Научная статья на тему 'Внутриправославные противоречия на Украине: через инструментализацию религии - к геополитизации конфликта'

Внутриправославные противоречия на Украине: через инструментализацию религии - к геополитизации конфликта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1045
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ НА УКРАИНЕ / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTRA-ORTHODOX CONTRADICTIONS IN UKRAINE / RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS / RELIGIOUS AND POLITICAL PROCESSES / INSTRUMENTALIZATION OF RELIGION / GEOPOLITICAL CONFLICT / MANIPULATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сенюшкин Евгений Александрович

В статье исследуются внутриправославные противоречия на Украине в период их обострения в связи с предоставлением Константинопольским патриархатом Томоса о создании поместной православной украинской автокефальной церкви в январе 2019 г. На основании анализа религиозно-политических процессов выявляются признаки инструментализации противоречий в религиозно-церковной сфере, в результате которой внутриправославный конфликт приобретает геополитические очертания. Проанализирована взаимосвязь внутренних и внешних факторов. В комплексе причин обострения внутриправославных противоречий на Украине в качестве «пружины» или движущей силы рассматривается внешнее вмешательство в религиозно-церковные процессы, которые синхронизируются с манипулятивными политическими технологиями в связи с предстоящими президентскими выборами на Украине. На основании анализа развития внутриправославных противоречий на Украине делается вывод о влиянии на их развитие геополитической конкуренции, которая является причиной турбулентности современной системы международных отношений. Подчёркивается, что предоставление Томоса вновь созданной украинской поместной автокефальной православной церкви следует рассматривать как один из элементов комплексной системы выдавливания Украины из сферы влияния России. Оценивая влияние внутриправославных противоречий на Украине на перспективы российско-украинских отношений, автор подчёркивает важность анализа религиозно-политических процессов в контексте их взаимосвязи с внутриполитическими, социальными, экономическими, военно-стратегическими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL ORTHODOX CONTRADICTIONS IN UKRAINE: THROUGH THE INSTRUMENTALIZATION OF RELIGION TO GEOPOLITICAL CONFLICT

The article examines the internal Orthodox conflicts in Ukraine in the period of its aggravation in connection with the provision by the Constantinople Patriarchate of the Tomos on the establishment of the Ukrainian Autocephalous national Orthodox Church in January 2019. On the basis of the analysis of religious political processes revealed signs of instrumentalization of the contradictions in the religious and ecclesiastical sphere, in which it taking shape the geopolitical conflict. The interrelation of internal and external factors is analyzed. The complex of causes of aggravation of intra-Orthodox contradictions in Ukraine as an impuls or a driving force is considered external interference in religious and Church processes, which are synchronized with manipulative political technologies in connection with the upcoming presidential elections in Ukraine. Based on the analysis of the development of intra-Orthodox contradictions in Ukraine, the conclusion is made about the influence of geopolitical competition on their development, which is the cause of the turbulence of the modern system of international relations. It is emphasized that the provision of Tomos to the newly established Ukrainian local Autocephalous Orthodox Church should be considered as one of the elements of the complex system of squeezing Ukraine out of the sphere of influence of Russia. Assessing the influence of intra-Orthodox contradictions in Ukraine on the prospects of Russian-Ukrainian relations, the author emphasizes the importance of the analysis of religious and political processes in the context of their relationship with domestic political, social, economic, military-strategic factors.

Текст научной работы на тему «Внутриправославные противоречия на Украине: через инструментализацию религии - к геополитизации конфликта»

УДК 322.2:327.5

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0006

ВНУТРИПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ НА УКРАИНЕ: ЧЕРЕЗ ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИЮ РЕЛИГИИ -К ГЕОПОЛИТИЗАЦИИ КОНФЛИКТА

© 2019

Сенюшкин Евгений Александрович, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук и международных отношений Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского (295007, Россия, Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье исследуются внутриправославные противоречия на Украине в период их обострения в связи с предоставлением Константинопольским патриархатом Томоса о создании поместной православной украинской автокефальной церкви в январе 2019 г. На основании анализа религиозно-политических процессов выявляются признаки инструментализации противоречий в религиозно-церковной сфере, в результате которой внутриправо-славный конфликт приобретает геополитические очертания. Проанализирована взаимосвязь внутренних и внешних факторов. В комплексе причин обострения внутриправославных противоречий на Украине в качестве «пружины» или движущей силы рассматривается внешнее вмешательство в религиозно-церковные процессы, которые синхронизируются с манипулятивными политическими технологиями в связи с предстоящими президентскими выборами на Украине. На основании анализа развития внутриправославных противоречий на Украине делается вывод о влиянии на их развитие геополитической конкуренции, которая является причиной турбулентности современной системы международных отношений. Подчёркивается, что предоставление Томоса вновь созданной украинской поместной автокефальной православной церкви следует рассматривать как один из элементов комплексной системы выдавливания Украины из сферы влияния России. Оценивая влияние внутриправославных противоречий на Украине на перспективы российско-украинских отношений, автор подчёркивает важность анализа религиозно-политических процессов в контексте их взаимосвязи с внутриполитическими, социальными, экономическими, военно-стратегическими факторами.

