Научная статья на тему 'Уголовное наказание в виде принудительных работ: первые проблемы правоприменительной практики'

Уголовное наказание в виде принудительных работ: первые проблемы правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / FORCED LABOR / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / DETENTION CENTERS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PENAL POLICY OF THE STATE / PUNISHMENT ALTERNATIVE TO DEPRIVATION OF LIBERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич, Новиков Алексей Валерьевич

В статье представлены результаты исследования первоначальной правоприменительной практики исполнения нового вида наказания принудительных работ. Авторы выявляют недостатки правового регулирования и организации функционирования исправительных центров территориальных органов ФСИН России. Предлагаются меры по совершенствованию и оптимизации института принудительных работ, в частности, утвердить Инструкцию по организации исполнения наказания в виде принудительных работ; разработать алгоритм исчисления заработка подучетных ИЦ (УФИЦ) и производства вычитаний в государственную казну; определить порядок формирования и согласования перечня организаций и предприятий, в которых будут отбывать наказание осужденные к принудительным работам; обеспечить гарантированное трудоустройство осужденных к принудительным работам; конкретизировать порядок водворения осужденных в помещение для нарушителей и их содержания в данных помещениях и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR: THE FIRST PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

This article presents the results of the study of the initial law enforcement practice of execution of a new type of punishment forced labor. The authors reveal the shortcomings of legal regulation and organization of the functioning of correctional centers of the territorial bodies of the Federal penitentiary service of Russia. The measures for improvement and optimization of the institution of punishment in the form of forced labor are proposed, in particular, to approve the Instruction on the organization of execution of punishment in the form of forced labor; to develop an algorithm for calculating the earnings of accounting IC (UFIC) and the production of deductions to the state Treasury; to determine the order of formation and coordination of the list of organizations and enterprises in which convicts will serve their sentences for forced labor; to ensure guaranteed employment of convicts for forced labor; to specify the order of placing convicts in the premises for violators and their detention in these premises, etc.

Текст научной работы на тему «Уголовное наказание в виде принудительных работ: первые проблемы правоприменительной практики»

УДК 340

Габараев Алан Шотаевич

кандидат политических наук, старший научный сотрудник,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 19991, г. Москва, ул. Житная, д. 14, e-mail: gabiron@mail.ru

Новиков Алексей Валерьевич

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент, главный научный сотрудник,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 119991, г. Москва, ул. Житная, д.14, e-mail: novikov.pravo@mail.ru

Alan S. Gabaraev

Candidate of Political Science, Senior Researcher,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Zhitnaya str., 14, Moscow, Russia, 119991, e-mail: gabiron@mail.ru

Alexey V. Novikov

Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of of Law, Associate Professor, Chief Research Officer,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Zhitnaya str., 14, Moscow, Russia, 119991, e-mail: novikov.pravo@mail.ru

УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования первоначальной правоприменительной практики исполнения нового вида наказания - принудительных работ. Авторы выявляют недостатки правового регулирования и организации функционирования исправительных центров территориальных органов ФСИН России. Предлагаются меры по совершенствованию и оптимизации института принудительных работ, в частности, утвердить Инструкцию по организации исполнения наказания в виде принудительных работ; разработать алгоритм исчисления заработка подучетных ИЦ (УФИЦ) и производства вычитаний в государственную казну; определить порядок формирования и согласования перечня организаций и предприятий, в которых будут отбывать наказание осужденные к принудительным работам; обеспечить гарантированное трудоустройство осужденных к принудительным работам; конкретизировать порядок водворения осужденных в помещение для нарушителей и их содержания в данных помещениях и др.

Ключевые слова: наказания, альтернативные лишению свободы; принудительные работы; исправительные центры; уголовно-исполнительная политика.

CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR: THE FIRST PROBLEMS

OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Summary. This article presents the results of the study of the initial law enforcement practice of execution of a new type ofpunishment -forced labor. The authors reveal the shortcomings of legal regulation and organization of the functioning of correctional centers of the territorial bodies of the Federal penitentiary service of Russia. The measures for improvement and optimization of the institution ofpunishment in the form offorced labor are proposed, in particular, to approve the Instruction on the organization of execution of punishment in the form of forced labor; to develop an algorithm for calculating the earnings of accounting 1С (UFIC) and the production of deductions to the state Treasury; to determine the order of formation and coordination of the list of organizations and enterprises in which convicts will serve their sentences for forced labor; to ensure guaranteed employment of convicts for forced labor; to specify the order of placing convicts in the premises for violators and their detention in these premises, etc.

