Научная статья на тему 'Правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ'

Правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2397
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОСУЖДЕННЫЕ К ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ / ПРЕДПИСАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворянсков И.В., Дорошенко О.С.

Пpедметoм исследования в данной статье стали вoпpocы пpавoвoгo pегyли-poвания пpизнания осужденных к пpинyдительным pабoтам уклоняющимися от отбывания наказания. Цель pабoты дать объективную хаpактеpиcтикy соответствующих оснований, выявить недостатки и пpoбелы в пpавoвoм pегyлиpoвании и cфopмyлиpoвать пpедлoжения по coвеpшенcтвoванию уголовно-исполнительного законодательства в обозначенной cфеpе. В pабoте использовались тpадициoнные для пpавoвoгo исследования методы: диалектический, индукция и дедукция, системный, cpавнительнo-пpавoвoй. В статье пpoведен анализ нopмативнo-пpавoвoй базы, pегламентиpyющей наказание в виде пpинyдительных pабoт, а также пpактики исполнения этого наказания. Выявлены пpoбелы в пopядке его отбывания, в том числе в части необходимости пpиведения в кодексе ссылки на отсутствие уважительной пpичины пpи уклонении от получения пpедпиcания и непpибытии к месту отбывания наказания. Результатами pабoты стали обоснованные в тексте статьи пpедлoжения по внесению изменений в действующее уголовно-исполнительное законодательство. В целях исключения несоответствия пpедлагаетcя изложить ч. 4 ст. 60.2 УИК РФ в следующей pедакции: «В случае уклонения осужденного к пpинyдительным pабoтам от получения пpедпиcания (в том числе в случае неявки без уважительных пpичин за получением пpедпиcания) или непpибытия без уважительных пpичин к месту отбывания наказания в установленный в пpедпиcании cpoк осужденный объявляется в poзыcк теppитopиальным opганoм уголовно-исполнительной системы и подлежит задеpжанию на cpoк до 48 часов. Данный cpoк может быть пpoдлен судом до 30 суток».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дворянсков И.В., Дорошенко О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ»

УДК 343.8

Правовые проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ

И. В. ДВОРЯНСКОВ - главный научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент;

О. С. ДОРОШЕНКО - старший инспектор отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, УФСИН России по Тульской области

Реферат

Предметом исследования в данной статье стали вопросы правового регулирования признания осужденных к принудительным работам уклоняющимися от отбывания наказания. Цель работы - дать объективную характеристику соответствующих оснований, выявить недостатки и пробелы в правовом регулировании и сформулировать предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства в обозначенной сфере.

В работе использовались традиционные для правового исследования методы: диалектический, индукция и дедукция, системный, сравнительно-правовой.

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей наказание в виде принудительных работ, а также практики исполнения этого наказания. Выявлены пробелы в порядке его отбывания, в том числе в части необходимости приведения в кодексе ссылки на отсутствие уважительной причины при уклонении от получения предписания и неприбытии к месту отбывания наказания.

Результатами работы стали обоснованные в тексте статьи предложения по внесению изменений в действующее уголовно-исполнительное законодательство. В целях исключения несоответствия предлагается изложить ч. 4 ст. 60.2 УИК РФ в следующей редакции: «В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания (в том числе в случае неявки без уважительных причин за получением предписания) или неприбытия без уважительных причин к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток».

Ключевые слова: принудительные работы; исправительный центр; осужденные к принудительным работам; предписание.

Legal problems of execution criminal punishment in the form of forced labor

I. V. DVORYANSKOV - Chief Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Law, Associate Professor;

O. S. DOROSHENKO - Senior Inspector of the Department for Control over Execution of Sentences without Isolation from Society of the Federal Penal Service in Tula Region

Abstract

The subject of the research in this paper are issues of legal regulation of the recognition of convicts to forced labor as evading punishment. The aim of this paper is to give an objective characterization of the relevant grounds, to identify shortcomings and gaps in their legal regulation and to formulate appropriate proposals for improving the penal legislation in this area.

In the work traditional for the legal research methods were used: dialectical, induction and deduction, systemic, comparative-legal.