Ключевые слова: внутриправославные противоречия на Украине, российско-украинские отношения, религиозно-политические процессы, инструментализация религии, геополитический конфликт, манипулятивные технологии.

INTERNAL ORTHODOX CONTRADICTIONS IN UKRAINE: THROUGH THE INSTRUMENTALIZATION OF RELIGION TO GEOPOLITICAL CONFLICT

© 2019

Senyushkin Eugeny Alexangrovich, candidate of political sciences, associate professor of the department of Political Sciences and International Relations V. I. Vernadsky Crimean Federal University (295007, Russia, Simferopol, Academic Vernadsky avenue 4, e-mail: [email protected])

Abstract. The article examines the internal Orthodox conflicts in Ukraine in the period of its aggravation in connection with the provision by the Constantinople Patriarchate of the Tomos on the establishment of the Ukrainian Autocephalous national Orthodox Church in January 2019. On the basis of the analysis of religious political processes revealed signs of instrumentalization of the contradictions in the religious and ecclesiastical sphere, in which it taking shape the geopolitical conflict. The interrelation of internal and external factors is analyzed. The complex of causes of aggravation of intraOrthodox contradictions in Ukraine as an impuls or a driving force is considered external interference in religious and Church processes, which are synchronized with manipulative political technologies in connection with the upcoming presidential elections in Ukraine. Based on the analysis of the development of intra-Orthodox contradictions in Ukraine, the conclusion is made about the influence of geopolitical competition on their development, which is the cause of the turbulence of the modern system of international relations. It is emphasized that the provision of Tomos to the newly established Ukrainian local Autocephalous Orthodox Church should be considered as one of the elements of the complex system of squeezing Ukraine out of the sphere of influence of Russia. Assessing the influence of intra-Orthodox contradictions in Ukraine on the prospects of Russian-Ukrainian relations, the author emphasizes the importance of the analysis of religious and political processes in the context of their relationship with domestic political, social, economic, military-strategic factors.

Keywords: Intra-Orthodox contradictions in Ukraine, Russian-Ukrainian relations, religious and political processes, instrumentalization of religion, geopolitical conflict, manipulative technologies.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Инстру-ментализация религии и её использование в геополитических целях имеет давнюю историю и начинает свой отсчёт с древнейших времён. В современной мировой политике по мере углубленияпротиворечий между се-кулярно-политической и церковно-религиозной культурами религия активно используется в качестве инструмента в международных конфликтах. В условиях обострения геополитической конкуренции религиозно-политические процессы активно подвергаются манипу-лятивно-технологическому воздействию. Это связано с тем, что религиозно-культурное пространство оказывает существенное влияние не только на индивидуальное мировоззрение, но и на политическое сознание и поведение больших масс людей. Религиозные чувства пронизывают глубинные пласты как индивидуального, так и коллективного сознания, поэтому они легко подвергаются манипулированию, при этом акторы (как внутренние,

так и внешние), осуществляя манипулятивное воздействие на большие массы людей, открыто не артикулируют свои геополитические цели. После появления тезиса С.Хантингтона о том, что «глобальная политика начала выстраиваться вдоль культурных линий» [1, а 13], манипулирование религиозными чувствами приобрело беспрецедентные масштабы.Религиозно-политические процессы встроены в современную систему международных отношений. По мнению А.Малашенко, религия сегодня активно вмешивается во внешнюю политику [2]. Существует и обратная взаимосвязь: внешняя политика достигает своих целей при помощи использования религиозного фактора. Это подтверждается словами бывшего госсекретаря США Мадлен Орбайт, которая утверждает, что «Основанная на вере дипломатия может быть полезным инструментом внешней политики» [3, p. 9]. Обоснование сказанного выше можно проиллюстрировать на ряде примеров из новейшей истории. Наиболее наглядный пример связан с развитием вну-

Senyushkin Eugeny Alexangrovich INTERNAL ORTHODOX ...

