Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ "БЕЛОВОРОТНИЧКОВОЙ" ПРЕСТУПНОСТИ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ "БЕЛОВОРОТНИЧКОВОЙ" ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ / ЭНТРОПИЙНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БЕЛОВОРОТНИЧКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЗАМЫШЛЯЕМОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мелихов Александр Иванович

В настоящее время российская юрисдикция наделена такими непривлекательными для хозяйствующих субъектов чертами, как избыточная криминализация правонарушений, не представляющих общественной опасности, обвинительный уклон и оппортунизм отечественного правосудия. Указанные дефекты карательной системы, делают актуальным развитие системы предупреждения правонарушений. В карательной системе, роль ОРД является обеспечивающей, в то время как в системе предупреждения правонарушений она занимает ведущее место. Актуальность исследования обусловлена тем, что для дальнейшего экономического роста необходимо не столько карать «беловоротничковую» преступность, сколько предупреждать ее по средствам ограничения перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере интеллектуальной профессиональной деятельности и применения профилактических мер. По мнению авторов, государственная политика в сфере правонарушений профессионалов должна сменится с карательной на предупредительную. В этой связи необходимо: 1) декриминализировать составы малозначительных «беловоротничковых» преступлений небольшой тяжести, выделив эти правонарушения в отдельную главу нового КоАП РФ, и в случае повторного совершения данных правонарушений привлекать к уголовной ответственности; 2) распространить практику применения профилактических мер в деятельности подразделений правоохранительных органов осуществляющих оперативно-разыскную деятельность; 3) ввести ведомственные показатели работы подразделений органов внутренних дел осуществляющих оперативно-разыскную деятельность по предупрежденным правонарушениям и неоконченным преступлениям. Указанные меры позволят предупредить кадровый голод в области высокоинтеллектуальных профессий в условиях введения западных санкций в отношении России и укрепят экономическую безопасность Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LEGAL AND OPERATIONAL-INVESTIGATIVE MEASURES TO COUNTERACT "WHITE-COLLAR" CRIME

Currently, the Russian jurisdiction is endowed with such unattractive features for economic entities as excessive criminalization of offenses that do not pose a public danger, accusatory bias and opportunism of domestic justice. These defects of the punitive system make the development of the system of crime prevention relevant. In the punitive system, the role of the repression is dominant, while in the system of crime prevention it occupies a leading place. The relevance of the study is due to the fact that for further economic growth it is necessary not so much to punish "white-collar" crime, as to prevent it by means of limiting the list of criminally punishable acts in the field of intellectual professional activity and the use of preventive measures. According to the authors, the state policy in the field of professional offenses should change from punitive to preventive. In this regard, it is necessary: 1) decriminalize the minor "white-collar" crimes of minor gravity, highlighting these offenses in a separate chapter of the new Administrative Code of the Russian Federation, and in case of repeated commission of these offenses to bring the offender to criminal responsibility; 2) to spread the practice of using preventive measures in the activities of law enforcement units carrying out operational investigative activities; 3) to introduce departmental indicators of the work of the units of the bodies internal affairs carrying out operational and investigative activities for prevented offenses and unfinished crimes. These measures will prevent a personnel shortage in the field of highly intelligent professions in the context of the introduction of Western sanctions against Russia and will strengthen the economic security of the Fatherland.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ "БЕЛОВОРОТНИЧКОВОЙ" ПРЕСТУПНОСТИ»

Национальная безопасность / nota bene

Правильная ссылка на статью:

Мелихов А.И. — Уголовно-правовые и оперативно-разыскные меры противодействия "беловоротничковой" преступности // Национальная безопасность / nota bene. - 2022. - № 5. DOI: 10.7256/2454-0668.2022.5.38529 EDN: TDIZWY URL: https://nbpublish.com1lbrary_read_article.ptp?id=38529

Уголовно-правовые и оперативно-разыскные меры противодействия "беловоротничковой" преступности

Мелихов Апексавдр 1/Ъанович

ORCID: 0000-0001-8987-713Х кандидат юридических наук

доцент, кафедра конституционного и административного права, Волгоградская академия МЗД России 400078, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, уп. Историческая, 130, оф. 326

И m-13913@ya.ru Статья из рубрики "Правовое обеспечение национальной безопасности"

DOI:

10.7256/2454-0668.2022.5.38529

EDN:

TDIZWY

Дата направления статьи в редакцию:

29-07-2022

Дата публикации:

22-09-2022

Аннотация: В настоящее время российская юрисдикция наделена такими непривлекательными для хозяйствующих субъектов чертами, как избыточная криминализация правонарушений, не представляющих общественной опасности, обвинительный уклон и оппортунизм отечественного правосудия. Указанные дефекты карательной системы, делают актуальным развитие системы предупреждения правонарушений. В карательной системе, роль ОРД является обеспечивающей, в то время как в системе предупреждения правонарушений она занимает ведущее место. Актуальность исследования обусловлена тем, что для дальнейшего экономического роста необходимо не столько карать «беловоротничковую» преступность, сколько предупреждать ее по средствам ограничения перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере интеллектуальной профессиональной деятельности и применения профилактических мер. По мнению авторов, государственная политика в сфере правонарушений профессионалов должна сменится с карательной на предупредительную. В этой связи необходимо: 1) декриминализировать составы

малозначительных «беловоротничковых» преступлений небольшой тяжести, выделив эти правонарушения в отдельную главу нового КоАП РФ, и в случае повторного совершения данных правонарушений привлекать к уголовной ответственности; 2) распространить практику применения профилактических мер в деятельности подразделений правоохранительных органов осуществляющих оперативно-разыскную деятельность; 3) ввести ведомственные показатели работы подразделений органов внутренних дел осуществляющих оперативно-разыскную деятельность по предупрежденным правонарушениям и неоконченным преступлениям. Указанные меры позволят предупредить кадровый голод в области высокоинтеллектуальных профессий в условиях введения западных санкций в отношении России и укрепят экономическую безопасность Отечества.

Ключевые слова: национальная безопасность, декриминализация, оперативно-разыскная деятельность, пре дуп реж де н ие , п ро фи л а кти ка , предостережение,

энтропийная преступность, беловоротничковая преступность, замышляемое

правонарушение, привлекательность российской юрисдикции

Развернувшийся в информационном веке процесс глобализации ослабляет традиционные государственные институты и требует нового взгляда на национальную безопасность не только как на категорию внешней политики и военного дела, но и как внутригосударственную проблему решаемую по средствам оперативно-розыскной деятельности.

В теории уголовного процесса, роль ОРД является обеспечивающей, в то время как в теории национальной безопасности переход борьбы с криминальными угрозами в уголовно-процессуальную форму является одним из многих возможных сценариев развития ОРД, что ставит ее в деле обеспечения национальной безопасности на первое ме с то .

В России, на протяжении последних десятилетий идет процесс формирования конкурентоспособной модели организации публичных и частных услуг по обеспечению реальных гарантий стабильности, безопасности, справедливого и своевременного разрешения споров, добросовестной конкуренции для привлечения хозяйствующих субъектов в свою юрисдикцию в условиях глобализации.

В настоящее время профанация таких важнейших институтов гражданского общества, как независимые национально (а не иностранно, или интернационально) ориентированные отечественные средства массовой информации, органы местного самоуправления, адвокатура, третейские суды, частные экспертные и профессиональные сообщества, общественные советы по контролю за органами власти, не позволяет создать эффективную систему сдержек и противовесов между государством и гражданским обществом, что наделяет российскую юрисдикцию такими непривлекательными для хозяйствующих субъектов чертами, как обвинительный уклон и оппортунизм отечественного правосудия, государственный монополизм услуг по эффективному обеспечению безопасности и справедливости, отсутствие свободной конкуренции на рынке государственных заказов, являющихся одним из основных драйверов отечественной экономики и др. Поэтому для российского общества до сих пор актуальны такие угрозы национальной безопасности, как сохранение значительной доли теневой экономики и условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, что подтверждается современной хроникой криминальных

событий.

Актуальность исследования обусловлена тем, что для дальнейшего экономического роста необходимо не столько карать «беловоротничковую» преступность, сколько предупреждать ее по средствам ограничения перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере интеллектуальной профессиональной деятельности и применения профилактических мер предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Целесообразность данной работы заключается в предотвращении кадрового голода в области высокоинтеллектуальных профессий за счет декриминализации ряда правонарушений не имеющих высокой общественной опасности и более широкого применения мер предупреждения правонарушений.

Основной целью данной статьи является научное обоснование обеспечения национальной безопасности за счет нахождения оптимального сочетания карательной и предупредительной политики в области «беловоротничковой» преступности. Основными задами исследования являются: выдвижение предложения по декриминализации ряда статей УК РФ; научное обоснование применения предупредительных мер к замышляемым преступлениям; позиционирование органов осуществляющих ОРД как основных субъектов предупреждения правонарушений.