Keywords: punishment alternative to deprivation of liberty, forced labor, detention centers, penal policy of the state.

В рамках продолжающегося реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) России в конце 2011 г. законодатель расширил институт наказаний, альтернативных лишению свободы. Наряду с наказанием в виде лишения права занимать определенные должности

© 2018 Габараев А. Ш., Новиков А. В.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

или заниматься определенной деятельностью, исправительными и обязательными работами, ограничением свободы в ст. 44 УК РФ, п. «з. 1» Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ введены принудительные работы.

Но правоприменительная практика начала свое исчисление лишь с начала 2017 г., так как в силу ряда организационно-финансовых причин введение нового вида наказания прежде трижды откладывалось [1].

Ретроспективный анализ генезиса института принудительных работ показывает, что его применяли в системе уголовного права имперской России дореформенного времени через реализацию ссылки или каторжных работ.

По мнению Б. 3. Маликова и Т. Г. Алексеева, принудительные работы в современной конфигурации, по сути, являются усовершенствованной версией исходного варианта ограничения свободы [2, с. 20-21].

Смысловая архитектоника сущности первого проекта института ограничения свободы состояла в содержании осужденного лица в специальном учреждении без лишения свободы, с привлечением к оплачиваемой трудовой деятельности под надзором администрации учреждения, то есть содержание принудительных работ во многих аспектах совпадает с конфигурацией характеристик института ограничения свободы, внесенного в разработанный и принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Подобную точку зрения разделяет Р. 3. Усеев, который считает, что «законодатель поменял сущность наказания в виде ограничения свободы, его порядок и условия исполнения (отбывания) на вводимое наказание в виде принудительных работ. Естественно, порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ в некоторой степени дополнены и изменены» [3, с. 22].

В специальной литературе достаточно полемичными остаются вопросы, связанные с полнотой, конкретностью, дискреционностью назначения и применения принудительных работ. Отмечается его транзитивный характер в дихотомии института лишения свободы и наказаний, не связанных с лишением свободы [4, с. 62].

В настоящее время в УИС функционирует 8 исправительных центров (далее - ИЦ), а также 15 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительный центр (далее - УФИЦ). При этом в рамках запланированных организационно-практических мероприятий на 2018 г. предусмотрено создание 10 ИЦ и 38 УФИЦ. В результате лимит наполнения учреждений, созданных для отбывания принудительных работ превысит, 5 тыс. человек.

В целом введение нового вида наказания - принудительных работ - лежит в концептуальной парадигме гуманизации пенитенциарной политики России. Тем не менее реализация принудительных работ выявила немало проблем в ходе правоприменительной практики, что серьезно ограничивает область его применения.

Специалисты и практические работники ИЦ и УФИЦ территориальных органов ФСИН России обращают внимание на необходимость совершенствования нормативной базы и организации отбывания принудительных работ.

Анализ деятельности функционирующих исправительных центров, осуществленный на основе проведенного ФКУ НИИ ФСИН России исследования, позволил выявить несовершенство нормативной базы, регламентирующей исполнение принудительных работ.

Осужденные к принудительным работам, содержащиеся в исправительных центрах УИС, отбывают уголовные наказания в основном по ст. ст. 119,157,158,228,264 и др. [5, с. 17] (см. рис. 1).

Основные статьи УК РФ по которым осуждены лица, отбывающие принудительные работы 18,0%

щ 16,0% С 14,0% х I 12,0% 1 10,0% £ 1. 8,0% с 8 6,0% в о 4,0%

§ 2,0% 0,0% о ^ «5 V 19 Л ? < 8 .......... ■ 8 я® <*® <*® <*® я® я® <*® <*® >°> ^ ^ ^ ^ о>% <$У ^ с>" с>" С"'

Рис. 1. Основные статьи УК РФ, по которым осуждены лица, отбывающие принудительные работы

В ходе анкетирования большинство сотрудников ИЦ и УФИЦ территориальных органов ФСИН России отметили, что вопросы, связанные с трудоустройством осужденных, являются наиболее актуальными. Данная проблема возникает из-за ограниченности рынка труда в местах расположения ИЦ и УФИЦ.

