Научная статья на тему 'Принудительные работы: некоторые вопросы правового регулирования и организации исполнения (анализ за 9 месяцев 2017 г. )'

Принудительные работы: некоторые вопросы правового регулирования и организации исполнения (анализ за 9 месяцев 2017 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / COMPULSORY LABOR / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / CORRECTIVE CENTER / ИЗОЛИРОВАННЫЙ УЧАСТОК / ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ КАК ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / THE ISOLATED SITE FUNCTIONING AS THE CORRECTIVE CENTER / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усеев Ренат Зинурович

В статье рассматриваются основные правовые и организационные вопросы, которые складываются в первый год исполнения нового вида наказания принудительных работ. С 1 января 2017 г. нами проанализирована деятельность четырех мест отбывания принудительных работ: изолированного участка, функционирующего как исправительный центр при КП-6 УФСИН России по Республике Башкортостан; изолированного участка, функционирующего как исправительный центр при ИК-10 УФСИН России по Самарской области; исправительного центра № 1 УФСИН России по Тамбовской области и исправительного центра № 1 УФСИН России по Ставропольскому краю. Автором определены ключевые правовые и организационные проблемы в деятельности мест отбывания принудительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPULSURY LABOUR: SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION AND EXECUTION (the analysis in 9 months of 2017)

In article the main legal and organizational issues which develop in the first year of execution of a new type of punishment compulsory labor are considered. The author has analysed activity of four places of serving this type of labor (an isolated area functions as a correction centre belonging to the penal settlement 6 of the FPS of Russia in the Republic of Bashkortostan; an isolated area functions as a correction centre belonging to the correctional colony 10 of the FPS of Russia in Samara region, a correction centre № 1 of the FPS of Russia in Tambov region and a correction centre № 1 of the FPS of Russia in Stavropol Territory) since January 1, 2017. The author highlights key legal and organizational problems in activity of places of serving forced labor.

Текст научной работы на тему «Принудительные работы: некоторые вопросы правового регулирования и организации исполнения (анализ за 9 месяцев 2017 г. )»

УДК 340

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ (анализ за 9 месяцев 2017 г.)

© 2017 Р. З. Усеев

Аннотация. В статье рассматриваются основные правовые и организационные вопросы, которые складываются в первый год исполнения нового вида наказания - принудительных работ. С 1 января 2017 г. нами проанализирована деятельность четырех мест отбывания принудительных работ: изолированного участка, функционирующего как исправительный центр при КП-6 УФСИН России по Республике Башкортостан; изолированного участка, функционирующего как исправительный центр при ИК-10 УФСИН России по Самарской области; исправительного центра № 1 УФСИН России по Тамбовской области и исправительного центра № 1 УФСИН России по Ставропольскому краю. Автором определены ключевые правовые и организационные проблемы в деятельности мест отбывания принудительных работ.

Ключевые слова: принудительные работы; исправительный центр; изолированный участок, функционирующий как исправительный центр; осужденный.

COMPULSURY LABOUR: SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION AND EXECUTION (the analysis in 9 months of 2017)

© 2017 R. Useev

Summary. In article the main legal and organizational issues which develop in the first year of execution of a new type ofpunishment - compulsory labor are considered. The author has analysed activity offour places of serving this type of labor (an isolated area functions as a correction centre belonging to the penal settlement - 6 of the FPS of Russia in the Republic of Bashkortostan; an isolated area functions as a correction centre belonging to the correctional colony - 10 of the FPS of Russia in Samara region, a correction centre № 1 of the FPS of Russia in Tambov region and a correction centre № 1 of the FPS of Russia in Stavropol Territory) since January 1, 2017. The author highlights key legal and organizational problems in activity ofplaces of serving forced labor.

Keywords: compulsory labor, the corrective center, the isolated site functioning as the corrective center, convict.

