Научная статья на тему 'Принудительные работы как альтернатива лишению свободы'

Принудительные работы как альтернатива лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / CORRECTIVE CENTERS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / PUNISHMENTS / ALTERNATIVE TO IMPRISONMENT / COMPULSORY WORKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворянсков И.В., Габараев А.Ш.

На основе проведенного ФКУ НИИ ФСИН России исследования показаны проблемы правового регулирования и правоприменительной практики в системе отбывания наказания в виде принудительных работ, организации надзора за осужденными в исправительных центрах на этапе первоначальной правоприменительной практики. Делаются выводы и вносятся предложения, позволяющие совершенствовать законодательство и практику исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forced labor as alternative to imprisonment

On the basis of the carried-out Research by the federal government agency Scientific Research Institute FPS of Russia the authors highligh some problems of legal regulations and law-enforcement in the system of serving sentence in the form of compulsory works, organization supervision over convicts in corrective centers at a stage of the initial law-enforcement. The authors provide their summaries and some offers allowing improvement of the legislation and application of criminal penalty execution in the form of compulsory works.

Текст научной работы на тему «Принудительные работы как альтернатива лишению свободы»

И. В. ДВОРЯНСКОВ I. V. DVORYANSKOV

ведущим научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент

А. Ш. ГАБАРАЕВ A. SH. GABARAEV

старший научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России,

кандидат политических наук, капитан внутренней службы

Принудительные работы как альтернатива лишению свободы

Forced labor as alternative to imprisonment

Аннотация. На основе проведенного ФКУ НИИ ФСИН России исследования показаны проблемы правового регулирования и правоприменительной практики в системе отбывания наказания в виде принудительных работ, организации надзора за осужденными в исправительных центрах на этапе первоначальной правоприменительной практики. Делаются выводы и вносятся предложения, позволяющие совершенствовать законодательство и практику исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ.

Ключевые слова: наказания, альтернативные лишению свободы, принудительные работы, исправительные центры, уголовно-исполнительная система.

Annotation. On the basis of the carried-out Research by the federal government agency Scientific Research Institute FPS of Russia the authors highligh some problems of legal regulations and law-enforcement in the system of serving sentence in the form of compulsory works, organization supervision over convicts in corrective centers at a stage of the initial law-enforcement. The authors provide their summaries and some offers allowing improvement of the legislation and application of criminal penalty execution in the form of compulsory works.

Key words: punishments, alternative to imprisonment, compulsory works, corrective centers, penal system.

Расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, является одной из важных задач, решение которых

направлено на достижение основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной

18

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. В рамках гуманизации уголовного законодательства Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) к существующим обязательным и исправительными работам был добавлен новый вид наказания -принудительные работы.

Но правоприменительная практика начала свое исчисление лишь с начала 2017 года, так как в силу ряда организационно-финансовых причин введение нового вида наказания прежде трижды откладывалось.

ФСИН России был осуществлен ряд организационно-практических мероприятий, в результате которых на сегодняшний день создано 8 исправительных центров (ИЦ) (в Приморском, Ставропольском краях, Тамбовской, Тюменской, Волгоградской, Костромской, Оренбургской и Челябинской областях) и 15 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ) (в Республике Адыгее, Республике Башкортостан, Республике Карелии, Забайкальском, Алтайском и Красноярском краях, Архангельской, Новосибирской, Нижегородской, Самарской, Смоленской, Саратовской, Кировской, Иркутской и Пензенской областях). Общий лимит наполнения указанных учреждений составляет 1 896 осужденных.

В 2018 году запланировано создание еще 10 ИЦ и 38 УФИЦ.

Таким образом, к концу 2018 года будет функционировать 71 учреждение для отбывания наказания в виде принудительных работ с лимитом наполнения более 5 тыс. осужденных.

Как видим, во ФСИН России ведется планомерная работа по созданию системы исполнения принудительных работ на всей территории страны.

Несмотря на то что практика применения принудительных работ имеет непродолжительный характер, проведенное сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России в 2017 году анкетирование начальников 4 исправительных центров и 7 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры, территориальных органов ФСИН России выявило несовершенство и незавершенность нормативной базы, регламентирующей исполнение принудительных работ. Установлены проблемы, связанные с регламентацией и применением принудительных работ как вида уголовного наказания, которые существенно усложняют правоприменительную деятельность сотрудников исправительных центров и свидетельствуют об актуальности темы исследования [2].

Согласно ведомственной статистике ФСИН России, за I полугодие 2017 года в ИЦ (УФИЦ) территориальных органов ФСИН России поступило 185 судебных решений о назначении наказания в виде принудительных работ. Из них доля осужденных, которым к моменту вступления приговора в законную силу неотбытый срок наказания в виде лишения свободы заменен принудительными работами, составила 12,68 %.

