Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации принудительных работ исправительными центрами уголовно-исполнительной системы'

Актуальные проблемы реализации принудительных работ исправительными центрами уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5605
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / наказания без изоляции от общества / принудительные работы / исправительные центры / criminal-executive system / punishment without isolation from society / forced labor / correctional centers.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алан Шотаевич Габараев, Валерий Валерьевич Дулепов

На основе проведенного ФКУ НИИ ФСИН России исследования показаны проблемы правового регулирования и правоприменительной практики в системе отбывания наказания в виде принудительных работ, организации надзора за осужденными в исправительных центрах, на этапе первоначальной правоприменительной практики. Делаются выводы и вносятся предложения, позволяющие совершенствовать законодательство и практику исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of implementation of orced labor in correctional centres criminally-executive system

Based on the FSI research Institute of the Federal penitentiary service of Russia the study shows the problems of legal regulation and law enforcement practice in the system of punishment in the form of forced labor, the organization of supervision of inmates correctional centres, during initial practice. Draws conclusions and makes suggestions for improving legislation and practice of execution of criminal punishment in the form of forced labor.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации принудительных работ исправительными центрами уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.847 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2018-10064

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Алан Шотаевич ГАБАРАЕВ, старший научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат политических наук E-mail: gabiron@mail.ru

Валерий Валерьевич ДУЛЕПОВ, научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: dulepovvv@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. На основе проведенного ФКУ НИИ ФСИН России исследования показаны проблемы правового регулирования и правоприменительной практики в системе отбывания наказания в виде принудительных работ, организации надзора за осужденными в исправительных центрах, на этапе первоначальной правоприменительной практики. Делаются выводы и вносятся предложения, позволяющие совершенствовать законодательство и практику исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, наказания без изоляции от общества, принудительные работы, исправительные центры.

Annotation. Based on the FSI research Institute of the Federal penitentiary service of Russia the study shows the problems of legal regulation and law enforcement practice in the system of punishment in the form of forced labor, the organization of supervision of inmates correctional centres, during initial practice. Draws conclusions and makes suggestions for improving legislation and practice of execution of criminal punishment in the form of forced labor.

Keywords: criminal-executive system, punishment without isolation from society, forced labor, correctional centers.

В 2011 г. на законодательном уровне был введен новый вид уголовного наказания — принудительные работы. Но правоприменительная практика начала свое исчисление лишь с начала 2017 г., так как в силу ряда организационно-финансовых причин введение нового вида наказания прежде трижды откладывалось [7].

Ретроспективный анализ генезиса института принудительных работ показывает, что его применяли в системе уголовного права имперской России дореформенного времени через реализацию ссылки или каторжных работ.

По мнению Б.З. Маликова и Т.Г. Алексеева, институт принудительных работ в нынешнем виде — это по существу модернизированный вариант первоначальной версии правового института — ограничения свободы [2, с. 20—21].

Смысловая архитектоника сущности первого проекта наказания в виде ограничения свободы заключалась в содержании осужденного лица в специальном учреждении без лишения свободы, с привлечением к оплачиваемой трудовой деятельности в условиях осуществления за ним надзора. То есть, содержание принудительных работ во многих аспектах совпадает с конфигурацией характеристик института ограничения свободы, внесенного в разработанный и принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Подобную точку зрения разделяет Р.З. Усе-ев, который считает, что «законодатель поменял сущность наказания в виде ограничения свободы, его порядок и условия исполнения (отбывания) на вводимое наказание в виде принудительных работ. Естественно, порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде

№ 3/2018

принудительных работ в некоторой степени дополнены и изменены» [6, с. 18—22].

В специальной литературе достаточно полемичными остаются вопросы, связанные с полнотой, конкретностью, дискреционностью назначения и применения принудительных работ. Отмечается их транзитивный характер в дихотомии института лишения свободы и наказаний, не связанных с лишением свободы [1, с. 62].

Хотя практика применения принудительных работ имеет непродолжительный характер, анализ правоприменительной практики выявил несовершенство и незавершенность нормативной базы, регламентирующей исполнение принудительных работ.

В ходе проведенного сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России исследования установлены проблемы, связанные с регламентацией и применением принудительных работ как вида уголовного наказания, которые существенно усложняют правоприменительную деятельность сотрудников исправительных центров и свидетельствуют об актуальности данной темы исследования [3, с. 32].

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе (УИС) функционирует 8 исправительных центров (далее — ИЦ), а также 15 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительный центр (далее — УФИЦ).

