УДК 322
doi: 10.25724/VAMVD.ZJKL
НЕГЛАСНЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНТРОЛЬ
В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Александр Иванович Мелихов
Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, stalingrad@pisem.net
Аннотация. В современной оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел больше проявляется воспитательная, а не карательная функция, поэтому ее корни следует искать не в государственных, а в общественных и религиозных институтах негласного контроля и надзора. Традиционные авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам), будучи лучшими системами обеспечения безопасности личности, общества и государства, посредством ряда своих институтов (религиозных служб, юродивых, духовных отцов и т. п.) на протяжении длительного исторического периода эффективно формировали духовный мир человека, а затем осуществляли негласный контроль и надзор за его тайными помыслами для предотвращения неправедных поступков, преступлений, бунтов и других энтропийных явлений в обществе. Наиболее ярко православная церковь как система самосохранения нации продемонстрировала себя в Смутное время — в момент риска утраты государственности. Роль церкви в обеспечении национального возрождения не могла не рассматриваться Западом как угроза безопасности, в связи с этим в первые годы правления династии Романовых она уменьшается, а церковь становится объектом тщательного контроля со стороны государства.
Ключевые слова: религия, церковь, безопасность, негласный надзор и контроль, замысел, оперативно-разыскная деятельность
Для цитирования: Мелихов А. И. Негласный религиозный контроль в истории отечественной системы обеспечения внутренней безопасности общества и государства // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 1 (60). С. 163—171. doi: 10.25724/VAMVD.ZJKL
UNSPOKEN RELIGIOUS CONTROL
IN THE HISTORY OF THE DOMESTIC SYSTEM FOR ENSURING
THE INTERNAL SECURITY OF SOCIETY AND THE STATE
Alexander Ivanovich Melikhov
Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, stalingrad@pisem.net
Abstract. In the modern operational-search activity of the internal affairs bodies, an educational rather than a punitive function is more manifested, therefore its roots should be sought not in state, but in public and religious institutions of secret control and supervision. Traditional Abrahamic religions (Judaism, Christianity, Islam), being the best systems for ensuring the security of the individual, society and the state, through a number of their institutions (religious services, holy fools, spiritual fathers, etc.) over a long historical period effectively formed the spiritual world of a person, and then carried out covert control and supervision of his secret thoughts to prevent unrighteous acts, crimes, riots and other entropic phenomena in society. The Orthodox Church as a system of self-preservation of the nation demonstrated itself most clearly in the Time of Troubles — at the time of the risk of losing statehood. The role of the church in ensuring national revival could not but be considered by the West as a threat to security, in connection with this, in the first years of the Romanov dynasty, it decreases, and the church becomes the object of careful control by the state.
Keywords: religion, church, security, covert supervision and control, concept, operational-search activity
For citation: Melikhov A. I. Unspoken religious control in the history of the domestic system for ensuring the internal security of society and the state. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 163—171, 2022. (in Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.ZJKL
© Мелихов А. И., 2022
Основы современной оперативно-разыскной деятельности и национальной безопасности обычно ищут в карательных государственных институтах (опричнина, Приказ тайных дел и пр.), однако в тайном расследовании как правовом проявлении способа объективного познания человека в его повседневности находит отражение больше воспитательная, а не карательная функция. На наш взгляд, корни первой нужно искать в общественных мистических и религиозных институтах.
В течение длительного времени то, что мы сейчас называем основой национальной безопасности — воспитанием и общественным порядком, репродуцировалось и поддерживалось общинными и религиозными институтами. Они были эффективным алгоритмом воспитания сознательного поведения путем замещения животного подсознательного подсознательным религиозным. Как отмечает А. Бергсон, «первая религия была предназначена для того, чтобы устранять опасности, которым ум мог подвергать человека; она была субинтеллектуальной» [1, с. 200], затем стала фактором, консолидирующим общество, религия «...является общей для всех членов группы, она тесно соединяет их в обрядах и церемониях, она отличает группу от других групп, она гарантирует успех коллективного предприятия и ограждает от общей опасности» [1, с. 222].