The article analyzes the legal framework regulating the punishment in the form of forced labor, as well as the practice of executing this punishment. Gaps were identified in the order of his serving, including the need to include in the Code the reference to the absence of a valid reason for evading the order and not visiting the place of serving the sentence.

The results of the work were substantiated in the text of the paper proposals on amending the existing criminal executive legislation. In order to avoid inconsistency it is proposed to state part 4 of Art. 60.2 of the Penal Code of Russia as follows: «In case of evasion of the convict from forced labor from receiving a prescription (including in case of failure to appear without a valid reason for receiving an order) or non-arrival without valid reasons, the convict shall be put on the wanted list by the territorial authorities of the penal system and is subject to detention for up to 48 hours. This period can be prolonged by the court up to 30 days».

Keywords: forced labor; correctional center; convicted to forced labor; prescription.

С 1 января 2017 г. в нашей стране исполняется новый вид наказания - принудительные работы. 23 марта 2017 г. на церемонии представления офицеров, назначенных на высшие командные должности, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что ФСИН России предстоит к 2019 г. создать систему исправительных центров. Это позволит сократить количество отбывающих наказание в местах лишения свободы, облегчить содержание осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. В рамках реализации указанного поручения с учетом поступивших предложений территориальных органов ФСИН России разработан и утвержден директором Федеральной службы исполнения наказаний План организационно-практиче-

ских мероприятий ФСИН России, направленных на создание системы исправительных центров к 2019 г.

Однако в настоящее время еще не сложилась практика принудительных работ, достаточная для формулирования вывода об эффективности данной уголовно-правовой меры. Вместе с тем уже сейчас возникает ряд проблем правового и организационного характера, что обусловливает актуальность изучения исполнения принудительных работ в целях как выявления и обобщения положительного опыта, так и устранения недостатков и пробелов в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Обратимся лишь к некоторым из них, которые выявляются в уголовно-исполнительной деятельности.

Ряд проблем связан со следованием осужденных к месту отбывания наказания. Его регулирование осуществляется Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 № 691 (ред. от 07.03.2016) «Об утверждении Правил оплаты проезда, обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ» [3].

Также процедуру следования осужденного к месту отбывания наказания регламентирует Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ (далее - Порядок), утвержденный приказом Минюста России от 28.12.2016 № 321 «Об утверждении Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ» [1].

Анализ нормативно-правовой базы исполнения принудительных работ показывает, что контингент осужденных к этому наказанию неоднороден по своему статусу, в частности объему прав и обязанностей. Можно выделить среди них две категории: первые направляются к месту отбывания наказания самостоятельно, вторые, находящиеся к моменту вынесения приговора (судебного решения) под стражей, следуют в исправительный центр (ИЦ) или участок, функционирующий как исправительный центр (УФИЦ), под конвоем.

Думается, что эта вариативность в нормативно-правовом регулировании не обусловлена потребностями в обеспечении правопорядка и нормальном осуществлении уголовно-исполнительной деятельности, не соответствует строгости и содержанию рассматриваемого наказания.

Будучи более мягким видом наказания по сравнению с лишением свободы, принудительные работы предполагают подчас более строгие условия отбывания. В частности, для осужденных к лишению свободы в колониях-поселениях выезды предоставляются на срок до семи суток, а для привлеченных к принудительным работам - только на пять.

Если выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска может быть разрешен только осужденным, не имеющим взысканий, то в колониях-поселениях такого ограничения нет [4].

Ввиду меньшей строгости принудительных работ по сравнению с лишением свободы (ст. 44 УК РФ) необходимо законодательно установить более льготные условия для осужденных, содержащихся в исправитель-

ном центре или участке, функционирующем как исправительный центр, по сравнению с колониями-поселениями, в том числе по указанным выше позициям.

Большинство практических работников ИЦ и УФИЦ территориальных органов ФСИН России в ходе проведенного нами анкетирования указали, что основные проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ связаны с трудоустройством осужденных.

Исполнение обязанности администрации исправительного центра осуществлять трудоустройство осужденных существенно затрудняется ограниченным количеством предоставляемых рабочих мест, а также частым отсутствием у осужденных соответствующего профессионального образования.

В практике исполнения принудительных работ уже имеются случаи, когда прибывший в ИЦ (УФИЦ) осужденный не имеет ряда обязательных для трудоустройства документов (паспорта, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, документа об образовании и др.).

