Научная статья на тему '25-летний путь уголовного закона Республики Казахстан: от провозглашения государственной независимости до современности'

25-летний путь уголовного закона Республики Казахстан: от провозглашения государственной независимости до современности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1679
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сартаева Наталья Абаевна

. В статье рассматриваются Уголовные кодексы Казахской ССР 1959 года и Республики Казахстан 1997 и 2014 годов, проводится их сравнительно-правовой анализ. Основополагающими задачами Уголовного кодекса Казахской ССР 1959 года являлась охрана конституционного строя, политической и экономической систем, собственности, личности, прав и свобод граждан всего правопорядка от преступных посягательств. Он в целом сохранял основные положения Уголовного кодекса СССР. В Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 года вносились поправки 86 законами. Около четверти законов были направлены на непосредственное совершенствование уголовного закона, а также Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Каждый пятый закон вносил поправки, направленные на усиление борьбы с преступностью, в том числе организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков. Уголовный кодекс Республики Казахстан 2014 года сохранил полную кодификацию уголовно-правовых норм. Дальнейший путь видится в связи с поиском рациональных путей и средств закрепления действия уголовно-правового механизма в обществе. Предлагается проводить ревизию норм на предмет их необходимости в уголовном законе либо возможности включения их в другие отрасли. Для замера эффективности уголовно-правовых норм необходимо разработать критерии их эффективности. Совершенствование уголовного законодательства должно быть научно обеспечено и осуществляться при учете положений международных договоров, ратифицированных Казахстаном. Пройденный уголовным законом 25-летний путь, еще раз подтверждает, что развитие той или иной отрасли права неразрывно связано с происходящими событиями в государстве, отражая в правовых нормах специфику того или иного исторического периода. Все периоды развития уголовного закона органически совпадают с основными этапами развития Казахстана и четко отражают специфику политического и экономического содержания основных государственно-правовых институтов 25-летнего периода Государственной Независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «25-летний путь уголовного закона Республики Казахстан: от провозглашения государственной независимости до современности»

воприменения в уголовном процессе. ^азак бшм академиясыньщ баяндамалары. Юриспруденция. 2010, № 2. - 131 б.

4. Пермяков Ю.Е. Стандарты научности в юридической теории. - М.: Право и политика. 2011, № 3. - 476-б.

5. Марченко М.Н. Источники права. М., 2006. - 57-б.

6. Прохорова М.Л., Скачко А.В. Контрабанда в законодательстве Республики Казахстан: новые подходы к регламентации уголовной ответственности в условиях членства в Таможенном Союзе. - Международное уголовное право и международная юстиция. М., 2016, № 2. - 30-б.

7. Филимонов В.Д. Справедливость как принцип права. - Государство и право. М.,

2009, № 9. - 6-б.

8. Лунеев В.В. Проблемы противодействия экономической преступности. - М., Государство и право, 2014. № 2. - 32-б.

9. Александр Шеслер. Мошенничество: проблемы реализации законодательных новелл. - Уголовное право. М., 2013, № 2. - 67-б.

10. Кленова Т.В. Квалификация преступлений и уголовная политика. - Государство и право. М., 2012, № 4. - 56-б.

11. Елена Стешич. Авария с тяжкими последствиями: неосторожное преступление или убийство? - Уголовное право.М.,2014, № 2. - 77-б.

REFERENCES

1. Djekebaev U.S. Iuridicheskoe lico kak subekt prestuplenia. - Zanger, 2011, №4 - 49b.

2. Rogov I.I. Socialnaia modernizada kak prioritetnoye napravlenie konstitucionnoi politiki Kazakhstana. - Zanger, 2012, №9 - 9b.

3. Kogamov M.Sh. Ustanovlenie osnovania ugolovnoi otvetsnvennosti: voprosi pravoprimenenia v ugolovnom processe. Kazak bilim akademiasinin baiandamalari. Iurisprudencia.

2010, №2. - 131 b.

4. Permjakov Ju.E. Standarty nauchnosti v juridicheskoj teorii. - M.: Pravo i politika. 2011, № 3. - 476-b.

5. Marchenko M.N. Istochniki prava. M., 2006. - 57-b.

6. Prohorova M.L., A.V. Skachko Kontrabanda v zakonodatel'stve Respubliki Kazahstan: novye podhody k reglamentacii ugolovnoj otvetstvennosti v uslovijah chlenstva v Tamozhennom Sojuze. - Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaja justicija. M., 2016, № 2. - 30-b.

