Научная статья на тему 'Институт принудительных работ в свете реализация Концепции уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года'

Институт принудительных работ в свете реализация Концепции уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА / НАКАЗАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич

В статье представлены результаты проведенного ФКУ НИИ ФСИН России статистического прогнозирование численности осужденных к наказанию в виде принудительных работ на период до 2020 г. Результаты прогнозирования могут быть использованы в ходе проводимой работы по созданию в России в период 2018-2020 гг. системы исправительных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF FORCED LABOR IN THE LIGHT OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2020

The article presents the results of the statistical forecasting of the number of convicts sentenced to punishment in the form of forced labor for the period up to 2020.the results of the forecasting can be used in the course of the work on the creation of the system of correctional centers in Russia in the period of 2018-2020.

Текст научной работы на тему «Институт принудительных работ в свете реализация Концепции уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

1.2. ИНСТИТУТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Габараев Алан Шотаевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ Место работы: НИИ ФСИН России

[email protected]

Аннотация: в статье представлены результаты проведенного ФКУ НИИ ФСИН России статистического прогнозирование численности осужденных к наказанию в виде принудительных работ на период до 2020 г. Результаты прогнозирования могут быть использованы в ходе проводимой работы по созданию в России в период 2018-2020 гг. системы исправительных центров.

Ключевые слова: прогноз численности осужденных, принудительные работы, исправительный центр, судебная статистика, наказания альтернативные лишению свободы, уголовно-исполнительная система.

INSTITUTE OF FORCED LABOR IN THE LIGHT OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE PENAL SYSTEM OF THE

RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2020

Gabaraev Alan Sh., PhD in political science, Senior Researcher of the Research Center 2 FSI Place of employment: Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia

[email protected]

Abstract: the article presents the results of the statistical forecasting of the number of convicts sentenced to punishment in the form of forced labor for the period up to 2020.the results of the forecasting can be used in the course of the work on the creation of the system of correctional centers in Russia in the period of 2018-2020.

Keywords: forecast of the number of convicts, forced labor, correctional center, judicial statistics, alternative punishment to imprisonment, the penal system.

Современное масштабное реформирование уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) берет свои истоки в 1989 году, когда пенитенциарное ведомство еще находилось в юрисдикции МВД и не перешло в систему Минюста России.

После развала СССР, смены социально-экономической парадигмы страны, вступлением в 1996 году в Совет Европы, достигнутые соглашения и политическая праксеология диктовала необходимость гуманизировать систему исполнения уголовных наказаний. Россия, стала интегрироваться в мировое пенитенциарное пространство, реализовывать обязательства положений Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г.

Катализатором активной фазы реформирования УИС, явились программные заявления Президента РФ, сделанные 11 февраля 2009 года на заседании президиума Государственного совета в Вологде. Повесткой заседания стала тема «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

В ходе своего выступления, глава государства обратил внимание на несовершенство действующего антикриминального блока законодательства, необходимость соответствия его международными стандартам и практики его применения судебными органами. Президент отметил, что система исполнения наказаний нуждается в гуманизации, требуют совершенствования условия содержания осужденных граждан в исправительных учреждениях.

Реализуя набор поручений президента, ФСИН России приступила к коренному реформированию отечественной уголовно-исполнительной системы, в том

числе, разработке Концепции УИС.

По данным Института проблем современного общества, Россия прочно удерживает первое место среди стран Совета Европы по числу заключенных и второе в мире, уступая лишь США. При этом по уровню расходов на заключенных, Россия имеет саамы низкий показатель среди стран Совета Европы. В общей численности осужденных всего мира, российские заключенные составляют 7,5%, тогда как численность населения России от общемировой, составляет всего 2,4% [3].

В уголовной и уголовно-исполнительной политике должны отражаться экономические, социальные цели и возможности государства, поэтому такое избыточное количество осужденных в местах лишения свободы предполагает соответствующее финансовое обеспечение, пересмотр других социальных программ государства, расширение системы наказаний без изоляции от общества.

