Научная статья на тему 'Церковный раскол на Украине как следствие государственного переворота в феврале 2014 г'

Церковный раскол на Украине как следствие государственного переворота в феврале 2014 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1651
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ / КИЕВСКИЙ ПАТРИАРХАТ / КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / АВТОКЕФАЛИЯ / ТОМОС / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курылев Константин Петрович, Станис Дарья Владимировна

Статья посвящена рассмотрению одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем современности церковному расколу на Украине, спровоцированному предоставлением т.н. УПЦ «автокефалии» со стороны Константинопольского патриархата. Для простых верующих на Украине уже 25 лет само слово «автокефалия» ассоциируется с расколом, ведь все это время о ней говорили так называемый Киевский патриархат и националисты. Если обратиться к истории вопроса, то становится очевидно, что нынешняя практика рукотворного раскола РПЦ извне отнюдь не нова. В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую «Живую церковь», которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине. В 1993 г. при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения. Особенность нынешнего положения дел заключается в том, что на Украине в текущий момент гармонично сошлись интересы трех заинтересованных сторон. Во-первых режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую «горячую» ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны интересы наших «западных партнеров», которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней «духовной скрепы». Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти. С применением методологии исторической и политической наук (историко-аналитический метод, метод политического анализа и метод системного анализа), авторы постараются дать характеристику процессам, происходящим сегодня на религиозной почве на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковный раскол на Украине как следствие государственного переворота в феврале 2014 г»

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ НА УКРАИНЕ

КАК СЛЕДСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ФЕВРАЛЕ 2014 Г.

К.П. Курылев, Д.В. Станис

Российский университет дружбы народов Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем современности - церковному расколу на Украине, спровоцированному предоставлением т.н. УПЦ «автокефалии» со стороны Константинопольского патриархата. Для простых верующих на Украине уже 25 лет само слово «автокефалия» ассоциируется с расколом, ведь все это время о ней говорили так называемый Киевский патриархат и националисты.

Если обратиться к истории вопроса, то становится очевидно, что нынешняя практика рукотворного раскола РПЦ извне отнюдь не нова. В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую «Живую церковь», которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии — по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине.

В 1993 году при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата — около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения.

Особенность нынешнего положения дел заключается в том, что на Украине в текущий момент гармонично сошлись интересы трех заинтересованных сторон. Во-первых - режима Порошенко, для которого

это возможность повысить рейтинг или д аже создать такую «горячую» ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны - интересы наших «западных партнеров», которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи - разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней «духовной скрепы». Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти.

С применением методологии исторической и политической наук (историко-аналитический метод, метод политического анализа и метод системного анализа), авторы постараются дать характеристику процессам, происходящим сегодня на религиозной почве на Украине.

Ключевые слова: Украина, Украинская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Киевский Патриархат, Константинопольский Патриархат, Автокефалия, томос, церковный раскол.

THE SPLIT OF CHURCH IN UKRAINE AS A CONSEQUENCE OF THE COUP D'ETAT IN FEBRUARY 2014

K.P. Kurylev, D.V. Stanis

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the research of one of the most acute and intractable problems of our time - the church schism in the Ukraine, provoked by the provision of the so-called. UOC "autocephaly" by the Constantinople Patriarchate. For ordinary spirituals in the Ukraine, the word "autocephaly" has been associated with schism for 25 years, because all this time the so-called Kyiv Patriarchate and nationalists have been talking about it.

If we look at the history of the issue, it becomes obvious that the current practice of man-made split of the ROC from the outside is not at all new. In the 1920s, Constantinople actively supported the renovating Living Church, which was created with the participa-

tion of the Bolshevik government and tried to eliminate the legitimately elected Patriarch Tikhon. Then followed the talent of autoceph-aly of the Polish Church and the establishment by Constantinople of its jurisdiction in the Baltic States and Finland - according to the scenario that the current Ecumenical Patriarch Bartholomew is trying to implement in the Ukraine nowadays.

In 1993, with the support of the country's authorities, the Patriarchate of Constantinople granted the schismatic Estonian Apostolic Orthodox Church (EAOC) autonomous jurisdiction rights. At the same time, the Dioceses of the EAOC now number about 7 thousand spirituals, whereas the Estonian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate is about 100 thousand ones. Now there are two parallel canonical jurisdictions in Estonia, without any communication between them.

The peculiarity of the current state of affairs lies in the fact that the interests of the three stakeholders harmoniously converged in the Ukraine at the moment. First of all, the Poroshenko regime, for which it is an opportunity to raise the rating or even create such a "hot" situation in the country, when it will be possible to postpone the elections. On the other hand, the interests of our "Western partners", which thus cause another blow to Russia, and the solution of an applied task — breaking the spiritual connection with the Ukraine, destroying the last "spiritual bond". Finally, the interests of Fanar, who throughout the twentieth century and the beginning of the twenty-first century, builds a semblance of an Eastern papacy within the Orthodox world and is trying to transform the primacy of the honor of the patriarch of Constantinople into the primacy of power.

Using the methodology of the historical and political sciences (historical and analytical method, the method of political analysis and the method of systematical analysis), the authors will try to characterize the processes taking place today on religious grounds in the Ukraine.

Kew words: the Ukraine, Ukrainian Orthodox Church, Russian Orthodox Church, Moscow Patriarchate, Kiev Patriarchate, Patriarchate of Constantinople, Autocephaly, Tomos, ecclesiastical church.

21 февраля 2019 г. исполнилось пять лет с того момента как после многомесячного противостояния в Киеве и других городах Украины, принявшего форму вооруженной борьбы, сопровождавшегося захватом административных зданий, в стране произошел государственный переворот, в результате которого состоялся захват власти националистами-радикалами. Переворот на Украине произошел в результате сочетания ряда факторов. Этно-конфессиональное разнообразие, исторически сложившееся на Украине, приняло форму внутреннего разобщения. Оно несет в себе хроническую политическую нестабильность, ведет к росту межнациональной розни и в итоге расшатывает государство. Наряду с этим перманентную внутриполитическую нестабильность в украинском обществе поощряет и глубокая экономическая отсталость. Ведь на Украине за годы независимости так и не была начата модернизация. По сути, Украина все годы после распада СССР жила за счет его наследства, которое ныне исчерпано. К прочим факторам следует отнести отсутствие опыта государственного строительства, засилье олигархических кланов и их борьбу между собой, вмешательство внешних сил [Курылев Ь 2014: 35].

С тех пор украинский кризис прочно занял ведущие позиции среди проблем, решение которых оказывает непосредственное влияние на европейскую безопасность и всю систему международных отношений. Для Европы украинский кризис стал самым серьезным потрясением за последнее десятилетие. Он со всей очевидностью вскрыл несовершенство действующей в Европе системы безопасности, основанной на доминирующей роли НАТО и периферийности российского фактора, высветил ее ущербность и эфемерность прежней системы европейской безопасности [Курылев c 2014: 12]. Для Украины того времени стали переломными. Выбор украинских властей в пользу национально-идентификационного проекта государственности, в противовес реализовывавше-гося ранее рационально-

бюрократического, привел к краху прежнюю внешнеполитическую концепцию и

Диптих Диптих

Московского Константинополь-

патриархата ского патриархата

1. Константино- 1. Константино-

польская польская

2. Александрий- 2. Александрий-

ская ская

3. Антиохийская 3. Антиохийская

4. Иерусалимская 4. Иерусалимская

5. Русская 5. Русская

6. Грузинская 6. Сербская

7. Сербская 7. Румынская

8. Румынская 8. Болгарская

9. Болгарская 9. Грузинская

10. Кипрская 10. Кипрская

11. Элладская (Гре- 11. Элладская (Гре-

ческая) ческая)

12. Албанская 12. Польская

13. Польская 13. Албанская

14. Чешских земель 14. Чешских земель

и Словакии и Словакии

15. Православная 15. Украинская

церковь в Аме-

рике

утверждению новой, альтернативной, по сути. Украина в течение всего постсоветского периода, балансировавшая между Россией и Западом, резко изменила вектор своей внешней политики и взяла четкий евроатлантический курс. Новое украинское руководство взяло курс на полный разрыв всех связей с Российской Федерацией, своим ближайшим соседом и важнейшим торговым партнером [Курылев, Семибратов, Шабловский 2018: 25]. Это повлекло за собой геополитическую декомпозицию Украины, выразившуюся в возвращении Крыма в состав России, создании непризнанных образований на Юго-Востоке Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик, и начале гражданской войны в стране.