С 1 января 2017 г. складывается практика исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ. Создана и продолжает создаваться необходимая инфраструктура для реализации данного вида наказания: образованы исправительные центры (далее - ИЦ) и участки при исправительных учреждениях, функционирующие как исправительные центры (далее - УФИЦ)1. Происходит укомплектование персоналом ИЦ и УФИЦ К 2019 г. количество осужденных к принудительным работам планируется довести до 2,5 тыс. человек2. А вопрос о создании ИЦ находится на контроле у Президента РФ3.

1 Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2016 г. и задачах на 2017 г.: Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний, утв. приказом ФСИН России от 28 марта 2017 г. № 251. - М.: ФСИН России, 2017. - С. 1.

2 Трифонова Е. Граждане поехали в исправительные центры // Независимая газета. - 2017. - 15 фев.

3 Церемония представления офицеров, назначенных на высшие командные должности [Электронный ресурс] // Президент России. События: официальный сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54096 (дата обращения: 14.09.2017).

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вместе с тем правоприменительная практика, да и сама жизнь за первые 9 месяцев исполнения принудительных работ выявила различные организационно-правовые проблемы. Попробуем определить самые актуальные насущные вопросы при реализации исполнения данного вида наказания на основе анализа деятельности четырех мест отбывания принудительных работ - УФИЦ при КП-6 УФСИН России по Республике Башкортостан, УФИЦ при ИК-10 УФСИН России по Самарской области, ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области и ИЦ-1 УФСИН России по Ставропольскому краю.

Вопросы правового регулирования исполнения принудительных работ. Конституция РФ (ст. 41) закрепляет право осужденного к принудительным работам на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако ни один закон формально это конституционное право практически не обеспечивает. Так, ст. 60.6 УИК РФ имеет бланкетный характер и отсылает к ст. 26 ФЗ от 21.11.2011 № З23-Ф3 (ред. от 29.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако последняя норма закона не регулирует отношения по поводу и в процессе оказания осужденным к принудительным работам медицинской помощи.

УИК РФ (п. «б» ч. 2 ст. 60.9) устанавливает, что осужденный может быть переведен в другой ИЦ (УФИЦ). Очевидно, речь в т. ч. идет о реализации права осужденного на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Однако только ли в этом случае осужденный может покинуть ИЦ (УФИЦ)? Думаем, нет. Поэтому в законе законодатель должен отметить основания и порядок перевода осужденного в другой ИЦ (УФИЦ).

Существует конкуренция норм законодательства РФ относительно вопросов о трудовых отношениях - хранении трудовых книжек осужденных. Так, п. 8 Правил внутреннего распорядка ИЦ (далее - ПВР ИЦ) и п. 173 УИК РФ отмечают, что трудовая книжка осужденных хранится в учреждении в личном деле осужденного. Однако постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках» (пп. 42, 45) указывает, что трудовая книжка должна храниться у работодателя. Необходимо отметить, что на практике такая коллизия вызывает недопонимания между работодателем осужденных и администрацией ИЦ (УФИЦ). Вполне очевидно, что она должна быть устранена.

В конце 2016 г. Минюстом России утверждены ПВР ИЦ. Основная задача этого норматива - конкретизация ключевых общественных отношений в сфере исполнения и отбывания принудительных работ. Однако многие вопросы в нем не находят отражения. Так, ПВР ИЦ не указывает, какие предметы и вещи осужденный может брать с собой в помещение для нарушителей. Для сравнения: Правила внутреннего распорядка ИУ (далее - ПВР ИУ) в гл. 24 четко определяют объем вещей и предметов, которые осужденному можно иметь при себе и брать с собой в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры. Думается, что в этом случае за основу необходимо принять положения, изложенные в ПВР ИУ с некоторыми исключениями.

ПВР ИЦ мог бы урегулировать вопрос о питании осужденного, водворенного в помещение для нарушителей, в части, касающейся возможности подогрева и приготовления им пищи, если осужденный до отбывания меры взыскания использовал свои продукты питания.

