела в своем распоряжении в стране 11 392 культовых сооружений, а также 12 328 общин. Всего у РПЦ вместе с приходами за рубежом 36 878 храмов. В ведении УПЦ МП состоят три лавры: Киево-Печерская, Почаевско-Успенская и Святогорская Успенская.
Президент Украины П. А. Порошенко заявил, что его прошение об автокефалии подписали Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) основана в 1992 г выходцами из УПЦ. Ее руководитель митрополит Филарет в 2008 г. предан РПЦ анафеме, т. е. церковному проклятию и был отлучен от церкви [18].
Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и автокефальная церковь (УАПЦ) мировыми православными не признаются, а в Московский патриархат называет их раскольниками. В собственности Православной церкви Киевского патриархата находится 3784 храмов и 5114 общин. Украинская автокефальная православная церковь является третьей по численности общин и храмов на Украине (1195 общин и 868 храмов).
Кроме того, с 1990 г законно действует Украинская грекокатолическая церковь, корни которой уходят в Русскую униатскую церковь, созданную в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596).
В апреле 2019 г. непризнанные церкви отправили Константинопольскому патриарху прошения о предоставлении им автокефалии. Эти прошения поддержали Президент и Верховная рада Украины [19].
П. А. Порошенко с начала своего срока на посту президента заявлял о намерении добиться независимости Украинской церкви от Русской Православной Церкви. «Автокефалия - это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» в Украине», - заявил Порошенко в июне 2018 г. Его поддержали бывшие прези-
денты Украины Л. Кравчук, Л. Кучма, В. Ющен-ко. Для П. А. Порошенко решение церковного спора являлось одним из немногих способов повысить свой рейтинг в президентских выборах 31 марта 2019 г, как считает А. Макар-кин из Центра политических технологий [15]. Власти Украины пытаются переключить внимание украинского народа с кризисного состояния в экономике страны на активизацию борьбы со «страной агрессором», т. е. с Россией. Одним из основных направлений борьбы для Порошенко является религиозное направление. П. А. Порошенко перед выборами попытался создать из раскольников ПУПАЦ, т. е. Поместную украинскую православную автокефальную церковь при поддержке Константинопольского патриархата.
Но ни одна из Поместных православных церквей не поддержала идею украинской автокефалии, которую предложил Константинопольский патриарх по просьбе Президента Украины. Об этом заявили в отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
Автокефалию украинские раскольники еще не получили, но в Киев в октябре 2018 г уже приехали экзархи (титул главы отдельного церковного округа) Константинополя. Оба они являются этническими украинцами, один из которых архиепископ Памфильский Даниил, гражданин США, сторонник украинских националистов, и Илларион (Роман Рудник), гражданин Канады, которого в 2005 г. турецкие власти задерживали по подозрению в подделке документов.
На наш взгляд, выбор эмиссаров становится понятен, если сопоставить огромные амбиции Патриарха Константинопольского Варфоломея с небольшими размерам самого Константинопольского патриархата, который насчитывает около четырех миллионов прихожан. Большая часть из этих прихожан находится далеко за пределами Турции, а на территории самой Турции проживают 2.3 тыс. православных верующих. Города Константинополь, который в древности был столицей Великой Римской империи, Византийской империи, Османской империи, города, в котором в 1054 г произошло разделение христианской церкви и Константинополь стал центром православия, этого города уже нет, и от былого величия не осталось и следа. В 1930 г Константинополь переименован в Стамбул, поэтому Варфоломея I иногда с иронией называют епископом стамбульского
квартала Фенер. В этом квартале находится его резиденция.
«Варфоломей мечтает стать единоличным главой всего Вселенского православия по аналогии с Римско-католической церковью. Варфоломей сформулировал следующую идею. Он сказал, что Константинополь обладает некой мистической исключительностью по сравнению с другими православными церквями. Варфоломей говорит, что он держатель эталонного "этоса православия". Это сразу подразумевает, что все другие церкви несовершенны и должны подчиняться Фенеру. Этот пример религиозного расизма», - уверен первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ А. Щипков [8].
Как отмечает автор, Православный патриарх Варфоломей имеет хорошее католическое образование. Он закончил Папский восточный институт в Риме, которым с 1922 г руководит орден иезуитов. Возможно, что именно там, с помощью ватиканских спецслужб, будущий патриарх Константинопольский стал сторонником идей папства. Варфоломей является одним из главных идеологов сближения православной и католической церквей.