В этой связи, особую актуальность приобретает реализация нового вида наказания - принудительных работ, который на законодательном уровне был введен в 2011 году. Практическое же назначение принудительных работ стало возможно лишь с начала 2017 года, так как не решены были финансовые и организационные вопросы обеспечения функционирования исправительных центров [1; 6, С.363].

Концептуальные принципы развития современной уголовно-исполнительной политики Российской Федерации предполагают, что все основные решения должны опираться на надежные механизмы государственного программно-целевого планирования. В результате, прогнозирование динамики численности осужденных становит-

ИНСТИТУТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ ДО 2020 ГОДА

ся актуальным вопросом в рамках развития статистической методологии пенологической науки и практики. В тоже время, учитывая, что официальные прогнозы численности осужденных в нашей стране на регулярной основе не реализуются и не публикуются, реалистичность, и степень определенности имеющихся прогнозов вызывают дискуссии в научных кругах

Актуализируя прогноз численности осужденных к принудительным работам, необходимо отметить, что финансово-экономическим обоснованием к проекту Федерального закона № 420-ФЗ от 07 декабря 2011 года, законодатель прогнозировал среднегодовую численность лиц, отбывающих принудительные работы, в количестве 30 тысяч человек [1].

Принудительные работы отбываются в специальных учреждениях - исправительных центрах (далее - ИЦ), с лимитом наполнения до 200 осужденных, и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры (далее - УФИЦ).

Отсутствие практики исполнения и достаточной статистикой базы исполнения принудительных работ, практически не дает возможности использовать известный методологический аппарат, выявлять устойчивые тренды и строить пенологические прогнозы, ее динамики (а, следовательно, и достоверные прогнозы численности осужденных к принудительным работам).

Единственным источником необходимой информации в этих условиях может быть сценарный метод прогнозирования («метод сценария»). Это один из самых старых методов, который позволяет не только увидеть будущую ситуацию в общих чертах, но и дает возможность смоделировать инварианты желаемых сюжетов для прогнозируемого объекта.

Метод сценарного прогноза используется в тех случаях, когда специальные экономико-математические модели и статистические инструменты, использовать нецелесообразно или невозможно.

К примеру, в рамках мониторинг численности лиц, состоящих на учете УИИ, на среднесрочную и долгосрочную перспективу, ФКУ НИИ ФСИН России провел статистическое прогнозирование численности лиц,

Характеристика

отбывающих принудительные работы, на период до 2020 г. [2].

В ходе исследования была реализована методика прогнозирования на основе комбинирования статистических данных и материалов контент-анализа публикаций с применением различных методов пенологиче-ского прогнозирования. Проведена попытка спрогнозировать пессимистический, оптимистический и реальный прогноз численности осужденных к принудительным работам в срок до 2020 года.

На наш взгляд, применение указанных методов исследования в прогнозных оценках позволяет включить в число анализируемых переменных субъективные характеристики: оценки, ориентации соответствующих должностных лиц государства, субъектов гражданского общества, влияющих на формирование пенитенциарной политики. Установки органов юстиции, судебной практики, материально-технические возможности уголовно-исполнительной системы, влияющие на реализацию института принудительных работ, как полноценного инструмента альтернативы лишению свободы. Учет таких субъективных характеристик позволит повысить степень достоверности пенологических прогнозов, в том числе и в отношении осужденных к принудительным работам.

Основу статистических сведений подготовленного прогноза составили усредненные величины и расчет средних показателей данных судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2014-2016 гг., а также формы статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций» утвержденной Приказом ФСИН России от 01.08.2014 № 398 (ред. от 24.08.2015). В работе также были использованы материалы и выводы «Прогноза численности осужденных и исправительных центров для отбывания наказания в виде принудительных работ на среднесрочную перспективу (2013-2017 гг.)» подготовленную сотрудниками НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России (См.: Таблица № 1) [2;4;5].