триправославных противоречий на Украине, в ходе анализа которых становятся очевидными такие процессы как инструментализация религии и её использование в геополитических целях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор, выделение неразрешённых ранее частей общей проблемы. Теоретические концепции, раскрывающие взаимосвязь религии и политики, изложены в трудах зарубежных авторов Э. Вильсона [4], Ю. Хабермаса [5], С. Хантингтона [1], Дж. Хейнса [б] и др. В числе российских исследований на эту тему можно упомянуть работы И.В. Кудряшовой [7], Л. Н. Митрохина [8], М. М. Мчедловой [9, 10], А. Щипкова [11] А. И. Яковлева [12] и др. В числе исследователей, которые указывают на инструментальный характер современных религиозно-политических процессов, особо следует отметить работы В. Х. Аустина [13].

Анализ политических и исторических аспектов развития внутриправославного конфликта на Украине представлен в публикациях А. Гущина [14], Д. Паренькова [15], В. И. Петрушко [16, 17], Н. Рыбачука [18], Т. А. Сенюшкиной [19, 20] и др. На основании обзора литературы по данной теме можно констатировать, что конфликт вокруг православной церкви на Украине окончательно вышел за пределы внутрицерковной повестки. Политологи пытаются разобраться в тонкостях канонического права, истории межправославных отношений. При этом ситуация, как правило, рассматривается ими в довольно ограниченном политическом контексте — оцениваются последствия либо для российско-украинских отношений, либо для взаимодействия России с Западом [15].

Предметом данного исследования являются вну-триправославные противоречия на Украине в период их обострения, которое произошло в связи с предоставлением Константинопольским патриархатом Томоса о создании поместной православной украинской автокефальной церкви в январе 2019 г.

Целью данной статьи является выявление признаков инструментализации внутриправославных противоречий на Украине, в результате которой происходит геополитизация конфликта. При этом наблюдается и обратная взаимосвязь: геополитические факторы становятся причинами инструментализации церковно-религиозных противоречий. Для достижения поставленной цели в ходе исследования заявленной темы мы будем прослеживать взаимосвязь внутренних и внешних религиозно-политических факторов, которые влияют на развитие внутриправославных противоречий на Украине.

В качестве методов исследования использованы положения инструментализма, а также геополитический подход, который предполагает анализ религиозно-политических процессов во взаимосвязи системных факторов, таких как интересы государств, баланс сил, ресурсы, географическое положение страны, цивилизаци-онные модели развития и др. Наряду с этим, автор опирается на положения теории социального конфликта, которая признаёт в качестве первопричин социальных конфликтов борьбу политических акторов за различные виды ресурсов.

Результаты исследования. Как известно, на Украине сегодня существует три православных церкви. Самая многочисленная - Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая сама избирает митрополита Киевского, имеет финансовую и административную автономию, но признает своим главой патриарха Московского и всея Руси. Вторая — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и третья — Украинская автокефальная православная церковь. УПЦ МП контролирует на украинской территории более чем 12000 приходов, УПЦ КП — почти 5000, а УАПЦ — чуть более чем 1200 [19, с. 30]._

Движение к созданию поместной православной церкви на Украине началось после распада СССР и обретения Украиной статуса независимого государства в 1991 году. Однако катализатором этого процесса и точкой, ведущей к эскалации внутриправославного конфликта, можно считать весну 2018 г., когда этот проект получил политическую поддержку на высшем уровне государственной власти. В апреле 2018 г. президент Украины Пётр Порошенко обратился к Константинопольскому патриархату с просьбой о предоставлении соответствующего решения (томоса) для создания Единой поместной автокефальной (самостоятельной) православной церкви. 19 апреля 2018 г. украинский парламент поддержал обращение Порошенко к Константинопольскому патриархату, «за» было подано 228 голосов. Предложение Порошенко также поддержали две церковные структуры - УПЦ КП и УАПЦ, которые уже много лет ведут переговоры об объединении [20, с. 150].

В Украинской православной церкви Московского патриархата к инициативе Порошенко и депутатов Рады отнеслись отрицательно, определив их как превышение власти и вмешательство в церковные дела, так как Церковь в соответствии со статьей 35 Конституции Украины отделена от государства. Тем не менее, Синод Вселенского патриархата начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии украинской церкви и назначил своими екзархами в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые находились в Киеве до 5 октября. Дальнейшие события развивались стремительно.