Изученность проблемы замышляемые преступления как объект предупреждения становились объектом изучения таких ученых оперативно-разыскной науки как Горяинов К.К., Овчинский В.С., Вагин О.А., Козлов В.И., Шкабин Г.С., Кудрявцев А.В. и др.

Научная новизна работы состоит в том, что в качестве основного субъекта предупреждения замышляемых правонарушений в сфере высокоинтеллектуальной профессиональной деятельности должны выступать органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность.

Практическая значимость состоит в декриминализации ряда составов беловоротничковой преступности, а так жерасширении использования органами внутренних дел предупредительных и профилактических мер в отношении лиц занимающихся профессиональной деятельности с высоким риском привлечения к уголовной ответственности в целях обеспечения экономической безопасности России. Теоретическая значимость работы состоит в утверждении необходимости смены карательной политики государства на предупредительную в области «беловоротничковых» правонарушений, а так же введение понятия «замышляемое преступление».

Основные научные методы. В статье использовался диалектический метод научного познания, позволяющий рассматривать любое изучаемое явление или процесс не в статике, а в динамике. Это позволило обнаружить взаимосвязи и противоречия изучаемых процессов и явлений, высказать предложения о путях дальнейшего развития государственной политики обеспечения экономической безопасности. Использование диалектического метода также дало возможность выявить важные содержательные элементы правоотношений в области профессиональной деятельности связанной с риском привлечения к уголовной ответственности, а также факторы, влияющие на эффективность оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, показать взаимообусловленность круга субъектов привлекаемых к уголовной ответственности за «беловоротничковые» преступления, с уровнем обеспеченности национальной безопасности. В статье также широко используются методы теории игр, позволяющие

рассматривать поведение участников отношений в области обеспечения безопасности с позиций экономической целесообразности. Помимо этого использовался метод статистического анализа нормативно-правовых актов, семантический анализ Уголовного кодекса РФ и КоАП РФ, произведена индексация и последующая обработка более 3000 научных источников в области оперативно-разыскной деятельности.

Традиционно, сферой ответственности оперативно-разыскных подразделений уголовного розыска ОВД являлась энтропийная преступность Ш профилактикой и предупреждением которой, согласно сделанного нами анализ ведомственных приказов МВД РС^, занимается участковый уполномоченный полиции по территориальному принципу.

Но есть еще и другая преступность - когнитивная или беловоротничковая ^ -порожденная не надсознательными и подсознательных порывами, а изощренным разумом профессионала, данными видами преступлений в большей части в системе МВД РФ занимаются все оперативные подразделения ОВД. Однако для сферы когнитивной преступности в ОВД нет участкового уполномоченного занимающегося профилактикой, его роль должны выполнять другие государственные органы надзора и контроля -налоговая инспекция, антимонопольная служба и т.п., либо груз ответственности за предупреждение правонарушений в этом секторе должен лечь на оперативных сотрудников.

Свойства и навыки указанного контингента преступников не только представляют потенциальную опасность, но и приносят пользу для многонационального народа России - это программисты, врачи, юристы, инженеры, экономисты, коммерсанты и другие представители интеллектуальных профессий.

Когнитивные навыки и знания полученные этими людьми -результат длительного периода обучения и приобретения практического опыта, а следовательно этот ресурс нации является трудно восполняемым. Чем больше возможностей - тем больше ответственность человека. Карательные меры в сфере когнитивных правонарушений уже привели к невосполнимым утратам профессионального потенциала страны, в том числе и в полиции. Повальное привлечение к юридической ответственности врачей, учителей и мелких должностных лиц за взятку в виде коробки конфет, а также установление уголовной ответственности даже за незначительные проступки и влекущую последующую потерю профессиональной субъектности, привели к кадровому коллапсу во многих сферах бизнеса.

Президент РФ неоднократно в своих выступления ^ обращал внимание на необоснованный рост уголовных дел в отношении предпринимателей как пример негативного воздействия карательных мер на полезную для страны, но рискованную хозяйственную и трудовую деятельность. В этой связи ведущие ученые страны не

перестают обсуждать эффективность уголовно-правового воздействия на бизнес-5!.