События пятилетней давности продолжают будоражить Украину, ее соседей, международное сообщество. Среди вопросов, которые вызывают в последнее время наибольшие споры и особо остро обсуждаются, является создание на Украине новой поместной церкви и получение ею автокефалии от Вселенского патриархата.

Что такое Поместная (Автокефальная) Церковь.

Поместная Церковь - это церковь, которая имеет единственный синод (или совет старейшин) и привязана скорее к месту, определенной территории, чем к нации, которая на ней проживает. Согласно «Православной энциклопедии», «автокефальной считается Поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной Поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями» [Цыпин 2005]. Сейчас мировое православие состоит из 14 общепризнанных канонических поместных православных церквей, которые объединены духовно и имеют формальный общий центр в Константинополе.

Православная церковь в Америке в автокефальном статусе признана только Московским патриархатом и некоторыми другими автокефальными церквями, в основном — славянскими, остальные автокефальные церкви признают Православную церковь в Америке либо самоуправляемой церковью Московского патриархата, либо церковью с неопределённым каноническим статусом. На 08 января 2018 г. Православная Церковь Украины признана только Константинопольским патриархатом.

Проблема дарования автокефалии и порядка ее провозглашения так или иначе возникала на протяжении практически всей истории христианской церкви. Порой одна поместная церковь могла не признавать акт дарования автокефалии, провозглашенный другой поместной церковью, что могло вызывать разрыв отношений между ними. В этой связи нынешняя ситуация на Украине не является с одной стороны чем-то особенным, а с другой стороны с учетом множества факторов, детерминирующих данные события, выделяют их на фоне аналогичных.

Православный «церковный узел» на Украине.

Процессы, связанные с демократизацией церковной жизни и распадом СССР, привели к нарастанию напряженности в православной религиозной среде на Украине. С 1921 г. на территории УССР действовал Украинский экзархат Московского патриархата. В 1989 г. в УССР возобновила легальную деятельность неканоническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), первоначально провозглашённая в Киеве в 1920 г. В 1990 г. Украинский экзархат Московского патриархата был преобразован в Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Её предстоятелем стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет. В ноябре 1991 г. Собор УПЦ обратился к Московскому патриархату с просьбой о даровании Украинской церкви автокефалии. Весной 1992 г. на Архиерейском соборе в Москве большинство архиереев УПЦ отказались от подписей под этим обращением. После чего митрополит Филарет с частью клира и мирян покинул Московский патриархат, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), глава которой стал именоваться Патриархом Киевским и всея Украины. По инициативе главы УПЦ митрополита Филарета и главы УАПЦ патриарха Мстислава состоялся Объединительный собор, который создал на базе УПЦ и УАПЦ Украинскую православную церковь - Киевский патриархат (УПЦ-КП). Но решения этого собора не нашли поддержки среди части клира и мирян УАПЦ. Они не вошли в объединенную церковь. Судебным деянием Архиерейского собора РПЦ в июне 1992 г. Филарет был лишён сана, а впоследствии подвергнут анафеме. Тогда же в Харькове было проведено епископское собрание, на котором вместо митрополита Филарета главой УПЦ был избран митрополит Владимир. Возглавляемая им УПЦ МП - единственная признанная прочими поместными православными церквами православная церковная структура на Украине, самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата с правами широкой автономии. Каноничность УАПЦ

и УПЦ КП не признавалась другими поместными православными церквями, включая Константинопольскую.

Таким образом, на Украине сформировался так называемый «церковный узел», состоявший из Украинской православной церкви Московского Патриархата во главе с митрополитом Онуфрием, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата во главе с патриархом Филаретом и Украинской Автокефальной Православной церкви во главе с митрополитом Макарием [Курылев d 2014: 115].

УПЦ-МП за исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской) является доминирующей конфессией на всей территории страны. УПЦ-КП имеет влияние среди верующих в основном на западе Украины - в Галиции и на Волыни, а также в Киевской и Черкасской областях. Ни в одной области Украины УПЦ-КП не является доминирующей конфессией: на западе Украины таковой является Украинская греко-католическая церковь. В трёх областях Галиции УПЦ-КП имеет больше приходов, чем УПЦ-МП. Прихожане УАПЦ проживают в основном в Киевской, Харьковской, Полтавской, Одесской, Черкасской, Львовской, Винницкой, Ивано-Франковской и Тернопольской областях1.

Самой большой Церковью по количеству зарегистрированных общин в Украине является УПЦ-МП. На сегодняшний день эта конфессия имеет 12069 приходов. Служение несут 12283 священнослужителя. В ведении УПЦ МП 251 монастырь и 4412 монашествующих. Второй по численности зарегистрированных общин на территории Украины является УПЦ-КП. Она насчитывает 5114 приходов и 3479 священнослужителей. В ее ведении 60 монастырей и 219 монашествующих. Третьей по величине Православной Церковью в Украине является УАПЦ, которая насчитывает 1195 приходов, в которых несут

1 Курылев К.П. Почему Порошенко задумался о поместной церкви? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. iarex. ru/articles/52562. html

служение 709 священнослужителей.13 монастырей и 21 монашествующий1.

История вопроса.

Стремление к самостоятельности внутри украинской церковной жизни были связаны с тем, что возникшая Киевская митрополия в эпоху монгольского нашествия активно расширялась на северо-восток. Политическое возвышение Москвы привело к переносу центра митрополии в XIV в. из Киева в Москву, а затем в XV в. к разделению митрополии на две: северовосточную (Московскую) и юго-западную (Киевскую), которая находилась в юрисдикции Константинополя. В XVII столетии воссоединение Украины с Россией привело к возвращению Киевской митрополии в юрисдикцию Московской церкви, управляемой с конца XVI в. патриархом [Олен-чак 2015: 65]. 8 июля 1685 г. в Софийском соборе в Киеве, несмотря на сопротивление части духовенства, на митрополичью кафедру был избран епископ Луцкий Гедеон. Затем Гедеон был возведен в сан митрополита Киевского в Москве Московским патриархом. После этого в Стамбул было отправлено посольство, которое летом 1686 г. вело переговоры со Вселенским патриархом Дионисием. После согласия патриарха митрополит Гедеон был утвержден во главе Киевской митрополии, объединенной с Московским Патриархатом2. В Синодальную эпоху митрополия г. Киева являлась рядовой епархией Русской православной церкви. Распад Российской империи, активизация церковной жизни в начале ХХ в., созыв Церковных Соборов

1 Косенок А., Чернышева Е., Шкуренко О., Козичев Е. Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.kommersant.ru/doc/3485919?íbclid=IwA R02XMQjnnF2ATxjXi3QQybNFvC7mU4xtWK0luX TpPgJUsskPRNVsjWUJeU#id1653212 (Дата обращения 10.03.2019)

2 Гущин А.В. «Автокефалия раздора»: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eurasia.expert/avtokefaliya-razdora-k-chemu-privedet-razryv-otnosheniy-rpts-i-konstantinopolya/?íbclid=IwAR1Z0zPq3j msYidRMV Vv3gKcHyLKDtCШmbcMF_CqFAONDffiCVY001z VLw (Дата обращения 10.03.2019)

вновь поставил вопрос о самостоятельности Церкви в Украине [Оленчак 2015: 65].

Идея создания в конфессионально расколотой Украине единой поместной православной церкви, разумеется, не нова и витала в воздухе все годы независимости, откуда выхватывалась некоторыми политиками разного масштаба, правда, без каких-либо подвижек к реальному объединению церквей. До нынешнего президента Украины П.А. Порошенко идею поместной церкви вывел в мейнстрим высшей государственной политики другой президент Украины В.А. Ющенко, который обсуждал этот вопрос с Константинопольским патриархом Варфоломеем I, в том числе и в Киеве, куда приглашал последнего на празднование 1020-летия крещения Руси3.

В январе 2007 г. президент Украины В.А. Ющенко на встрече с представителями УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. С этой целью была выдвинута инициатива создать совместную богословскую комиссию. В нее должны были войти по три епископа и по два священника от УПЦ КП и УПЦ МП. Представители Киевского патриархата заявили о готовности к диалогу, в то время как представители Московского патриархата отказались от переговоров, сославшись на то, что УПЦ КП является неканоничной церковью.