7. Filimonov V.D. Spravedlivost' kak princip prava. - Gosudarstvo i pravo. M., 2009, № 9. -

6-b.

8. Luneev V.V. Problemy protivodejstvija jekonomicheskoj prestupnosti. - M., Gosudarstvo i pravo, 2014. № 2. - 32-b.

9. Aleksandr Shesler. Moshennichestvo: problemy realizacii zakonodatel'nyh novell. -Ugolovnoe pravo. M., 2013, № 2. - 67-b.

10. Klenova T.V. Kvalifikacija prestuplenij i ugolovnaja politika. - Gosudarstvo i pravo. M., 2012, № 4. - 56-b.

11. Elena Steshich Avarija s tjazhkimi posledstvijami: neostorozhnoe prestuplenie ili ubijstvo? - Ugolovnoe pravo. - M., 2014, № 2. - 77-b.

УДК 343.21

25-ЛЕТНИЙ ПУТЬ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Сартаева Наталья Абаевна

Доктор юридических наук, доцент, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: Sartaу69@mail.ru

Ключевые слова: уголовный кодекс; уголовный закон; уголовно-правовое воздействие; эффективность уголовно-правовых норм.

Аннотация. В статье рассматриваются Уголовные кодексы Казахской ССР 1959 года

и Республики Казахстан 1997 и 2014 годов, проводится их сравнительно-правовой анализ.

Основополагающими задачами Уголовного кодекса Казахской ССР 1959 года являлась охрана конституционного строя, политической и экономической систем, собственности, личности, прав и свобод граждан всего правопорядка от преступных посягательств. Он в целом сохранял основные положения Уголовного кодекса СССР.

В Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 года вносились поправки 86 законами. Около четверти законов были направлены на непосредственное совершенствование уголовного закона, а также Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Каждый пятый закон вносил поправки, направленные на усиление борьбы с преступностью, в том числе организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков.

Уголовный кодекс Республики Казахстан 2014 года сохранил полную кодификацию уголовно-правовых норм. Дальнейший путь видится в связи с поиском рациональных путей и средств закрепления действия уголовно-правового механизма в обществе. Предлагается проводить ревизию норм на предмет их необходимости в уголовном законе либо возможности включения их в другие отрасли. Для замера эффективности уголовно-правовых норм необходимо разработать критерии их эффективности. Совершенствование уголовного законодательства должно быть научно обеспечено и осуществляться при учете положений международных договоров, ратифицированных Казахстаном.

Пройденный уголовным законом 25-летний путь еще раз подтверждает, что развитие той или иной отрасли права неразрывно связано с происходящими событиями в государстве, отражая в правовых нормах специфику того или иного исторического периода. Все периоды развития уголовного закона органически совпадают с основными этапами развития Казахстана и четко отражают специфику политического и экономического содержания основных государственно-правовых институтов 25-летнего периода Государственной Независимости.

ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЦЫЛМЫСТЫЦ ЗАЦЫНЬЩ 25 ЖЫЛДЫЦ ЖОЛЫ: МЕМЛЕКЕТТ1К ТЭУЕЛС1ЗД1К ЖАРИЯЛАНГАНЫНАН БАСТАП ЦАЗ1РГ1 ЗАМАНГА ДЕЙ1Н

Наталья Абаевна Сартаева

Зац гылымдарыныц докторы, доцент, Астана цаласы, Цазацстан Республикасы; e-mail: Sartay69@mail.ru

ТYйiн создер: цылмыстыц кодекс; цылмыстыц зац; цылмыстыц-цуцыцтыц эсер ету; цылмыстыц-цуцыцтыц нормалардыц тимдшги

Аннотация. Мацалада 1959 жылгы Цазац ССР-ы мен 1997 жэне 2014 жылдардагы Цазацстан Республикасыныц Цылмыстыц кодекстерi царалып, оларга салыстырмалы-цуцыцтыц талдау ЖYргiзiлдi.

1959 жылгы Цазац ССР-ц Цылмыстыц кодексшц негiзгi мацсаттары болып конституциялыц цурылысты, саяси жэне экономикалыц ЖYйелердi, меншiктi, жеке тулганы, азаматтардыц цуцыцтары мен бостандыцтарын цылмыстыц цол сугушылыцтан цоргау табылатын. Ол жалпы КСРО Цылмыстыц кодексШц негiзгi ережелерт сацтады.

