■ ■ ■ «Крестный путь» Русского православия на Украине в условиях современной дискриминационной дерусификации и антироссийской пропаганды
Кравцов Д.Н.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье исследованы государственно-конфессиональные отношения на Украине в период с конца 1980-х гг. по настоящее время. Осуществлён богословско-религиоведческий анализ современных религиозных процессов на Украине, связанных с политикой сегрегации Русской Православной Церкви в целях дерусификации местного населения и раскола единого духовного пространства России и Украины.
Православие рассматривается как культуро- и государствообразующая религия исторической Руси. Без него невозможно представить цивилизационное и национально-ментальное единство триединого русского народа - россиян, украинцев и белорусов. Ввиду данного русское православие как самобытное ответвление вселенского православия, имеющее тысячелетнюю историю своего «крестного пути» и величайшее мировое духовное наследие, является значительным консолидирующим фактором в деле сохранения единства и соборности триединого русского народа. В связи с этим одной из первоочерёдных задач Запада по организации и ведению антироссийской политики и пропаганды на постсоветском пространстве является дестабилизация обстановки внутри русского православия, его институциональная дезорганизация и социальная дискредитация с применением политических технологий.
В связи с приходом к власти прозападного политического режима на Украине реализация политики ограничения российского влияния трансформировалась в полноценный религиоцид верующих, исповедующих русское православие и являющихся прихожанами Русской Православной Церкви. Данные дискриминационные процессы, сопряжённые с необоснованным вмешательством государства во внутрицерковные проблемы, грубо нарушают право человека на свободу вероисповедания и требуют осуждения со стороны прогрессивного демократического международного сообщества.
Ключевые слова: Русское православие, Украина, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь, дерусификация, сегрегация, религиоцид, украинизация
Для цитирования: Кравцов Д.Н. «Крестный путь» Русского православия на Украине в условиях современной дискриминационной дерусификации и антироссийской пропаганды. Коммуникология. Том 5. №5. С. 163-176 DOI 10.21453/2311-3065-2017-55-163-176
Сведения об авторе: Кравцов Дмитрий Николаевич, аспирант Института государственной службы и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 22.09.2017. Принята к печати: 04.10.2017.
В настоящее время со стороны украинских властей, СМИ и общественных организаций наблюдается комплексная кампания по дерусификации населения Украины, формированию деструктивно-агрессивного антироссийского общественного мнения и политической идеологемы России как «государства-агрессора». Антироссийская внутренняя и внешняя политика становится приоритетной в стратегической долговременной перспективе развития Украины и ведётся в интересах геополитических оппонентов России - США и их союзников, которые привели к власти ныне правящий на Украине политический истеблишмент.
Сложные социально-политические процессы внутри украинского социума западные политтехнологи используют для эскалации антагонистической борьбы «западного» (проамериканского) и «восточного» (пророссийского) духовно-идеологических векторов. Конфликт приверженцев этих векторов привел к гражданской войне на Украине, в которой пророссийским жителям Донбасса с оружием в руках пришлось отстаивать свои «русскость» и «православность» в борьбе с националистическими группировками украинских радикалов, «пришедших с мечом» в Восточную Украину «коленным железом выжигать» пророссийский менталитет местных жителей и их русско-православную религиозность.
Религиозный фактор с первых дней гражданской войны на Донбассе был одним из доминирующих, ведь детерминировали этот конфликт не столько факторы социально-политического и экономического характера, сколько духовно-религиозное и идеологическое противоборство русских жителей Донбасса, исповедующих русское православие и отстаивающих позиции пророссийской интеграции, и украинских националистов, которые стремятся навязать украинским гражданам чуждые им квазихристианские ценности, вести политику религиоци-да и антироссийской сегрегации русского православия на Украине.
Политическую борьбу с русским православием предзнаменовал ещё в начале 1990-х гг. З. Бжезинский, которому приписывают слова: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие» [Платонов: 758]. Неизвестно, говорил ли в действительности эти слова З.Бжезинский, но это и не так важно. Важен сам факт идентификации русского православия как врага западного мира, олицетворяющего русский фундаментализм и традиционализм, которые контрастируют с западными ценностями общества потребления и его либерально-демократической идеологией.
Русская Православная Церковь (далее - РПЦ), выступая как институциональная религиозная структура и ценностно-генерирующая социальная институция, сохраняет за собой статус не- и надгосударственного медиатора межгосударственного и межнационального мира в государствах исторической Руси. Разрушение единства РПЦ, её раскол и втягивания в религиозно-политическую борьбу - это направление деструктивной антироссийской деятельности, которое активно развивает правительство США в странах постсоветского пространства и, прежде всего, - на Украине.