9 октября 2018 г. Синод Вселенского патриархата приступил к рассмотрению вопроса об автокефалии украинской церкви, а 11 октября 2018 г. было принято решение прекратить действие томоса 300-летней давности о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. В решении синода говорится о восстановлении ставропигии Константинопольского патриархата в Киеве.

В Русской Православной Церкви (РПЦ) решение Константинополя начать предоставление автокефалии неканонической Церкви на Украине назвали расколом. Патриарх РПЦ Кирилл заявил, что Константинопольский Патриархат не в первый раз поддерживает расколы в Русской Церкви: «То, что сейчас происходит... является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский патриарх в двадцатых годах, когда наша Церковь во главе со Святейшим патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях» [21]. 15 октября 2018 г. Синод Русской православной церкви объявил о разрыве общения с Константинопольским патриархатом по всей канонической территории РПЦ, включая Украину и Белоруссию.

5 декабря 2018 г. президент Украины Пётр Порошенко заявил о созыве объединительного собора 15 декабря 2018 г. в г. Киеве. УПЦ МП запретила своему духовенству и мирянам участвовать в объединительном соборе. Тем не менее, два митрополита, которые ранее поддерживали идею создания поместной церкви на Украине, приняли участие в соборе (митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) и митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий).

15 декабря в Софийском соборе Киева состоялся объединительный Собор, на котором украинские политики и представители УПЦКП и УАПЦ объявили о создании новой Православной Церкви на Украине. В соборе принимали участие президент Украины П.Порошенко и экс-президент В.Ющенко. Председательствовал на соборе представитель Вселенского патриарха митрополит Галльский Эммануил. Согласно решению собора, новое религиозное объединение на Украине называется «Православная церковь Украины» (ПЦУ). Предстоятелем церкви избран 39-летний Епифаний (Думенко), митро-

полит Переяславский и Белоцерковский УПЦ КП.

5 января 2019 г. Вселенский патриарх Варфоломей в патриаршем храме святого Георгия в Стамбуле подписал томос об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ). 6 января томос был вручен патриархом Варфоломеем предстоятелю ПЦУ митрополиту Епи-фанию. В церемонии вручения томоса приняли участие президент Украины Петр Порошенко. А уже 3 февраля 2019 г. в киевском Софийском соборе состоялась интронизация главы вновь созданной ПЦУ Епифания. В церемонии принимали участие первые лица государства, в том числе президент Украины Петр Порошенко с супругой, члены правительства, а также кандидат в президенты Юлия Тимошенко. На церемонии присутствовали представители других религиозных организаций на Украине, в том числе глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук, а также представитель Константинопольской православной церкви митрополит Галльский Эммануил.

Своё отношение к созданию новой поместной автокефальной церкви на Украине высказали представители других православных церквей мира. В частности, Патриарх Сербский Ириней направил развернутое послание Патриарху Варфоломею, в котором он призвал Предстоятеля Константинопольского патриархата не потворствовать попыткам киевского режима манипулировать верой [22]. Также патриарх Сербский Ириней указал на то, что Афонские монахи сербского монастыря Хиландар поддерживают Украинскую Православную Церковь (УПЦ МП). Позиция сербского монастыря Хиландар на Афоне по украинскому вопросу совпадает с видением Сербской Церкви, несмотря на то, что он относится к юрисдикции Константинополя [23].

Глава Польской Православной Церкви митрополит Савва обратился с посланием к Патриарху Варфоломею с призывом созвать Синаксис Предстоятелей Православных Церквей для широкого обсуждения ситуации на Украине. По оценке экспертов, предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви и ожидаемый в связи с этим всплеск общественно-религиозной конфронтации могут затронуть приграничные районы соседних с Украиной стран с компактно проживающим украинским населением, в том числе и в Польше. Проблема заключается в том, что в заселенных этническими украинцами (преимущественно греко-католика-ми) районах на юго-востоке Польши отмечается рост националистических настроений. В униатских церквях размещается красно-черная символика ОУН, участились случаи агрессивных действий униатов в отношении православных верующих. К числу наиболее «взрывоопасных» относятся населенные пункты Любачув, Корчова, Перемышль, Хрубшув, Хелм. В связи с этим в Польской Православной Церкви опасаются, что униаты будут использовать межправославный раскол на её канонической территории в своих интересах. Поддержка Ватиканом украинских греко-католиков может усилить разногласия.