В каждом доме со стен на людей смотрели иконы, уберегая их от влияния животных начал, чтение святых книг и проповеди священников постепенно замещали подсознательное животное подсознательным божественным. Обряды купировали негативные эмоциональные проявления. Институт семьи и общины был органично встроен в традиционные религии, удовлетворявшие весь спектр витальных потребностей, поскольку «.в глубине сверхъестественных тайн религии кроются совершенно простые, естественные истины» [2, с. 7]. Стены храмов надежно спасали людей как от внешнего врага, так и от эмоциональных животных порывов соплеменников. Деятельность священников помогала гасить конфликты и преодолевать отчужденность человека.
Информация о прошлом и настоящем конкретной территориальной единицы была сосредоточена у руководителей общин, служителей церкви, будущее людей предопределено природными циклами и религиозными нормами. Это создавало стабильность и предсказуемость, обеспечивало самосохранение, самоподдержание и самовоспроизводство общины. В религиозной матрице веками собирались знания, которые проходили через все этапы работы с информацией (получение, обработка, анализ,
хранение и реализация). Пропуская ее через призму гуманности и, несомненно, самосохранения религии как социальной системы, оценивая возможности ее реализации либо засекречивания, религиозное мировоззрение стало лучшей системой обеспечения безопасности личности, общества, а позже государства.
Религия — это сдерживание природного бессознательного и подсознательного, высший уровень управления этими природными мотивациями (энергиями), проявление высшего разума, подчинение подсознательного сознанию, сублимация бессознательных и подсознательных позывов в сознательные альтруистичные действия, позволяющие обеспечить витальные потребности человека и общества. Именно в религиозных и общественных началах, впервые кодифицировавших преступления, следует искать истоки современной оперативно-разыскной деятельности.
Значимая роль основных конфессий в борьбе с энтропийными процессами в обществе и их крайним проявлением — преступностью — практически не исследовалась [3—5], а в сфере открытой оперативно-разыскной науки до сих пор не анализировалась ни в части взаимодействия с религиозными ячейками общества, ни в части использования опыта и приемов религиозного сознания в ОРД. Обычно научные дискуссии ограничиваются необходимостью соблюдения тайны исповеди и недопустимостью давления на священнослужителей [6, с. 91—98].
Религия посредством обрядов и таинств заложила методологическую и психологическую основу многих ОРМ, фундаментальные основы криптографии1.
Все религиозное мировоззрение построено на важном для становления личности человека
1 Аббат Тритемий (1462—1516) после встречи с неким таинственным учителем, который наставил его в оккультных науках, написал книгу под названием «Стеганография». Вот его собственное предисловие: «В своей книге я расскажу о способах, которыми я смогу точно и надежным образом передать свою волю любому, кто постигнет смысл моей науки, как бы далеко он ни находился от меня, пусть даже за сто верст. И при этом никто не заподозрит, будто я пользовался какими-либо знаками, фигурами или буквами. А если я воспользуюсь услугами гонца, и этого гонца перехватят в пути, никакие мольбы, угрозы, посулы и даже пытки не принудят этого гонца открыть секрет, потому что он ничего о нем не будет знать. Вот почему ни один человек не сумеет открыть тайну. И все эти вещи при желании я смогу с легкостью проделывать, и не прибегая ни к чьей помощи, и не посылая гонца. Даже узнику, заточенному в глубоком подземелье и находящемуся под неусыпной охраной, я способен передать свою волю» (URL: http://taynikrus.ru/mistika/zagadki-proklyatyx-knig/ (дата обращения: 01.12.2021)).