1997 жылгы Цазацстан Республикасыныц Цылмыстыц кодексте 86 зацмен тYзетyлер енгiзiлдi. Зацдардыц торттен бiр болт цылмыстыц зацды, сонымен цатар Цылмыстыц ¡с ЖYргiзy жэне Цылмыстыц атцару кодекстерт тжелей жетiлдiрyге багытталган бола-тын. дрбiр бесiншi зац цылмыстылыцпен кYресyдi ^шейтуге, соныц штде уйымдасцан цылмыстылыцпен, жемцорлыцпен, терроризммен, еЫрткыердщ зацсыз айналымымен щресуге багытталган тYзетyлер енгiздi.

2014 жылгы Цазацстан Республикасыныц Цылмыстыц кодекЫ цылмыстыц-цуцыцтыц нормалардыц толыцтай кодификациясын сацтап цалды. Цылмыстыц-цуцыцтыц тетгктщ цогамда эрекет етунц тиiмдi жолдары мен тэсшдерт iздеyмен байланысты жолда-ры корiнедi. Цылмыстыц зацга цажеттшк не болмаса оларды басца салаларга цосу мYмкiндiгi аясында нормалардыц ревизиясын ЖYргiзy усынылады. Цылмыстыц-цуцыцтыц нормалардыц тшмдшгт айцындау Yшiн олардыц тимдшгМц олшемдерт дайын-дау цажет. Цылмыстыц зацнаманы жетiлдiрy гылыми цамтамасыз етiлyi тшс жэне Цазацстанмен ратификацияланган халыцаралыц шарттардыц ережелерт ескере отырып ЖYзеге асырылуы керек.

COM HeMece 6acya canacuнuц daMyb, yyybiymbiy HopManapda COM He SonMaca

Sacya mapuxu Ke3e^^ epeKwenizw yaMbima Kepceme ombipbin, MeMneKemme Sonbin ombipsaH oyuzanapMeH musu3 QaunaHucmu eKeHdieiH ybinMbicmbiy зaцмeн emimeH 25-wbindbiv; won mazu dapacmaudw. KbinMbicmrny3aHlHWHl daMybrnwH, Sapnrny camwnapw Ka3aycmaH daMybrnwH, Hesi3si Ke3e^epiMeH Hesi3irnH mycna-myc Kenedi warn MeMneKemmiK mayenci3diKm^ 25-wbindbiy dayipiH^ Hesi3si MeMnemmmiK-y^biymbiy UHcmumymmapbiHb^ cancu warn экономикаnblц мaзмYнuнuц epeKmeniKmepiH Haymb yaMmudb.

25 YEARS WAY OF KAZAKHSTAN CRIMINAL LAW FROM THE INDEPENDENCE TO PRESENT DAYS

Natalia Abayevna Sartaeva

Doctor of jurisprudence, Associate professor,

Astana, the Republic of Kazakhstan; e-mail: Sartay69@mail.ru

Key words: criminal code; criminal law; criminal law measures; effectiveness of criminal law.

Abstract. The article examines the Criminal codes of the Kazakh SSR of1959 and the Republic of Kazakhstan of 1997 and 2014, carries out their comparative legal analysis.

Basic tasks of the Kazakh SSR Criminal code of 1959 were protection of constitutional order, political and economical systems, properties, persons, right andfreedom of citizens, law and order from criminal violations. The Code as a whole preserved the main provisions of the Criminal code of USSR.

The Criminal code of the Republic Kazakhstan of 1997 was amended by 86 laws. About quarter of these laws aimed at improving of the Criminal law, as well as Criminal Procedure and Penal Enforcement codes. Each fifth law made amendments aimed at strengthening ofprevention of crime, including organized crime, corruption, terrorism, illegal traffic of drugs.

The Criminal code of the Republic of Kazakhstan of 2014 has preserved a total codification of criminal-legal norms. Its further development will depend on search of rational ways and instruments of confirming the criminal-legal mechanism action in the society. It is proposed to perform the audit of norms in order to determine their necessity in criminal law or opportunity of inclusion them to other branches of law. For measurement of efficiency of criminal-legal norms it is necessary to develop the criteria of their efficiency. Improvement of criminal legislation should be based on scientific research and the international agreements ratified by Kazakhstan.

Passed by the criminal law of 25-year journey confirms once again that development of any branch of law is inextricably linked with events in the state, reflecting specific features of a given historical period in rules. All the periods of development of criminal law coincide with the main phases of development of Kazakhstan and reflect specific features of political and economical content of the main state-legal institutes of 25-year period of State Independence.

Начало становления уголовного закона независимого Казахстана определено Конституционным законом Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан», который установил, что Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.