Таблица 1

димости в России

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Выявлено лиц, совершивших преступления (по данным ГИАЦ МВД) 1 256 199 1 219 789 1 111 145 1 041 340 1 010 938 1 012 563 1 006 003 1 075 333 1 015 875

в т.ч. дела по которым направлены в суд 1 051 430 1 066 676 956 797 924 309 894 595 883 928 826 234 982 208 810 965

Число лиц, в отношении которых судами рассмотрены уголовные дела2 1 253 076 1 181 890 1 126 143 1 048 158 983 842 979 215 959 118 988 044 981 188

в том числе оправдано или дела прекращены по реабилитирующим основаниям (за отсутствием состава, события, непричастности к преступлению) 31 717 27 149 28 163 28 579 20 796 18 792 16 468 15 224 18 911

Количество возвращенных дел прокурору (в порядке ст. 237 УПК РФ) 25 343 21 406 17 737 12 159 10 004 9 320 9 768 9 150 9 470

Осуждено лиц по приговорам, вступившим в законную силу3 925 166 892 360 845 071 782 274 739 278 735 340 719 297 733 607 740 380

из них: по делам, поступившим из органов следствия и дознания (без составов частного обвинения) 893 159 861 139 815 182 754 054 713 458 708 287 693 337 714 985 719 691

по составам частного обвинения 32 007 31 221 29 889 28 220 25 820 27 053 25 960 19 596 20 719

за особо тяжкие преступления 54 892 52 657 50 502 46 309 40 751 40 322 40 911 41 981 40 628

за тяжкие преступления 230 825 216 774 203 979 187 218 172 943 172 287 174 644 173 047 160 481

за преступления средней тяжести 315 987 296 854 281 068 262 299 252 238 182 369 172 848 177 047 175 024

за преступления небольшой тяжести 323 462 326 075 309 522 286 448 273 346 340 362 330 894 342 506 364 277

Поскольку прогноз по своей природе имеет вероятностный характер, динамика возможного развития ситуации на среднесрочную перспективу был дан в трех сценариях: оптимистическом, пессимистическом и реалистическом. В основе каждого из этих сценариев лежат предположения о сохранении либо о преобладании негативных или позитивных факторов и тенденций. Важно иметь в виду, что амплитуды колебаний в прогнозируемых вариантах развитии ситуации возможны тем больше, чем меньше учитываются или сохраняются те или иные из указанных тенденций и факторов.

Оптимистический (идеализированный) сценарий

Данный сценарий предполагает, что ожидания законодателя по реализации института наказания в виде принудительных работ и создание исправительных центров, будет проходить без серьезных затруднений, что позволяет рассчитать численность осужденных к принудительным работам по следующей формуле:

То= (So+Sz)-Sn/Кn, где So - количество осужденных лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкое преступление впервые;

Sz - доля осужденных к обязательным, исправительным работам, а также ограничению свободы, снятых с учета УИИ в связи с заменой на более строгое наказание;

Sn - количество осужденных, которым принудительные работы не назначаются

^ - коэффициент, учитывающий вероятностную составляющую, которую невозможно охватить прогнозом. Такими факторами могут стать:

- своевременное (к 2020 г.) возведение и оборудование минимально необходимого числа исправительных центров, создание их материально-технической базы;

- оперативное решение организационно-правовых, финансовых, кадровых и иных вопросов, касающихся создания первых 18 исправительных центров и 52 изолированных участков, функционирующих как исправительные центры;

- позитивное отношение судебного корпуса к новому виду наказания, его фактическое принятие и убежденность большинства судей в целесообразности и возможности исполнения;

- согласованность действий администрации исправительных центров и судов по «поставкам» востребованной (прогнозируемой) численности осужденных в исправительные центры;

- фактическое, реальное наличие фронта работ и рабочих мест, необходимых для обеспечения трудозанятости лиц, осужденных к наказанию в виде принудительных работ, которая сейчас является чуть ли не главой проблемой для практических работников ИЦ [7].

В среднесрочной же перспективе, в 2018 г. численность осужденных к наказанию в виде принудительных работ составит 1,2-1,3 тыс. и к концу года может достичь ориентировочно уровня 1,5-1,8 тыс. человек. Иными словами, все первые исправительные центры будут заполнены в соответствии с лимитом. С учетом прогнозируемого по данному сценарию увеличения темпов роста, число осужденных в 2019 г. возрастет на 5,0-6,5 тыс. и к концу года составит около 6,0-8,0 тыс., в 2020 г. - на 6,5-10,0 тыс. и концу года - 13,0-20,0 тыс. человек.