механизме — механизме самоанализа и самокритики поведения и содержания внутреннего мира, делающего его принципиально отличным от животных. Об Адаме и Еве после сотворения говорится: и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2:25). Слово «наги», на наш взгляд, имеет здесь два значения: во-первых, речь идет не о телесной, а духовной наготе — безгрешности помыслов, отсутствии необходимости что-то скрывать, т. е. замыслы человека не противоречили установленным религиозным нормам, следовательно, не представляли опасности для него самого и окружающих (не являлись преступлением). Человек был полностью открыт, его внутренний мир не был тайной. Дальнейшее появление змея-искусителя и тайны от Бога в виде нарушения запрета на вкушение яблока (совершение преступления) создало тайну от Бога и потерю безгрешности. На необходимости покаяния как открытия своего внутреннего мира и самокритичного анализа своих действий и помыслов построен христианский религиозный механизм контроля за сознательными и бессознательными действиями и желаниями человека. Данный прием применяется и на коллективном уровне: на Вселенском соборе (в 1965 г.) Ватикан провозгласил идею создания так называемой интернациональной религии («духовная нага») для борьбы с коммунистической идеологией. Тот же психологический механизм лежит в основе института явки с повинной, активно используемого в современной ОРД. Выспрашивая потенциального преступника о его повседневности, оперативник подразумевает, что в жизни нет ничего тайного, поскольку с помощью тайны человек скрывает свои неблаговидные и опасные для него и общества поступки и помыслы. В данном случае оперативник подобен священнику, принимающему покаяние.
Во-вторых, «нага» — слово, происходящее из санскрита, обозначающее змееподобных мифических существ. В индуизме и буддизме утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания. Появление в библейском сюжете змея как обладателя объективных знаний о животной, а не о божественной природе человека предвосхищает грехопадение последнего и сошествие его с безопасного пути подсознательного доверия религиозному мировоззрению на начальную сознательную стадию познания себя с животного уровня, представляющего опасность для всех. В связи с этим прививание религиозного мировоззрения на подсознательном или, скорее, внесознательном, т. е. некритическом, уровне является огромной экономией человеческой
энергии и времени и скачком в развитии человека в том числе в области обеспечения самосохранения, саморазвития и самоподдержания.
Поскольку согласно авраамическим религиям (иудаизм, христианство, ислам) все происходит по воле Божией, только внутри духовного мира человек свободен, змей ниспослан Богом к Адаму и Еве для провокации. Полный церковно-славянский словарь XIX в. протоирея Григория Дьяченко понимает под ней обращение к высшему суду1. Очевидно, что речь идет о суде не над поступками, а над помыслами человека, т. е. о контроле над его духовным миром, где он волен делать, что захочет, но это не означает его безнаказанности в целях обеспечения безопасности будущего поведения для него самого и окружающих. В данном случае мы наблюдаем тот же механизм отстранения «своих» от негласного контроля за «своими», что и в дорели-гиозных обществах: действие субъекта, обеспечивающего коллективную безопасность, опосредовано ссылкой на духов, мертвых и другие мистические силы, в рассматриваемой религии действия Бога-отца как субъекта, заботящегося о безопасности своих детей, опосредовано змеем, проводящим провокацию. В связи с этим необходимо вспомнить, что в восточных мифологиях духовные наги — это змееподобные существа, планирующие отомстить тем, кто их предал. Таким образом, змей — это агент Бога, провоцирующий человека на совершение преступления в религиозном измерении — грехе.
Разрыв субъекта внутренней безопасности с методами осуществления безопасности внутри закрытого общества есть проявление двойной морали, обусловленной необходимостью сохранения чистоты образа в ментальном смысле или в психологическом смысле отсутствия ассоциативных связей между субъектом обеспечения безопасности, желающим добра, и необходимым злом применяемых им методов. Таким образом, указанный прием наряду с запретом на летальное наказание становится одним из принципов обеспечения внутренней безопасности общества.
Согласно одному из постановлений Вселенского собора католической церкви «царство истины и жизни, царство святости и благодати, царство правды любви и мира... уже тайно присутствует здесь, на земле»2. Очевидно, что оплотом этого
1 См.: Полный церковно-славянский словарь / сост. Григорий Дьяченко. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=481084 (дата обращения: 01.12.2021)
2 См.: Дюмулен Пьер. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства церкви III—XX вв. [1262 — II Ват. Собор, Gaudium et spes, 39]. URL: https://azbyka.ru/
царства являлась церковь. Римская католическая церковь, принявшая форму государства — Ватикан, если ее рассматривать как сложную социальную систему, до сих пор выступает крупнейшей информационной (разведывательной) сетью, способной дать оперативную информацию с использованием своих дипломатических представительств, монашеских орденов, миссионеров, многочисленных светских организаций, профсоюзов и т. д. [7—9]1. Именно информация в плане противопоставления ее энтропии окружающего мира обеспечивает безопасность и самой церкви, и ее последователей. В этом отношении нельзя не провести аналогию с современной ОРД, направленной в том числе на добывание информации об угрозах безопасности нации.