При этом в рамках запланированных организационно-практических мероприятий на 2018 г. предусмотрено создание 10 ИЦ и 38 УФИЦ. В результате лимит наполнения учреждений созданных для отбывания принудительных работ превысит 5 тыс. человек.

Основными статьями УК РФ, по которым отбывают уголовные наказания осужденные, содержащиеся в ИЦ и УФИЦ территориальных органов ФСИН России, являются: ст. 158, ст. 264, ст. 161, ст. 228 , ст. 157, ст. 119 и др. [3, с. 17].

В ходе анкетирования большинство сотрудников ИЦ и УФИЦ территориальных органов ФСИН России отметили, что вопросы, связанные с трудоустройством осужденных, являются наиболее актуальными на текущий момент. Данная проблема связана с ограниченностью рынка труда в местах расположения ИЦ и УФИЦ, что создает острый дефицит соответствующих вакансий для трудоустройства осужденных.

Анализ показал, что в базе данных государственной биржи труда вакантными являются

лишь неквалифицированные профессии: подсобный рабочий, грузчик, дворник, уборщик производственных и офисных помещений и др. Причем практически 100% осужденных к принудительным работам отбывают наказание в подобных малоквалифицированных профессиональных нишах.

Учитывая то обстоятельство, что количество подобных рабочих мест тоже лимитировано, расширение судебной практики назначения принудительных работ может привести к серьезным проблемам с трудоустройством указанной категории осужденных.

Ситуация осложняется тем, что уголовным и уголовно-исполнительным законодательством (ч. 3 ст. 53.1 УК РФ, ч. 1 ст. 60.7 УИК РФ) не установлен порядок и не разъяснена процедура привлечения осужденных, отбывающих наказания в ИЦ и УФИЦ, к труду. Кроме того, в законодательстве не указаны конкретные акторы, уполномоченные определять объекты для отбывания принудительных работ. Не прописана процедура удержания из заработка осужденных.

В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность самостоятельного трудоустройства осужденного с разрешения администрации ИЦ (УФИЦ).

Достаточно перспективным представляется инициатива квотирования рабочих мест для осужденных к принудительным работам на федеральном уровне. При этом можно было бы предоставить преимущественное право трудоустройства осужденным к принудительным работам в организациях, в которых предусмотрены квоты для трудоустройства иностранных граждан.

Часть 5 ст. 53.1 УК РФ предусматривает осуществление соответствующих вычетов из жалованья осужденного в бюджет государства. При этом законодатель не конкретизирует этот порядок, не указывает контролирующие органы и уполномоченные лица.

Данные обстоятельства создают предпосылки к возможным нарушениям законодательства.

Исследование показало, что с целью совершенствования надзора за осужденными к принудительным работам имеется необходимость ввести в штатное расписание ИЦ должность служащего водителя и единицы служебного автотранспорта.

Пунктом 15 Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, утвержденного приказом Минюста № 311, предус-

№ 3/2018

мотрен ежедневный контроль (проверка не реже одного раза в день) по месту пребывания (лечения, работы, проживания) осужденных лиц [5].

Но на практике подобная организация контроля за осужденными на рабочих местах, за пределами ИЦ, по месту жительства и в больницах трудноосуществима в связи с отсутствием у ИЦ штатного служебного автотранспорта.

Проведенное исследование показало, что требуют доработки Правила внутреннего распорядка ИЦ и УФИЦ, связанные с условиями содержания осужденных-нарушителей в соответствующих помещениях (конкретизировать перечень вещей и предметов, разрешенных во время отбывания наказания).

Главой 10 нормативно не закреплен порядок организации питания осужденных к принудительным работам, питающихся за счет личных средств. Необходимо также предусмотреть первичный медицинский осмотр, санитарно-гигиенический надзор [4].

Работники территориальных органов ИЦ (УФИЦ) указывают на необходимость введения в штатное расписание учреждения должности уборщика служебных помещений и должности раздатчика пищи (для осужденных, содержащихся в помещении для нарушителей) в связи с необходимостью иметь санитарную книжку. Не определен порядок разрешения использования осужденными средств мобильной связи, перечень специальных средств сотрудника дежурного наряда.

Например, ряд ИЦ (УФИЦ) территориальных органов ФСИН России испытывают затруднения в медицинском обслуживании осужденных в виду отсутствия в их штате медицинского работника, а по месту дислокации ИЦ — врачей узких специальностей. В результате приходится возить осужденных в ближайшие административные центры различного уровня, расстояние до которых зачастую составляет несколько десятков километров. В частности, сотрудникам УФИЦ УФСИН России по Архангельской области по вышеуказанной причине приходится доставлять осужденных из п. Северо-нежск в п. Плесецк (36 км от УФИЦ).