Данная деятельность создаёт угрозу ментальному единству братских народов России и Украины, а также разрушает единое духовное православное про-
странство исторической Руси, дестабилизирует обстановку в зоне стратегических приоритетов России. Необходимость противодействия такой деятельности актуализирует системный богословско-религиоведческий анализ религиозных процессов на Украине, в особенности - в наибольшей по численности и значимости религии Украины - православии, разработка которого и является целью данной статьи.
Русское православие на Украине как объект богословских и религиоведческих исследований
Исследованием вопросов развития православия на Украине занимались многие российские, украинские и зарубежные учёные. Особый интерес представляют современные исследования проблемы раскола украинского православия в свете изменения геополитической ориентации населения Украины.
Исследователи РПЦ активно изучают современную религиозную жизнь Украины, обоснованно рассматривая её как каноническую территорию Московской патриархии. В научных трудах Я. Оленчак, Д. Поспеловского, В. Семёнова, К. Фо-тиева, В. Ципина, Р. Яремы критично исследуются процессы украинизации русского православия на Украине, постулируется вывод о политической природе этих процессов и их направленности на раскол единого духовного пространства России и Украины [Оленчак; Поспеловский; Семёнов; Фотиев; Цыпин; Ярема].
Большинство украинских исследователей с начала 90-х гг. рассматривают развитие православия на Украине политически ангажировано и интерпретируют его исторические вехи в антироссийской призме. Так, С. Башинский, О. Ковалёва, Н. Палинчак апеллируют к тезисам о порабощении украинского православия Московской Патриархией и обосновывают провозглашение отделения украинского православия от русского, а также украинизацию пророссийских религиозных организаций Украины [Башинский; Ковалёва; Палинчак].
Социологи религии А. Головко, О. Молодов, М. Паращевин связывают конфессиональную дифференциацию населения Украины с геополитической ориентацией граждан, которая определяется борьбой прозападного и пророссий-ского политических курсов истеблишмента и социальных групп Украины [Головко; Молодов; Парашевин]. В свете данной борьбы необходимо интерпретировать и раскол украинского православия, основной детерминантой которого является борьба украинизированных националистических религиозных групп с населением, исповедующим русское православие на Украине.
В настоящее время на Украине действуют три централизованные православные конфессии - каноническая (признанная всеми 15 православными церквями) Украинская православная церковь Московского Патриархата (далее - УПЦ МП), которая является самоуправляемым структурным подразделением РПЦ, и непризнанные (частично признанные) Украинская автокефальная православная церковь (далее - УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (далее - УПЦ КП) [Шабуров: 104]. Две последние ведут агрессивную
антироссийскую пропаганду, направленную против РПЦ (в т.ч. УПЦ МП) и Русского мира [Костюк: 137-151]. УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ не признают друг друга, высказывают взаимные претензии и не имеют канонического евхаристического общения. В своей политически-религиозной идеологии УПЦ МП имеет пророссийский вектор, УПЦ КП и УАПЦ - антироссийский «автокефалистский».
Раскол православия на Украине в конце XX - начале XXI вв.: историческая ретроспектива
Кратко охарактеризуем ретроспективу межправославных конфессиональных и государственно-православных отношений на Украине в период с 1989 г. по настоящее время.
Признаки ослабления напряжения в государственно-церковных и особенно государственно-православных отношениях появились лишь в начале 1980-х гг., когда партийно-государственный контроль над религиозной жизнью ослабился, а религиозные организации начали осуществлять свою деятельность в относительно независимом режиме.
С конца 1980-х гг. в среде православного духовенства на Украине появляется т.н. «автокефальное движение», которое, пользуясь церковным конфликтом Москвы и Константинополя и получая поддержку со стороны западных либеральных государств, выдвигает идею выхода украинских православных епархий из состава Московской Патриархии с последующим провозглашением их автокефалии - наделением полной церковной независимости.
Церковный конфликт Константинополя и Москвы, как справедливо отмечает А. Чибисова, уходит корнями в глубокую древность и обусловлен борьбой Константинополя за первенство в православном мире [Чибисова: 9-25]. Новая активная фаза конфликта относится к началу 1990-х гг., когда в связи с распадом СССР и ростом националистических антироссийских настроений на территории постсоветского пространства Константинопольский (Вселенский) патриархат начал поддерживать раскольнические религиозные группы в целях подрыва юрисдикционного единства РПЦ на Украине и в Прибалтике.
Итогом возрождения автокефального движения на Украине стал созванный в начале 1990 г. Всеукраинский собор в Киеве, который провозгласил независимость и воссоздание УАПЦ и принял решение об учреждении собственной патриархии без согласования с поместными православными церквями, что является грубейшим нарушением православного канонического права. Первым патриархом УАПЦ избирается митрополит Мстислав (Скрыпник), который до этого с 1971 г. возглавлял непризнанную «Украинскую православную церковь в США и Рассеянии» (с 1995 г. перешла в юрисдикцию Константинопольского патриархата) [Роберсон: 117-119]. Сам Константинопольский патриархат при этом хотя и не признал УАПЦ, однако оказывал ей всестороннюю поддержку церковно-дипломатического характера.