Основными статьями УК РФ, по которым отбывают уголовные наказания осужденные, содержащиеся в ИЦ и УФИЦ территориальных органов ФСИН России, являются ст. 158 (16,5 %), ст. 264 (12 %), ст. 161 (8,8 %), ст. 228 (6,6 %), ст. 157 (5,5 %), ст. 119, 159 (4,4 %), ст. 112, 115, 162, 166, 318, 322, 328 (3,3 %) [2].

Большинство практических работников ИЦ и УФИЦ территориальных органов ФСИН России в ходе анкетирования указали, что основные проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ у них связаны с вопросами трудоустройства осужденных.

Уголовным и уголовно-исполнительным законодательством (ч. 3 ст. 531 УК РФ, ч. 1 ст. 607 Уголовно-исполнитель-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

19

ного кодекса Российской Федерации) не установлен порядок и не разъяснена процедура привлечения к труду осужденных, отбывающих наказания в ИЦ и УФИЦ.

В законодательстве не указаны конкретные лица, уполномоченные определять объекты для отбывания принудительных работ. Не прописана процедура удержаний из заработка осужденных.

Практические работники обращают внимание на нехватку свободных вакансий на предприятиях либо на ограниченность рынка вакансий в месте дислокации ИЦ и УФИЦ.

Анализ показал, что в базе данных государственной биржи труда вакантными являются лишь профессии, отнесенные к группе неквалифицированных рабочих: подсобный рабочий, грузчик, дворник, уборщик производственных и офисных помещений и др. Причем практически 100 % осужденных к принудительным работам отбывают наказание в подобных малоквалифицированных профессиональных нишах.

Учитывая то обстоятельство, что количество подобных рабочих мест тоже лимитировано, расширение судебной практики назначения принудительных работ может привести к серьезным проблемам с трудоустройством указанной категории осужденных.

В этой связи целесообразно рассмотреть возможность самостоятельного трудоустройства осужденного с разрешения администрации ИЦ (УФИЦ). Необходимо внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающие квотирование рабочих мест для осужденных к принудительным работам, в том числе путем предоставления преимущественного права трудоустройства осужденных к принудительным работам в организациях, в которых предусмотрены квоты для трудоустройства иностранных граждан.

Часть 5 ст. 531 УК РФ предусматривает осуществление соответствующих

вычетов из жалованья осужденного в бюджет государства. При этом законодатель не конкретизирует этот порядок, не указывает контролирующие органы и уполномоченных лиц.

Данные обстоятельства создают предпосылки для возможных нарушений законодательства.

Исследование показало, что с целью совершенствования надзора за осужденными к принудительным работам есть необходимость ввести в штатное расписание ИЦ вольнонаемную должность водителя и закрепить за ним единицу автотранспорта. Так, согласно п. 15 Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, утвержденного приказом Минюста России от 27.12.2016 № 311 [3], надзор за осужденными, трудоустроенными на работах, на территории ИЦ, а также вне пределов ИЦ, за осужденными, проживающими за пределами ИЦ либо находящимися на стационарном лечении в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, осуществляется путем проверки по месту их пребывания не реже одного раза в день. Но на практике подобная организация контроля за осужденными на рабочих местах, за пределами ИЦ, по месту жительства и в больницах трудноосуществима в связи с отсутствием у ИЦ служебного автотранспорта.

Практические работники указывают на необходимость совершенствования Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы [4]. Например, в главе Х «Условия содержания осужденных, водворенных в помещение для нарушителей» не предусмотрен первоначальный медицинский осмотр, перманентный санитарно-гигиенический и эпидемиологический надзор в ИЦ (УФИЦ), порядок организации питания осужденных к принудительным работам, питающихся за счет собственных средств, нормативно не закреплены

20

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

правила предоставления осужденным к принудительным работам свиданий, а также получения ими посылок (передач). Необходимо конкретизировать порядок водворения осужденных в помещение для нарушителей и содержания в нем (список разрешенных вещей и предметов во время отбывания наказания).

Работники территориальных органов ИЦ (УФИЦ) отмечают также целесообразность введения в штатное расписание учреждения должности уборщика служебных помещений и должности раздатчика пищи, занимаемые лицами из числа осужденных.

В настоящее время не определен порядок разрешения использования осужденными средств мобильной связи, перечень специальных средств сотрудника дежурного наряда.