26 июля 2008 г. В. Ющенко напрямую обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею I с просьбой о благо-словлении на создание украинской поместной церкви. Именно Константинопольскому патриарху по этому сценарию была отведена роль «примирителя» и «создателя» поместной церкви Украины4. Уже тогда обсуждалась возможность принять

3 Клочко Т. Единая поместная церковь. Зачем Порошенко взялся нести крест Ющенко [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/digest/Edinaya_pomestnaya _tserkov_Zachem_Poroshenko_vzyalsya_nesti_kres.ht ml (Дата обращения 10.03.2019)

4 Коляда Е. Поместная церковь от Виктора Ющенко? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/07/31/pomestna ya_cerkov_ot_viktora_yuwenko/ (Дата обращения 10.03.2019)

УПЦ КП в лоно Константинопольского патриархата на правах митрополии, для чего было бы необходимо аннулировать томос о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, данную Вселенским патриархом Дионисием IV в 1686 г.

В августе 2009 г. в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области1.

Летом 2010 г. патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. Представитель Киевского патриархата епископ Евстратий скептически охарактеризовал их ход, заявив, что они лишь «имитируют диалог». Руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что священники УПЦ КП, желающие вернуться в Русскую православную церковь, могут сделать это «через чин покаяния простыми верующи-

ми»2.

16 июня 2016 г., Верховная рада Украины приняла постановление № 1422-УШ

1 Косенок А., Чернышева Е., Шкуренко О., Козичев Е. Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.kommersant.ru/doc/3485919?fbclid=IwA К02ХМфппР2ЛТх]Х13рРуЪМРуС7ши4х1т01иХ TpPgJUsskPRNVsj WUJeU#id1653212 (Дата обращения 10.03.2019)

2 Косенок А., Чернышева Е., Шкуренко О., Козичев Е. Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.kommersant.ru/doc/3485919?fbc1id=IwA R02XMQjnnF2ATxjXi3QQybNFvC7mU4xtWK01uX TpPgJUsskPRNVsj WUJeU#id1653212 (Дата обращения 10.03.2019)

«Об Обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине». В этом обращении Верховная рада просила Вселенского патриарха: признать недействительным акт 1686 г. на основании того, что он был принят с нарушением священных канонов Православной церкви; принять участие в преодолении последствий церковного разделения путём созыва под эгидой Вселенского патриархата Всеукраинского объединительного собора с целью решения всех спорных вопросов и объединения украинского православия; выдать томос об автокефалии Православной церкви в Украине3.

30 ноября 2017 г. РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения4.

События 2018 г.

9 апреля 2018 г. президент Украины П. Порошенко в ходе визита в Турцию встретился со Вселенским патриархом Варфоломеем I и, согласно его позднейшему заявлению, получил от последнего заверения в том, что при наличии соответствующих к нему обращений автокефалия будет дана.

17 апреля 2018 г. президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать то-

3 Постановление Верховной Рады Украины № 1422-УШ.

4 Косенок А., Чернышева Е., Шкуренко О., Козичев Е. Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.kommersant.ru/doc/3485919?fbc1id=IwA R02XMQjnnF2ATxjXi3QQybNFvC7mU4xtWK01uX TpPgJUsskPRNУsjWUJeU#id1653212 (Дата обращения 10.03.2019)

мос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии.

18 апреля 2018 г. П. Порошенко провел встречу с предстоятелями УПЦ КП, УАПЦ, УПЦ МП и официально принял Обращение для передачи Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ).

20 апреля 2018 г. заместитель главы Администрации президента Украины Р. Павленко посетил Стамбул и передал патриарху Варфоломею обращение президента Украины, постановление Верховной рады Украины, обращения от иерархов - о предоставлении томоса об автокефалии1.

22 апреля 2018 г. Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

27 июля 2018 г. представители Константинопольского патриархата в Киеве передали президенту Порошенко послание, в котором говорилось о единстве украинского православия и будущей авто-кефалии2.

Летом 2018 г. Вселенский патриархат публично заявил, что полагает Украину своей канонической ответственностью, а притязания Московского патриархата не-правомочными3.

1 Вселенский Патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.president.gov.ua/news/vselenskij-patriarhat-rozpochinaye-proceduri-neobhidni-dlya-47086 (Дата обращения 10.03.2019)

2 Порошенко зачитали послание вселенского патриарха: Константинопольская церковь хочет восстановить единство православных украинцев [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.unian.net/politics/10204428-poroshenko-zachitali-poslanie-vselenskogo-patriarha-konstantinopolskaya-cerkov-hochet-vosstanovit-edinstvo-pravoslavnyh-ukraincev.html (Дата обращения 10.03.2019)

3 Ecumenical Patriarch Bartholomew: "As the Mother Church, it is reasonable to desire the restoration of unity for the divided ecclesiastical body in Ukraine" [Электронный ресурс] - Режим доступа:

31 августа 2018 г. состоялась встреча патриарха Варфоломея с патриархом Кириллом в Фанаре4, которая выявила отсутствие взаимопонимания по украинскому вопросу5.

1-4 сентября 2018 г. проходил Архиерейский Собор (Синаксис) Константинопольской Церкви, на котором патриарх Варфоломей сделал некоторые важные заявления. В частности, он сказал, что «Уже с начала XIV в., когда Киевская Митрополия перешла (была отдана) без канонического разрешения Материнской Церкви в Москву, наши киевские братья не оставляли попыток получить независимость от церковного контроля со стороны московского центра». Кроме того, Варфоломей отметил, что «Сколько бы некоторые ни хотели украсить ситуацию в Украине, история доказывает их неправоту и представляет бесспорные аргументы, свидетельствующие о том, что проблемы в Украине не являются ни недавним явлением, ни тем, что создано Вселенским Патриархатом». «Таким образом, поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине, не может решить проблему, Вселенский Патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Священными Канонами и юрисдикционной ответственностью в отношении Киевской епархии...», заключил Вселенский патриарх6. Этими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.patriarchate.org/news-archives/-

/asset_publisher/N2gTPQxXwPlE/content/oikoumenik

os-patriarches-einai-logikon-na-epithymomen-os-

meter-ekklesia-ten-apokatastasin-tes-enotetos-tou-en-

oukrania-dieremenou-ekklesiastikou-

so-

mat?_ 101_INSTANCE_N2gTPQxXwPlE_languageId =en_US (Дата обращения 10.03.2019)

4 В этом историческом районе Стамбула на южной стороне Золотого Рога, расположена резиденция Константинопольского патриарха.

5 Эксклюзив: Диалог Варфоломея - Кирилла по украинскому вопросу [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://orthodoxia.infb/news/эксклюзив-диалог-варфоломея-кирилла/ (Дата обращения 10.03.2019)

6 Archbishop Daniel Participates in Synaxis of Hier-archs of The Ecumenical Patriarchate of Constantinople [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.uocofusa.org/news_180901_1.html (Дата обращения 10.03.2019)

словами Варфоломей фактически узурпировал право на вмешательство в дела других церквей, чего до этого не было: хоть Константинопольская патриархия и носила звание «Вселенской», это было право первого среди равных, но никак не право феодала над своими сюзеренами. Уникальная позиция Константинопольского патриархата основана только на том, что Константинополь стал второй столицей мирового православия. До этого этим статусом обладал «вечный город» Рим. Константинополь и Византия стали «вторым Римом»1.

7 сентября 2018 г. патриарх Варфоломей назначил в Киев двух экзархов - архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Ка-нада)2. Выбор данных священнослужителей вовсе не случаен. Даниил является правящим епископом Западной епархии Украинской православной церкви в США (УПК). Илларион в свою очередь - епископ Украинской православной церкви в Канаде. Это важно отметить, так как помимо политических и церковных кругов Украины свои интересы в реализации проекта единой поместной церкви имеет и украинская диаспора, в особенности США и Канады, которая с начала 1990-х гг. стала играть одну из основных ролей в продвижении идеи национальной поместной церкви на Украине. Речь идет как раз о двух конфессиях украинской диаспоры - Украинской Православной Церкви США и Украинской Православной Церкви Канады. К рассмотрению этого влияния мы вернёмся позже.