Московская патриархия, понимая тенденции обособления некоторых епархий на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, на Архиерейском соборе 30-31 ян-
варя 1990 г. принимает решение об административной реформе, предоставляет Украинскому и Белорусскому экзархатам самоуправление, а также право именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами. А уже 25-27 октября 1990 г. устанавливает особый статус УПЦ в Московской патриархии, предоставляя УПЦ «независимость и самостоятельность в её управлении». Предстоятелем самоуправляемой УПЦ МП стал митрополит Филарет (Денисенко). Под его председательством 22-23 ноября 1990 г. прошёл первый Собор УПЦ.
В связи с провозглашением 24 августа 1991 г. Акта о государственной независимости Украины митр. Филарет инициирует процесс полной автокефализа-ции УПЦ, для чего 1-3 ноября 1991 г. созывает Собор УПЦ, на котором в ходе политических манипуляций и спекуляций священством принимается Определение по вопросу полной самостоятельности УПЦ.
С 1 по 4 апреля 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ происходило обсуждение вопроса предоставления УПЦ автокефалии. Решение не было поддержано соборным разумом Церкви, а самому митр. Филарету было предложено покинуть пост Предстоятеля УПЦ. При поддержке президента Украины Л.М. Кравчука (1991-1994 гг) и представителей правительства США 7 апреля 1992 г. митр. Филарет заявляет об отказе добровольно уйти с поста Предстоятеля УПЦ и выдвигает лозунг «в независимом государстве - независимую церковь», что было обусловлено антироссийской конъюнктурой, которая стала превалирующей в украинском истеблишменте.
Созванный в Харькове 27 мая 1992 г. Архиерейский собор УПЦ выразил недоверия митр. Филарету, принял решение о низложении его с поста Предсто-ятелеля УПЦ и зачислении за штат с запрещением в священнослужении в связи с нарушением клятвенного обещания. Митрополитом Киевским и всея Украины был провозглашён митр. Владимир (Сабодан). 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ извергнул митр. Филарета (Денисенко) из сана, а позже в 1997 г. предал анафеме.
Решения Харьковского собора УПЦ митр. Филарет не признал. Президент Л.М. Кравчук вынудил Президиум Верховной Рады Украины принять заявление, в котором Харьковский собор объявлялся незаконным, а также неканоническим, что являлось грубым вмешательством государства во внутрицерковные вопросы.
25-26 июня 1992 г. митр. Филарет провёл с несколькими епископами УАПЦ, депутатами Верховной рады и представителями президента Украины Объединительный собор двух церквей (УПЦ и УАПЦ). В результате объединения была создана Украинская православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), руководителем которой был провозглашён патриарх Мстислав (Скрипник), а заместителем - Филарет (Денисенко). Активную поддержку в процессе объединения церквей оказал Константинопольский патриархат, который уже 30 июня 1992 г. принял делегацию УПЦ КП, однако от официального признания УПЦ КП отказался.
В 1993 г. умер патриарх УПЦ КП Мстислав (Скрыпник). Ввиду конфликта между руководством патриархата из состава УПЦ КП вновь выделилась УАПЦ, которою возглавил патриарх Димитрий (Ярема). Патриархом УПЦ КП был провоз-
глашён Владимир (Романюк), а после его смерти в 1995 г. - Филарет (Денисенко), который до ныне управляет этой религиозной организацией [Стоцкий]. После смерти патр. Димитрия в 2000 г. должность главы УАПЦ занял митр. Мефо-дий (Кудряков), а с 2015 г. - митр. Макарий (Малетич).
В период с 1993 г. УПЦ КП и УАПЦ не имеют канонического общения, однако ведут межконфессиональные переговоры о повторном объединении, отрицательный результат которых обусловлен нежеланием намного большей по численности приходов УПЦ КП объединяться с немногочисленной УАПЦ на равных правах. От обеих религиозных организаций в указанный период откалывались немногочисленные религиозные группы, которые впоследствии регистрировались как самостоятельные религиозные организации.
В связи с приходом к власти Л.Д. Кучмы (1994-2005 гг.), который во внутренней и внешней политике стремился сдерживать баланс пророссийских и прозападных политических сил, тяготея к российскому вектору, динамика активности распространения религиозных групп УПЦ КП и УАПЦ снижается. Президент Кучма проводит умеренную украинизацию православия, выстраивает межправославный диалог, однако в политической борьбе делает ставку на более многочисленную каноническую УПЦ МП, что проявляется в активной государственной поддержке её проектов. Государственно-конфессиональные отношения с раскольническими УПЦ КП и УАПЦ в период правления президента Кучмы носят пассивный характер.