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на трудовую деятельность на территории Российской Федерации, то исполнение принудительных работ в отношении их становится юридически невозможным.

Практические работники обращают внимание на нехватку вакансий на предприятиях либо ограниченность рынка вакансий в месте дислокации ИЦ и УФИЦ. Мониторинг вакансий, представленных центрами занятости населения, показывает, что в большинстве своем они предлагают неквалифицированные должности, такие как грузчик, уборщик производственных и служебных помещений, контролер, курьер, мойщик посуды, подсобный рабочий. Но количество и таких рабочих мест ограничено.

В случае активного применения судами наказания в виде принудительных работ может сложиться ситуация полного отсутствия рабочих мест для осужденных, так как в указанных профессиональных нишах, согласно опросу, заняты более 90 % отбывающих наказание в виде принудительных работ, причем три четверти из них обеспечивают хозяйственное обслуживание государственных предприятий и организаций.

Заметим, что ряду организаций, согласно имеющимся вакантным должностям, требуются рабочие узких специальностей. В связи с этим полагаем, что следует рассмотреть возможность самостоятельного тру-

доустройства осужденного с разрешения администрации ИЦ (УФИЦ). Необходимо нормативно установить квотирование рабочих мест для осужденных к принудительным работам, в том числе путем представления преимущественного права трудоустройства осужденным к принудительным работам в организациях, в которых предусмотрены квоты для трудоустройства иностранных граждан.

Несмотря на то что большинство опрошенных сотрудников указали, что в их практике отсутствует интересный опыт по привлечению к труду осужденных к принудительным работам, в ряде территориальных органов ФСИН России он все же есть и заслуживает отдельного внимания.

Так, например, в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Ставропольскому краю проводятся встречи с главой администрации и руководителями организаций и предприятий, на которых доводятся условия заключения трудовых договоров, раскрывается порядок увольнения осужденных. Все необходимые сведения представлены в виде информационного листа, в котором в числе прочего указываются рабочие специальности осужденных к принудительным работам, содержащихся в ИЦ. Информационный лист также размещается в центре занятости населения для ознакомления организаций, имеющих вакантные должности.

Согласно ч. 5 ст. 53.1 УК РФ из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы. Однако данная норма не регламентирует порядок, а также не определяет субъектов, участвующих в этом процессе, и органы, осуществляющие контроль. Эти обстоятельства создают предпосылки для возможных нарушений законодательства.

Анализ организации исполнения наказания показал, что закон не предусматривает возможности наложения взыскания на осужденных, повредивших или уничтоживших технические средства надзора и контроля при исполнении наказания в виде принудительных работ. Более того, в случае такого повреждения или уничтожения, даже при условии наложения на осужденного взыскания, остается открытым вопрос о возмещении им причиненного ущерба.

На основании ст. 60.20 УИК рФ применяются общие правила возмещения вреда. Исправительный центр должен подготовить и подать в суд исковое заявление о взыска-

нии материального ущерба. При этом бремя доказывания, согласно ст. 56 ГПК РФ, будет лежать на исправительном центре. Осужденные прекрасно осведомлены об ограниченности возможностей уголовно-исполнительной системы в ведении судебных дел, длительности судебной процедуры и ее неэффективности. Это формирует у многих из них чувство безнаказанности.

В п. «в» ч. 1 ст. 60.4 УИК РФ устанавливается обязанность осужденных проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Вместе с тем следует отметить, что словосочетание «как правило» позволяет осужденному на вполне законных основаниях проживать и вне общежития под любым предлогом, в том числе и за вознаграждение.

В связи с этим считаем необходимым в п. «в» ч. 1 ст. 60.4 УИК РФ заменить слова «как правило» на «за исключением случаев, установленных законом».

Еще одна проблема касается розыска осужденных, уклоняющихся от принудительных работ. Как говорится в ч. 4 ст. 60.2 УИК РФ, осужденный, уклоняющийся от получения предписания (в том числе в случае неявки за получением предписания) или не прибывший к месту отбывания наказания в установленный предписанием срок, объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

После задержания суд в соответствии со ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

Таким образом, в случае неявки за получением предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный признается уклоняющимся от отбывания наказания, и суд заменяет ему принудительные работы лишением свободы.

