УДК 340
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ (анализ за 9 месяцев 2017 г.)
© 2017 Р. З. Усеев
Аннотация. В статье рассматриваются основные правовые и организационные вопросы, которые складываются в первый год исполнения нового вида наказания - принудительных работ. С 1 января 2017 г. нами проанализирована деятельность четырех мест отбывания принудительных работ: изолированного участка, функционирующего как исправительный центр при КП-6 УФСИН России по Республике Башкортостан; изолированного участка, функционирующего как исправительный центр при ИК-10 УФСИН России по Самарской области; исправительного центра № 1 УФСИН России по Тамбовской области и исправительного центра № 1 УФСИН России по Ставропольскому краю. Автором определены ключевые правовые и организационные проблемы в деятельности мест отбывания принудительных работ.
Ключевые слова: принудительные работы; исправительный центр; изолированный участок, функционирующий как исправительный центр; осужденный.
COMPULSURY LABOUR: SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION AND EXECUTION (the analysis in 9 months of 2017)
© 2017 R. Useev
Summary. In article the main legal and organizational issues which develop in the first year of execution of a new type ofpunishment - compulsory labor are considered. The author has analysed activity offour places of serving this type of labor (an isolated area functions as a correction centre belonging to the penal settlement - 6 of the FPS of Russia in the Republic of Bashkortostan; an isolated area functions as a correction centre belonging to the correctional colony - 10 of the FPS of Russia in Samara region, a correction centre № 1 of the FPS of Russia in Tambov region and a correction centre № 1 of the FPS of Russia in Stavropol Territory) since January 1, 2017. The author highlights key legal and organizational problems in activity ofplaces of serving forced labor.
Keywords: compulsory labor, the corrective center, the isolated site functioning as the corrective center, convict.
С 1 января 2017 г. складывается практика исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ. Создана и продолжает создаваться необходимая инфраструктура для реализации данного вида наказания: образованы исправительные центры (далее - ИЦ) и участки при исправительных учреждениях, функционирующие как исправительные центры (далее - УФИЦ)1. Происходит укомплектование персоналом ИЦ и УФИЦ К 2019 г. количество осужденных к принудительным работам планируется довести до 2,5 тыс. человек2. А вопрос о создании ИЦ находится на контроле у Президента РФ3.
1 Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2016 г. и задачах на 2017 г.: Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний, утв. приказом ФСИН России от 28 марта 2017 г. № 251. - М.: ФСИН России, 2017. - С. 1.
2 Трифонова Е. Граждане поехали в исправительные центры // Независимая газета. - 2017. - 15 фев.
3 Церемония представления офицеров, назначенных на высшие командные должности [Электронный ресурс] // Президент России. События: официальный сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54096 (дата обращения: 14.09.2017).
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вместе с тем правоприменительная практика, да и сама жизнь за первые 9 месяцев исполнения принудительных работ выявила различные организационно-правовые проблемы. Попробуем определить самые актуальные насущные вопросы при реализации исполнения данного вида наказания на основе анализа деятельности четырех мест отбывания принудительных работ - УФИЦ при КП-6 УФСИН России по Республике Башкортостан, УФИЦ при ИК-10 УФСИН России по Самарской области, ИЦ-1 УФСИН России по Тамбовской области и ИЦ-1 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Вопросы правового регулирования исполнения принудительных работ. Конституция РФ (ст. 41) закрепляет право осужденного к принудительным работам на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако ни один закон формально это конституционное право практически не обеспечивает. Так, ст. 60.6 УИК РФ имеет бланкетный характер и отсылает к ст. 26 ФЗ от 21.11.2011 № З23-Ф3 (ред. от 29.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако последняя норма закона не регулирует отношения по поводу и в процессе оказания осужденным к принудительным работам медицинской помощи.
УИК РФ (п. «б» ч. 2 ст. 60.9) устанавливает, что осужденный может быть переведен в другой ИЦ (УФИЦ). Очевидно, речь в т. ч. идет о реализации права осужденного на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Однако только ли в этом случае осужденный может покинуть ИЦ (УФИЦ)? Думаем, нет. Поэтому в законе законодатель должен отметить основания и порядок перевода осужденного в другой ИЦ (УФИЦ).
Существует конкуренция норм законодательства РФ относительно вопросов о трудовых отношениях - хранении трудовых книжек осужденных. Так, п. 8 Правил внутреннего распорядка ИЦ (далее - ПВР ИЦ) и п. 173 УИК РФ отмечают, что трудовая книжка осужденных хранится в учреждении в личном деле осужденного. Однако постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках» (пп. 42, 45) указывает, что трудовая книжка должна храниться у работодателя. Необходимо отметить, что на практике такая коллизия вызывает недопонимания между работодателем осужденных и администрацией ИЦ (УФИЦ). Вполне очевидно, что она должна быть устранена.