Новым этапом активного сотрудничества украинской власти с антироссийскими религиозными организациями становится правление президента В.А. Ющенко (2005-2010 гг.), который пришёл к власти в результате «Оранжевой революции». Одним из основных принципов внутренней политики президента Ющенко было объединение православных конфессий на Украине в единую поместную автокефальную православную церковь в противовес пророссийской РПЦ, что было необходимо для полной дерусификации православия на Украине и снижения числа православных, которые идеологически настроены про-российски. Для реализации планов по объединению православных конфессий Украины Ющенко неоднократно обращался к Константинопольскому патриарху с просьбами предоставить автокефалию украинской поместной православной церкви [Посредников: 113-118].
Однако ввиду внутриукраинского межправославного конфликта интересов выработать общую программу объединения православных конфессий на Украине не удалось. Предоставление автокефалии УПЦ МП было априори невозможно ввиду безальтернативной позиции Московской патриархии. Признавать каноничной и поместной УПЦ КП, которую возглавляет Филарет (Денисенко) отлучённый от Церкви и анафему которого оправдывают большинство православных церквей, Константинопольский патриарх также не хотел. Ресурсов же УАПЦ, которая является наименьшей по численности православной конфессией, Константинополю было явно недостаточно, чтобы использовать её как основную консолидирующую православную конфессию на Украине. Результатом пере-
говоров Константинопольского патриарха Варфоломея с патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 2009 г. была договорённость о том, что все процессы урегулированию «украинского вопроса» внутри православия будут осуществляться только с согласия обеих патриархатов и их совместными усилиями. Ввиду этого попытки УАПЦ в том же году войти в состав Константинопольского патриархата не увенчались успехом.
Период президентского правления В.Ф. Януковича (2010-2014 гг.) ознаменовал оттепель в государственно-конфессиональных отношениях украинских властей и УПЦ МП. В.Ф. Янукович как выходец из Восточной Украины, где позиции русского православия всегда были наиболее устойчивы, много лет поддерживал развитие православных общин Донбасса и воспринимался как сторонник Московского патриархата. Этот период характеризуется частыми визитами на Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, укреплением позиций русского православия и сокращением числа прихожан прозападных раскольнических православных церквей Украины. Тенденция усиления влияния Московского патриархата на социально-политические процессы на Украине не могла вызывать поддержку у прозападных радикалов в среде представителей украинской власти. Идентификация Московской патриархии как субъекта политического поля, консолидирующего население Украины вокруг идей Русского мира, всё чаще использовалась ориентированными на интеграцию с Западом политическими группами в пропагандистских целях дискредитации пророссийско-го политического курса.
Религиозный фактор гражданской войны на Украине 2014-2017 гг.
Государственный переворот февраля 2014 г. стал результатом, прежде всего, духовно-ментального противоречия граждан Украины, одна часть которых поддерживает пророссийский курс развития украинской политической системы, а другая - стремится разорвать отношения с Россией и стать частью западного либерального мира.
Одним из аспектов этого противоречия является непримиримый антагонизм канонического православия и раскольнических религиозных групп, которые появились в результате отпадения от «благодатного древа Соборной Церкви». Церковь как Богочеловеческий институт, относясь к раскольническим организациям как ко всякому «падшему», т.е. греховному, не может оставаться в стороне и бездействовать, когда раскольники занимаются агрессивным прозелитизмом и противопоставляют своих украинских адептов братскому российскому народу. Доведение до людей истины о греховности раскольнического украинского православия УПЦ КП и УАПЦ воспринимается пришедшей к власти на Украине вооружённой хунтой как экстремизм и пособничество «агрессору», которым украинский авторитарный режим провозгласил Россию.
Гражданская война на Донбассе, которую развязал украинский режим, кроме социально-политических и экономических детерминант, имеет и духовно-религиозные измерения. По сути, эта война является не только гражданской,
но и религиозной, в которой на стороне ополчения Донбасса воюют солдаты, защищающие чистоту и свободу русского православного вероисповедания, а противостоят им - приверженцы украинского раскольнического православия и греко-католицизма. Задачей первых является сохранения русской православной веры и Русского мира, вторых - разрушение духовного единства исторической Руси в угоду западной цивилизации, которая стремится ослабить Россию, отделив от неё Украину и её народ.
Религиоцид русского православия как средство дерусификации населения Украины
Сознавая, что УПЦ МП противостоит реализации политики дерусификации населения Украины, украинская хунта начала открытый процесс религиоцида русского православия на Украине. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях современного осложнения политических отношений между Россией и Украиной, гражданской войны на Донбассе УПЦ МП как религиозная организация, обладающая значительным влиянием на социальные общности, сохраняет за собой статус интегрированного в пространство Русского мира субъекта, консолидирующего вокруг себя значительную часть жителей Украины, способного через свою структурную связь с РПЦ и обширную миссионерскую деятельность на Украине сохранить «русский вектор» в среде своей паствы. Это, с одной стороны, создаёт благоприятные условия для сохранения культурно-ментального влияния России как центра Русского мира, а с другой - противостоит процессу вестернизации украинского народа, что вызывает негодование и противодействие киевской хунты.