Законодательством РФ на сегодняшний день не определен важнейший юридический факт при реализации положений о принудительных работах - освобождении осужденного от отбывания наказания либо о замене принудительных работ на лишение свободы. В этом случае процессуальные действия администрации ИЦ (УФИЦ) не находят закрепления ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах. В указанных случаях возникают вопросы: выдается ли освобождаемому осужденному справка (документ) об освобождении (аналогично процедуре, происходящей в ИУ)? Если осужденному суд заменяет принудительные работы лишением свободы, и осужденный взят по стражу, что делать с личными вещами последнего, которые в это время находятся в ИЦ (УФИЦ)?

Кроме того, не урегулирован вопрос о случае, когда суд производит замену принудительных работ на лишение свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с последующим самостоятельным следованием осужденного к новому месту отбывания наказания. Где в этом случае осужденный будет ожидать вступления решения суда в законную силу? В случае нахождения осужденного в ИЦ (УФИЦ) до вступления решения суда в законную силу за-

считывается ли данный период времени в срок отбывания наказания, будут ли ему выдаваться вещи и продукты питания, если он будет находиться в ИЦ (УФИЦ) в этот период? Эти вопросы требуют законодательного урегулирования.

Следует отметить противоречия по поводу и в процессе исполнения принудительных работ в системе подзаконных нормативно-правовых актов. Так, п. 7 Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам, утвержденного приказом Минюста России от 01.11.2016 № 250, предусматривает порядок применения технических средств надзора и контроля к осужденным, в т. ч. относительно применения дуплексной речевой связи между помещением для нарушителей и персоналом ИЦ / УФИЦ (оперативным дежурным и его помощником). Вместе с тем распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2932-р «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам» систему дуплексной связи в ИЦ (УФИЦ) не предусматривает. Думается, что в целях безопасности осужденных в помещениях для нарушителей такой вид связи решением Правительства РФ должен быть предусмотрен.

Требуют нормативно-правового регулирования вопросы социальных гарантий персонала ИЦ, в т. ч. гражданского. На сегодняшний день система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений УИС, утвержденная приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624, не устанавливает должностные оклады гражданского персонала ИЦ (заведующий канцелярией, заведующий хозяйством, бухгалтер). В связи с этим зарплата последних составляет менее 8 000 рублей.

Организационные вопросы исполнения принудительных работ. Реализация права осужденного на лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую помощь аналогично неосужденным гражданам (ст. 60.6 УИК РФ) ставит серьезнейший вопрос не только в поддержании этого права в условиях особенностей деятельности ИЦ (УФИЦ), но и в целом при реализации указанных видов помощи в период всего срока отбывания осужденным принудительных работ. Дело в том, что лечебно-профилактическая, санитарно-профилактическая помощь осужденным и медицинское сопровождение мероприятий в ИЦ (УФИЦ) имеет постоянную (круглосуточную) основу. Однако невозможно указанный круг мероприятий поддерживать исключительно работой медицинского персонала тех медицинских организаций, куда обращается (может обратиться) осужденный. Усугубляет данный вопрос и тот факт, что организационно-штатная структура ИЦ (УФИЦ) в соответствии с приказом Минюста России, утвержденная в августе 2016 г., не предусматривает медицинского(их) работника(ов).

Думается, что медицинский(ие) работник(и) все же должны быть при ИЦ (УФИЦ). Для этого следует сделать акцент на следующих аргументах:

1. Различный социальный статус осужденных (в т. ч. низкий) на момент их прибытия к месту отбивания принудительных работ. Как следствие - различное состояние здоровья указанных лиц, вплоть до наличия социально значимых заболеваний либо заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ВИЧ-инфекция, алкоголизмом, наркомания, токсикомания, открытая формой туберкулеза, венерические заболевания, гепатиты и т.д.).

2. Участие в режимных мероприятиях (личные полные обыски осужденных с раздеванием).

3. Определение в основе регламента действий администрации ИЦ (УФИЦ) при выявлении у осужденных в период отбывания принудительных работ ВИЧ-инфекции, алкоголизма, наркомании, токсикомании, открытой формы туберкулеза, а также в случае, если осужденный не прошел полного курса лечения венерического заболевания в соответствии с п. 3 ст. 18 УИК РФ.

