Научная статья на тему 'Уголовный кодекс Республики Казахстан: через призму времени (2004-2007 годы)'

Уголовный кодекс Республики Казахстан: через призму времени (2004-2007 годы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сартаева Наталья Абаевна

Предлагаемая статья входит в серию статей, имеющих своей целью изучение совершенствования действующего УК РК от его принятия до настоящего времени. Данная статья посвящена 2004-2007 годам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовный кодекс Республики Казахстан: через призму времени (2004-2007 годы)»

Сартаева Наталья Абаевна,

доктор юридических наук, доцент

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ (2004-2007 ГОДЫ)

В продолжение ранее опубликованных работ, посвященных анализу Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее УК РК), в настоящей статье анализируется временной период с 2004 по 2007 годы.

Основываясь на хронологическом подходе, можно констатировать, что за указанный период наибольшее количество законов, которыми

были внесены поправки в УК РК, были приняты в 2006 и 2007 годах, когда в них 6 законов (или 33%) внесли изменения и дополнения. Далее 2004 и 2005 годы по 3 закона в каждом (16%). всего за рассматриваемый период изменения и дополнения в УК РК были внесены 18 законами (см. таблицу).

Год Название законов, которыми в УК РК были внесены поправки 2004-2007 годы

2004 Всего законов - 3: Закон РК от 10 марта 2004 года № 529-II 3РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан в связи с введением моратория на исполнение смертной казни»; Закон РК от 9 июля 2004 года № 583-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам выборного законодательства»; Закон РК от 9 декабря 2004 года № 10 III ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам упрощения процедур расследования уголовных дел, декриминализации некоторых составов преступлений и совершенствования законодательства об административных правонарушениях».

2005 Всего законов - 3: Закон РК от 8 июля 2005 г. № 67-III ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности»; Закон РК от 8 июля 2005 г. №72-Ш ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ»; Закон РК от 22 ноября 2005 г. №90-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прав интеллектуальной собственности».

2006 Всего законов - 6: Закон РК от 16 января 2006 г. № 122-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей»; Закон РК от 31 января 2006 г. № 125-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства»; Закон РК от 2 марта 2006 г. № 131-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия торговле людьми»; Закон РК от 5 мая 2006 г. № 139- III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности»; Закон РК от 4 июля 2006 г. № 151-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судебной экспертизы»; Закон РК от 7 июля 2006 г. № 171-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения».

Всего законов - 6: Закон РК от 8 января 2007 года № 210-III «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства»; Закон РК от 28 февраля 2007 года № 235- III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»; Закон РК от 26 марта 2007 года № 240- III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы»; Закон РК от 15 мая 2007 года № 253- III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования труда»; Закон РК от 22 мая 2007 года № 255- III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам воинской службы»; Закон РК от 21 июля 2007 года № 308- III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией».

Что касается анализа содержания вносимых поправок, то 28% были направлены на борьбу с преступностью и обеспечения национальной безопасности, в их числе совершенствование противодействия коррупции и торговли людьми. 23% решали вопросы экономической сферы жизни государства и общества: рынка ценных бумаг, предпринимательства, аудиторской деятельности и финансовой отчетности. Также в УК РК вносились поправки законами, цель которых заключалась в совершенствовании уголовно-процессуального права. Процент таких законов - 17%. Столько же процентов законов вносили поправки в УК РК в связи с изменениями социального блока - здравоохранение и трудовые отношения. К примеру:

- в 2004 году необходимость принятия Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан в связи с ведением моратория на исполнение смертной казни» была связана с тем, что Указом Президента Республики Казахстан от 17 декабря 2003 года, в целях дальнейшей гуманизации уголовной политики государства в Республике Казахстан, был введен мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене.

В этой связи в статью 49 УК РК были внесены изменения и дополнения согласно которым, при введении Президентом Республики Казахстан моратория на исполнение смертной казни исполнение приговора о смертной казни приостанавливается на время действия моратория, а также, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Лица, приговоренные

к смертной казни, в случае отмены моратория на исполнение смертной казни имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет.

Данная норма сохранила свою редакцию в действующем УК и за почти 10-летний период никаких изменений не претерпевала.

Следует отметить, что проблема смертной казни, затрагивающая не только правовой, но и социокультурный уровень, является активно обсуждаемой и дискуссионной на протяжении ряда лет. При этом в последние 50 лет в мире обозначилась тенденция к отмене смертной казни и ограничению сферы ее применения. Две трети государств отменили смертную казнь де-юре или де-факто. Согласно восьмому пятилетнему докладу Генерального Секретаря ООН по вопросу смертной казни (опубликованному в 2009 году), только в 47 из 198 государств и территорий сохраняется смертная казнь. В 95 государствах и территориях смертная казнь отменена на все виды преступлений. В 8 отменена смертная казнь за обычные преступления. В 46 смертная казнь отменена де-факто, т.е. смертная казнь не отменена, но никто не был казнен за последние 10 лет. Это значит, что 149 государств и территорий отменили смертную казнь де-юре или де-факто [1, с. 5].