Требует совершенствования и типовая штатная структура ИЦ (УФИЦ), в которой необходимо предусмотреть должность инженера или инспектора коммунально-бытового и хозяйственного обслуживания, в обязанности которого входило бы выполнение задач по товарно-материальному обеспечению, технике безопасности, контроль за расходованием ТЭЦ и воды,

проведение планово-предупредительных ремонтных работ, подготовка учреждения к функционированию в осенне — зимний период и др.

В настоящее время обязанности оператора поста технического контроля возложены на помощника оперативного дежурного, что существенно снижает эффективность надзора за осужденными при осуществлении подъема, отбоя и вывода осужденных на прогулку.

В связи с отсутствием в штатном расписании ИЦ сотрудника кадровой службы возникают проблемы с выдачей в медицинские учреждения направлений сотрудникам, с выдачей отпускных удостоверений, со своевременным присвоением квалификационных званий сотрудникам учреждения, подготовкой документов, приказов о приеме и увольнении, со своевременным направлением сведений о лицах, состоящих на воинском учете, в военный комиссариат и т.д.

Возможно, эти вопросы должны регулироваться нормативными и правовыми актами в виде соответствующих постановлений Правительства РФ.

В целом введение нового вида наказания — принудительных работ — лежит в концептуальной парадигме гуманизации пенитенциарной политики России. Тем не менее реализация принудительных работ выявила немало проблем в ходе правоприменительной практики, что серьезно ограничивает область их применения.

Таким образом, институт принудительных работ требует дальнейшей проработки и совершенствования с учетом возникающих проблем в правоприменительной практике.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным:

1. Разработать Инструкцию по организации исполнения наказания в виде принудительных работ, в которой необходимо: прописать порядок привлечения осужденных к трудовой деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов уголовно-исполнительных правоотношений в данной части; отразить алгоритм исчисления заработка подучетных ИЦ (УФИЦ) и производства вычитаний в государственную казну; порядок формирования и согласования перечня организаций и предприятий, в которых будут отбывать наказание осужденные к принудительным работам; коллегиальную процедуру разрешения осужденному проживать за пределами общежития ИЦ (УФИЦ) и др.

2. Обеспечить гарантированное трудоустройство осужденных к принудительным работам,

№ 3/2018

что потребует инициировать вопрос о внесении изменений в действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

3. Конкретизировать порядок содержания и водворения осужденных в помещение для нарушителей.

4. В целях профилактики умышленного повреждения либо уничтожения осужденными аудиовизуальных, электронных и /или иных технических средств контроля предлагается включить данное деяние осужденного в перечень нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ.

5. Ввести в штатное расписание ИЦ должность служащего водителя и единицы автотранспорта для осуществления проверки осужденных на рабочих местах, за пределами ИЦ, по месту жительства и в больницах.

Библиографический список

1. Бутенко Т.П. К вопросу о правовой природе уголовного наказания в виде принудительных работ // Вестник Амурского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 62. С. 61—64.

2. Маликов Б.З., Алексеев Т.Г. Уголовно-правовые проблемы принудительных работ // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний: Матер. Между-нар. науч.-теоретич. семинара, посвящ. памяти проф. Н.А. Стручкова и М.П. Мелентьева. 19 апреля 2013 г. г. Рязань / Акад. ФСИН России. Рязань, 2013. С. 20—25.

3. Организационно-правовые проблемы исполнения наказаний в виде принудительных

работ: Аналитический материал. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2017. 32 с.

4. Приказ Минюста России от 29.12.2016 г. № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 г. № 45168) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. Режим доступа: Компьютер. Локальн. база данных ФКУ НИИ ФСИН России, вход свободный.

5. Приказ Минюста России от 27.12.2016 г. № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. Режим доступа: Компьютер. Локальн. база данных ФКУ НИИ ФСИН России, вход свободный.

6. Тасаков C.B. Принудительные работы как альтернатива лишению свободы в уголовном законодательстве Российской Федерации // Вестник Удмуртского ун-та. Сер. «Экономика и право». 2016. Т. 26. Вып. 1. С. 129—131.

7. Усеев Р.З. Исполнение уголовного наказания в виде принудительных работ: исторические аналогии // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 6. С. 18—22.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. Режим доступа: Компьютер. Локальн. база данных ФКУ НИИ ФСИН России, вход свободный.

№ 3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.