Представляя Русский мир как «реально существующую историческую общность, основанную на опыте культурного способа бытия наций, национальностей, народов, в основе которой лежит православие» [Исаев, Пономарёв: 83], необходимо рассматривать православную церковь как стержневую институцию, способную, минуя политические ограничения российского влияния на Украине, эффективно бороться с антироссийской идеологизацией украинского общества посредством проповеднической деятельности, направленной в необходимо позитивное для национальных интересов России культурно-цивилизационное русло Русского мира, сохраняющего своё единство с Россией. В связи с изложенным, необходимо как по линии дипломатических государственных органов, так и международных неправительственных организаций активизировать действия по поливариантной помощи УПЦ МП в деле сохранения русскости украинского народа. В условиях новой холодной войны, развязанной Западом против России, в которой православие воспринимается западным миром как угроза, стратегическая цель, стоящая перед Русской церковью, - в пределах ныне существующих границ Русского мира сохранить русско-православную ориентацию населения. С каждым годом сегрегации верующих УПЦ МП на Украине достигать этой цели всё сложнее и сложнее.
Ослабление позиций УПЦ МП как результат процессов дерусификации Украины
В соответствии с официальными данными Департамента по вопросам религии и национальностей Министерства культуры Украины по состоянию на 1 января 2017 г. УПЦ МП пока является крупнейшей по численности приходов и священнослужителей православной конфессией Украины. Она объединяет 12653 религиозные общины, 208 монастырей, 19 духовных учебных заведений, 135 печатных, аудиовизуальных и электронных СМИ. Количество священнослужителей УПЦ МП -10289. В состав УПЦ КП входит 5264 прихода, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 48 различных СМИ. Количество служителей УПЦ КП - 3479. В структуру УАПЦ входит 1239 общин, 13 монастырей, 8 духовных учебных заведений, 12 СМИ, числятся 709 служителей. Таким образом, количество религиозных общин УПЦ МП в 2,5 и 10,3 раза, а служителей в 3,1 и 14,1 раз больше, чем в УПЦ КП и УАПЦ соответственно, что указывает на значительный потенциал учреждений и религиозных общин УПЦ МП в процессах сохранения русско-православной ориентации местного населения [21].
Однако общая динамика конфессионального развития православных религиозных организаций говорит о положительных результатах украинской политики рестрикции (ограничения) русского православия на Украине. Количество общин УПЦ МП хотя и увеличивается, но крайне незначительно. В основном за счёт увеличения количества зарегистрированных, но недействующих общин. В то время как всего за год количество общин УПЦ КП возросло почти на четыреста.
В процессе антироссийской деятельности представителей радикальных националистических украинских группировок в период 2014-2016 гг. было насильственно захвачено, по разным данным, от 40 до 150 общин УПЦ МП, которые либо перестали функционировать, либо перешли без перерегистрации под юрисдикцию УПЦ КП и УАПЦ.
Не только официальная статистика государственных органов, но и социологические исследования говорят о снижении поддержки русского православия на Украине, которое, по нашему мнению, детерминировано политикой дерусификации населения и мерами сегрегации верующих УПЦ МП, что влияет на количественный состав и религиозную идентичность православных на Украине.
По данным украинской компании 80018, группы «Рейтинг», Центра Разумко-ва и КМИС на февраль 2015 г. 73,7 % населения Украины считают себя православными (при доминанте православной конфессиональности во всех областях Украины) [22]. Социологический опрос 25 тысяч респондентов фиксирует ухудшение позиции УПЦ МП на Украине в срезе поддержки её населением: по консолидированным данным только 19,6 % православных (14,4 % населения Украины) относят себя к приверженцам УПЦ МП. УПЦ КП поддерживают 37,9% православных (27,9 % населения), УАПЦ - ок. 1,6 % (1,17 % населения). Больше всего православных считают себя внеконфессиональными (не относящими себя к любой из православных конфессий) - 39.1 % (28,8 населения).
При этом по данным Фонда «Демократические инициативы» в 2011 году УПЦ КП поддерживали 31,1% православных, УПЦ МП - 25,9% православных, УАПЦ -1,7%. Данные цифры указывают на существенное снижение числа прихожан УПЦ МП в период 2011-2015 гг. (на 24% по отношению к числу верующих в 2011 году), что вызвано политизацией религиозных процессов на Украине и кампанией по дискредитации УПЦ МП как пророссийской религиозной организации. При этом позиции УПЦ КП, яро поддерживающей националистический и прозападный курс Украины, существенно улучшаются - количество прихожан УПЦ КП за 4 года увеличилось на 21,8 %. Число прихожан УАПЦ увеличилось, но не значительно - на 6 %. Таким образом, существует угроза сокращения числа верующих УПЦ МП, которая в перспективе снизит общий уровень пророссийской и прорусско-православной ориентации жителей Украины. Социологические исследования 2017 г также подтверждают ухудшение уровня легитимации русского православия на Украине, однако отвергаются руководством УПЦ МП как политизированные и необъективные [23].