- в 2005 году Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» впервые в УК РК была введена уголовная ответственность за финансирования экстремизма и террористической деятельности, а также организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи

с осуществлением ими экстремизма.

Принятие этих норм было правовой реакцией на происходящие мировые тенденции в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом и их финансированием.

Следует отметить, что Казахстан целенаправленно и активно совершенствует правовую основу в сфере противодействия финансированию терроризму не только на государственном, но и на международном уровне. С этой целью ратифицированы наиболее важные международные договоры в рассматриваемой сфере. В частности, Законом РК от 23 октября 2000 года ратифицирован Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, Законом РК от 2 октября 2002 года Казахстан присоединился к Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, Законом РК от 4 октября 2004 года ратифицирован Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств и другие.

также новеллами этого периода были внесение в УК РК новых статей, предусматривающих уголовное наказание за непредставление информации либо представление заведомо ложных сведений должностным лицам эмитента ценных бумаг, а также нарушение права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения или топологии интегральных микросхем. Внесение таких новелл было определено необходимостью правового регулирования вопросов, связанных соответственно с рынком ценных бумаг и акционерными обществами, а также правами интеллектуальной собственности.

- 2006 год имеет большое значение для уголовного судопроизводства в Республике Казахстан. Именно в этот год был принят Закон РК «О присяжных заседателях», который регулирует общественные отношения, связанные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, определяет правовой статус, гарантии независимости, правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей.

В этой связи Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства

с участием присяжных заседателей» в УК РК были внесены поправки. В частности, предусмотрена уголовная ответственность за посягательство на жизнь присяжных заседателей, а равно их близких в связи с рассмотрением дел в суде, совершенное в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность. также преступлением определена угроза убийством, причинением вреда здоровью, повреждением или уничтожением имущества в отношении присяжного заседателя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде. Квалифицирующими признаками по статье 341 УК РК является угроза, совершенная с применением насилия.

Уголовно-наказуемым является и неуважение к суду, выразившееся в адрес присяжного заседателя (статья 342 УК РК), а также клевета в отношении него (статья 343 УК РК).

также в 2006 году в УК РК был внесен ряд поправок, направленных на совершенствование противодействия торговле людьми. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия торговле людьми» в новой редакции изложил статью 128 УК РК, предусматривающую ответственность за торговлю людьми.

Следует отметить, что международно-правовое закрепление борьбы с торговлей людьми имеет уже вековую историю. так, в мае 1904 года был подписан Международный договор о борьбе с торговлей белыми рабынями, а в мае 1910 года одноименная Конвенция, в которую Протоколом, утвержденным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в декабре 1948 года были внесены изменения. Далее последовали Международная Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми (сентябрь 1921 г.) и Международная Конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами (октябрь 1933 г.). Принимая во внимание, что в мире возникли новые факторы, в марте 1950 года была принята Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (данная Конвенция ратифицирована Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2005 года).

Логическим развитием международного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми является Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против

транснациональной организованной преступности, принятый резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 года. В нем закреплено, что торговля людьми -это осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждении, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующее другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц и (или) другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.

Понятие «торговля людьми» разъясняется и в Соглашении о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека, совершенном в Москве 25 ноября 2005 года. Сохраняя в полной мере вышеназванное содержание, в определение термина «эксплуатация» внесено некоторое дополнение. Его суть состоит в том, что правовое регулирование распространяется не только на извлечение органов, но и тканей человека в целях продажи.

Согласно статье 128 УК РК под торговлей людьми понимается купля-продажа или совершение иных сделок в отношении лица, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации. При этом эксплуатация есть использование принудительного труда, занятия проституцией другим лицом или иных оказываемых им услуг в целях присвоения виновным полученных доходов, а равно осуществление им полномочий собственника в отношении лица, которое по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или услуг.

Важное теоретическое и практическое значение имеет примечание к статье 125 УК РК, в котором дается разъяснение понятия «эксплуатация». Оно определяется как использование принудительного труда, занятия проституцией другим лицом или иных оказываемых им услуг в целях присвоения виновным полученных доходов, а равно осуществление им полномочий собственника

в отношении лица, которое по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ и услуг.

Внесение в УК РК вышеуказанных поправок было реакцией на актуализацию борьбы с торговлей людьми. По данному составу преступления предусмотрен ряд квалифицирующих признаков. В их числе: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а также в отношении двух или более лиц либо в отношении женщины, заведомо для виновного, находящейся в состоянии беременности, неоднократность применения насилия, опасного для жизни и здоровья, или угрозой его применения, а также другие. Таким образом, в уголовном законе Казахстана предусмотрен состав преступления - торговля людьми, имеющий качественно новое содержание и разработанный при учете норм международного законодательства.

Между тем, к примеру, совершение преступлений по предварительному сговору и организованной преступной группой не отражает в полной мере формы соучастия, присущей для организованной преступности, в том числе и для торговли людьми. Речь идет о совершении преступлений преступным сообществом (преступной организацией), транснациональной организованной группой, транснациональным преступным сообществом (соответственно, часть четвертая, 4-1 и 4-2 статьи 31 УК РК). Поскольку торговля людьми в ряде случаев характеризуется именно совершением преступлений преступным сообществом (преступной организацией), транснациональной организованной группой, транснациональным преступным сообществом, представляется целесообразным включить их в число квалифицирующих признаков.