«Существует очень тесный союз между спецслужбами Ватикана и США. В этом плане, что папа, что американское руководство едины в осуществлении своего проекта глобального управления, в котором Ватикану уделяется очень важная роль, потому что неоднократно папа заявлял о необходимости духовного центра глобального. И эта идея прозвучала, когда они заявили о необходимости создания Организации Объединенных религий, во главе которой должен стоять папа», - прокомментировала доцент МГИМО, кандидат исторических наук О. Четверикова [8].
По нашему мнению, земная власть для Римских пап всегда была выше, чем духовная. Их жажда власти привела к Великому церковному расколу 1054 г, когда католическая церковь отделилась от православной. В современном мире единственной преградой к мировому господству для Рима является Русская Православная Церковь - самая могущественная и многочисленная православная церковь в мире. Москва превратилась в главного носителя православия. Это и явилось причиной раскола в Православной
церкви в 2018 г, а идея автокефалии украинской православной церкви, поддержанная Константинополем, по просьбе Президента Украины П. А. Порошенко и спецслужб США, стала предлогом.
На наш взгляд, современный раскол Православной церкви происходит под влиянием политической поддержки США, НАТО и стран Запада, которые пытаются создать «новое православие» с центром в Константинополе, как можно больше отдалив его от Москвы. По замыслу США, все православные страны нужно оттолкнуть от России.
Таким образом, создается благоприятная ситуация для расширения влияния Константинопольского патриархата. В Европе существует ряд непризнанных православных церквей (Македонская и Черногорская православные церкви), которые согласны в обмен на автокефалию признать юрисдикцию Константинополя над ними. Канонические православные церкви в странах-членах НАТО сначала заняли бы нейтральную позицию, но впоследствии признали бы автокефалию новых православных церквей, а также расширение полномочий Константинопольского патриарха, который превратился бы в надсмотрщика над православием в НАТО и Евросоюзе. Так Константинополь насильственными и политическими методами превратился бы в важный центр православия и искусственно увеличил бы число своих «подданных».
С другой стороны, НАТО и ЕС получат послушных православных верующих, контролируемых Константинопольским патриархом. Непокорные православные церкви и духовенство в автокефальных православных церквях будут усмиряться Константинопольским патриархом, который, расширив свои полномочия, получит право назначать политически корректных и угодных НАТО и Евросоюзу иерархов по всей Европе.
Таким образом, Константинополь во времена Османской империи не раз пытался при поддержке султана и его правительства подчинить своему влиянию православных жителей империи. Но тогда это не удалось. Теперь Константинополь пытается добиться этого с помощью стран НАТО [6].
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл 30 октября 2018 г. заявил: «Действия Константинопольского патриархата, который объявил о начале предоставления автокефалии неканонической церкви на Украине,
являются "заказом на разрушение" единства православия» [13].
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в комментарии греческому информационному агентству «Ромфеа» сказал: «Константинополь больше не является лидером мирового православия!» [7].
15 декабря 2018 г по решению Президента Украины П. А. Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея созван Объединительный собор в Киеве, в нем создана Православная Церковь Украины. В январе 2019 г. в Киев привезен томос об автокефалии новой церкви и подчинении ее напрямую Константинопольскому патриарху. Приходы и храмы Украинской Православной Церкви Московского патриархата подвергаются регулярным нападениям и захватам со стороны националистов и радикалов, которые силой принуждают их к переходу в новую Православную церковь Украины.
Список литературы _
По итогам второго тура выборов Президента Украины, прошедших 21 апреля 2019 г, главой государства избран В. А. Зеленский. Остается выразить надежду, что новый Президент Украины будет проводить политику, направленную на восстановление дружественных связей с Россией.
Заключение. Религиозное противостояние Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата явилось отражением геополитических трансформаций на мировой арене. Современный раскол Православной Церкви происходит с помощью политической поддержки США и стран Запада, которые пытаются создать «новое православие» с центром в Константинополе, как можно больше отдалив его от Москвы. Действия Константинопольского патриархата, предоставившего автокефалию неканонической церкви на Украине, явились «заказом на разрушение» единства мирового православия.
1. Акт о каноническом общении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения: 27.03.2019).
2. Аналитический вестник. Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт / отв. Г. А. Алексеевская. М.: Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2015. Вып. 15.
3. В Стамбуле принято решение созвать Всеправославный Собор по иерусалимскому вопросу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/. (дата обращения: 16.03.2019).
4. Видовдан (Сербия): Константинополь хочет вернуть себе доминантное положение в православии, пусть даже ценой раскола [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www inosmi.ru/ (дата обращения: 14.02.2019).
5. Глава VIII Устава РПЦ: самоуправляемые церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.mospat.ru/ (дата обращения: 12.03.2019).