11 октября 2018 г. Священный синод Константинопольской церкви отменил то-мос 1686 г. о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей на Украине - УПЦ КП и УАПЦ - была

1 Торбиев Э. О тайнах томоса: Как США организовали церковный раскол на Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://ukraina.ru/exclusive/20180910/1021081871 .htm

1 (Дата обращения 10.03.2019)

2 Константинопольский патриарх назначил на Украину двух своих экзархов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.newsru.com/religy/07sep2018/uaorthodox y.html (Дата обращения 10.03.2019)

снята анафема3. Отмена Фанаром своего решения более чем 300-летней давности, мотивируется тем фактом, что оно, якобы, не передавало права Москве на Киевскую митрополию в полном объеме, а только отдельные права, в первую очередь на хиротонию митрополита4.

15 октября 2018 г. Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константино-поле5.

3 ноября 2018 г. в Стамбуле президент Украины П. Порошенко заключил соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Украины со Вселенским патриархатом. Это соглашение о сотрудничестве в создании независимой православной Церкви в Украине, Вселенский Патриарх предоставляет Томос, признавая независимость украинской Церкви, и вручает его избранному на Соборе Предстоятелю6.

10 ноября 2018 г. украинские СМИ сообщили, что предстоятели УПЦ КП и УАПЦ в письмах патриарху Варфоломею подтвердили своё согласие не выдвигать свои кандидатуры на пост предстоятеля единой автокефальной церкви7.

3 The Ecumenical Patriarchate of Constantinople: Announcement (11/10/2018) [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.patriarchate.org/-/communiq-1 (Дата обращения 10.03.2019)

4 Гущин А.В. «Автокефалия раздора»: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eurasia.expert/avtokefaliya-razdora-k-chemu-privedet-razryv-otnosheniy-rpts-i-konstantinopolya/?fbclid=IwAR1Z0zPq3jmsYidRMV Vv3 gKcHyLKDtCUJmbcMF_CqFAONDfl3 CVY001 z VLw (Дата обращения 10.03.2019)

5 Журналы заседания Священного Синода от 15 октября 2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5283687.html (Дата обращения 10.03.2019)

6 Украина и Вселенский Патриархат подписали Соглашение о создании независимой украинской Церкви [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.president.gov.ua/ru/news/ukrayina-ta-vselenskij-patriarhat-pidpisali-ugodu-pro-stvore-50794 (Дата обращения 10.03.2019)

7 СМИ сообщили об отказе Филарета и Макария возглавить автокефальную церковь на Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/world/2018/11/10/1745506.html (Дата обращения 10.03.2019)

13 ноября 2018 г. в Киево-Печерской лавре прошел Собор епископов УПЦ МП, который принял решение, что епископы, духовенство и миряне УПЦ не будут участвовать в создании автокефальной церкви Украины1.

27-29 ноября 2018 г. СМИ распространили информацию о содержании проекта устава «единой поместной церкви» на Украине, утвержденном на заседании Священного синода Вселенского патриархата. Среди основных моментов, нашедших отражение в уставе, то, что украинская церковь «неразрывно связана» с Константинопольским патриархатом, а через него - со всеми иными автокефальными Церквями. В проекте говорится, что высшим титулом в автокефальной церкви будет митрополит Киевский. При том что многие автокефальные православные церкви возглавляются патриархами. Архиерейскому Собору церкви предписано по всем глобальным вопросам связываться с Константинопольским патриархом, а тот, реагируя на обращение, сообщит Собору «необходимое». Будет лишена новая церковь и права самостоятельно канонизировать святых. Вместо этого, как говорится в утвержденном проекте устава, украинская церковь будет подавать их имена в Константинопольский патриархат для утверждения. При том что право канонизации является частью полномочий автокефальных церквей. Кроме того, будущая украинская церковь будет получать миро, используемое в таинствах, только у Константинопольского патриархата, что является одним из главных признаков отсутствия настоящей автокефалии. Наконец, Константинопольский патриархат, согласно уставу, становится высшей апелляционной структурой. Это значит, что Константинопольский патриарх становится последней инстанцией по всем важнейшим вопросам новой церкви. Иными словами, именно он

1 Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://news.church.ua/2018/11/13/postanovlenie-sobora-episkopov-ukrainskoj -pravoslavnoj ^ег^-о^ 13-noyabrya-2018-goda/?lang=ru (Дата обращения 10.03.2019)

будет неформальным главой Православной церкви на Украине2.

А теперь сравним статус будущей «единой поместной церкви» на Украине со статусом нынешней УПЦ Московского Патриархата. Согласно Уставу РПЦ, куда в ноябре 2017 г. была внесена отдельная Глава X: «Украинская Православная Церковь», подчеркивающая особый статус УПЦ, Украинская Православная церковь абсолютно самостоятельно решает кадровые, финансовые, хозяйственные, имущественные, судебные вопросы, а также и внешние связи. В частности, избрание всего духовенства, начиная от иподиаконов и заканчивая предстоятелем УПЦ; все вопросы финансирования приходов, монастырей, епархий и самой митрополии УПЦ; образование и упразднение епархий, определение их границ, создание в случае необходимости митрополичьих округов, создание и упразднение синодальных отделов, определение их полномочий и т.д.; в Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. В чем тогда УПЦ подчиняется РПЦ? В вопросах вероучения, нравоучения, канонических вопросах. Это значит, что УПЦ не может самостоятельно излагать или объяснять православные ве-роучительные истины; что является грехом, а что нет; Глава РПЦ же одобряет Устав УПЦ3.

5 декабря 2018 г. П. Порошенко сообщил, что «объединительный Собор, который должен провозгласить создание автокефальной поместной православной церкви в Украине», утвердить её устав и избрать её предстоятеля, состоится 15 декабря в Киеве, в соборе Святой Софии; приглашения принять участие в соборе патриарх Варфоломей направил всем иерархам УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП, включая

2 Курылев К.П. Константинопольский патриархат -пидманула, пидвела... [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://realtribune.ru/news/world/1368 (Дата обращения 10.03.2019)

3 Курылев К.П. Константинопольский патриархат -пидманула, пидвела. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://realtribune.ru/news/world/1368 (Дата обращения 10.03.2019)

предстоятеля УПЦ митрополита Онуф-рия1.

7 декабря 2018 г. Священный синод УПЦ МП под председательством митрополита Онуфрия заявил, что патриарх Константинопольский не имеет права созывать какое-либо собрание в Украине. Синод отметил, что никто не уполномочен представлять Украинскую православную церковь на таком собрании. Синод выразил обеспокоенность «многочисленными случаями давления» на епископов УПЦ «с целью заставить их принять участие в так называемом объединительном соборе»2.

8 декабря 2018 г. митрополит Онуфрий и ряд других епископов УПЦ МП вернули приглашения патриарха Варфоломея обратно отправителю3.

15 декабря 2018 г. в киевском соборе Святой Софии состоялся «объединительный собор», в котором приняло участие 192 человека, треть из которых епископы, треть - священники и треть - монахи или миряне. Большинство участников были из УПЦ КП, участвовали и два епископа УПЦ МП. Перед началом собора УПЦ КП и УАПЦ приняли решение о самороспуск4. Голосование по выборам предстоятеля проходило в два тура, при этом во втором

1 Объединительный Собор, который должен провозгласить создание автокефальной поместной православной церкви, состоится 15 декабря - Президент [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.president.gov.ua/ru/news/obyednavchij-sobor-yakij-maye-progo1ositi-stvorennya-avtokef-51746 (Дата обращения 10.03.2019)

2 Священный синод УПЦ: Патриарх Варфоломей не имеет прав созывать на Украине церковные собрания [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pravos1avie.ru/117758.htm1 (Дата обращения 10.03.2019)

3 Блаженнейший Митрополит Онуфрий вернул письмо Патриарха Варфоломея обратно в Стамбул [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://news.church.ua/2018/12/08/b1azhennejshij-шitropoht-onufrij-vernu1-pismo-patriarxa-varfo1omeya-obratno-v-stambu1/?1ang=ru#more-247176 (Дата обращения 10.03.2019)

4 Перед Объединительным собором КП и УАПЦ

постановили самороспуске, новая церковь является их наследницей — спикер КП [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hromadske.ua/posts/pered-obyednavchim-soborom-kp-ta-uapc-postanovi1i-samorozpusk-nova-cerkva-ye-yihnoyu-spadkoyeшiceyu-rechnik-kp (Дата обращения 10.03.2019)

туре право голоса имели 66 представителей духовенства. По итогам тайного голосования предстоятелем, с титулом митрополита Киевского и всея Украины, был избран представитель УПЦ КП, митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифа-ний, получивший 36 голосов, в то время как его ближайший конкурент митрополит Винницкий и Барский Симеон, один из двух представителей УПЦ МП на «объединительном соборе» набрал 25 голосов. Голосование проходило в закрытом режи-ме5. Глава УПЦ КП Филарет не выдвигал свою кандидатуру.