В отечественной истории периода феодальной раздробленности и становления московского централизованного государства религия продемонстрировала себя более устойчиво, чем государство:
1) в силу разделения светской и религиозной власти гибель первой не влечет за собой гибели второй;
2) аккумулирование большого количества объективных знаний о повседневности, природе человека и среде его обитания позволяет ей возрождаться даже при физическом истреблении части адептов. Религия могла выделить для них ресурс времени для познания. Сегодня, когда глубокий научный анализ ментальных угроз национальной безопасности невозможен в разрушенных и оптимизированных научно-исследовательских организациях и вузах, последним прибежищем для национальной матрицы знаний о самосохранении народа служат храмы;
3) религия посредством воспитания и управления подсознательными энтропийными энергиями за счет знания истинной природы человека предлагает ему безопасный жизненный путь, формирует альтруизм, необходимый для поддержания коллективных средств удовлетворения витальных потребностей, в том числе самосохранения, в качестве которых выступают общественные объединения — общество, церковь и государство, т. е. религия — это параллельная государственной система обеспечения национальной безопасности, обладающая потенциалом возрождения, построенным на ментальных знаниях о характеристиках нации.
otechnik/konfessii/hristianskoe-verouchenie-dogiriaticheskie-teksty-uchitelstva-tserkvi-3-20-vv/12_25 (дата обращения: 01.12.2021).
1 См.: Артамонов А. Г. Как устроена самая тайная из мировых сетей. URL: https://www.youtube.com/watch? v=uS9_kq1PrWM&t=2322s (дата обращения: 01.12.2021).
В отечественной традиции именно религиозная культура стала национальным мировоззрением по причине долгого отсутствия большого количества городского населения и формирования альтернативной «гражданской» культуры. Кроме того, церковь занимается профилактикой энтропийной преступности, предлагая минимальные социальные гарантии (защиту, подаяния, кров и т. п.) слоям населения, не нашедшим места в светской жизненной парадигме (инвалиды, бесприданницы, вдовы, сироты, нищие, бывшие преступники и т. п.), а также альтернативный жизненный путь монашества, т. е. альтуризма в поддержании коллективных благ.
История России показывает устойчивую закономерность отражения внешней угрозы безопасности: устранение межгосударственной энтропии, затем внутривластной энтропии, далее энтропии в объекте управления — обществе.
Племянница последнего императора Византии Софья Палеолог, став женой Ивана III Великого, матерью Василия III, бабушкой Ивана IV Грозного и привезя с собой в качестве приданого знаменитую византийскую библиотеку, ускорила процесс привнесения в русскую государственность сакральных византийских традиций, в том числе тайного контроля за обществом.
Согласно словарю Брокгауза и Ефрона «ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Древняя Русь. В продолжение лишь трех веков (XIV—XVI) на Руси насчитывается не менее 10 юродивых святых, тогда как в общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (VI—X) не более 4 юродивых святых, принадлежащих различным странам»2.
На главной площади нашей страны стоит собор, называемый Собором Василия Блаженного. Василий Блаженный известен в православной религии как юродивый, т. е. человек, живущий в полном отказе от всех мирских ценностей и намеренно старавшийся казаться безумным для навлечения на себя поношений. В психологическом плане действия юродивого как провокация существенно понижают агрессию в обществе, выступая своеобразным громоотводом, удовлетворяют информационную и эмоциональную составляющую витальной потребности самоподдержания населения.
Идеологическая база юродства построена на Евангелие и Послании апостола Павла3. Таким
2 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaron line.com/146072-Юродивые (дата обращения: 01.12.2021).