- 2007 году был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства». В этом законе впервые была предусмотрена уголовная ответственность за недоброкачественное строительство, а также за неправомерное изменение идентификационного кода абонентского устройства сотовой связи, устройства идентификации абонента, создание, использование, распространение программ для изменения идентификационного кода абонентского устройства.

В этом же году Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией» в новой редакции были изложены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за дачу взятки, впервые в примечании к статье 307 УК РК дан перечень коррупционных преступлений.

Статья 311 УК РК была дополнена нормой, ставшей в дальнейшем предметом научных дискуссий и правоприменительных проблем. Речь идет о части пятой, которая предусматривала следующую редакцию: «Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи...». Как отмечает в своем заключении эксперт Сулейменова Г.Ж. [2] такая конструкция диспозиции (т.е. наличие в ней соединительного союза «и») означает, что квалификация по части пятой статьи 311 УК РК возможна только при наличии идеальной совокупности всех квалифицирующих признаков, предусмотренных ч.ч.1, 2, 3 и п.п. «а», «б», «в», «г» 4 ст. 311 УК РК. Для сравнения: в диспозициях ч.ч. 3 и 4 ст. 311 УК РК применен разделительный союз «или». А это означает, что для квалификации деяния лица по ч. 3 либо ч. 4 этой же статьи, достаточно установления хотя бы одного из признаков, указанных в их диспозициях.

Поэтому отсутствие либо недоказанность хотя бы одного деяния, предусмотренного ч.ч. 1-4 ст. 311 УК РК, должны исключать квалификацию деяния по ч. 5 ст. 311 УК РК.

Следует отметить, что Законом от 09.11.2011 года в часть пятую статьи 311 УК РК были

внесены изменения, заключающиеся в замене соединительного союза «и» на разделительный союз «или», что изменило ее правовой смысл: после введения этого закона в действие для квалификации деяния по части пятой статьи 311 УК РК достаточно установления хотя бы одного из деяний, предусмотренных частями первой, второй, третьей или четвертой этой же статьи.

Вышеизложенное является показательным примером того, что не точность изложения той или иной уголовно-правовой нормы, казалось бы выраженной в незначительной лингвистической замене соединительного союза «и» на разделительный союз «или», определяет качественно новую квалификацию уголовного деяния, и еще раз подчеркивает необходимость неукоснительного следования требованиям статьи 19 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» [3, с. 88].

Подытоживая, следует отметить, что для 2004-2007 годов, в части, касающейся совершенствования УК РК, характерно внесение поправок,направленных,во-первых,науголовно-правовую реализацию принятых Казахстаном обязательств, в рамках международных договоров и их ратификация. Во-вторых, внесение поправок, связанных с появлением в УК РК новых объектов преступлений, к примеру, недоброкачественное строительство, идентификационного кода абонентского устройства сотовой связи и другие. В-третьих, изменений и дополнений, совершенствующих уже имеющиеся в УК РК составы преступления, к примеру, коррупционные преступления.

Список литературы

1. Альтернативы смертной казни (Информационный пакет). - Проект «Международная Тюремная Реформа». - апрель 2011 г., переиздано в феврале 2013 г.

2. Сулейменова Г.Ж. Научно-правовое заключение о квалификации деяния, предусмотренного частью 5 статьи 311 Уголовного кодекса Республики Казахстан. - Информационно-справочная система «Юрист».

3. Сартаева Н.А. Юридическая техника: направления совершенствования уголовного законодательства // Вестник Института законодательства. - Астана: ИЗ МЮ РК, 2012. - №1. -С. 88-92.

Бул мацала цолданыстагы КР КК цабылданган кезг мен цазгргг кунге дешн жетыдгругн зерттеу мацсатындагы мацалалардыц т1з1м1не юред1. 2004-2007 жылдарга арналган. Tyüm создер: КР Кылмыстыц кодека, зацнаманы жетыд1ру.

Предлагаемая статья входит в серию статей, имеющих своей целью изучение совершенствования действующего УКРК от его принятия до настоящего времени. Данная статья посвящена 20042007 годам.

Ключевые слова: Уголовный кодекс РК, совершенствование законодательства.

The proposed article is one of a series of articles aimed at the study of the improvement of the existing Criminal Code of Republic of Kazakhstan from its adoption date till nowadays. This article is devoted to the years 2004-2007.

Keywords: Criminal Code of Republic of Kazakhstan, legislation improvement.

Наталья Абайкызы Сартаева,

з.г.д., доцент

^азакстан Республикасыныц ^ылмыстык; кодекса уакыт призмасынан к;араFанда (20042007 жж.)

Сартаева Наталья Абаевна,

д.ю.н., доцент

Уголовный кодекс Республики Казахстан: через призму времени (2004-2007 годы)

Sartayeva Natalya Abaevna,

doctor of Laws, docent

Criminal Code of the Republic of Kazakhstan: through the prism of time (2004-2007)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.