5 января 2019 г. в Георгиевском соборе на Фанаре, патриарх Константинопольский Варфоломей подписал томос (свидетельство об автокефалии) Православной церкви Украины (ПЦУ). Текст томоса каллиграфически оформлен на пергаменте с благословения игумена Ксенофонтского монастыря на Афоне, архимандрита Алексея. В Стамбул приехала делегация во главе с президентом П. Порошенко, а также спикером Верховной Рады А. Парубием, экс-президентом В. Ющенко, министром обороны С. Полтораком, предстоятелем ПЦУ Епифанием.

Документ определяет Православную церковь Украины «духовной дочерью» Константинопольского патриархата и призывает все мировые православные церкви признать украинскую автокефалию. Томос указывает, что юрисдикция ПЦУ ограничивается территорией Украины. Это означает, что зарубежных приходов новая церковь открывать не сможет. А уже существующие приходы отныне подчиняются Константинополю. Для решения важных церковных вопросов предстоятель ПЦУ должен обращаться к Константинополю. Кроме того, именно Вселенский патриарх является конечной инстанцией для решения всех споров внутри ПЦУ. В Томосе специально прописано, что титул главы ПЦУ - блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины. И менять без позво-

5 Объединительный собор Украинской церкви: как все прошло, и кто такой митрополит Епифаний [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-46582237 (Дата обращения 10.03.2019)

ления Константинополя ПЦУ не вправе. В тексте томоса говорится, что «Автокефальная церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший вселенский престол, как и другие патриархи и предстоятели». В тексте упомянуто и прямое подчинение отдельных храмов и монастырей Константинополю. "Права Вселенского престола на экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются и не могут быть уменьшены". Также оговаривается монополия Фанара на предоставление мира для отправления церковных служб в Украине. В конце документа упоминается П. Порошенко. Там определено, что томос предоставляется не только Епифанию, но и президенту Украины.

6 января 2019 г. состоялась официальная передача томоса предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию. Вечером того же дня в Киеве приземлился самолет с томо-сом об автокефалии Православной церкви Украины.

7 января 2018 г. томос представили украинцам и разместили в Софии Киевской.

Таков исторический контекст разворачивающегося на Украине православного раскола, который ведет к разобщению и мировое православие. Посмотрим теперь на политическую подоплеку происходящих событий.

Внутренний и внешний факторы событий на Украине.

Начиная с 1990-х гг. последовательно отстаивают идею создания на Украине независимой от Московской Патриархии поместной церкви. Обе претендующие на национальных характер конфессии за неполные тридцать лет своего существования обрели поддержку со стороны государственной власти Украины и политических элит англо-саксонского мира, рассматривающих «самостийные» церкви, а также саму идеологию раскола, как средство вычленения Украины из единого с Россией цивилизационного пространства. Запрос национальных и политических элит Украины на создание «национального религиозного продукта» во многом определил развитие церковно-государственных

отношений на Украине после распада СССР. Вопреки закреплённому в украинской Конституции принципу отделения церкви от государства украинская власть сделала ставку на создание единой поместной церкви, которая в юридическом плане не имела бы связей с Русской Православной Церковью [Серебрич 2016: 218]. Среди причин возникшего на Украине в 1990-е гг. внутрицерковного конфликта в первую очередь выделяется проблема строительства Украиной независимого национального государства, проблема отношений Украины с Россией. Таким образом, в основе конфликта - появление украинской государственности и активная деятельность украинского национального движения по формированию нации. Проблема автокефалии украинской церкви покоится на том же фундаменте противопоставления русскости, что и все национальное украинское движение в целом [Чиби-сова 2013: 99]. Данному проекту изначально отводилась одна из важнейших ролей в качестве легитимирующего существование самого украинского государства фактора. Достаточно показательным в данном контексте является высказывание главы УПЦ КП Филарета Денисенко о том, что «возникновение государства связано с возникновением независимой Церкви. Без единой церкви нет и единого государства» [Серебрич 2016: 218].

Рассматривая внутриполитический аспект, отметим, что на Украине приближаются президентские выборы. Нынешний глава государства П. Порошенко стремится переизбраться на второй срок. Как отмечает, А.В. Гущин для этого действующий президент использует в качестве фундаментальной платформы своей кампании триаду «Церковь, Армия, Язык». Церковь занимает в ней, пожалуй, центральное место. шансов на завоевание симпатий электората юго-востока страны у Поро-шенко практически нет. Таким образом, основная задача перед первым туром -сплотить вокруг себя электорат центра страны и западной Украины. Сделать это можно. осуществив размывание голосов таким образом, чтобы никто из кандидатов условного запада и центра не мог набрать

значительной поддержки, что в условиях близости прогнозных показателей кандидатов может обеспечить выход во второй тур со второго места с результатом 1012%. Для достижения такого результата нужно не просто способствовать дроблению электората, но и обеспечить перехват традиционной национальной повестки. Здесь церковный вопрос как раз очень кстати, и надо отметить, что до настоящего времени Порошенко пользовался темой автокефалии довольно эффектно и актив-но1.

Подтверждением тому, что президент Украины намерен использовать получение томоса в предвыборной президентской гонке служит информация о намерении П. Порошенко вместе с главой новой Православной церкви Украины Епифанием отправиться в тур по 17 областям Украины после получения Томоса. Поездки планируются по регионам, где П. Порошенко имеет перспективы набрать голоса на мартовских выборах 2019 г.2

При этом интересен сюжет, связанный с отношениями самого П. Порошенко с религией. Как известно, он был воцерков-лен именно в УПЦ МП. В 2009 г. на праздник Троицы П. Порошенко был рукоположен в диаконы и тоже в УПЦ МП. Диакон - базовый «уровень» иерархии в «белом священстве» ортодоксального обряда, которое доступно женатым. Более того П. Порошенко является православным образца Ионинского монастыря, который известен своим русофильством. Однако после 2014 г. глава украинского государства встречает Православное Рождество с прихожанами УПЦ КП в Ивано-Франковской области. В 2015 г. он посе-

1 Гущин А.В. «Автокефалия раздора»: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eurasia.expert/avtokefa1iya-razdora-k-chemu-privedet-razryv-otnosheniy-rpts-i-konstantinopo1ya/?fbc1id=IwAR1Z0zPq3j шsYidRMУ Уv3gKcHyLKDtCUJmbcMF_CqFAONDf13CУY001z VLw (Дата обращения 10.03.2019)

2 В январе Порошенко отправится в предвыборный Томос-тур с Епифанием по 17 областям [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://strana.ua/news/178718-pos1e-tomosa-6-

j anvarj a-poroshenko -nachnet-vozit-epifanij a-po-rehionam-ukrainy.htш1 (Дата обращения 10.03.2019)

щал службу в Крестовоздвиженском монастыре. А в 2016 г. - в церкви Святых Апостолов Петра и Павла3. Иными словами, за П. Порошенко давно тянется шлейф прихожанина Московского патриархата, который совсем не соответствует его нынешнему реальному статусу самого националистичного президента Украины и принципиального борца с российской агрессией. В новых же условиях, когда он выступил главным закоперщиком «крестового похода» за «автокефалию» украинской церкви, его крайне сложно будет считать частью верной паствы «единственной канонической украинской православной церкви». Образ националистического президента, на который П. Порошенко работает в последние годы, не может быть полным и убедительным без четкой позиции по вопросу церкви. И позиция тут может быть только одна — независимое от Москвы православие4.