3 В своем Первом Послании Коринфянам апостол
образом, институт юродства направлен, прежде всего, на самосохранение человека и общества от его же сознательных действий как главной угрозы его безопасности, противопоставление рисков «игры разума» иррациональной вере в Бога. Юродивый — представитель общественности или, как модно сегодня говорить, «гражданского общества», еще одной его функцией было заступничество за народ перед светской властью.
Сам религиозный институт юродства построен на провокации окружающих на основе донесения до них объективной информации о них самих. В плане аналогий с современной ОРД интересна будет статья Брокгауза и Ефрона, согласно которой «.юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей, погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра...»1.
Если рассмотреть житие Василия Блаженного с позиций обеспечения безопасности общества и государства, то окажется, что он предупреждал светскую власть об опасностях (предсказал пожар в Москве, молитвой прекратил пожар в Новгороде), изобличал преступников (опрокидывал лотки с плохо приготовленными калачами и квасом, разбивал «адописные иконы»), пресекал моральную профанацию и дискредитацию религии как угрозу национальной безопасности (не дал купцу, выгнавшему из дома свою мать, достроить церковь, изобличал подавателей милостыни с корыстными целями), занимался профилактикой правонарушений (посещал корчмы и дома, где веселились и пьянствовали, передаривал свои подаяния нуждающимся и т. п.).
Юродивые выступали и как агенты влияния. Так, исследователь новгородских усобиц А. В. Петров связывает столкновения жителей сторон на мосту через Волхов с языческими верованиями и обычаями, против которых в XIV в. боролись новгородские юродивые Николай Кочанов и Федор: «Изобличая и высмеивая новгородцев за их приверженность к пагубной языческой традиции межрайонной вражды, Николай и Федор пародировали усобицы между сторонами города. Когда Николай
пишет: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
1 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза
и И. А. Ефрона. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaron line.com/146072-Юродивые (дата обращения: 01.12.2021).
являлся на Торговую сторону, его оттуда решительно выгонял Федор, и, наоборот, Федору невозможно было зайти на Софийскую сторону, чтобы его тотчас не стал гнать на „он пол" Николай» [10, с. 60—61].
На профилактику и сбор информации о преступности и иных угрозах общественной безопасности помимо наблюдения за повседневностью общества нищих, юродивых, «профайлинга» в храмах были направлены религиозные институты покаяния как прообраза явки с повинной и исповеди как признания в совершенных грехах перед Богом обычно в присутствии священнослужителя либо «духовного отца»2.
Религиозный надзор как прообраз современной ОРД, с одной стороны, был обусловлен необходимостью этологического наблюдения за человеком в его естественной непубличной среде (доме, разговорах, переписке), что гарантировало невторжение — одну из основ его безопасности, обеспечиваемой сначала религиозной парадигмой [11], а затем государственной. С другой стороны — необходимостью бихевиаристического подхода к познанию внутреннего мира человека, т. е. наблюдением за человеком в специально созданных, искусственных условиях для выявления его подсознательных и сознательно скрываемых намерений, проявляющихся в религии в провокации (обращения к Высшему суду), а в ОРД в оперативном эксперименте.
Контроль за духовным миром человека может осуществляться в двух условиях: в искусственной (бихевиористический подход) и естественной среде (этологический подход). Первая присуща закрытым обществам, в которых внутренний мир не явля-
2 «Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем. Приискать отца духовного доброго, боголюби-вого и благоразумного, рассудительного и твердого в вере, который подаст пример, а не потаковщика пьяницу, не сребролюбца, не гневливого. Такого следует почитать и слушаться его во всем, и каяться перед ним со слезами, грехи свои поведуя без стыда и без страха, а наставления его исполнять и епитимьи соблюдать по грехам своим. Призывать же его к себе в дом часто, да и к нему приходить на исповедь по всей совести, поученьям его с признательностью внимать, и подчиняться ему во всем, и почитать его, и бить челом ему низко: он учитель наш и наставник. .Советуйтесь с ним почаще о житии полезном, чтоб удержаться от всяких грехов. Как мужу наставлять и любить жену свою и детей, и слуг, как жене слушаться мужа; обо всем советуйтесь с ним всякий день. Исповедоваться же в грехах своих следует перед отцом духовным и открывать грехи свои все, и покоряться ему во всем: ибо заботятся они о наших душах и ответ дадут за нас в день Страшного суда; и не следует ни бранить их, ни осуждать, ни укорять, а если же станут за кого просить, выслушать это, да наказать виновного, по вине смотря, но прежде все обсудив» (Домострой. СПб.: Наука, 2007. С. 141).