В Болгарской Православной Церкви заявили, что в Константинополе сознают всю нелегитимность предоставления автокефалии ПЦУ, а Вселенский Патриарх учитывает всю степень опасности издания «украинского» Томоса для всего православного мира, так как предоставление автокефалии ПЦУ повлечет за собой требования со стороны других церковных структур, желающих обрести самостоятельность. К ним относятся, в частности, Американская архиепископия Константинопольского патриархата, а также так называемая Македонская Православная Церковь - Охридская архиепископия. В этой связи Премьер-министр Македонии З. Заев заявил, что положительное решение по украинскому вопросу подает сигнал и македонскому духовенству последовать примеру Киева. Кроме того, архиепископ американский Димитрий обозначил готовность отделиться от Константинопольской Церкви в

случае формирования независимой Единой Поместной Православной Церкви в Украине.

В Болгарской Православной Церкви считают, что вопрос о независимой украинской Церкви активно продвигается со стороны США. Тем не менее, последние решения Болгарской Церкви говорят о том, что идти на конфликт с Константинополем (а значит и США) она не готова. На последнем заседании Синода БПП было принято решение не поддерживать Русскую Православную Церковь, которая инициировала созыв Всеправославного Собора по вопросу украинской автокефалии. Против высказались восемь членов Синода, в том числе Патриарх Неофит.

По оценкам представителей Элладской Православной Церкви, Константинопольский Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению политически мотивированный запрос Киева об автокефалии по под давлением высшего политического руководства США. Греческие эксперты указывают в связи с этим, что Варфоломей в последние годы де-факто оказался на содержании США. Кроме того, Константинопольский Патриарх сосредоточен на сохранении собственных позиций в непростом турецком окружении. Особых же симпатий к другим православным Церквям, в том числе Русской, он не питает. При этом, заявляя о якобы прерогативе Фанара единолично решать вопросы автокефалии, он забыл о ключевом для Православия святоотеческом принципе - соборности. Пирейский иерарх Серафим в ходе встреч с Патриархом Варфоломеем не раз указывал ему на последствия вмешательства Константинополя в церковную ситуацию на Украине.

С критикой действий Константинопольского Патриарха Варфоломея выступил Митрополит Калаврит-ский и Эгиалийский Амвросий, который считает, что в результате действий главы Константинополя православный мир оказался на пороге нового глобального раскола. Тем не менее, на проходившем 2-5 октября Синоде Элладской Церкви вопрос об украинской автокефалии даже не внесли в регламент, хотя, как говорят сами иерархи, в кулуарах он обсуждался.

Американский архиепископ Константинопольского патриархата Димитрий обвинил Патриарха Варфоломея в создании угрозы для целостности православного мира. В связи с этим церковные эксперты указывают на возможность дестабилизирующего влияния архиепископа Димитрия на положение Константинопольского патриархата с учётом того, что Американская архиепископия является основным финансовым спонсором Фанара.

Большинство церковных экспертов считают, что предоставление Константинопольским патриархатом автокефалии украинской православной церкви - это шаг к разрушению единства мирового Православия, и таких разногласий в семье Поместных Церквей не было уже давно: «Совершенно очевидно, что такое развитие событий выгодно определенным политикам, но представляет большую проблему как для Поместных Церквей, так и для простых верующих. Превращение схизматической структуры в Автокефальную Церковь представляет из себя опасный прецедент» [22].

Противоречивое отношение к созданию новой поместной православной церкви характерно не только для мирового православия, но и для самих граждан Украины. Данные социологических опросов говорят о том, что только треть (35%) украинцев поддерживает создание в Украине поместной церкви. При этом 19% респондентов не поддерживают этот политический проект, треть респондентов (33,5%) ответили, что их это не интересует, а 12% затруднились с ответом. Об этом свидетельствуют результаты общенационального опроса Центра Разумкова, проведённого совместно с Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, который проводился с 16 по 22 августа 2018 г [24].

Согласно данным опроса, среди тех, кто считает себя православным, 41% поддерживают создание Поместной

Senyushkin Eugeny Alexangrovich INTERNAL ORTHODOX ...

автокефальной Православной Церкви, не поддерживают - 21%. При этом 40% греко-католиков высказались «за» и 19% «против» создания Поместной автокефальной Церкви, а 42% респондентов не интересовал этот вопрос или они затруднились с ответом.

Подавляющее большинство тех, кто не относит себя ни к одному из вероисповеданий (84,5%) и тех, которые считают себя «просто христианами» (74%), а также более половины тех, кто ответил, что они «просто православные» (без отнесения себя к одной конкретной Православной Церкви) (56%) или отвечали, что их это не интересует, или затруднились с ответом.