Для патриарха же Варфоломея в украинском «церковном пазле» главное - усилиться самому. То в какой форме была предоставлена «автокефалия» украинской церкви это в полной мере подтверждает. Фактически произошло не предоставление какой-либо самостоятельности УПЦ, а ее перевод фанариотами под свою юрисдикцию. Это позволяет Константинополю резко усилить свой вес в православном мире. Ведь с одной стороны, под церковной юрисдикцией Фанара находятся целых 234 епархии в тридцати двух странах. По данным Всемирного Совета Церквей у Константинопольского патриархата - 5,255 млн. чел. (2,8 млн. паствы в Северной Америке, 1,5 млн. в Европе, 800 тыс. в Азии и Океании, 150 тыс. в Латинской Америке). Совсем немного для четверть миллиардного православия. Но количество не отражает качество. С другой стороны, в

3 Курылев К.П. Почему Порошенко задумался о поместной церкви? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iarex.ru/artic1es/52562.htm1 (Дата обращения 10.03.2019)

4 Клочко Т. Единая поместная церковь. Зачем Порошенко взялся нести крест Ющенко [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/digest/Edinaya_pomestnaya _tserkov_Zachem_Poroshenko_vzya1sya_nesti_kres.ht ш1 (Дата обращения 10.03.2019)

более, чем миллиардной Индии православных не более шести тысяч человек, да и те разделены между РПЦ и Константинопольским патриархатом. Та же ситуация в Китае, где православных не более пятнадцати тысяч. Нет конкурентов у Констант польского патриархата, например, на Фиджи, Тонга, Мальдивах. Так что «живет» Фанар в основном за счет диаспор (греческой, албанской, русской, украинской) в Европе, Северной и Южной Америках. Ну и, естественно, «торгуя влиянием». При том, что, в самой 83-миллионной Турции проживает не более 0,008% (примерно 6500) православных1. В связи с чем, принимая во внимание тот факт какое количество приходов, священнослужителей, монастырей и монашествующих (об этом шла речь в начале статьи) будет теперь, после предоставления «автокефалии» украинской церкви, оказывается в сфере влияния Вселенского патриарха, становится понятным его упорство и непреклонность.

Таким образом, на современном этапе имеют место попытки Константинопольского Патриархата занять лидирующие позиции в православном мире, добиться официального признания за собой статуса лидера всего мирового православия с правом представлять православный мир в рамках меж религиозного диалога и на внешнеполитической арене. Как отмечает священник А. Мазырин, «современная ситуация с церковными расколами (на Украине прежде всего) и притязаниями Фанара на первенство не только чести, но и власти в православном мире» требует предъявить Константинопольскому патриархату

«надлежащий счёт» [Мазырин, Кострюков 2017: 12]. Начиная с первой половины XX в., Константинопольские патриархи стремятся расширить зафиксированное за Константинопольской в церковных канонах «первенство чести» до «первенства власти». Названное «первенство власти» предполагает присвоение себе прав контроля над православной диаспорой, про-

1 Сидорив М. О бедном Варфоломее замолвите слово. Учитесь византийству, дикари! [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2499901.html (Дата обращения 10.03.2019)

возглашение церковной автокефалии, межправославного «арбитража» и т.д. [Маслов, Серебрич и др. 2017: 152]. По сути, речь идет немного немало о том, кто, Москва или Константинополь, будет контролировать православные приходы на Украине, зависит их лидерство в православном мире [Чибисова 2014: 25].

Ранее мы упоминали о таком факторе, воздействовавшем на ситуацию с церковным расколом на Украине, как фактор двух конфессий украинской диаспоры -Украинской Православной Церкви США и Украинской Православной Церкви Канады, чьи представители в качестве экзархов были направлены Фанаром осенью 2018 г. на Украину готовить объединительный собор. Данные церкви, деятельность которых носит подчёркнуто антироссийский характер, активно лоббируют на разных уровнях интересы украинских раскольнических структур, декларируют пребывание УПЦ МП под юрисдикцией Московского Патриархата как «не природное, искусственное и не каноничное», и отстаивают идею объединения «украинского православия» в поместную церковь [Серебрич 2016: 221]. В 2007 г. Совет митрополии УПЦ США призвал Патриарха Варфоломея I принять конкретные меры для установления в украинском государстве национальной поместной церкви. В том же году на очередном соборе УПЦ США провозгласили курс на утверждение единой поместной церкви на Украине. Согласно планам иерархов украинской диаспоры Северной Америки, национальная поместная церковь на Украине должна объединить не только православные церкви, но и католиков с униатами. Еще в середине XX в. в богословской мысли украинской диаспоры получил прочное основание взгляд на необходимость объединения и экуменического диалога между украинской православной и греко-католической церквями диаспоры, что должно послужить «примером для украинцев на Родине». Параллельно украинские епископы США и Канады во время своих визитов на Украину продолжили активно транслировать миф о «незаконном» вхождении Киевской митрополии

в состав Московского Патриархата в 1686 г. [Серебрич 2016: 230].

Продолжая рассматривать линию внешнего вмешательства в церковные дела Украины, остановимся на американском следе. Еще в 1922 Вселенский патриарх Мелетий II издал томос, провозгласивший право Константинопольского патриархата на «непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных Церквей, в Европе, Америке и других местах». В состав Константинопольского патриархата включили Американскую архиепископию в состав которой входят православные приходы в США; Украинскую православную церковь в Канаде, которая образовалась в 1918 в году; а также Западноевропейский экзархат русской традиции, в состав которого в основном входят приходы на территории Франции. Таким образом, основными источниками доходов для Фанара стали приходы на территории США, что обусловило тесное сотрудничество с государственным департаментом и Белым до-мом1.

С 17 по 26 июня 2016 г. на Крите проходил Вселенский православный собор. Православная церковь ныне признаёт семь Вселенских соборов, последний из которых состоялся в VIII в. (Второй Никейский собор). Таким образом, Вселенский православный собор 2016 г. должен был стать первым более чем за тысячу лет. Во время проведения собора на Крите в Конгрессе США принимались резолюции, в которых выражалась поддержка патриарху Варфоломею. Базирующийся в США орден святого Андрея, который помогает Фанару, включает в себя членов, имеющих тесные контакты с финансовыми и политическими элитами США. Константинопольский патриархат, очень сильно зависимый от США, стал средством для продвижения геополитических интересов Белого дома. Вашингтону же выгодно вбить клин между Укра-

1 Торбиев Э. О тайнах томоса: Как США организовали церковный раскол на Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://ukraina.ru/exclusive/20180910/1021081871 .htm l (Дата обращения 10.03.2019)

иной и Россией, придать существующему конфликту религиозное измерение. Как известно, религиозные конфликты носят более глубинный характер, их будет сложнее уврачевать в дальнейшем. В течение последних месяцев высокопоставленные чиновники из Государственного департамента США публично выражали свою поддержку совместным действиям Варфоломея, Порошенко и Филарета по созданию ПЦУ2. Показательно, что за несколько недель до начала Вселенского православного собора от участия в нем отказались четырёх из существующих автокефальных церквей - Антиохийская, Русская, Грузинская и Болгарская [Маслов, Серебрич и др. 2017: 152].

Государственный секретарь США М. Помпео заявил о решительной поддержке США свободы вероисповедания православной общины Украины и других религиозных групп, и желания управлять своей религией в соответствии с убеждениями, без вмешательства извне. «Мы поддерживаем право украинцев придерживаться веры по своему выбору и надеемся, что это будет уважаться всеми», — сказано в его заявлении. Также М. Помпео подчеркнул, что толерантность, сдержанность и понимание являются ключом к тому, чтобы люди с разной религиозной принадлежностью могли жить и процветать вместе в мире. «Мы призываем церковных и правительственных чиновников активно продвигать эти ценности в связи с движением к созданию автокефальной Украинской православной церкви», - говорится в заявле-нии3.

Специальный представитель Государственного департамента США по делам Украины К. Волкер заявил в октябре 2018

2 Серебрич А. Украинская власть будет силой загонять священников в новую структуру [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://stbasil.center/2016/11/13/uchastie-ukrainskih-cerkvej-severnoj/ (Дата обращения 10.03.2019)

3 Томос для Украины: Госсекретарь Помпео поддержал предоставление автокефалии украинской церкви [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fakty.ua/284293-tomos-dlya-ukrainy-gossekretar-pompeo-podderzhal-predostavlenie-avtokefalii-ukrainskoj-cerkvi (Дата обращения 10.03.2019)

г., что США поддерживают стремление украинцев к признанию своей собственной единой поместной церкви. Также он сказал, что решение Вселенского патриарха Варфоломея о возможности предоставления Украинской православной церкви То-моса является религиозным решением. «С американской точки зрения, единственное, что мы можем сказать, что мы верим в принцип религиозной свободы. Наша страна основывается на этом, и поэтому мы поддерживаем стремление всех людей исповедовать свою религию так, как они хотят, и иметь свободу, и признание, и делать это мирно», - заявил К. Волкер1.