Исходя из проведенного расчета, потенциально можно предположить, что при оптимистическом (идеализированном) сценарии развития ситуации, через 7-8 лет, численность осужденных к принудительным работам должна стабилизироваться на уровне 55-60 тыс. человек (59 230 чел. по настоящим подсчетам).

Близкие результаты получены и при расчете количества осужденных, которым могло быть назначено наказание в виде принудительных работ, с помощью

коэффициента вероятности, который рассчитывался в зависимости от числа санкций в составе преступления [2, с.18].

Поэтому в настоящее время с достаточной определенностью можно предположить, что в ближайшие 3 года для размещения осужденных в соответствии с действующими нормами и при соблюдении Плана организационно-практических мероприятий ФСИН России, направленных на создание системы исправительных центров к 2019 году, сохранении неизменной правовой базы и правоприменительной практики будет достаточно около 50,0 тыс. мест в исправительных центрах уголовно-исполнительной системы. Исходя из имеющейся в настоящее время информации, следует предполагать, что численность таких осужденных в последующие годы будет колебаться с постепенным нарастанием в указанных пределах, для чего в среднесрочной перспективе потребуется создание исправительных центров в количестве 250 единиц (2-3 исправительных центра в субъекте РФ).

Данный сценарий можно назвать оптимистическим, поскольку он полностью исключает действие каких-либо «сильных» тенденций или факторов как негативного, так и позитивного характера.

Пессимистический сценарий

Настоящий сценарий предполагает, что ведущую роль в развитии ситуации будут играть негативные с точки зрения «оптимистов» факторы и тенденции, а надежды противников самой идеи введения нового наказания в виде принудительных работ будут оправданы в значительной степени. При этом следует учитывать, что помимо факторов общего характера, оказывающих негативное влияние на ситуацию, важно указать на следующие основные из таковых, которые в сочетании и взаимовлиянии могут существенно увеличить степень вероятности ее развития по пессимистическому сценарию:

- непредвиденные трудности, препятствующие своевременности возведения и оборудования запланированного числа исправительных центров, созданию их материально-технической базы (потенциально, к принудительным работам могут быть осуждены несколько десятков тысяч человек, а созданные и строящиеся центры рассчитаны на несколько тысяч человек);

- затруднения в решении организационно-правовых, финансовых, кадровых и иных вопросов, касающихся создания первых исправительных центров;

- негативное отношение судебного корпуса к новому виду наказания, его фактическое неприятие и предубежденность к его целесообразности и возможности исполнения;

- рассогласованность действий администрации исправительных центров и судов по «поставкам» востребованной численности осужденных в исправительные центры;

- фактическое отсутствие фронта работ и рабочих мест, необходимых для обеспечения трудозанятости лиц, осужденных к наказанию в виде принудительных работ (мощных промышленных центров, к которым привязывали, например, колонии-поселения в СССР, сейчас нет. В 1990-е промышленный комплекс страны был основательно разрушен).

Если будут приняты новые законодательные акты и в зависимости от этого, куда пойдет судебная практика, то вполне возможен именно пессимистический сценарий развития событий, согласно которому численность осужденных в прогнозируемом периоде времени может расти более медленными темпами и в 2018 г. составит всего лишь около 0,5-0,6 тыс. человек, к концу года - возрастет до 0,8-1,0 тыс., в 2019 г. - число осужденных возрастет на 0,2-0,5 тыс. человек и к концу года составит 1,5 тыс., в 2020 г. - на 0,5-0,8 тыс. и к

ИНСТИТУТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ ДО 2020 ГОДА

концу года может достичь ориентировочно уровня 2,0-2,5 тыс. человек.

Имеющаяся на момент составления прогноза незначительная статистика не даст, конечно же, высокую валидность исследования, тем не менее, расчет по методу экстраполяции показал, что при сохранении имеющейся динамики численности осужденных к наказанию в виде принудительных работ, к концу 2018 г. их численность будет составлять около 1 тыс. чел., к концу 2019 г. - 1388 чел., а к концу 2020 г. чуть меньше 2 тыс. чел.