ется тайным. Активная провокация — в большей мере метод бихевиоризма, применяется церковью в отношении ее служителей для их духовного очищения или полного ухода от задач эгоистического характера к альтруистической цели — служению вере. Интересно, что метод провокации взяток сегодня активно используется ОРД для очищения рядов госслужащих от коррупционеров, во время правления И. В. Сталина контроль НКВД за внутренним миром правящей бюрократии был возведен в систему.
Бихевиористический подход присущ и некоторым современным сообществам: например, в ОРД сформировалась вполне самостоятельная школа органов исполнения наказания. Глубина познания природы человека и ее повседневности делает актуальным более активное ориентирование ОРД УИН на обеспечение безопасности, а не на статистику преступлений. В связи с этим ими востребована категория «замышляемое противоправное деяние» как основание для проведения ОРМ [12—15]. Однако представители уголовного права с позиций правового мировоззрения совершенно справедливо отрицательно относятся к понятию «замышляемое преступление» по ряду формальных признаков: нарушение системности права, возвращение к субъективному вменению и т. п. [16, с. 193]. Однако, как мы установили ранее, ОРД ОВД не может в полной мере укладываться в уголовно-правовую матрицу, направленную на обеспечение безопасности ретроспективно и только в части обеспечения неотвратимости наказания. В практике работы ОВД есть много примеров формально правомерного бездействия при придании огласке преступных замыслов, повлекшего трагические последствия. На наш взгляд, нужно отойти от понятия «замышляемое преступление», а говорить о замышляемом правонарушении, поскольку ОРД ОВД не замкнута на применении уголовных норм. Широкий подход к профилактике правонарушений заложен в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ, где институт замышляемого правонарушения поддерживается такими новыми понятиями, как «антиобщественное поведение» (п. 6 ст. 2), «выявление, оценка и прогнозирование криминогенных факторов социального характера» (п. 1 ч. 2 ст. 6), «выявление лиц, склонных к совершению правонарушений» (п. 6 ч. 2 ст. 6), а также перечнем форм профилактического воздействия (ст. 17, особенно п. 3 «объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»).
В 1550 г. были утверждены правила повседневности — «Домострой», в котором, как мы говорили ранее, установлены религиозные ограничения в части возможности познания животной природы человека (запрет на дрессированных животных и т. п.), а также заложена система профилактики антиобщественного поведения и агентурной работы посредством утверждения института «духовных отцов».
И. А. Ильин отмечает, что «религия имеет способность и призвание определять личность и судьбу человека, преобразуя весь его характер, все его миросозерцание и всю его жизненную деятельность. Естественно, что она приобретает решающее влияние и на его правосознание, и на его государственный образ действий» [17, с. 213]. Философ обращал внимание на высокую значимость религии в механизме обеспечения безопасности нации: «Религия всегда была самым могучим и верным источником достойного правосознания; и история человечества не раз показывала, как народ, забывший Бога, разрушал свое государство» [17, с. 156].
Наиболее ярко религия как альтернативная государственной система самосохранения проявила себя в Смутное время — в момент риска утраты государственности. Механизм ее спасения был заложен в потенциале православной церкви как объективного независимого средства обеспечения национальной безопасности, которая путем создания информационной волны в виде Троицких грамот, мистических событий, прощения грехов православного населения, участвовавшего в Смуте, благотворительной деятельности, очагов обороны в ранее выстроенных монастырях, использования особенностей физиологии человека (был объявлен трехдневный пост, активировавший поисковое и познавательное поведение населения) смогла сублимировать преступность как крайнюю форму энтропийных процессов в национально-освободительное движение [18, с. 104].