Но при этом, по словам украинского политолога К. Бондаренко, «... Госдеп США давит на Фанар. У Варфоломея есть большая проблема с американскими приходами Константинополя, где архиепископы все больше и больше стремятся стать независимыми от Фанара. Госдеп шантажирует Варфоломея этим вопросом»2.

Вселенский патриарх Варфоломей в общении с политической элитой США всегда заявляет о том, что его функция - «координация межправославного единства», объединение и сплочение 300 млн православных христиан под началом Константинополя. В этой связи можно предположить, что эта поместная церковь необходима США не только в качестве средства подчинения многосоставного православия в мире (15 канонических церквей и масса раскольнических структур), но и в качестве центра притяжения на территории США для православных эмигрантов из разных стран, который мог бы стать ключом к вселенскому православию. патриарх Варфоломей, адаптированный к американ-

1 США поддерживают стремление украинцев иметь свою единую поместную церковь [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.unian.net/po1itics/10295889-vo1ker-ssha-podderzhivayut-strem1enie-ukraincev-imet-svoyu-edinuyu-pomestnuyu-cerkov.htm1 (Дата обращения 10.03.2019)

2 Харченко А. Турецкий гамбит. Какова роль Эрдо-гана в решении Варфоломея по Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://strana.ua/artic1es/165947-kakova-ro1-erdohana-v-predostav1enii-ukraine-avtokefa1ii.htm1 (Дата обращения 10.03.2019)

ским ценностям, мыслящий в рамках задач американской мировой политики, потенциально должен стать ключом к европейскому консервативному православию, тяготеющему к традиционализму, монархизму, иерархичности, консервативной идеологии и не признающему протестантское понимание свободы. Потому патриарх Варфоломей с позиции США потенциально может не только объединить православный мир, но и способствовать восприятию им американских («универсальных») ценностей [Филянова 2013: 190, 194].

В контексте внешнего фактора в деле о создании Константинопольским патриархатом «новой» православной церкви на Украине следует осветить и турецкий сюжет. Ряд экспертов полагает, что премьер-министр Турции Т.Р. Эрдоган влияет на Варфоломея с помощью дела о поддержке попытки госпереворота в 2016 г. (тогда патриарх, говорят, за три часа до путча спешно выехал из Турции в Словакию). Спецслужбы Турции подозревают Вселенского патриарха в связях с оппозиционным исламским проповедником Ф. Гюленом и разведкой США3. Как отмечает греческое издание Ekipaira, «главной и наиболее значимой проблемой, от которой зависит существование и выживание православия в его колыбели - бывшем Константинополе, а сейчас Стамбуле, является неоосманизм и угроза радикального суннитского ислама. У Эрдогана есть рычаги, чтобы усмирить радикалов, и они не трогали православный патриархат. Варфоломей периодически встречается с Эрдоганом для обсуждения разных вопросов, в том числе, безопасности»4.

Определенный свет на происходящее и роль в этом Турции проливает интервью BBC News Украина М. Джемилева, в котором он рассказал роли крымских татар в

3 Харченко А. Турецкий гамбит. Какова роль Эрдо-гана в решении Варфоломея по Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://strana.ua/articles/165947-kakova-rol-erdohana-v-predostavlenii-ukraine-avtokefalii.html (Дата обращения 10.03.2019)

4 О BapBoXo^aioç сто cxôxacxpo MIT - Epvxoyav [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.epikaira.gr/article/o-vartholomaios-sto-stoxastro-mit-erntogan (Дата обращения 10.03.2019)

создании поместной православной церкви в Украине. По его словам, «у нас была очень серьезная работа. Мы системно работали и объясняли Эрдогану, как важно для Украины и крымских татар, чтобы в Украине была независимая поместная православная церковь. Я Эрдогану в таких популярных терминах объяснял: мол, сейчас Мекка для православных - Москва, а после Томоса и автокефалии украинской церкви ей станет Стамбул, так что и для вас это имеет политическое значение. Когда мы летали 12 июля в Турцию, при мне прямо с самолета Порошенко поговорил сначала с Варфоломеем, а затем и с Эрдоганом. Эрдоган твердо сказал, что сделает все возможное, и он уверен, что у него это получится, и у нас будет автокефалия»1. Напомним, что М. Джемилев в 2016 г. был объявлен в федеральный розыск, против него было возбуждено уголовное дело по трем статьям УК России, связанных с терроризмом и подрывом основ государственной безопасности России.

По мнению экспертов, тема автокефалии может стать «украинским церковным козырем» в переговорах Турции с Россией по вопросам геополитики, в частности по Сирии, где есть интересы обеих стран. Есть даже версия, что Анкара религиозным кризисом в Украине попытается отвлечь Москву от Ближнего Востока. Как отметил политолог Р. Бортник. «слухов много, но доказательств нет. Думаю, что тут ключевая роль может лежать в русле переговоров Турция-США на тему Сирии, Гюлена и денег». По одной из версий автокефалия для Украины — это одно из условий примирения США с Турцией и укрепления турецкой валюты лиры, которая этим летом рекордно обвалилась на фоне напряженности с США2.

1 Мустафа Джемилев: "С удовольствием наблюдаю, как бесится Кремль из-за Томоса" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-45561944 (Дата обращения 10.03.2019)

2 Харченко А. Турецкий гамбит. Какова роль Эрдо-гана в решении Варфоломея по Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://strana.ua/articles/165947-kakova-rol-erdohana-v-predostavlenii-ukraine-avtokefalii.html (Дата обращения 10.03.2019)

Церковно-религиозная ситуация, которая сложилась на Украине после распада СССР является крайне сложной и противоречивой. Причин тому немало. Среди них следует отметить, что история различных украинских регионов складывалась по-разному. Если на восток и юг украинцы продвигались в ходе переселенческой деятельности, то западные украинские территории долгое время входили в состав различных государств (Австро-Венгрии, Речи Посполитой, Румынии) [Курылев 2018: 15]. Это привело к формированию региональных культурно-исторических особенностей. С Запада пришли традиции индивидуализма и самоуправления, а от России — общинные традиции и достижения индустриализации. Рубежность традиций коллективизма и индивидуализма, неприятие «духа капитализма» для большинства людей с советским менталитетом затрудняют выбор «чисто» социалистического, капиталистического или традиционалистского путей развития»3. Можно сказать, что сторонники Московского Патриархата своей религиозной идентичностью олицетворяют население, поддерживающее развитие отношений с Россией, а сторонники Киевского, сохраняя православную веру, перестают отождествлять ее с Россией [Курылев 2018: 22]. Это подтверждается опросом населения Украины, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени И. Кучерива и Центром Разум-кова в июне 2018 г. Создание автокефальной поместной православной церкви на Украине поддерживает 31% граждан, против выступают 20%. Среди сторонников УПЦ МП) идею создания поместной церкви поддерживают лишь 23%, выступают против - 40%. И только 11% украинцев считают, что создание поместной церкви относится к первоочередным вопросам жизни страны4.

3 Дергачев В. А. Геополитическая судьба Украины // Всеукраинская газета «День». № 124. 17.07.2001.

4 Создание поместной автокефальной православной церкви в Украине: что думают украинцы? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dif.org.ua/article/stvorennya-pomisnoi-avtokefalnoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-ukraini-shcho-dumayut-ukraintsi (Дата обращения 10.03.2019)

Создание пусть и номинально «автокефальной» церкви на Украине призвано не просто углубить кризис в отношениях между нашими странами, но и содержит в себе и другие масштабные негативные последствия. Однозначно укрепляется конструкт так называемого украинства, как современной идеологической основы официального Киева. Кроме того, речь может идти о возможном кризисе внутри самой Русской Православной Церкви. Здесь и символическая и историческая важность Украины для РПЦ. Киев - не просто «мать городов русских», но и долгое время был духовным центром русского православия. В связи с чем уже сейчас звучат алармистские прогнозы экспертов о возможной опале Патриарха Кирилла, что без Украины РПЦ теряет не просто имидж «церкви империи», но и перестает ею быть, по су-ществу1. Крайне негативные процессы, которые не могут не настораживать, происходят в Беларуси. Белорусский экзархат Московского патриархата — каноническое подразделение РПЦ на территории Республики Беларуси. Там остро стоит вопрос распространения влияния польской католической церкви. За последние 5 лет в Белоруссии было построено 108 католических храмов. Объём инвестиций в католи-тическую религиозную инфраструктуру составил 1 млрд. 83 млн. белорусских рублей. Если взять более широкий контекст, то события на Украине фактически раскалывают мировое Православие. По состоянию на 8 января ни одна из канонических православных церквей не признала раскольническую Православную Церковь Украины, но что будет дальше не известно. Возможно дальнейшее «выдавливание» РПЦ из содружества православных поместных церквей, в котором Экуменический патриархат желает играть роль «восточного папы».