Кроме конфессиональных особенностей, которые влияют на отношение украинцев к созданию новой поместной церкви, отмечается корелляция с региональной принадлежностью. Доля тех, кто поддерживает создание Поместной автокефальной Православной Церкви, превосходит долю тех, кто это не поддерживает, в Западном (соответственно 60,5% и 12%) и Центральном (соответственно 41% и 15%) регионах. В Восточном регионе, наоборот, больше тех, кто не поддерживает создание поместной церкви (соответственно 14% и 32%), тогда как в Южном регионе их доли статистически значимо не отличаются (соответственно 16% и 18%). В Восточном и Южном регионах большинство граждан или не интересуются этой проблемой, либо не определились (такие составляют 54% на Востоке и 66% на Юге) [24].

По мнению украинских экспертов, руководство Украины подготавливает почву для рейдерского захвата храмов УПЦ и их передачи ПЦУ. Аналитики полагают, что такой шаг со стороны украинских властей усугубит раскол в обществе и может привести к новым столкновениям [25]. Большинство экспертов оценивают создание новой православной церкви на Украине как политический проект накануне президентских выборов. Обращается внимание на то, что среди главных сторонников ПЦУ очень мало политиков, которые относили бы себя к православным.

На политический характер внутриправославного конфликта на Украине указывает украинский политолог Николай Рыбачук, который отмечает, что «национально-патриотические силы Украины требуют как можно быстрее нормализовать конфессионально-церковные отношения и использовать результаты этого процесса с политической целью...» [18, с. 138]. Представители УПЦ также указывают на то, что «Вопрос автокефалии для украинской церкви - это политический проект, часть предвыборной кампании» [26].

По мнению Д.Паренькова, проблема автокефалии украинской церкви никогда не приобрела бы нынешние масштабы, если бы это был вопрос исключительно независимости украинского православия: «На нынешние действия Константинопольский патриархат пошел, исходя из своих собственных интересов, реализация которых стала возможна лишь в условиях современной международной обстановки. Константинопольский патриархат воспользовался локальным совпадением интересов с украинской властью и геополитической обстановкой, чтобы перейти в активную фазу конфликта. Фанар провозгласил самую значимую для РПЦ за пределами России территорию своим каноническим владением. Более того, сняв анафему с лидеров украинских раскольнических церквей, он на практике подтвердил видение самого себя в качестве финальной судебной инстанции православного мира. В любом случае, главная его задача — изъять эту территорию из сферы влияния Москвы и обозначить там свое присутствие, закрепив новый баланс сил» [15].

По мере развития внутриправославных противоречий на Украине активно распространяется католицизм, а также отмечается увеличение количества последователей нетрадиционных религиозных конфессий, таких как мормоны, кришнаиты и др., что, по мнению украинских экспертов, «обуславливает изменения в духовном этно-

фонде Украины и подрывает национальный менталитет народа» [18, с. 143]. Кроме того, в результате межцерковных конфликтов в глазах верующих падает авторитет церкви в целом, появляется нигилистическое отношение к законам [18, с. 144].

Тема внутриправославного конфликта на Украине получила широкий резонанс за пределами Украины. Как сообщает австрийская газета Der Standart, создание «объединенной церкви» на Украине может обернуться серьезными религиозными и политическими последствиями. Австрийские эксперты указывают на то, что президент Украины Петр Порошенко называет создание Православной церкви Украины (ПЦУ) «политическим событием». Если оставить в стороне попрание киевской властью принципа свободы вероисповедания и навязываемую украинцам в буквальном смысле насильно ПЦУ, можно обнаружить, что по факту «новая церковь» Украины вовсе не объединяет верующих страны, а усиливает и ранее существовавший раскол [27].

Религиозная ситуация на Украине обсуждается на высшем политическом уровне в США. В частности, в заявлении пресс-секретаря Государственного департамента США Хизер Нойерт отмечается, что «Соединенные Штаты уважают способность украинских православных религиозных лидеров и последователей иметь автокефалию в связи с их убеждениями». По словам пресс-секретаря, США уважают Вселенского Патриарха как голос религиозной толерантности и межконфессионального диалога. «Соединенные Штаты продолжают неизменную поддержку Украины... поскольку она прокладывает свой собственный путь и принимает свои решения, в частности относительно объединений.», - отмечается в заявлении [28].