Роль церкви в обеспечении национального возрождения не могла быть не рассмотрена Западом как угроза своей безопасности. Религиозный раскол внутри православной церкви на старообрядческую, сосредоточенную на национально-традиционалистском мировоззрении, и никонианскую, содержащую православно-интернациональную ориентацию России как центра православия, только усилии опасения Запада. Сам церковный раскол являлся в плане безопасности отказом части духовенства от идеи глобальной роли российского государства и наступательной политики безопасности, противопоставлял ей политику изоляционного обеспечения безо-
пасности. На самом деле речь шла о необходимости дальнейшего расширения внутреннего источника энергии на решение косвенных, как казалось национально ориентированному духовенству, проблем безопасности православных народов в ущерб достатку своего народа.
Патриарх Никон — автор геополитической концепции «Москва — Третий Рим» как гарантии внешней безопасности России, симфонии духовной и светской власти как принципа разделения властей и гарантии внутренней стабильности государства на фоне усиления влияния западного мировоззрения на царя Алексея Михайловича и его окружения, его стремления к единовластию лишается сана и ссылается в монастырь. В отношении раскольников-староверцев власть в нарушение запрета на летальный характер наказания «своих» применяет бесчеловечные методы и сжигает их духовного лидера Протопопа Аввакума.
Уже в Соборном уложении 1649 г. четко прослеживается урезание полномочий церкви и выход государства на первый план, в том числе в области обеспечения безопасности. Постепенно церковь из субъекта негласного надзора превращается в его объект, представляющий потенциальную угрозу государственной власти, для этого образуется Монастырский приказ, состоящий из светских чиновников, церковные приходы уже не выбирают священников, их назначает государство. Государственная политика в большей мере видит своей социальной основой не церковь, а дворянство. Городское самоуправление при Алексее Михайловиче замещается государственным управлением. Таким образом, государство, обеспечив свою стабильность и внешнюю безопасность, начинает распространять информационную сеть на все сферы жизни общества, изучая их как объекты управления. Конкурентные общественные и религиозные сети получения информации либо уничтожаются, либо берутся государством под контроль.
Указанные действия государства дискредитировали его в глазах верующего населения, поскольку это вместе с религиозным расколом разрушало единое мировоззрение соборности, что отразилось в энтропийных процессах на уровне общества: вооруженных выступлениях монахов 1668—1676 гг., восстании Степана Разина, стрелецком бунте 1682 г. Данные события говорят об одной из сущностных угроз национальной безопасности со стороны государства — приоритете сохранения власти над обеспечением безопасности нации. В названный исторический период религия как «гражданское общество» в современном понимании и религиозная система
обеспечения национальной безопасности стали утрачивать свое влияние.
Следующими тенденциями, оказавшими воздействие на развитие негласного надзора за гражданами, было появление секуляризированных слоев населения, вышедших из-под общинного и религиозного контроля, а также формирование российского государства как открытого общества, что стало одной из угроз внутренней безопасности и в то же время обеспечило информационный приток, необходимый для технологической эволюции и снятия запрета на познание природы человека. Секуляризованное население, не охваченное религиозным контролем, представляло собой в постсмутные времена городское население, дворянство и властные элиты, официально вовлеченные еще Петром I в европоцентристское секуляризованное мировоззрение.