Однако приведенные нормы не учитывают возможности неявки осужденного по уважительной причине (болезнь, стихийное бедствие, автокатастрофа и т. п.). В данном случае замена принудительных работ лишением свободы не будет отвечать своему предназначению как меры, корректирующей противоправное поведение, и влечет нарушение прав осужденного.

К тому же применение меры ответственности в таком случае будет противоречить п. 10 Порядка, где установлено, что при невозможности выезда осужденного и прибытия его в исправительный центр в

установленный в предписании срок по уважительным причинам по постановлению территориального органа ФСИН России или учреждения, выдавшего предписание, срок, установленный осужденному для прибытия в исправительный центр, продлевается.

В УИК РФ не предусмотрено ссылки на наличие уважительной причины при рассмотрении вопроса об уклонении от получения предписания и неприбытии к месту отбывания наказания.

Таким образом, имеет место несоответствие норм УИК РФ и Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ. И если по общему правилу в случае конкуренции норм будет действовать положение федерального закона, ка-

ковым является УИК РФ, то в данном случае очевидна необходимость приведения именно его в соответствие с подзаконным актом.

Полагаем, что ввиду вышесказанного целесообразно изложить ч. 4 ст. 60.2 УИК РФ в следующей редакции: «В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания (в том числе в случае неявки без уважительных причин за получением предписания) или неприбытия без уважительных причин к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток».

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ : приказ Минюста России от 28.12.2016 № 321. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.08.2017).

2. Об утверждении Порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры (зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2014 № 32026) : приказ Минюста России от 08.04.2014 № 67 // Рос. газ. 2014. 30 апр.

3. Об утверждении Правил оплаты проезда, обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ : постановление Правительства Рос. Федерации от 06.07.2012 № 691 (ред. от 07.03.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 29. Ст. 4119.

4. Организационно-правовые проблемы исполнения наказаний в виде принудительных работ (аналитический материал). М., 2017.

5. Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ : сб. материалов науч.-практ. конф. М., 2012. 233 с.

| REFERENCES

1. Ob utverzhdenii Porjadka napravlenija osuzhdennyh k mestu otbyvanija prinuditel'nyh rabot : prikaz Minjusta Rossii ot 28.12.2016 № 321 [About the statement of the order of the direction condemned to the place of serving of forced labor : order of the Ministry of justice of Russia dated 28.12.2016 № 321]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 08.08.2017). (In Russ.).

2. Ob utverzhdenii Porjadka sozdanija pri ispravitel'nyh uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy izolirovannyh uchastkov, funkcionirujushhih kak ispravitel'nye centry (zaregistrirovano v Minjuste Rossii 18.04.2014 № 32026) : prikaz Minjusta Rossii ot 08.04.2014 № 67 [About approval of the Procedure for creating correctional institutions of the penal system of isolated sites functioning as detention centers (registered in Ministry of justice of Russia 18.04.2014 № 32026) : order of the Ministry of justice of Russia from 08.04.2014 № 67]. Ros. gaz. - Russian newspaper. 2014. April 30. (In Russ.).

3. Ob utverzhdenii Pravil oplaty proezda, obespechenija produktami pitanija ili den'gami na vremja proezda osuzhdennyh, samostojatel'no sledujushhih k mestu otbyvanija prinuditel'nyh rabot : postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 06.07.2012 № 691 (red. ot 07.03.2016) [About approval of Rules of payment, provision of food or money at the time of passage of convicts, on their own following to the place serving forced labor : resolution of the Government of the Russian Federation from 06.07.2012 № 691 (edited 07.03.2016)]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii - Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. Iss. 29. Art. 4119. (In Russ.).

4. Organizacionno-pravovye problemy ispolnenija nakazanij v vide prinuditel'nyh rabot (analiticheskij material) [Organizational and legal problems of execution of punishments in the form of forced labor (analytical material)]. Moscow, 2017. (In Russ.).

5. Organizacija ispolnenija ugolovnogo nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot : sb. materialov nauch.-prakt. konf. [Organization of execution of criminal punishment in the form of forced labor : collection of materials of scientific and practical conference]. Moscow, 2012. 233 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.