В контексте сказанного выше следует обратить внимание на недавний зарубежный визит вновь избранного Главы ПЦУ Епифания, в ходе которого он провел консультации с иерархами Украинской православной церкви США и Канады, а также экзархом Фанара в Украине, по вопросам определения пути развития новой украинской церкви. Встреча Епифания с иерархами Украинской Православной Церкви США и Украинской Православной Церкви Канады, в которой принял участие экзарх Константинопольского Патриархата в Украине, состоялась 5 февраля 2019 г. Во встрече участвовали: глава УПЦ Канады, архиепископ Виннипега и Средней епархии митрополит Юрий, глава УПЦ в США митрополит Иерапольский Антоний, архиепископ Памфилийский УПЦ в США Даниил, председатель президиума консистории УПЦ Канады прот. Тарас Удод и экзарх Константинопольского патриархата в Украине архимандрит Михаил (Анищенко) [29].

Таким образом, предоставление Томоса вновь созданной украинской поместной автокефальной православной церкви следует рассматривать как один из элементов комплексной системы выдавливания Украины из сферы влияния России и последовательного перемещения в геополитическое пространство, контролируемое США. В качестве подтверждения этого тезиса можно указать на недавние изменения в конституции Украины, которые определяют курс украинского государства на вступление в ЕС и НАТО. По мнению А.Гущина, «Понимая свою ценность для Запада.Украина будет все настойчивее требовать скорейшей интеграции в структуры НАТО и Европейского союза. И, хотя полноценного членства ни в Евросоюзе, ни в НАТО, Украина, скорее всего, в обозримом будущем не получит, сотрудничество с этими организациями приобретет весьма насыщенный и многоплановый характер» [30].

Что же касается преломления исследуемого вопроса по отношению к перспективам российско-украинских отношений, согласимся с мнением А.Кортунова о том, что на их состояние воздействуют самые разнообразные факторы — внутриполитические, социальные, экономические, военно-стратегические и др. Некоторые из них

являются ситуативными (например, приближающиеся украинские президентские выборы), некоторые — долгосрочными (процесс формирования украинской гражданской нации). Не исключено, что в российско-украинских отношениях сохранится статус-кво на длительную историческую перспективу. Это означает, что российско-украинские отношения останутся враждебными, при этом ни одна из сторон не пойдет на эскалацию конфликта или на полный разрыв торгово-экономических связей или дипломатических отношений [31].

Так или иначе, российское и украинское общества будут все дальше расходиться в культурно-цивилиза-ционном плане, что, однако, не будет автоматически означать параллельного сближения Украины с Европой. На Западе будет нарастать усталость от российско-украинского конфликта, даже в контексте противостояния с Россией акценты будут перемещаться в другие сферы («вмешательство» в политические процессы, попытки «вбить клин» между Евросоюзом и США) [31].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. .Развитие внутрипра-вославных противоречий на Украине является одним из примеров, иллюстрирующих инструментализацию религии в условиях обострения геополитического противоборства, которое происходит на фоне углубления конфликта между секулярно-политической и церковно-религиозной культурами.

В комплексе причин обострения внутриправослав-ных противоречий на Украине следует рассматривать разнообразные факторы: внешнеполитические, внутриполитические, социальные, экономические, этно-конфессиональные, информационные и др. При этом «пружиной» или движущей силой обострения противоречий является внешнее вмешательство в религиозные и церковные конфликты, которые синхронизируются с избирательным процессом в связи с предстоящими президентскими выборами на Украине.

Анализ развития данного конфликта подтверждает его встроенность в систему геополитической конкуренции, которая является причиной турбулентности современной системы международных отношений.

Предоставление Томоса вновь созданной украинской поместной автокефальной православной церкви следует рассматривать как один из элементов комплексной системы выдавливания Украины из сферы влияния России.

В качестве перспективных направлений для дальнейшего исследования заявленной темы можно указать на системный анализ противоречий в религиозно-политической сфере Украины и их последствий для российско-украинских отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; пер. с англ. Т.Велимеева. М.:АСТ; АСТ МОСКВА, 2007. 571 с.

2. Малашенко А. Религиозная экспансия и внешняя политика. URL: https://carnegieendowment.org/files/20berlinwatt_malashenko.pdf

3. Albright M. Faith and Diplomacy // The Rev. of Faith & Intern. Affairs. 2006. Vol. 4. Fall. O 2. P. 9-11.

4. Wilson E. After Secularism: Rethinking Religion in Global Politics. New York: Palgrave Macmillan, 2012. 222 p.

5. Хабермас Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе // Полис. Политические исследования. 2010. № 2. С. 7—21.

6. Haynes J. An Introduction to International Relations and Religion. Second Edition. L.- N. Y.: Routledge, 2013. 456p.

7. Кудряшова И.В. Как изучать взаимодействие религии и политики? //Политическая наука. 2013. № 2. С. 9-24.