Исходя из развития ситуации по пессимистическому сценарию, можно предположить, что в первые два года для размещения осужденных к принудительным работам вполне может хватить 10-12 исправительных центра. Однако впоследствии, к исходу 2020 г. их число может составить порядка 40-45 единиц, что позволяет говорить о довольно значительном резерве времени для решения спектра вопросов, связанных с надлежащим обеспечением приближающегося к оптимальному функционированию центров.

Реалистический сценарий

Развитие ситуации по данному сценарию предполагает сбалансированное влияние благоприятных и негативных факторов, что возможно при объективной оценке ее развития, а также полном учете совокупности всех указанных в предыдущих сценариях позитивных и негативных инвариантов.

Реализация принудительных работ может повлечь за собой весьма значительный «отток» спецконтингента из мест лишения свободы.

Судебная практика будет тяготеть в сторону сокращения назначения небольших сроков наказаний к лишению свободы, с одновременным увеличением количества наказаний в виде штрафа и замен исправительных и особенно обязательных работ, а также ограничения свободы принудительными работами. Общую численность осужденных к принудительным работам увеличат лица, впервые осужденные на срок до пяти лет за совершение тяжких преступлений, а также осужденные за преступления небольшой и средней тяжести.

На ежегодную численность осужденных к принудительным работам, будет оказывать влияние преступность мигрантов-иностранцев из стран среднеазиатского направления. Существенный прирост количества спецконтингента в ИЦ.

Приведенная система факторов может быть дополнена внутренними факторами, относящимися к сотрудникам УИС: невозможность карьерного роста, отсутствие инструментов реализации социальных гарантий и др.

Исходя из уголовной политики государства, направленной на сокращение численности лиц в местах лишения свободы за указанные в федеральном законе преступления, можно предположить, что суды при назначении меры наказания будут отдавать предпочтение принудительным работам вместо лишения свободы.

Указанные факторы повлекут увеличение среднегодовой численности осужденных еще до 5-10 тыс. человек. Косвенным подтверждением этого предположения является тот факт, что за прошедший год порядка 40 тыс. осужденным к обязательным, исправительным работам и ограничению свободы в порядке замены был назначен более строгий вид наказания - лишение свободы, которые согласно законодательству будут заменяться принудительными работами.

Некоторые эксперты проводят аналогию с введением института отбывания наказания в колониях-поселениях, впервые осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, когда в первый год после изменения законодательства численность поселенцев достигла 7 тыс. человек, в последующем увеличивалась с прогрессией (2-ой год - 12,5 тыс., 3-й год - 23,6 тыс.) и стабилизировалась только через 4 года на уровне 31-33 тыс. человек [2, с.22].

В настоящее время, отбывание наказания в колониях-поселениях суды назначают приблизительно 18 тыс. человек в год.

Следовательно, можно предположить, что к концу 2020 года, количество лиц, осужденных к принудительным работам, составит порядка 5,0-6,5 тыс. человек, при наличии тенденции к равномерному и постоянному росту в том же количестве, а среднегодовой показатель (25-35 тыс. человек) будет достигнут через 5-7 лет.

Таким образом, реалистический сценарий развития событий дает основание предположить, что в перспективе, усредненное число подучетных лиц, отбывающих принудительные работы в ИЦ территориальных органов ФСИН России, будет приближено к 30-35тыс. человек, а количество исправительных центров 150-180 единиц.

Приведенный реалистический сценарий развития ситуации, однако, также не может являться по основным показателям строго расчетным, поскольку они будут находиться под влиянием указанных выше факторов и в первую очередь определяться судебной практикой, криминогенной обстановкой в стране и характером совершаемых преступлений.

Подводя итоги можно сказать, что в настоящий первоначальный период судебные органы аккуратно применяют новую меру наказания, происходит наработка судебной и пенитенциарной практики, которая традиционно имеет изучающий характер. Важным положительным фактором является активная работа, проводимая Федеральной службой исполнения наказаний и территориальными органами ФСИН России по оперативному решению указанных выше проблем.