В конце 2016 г. Минюстом России утверждены ПВР ИЦ. Основная задача этого норматива - конкретизация ключевых общественных отношений в сфере исполнения и отбывания принудительных работ. Однако многие вопросы в нем не находят отражения. Так, ПВР ИЦ не указывает, какие предметы и вещи осужденный может брать с собой в помещение для нарушителей. Для сравнения: Правила внутреннего распорядка ИУ (далее - ПВР ИУ) в гл. 24 четко определяют объем вещей и предметов, которые осужденному можно иметь при себе и брать с собой в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры. Думается, что в этом случае за основу необходимо принять положения, изложенные в ПВР ИУ с некоторыми исключениями.
ПВР ИЦ мог бы урегулировать вопрос о питании осужденного, водворенного в помещение для нарушителей, в части, касающейся возможности подогрева и приготовления им пищи, если осужденный до отбывания меры взыскания использовал свои продукты питания.
Законодательством РФ на сегодняшний день не определен важнейший юридический факт при реализации положений о принудительных работах - освобождении осужденного от отбывания наказания либо о замене принудительных работ на лишение свободы. В этом случае процессуальные действия администрации ИЦ (УФИЦ) не находят закрепления ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах. В указанных случаях возникают вопросы: выдается ли освобождаемому осужденному справка (документ) об освобождении (аналогично процедуре, происходящей в ИУ)? Если осужденному суд заменяет принудительные работы лишением свободы, и осужденный взят по стражу, что делать с личными вещами последнего, которые в это время находятся в ИЦ (УФИЦ)?
Кроме того, не урегулирован вопрос о случае, когда суд производит замену принудительных работ на лишение свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с последующим самостоятельным следованием осужденного к новому месту отбывания наказания. Где в этом случае осужденный будет ожидать вступления решения суда в законную силу? В случае нахождения осужденного в ИЦ (УФИЦ) до вступления решения суда в законную силу за-
считывается ли данный период времени в срок отбывания наказания, будут ли ему выдаваться вещи и продукты питания, если он будет находиться в ИЦ (УФИЦ) в этот период? Эти вопросы требуют законодательного урегулирования.
Следует отметить противоречия по поводу и в процессе исполнения принудительных работ в системе подзаконных нормативно-правовых актов. Так, п. 7 Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам, утвержденного приказом Минюста России от 01.11.2016 № 250, предусматривает порядок применения технических средств надзора и контроля к осужденным, в т. ч. относительно применения дуплексной речевой связи между помещением для нарушителей и персоналом ИЦ / УФИЦ (оперативным дежурным и его помощником). Вместе с тем распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2932-р «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам» систему дуплексной связи в ИЦ (УФИЦ) не предусматривает. Думается, что в целях безопасности осужденных в помещениях для нарушителей такой вид связи решением Правительства РФ должен быть предусмотрен.
Требуют нормативно-правового регулирования вопросы социальных гарантий персонала ИЦ, в т. ч. гражданского. На сегодняшний день система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений УИС, утвержденная приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624, не устанавливает должностные оклады гражданского персонала ИЦ (заведующий канцелярией, заведующий хозяйством, бухгалтер). В связи с этим зарплата последних составляет менее 8 000 рублей.
Организационные вопросы исполнения принудительных работ. Реализация права осужденного на лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую помощь аналогично неосужденным гражданам (ст. 60.6 УИК РФ) ставит серьезнейший вопрос не только в поддержании этого права в условиях особенностей деятельности ИЦ (УФИЦ), но и в целом при реализации указанных видов помощи в период всего срока отбывания осужденным принудительных работ. Дело в том, что лечебно-профилактическая, санитарно-профилактическая помощь осужденным и медицинское сопровождение мероприятий в ИЦ (УФИЦ) имеет постоянную (круглосуточную) основу. Однако невозможно указанный круг мероприятий поддерживать исключительно работой медицинского персонала тех медицинских организаций, куда обращается (может обратиться) осужденный. Усугубляет данный вопрос и тот факт, что организационно-штатная структура ИЦ (УФИЦ) в соответствии с приказом Минюста России, утвержденная в августе 2016 г., не предусматривает медицинского(их) работника(ов).
Думается, что медицинский(ие) работник(и) все же должны быть при ИЦ (УФИЦ). Для этого следует сделать акцент на следующих аргументах:
1. Различный социальный статус осужденных (в т. ч. низкий) на момент их прибытия к месту отбивания принудительных работ. Как следствие - различное состояние здоровья указанных лиц, вплоть до наличия социально значимых заболеваний либо заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ВИЧ-инфекция, алкоголизмом, наркомания, токсикомания, открытая формой туберкулеза, венерические заболевания, гепатиты и т.д.).