На момент провозглашения независимости действовал Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года (далее - УК Казахской ССР). Его структура включала в себя Общую и Особенную части, разделы (главы - всего 11), около 300 статей и приложение к статье 31, предусматривающее перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.

Основополагающими задачами УК Казахской ССР являлась охрана конституционного строя, политической и экономической систем, собственности, личности, прав и свобод граждан всего правопорядка от преступных посягательств. Также было закреплено, что уголовное законодательство Союза ССР действует и на территории Казахской ССР. Общесоюзные законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления включаются в Уголовный кодекс Казахской ССР. В случае издания общесоюзных уголовных законов об ответственности за иные преступления, направленные против интересов Союза ССР, и до включения этих законов в Уголовный кодекс Казахской ССР общесоюзные уголовные законы применяются непосредственно1. Тем самым признавался приоритет уголовного законодательства СССР В целом УК Казах-

1 Уголовный кодекс Казахской ССР. - Информационно-справочная система «Юрист».

ской ССР сохранял основные положения Уголовного кодекса СССР.

Конечно же, в УК Казахской ССР вносились изменения и дополнения, адаптирующего его к новым историческим реалиям, но для развития уголовно-правовых отношений этого было недостаточно. Также было ясно, что имеющиеся и действовавшие на момент провозглашения независимости уголовно-правовые запреты и отношения одномоментно не могут быть изменены.

В результате УК Казахской ССР еще семь лет регулировал уголовно-правовые отношения в уже независимом Казахстане.

Второй этап развития уголовного закона связан с принятием в 1995 году на всенародном референдуме новой - ныне действующей Конституции Республики Казахстан. Именно она стала мощным импульсом для становления и развития качественно новых уголовно-правовых отношений.

В своей книге «Казахстанский путь» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечает, что «в уголовном праве была определена новая иерархия подлежащих защите социальных ценностей, выраженная в его принципах. На их базе предстояло сформировать Уголовный Кодекс» [1, с. 92].

Уголовный кодекс (далее УК РК 1997 г.) был принят 16 июля 1997 года. Он, как и УК Казахской ССР состоял из разделов (глав -всего 16) и насчитывал свыше 400 статей.

За период его действия, а это 17 лет, изменения и дополнения в него были внесены 86 законами. Условно, для удобства правового анализа, разделим действие УК РК 1997 года на следующие периоды:1997-2003 годы;2004-2007 годы;2008-2014 годы.

Если рассматривать 1997-2003 годы, то наибольшее количество законов, которыми были внесены поправки в УК РК 1997 года, были приняты в 2002 году, когда в него 5 законов (или 39%) внесли изменения и дополнения. Всего за этот период изменения и дополнения в УК РК 1997 года были внесены 14 законами. Так, в 2002 году Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с терроризмом» в новой редакции были изложены ряд статей, предусматривающих ответственность за: посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан; за пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма; создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности. Они были необходимы в связи с реализацией принятого 13 июля 1999 года Закона РК «О борьбе с терроризмом», а также реакцией на происхо-

дящие мировые тенденции в сфере борьбы с терроризмом и его финансированием.

Подытоживая, следует отметить, что для 1997-2003 годов, в части касающейся совершенствования УК РК 1997 года, характерно внесение поправок, направленных на борьбу с преступностью, ее организованными формами, а также связанных с реализацией законов, регулирующих противодействие терроризму и коррупции.

Следующий период - 2004-2007 годы. Наибольшее количество законов, которыми были внесены поправки в УК РК 1997 года, были приняты в 2006 и 2007 годах, когда в них 6 законов (или 33%) внесли изменения и дополнения.

В числе наиболее важных следует отметить, Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан в связи с ведением моратория на исполнение смертной казни». Необходимость его принятия была связана с тем, что Указом Президента Республики Казахстан от 17 декабря 2003 года, в целях дальнейшей гуманизации уголовной политики государства в Республике Казахстан, был введен мораторий на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене.

В этой связи в статью 49 УК РК 1997 года были внесены изменения и дополнения согласно которым, при введении Президентом Республики Казахстан моратория на исполнение смертной казни исполнение приговора о смертной казни приостанавливается на время действия моратория, а также, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Лица, приговоренные к смертной казни, в случае отмены моратория на исполнение смертной казни имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет.