8. Митрохин Л.Н. Религия и политика в российской исторической традиции //Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Ин-т философии РАН, 1994. С. 20-21.

9. МчедловаМ.М. Возвращение религии, или Новый мир: в поисках объяснения //Политическая наука. 2013. № 2. С. 25-47.

10. Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции : дис. ... д-ра полит. наук. М., 2011. 359 с.

11. Щипков А. Политизация религии — характерная черта 1990-х. URL: http://www.religare.ru/2_26392.html.

12. Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху

глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. № 4. С. 4-38.

13. Austin W.H. Instrumentalism in Religion // Austin W.H. The Relevance of Natural Science to Theology. L.: Palgrave Macmilan, 1976. P. 31-54.

14. Гущин А. Вопрос об автокефальной церкви на Украине: история и политика. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ interview/vopros-ob-avtokefalnoy-tserkvi-na-ukraine-istoriya-i-politika/

15. Пареньков Д. Политика канонов и границ. URL: http://russian-council.ru/analytics-and-comments/analytics/politika-kanonov-i-granits/

16. Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. М.: Православ. Св.-Тихоновский богословский ин-т, 1998. 254 c.

17. Петрушко В.И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в XX веке. М.: Православ. Св.-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. 408 с.

18. Рибачук М. Украгна i Роая: спектр мiжконфесiйних вiдносин // Украина и Россия в новом геополитическом пространстве: Материалы «Круглого стола». К.: Ассоциация «Украгно», 1995. С.138-144.

19. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Крыму. Экспертный доклад за первое полугодие 2018 года /Ред. Сенюшкина Т.А., Степанов В.В., Старченко Р.А.Москва-Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. 63 с.

20. Сенюшкина Т.А. Анализ религиозной ситуации и уровня конфликтности в Крыму // Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов / Ред. Тишков В. А., Степанов В. В. М.: ИЭА РАН, 2018. С. 150-154.

21. Заседание Синода РПЦ по Украине: онлайн — прекращается поминовение Константинопольского патриарха URL: https://www. pravmir.ru/zasedanie-sinoda-rpts-po-ukraine-onlayn/

22. Бартош Г. Отношение к «украинскому Томосу» Поместных Церквей. URL: https://spzh.news/ru/zashhita-very/56388-otnosheni-je-k-ukrainskomu-tomosu-pomestnyh-cerkvej-polozhenije-na-oktyabry.

23. Патриарх Ириней: «Сербский» Афон поддерживает каноническую УПЦ. URL: https://spzh.news/ru/news/59919-patri-arkh-irinej-serbskij-afon-podderzhivajet-kanonicheskuju-upc

24.35% граждан Украины поддерживают создание единой поместной православной церкви, - Центр Разумкова . URL: https://risu.org.ua/RU/INDEX/ALL_NEWS/COMMUNITY/SOCIAL_ QUESTIONING/72529/

25. Бовдунов А., Писаренко А. «Пытаются присвоить статус гостя»: к чему могут привести намерения Киева переименовать УПЦ. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/585680-upc-mp-pereimeno-vanie-ukraina-konflikt.

26. Митрополит Антотй: Питання автокефалН це частина передвиборчог кампанН. URL: https://politeka.net/ua/news/soci-ety/742140-mitropolit-antonij-vopros-avtokefalii-jeto-chast-predvybor-noj-kampanii/.

27. Рыжков В. Появление «новой церкви» на Украине рискует обернуться серьезными последствиями — Der Standart. URL: https:// riafan.ru/1133272-poyavlenie-novoi-cerkvi-na-ukraine-riskuet-ober-nutsya-sereznymi-posledstviyami-der-standart.

28. Дали добро: у США висловилися про автокефалiю для Украгни. URL:https://politeka.net/ua/news/politics/741438-daly-dobro-v-ssha-vyskazalys-ob-avtokefalyy-dlia-ukrayny/

29. Епифаний обсудил с УПЦ в США и Канаде развитие ПЦУ в «правильном русле». URL: https://spzh.news/ru/news/59929-jepifanij-ob-sudil-s-upc-v-ssha-i-kanade-razvitije-pcu-v-pravilynom-rusle

30. Гущин А. Украина — есть ли выход из цугцванга власти? // http://mirperemen.net/2018/08/ukraina-est-li-vyxod-iz-cugcvanga-vlasti/

31. Кортунов А. Россия и Украина: 4 сценария на будущее. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossi-ya-i-ukraina-chetyre-stsenariya-na-budushchee/

Статья поступила в редакцию 12.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.