6. Митрополит Волоколамский Иларион: Константинополь больше не является лидером мирового православия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mospat.ru/ (дата обращения: 22.01.2019).
7. Митрополит Иларион призвал поместные церкви сохранить единство православия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ria.ru/ (дата обращения: 06.04.2019).
8. Новый раскол: зачем Константинополю автокефалия УПЦ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvc.ru/ (дата обращения: 14.03.2019).
9. Определение освященного Архиерейского собора РПЦ (Москва, 24-29 июня 2008 года) «О внесении поправок в устав Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.web.archive.org/ (дата обращения: 02.04.2019).
10. Патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем православного мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. interfax-religion.ru (дата обращения: 06.03.2019).
11. Патриарх Варфоломей называет неканоничным «вмешательство» Москвы в церковные дела Украины и оставляет это право за собой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru (дата обращения: 03.02.2019).
12. Патриарх Варфоломей намерен вмешаться в разрешение сложной ситуации вокруг престола Поместной Православной Церкви Кипра [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie. ru/ (дата обращения: 02.03.2019).
13. Патриарх Кирилл заявил о «глобальном заказе» на уничтожение РПЦ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tvzvezda.ru/ (дата обращения: 30.01.2019).
14. Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 23.03.2019).
15. Полина Химшиашвили. Новый раскол: что будет означать автокефалия украинской церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 31.01.2019).
16. Раскол в Болгарской Православной Церкви и Всеправославный Собор в Софии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 20.03.2019).
17. Святослав Хоменко. На пороге раскола. РПЦ готова разорвать отношения с Константинополем [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com (дата обращения: 11.02.2019).
18. Russian Orthodox Church cuts ties with Constantinople. Religious schism driven by political friction after Ukraine church granted independence [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theguardian.com/ world/2018/oct/15/russian-orthodox-church-cuts-ties-with-constantinople (дата обращения: 05.04.2019).
19. Russia-Ukraine Tensions Set Up the Biggest Christian Schism Since 1054 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2018/10/07/world/europe/ukraine-russia-orthodox-church.html (дата обращения: 01.04.2019).
References _
1. Akt o kanonicheskom obshchenii (The act of canonical communication). Available at: http://www. patriarchia.ru/ (Date of access: 27.03.2019).
2. Analiticheskiy vestnik. Zakonodatelnoe regulirovanie protivodeystviya religioznomu ekstremizmu: rossiyskiy i zarubezhny opyt (Analytical Bulletin. Legislative regulation of countering religious extremism: Russian and foreign experience) / resp. G. A. Alekseevskaya. Moscow: Analytical Department of the State Duma Office, 2015, vol. 15.
3. VStambule prinyato reshenie sozvat Vsepravoslavny Sobor po ierusalimskomu voprosu (In Istanbul, it was decided to convene an Pan-Orthodox Council on the Jerusalem issue). Available at: http://www.patriarchia. ru/. (Date of access: 16.03.2019).
4. Vidovdan (Serbiya): Konstantinopol hochet vernut sebe dominantnoe polozhenie v pravoslavii, pust dazhe tsenoy raskola (Vidovdan (Serbia): Constantinople wants to regain its dominant position in Orthodoxy, even if at the cost of a split). Available at: https: // www inosmi.ru/ (Date of access: 14.02.2019).
5. Glava VIII Ustava RPC: samoupravlyaemye tserkvi (Chapter VIII of the ROC Charter: self-governing churches). Available at: https://www.mospat.ru/ (Date of access: 12.03.2019).
6. Mitropolit Volokolamskiy Ilarion: Konstantinopol bolshe ne yavlyaetsya liderom mirovogo Pravoslaviya (Metropolitan Ilarion of Volokolamsk: Constantinople is no longer the leader of world оrthodoxy). Available at: https://www.mospat.ru/ (Date of access: 22.01.2019).
7. Mitropolit Ilarion prizval pomestnye tserkvi sohranit edinstvo pravoslaviya (Metropolitan Ilarion urged local churches to preserve the unity of praise and worship). Available at: http://www.ria.ru/ (Date of access: 06.04.2019).
8. Novy raskol: zachem Konstantinopolyu avtokefaliya UPC (New schism: why does Constantinople autocephaly UOC). Available at: http://www.tvc.ru/ (Date of access: 14.03.2019).
9. Opredelenie osvyashchennogo Arhiereyskogo sobora RPC (Moskva, 24-29 iyunya 2008 goda) "O vnesenii popravok v ustav Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi" (The definition of the consecrated Council of Bishops of the Russian Orthodox Church (Moscow, June 24-29, 2008) "On Amending the Charter of the Russian Orthodox Church"). Available at: https://www.web.archive.org/ (Date of access: 02.04.2019).
