Научная статья на тему 'Украинская автокефалия: путь к независимости или политический проект?'

Украинская автокефалия: путь к независимости или политический проект? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
672
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / Украина / автокефалия / церковь / политика / orthodoxy / Ukraine / auto- cephaly / church / politics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомин Александр Александрович

В данной статье анализируются Томосы об автокефалии, предоставленные Украине в 1990-м и 2018-м гг., на предмет предоставляемой независимости. Кроме того, проанализирован сложившийся расклад по количеству приходов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и Православной Церкви Украины (ПЦУ). Также, сделан прогноз, относительно дальнейшего развития религиозного раскола в Украине. Основные методы, использованные при подготовке исследования: историко-аналитический, системный, социологический и прогностический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIAN AUTOCEPHALIA: A WAY TO INDEPENDENCE OR A POLITICAL PROJECT?

This article analyzes Tomos about autocephaly, provided to Ukraine in 1990 and 2018, in terms of provided independence. In addition, the current alignment is analyzed by the number of parishes of the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate (UOC-MP) and the Orthodox Church of Ukraine (PTC). In addition, a forecast was given regarding the further development of religious schism in Ukraine. The key methods used during the work on the study: historical, analytical, systemic, sociological and prognostic.

Текст научной работы на тему «Украинская автокефалия: путь к независимости или политический проект?»

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛИЯ: ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ?

А.А. Фомин, Н.П. Пархитько

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. В данной статье анализируются Томосы об автокефалии, предоставленные Украине в 1990-м и 2018-м гг., на предмет предоставляемой независимости. Кроме того, проанализирован сложившийся расклад по количеству приходов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и Православной Церкви Украины (ПЦУ). Также, сделан прогноз, относительно дальнейшего развития религиозного раскола в Украине. Основные методы, использованные при подготовке исследования: историко-аналитический, системный, социологический и прогностический.

Ключевые слова: православие, Украина, автокефалия, церковь, политика.

UKRAINIAN AUTOCEPHALIA: A WAY TO INDEPENDENCE OR A POLITICAL PROJECT?

A.A. Fomin, N.P. Parkhitko

RUDN University, Moscow

Abstract. This article analyzes Tomos about autocephaly, provided to Ukraine in 1990 and 2018, in terms of provided independence. In addition, the current alignment is analyzed by the number of parishes of the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate (UOC-MP) and the Orthodox Church of Ukraine (PTC). In addition, a forecast was given regarding the further development of religious schism in Ukraine. The key methods used during the work on the study: historical, analytical, systemic, sociological and prognostic.

Keywords: orthodoxy, Ukraine, auto-cephaly, church, politics.

6 января 2018 года Константинопольский патриарх Варфоломей вручил главе новосозданной Православной церкви Украины (далее - ПЦУ) Епифанию Томос об автокефалии. По своей сути Томос —

это указ, предоставляющий фактическую независимость (автокефалию) церкви того или иного государства по ряду вопросов: от кадровых до финансовых.

Предоставление автокефалии вызвало негативную реакцию как внутри Украины, так и за её пределами. К примеру, в ответ на решение Константинополя синод Русской православной церкви (РПЦ) официально заявил о невозможности продолжения отношений с последними, что подразумевает: отказ от совместных богослужений, невозможность посещения прихожанами и совершение различных таинств, которые будут совершаться в храмах под юрисдикцией Константинополя и.т.п.

В частности, представители поместных православных церквей вообще заявили, о новом мировом расколе православия по образцу XI1.

Таким образом, в предлагаемом материале мы постараемся проанализировать и ответить на следующие вопросы:

- кто обладает большей независимостью: ПЦУ или Украинская православная церковь Московского патриархата (далее УПЦ МП);

- каким образом была создана ПЦУ и как её создание повлияло на общий расклад православной жизни в Украине;

- прогноз дальнейшего развитие ситуации вокруг религии на Украине.

Изначально напомним, что 27 октября 1990 г. Патриарх московский и всея Руси Алексий даровал Украинской православной церкви (УПЦ) Томос об автокефалии. В документе, в частности зафиксировано: "<... > благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года Епископатом Украинской Православной Церкви - Ее Предстоятелем <...>" [3]. Таким образом, УПЦ МП в составе Московского патриархата получила практически

1 «Это может стать началом изоляции и Реформации». URL: https://www.znak.com/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_poch emu_i_chto_budet_dalshe (Дата обращения 14.01.2019)

полную независимость от РПЦ за исключением:

- невозможность самостоятельно менять догматы и каноны;

- патриарх РПЦ благословляет выбор предстоятеля УПЦ МП (избирается Собором епископов УПЦ и подконтролен ему).