4. Контроль личной гигиены массы осужденных (в перспективе до 200 человек) и санитарного состояния мест, где они содержатся.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Безотлагательное предоставление пострадавшим (осужденным, персоналу и иным лицам) медицинской помощи в процессе применения персоналом УИС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также фиксирование полученных указанными лицами телесных повреждений.

6. Медицинский осмотр осужденных и выдача заключения об их состоянии здоровья и возможности их нахождения в помещениях для нарушителей.

Возникают определенные вопросы при реализации обязанности осужденных трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИЦ (УФИЦ). Так, ч. 1 ст. 60.8 УИК РФ устанавливает, что осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ. В связи с этим при устройстве осужденного на работу (заключении трудового договора с работодателем) он должен иметь при себе минимальный перечень документов (ст. 65 ТК РФ): паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку (при наличии); страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии); документы воинского учета (при наличии); документ об образовании и (или) о квалификации - при поступлении на работу, требующую специальных знаний, подготовки (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

Как показывает практика, отсутствие этих документов, в т. ч. паспорта, затрудняет трудоустройство осужденных. Вместе с тем сбор осужденным и персоналом ИЦ (УФИЦ) необходимого пакета документов для оформления паспорта гражданина РФ и проведения необходимых процедур, установленных Административным регламентом ФМС, утвержденный приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391, по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, занимает порядка полутора-трех месяцев. Поэтому небольшой срок наказания (менее 3 месяцев), определенных судом осужденному по отбыванию принудительных работ, является серьезной проблемой для администрации ИЦ (УФИЦ). Дополнительные проблемы возникают, если осужденный прибывает к месту отбывания наказания из другого субъекта РФ без соответствующих документов. Реализация положений отдельных подзаконных нормативно-правовых актов по исполнению принудительных работ показывает, что этот вопрос во многом зависит от финансовых возможностей ИЦ (УФИЦ) и территориальных органов ФСИН России в целом. Так, Порядок применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам, утвержденный приказом Минюста России от 01.11.2016 № 250, определяет возможность осуществления надзора за осужденными с помощью средств персонального надзора и контроля (электронный браслет, стационарное контрольное устройство, мобильное контрольное устройство, ретранслятор и стационарный пульт мониторинга). Однако, как показывает практика, указанных выше четырех мест отбывания принудительных работ, средства персонального надзора и контроля не применяются, поскольку в учреждениях (на участках) они отсутствуют.

Фактически подобная ситуация обстоит с транспортными средствами, которые необходимы для обеспечения деятельности ИЦ (УФИЦ) хотя бы относительно реализации п. 15 Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, утвержденного приказом Минюста России от 27.12.2016 № 311, в части ежедневного контроля за осужденными по месту их работы, жительства.

В практической деятельности ИЦ (УФИЦ) есть множество иных более мелких правовых и организационных вопросов относительно исполнения принудительных работ. Они не урегулированы законодательством и по ним нет практики по аналогии. Основные среди них: разрешается ли выдавать на руки паспорт осужденному при решении им социально-бытовых проблем за пределами ИЦ (УФИЦ)? Могут ли осужденные пользоваться личным транспортом? Может ли осужденный проводить выходные и праздничные дни за пределами муниципального образования, где расположен ИЦ (УФИЦ) или субъекта РФ?

Представляется, что в процессе правоприменительной практики в сфере исполнения и отбывания принудительных работ проблемные вопросы в перспективе будут появляться.

С целью уменьшения негативного влияния этих вопросов на практику реализации рассматриваемой меры государственного принуждения важна соответствующая реакция законодателя и правоприменителя.

Библиографический список

Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2016 г. и задачах на 2017 г.: Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний, утв. приказом ФСИН России от 28 марта 2017 г. № 251. - М.: ФСИН России, 2017. - 13 с.

Трифонова, Е. Граждане поехали в исправительные центры / Е. Трифонова // Независимая газета. - 2017. - 15 фев.

Церемония представления офицеров, назначенных на высшие командные должности [Электронный ресурс] // Президент России. События: официальный сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54096 (дата обращения: 14.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.