Следует отметить, что проблема смертной казни, затрагивающая не только правовой, но и социокультурный уровень, является активно обсуждаемой и дискуссионной на протяжении ряда лет. При этом в последние 50 лет в мире обозначилась тенденция к отмене смертной казни и ограничению сферы ее применения. Две трети государств отменили смертную казнь де-юре или де-факто. Согласно восьмому пятилетнему докладу Генерального Секретаря ООН по вопросу смертной казни (опубликованному в 2009 году), только в 47 из 198 государств и тер-

риторий сохраняется смертная казнь. В 95 государствах и территориях смертная казнь отменена на все виды преступлений. В 8 отменена смертная казнь за обычные преступления. В 46 смертная казнь отменена де-факто, т.е. смертная казнь не отменена, но никто не был казнен за последние 10 лет. Это значит, что 149 государств и территорий отменили смертную казнь де-юре или де-факто2.

Подытоживая, следует отметить, что для 2004-2007 годов, в части касающейся совершенствования УК РК 1997 года, характерно внесение поправок, направленных, во-первых, на уголовно-правовую реализацию, принятых Казахстаном обязательств, в рамках международных договоров и их ратификация. Во-вторых, внесение поправок, связанных с появлением в УК РК 1997 года новых объектов преступлений, к примеру, недоброкачественное строительство, идентификационного кода абонентского устройства сотовой связи и другие. В-третьих, изменений и дополнений, совершенствующих уже имеющиеся в УК РК 1997 года составы преступления, к примеру, коррупционные преступления.

И заключительный период действия УК РК 1997 года - 2008 год - 2014 годы. Всего за указанный период в УК РК вносились поправки 54 законами. Основываясь на хронологическом подходе, наибольшее количество законов, которыми были внесены поправки в УК РК, были приняты в 2009 и 2012 годах, когда в них соответственно 13 законов (37%) и 9 законов (19%) внесли изменения и дополнения. Именно эти годы характеризуются глобальным кризисом. И закономерно, что в этот период значительная часть поправок, вносимых в УК РК 1997 года, была связана с экономическими отношениями. Так, уголовно-правовой реакцией на имеющиеся случаи неправомерного захвата бизнеса стало дополнение в 2011 голу УК РК 1997 года статьей, предусматривающей уголовную ответственность за рейдерство.

Подытоживая, основываясь на хронологическом подходе, можно констатировать, что наибольшее количество законов, которыми были внесены поправки в УК РК 1997 года, были приняты в 2009 году, когда в него 13 законов (или 16%) внесли изменения и дополнения. Что касается анализа содержания вносимых поправок в целом, то около четверти законов были направлены на непосредственное совершенствование уголовно-

го закона, а также Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, в частности вопросов смертной казни и судебной экспертизы, деятельности уголовно-исполнительной системы, введение суда присяжных заседателей и других.

Около 20% законов были направлены на усиление борьбы с преступностью (в том числе организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков). Аналогичный процент законов посвящен решению экономических проблем [результатам изучения УК РК 1997 года была посвящена серия статей, опубликованных в журналах «Вестник Института законодательства» 2013 году - прим. автоРа].

Между тем, быстро меняющиеся исторические условия обуславливали новые политические цели и задачи, в том числе и в сфере уголовно-правовых отношений.

В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Ка-захстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» было поручено начать реформу уголовного законода-тельства3. Безусловно, выполнение данного поручения требовало продолжительной, планомерной и серьезной работы всех заинтересованных государственных органов, научной общественности и других заинтересованных лиц.

Одним из таких примеров было проведение в 2012 году ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», в рамках фундаментального и научно-прикладного исследования: «Правовой мониторинг в Республике Казахстан: теория, проблемы и перспективы», правового мониторинга уголовного законодательства Республики Казахстан, в ходе которого были изучены вопросы: расширения сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключения из отдельных санкций наказания в виде лишения свободы либо снижения максимальных сроков лишения свободы; повышения качества уголовного закона, при этом особое внимание уделялось юридической технике его изложения; приведения уголовного законодательства в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном; совершенствования правового мониторинга уголовного законодательства и широкого применения социологических ме-

2

Альтернативы смертной казни (Информационный пакет). - Проект «Международная Тюремная Реформа». - апрель 2011 г, переиздано в феврале 2013 г., с.5

3 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана

«Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». -справочная система «Юрист».

Информационно-

тодов при его проведении; разработки критериев эффективности уголовного законодательства и другие.

Знаковым для развития уголовного закона стал 2013 год, когда в Парламент в числе 4 ключевых законодательных актов, призванных концептуально модернизировать систему уголовного судопроизводства и вывести правовую систему Казахстана на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы, был внесен проект нового, ныне действующего Уголовного кодекса Республики Казахстан, принятого в июле 2014 года (далее УК РК 2014 года).