В этой связи становится актуальным институт «замысла» много лет вынашивающийся в

сфере оперативно-разыскной науки [6,7,8]. Научное движение по криминализации этой самой ранней стадии противоправной деятельности зародилась в уголовно-исполнительном сегменте ОРД. По нашему мнению - это было связано с большим количеством информации о наличии у субъекта замысла получаемой в искусственных условиях бихевиоризма исправительных учреждений опытным персоналом и средствами наблюдения. Причем заключенные могут выдавать замышляемое не только вербально или не вербально - но и функционально - то есть, повторяя алгоритм действий лиц уже

ранее замышлявших ранее что-то подобное (побег, убийство и т.п.). В данной ситуации доказать замысел как приготовление - невозможно, однако предупредить замышляемой необходимо. В данной ситуации использовался комплекс специальных уголовно-исполнительных мер доступный оперативному составу исправительного учреждения и в первую очередь - официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (ст.17.1 УИК РФ).

Примечательно, что с принятием ФЗ « О профилактике» данная действенная мера стала доступна для всех субъектов профилактики в числе которых должностные лица системы МВД РФ уполномоченные осуществлять ОРД

Профессионалы осуществляющую рискованную хозяйственную деятельность, так же как и заключенные в исправительном учреждении (впрочем, как и сегмент населения охваченный цифровизацией) - помещены в искусственную среду ежедневных а л го р и тм о в документирующихся в компьютерном, бухгалтерском, налоговом, документооборотным и иных «блокчейнах» что обуславливает наличие большого количества информации об их замыслах и позволяет выявлять предпреступную алгоритмику в их поведении.

Однако сотрудники правоохранительных органов в настоящее время не проявляют инициативы в предупреждении преступлений, поскольку отсутствуют прямые ведомственные показатели предотвращенных преступлений. Поскольку - замысел и

приготовление - это еще не преступления, а как было показано нами ранее^10!, в ведомственных показателях работы полностью отсутствуют показатели по выполнению такой задачи ОРД как предупреждения, а именно - количество «несостоявшихся» преступлений - добровольных отказов, выявленных или (и) пресеченных приготовляемых и иных неоконченных преступлений.

В результате масштабных сокращений полицейских кадров и большой загруженности по «обязательным» линиям работы, предупреждение замышляемых правонарушений, не принявшие форму преступления, разрешаются по «остаточному принципу» или формально - путем отказа в возбуждении уголовного дела. Соответственно, и профилактические меры в отношении указанных правонарушений проводятся

формально, методика и практика предупреждения данных преступлений^11^ не развиваются.

Перечень ведомственных показателей должен быть дополнен количеством предостережений вынесенных оперативными сотрудниками в отношении коммерсантов, несостоявшихся мелких взяточников, халатных работников и т.п. что позволит им продолжить общественно полезную деятельность на благо страны, но в русле правомерной жизни, ориентируясь на реакцию правоохранительных органов в виде

различных форм профилактического воздействия^12! - профилактический учет, надзор, беседа, официальное предостережение и др.

Вторым направлением снижения рисков в профессиональной деятельности является декриминализация ряда уголовных составов. В условиях сокращения личного состава ОВД, в целях приближения рабочей нагрузки оперативных сотрудников, сотрудников органов дознания и предварительного следствия к нормативно установленной и переноса усилия на расследование более сложных и опасных для общества преступлений, представляется целесообразным декриминализировать составы малозначительных (и по своей сути административных), преступлений небольшой

тяжести предусматривающих в качестве наказания, как правило, созвучные административным меры наказания предусмотренные пп. «а» - «к» ст. 44 УК РФ (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, принудительные работы, арест) и не повлекшие серьезных неблагоприятных последствий в виде причинения вреда здоровью и жизни человека.

В качестве второго варианта декриминализации части уголовных преступлений можно выделить часть преступлений небольшой тяжести в отдельную главу нового КоАП РФ, и в случае повторного совершения данных правонарушений привлекать к уголовной ответственности по аналогии с ныне действующей практикой привлечения к уголовной ответственности лиц нарушавших правила дорожного движения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию (статьи 264.1., 116.1. УК РФ).

Декриминализированными на наш взгляд должны быть составы преступлений включенных в подследственность следователей и дознавателей ОВД, при условии совершения их впервые, предусмотренные следующими статьями УК РФ:

1. Подведомственность дознания ОВД: ч.1 ст. 123, ст. 125, ч.1 ст. 128, ст. 156, ст. 170, ст. 170.2., ч. 1 ст. 171, ч. 1,3,5 ст. 171.1, ст. 171.4, ч.1, 2, ст. 175, ст. 177, ч. 1,2 ст. 180, ч. 1 ст. 200.3, ст. 203, ст. 204.2, ст. 233, ч. 4 ст. 234, ч. 1 ст. 250, ч. 1 ст. 251, ч. 1 ст. 252, ч. 1 ст. 254, ч. 1 ст. 261, ст. 262, ст. 291.2, ч. 1 ст. 294, ч. 1 ст. 297, ст. 304, ст. 322.2, ст. 322.3, ч. 1 ст. 325, ч. 1 ст. 330 УК РФ.