Так, с начала 2017 г. созданы и введены в эксплуатацию 8 исправительных центра (ИЦ), имеющих статус юридического лица с лимитом наполнения 464 осужденных (в Приморском, Ставропольском краях, Волгоградской, Костромской, Оренбургской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской областях), а также 15 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ).

До конца 2018 года запланировано создание еще 10 ИЦ и 38 УФИЦ. В общей сложности к концу 2018 года буде функционировать 71 учреждение для отбывания наказания в виде принудительных работ. Общий лимит наполнения указанных учреждений превысит 5 тысяч человек.

Таким образом, ФСИН России ведет планомерную работу по выполнению поручения Президента Российской Федерации и созданию системы исполнения принудительных работ на всей территории страны.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,14%.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Россий-

ской Федерации, 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 53, ст. 7632)//КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2018. Доступ свободный.

2. Прогноз численности осужденных к наказанию в виде принудительных работ на период до 2020 года// (Аналитический материал). М.: - ФКУ НИИ ФСИН России.2017 г. - 26с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Практика рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении осужденных в российских судах / Аналитический отчет (версия для контролирующих органов); под ред. О.М. Киюциной, ИПСО. - СПб., 2016. - 102 сУ/URL http://i-pso.ru/wp-content/uploads /2016/04/0tctet_sud_udo.pdf (дата обращения: 28.11.2018)

4. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2014, 2015, 2016 гг. (отчет о работе судов общей юрисдикции ... «Форма № 10.1», «Форма № 10.2», «Форма № 10.3», «Форма № 10.3.1», «Форма № 10.а», «Форма № 11»). [Электронный ресурс]: материалы сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // URL: http: //www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 05.07.2018).

5. Форма статистической отчетности ФСИН-1, раздел 15 «Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций» утвержденная Приказом ФСИН России от 01.08.2014 № 398 (ред. от 24.08.2015).

6. Варламова Ю.А. Принудительные работы: а готовы ли мы исполнять данное наказание?//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - № 6. С. 363-365.

7. Агашков Е.И., Данелян Р.С. Некоторые вопросы законодательной регламентации исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ// Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 1. С. 133-135.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А.Ш. Габараева «Институт принудительных работ в свете реализация Концепции уголовно-исполнительной

системы Российской Федерации до 2020 года» Актуальность проблемы, освещаемой в статье, не вызывает сомнений, так как одним из приоритетных вопросов на

современном этапе развития уголовно-исполнительной политики России, является развитие института наказаний альтернативных лишению свободы. Об этом свидетельствует поручение Президента Российской Федерации о необходимости создания системы исправительных центров до 2019 года с целью реализации исполнения нового вида наказания в виде принудительных работ.

Автором представлены результаты проведенного ФКУ НИИ ФСИН России статистического прогнозирование численности осужденных к наказанию в виде принудительных работ на период до 2020 г. в трех сценариях: оптимистическом, пессимистическом и реалистическом. В основе каждого из этих сценариев лежат предположения о сохранении либо о преобладании негативных или позитивных факторов и тенденций.

Оценка достоверности результатов. Использованы современные методы научных исследований: метод сценарного прогноза, системный подход, аналитическая оценка, кантент-анализ, статистическое прогнозирование и др.

Теоретическая значимость рецензируемой статьи заключается в возможности расширения научных положений и выводов новой методологии стратегического прогнозирования на основе метода сценария в сфере развития наказаний, альтернативных лишению свободы.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов, в ходе проводимой работы по созданию в России в период 2018-2020 гг. системы исправительных центров.

Формальная характеристика статьи. Стиль изложения лаконичен, содержание последовательно и структурно выдержано. Проверка статьи с помощью системы «Антиплагиат» показала высокую оригинальность представленного текста - 86,14%.

Общее заключение. Считаю, что рецензируемая статья имеет научно-практическую значимость, соответствует общепринятым стандартам оформления и может быть опубликована в открытой печати.

Профессор кафедры уголовного права РГУП,

доктор юридических наук, доцент

С.Л. Бабаян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.