Ряд ИЦ (УФИЦ) территориальных органов ФСИН России испытывают затруднения в медицинском обслуживании осужденных ввиду отсутствия в их штате медицинского работника, а по месту дислокации ИЦ - врачей узких специальностей. В результате приходится возить осужденных в ближайшие административные центры различного уровня, расстояние до которых часто составляет несколько десятков километров. К примеру, сотрудникам УФИЦ УФСИН России по Архангельской области по указанной причине приходится доставлять осужденных из п. Североонежск в п. Плесецк (36 км от УФИЦ).

На практике наблюдаются проблемы, касающиеся общего материального обеспечения содержания осужденных в исправительных центрах, особенно в части их питания, снабжения предметами одежды, предоставления средств для следования к месту отбывания наказания. Очевидно, что вопросы материального обеспечения необходимых потребностей в части питания, приобретения предметов одежды, получения услуг ЖКХ и минимально необходимых бытовых условий должны регулироваться нормативными и правовыми актами в

виде соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации. Ведь оно не связано с личными желаниями осужденного и не входит в круг его материальных возможностей при наличии явных жизненных потребностей. Возможно, необходимо установить соответствие вычетов из заработной платы осужденного в доход государства и вычетов на компенсацию затрат и расходов исправительных центров на содержание материальной части и оплату услуг ЖКХ.

Требует совершенствования и типовая штатная структура ИЦ (УФИЦ), где необходимо предусмотреть должность инженера или инспектора коммунально-бытового и хозяйственного обслуживания, в обязанности которого входило бы выполнение задач по товарно-материальному обеспечению, контролю за работой ТЭЦ и расходованием воды, соблюдению техники безопасности, а также проведение планово-предупредительных ремонтных работ, подготовка учреждения к функционированию в осенне-зимний период и др.

В настоящее время обязанности оператора поста технического контроля возложены на помощника оперативного дежурного, что существенно снижает эффективность надзора за осужденными при осуществлении подъема, отбоя и вывода осужденных на прогулку.

В связи с отсутствием в штатном расписании ИЦ должности сотрудника кадровой службы возникают сложности с выдачей сотрудникам учреждений направлений в медицинские организации и отпускных удостоверений, со своевременным присвоением квалификационных званий, с подготовкой документов, приказов о приеме и увольнении, со своевременным направлением в военный комиссариат сведений о лицах, состоящих на воинском учете, и т. д.

В целом можно согласиться с тем, что введение института принудительных работ в качестве нового вида наказания - это важный шаг в сторону гу-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

21

манизации пенитенциарной политики России. В то же время данная новелла поставила перед правоприменителем ряд требующих решения задач, в связи с чем сфера его применения существенно ограничена.

Указанные обстоятельства требуют дальнейшего изучения и совершенствования организационных и правовых мер, обеспечивающих правильное применение и исполнение данного вида уголовного наказания.

В связи с изложенным представляется целесообразным:

1. Разработать Инструкцию по организации исполнения наказания в виде принудительных работ, где необходимо прописать порядок привлечения осужденных к трудовой деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов уголовно-исполнительных правоотношений в данной части; отразить алгоритм исчисления заработка осужденных, содержащихся в ИЦ (УФИЦ), и производства вычитаний в государственную казну; порядок формирования и согласования перечня организаций и предприятий, в которых будут отбывать наказание осужденные к принудительным работам; коллегиальную процедуру разрешения осужденному проживать за пределами общежития ИЦ (УФИЦ); определить перечень вещей, предметов и продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах или бандеролях, поступающих в ИЦ (УФИЦ), и др.

2. Инициировать вопрос о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающих квотирование рабочих мест для осужденных к принудительным работам, в том числе путем предоставления преимущественного права трудоустройства осужденным к принудительным работам в организациях, в которых предусмотрены квоты для трудоустройства иностранных граждан.

3. Предусмотреть в Правилах внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы первоначальный медицинский осмотр, санитарно-гигиенический и эпидемиологический надзор в ИЦ, порядок организации питания осужденных к принудительным работам, питающихся за счет собственных средств.

4. Конкретизировать порядок водворения осужденных в помещение для нарушителей и содержания в нем.

5. В целях профилактики умышленного повреждения либо уничтожения осужденными аудиовизуальных, электронных и/или иных технических средств контроля предлагается включить данное деяние осужденного в перечень нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ.

6. Ввести в штатное расписание ИЦ должность водителя с закреплением единицы автотранспорта, что необходимо для осуществления проверок осужденных на рабочих местах за пределами ИЦ, по месту жительства и в больницах. ф

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Организационно-правовые проблемы исполнения наказаний в виде принудительных работ : аналитический материал. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2017. 32 с.

3. Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам : приказ Минюста России от 27.12.2016 № 311. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 29.12.2016 № 329. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

22

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.