2. Участие в режимных мероприятиях (личные полные обыски осужденных с раздеванием).
3. Определение в основе регламента действий администрации ИЦ (УФИЦ) при выявлении у осужденных в период отбывания принудительных работ ВИЧ-инфекции, алкоголизма, наркомании, токсикомании, открытой формы туберкулеза, а также в случае, если осужденный не прошел полного курса лечения венерического заболевания в соответствии с п. 3 ст. 18 УИК РФ.
4. Контроль личной гигиены массы осужденных (в перспективе до 200 человек) и санитарного состояния мест, где они содержатся.
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
5. Безотлагательное предоставление пострадавшим (осужденным, персоналу и иным лицам) медицинской помощи в процессе применения персоналом УИС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также фиксирование полученных указанными лицами телесных повреждений.
6. Медицинский осмотр осужденных и выдача заключения об их состоянии здоровья и возможности их нахождения в помещениях для нарушителей.
Возникают определенные вопросы при реализации обязанности осужденных трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИЦ (УФИЦ). Так, ч. 1 ст. 60.8 УИК РФ устанавливает, что осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ. В связи с этим при устройстве осужденного на работу (заключении трудового договора с работодателем) он должен иметь при себе минимальный перечень документов (ст. 65 ТК РФ): паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку (при наличии); страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии); документы воинского учета (при наличии); документ об образовании и (или) о квалификации - при поступлении на работу, требующую специальных знаний, подготовки (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Как показывает практика, отсутствие этих документов, в т. ч. паспорта, затрудняет трудоустройство осужденных. Вместе с тем сбор осужденным и персоналом ИЦ (УФИЦ) необходимого пакета документов для оформления паспорта гражданина РФ и проведения необходимых процедур, установленных Административным регламентом ФМС, утвержденный приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391, по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, занимает порядка полутора-трех месяцев. Поэтому небольшой срок наказания (менее 3 месяцев), определенных судом осужденному по отбыванию принудительных работ, является серьезной проблемой для администрации ИЦ (УФИЦ). Дополнительные проблемы возникают, если осужденный прибывает к месту отбывания наказания из другого субъекта РФ без соответствующих документов. Реализация положений отдельных подзаконных нормативно-правовых актов по исполнению принудительных работ показывает, что этот вопрос во многом зависит от финансовых возможностей ИЦ (УФИЦ) и территориальных органов ФСИН России в целом. Так, Порядок применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам, утвержденный приказом Минюста России от 01.11.2016 № 250, определяет возможность осуществления надзора за осужденными с помощью средств персонального надзора и контроля (электронный браслет, стационарное контрольное устройство, мобильное контрольное устройство, ретранслятор и стационарный пульт мониторинга). Однако, как показывает практика, указанных выше четырех мест отбывания принудительных работ, средства персонального надзора и контроля не применяются, поскольку в учреждениях (на участках) они отсутствуют.
Фактически подобная ситуация обстоит с транспортными средствами, которые необходимы для обеспечения деятельности ИЦ (УФИЦ) хотя бы относительно реализации п. 15 Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, утвержденного приказом Минюста России от 27.12.2016 № 311, в части ежедневного контроля за осужденными по месту их работы, жительства.
В практической деятельности ИЦ (УФИЦ) есть множество иных более мелких правовых и организационных вопросов относительно исполнения принудительных работ. Они не урегулированы законодательством и по ним нет практики по аналогии. Основные среди них: разрешается ли выдавать на руки паспорт осужденному при решении им социально-бытовых проблем за пределами ИЦ (УФИЦ)? Могут ли осужденные пользоваться личным транспортом? Может ли осужденный проводить выходные и праздничные дни за пределами муниципального образования, где расположен ИЦ (УФИЦ) или субъекта РФ?
Представляется, что в процессе правоприменительной практики в сфере исполнения и отбывания принудительных работ проблемные вопросы в перспективе будут появляться.
С целью уменьшения негативного влияния этих вопросов на практику реализации рассматриваемой меры государственного принуждения важна соответствующая реакция законодателя и правоприменителя.
Библиографический список
Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2016 г. и задачах на 2017 г.: Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний, утв. приказом ФСИН России от 28 марта 2017 г. № 251. - М.: ФСИН России, 2017. - 13 с.
Трифонова, Е. Граждане поехали в исправительные центры / Е. Трифонова // Независимая газета. - 2017. - 15 фев.
Церемония представления офицеров, назначенных на высшие командные должности [Электронный ресурс] // Президент России. События: официальный сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54096 (дата обращения: 14.09.2017).