Вместе с тем, в контексте разворачивающихся событий в церковной сфере се-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Эггерт К. Комментарий: 7 последствий украинской автокефалии для Путина, Порошенко и РПЦ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.dw.com/ru/комментарий-7-последствий-украинской-автокефалии-для-путина-порошенко-и-рпц/а-45862622 (Дата обращения 10.03.2019)

годня на Украине, мы в очередной раз сталкиваемся с тем, что эта страна с ее уникальным географическим и цивилиза-ционным расположением становится ареной острого геополитического соперничества, имеющего теперь еще и религиозную окраску. При этом сама Украина не рассматривается как самостоятельная геополитическая единица. В связи с этим главная ее ценность состоит в использовании как объекта для оказания давления на Россию. Представляется уместным привести известные слова Зб. Бжезинского, которыми он еще в 1997 г. весьма образно определил значение Украины для России: «Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром потому, что само ее существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Без Украины Россия все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским государством и, скорее всего, была бы втянута в изнуряющие конфликты с поднимающей голову Средней Азией.» [Бжезинский 1998: 62]. Иными словами, Украина в условиях нового церковного раскола явила собой инструмент, позволяющий в той или иной степени воздействовать на процессы в нашей стране, добиваясь их трансформации в сторону, выгодную Западу [Курылев & 2014: 407]. При всей своей искусственности томос для украинской церкви существенно ограничивает Россию на том поле, на котором ранее ее влияние было безусловным. Происходит дальнейшее геополитическое отступление Москвы, так как томос многократно усиливает отрыв Украины. Конфликт с Фанаром может осложнить и отношения России с другими православными странами. Наконец, томос это удар в единство духовного пространства Русского мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998. С. 62.

2. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.

3. Курылев К.П. a Внешняя политика Украины в контексте формирования региональной системы безопасности в Европе. М. Изд-во РУДН, 2014. С. 114.

4. Курылев К.П. b Украинский кризис 2013-2014 гг. и «арабская весна» 2011 г.: сходство и различие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 25-38.

5. Курылев К.П. Украинский кризис и международная безопасность. — М.: ЛЕНАНД, 2018. — 272 с.

6. Курылев К.П. c Фактор Украины в обеспечении международной безопасности: региональный и глобальный уровни // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. С. 12-22.

7. Курылев К.П., Станис Д.В. d Этнокон-фессиональная ситуация на Украине как фактор внутриполитической нестабильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 114-117.

8. Курылев К.П., Семибратов Е.В., Шаб-ловский В.С. Взаимодействие Украины со странами ГУАМ на примере голосования в Генеральной Ассамблее ООН // Дипломатическая служба. 2018. № 3. С. 25-34.

9. Мазырин А. (свящ.), Кострюков А.А. Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке / Священник А. Мазырин, А.А. Кострюков. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. 367 с.

10. Маслов И.М., Серебрич А.А., Иванов Е.О., Рогатин В.Н. Итоги Всеправо-славного собора в контексте международной безопасности России // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 2 (41). С. 152-170.

11. Оленчак Я.Л. Автокефальные тенденции в Украинской церкви: историко-политическая проекция // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2015. № 3. С. 64-70.

12. Оленчак Я.Л. К вопросу о политической предпосылке автокефалии Украинской церкви в начале III тысячелетия // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 12 (66). С. 122.

13. Серебрич А.А. Участие украинских церквей Северной Америки в реализации проекта поместная церковь на Украине // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 5 (38). С. 218-238.

14. Филянова В.Н. Его Святейшество Варфоломей - Константинопольский патриарх и проамериканский политик // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 1 (16). С. 189-200.

15. Чибисова А.А. Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата как религиозно-политическая структура в освещении украинских и российских исследователей // Причерноморье. История, политика, культура. 2013. № 12. С. 99-105.

16. Чибисова А.А. «Украинский вопрос» в отношениях Константинополя и Москвы в начале XXI в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 5 (55). С. 9-25.

Сведения об авторе: Курылев Константин Петрович - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН (email: [email protected]); Станис Дарья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РУДН, (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

1. Bzhezinskij Zb. Velikaya shahmatnaya doska (Gospodstvo Ameriki i ego geo-strategicheskie imperativy). M., 1998. S. 62.

2. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost.

nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 2. № 2 (2019)

D. A. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2017. — 496 s.

3. Kurylev K.P. a Vneshnyaya politika Ukrainy v kontekste formirovaniya re-gional'noj sistemy bezopasnosti v Evrope. M. Izdo-vo RUDN, 2014. S. 114.

4. Kurylev K.P. b Ukrainskij krizis 20132014 gg. i «arabskaya vesna» 2011 g.: skhodstvo i razlichie // Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 4. S. 25-38.

5. Kurylev K.P. Ukrainskij krizis i mezhdu-narodnaya bezopasnost'. — M.: LE-NAND, 2018. — 272 s.

6. Kurylev K.P. c Faktor Ukrainy v obespechenii mezhdunarodnoj bezopas-nosti: regio-nal'nyj i global'nyj urovni // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 2. S. 12-22.

7. Kurylev K.P., Stanis D.V. d EHtnokonfessional'naya situaciya na Ukraine kak faktor vnutripoliticheskoj nestabil'nosti // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 5-3 (43). S. 114-117.

8. Kurylev K.P., Semibratov E.V., SHablov-skij V.S. Vzaimodejstvie Ukrainy so stra-na-mi GUAM na primere golosovaniya v General'noj Assamblee OON // Diplomat-icheskaya sluzhba. 2018. № 3. S. 25-34.

9. Mazyrin A. (svyashch.), Kostryukov A.A. Iz istorii vzaimootnoshenij Russkoj i Konstan-tinopol'skoj Cerkvej v XX veke / Svyashchennik A. Mazyrin, A.A. Kostryukov. M.: Izd-vo PSTGU, 2017. 367 s.

10. Maslov IM., Serebrich A.A., Ivanov E.O., Rogatin V.N. Itogi Vsepravoslavnogo sobo-ra v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti Rossii // Problemy nacional'noj strate-gii. 2017. № 2 (41). S. 152-170.

11. Olenchak YA.L. Avtokefal'nye tendencii v Ukrainskoj cerkvi: istoriko-politicheskaya proekciya // Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2015. № 3. S. 64-70.

12. Olenchak YA.L. K voprosu o politicheskoj predposylke avtokefalii Ukrainskoj cerkvi v nachale III tysyacheletiya // Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. 2013. № 12 (66). S. 122.

13. Serebrich A.A. Uchastie ukrainskih cerkvej Severnoj Ameriki v realizacii proekta pomestnaya cerkov' na Ukraine // Problemy nacional'noj strategii. 2016. № 5 (38). S. 218-238.

14. Filyanova V.N. Ego Svyatejshestvo Var-folomej - Konstantinopol'skij patriarh i pro-amerikanskij politik // Problemy nacional'noj strategii. 2013. № 1 (16). S. 189-200.

15. CHibisova A.A. Ukrainskaya Pravoslav-naya Cerkov' Kievskogo Patriarhata kak religioz-no-politicheskaya struktura v os-veshchenii ukrainskih i rossijskih issle-dovatelej // Prichernomor'e. Istoriya, poli-tika, kul'tura. 2013. № 12. S. 99-105.

16. Chibisova A.A. «Ukrainskij vopros» v otnosheniyah Konstantinopolya i Moskvy v nacha-le XXI v. // Vestnik Pra-voslavnogo Svyato-Tihonovskogo guman-itarnogo universiteta. Seriya 1: Bo-goslovie. Filosofiya. 2014. № 5 (55). S. 925.

About the author: Kurylev Konstantin P. - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University (email: [email protected]); Stanis Daria V. -PhD in Economics, Associate Professor, Department of the Public and Municipal Administration of RUDN University (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.