Весьма важно, что УК РК 2014 года сохранил содержащуюся еще в УК Казахской ССР норму о том, что единственным источником уголовного права является уголовный закон. Причем согласно части первой статьи 1 УК РК 2014 года, уголовное законодательство Республики Казахстан составляет исключительно уголовный кодекс. Из чего вытекает, что «единственным источником уголовного права является уголовный закон, никакой другой нормативный правовой акт, ни судебный прецедент, ни усмотрение суда, ни обычаи и т.д. не могут быть его источником» [2, с. 21]. Также уголовный закон содержит точный и исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением. Ни один другой акт государства не может содержать в себе нормы уголовно-правового характера.

Таким образом, в УК РК 2014 года в полной мере сохранена преемственность в отношении полной кодификации уголовно-правовых норм, что в сфере осуществления правосудия, которая позволяет обеспечивать гарантии законности.

Структура УК РК 2014 года, также, как и предыдущих анализируемых кодексах, состоит из Общей и Особенной частей, разделов (глав - всего 18), включающей 467 статьей. На рассматриваемый момент (сентябрь 2016 года) в УК РК 2014 года 10 законов внесли изменения и дополнения (1 - в 2014 году, 6 - в 2015 году и 3 - в 2016 году).

Изменения и дополнения в УК РК 2014 года вносились в связи с совершенствованием системы государственного управления; противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; амнистией граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества; защитой прав ребенка; декларированием доходов и имущества физических лиц, а также по вопросам благотворительности; информатизации; неработающих кредитов и активов банков

второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан; арбитража; платежей и платежных систем.

Каким видится дальнейший путь уголовного закона?

Во-первых, вектор его развития должен быть направлен на рациональные пути и средства закрепления действия уголовно-правового механизма в обществе. В этой связи, следует обращать внимание на соответствие средств уголовно-правового воздействия современным тенденциям преступности.

В юридической литературе под уголовно-правовым воздействием понимается «специальная деятельность государства по защите наиболее важных для общества (на данном этапе его развития) отношений от преступных посягательств и регулированию тех отношений, которые возникают вследствие нарушения устанавливаемых уголовно-правовых запретов» [3, с. 370].

Поэтому важно, чтобы защита таких важных общественных отношений носила только целевой характер и достигала необходимых результатов. Это определяет необходимость четкого видения ценностей и интересов общества, нуждающихся в уголовно-правовой охране. К примеру, проведенный анализ свидетельствует, что изменения и дополнения в Особенную часть УК РК в среднем вносится около 5 раз в год. При этом имеются случаи, когда в сферу преступного зачисляются практически «сколь-нибудь значимые угрозы для человека», регламентация которых вполне возможна и в других отраслях законодательства [4, с. 106] либо может осуществляться посредством реализации мер экономического характера [5, с. 13].

Таким образом, целесообразно проводить ревизию норм на предмет их необходимости в уголовном законе либо возможности включения их в другие отрасли, например, административного законодательства.

В целом для эффективного уголовного закона следует придерживаться схемы: четко обозначенные и нормативно закрепленные цели, выбор оптимальных и необходимых средств противодействия и предупреждения преступности, и как следствие, в этом случае, будет достигнута максимальная результативность правоприменительной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для замера эффективности уголовно-правовых норм необходимо разработать критерии их эффективности. Кстати, в большинстве научных определений эффективность рассматривается как отношение между фак-

тически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой принималось соответствующее решение.

Полагаем, что это потребует проведения соответствующих научно-практических исследований, экспертных опросов, позволяющих изучить искомую проблему системно и комплексно. В категорию экспертов целесообразно включить представителей: законодательной, исполнительной и судебной власти; юридической общественности; правоохранительных и специальных государственных органов; неправительственных организаций правозащитной и юридической направленности. Таким образом, будет проанализировано и обобщено мнение, как государственных структур, так и институтов гражданского общества, что представляется весьма важным.

Во-вторых, особое внимание следует уделить совершенствованию системы предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения и в целом антикорупционного законодательства.

Необходимость выведения борьбы с коррупцией в приоритеты, определяется ее последствиями и повышенной степенью опасности. К ним следует отнести: существенное уменьшение способности государства к проведению эффективной политики посредством принятия законов и иных нормативных актов, отвечающих интересам всего или большей части общества; подмена подлинных экономических ценностей социального развития индивидуальными экономическими интересами; расширение сектора теневой экономики; снижение притока социально ориентированных зарубежных инвестиций; замедление темпов интеграции экономики Казахстана в мировую экономическую систему; уменьшение уровня собираемости налогов и иных обязательных платежей; увеличение притока в страну «грязных денег» с целью отмывания и другие [6, с. 29].