2. Подведомственность предварительного следствия ОВД: ст. 176, ст. 235,ч. 1 ст. 272, ч.1, ст. 273, ст. 304 УК РФ.

Необходимо отметить и социальную пользу декриминализации указанных статей, поскольку в основном они затрагивают не маргинальную, а уменьшающуюся с каждым годом интеллигентную и социально активную часть российского общества - мелких предпринимателей, врачей, педагогов и других работников умственного труда, что создает напряженность в обществе, поскольку привлечение к уголовной ответственности приводит, как правило, к краху профессиональной карьеры указанных лиц.

Часть указанных статей были приняты лоббистами крупных финансовых групп для защиты их строительной, страховой и банковской деятельности уголовно-правовыми средствами, что грубо нарушает принцип соразмерности наказания и социальной справедливости на фоне грабительских процентов за предоставление кредитов, непомерных обязательных страховых взносов и недоступных для большинства населения цен на жилье 1121.

Резюмируя отметим, что в целях обеспечения социальной справедливости, привлекательности российской юрисдикции и обеспечения конкурентоспособности нашей страны, в сфере высокоинтеллектуальной профессиональной деятельности необходимо сменить карательную политику государства в сфере «беловоротничковой» преступности

на предупредительную114,15"!, для чего декриминализировать ряд статей УК РФ, применяя уголовную ответственность только за рецидив «беловоротничковых» правонарушений, распространить практику применения профилактических мер предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в деятельности подразделений правоохранительных органов осуществляющих ОРД, ввести ведомственные показатели работы подразделений ОВД осуществляющих ОРД по предупрежденным правонарушениям, выявленным и

пресеченным неоконченным преступлениям. Библиография

1. Мелихов А.И. Энтропийная преступность как угроза национальной безопасности//Юристъ-Правоведъ. - 2022. - № 2(101). - С. 150-156.

2. Готчина Л. В., Мелихов А. И. Оперативно-разыскная деятельность как институт предупреждения, контроля и пресечения насилия в истории России / // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2021. - № 1(56). - С. 127-132.

3. Вакутин А. А. "Беловоротничковая" преступность Э. Сатерленда: теория, не потерявшая актуальности // Вестник Сибирского юридического ин-ститута МВД России. - 2020. - № 2(39). - С. 80-84.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию"

5. Уголовно-правовое воздействие на бизнес; монография / под общ. и науч. ред. Э. Л. Сидоренко, А. Г. Волеводза, К. К. Клевцова, О. И. Семыкиной. — Москва: Проспект, 2021. — 552 с.

6. Кудрявцев А. В. Противодействие криминальным угрозам в уго-ловно-исполнительной системе: криминологические и оперативно-розыскные аспекты : учеб. пособие; Владим. гос. ун-т имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. - 144 с.

7. Чайковский, А. А. Оперативно-розыскная деятельность в следст-венных изоляторах (теоретический и организационно-тактический аспекты) : автореф. дис. канд. юрид. наук. - Владимир, 2012. - 23 с.

8. Катков С. В., Белокобыльская О. И., Горных С. А. Оперативно-разыскная характеристика преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере: Отдельные вопросы теории и практики// Вестник Волгоградской акаде-мии МВД России. - 2019. - № 2(49). - С. 100-111.

9. Приказ МВД РФ от 4 марта 2020 г. N 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» (посл.ред)

10. Истратенков А. Ю., Мелихов А. И., Никитина Г. А. Современные проблемы нормативного регулирования проведения инспекторских проверок в органах предварительного следствия // Государство и право: эволюция, совре-менное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию Российской по-лиции) : материалы XIV международной научно-теоретической конференции, СПб, 27-28 апреля 2017 года / СПб: СПбУ МВД РФ, 2017. - С. 100-103.

11. Грибунов О. П., Варданян А. В. Прикладные задачи и профилакти-ческие операции криминалистического предупреждения преступлений против собственности на транспорте// Деятельность правоохранительных органов в со-временных условиях : сборник материалов XXI международной научно-практической конференции, Иркутск, 26-27 мая 2016 года. - Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2016. - С. 326-331.