Анализ показал, что в базе данных государственной биржи труда вакантными являются лишь неквалифицированные профессии: подсобный рабочий, грузчик, дворник уборщик производственных и офисных помещений и др., и практически 100 % осужденных к принудительным работам отбывают наказание в подобных малоквалифицированных профессиональных нишах.

Учитывая то обстоятельство, что количество подобных рабочих мест тоже лимитировано, расширение судебной практики назначения принудительных работ может привести к серьезным проблемам с трудоустройством указанной категории осужденных.

Ситуация осложняется тем, что законодатель не установил порядок и не разъяснил процедуру привлечения осужденных, отбывающих наказания в ИЦ и УФИЦ, к труду (ч. 3 ст. 53.1 УК РФ, ч. 1 ст. 60.7 УИКРФ). Часть 5 ст. 53.1 УК РФ предусматривает осуществление соответствующих вычетов из жалованья осужденного в бюджет государства, однако законодатель не конкретизирует этот порядок, не указывает контролирующие органы и уполномоченные лица. Данные обстоятельства создают предпосылки к возможным нарушениям законодательства.

В этой связи представляется возможным предусмотреть вариант самостоятельного трудоустройства осужденного по согласованию с администрацией исправительного центра.

Достаточно перспективным представляется обеспечение гарантированного трудоустройства осужденных к принудительным работам за счет квотирования рабочих мест на федеральном уровне. При этом можно было бы предоставить преимущественное право трудоустройства осужденным к принудительным работам в организациях, в которых предусмотрены квоты для трудоустройства иностранных граждан.

Практические работники обращают внимание на отсутствие у ИЦ штатного служебного автотранспорта.

Пунктом 15 Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, утвержденного приказом Минюста России № 311, предусмотрен ежедневный контроль (проверка не реже одного раза в день) по месту пребывания (лечения, работы, проживания) осужденных лиц [6].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

Однако данный контроль за осужденным вне пределов ИЦ трудно обеспечить из-за отсутствия у ИЦ штатного служебного автотранспорта. По мнению практических работников, в штатном расписании ИЦ необходимо предусмотреть должность служащего водителя и единицы служебного автотранспорта.

Проведенное исследование показало, что требуют доработки Правила внутреннего распорядка ИЦ и УФИЦ, связанные с условиями содержания осужденных-нарушителей в соответствующих помещениях (в частности, следует конкретизировать перечень вещей и предметов, разрешенных во время отбывания наказания).

Требуют регламентации и действия сотрудников ИЦ в случае отказа осужденного от водворения в помещение для нарушителей, в части применения физической силы, спецсредств и иных действий.

Несмотря на то что в Правилах внутреннего распорядка ИЦ УИС обозначены условия содержания нарушителей в соответствующих помещениях, отсутствует информация об ограничениях - предметах, которые запрещено иметь при себе осужденному, водворенному в помещение для нарушителей.

Необходимо законодательно (в гл. 10) определить порядок организации питания осужденных к принудительным работам, питающихся за счет личных средств, предусмотреть первичный медицинский осмотр, санитарно-гигиенический надзор [7].

Имеется необходимость ввести в штатное расписание ИЦ должность медицинских работников. Так, приказом Минюста России от 01.12.2016 № 271-дсп «Об утверждении порядка проведения обысков и досмотров в ИЦ УИС» предусмотрено обязательное участие медработника при проведении обыска осужденного с полным раздеванием, при этом порядок вызова, участия и ведомственная принадлежность (УИС или Минздраву) не определена, а штатной структурой ИЦ медработник не предусмотрен.

Требует проработки вопрос о размещении в исправительном центре осужденных с различными видами социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез, гепатит «В, С», психические расстройства, наркотическая зависимость и др.).

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным утвердить Инструкцию по организации исполнения наказания в виде принудительных работ, где будет прописан порядок привлечения осужденных к трудовой деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов уголовно-исполнительных правоотношений в данной части; разработать алгоритм исчисления заработка подучетных ИЦ (УФИЦ) и производства вычитаний в государственную казну; определить порядок формирования и согласования перечня организаций и предприятий, в которых будут отбывать наказание осужденные к принудительным работам; выработать коллегиальную процедуру разрешения осужденному проживать за пределами общежития ИЦ (УФИЦ); обеспечить гарантированное трудоустройство осужденных к принудительным работам; конкретизировать порядок водворения осужденных в помещение для нарушителей и их содержания в данных помещениях; с целью исполнения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных к принудительным работам в ИЦ необходимо организовать деятельность медицинской службы и др.