Неслучайно в пункте 5 Стратегии «Казах-стан-2050» необходимость борьбы с коррупцией определена составляющей укрепления государственности и развития казахстанской демократии. С этих позиций В Концепцию правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года (далее Концепция) целесообразно дополнить положением о том, что особое внимание следует уделить совершенствованию системы предупреж-

дения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения и в целом антикорупционного законодательства.

Во-вторых, происходящая сегодня активная интеграция Казахстана в мировое сообщество, признание страны как ответственного и надежного партнера, пользующегося международным авторитетом, определяет необходимость качественного и конкурентоспособного законодательства.

Одной из составляющих в решении этой задачи является совершенствование уголовного законодательства при учете положений международных договоров, ратифицированными Казахстаном.

В Концепции отмечается, что «важным является приведение уголовного закона в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном. Речь, в частности идет не только о декриминализации, но и об обратном процессе криминализации определенных видов правонаруше-ний»4.

К примеру, в Справочнике по уголовно-правовым мерам противодействие терроризму, подготовленном Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности отмечается, что «государства, взявшие на себя официальные обязательства в рамках универсального правового режима борьбы с терроризмом, после ратификации соответствующих универсальных документов должны включить их в свое национальное законодательство, предварительно проведя всеобъемлющий обзор действующих правовых норм. Это необходимо не только для эффективного осуществления антитеррористических мер, но и для создания правовой основы для деятельности органов уголовного правосудия.... Каждое государство должно выбрать наиболее подходящий механизм осуществления положений международных договоров. В тех случаях, когда ратификация соответствующего универсального документа налагает на государство связывающие обязательства, оно может выбрать один из следующих методов создания необходимой правовой базы: всесторонний обзор национального уголовного законодательства с последующим внесением в него необходимых изменений; включение специального раздела в уголовный кодекс государства; такой вариант может подойти для государства, планирующего провести более масштабную реформу уголовно-правовой системы; принятие отдельного закона, содержащего все положения, предусмотренные международ-

4 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года. - Информационно-справочная система «Юрист»

ными конвенциями»5.

Анализируя вышеизложенные рекомендации, представляется, что третий вариант, при учете положения, что уголовное законодательство состоит только из уголовного закона, не является приемлемым. В связи с чем, в случае проведения работы по инкорпорированию норм международных договоров, в УК РК 2014 года, следует изучить возможность применения других двух методов.

Следует отметить, что в число основополагающих основ УК РК 2014 года также входит положение о приоритетности международных договоров, ратифицированных Республикой, перед ее законами. Касательного данного положения следует иметь в виду, что нормы международных договоров не могут быть применены непосредственно, поскольку, во-первых, нормы международных конвенций не имеют санкций, положений о виде, размерах и сроках наказания, а значит, они могут быть реализованы только, если станут нормами внутригосударственного уголовного закона. Во-вторых, как правило, международные договора выражают лишь намерение государств-участников бороться с теми или иными преступлениями, не раскрывая их признаков.

В-третьих, совершенствование уголовного законодательства должно быть научно обеспечено. Предполагается, что в научно-уголовно-правовой анализ должен включать не только анализ содержания самого уголовного законодательства, так и сравнительно-правовой анализа соответствия уголовного законодательства: социально-политической и правовой ситуации в обществе; национальному законодательству, а также международным нормам и стандартам. Выявление отличий и общих черт в правоприменительной практике в странах, где существуют аналогичные уголовно-правовые нормы, изучение международного опыта.

Большое значение для научного обеспечения уголовного законодательства имеет и опрос лиц, на которых распространяется действие закона (общественное мнение), применение статистических и документальных методов, анализ материалов средств массовой информации; опрос сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов (в части определения отношения лиц, непосредственно реализующих уголовный закон); анализ и опрос представителей неправительственный организаций.

Необходимо активизировать и расши-

рять проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований в сфере нормотворчества, тем самым встраивая алгоритм принятия законодательных и иных нормативных правовых решений, в том числе и в сфере уголовно-правовых отношений.

Научность предполагает и юридическую корректность, тщательное применение правил юридической техники, предусматривающей точность и ясность юридических формулировок, четкое их языковое воплощение, правильное и единообразное употребление языковой терминологии, во многом определяет эффективность воздействия законодательства на общественные отношения, обеспечения прав и интересов граждан и юридических лиц.