12. Павличенко, Н. В. Оперативно-разыскная деятельность в паспорте специальности 12.00.12-"криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность" (обсуждение проекта)// Вестник Волго-градской академии МВД России. - 2013. - № 3(26). - С. 103-108.

13. Третьяков В. И.Стрелец О.В. Реализация принципа справедливости на современном этапе развития российского уголовного законодательства// Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 4(47). - С. 9-14.

14. Захарцев С. И., Сальников В. П. Размышления об оперативно-розыскной политике // Ученые записки юридического факультета. - 2015. - № 39(49). - С. 132-137.

15. Сальников В. П., Захарцев С. И., Сальников М. В. Уголовно-превентивная политика как элемент уголовной политики современной России// Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 8. - С. 70-97.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. РЕЦЕНЗИЯ

на статью на тему «Уголовно-правовые и оперативно-разыскные меры противодействия "беловоротничковой" преступности».

Предмет исследования.

Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам противодействия преступлениям определенной группы. Автор рассматривает как некоторые общие вопросы противодействия преступности, так и конкретно указывает на меры противодействия «беловоротничкой» преступности. В качестве предмета исследования выступили нормы законодательства, мнения ученых, материалы практики.

Методология исследования.

Цель исследования прямо заявлена в статье. Как пишет автор, «Основной целью данной статьи является научное обоснование обеспечения национальной безопасности за счет нахождения оптимального сочетания карательной и предупредительной политики в области профессиональной преступности». Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.

В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из материалов практики, в том числе уголовных дел.

Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, норм законодательства РФ, устанавливающих регулирование по поводу профилактики совершения преступлений). Например, следующий вывод автора: «Примечательно, что с принятием ФЗ « О профилактике» данная действенная мера стала доступна для всех субъектов профилактики в числе которых должностные лица системы МВД РФ уполномоченные осуществлять ОРД. Профессионалы осуществляющую рискованную хозяйственную деятельность, так же как и заключенные в исправительном учреждении (впрочем, как и сегмент населения охваченный цифровизацией) - помещены в искусственную среду ежедневных алгоритмов документирующихся в компьютерном, бухгалтерском, налоговом, документооборотным и иных «блокчейнах» что обуславливает наличие большого количества информации об их замыслах и позволяет выявлять

предпреступную алгоритмику в их поведении».

Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.

Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. Автором рецензируемой статьи правильно сделан акцент на значимости темы исследования: «Актуальность исследования обусловлена тем, что для дальнейшего экономического роста необходимо не столько карать профессиональную преступность, сколько предупреждать ее по средствам ограничения перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере интеллектуальной профессиональной деятельности и применения профилактических мер предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»».

Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать. Научная новизна.

Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод: «Резюмируя отметим, что в целях обеспечения социальной справедливости, привлекательности российской юрисдикции и обеспечения конкурентоспособности нашей страны, в сфере высокоинтеллектуальной профессиональной деятельности необходимо сменить карательную политику государства в сфере «беловоротничковой» преступности на предупредительную, для чего декриминализировать ряд статей УК РФ, применяя уголовную ответственность только за рецидив правонарушений профессионалов, распространить практику применения профилактических мер предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в деятельности подразделений правоохранительных органов осуществляющих ОРД, ввести ведомственные показатели работы подразделений ОВД осуществляющих ОРД по предупрежденным

правонарушениям, выявленным и пресеченным неоконченным преступлениям». Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.

Во-вторых, автором предложены обобщения по поводу применения мер предупреждения «беловоротничковой» преступности. Так, отмечено, что «В данной ситуации использовался комплекс специальных уголовно-исполнительных мер доступный оперативному составу исправительного учреждения и в первую очередь - официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (ст.17.1 УИК РФ)». Далее указывается, что «Вторым на пра в ле ние м с ниж е ния р ис ко в в про фе с с иона льно й де я те л ьно с ти я в ля е тс я декриминализация ряда уголовных составов».

Приведенный вывод может быть актуален и полезен в качестве рекомендаций практикующим специалистам.

Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.

Тематика статьи соответствует специализации журнала «Национальная безопасность / nota bene», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с обеспечением

национальной безопасности.

Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.

Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.

Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Мелихов А.И., Захарцев С.И., Сальников В.П., Истратенков А.Ю., Никитина Г.А. и другие). Хотело бы отметить использование автором большого количества материалов правовых актов, связанных с темой исследования, что позволило придать исследованию правоприменительную направленность.

Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.

Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.

Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к перспективам развития в России института профилактики и предупреждения преступлений.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи

«Рекомендую опубликовать»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.