В то же время, Томос, дарованный ПЦУ 6 января 2018 г. (далее - Томос-2.) фактически сузил права тех, кто, вошёл её состав:

- кроме невозможности самостоятельно менять догматы и каноны - нельзя самостоятельно принимать решения по церковным вопросам, а именно кадровые, финансовые и прочие;

- отсутствует Собор епископов, который избирает главу ПЦУ и может судить предстоятеля, а также принимать решения о его отставке, в случае подачи им соответствующей просьбы. Таким образом, глава ПЦУ избирается за пределами Украины, и принимать решение о его пребывании на посту может только Фанар (Константинопольский патриархат);

- расширенная ставропигия (подчинение церквей, монастырей, лавр непосредственно патриарху или синоду, а не местной епархиальной власти). У РПЦ всего одна ставропигия - Свято-Троицкий монастырь в Ровенской области. Сегодня у Варфоломея в Украине тоже всего одна ставропигия - Андреевская церковь в Киеве. Однако украинская власть готовится передать Константинополю, по разным оценкам до 38 монастырей.

- юрисдикция ПЦУ ограничивается только территорией Украины, а уже существующие приходы за границей переходят к Константинополю. Такого запрета для УПЦ не существует1.

Из вышесказанного можем сделать вывод, что Томос-2 снижает независимость украинских православных церквей, делая их всецело зависимыми от воли Константинопольского патриархата. Кроме того, остаётся открытым вопрос не только правомочности Константинополя на предоставление автокефалии Украине, но и кому

1 Стало известно содержание ряда пунктов томоса

об автокефалии «новой церкви». URL: https://ria.ru/20190105/1549050528.html

данный документ вообще был предоставлен.

Дело в том, что ПЦУ, которой был предоставлен Томос-2 была учреждена 15 декабря 2018 г. в ходе Объединительного собора, в котором приняли участие священнослужители бывших неканонических Украинской православной церкви Киевского патриархата (далее - УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (далее - УАПЦ), а также двое бывших иерархов УПЦ МП. На этом соборе неканонических архиереев и был избран глава ПЦУ Епифаний с титулом «митрополит Киевский и всея Украины».

Напомним, что УПЦ КП и УАПЦ до своего фактического самороспуска 15 декабря 2018 г. были раскольническими течениями РПЦ непризнанными ни одной из 15 православных поместных церквей. Так, УПЦ КП была создана в 1992 г. митрополитом Филаретом, за что он позже был лишён сана и получил запрет на свя-щеннослужение. А УАПЦ была создана епископом Иоанном Боднарчуком в 1989 г., который также был лишён своего сана2.

Тем не менее, вышеуказанные церковные организации осуществляли свою религиозную деятельность на территории Украины. Формальной причиной невмешательства государства в церковную неразбериху являлась ст. 35 Конституции, которая гласит, что церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Никакая религия не может быть признана государством.

Неформальной причиной, по мнению автора, является реальная политика государства на сужение влияния России, что на официальном уровне впервые прозвучало из уст 4-го президента Украины Петра По-рошенко 15 декабря 2018 г. после Объединительного собора: «Это церковь без Путина. Это церковь без Кирилла. Это церковь без молитвы за российскую власть и российское войско, которые убивают

2 К вопросу о признании/непризнании таинств

УАПЦ и УПЦ КП. URL:

http://www.pravoslavie.ru/45239.html (Дата обращения 14.01.2019)

украинцев. Но это церковь с Богом и Украиной!»1.

Примечательно, что Госдепартамент США приветствовал обретение автокефалии Православной церковью Украины, а более ранние доклады свидетельствовали о том, что православие осталось единой нитью, которое связывает Украину и Рос-

сию2.

Таким образом, по состоянию на январь 2019 г. количество приходов УПЦ составляет свыше 12 тыс., что по численности превышает количество приходов ПЦУ (УПЦ КП + УАПЦ), кроме Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Количество приходов ПЦУ составляет около 7 тыс. и увеличивается за счёт административного ресурса и физического давления3. В частности, Верховная рада Украины может на ближайшей пленарной сессии в январе текущего года, по словам спикера Андрей Парубия, должна определить юридическую процедуру перехода приходов канонической УПЦ МП в новую украинскую церковную структуру - ПЦУ.

Юристы УПЦ опасаются: новые правила будут прописаны таким образом, что переход приходов будет прописан таким образом, что не сами прихожане будут принимать решение, а местные власти либо «гастролирующие верующие». Не исключается и банальный физический захват, который происходил с 1992 по н.в., но уже с определенной законодательной базой4.