Выводы
Обобщая анализ ослабления позиций УПЦ МП в результате реализации политики дерусификации населения Украины, выделим ряд факторов, детерминирующих этот процесс:
1) эффективная пропагандистская деятельность украинских СМИ, осуществляющих дискредитацию УПЦ МП как «агента Кремля»;
2) изменение социальной идентификации украинцев как самостоятельной и изолированной от россиян и РФ нации;
3) всесторонняя экономическая и политическая поддержка украинскими властями непризнанных в православном мире УПЦ КП и УАПЦ, попытки политического вмешательства в дела этих конфессий с целью их централизации и объединения через преодоление взаимных претензий и консолидацию антироссийской миссионерской деятельности;
4) поддержка украинскими властями, общественными организациями и незаконными вооружёнными формированиями радикально-националистического толка (ДУК «Правый сектор», ВО «Свобода», УНА-УНСО и др.) курса на провозглашение автокефалии (независимости) украинского православия от РПЦ через объединение УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ и официальное провозглашение их антироссийского курса;
5) массовые захваты храмов УПЦ МП представителями непризнанных УПЦ КП и УАПЦ при поддержке антироссийских экстремистских формирований;
6) поддержка украинскими спецслужбами православного духовенства и активных мирян, деятельность которых направлена на дестабилизацию обстановки в УПЦ МП и увеличение фактически прозападно-украинского блока в руководстве и структуре УПЦ МП, ввиду религиозно-ориентационной раздробленности священства и мирян УПЦ МП на «традиционный» (проорусско-православный) и «реформаторско-автокефалисткий» блоки;
7) увеличение числа проукраинского духовенства в структуре УПЦ МП и уменьшение доли пророссийского через целенаправленные ограничения возможности ведения духовенством пророссийской проповеди (директивно, на епархиальном уровне) и ухудшение статусного положения прорусско-церковного духовенства;
8) прозелетистская деятельностью духовенства Константинопольского патриархата, пользующегося политической и экономической поддержкой западных государств и, вероятно, действующего в интересах государственных органов США и их союзников по НАТО, направленная на эскалацию религиозного конфликта между УПЦ МП и УПЦ КП, УАПЦ, а также поддержку антироссийского курса украинского православия и др.
С целью минимизации влияния вышеуказанных негативных факторов, стабилизации и оптимизации православно-религиозной ситуации, противодействия религиоциду русского православия на Украине, считаем необходимым, используя все доступные меры, предусмотренные нормами международного права, принудить киевскую хунту к соблюдению прав и свобод верующих УПЦ МП, обеспечению свободы их вероисповедования и права граждан Украины на сохранение своей русской национальной идентичности.
В настоящее время на Украине действует рестриктивный режим притеснения канонического русского православия, реализуется политика дерусификации населения и ведётся религиоцид. Агрессивная русофобская пропаганда деструктивно влияет на политическую самоидентификацию украинского народа как неотъемлемой части Русского мира. Активно проводится политика минимизации влияния УПЦ МП на общественно-политические институты и процессы внутри украинского социума, русское православие на Украине искусственно противопоставляется национальным интересам украинского народа, осуществляются попытки разрушить Церковь Христову, увести её чад в лоно раскола и «лжеавтокефалии». Данные процессы являются вызовом и угрозой безопасности Русского мира и требуют ассиметричного ответа. В таких условиях важно сформировать консолидированную позицию Русского мира и цивилизованного просвещенного мирового сообщества к тому, что происходит на Украине, создать стратегию помощи нашему страждущему братскому народу, которая бы позволила украинцам объединиться вокруг единственно каноничной православной церкви на Украине - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Подготовка и реализация мер противодействия сегрегации верующих, исповедующих русское православие, создаст условия поддержания русско-православной и пророссийской ориентации украинского народа, что важно для сохранения единого духовного пространства исторической Руси, правопреемником которой стал Русский мир в пределах ныне существующих его границ.
Источники
Башинский С.В. (2015). Православная Церковь в Украине на пути к автокефалии: исторический очерк. Международный электронный научный журнал «8Ш^а Нитап^айэ». №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pCf/bashynskiy.pCf.
Головко А. (2011). Религиозность в Украине: социокультурное измерение // Вестник Мариупольского государственного университета. Серия: философия, культурология, социология. С. 48-54.
Исаев В.Д., Пономарёв А.В. (2016). Социальная реальность и духовный смысл Русского мира. Антропос: Логос и Теос // Сборник научных трудов Луганского государственного университета имени Владимира Даля.
Ковалёва О.В. (2013). Духовная культура православных украинцев Волыни и Ровенщины: история и современность // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. С. 81-86.