Вероятно, решение этих вопросов должно найти отражение в уголовном и уголовно-исполнительном праве, а также подзаконных нормативных правовых актах. Таким образом, институт принудительных работ требует дальнейшей проработки и совершенствования с учетом возникающих проблем в правоприменительной практике.

Библиографический список

1.0 внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362; 2012. № 53. Ст. 7632.

2. Маликов Б. 3., Алексеев Т. Г. Уголовно-правовые проблемы принудительных работ // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: материалы Междунар. науч.-теоретич. семинара, посвящ. памяти проф. Н. А. Стручкова и М. П. Мелентьева, 19 апр. 2013 г., г. Рязань. Рязань: Акад. ФСИН России, 2013. С. 20-21.

3. Усеев Р. 3. Исполнение уголовного наказания в виде принудительных работ: исторические аналогии // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 6. С. 18-22.

4. Бутенко Т. П. К вопросу о правовой природе уголовного наказания в виде принудительных работ // Вестник Амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2013. № 62. С. 61-64.

5. Организационно-правовые проблемы исполнения наказаний в виде принудительных работ: аналитический материал. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2017. 17 с.

6. Об утверждении порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам: Приказ Минюста России от 27.12.2016 №311 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2018).

7. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 29.12.2016 № 329 (зарег. в Минюсте России 11.01.2017 №45168) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2018).

References

1. О vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye ak-ty Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 7 dekabrya 2011 goda №420-FZ [About modification of criminal code of the Russian Federation and separate legal acts of the Russian Federation: Federal law of December 7, 2011, no. 420-FZ], Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2011, no. 50, st. 7362; 2012, no. 53, st. 7632 [in Russian],

2. Malikov B. Z., Alekseev T. G. Ugolovno-pravovye problemy prinuditel'nykh rabot [Criminal law problems of forced labor], Aktual'nyeproblemy ugolovno-ispolnitel'nogoprava i ispolneniya nakaza-nii: materialy Mezhdunar. nauch.-teoretich. seminara, posvyashch. pamyati prof. N. A. Struchkova i M. P. Melent'eva, 19 apr. 2013 g., g. Ryazan' [Actual problems of criminal law and execution of: materials internat. scientific.-theoretical. seminar, devoted, memory prof. A. Struchkova and M. P. Melentieva, 19 APR. 2013, Ryazan]. Ryazan': Akad. FSIN Rossii, 2013, pp. 20-21 [in Russian],

3. UseevR. Z. Ispolnenie ugolovnogo nakazaniya v vide prinuditel'nykh rabot: istoricheskie analogii [Execution of criminal punishment in the form of forced labor: historical analogies], Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Criminal-Executive system: law, Economics, management], 2012, no. 6, pp. 18-22 [in Russian],

4. Butenko Т. P. К voprosu о pravovoi prirode ugolovnogo nakazaniya v vide prinuditel'nykh rabot [On the legal nature of criminal punishment in the form of forced labo]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki [Bulletin of the Amur state University. Series: Humanities], 2013, no. 62, pp. 61-64 [in Russian],

5. Organizatsionno-pravovye problemy ispolneniya nakazanii v vide prinuditel'nykh rabot: analit-icheskii material [Organizational and legal problems of execution of punishments in the form of forced labor], Moscow: FKU N11 FSIN Rossii, 2017, p. 17 [in Russian],

6. Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya nadzora za osuzhdennymi k prinuditel'nym rabo-tam: Prikaz Minyusta Rossii ot 27.12.2016 № 311 [About the statement of the order of supervision of the condemned to forced labor: the Order of the Ministry of justice of Russia of 27.12.2016, no. 311]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 16.04.2018) [in Russian],

7. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nykh tsentrov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: Prikaz Minyusta Rossii ot 29.12.2016 № 329 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 11.01.2017 № 45168) [Approving the internal Regulations of correctional facilities of criminal Executive system: the Order of the Ministry of justice of Russia from 29.12.2016, no. 329]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 16.04.2018) [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.