Так, для уголовного законодательства можно рекомендовать: ясность и простоту изложения уголовно-правовой нормы, имеющие большое правовое значение и способствующие внедрению четких юридических начал в уголовно-правовую сферу; максимальную точность выражения, то есть достижение наибольшего соответствия между идеей, мыслью законодателя и воплощением этой мысли в уголовном законодательстве; экономичность (когда мысль излагается максимально ограниченным числом фраз и терминов) и логическую связанность и последовательность изложения уголовно-правовых норм; единообразное определение дефиниций, используемых в уголовном законодательстве.

Подытоживая, отметим, что принятие УК РК 2014 года и других кодексов послужило основой для нового этапа совершенствования уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и административно-правовых отношений, а также правоприменительной деятельности государства, которые должны быть направлены на более эффективное гарантирование и защиту конституционных прав граждан

Пройденный уголовным законом 25-летний путь, еще раз подтверждает, что развитие той или иной отрасли права неразрывно связано с происходящими событиями в государстве, отражая в правовых нормах специфику того или иного исторического периода. Все периоды развития уголовного закона органически совпадают с основными этапами развития Казахстана и четко отражают специфику политического и экономического содержания основных государственно-правовых институтов 25-летнего периода Государственной Независимости.

5 Справочник по уголовно-правовым мерам противодействие терроризму, подготовленном Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. - Вена, 2009, с. 35-36.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. - Караганда, 2006;

2. Каиржанов Е.И. Уголовное право Республики Казахстан (Общая часть). - Алматы, 1998.

3. Векленко С.В. О повышении эффективности уголовно-правового воздействия // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты: Материалы III Российского конгресса уголовного права (29-30 мая 2008 года). - М., 2008. - С. 370.

4. Лунеев В.В. Эффективность борьбы с преступностью и ее отдельными видами в современной России // Государство и право. - 2003. - № 7. - С. 106-111.

5. Келина С.Г. Об основаниях и последствиях декриминализации деяний //Современное государство и право. - 1988. - № 11. - С. 12-19.

6. Нукенов М. Состояние коррупционной преступности и ее последствия // Фемида. -2004. - № 2. - С. 29-30.

REFERENCES

1. Nazarbaev N.A. Kazahstanskij put'. - Karaganda, 2006.

2. Kairzhanov E.I. Ugolovnoepravo Respubliki Kazahstan (Obshhajachast'). - Almaty, 1998.

3. Veklenko S.V. O povyshenii j effektivnosti ugolovno-pravovogo vozdejstvija //Protivodejstvie prestupnosti: ugolovno-pravovye, kriminologicheskie i ugolovno-ispolnitel'nye aspekty: Materialy III Rossijskogo kongressa ugolovnogo prava (29-30 maja 2008 goda). - M., 2008. - S.370.

4. Luneev V.V. Jeffektivnost' bor'by s prestupnost'ju i ee otdel'nymivi dami v sovremennoj Rossii // Gosudarstva i pravo. - 2003. - № 7. - S. 106-111.

5. Kelina S.G. Ob osnovanijah i posledstvijah dekriminalizacii dejanij // Sovremennoe gosudarstvo i pravo. - 1988. - № 11. - S. 12-19.

6. Nukenov M. Sostojanie korrupcionnoj prestupnosti i ee posledstvija. // Femida. -2004.-№ 2.- S. 29-30.

УДК 343 (0758).

ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ПРОСТУПКОВ ОТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Рахметов Саттар Муканович

Главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: rasattar@mail.ru

Ключевые слова: уголовный проступок; административное правонарушение; преступление; уголовная ответственность.

Аннотация. В статье дан анализ норм уголовного законодательства некоторых зарубежных стран, предусматривающих определение и признаки преступления. Указаны преимущества законодательства тех стран, где признак общественной опасности установлен в качестве одного из обязательных признаков.

В правоприменительной практике нередко вызывают трудности установления признака общественной опасности деяния. Поэтому важно правильноеустанавление наличия признака общественной опасности деяния. Это важно и для законотворческой деятельности.

Понятие уголовного проступка в ранее действовавшем уголовном законодательстве Республики Казахстан не использовалось, поэтому оно считается новым. С этим связан анализ нормы УК, где дано определение уголовного проступка.

В статье рассмотрены проблемы отграничения уголовных проступков от административных правонарушений и преступлений. Сформулированы предложения по совершенствованию нормы УК Республики Казахстан, в которой содержится определение понятия преступления и уголовного проступка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.