Костюк К. (2015). «Русский мир»: богословский смысл и политические экспликации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. С. 137-151.
Молодов О. (2015). Межконфессиональная толерантность в социологическом измерении // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. С. 352-360.
Оленчак Я. (2015). Автокефальные тенденции в украинской церкви: историко-политическая проекция // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. М. С. 64-69.
Палинчак Н. (2013). Особенности и основные вехи истории украинского христианства в контексте государственно-церковных отношений. Научный диалог. С. 179-193.
Паращевин М. (2016). Конфессиональные особенности геополитических ориентаций населения Украины. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. С. 111-126.
Платонов О.А. (1997). «Терновый венец» России. История русского народа в XX веке. Т. 2. М.: «Родник».
Поспеловский Д. (1995). Русская Православная Церковь в ХХ веке. М. 511 с.
Посредников Д.В. (2009). Проблема единства Украинской православной церкви в контексте православной экклесиологии // Вестник Донецкого национального университета: сер. Б: Гуманитарные науки. Донецк: ДНУ. С. 113-118.
Роберсон Р. (1999). Восточные христианские Церкви: Церковно-исторический справочник. СПб. С. 117-119
Семёнов В. (2012). Возрастание роли русской православной церкви в общественно-политической жизни России на рубеже тысячелетий. С. 143-148.
Стоцкий Я.В. (1999). Религиозная ситуация в Украине: проблемы и тенденции развития (1988-1998). Тернополь: Астон.
Фотиев К. (1955). Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ веке. Мюнхен.
Цыпин В. (2005). Автокефалия. Православная Энциклопедия.
Чибисова А. (2014). «Украинский вопрос» в отношениях Константинополя и Москвы в начале XXI в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. Религиоведение. № 5. С. 9-25
Шабуров Н.В. (2009). Альтернативное православие. Прикладное религиоведение для журналистов. М.: Центр экстремальной журналистики. Права человека. С. 104.
Ярема Р. (2007). Церковные расколы в Украине. Киев.
■ ■ ■ 'The Via Dolorosa' of Russian Orthodoxy in Ukraine in the Conditions of Discriminatory Derusification and Russia Bashing
Dmitriy N. Kravtsov
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation.
Abstract. The paper is dedicated to the research of state-confessional relations in Ukraine since the late 1980s till now. It represents theological and religious analysis of contemporary religious processes in Ukraine related to the policy of segregation of the Russian Orthodox Church in order to de-localize the local population and split the single spiritual space of Russia and Ukraine.
Orthodoxy is regarded as a cultural and state-forming religion of historical Russia. Without it, it is impossible to imagine the civilizational and national-mental unity of the triune people -Russians, Ukrainians and Byelorussians. In view of this, Russian Orthodoxy as a distinctive branch of the universal Orthodoxy, which has a thousand-year history of its "Via Dolorosa" and the world's greatest spiritual heritage, is a significant consolidating factor in preserving the unity and conciliarity of the triune Russian people. In this regard, one of the primary tasks of the West in organizing and conducting anti-Russian policy and propaganda in the postSoviet space is the destabilization of the situation within Russian Orthodoxy, its institutional disorganization and social discredit with the use of political technologies.
In connection with the coming to power of the pro-western political regime in Ukraine, the implementation of the policy of limiting Russian influence has transformed into a full-fledged religion of believers who profess Russian Orthodoxy and are parishioners of the Russian Orthodox Church. These discriminatory processes, associated with unreasonable interference of the state in internal church processes, grossly violate the human right to freedom of religion and demand condemnation from the progressive democratic international community.
Keywords: Russian Orthodoxy, Ukraine, Russian Orthodox Church, Ukrainian Orthodox Church, derusification, segregation, religion, Ukrainization
For citation: Kravtsov D.N. 'The Via Dolorosa' of Russian Orthodoxy in Ukraine in the Conditions of Discriminatory Derusification and Russia Bashing. Communicology (Russia). Vol. 5. No. 5. P. 163-176 DOI 10.21453 / 2311-3065-2017-5-5-163-176
Inf. about author: Dmitriy Nikolaevich Kravtsov, postgraduate student of the Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky Av., 82. E-mail: dmitrykrav. [email protected].
Received: 22.09.2017. Accepted: 04.10.2017.
References
Bashinskij S.V. (2015). Pravoslavnaja Cerkov' v Ukraine na puti k avtokefalii: istoricheskij ocherk [Orthodox Church in Ukraine on the road to autocephaly: a historical essay]. In: International electronic scientific journal «Studia Humanitatis». No. 1. Access mode: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/ pdf/bashynskiy.pdf. (In Russ.).
Golovko A. (2011). Religioznost' v Ukraine: sociokul'turnoe izmerenie [Religiosity in Ukraine: the sociocultural dimension]. In: Bulletin of Mariupol State University. Series: philosophy, culturology, sociology. P. 48-54. (In Russ.).