10. Patriarh Varfolomeyzayavil, chto Konstantinopolskiypatriarhat imeet isklyuchitelnye prava na reshenie problem pravoslavnogo mira (Patriarch Bartholomew declared that the Patriarchate of Constantinople has exclusive rights to solve the problems of the Orthodox world). Available at: http://www.interfax-religion.ru (Date of access: 06.03.2019).
11. Patriarh Varfolomey nazyvaet nekanonichnym "vmeshatelstvo" Moskvy v tserkovnye dela Ukrainy i ostavlyaet eto pravo za soboy (Patriarch Bartholomew calls non-canonical "interference" of Moscow in the church affairs of Ukraine and reserves this right for himself. Available at: http://www.interfax-religion.ru (Date of access: 03.02.2019).
12. Patriarh Varfolomey nameren vmeshatsya vrazreshenie slozhnoy situatsii vokrug prestola Pomestnoy Pravoslavnoy TserkviKipra (Patriarch Bartholomew intends to intervene in resolving the difficult situation around the throne of the Local Orthodox Church of Cyprus). Available at: http://www.pravoslavie.ru/ (Date of access: 02.03.2019).
13. Patriarh Kirillzayavil o "globalnom zakaze" na unichtozhenie RPC (Patriarch Kirill announced a "global order" for the destruction of the ROC). Available at: https://www.tvzvezda.ru/ (Date of access: 30.01.2019).
14. Pozitsiya Moskovskogo Patriarhata po voprosu o pervenstve vo Vselenskoy Tserkvi (The position of the Moscow Patriarchate on the issue of primacy in the Universal Church). Available at: http://www.patriarchia. ru (Date of access: 23.03.2019).
15. Polina Himshiashvili. Novy raskol: chto budet oznachat avtokefaliya ukrainskoy tserkvi (Polina Khimshiashvili. The new schism: what the autocephaly of the Ukrainian church will mean). Available at: https:// www.rbc.ru (Date of access: 31.01.2019).
16. Raskol v Bolgarskoy Pravoslavnoy Tserkvi i Vsepravoslavny Sobor v Sofii (The schism in the Bulgarian Orthodox Church and the Pan-Orthodox Council in Sofia). Available at: http://www.patriarchia. ru (Date of access: 20.03.2019).
17. Svyatoslav Homenko. Na poroge raskola. RPC gotova razorvat otnosheniya s Konstantinopolem (Svyatoslav Khomenko. On the verge of a split. ROC is ready to break off relations with Constantinople). Available at: https://www.bbc.com (Date of access: 11.02.2019).
18. Russian Orthodox Church cuts ties with Constantinople. Religious schism driven by political friction after Ukraine church granted inde-pendence (Russian Orthodox Church cuts ties with Constantinople. Religious schism driven by political friction after Ukraine church granted independence). Available at: https://www. theguardian.com/world/2018/oct/15/russian-orthodox-church-cuts-ties-with-constantinople (Date of access: 05.04.2019).
19. Russia-Ukraine Tensions Set Up the Biggest Christian Schism Since 1054 (Russia-Ukraine Tensions Set Up the Biggest Christian Schism Since 1054). Available at: https://www.nytimes.com/2018/10/07/world/ europe/ukraine-russia-orthodox-church.html (Date of access: 01.04.2019).
Коротко об авторе_ Briefly about the author
Вольтер Ольга Владимировна, д-р полит. наук, канд. филос. наук, член Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент РАЕН, г. Армавир, Россия. Область научных интересов: политические и национальные идеологии, политическая роль религиозных организаций, национальня политика и национальные отношения, региональная геополитика, проблемы национальной безопасности, политические процессы [email protected]
Olga Volter, doctor of the political sciences, candidate of the philosophical sciences, member of the Russian Assotiation of Political Science, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Armavir, Russia. Sphere of scientific interests: political and national ideologies, political role of religious organizations, national politics and national relations, regional geopolitics, problems of national security, political processes
Образец цитирования_
Вольтер О. В. Религиозное противостояние Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата как отражение геополитических трансформаций на мировой арене // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 5. С. 56-65. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-56-65.
Voltaire O. Religious confrontation of Russian Orthodox Church and Constantinople Patriarchy as a reflection of geopolitical transformation at the world arena // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 5, pp. 56-65. DOI: 10.21209/22279245-2019-25-5-56-65.
Статья поступила в редакцию: 04.04.2019 г. Статья принята к публикации: 20.05.2019 г.