Исходя из вышесказанного можем

1 Петр Порошенко: «Это церковь без Путина. Это церковь без Кирилла. URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2334533-echo/ (Дата обращения 14.01.2019)

2 Госдеп поддержал предоставление автокефалии Украине. URL: https://lenta.ru/news/2018/09/25/gosdep/ (Дата обращения 14.01.2019)

3 Высокие «рейтинги» УПЦ-КП - заслуга СМИ и государственной пропаганды. URL: https://pravlife.org/ru/content/veruyushchih-upc-vtroe-bolshe-chem-v-upc-kp-i-uapc-vmeste-vzyatyh (Дата обращения 14.01.2019)

4 «Целесообразно отклонить»: экспертная оценка

законопроекта № 5309. URL: http://spzh.news/ru/zashhita-very/58520-celesoobrazno-otklonity-ekspertnaja-ocenka-zakonoprojekta--5309 (Дата обращения 14.01.2019)

констатировать, что церковный раскол на Украине вышел на новую фазу и стал предметом политических спекуляций. Ныне действующий президент Порошенко сделал церковный вопрос краеугольным в своей предвыборной кампании, которая базируется на трех базисах: армия (сильная украинская армия), мова (развитие украинского языка) и вера (предоставление автокефалии). Поэтому, вплоть до 31 марта 2019 г. (первый тур президентских выборов) украинские СМИ будут спекулировать на церковном вопросе, сообщая о количестве приходов перешедших в ПЦУ и приписывая это как достижение действующего президента. Такой подход может компенсировать отсутствие достижений украинское власти в экономической и социальных сферах.

Нынешняя тенденция переходов в ПЦУ свидетельствует о том, что раскол Юго-восток и остальная Украина сохранился. По состоянию на 4 января 2019 г. в состав ПЦУ: вошло 40 приходов в Винницкой области (электоральная и экономическая вотчина Порошенко), 4 во Львовской и Хмельницкой областях и лишь 1 прихода в Днепропетровской области на весь Юго-восток5.

Кроме того, законодательное решение ВРУ № 5309 об отказе УПЦ в собственном названии и переименовании её в Русскую православную церковь - может не только усугубить раскол украинского общества по линии украинцы/русские, но и даёт теоретически формальный повод Российской Федерации на более жёсткие ответы, в случае атак уже на РПЦ, а не УПЦ МП.

В любом случае, исход президентских или парламентских выборов, намеченных на 2019-й год, никак не повлияет на разрешение религиозной напряженности. Приход радикальных элементов может привести к очередному конфликту, последствия которого пока сложно прогнозировать; приход умеренных политических

5 Фальшивый томос и общий экзамен на верность Православию (заметки православного киевлянина). URL: https://odnarodyna.org/content/falshivyy-tomos-i-obshchiy-ekzamen-na-vernost-pravoslaviyu (Дата обращения 14.01.2019)

сил, в свою очередь, лишь отсрочит окончательную поляризацию украинцы/русские в рамках украинского государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Курылев К.П. a Внешняя политика Украины в контексте формирования региональной системы безопасности в Европе. М. Издо-во РУДН, 2014. С. 114.

2. Курылев К.П., Станис Д.В. d Этнокон-фессиональная ситуация на Украине как фактор внутриполитической нестабильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 114-117.

3. Маслов И.М., Серебрич А.А., Иванов Е.О., Рогатин В.Н. Итоги Всеправо-славного собора в контексте международной безопасности России // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 2 (41). С. 152-170.

4. Оленчак Я.Л. Автокефальные тенденции в Украинской церкви: историко-политическая проекция // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2015. № 3. С. 64-70.

5. Филянова В.Н. Его Святейшество Варфоломей - Константинопольский патриарх и проамериканский политик // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 1 (16). С. 189-200.

Сведения об авторе: Фомин Александр Александрович, магистр второго года обучения магистратуры кафедры Теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Шеф-редактор отдела в МИА Россия. Сегодня (e-mail: akstu-dent_rudn@rambler.ru); Пархитько Николай Петрович - к.и.н., доцент кафедры Теории и истории журналистики, РУДН (e-mail: S charnchorst@mail. ru).

REFERENCES

1. Kurylev K.P. a Vneshnyaya politika Ukrainy v kontekste formirovaniya re-gional'noj sistemy bezopasnosti v Evrope. M. Izdo-vo RUDN, 2014. S. 114.

2. Kurylev K.P., Stanis D.V. d EHtno-konfessional'naya situaciya na Ukra-ine kak faktor vnutripoliticheskoj nestabil'nosti // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Vo-prosy teorii i praktiki. 2014. № 5-3 (43). S. 114-117.

3. Maslov I.M., Serebrich A.A., Ivanov E.O., Rogatin V.N. Itogi Vsepravoslavnogo sobora v kontekste mezhdunarodnoj be-zopasnosti Rossii // Problemy nacional'noj strategii. 2017. № 2 (41). S. 152-170.

4. Olenchak YA.L. Avtokefal'nye tendencii v Ukrainskoj cerkvi: istoriko-politicheskaya proekciya // Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2015. № 3. S. 64-70.

5. Filyanova V.N. Ego Svyatejshestvo Var-folomej - Konstantinopol'skij patriarh i proamerikanskij politik // Problemy nacional'noj strategii. 2013. № 1 (16). S. 189-200.

About the author: Fomin Aleksandr A. - Master of the second year, Theory and History of Journalism Department, RUDN University (e-mail: akstu-

dent_rudn@rambler.ru); Parkhitko Nikolay P. - Assistant Professor, Theory and History of Journalism Department, RUDN University (email: Scharn-chorst@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.