Isaev V.D., Ponomarjov A.V. (2016). Social'naja real'nost' i duhovnyj smysl Russkogo mira. Antropos: Logos i Teos [Social reality and the spiritual meaning of the Russian world. Anthropos: Logos and Theos]. In: Collection of scientific works of Vladimir Dal Luhansk State University. Issue 1. Lugansk: Publishing house LNU. P. 83. (In Russ.).
Kovaljova O.V. (2013). Duhovnaja kul'tura pravoslavnyh ukraincev Volyni i Rovenshhiny: istorija i sovremennost' [Spiritual culture of Orthodox Ukrainians in Volhynia and Rivne: history and modernity]. In: Locus: people, society, cultures, meanings. P. 81-86. (In Russ.).
Kostjuk K. (2015). «Russkij mir»: bogoslovskij smysl i politicheskie jeksplikacii [«The Russian World»: theological meaning and political explications]. In: Bulletin of the PSTU. Series I: Theology. Philosophy. Religious studies. P. 137-151. (In Russ.).
Molodov O. (2015). Mezhkonfessional'naja tolerantnost' v sociologicheskom izmerenii [Inter-confessional tolerance in the sociological dimension]. In: Scientific works of St. Petersburg State Institute of Culture. P. 352-360. (In Russ.).
Olenchak Y (2015). Avtokefal'nye tendencii v ukrainskoj cerkvi: istoriko-politicheskaja proekcija [Autocephalous tendencies in the Ukrainian church: historical and political projection]. In: Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Political science. P. 64-69. (In Russ.).
Palinchak N. (2013). Osobennosti i osnovnye vehi istorii ukrainskogo hristianstva v kontekste gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij. Nauchnyj dialog. [Features and milestones of the history of Ukrainian Christianity in the context of state-church relations. Scientific dialogue]. P. 179-193. (In Russ.).
Parashhevin M. (2016). Konfescional'nye osobennosti geopoliticheskih orientacij naselenija Ukrainy [Confessional features of the geopolitical orientations of the population of Ukraine]. Monitoring of public opinion: economic and social changes. P. 111-126. (In Russ.).
Platonov O.A. (1997). «Ternovyj venec» Rossii. Istorija russkogo naroda v XX veke ["The Crown of Thorns" of Russia: The History of the Russian People in the Twentieth Century]. Vol. 2. M.: Rodnik. (In Russ.).
Pospelovskij D. (1995). Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v XX veke [Russian Orthodox Church in the twentieth century]. M. 511 p. (In Russ.).
Posrednikov D.V. (2009). Problema edinstva Ukrainskoj pravoslavnoj cerkvi v kontekste pravoslavnoj jekklesiologii [The Problem of Unity of the Ukrainian Orthodox Church in the Context of Orthodox Ecclesiology]. In: Bulletin of Donetsk National University, ser. B: The Humanities. Donetsk: DNU. P. 113-118. (In Russ.).
Roberson R. (1999). Vostochnye hristianskie Cerkvi: Cerkovno-istoricheskij spravochnik [Eastern Christian Churches: Church-historical reference book]. St. Petersburg. P. 117-119. (In Russ.).
Semenov V. (2012). Vozrastanie roli russkoj pravoslavnoj cerkvi v obshhestvenno-politicheskoj zhizni Rossii na rubezhe tysjacheletij [The growing role of the Russian Orthodox Church in the sociopolitical life of Russia at the turn of the millennium]. P. 143-148. (In Russ.).
Stotsky YV. (1999). Religioznaja situacija v Ukraine: problemy i tendencii razvitija (1988-1998) [Religious situation in Ukraine: problems and development tendencies (1988-1998)]. Ternopil: Aston. 120 p. (In Russ.).
Fotiev K. (1955). Popytki ukrainskoj cerkovnoj avtokefalii v XX veke [Attempts of Ukrainian church autocephaly in the twentieth century]. Munich. 79 p. (In Russ.).
Tsypin V. (2005). Avtokefalija. Pravoslavnaja Jenciklopedija [Autocephaly. Orthodox Encyclopedia]. (In Russ.).
Chibisova A. (2014). «Ukrainskij vopros» v otnoshenijah Konstantinopolja i Moskvy v nachale XXI v. ["The Ukrainian question" in the relations between Constantinople and Moscow at the beginning of the XXI century]. In: Vestnik OSTGI: Theology. Philosophy. Religious studies. No. 5. P. 9-25. (In Russ.).
Shaburov N.V. (2009). Al'ternativnoe pravoslavie. Prikladnoe religiovedenie dlja zhurnalistov [Alternative Orthodoxy. Applied religion for journalists]. Moscow: Center for Extreme Journalism. P. 104. (In Russ.).
Yarema R. (2007). Cerkovnye raskoly v Ukraine [Church schisms in Ukraine]. Kiev. 100 p. (In Russ.).