Проведенные в начале царствования династии Романовых реформы и репрессии на многие века противопоставили общество и государство, заложив основу пагубным для нации гражданским войнам. Базы религиозного негласного надзора, обеспечивающие раскрытие преступлений и контроль за внутренними энтропийными процессами в обществе, были ограничены за счет образования сект беспоповцев (молокане, духоборцы, нетовцы и др.), чей внутренний мир не был доступен официальной религии, но понятен (а значит, подконтролен) протестантскому направлению либо дискредитирован гласным служением церкви государству как орудию антихриста1. Несомненно, такой образ государства
1 Раскольники всех толков и согласий разделяли ту мысль, что государство русское лишено благодати
Божьей и находится под влиянием антихриста. Но с другой стороны, считали поповцы, если государство есть орудие дьявола, то уважение к его порядкам немыслимо. В то же время государство есть факт, а все существующее не держится без божественного попущения. А если Бог терпит существование такого государства, то это и нас обязывает
к известному роду терпимости в отношении к государству
и обязывает воздавать ему внешний долг. Иное дело внутреннее сознание, совесть. Здесь нет места никакому уважению к государству, особенно в отстаивании святой веры. И здесь оправданы подкупы, всякие обманы, подлоги и т. д.
У поповцев государство есть бессознательное орудие антихриста, у беспоповцев государство становится сознательным орудием антихриста. У поповцев государство безблагодатно, у беспоповцев богоборно. Такая секта беспоповцев, как странники, считала, что государство есть не только орудие антихриста, но оно сеть антихриста, так что человек, связанный различными отношениями с государством, находится уже в руках антихриста, становится его рабом. Отсюда и само название — странники (История России: учебник / науч. ред. С. С. Сулакшин. URL: https://rusrand.ru/files/history/08-XVII_vek.pdf (дата обращения: 01.12.2021)).
стал результатом западных манипуляций, национального эгоизма и упрямства, откинув далеко назад гармоничные отношения общества и государства, детерминированные «симфонией духовной и светской власти», приблизив Россию к условиям совмещения светской и духовной власти, погубившим Византийскую империю.
Дальнейшее развитие государственного сыска связано с необходимостью политического контроля
1. Бергсон А. Два источника морали и религии. Москва: Канон, 1994. 384 с.
2. Фейербах Л. Сочинения: в 2 т. Москва: Наука, 1995. Т. 2. 425 с.
3. Липский Н. А. Влияние христианства на развитие уголовной политики и судопроизводства в России: историко-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2003. 18 с.
4. Маламагамедова А. Р. Нравственно-конфессиональные элементы уголовно-процессуальной формы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2016. 25 с.
5. Ходжаев У. Т. Оперативно-розыскная деятельность и содействие лиц в борьбе с преступностью в мусульманском праве // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. 2016. № 1. С. 151—161
6. Тамбовцев А. И., Павличенко Н. В. Привлечение к конфиденциальному содействию священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений: ограничения и запреты // Вестник Волгоградской академии МВД России.
2013. № 2 (25). С. 91—98.
7. Бемер Г. История ордена иезуитов. Москва: Ломоносовъ, 2012. 216 с.
8. Грамши Антонио. Избранные произведения: в 3 т. Москва: Изд-во иностр. лит., 1957— 1959. Т. 3. 565 с.
9. История российской внешней разведки: очерки: в 6 т. Москва: Междунар. отношения,
2014. Т. V. 768 с.
10. Петров А. В. От язычества к святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2003. 351 с.
11. Леонова И. В. Личные права человека в мусульманской правовой системе // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 10. С. 116—119.
12. Веселов М. И. Оперативно-розыскное обеспечение предупреждения и раскрытия преступлений в женских колониях: автореф. дис. ...
за конкурентами за власть — церковью и околовластными элитами, в связи с чем А. Е. Шарихин справедливо отмечает: «История возникновения, становления и развития сыска, который в последующем стал называться в нашей стране оперативно-розыскной деятельностью, неразрывно связана с борьбой верховной власти с заговорами» [19, с. 26].
1. Bergson A. Two sources of morality and religion. Moscow: Kanon; 1994: 384. (In Russ.).
2. Feuerbach L. Works. In 2 volumes. Moscow: Nauka; 1995; Vol. 2: 425. (In Russ.).
3. Lipsky N. A. Influence of Christianity on the development of criminal policy and legal proceedings in Russia: historical and legal analysis. Abstract of the dissertation of the candidate of juridical sciences. Saint Petersburg; 2003: 18. (In Russ.).
4. Malamagamedova A. R. Moral and confessional elements of the criminal procedure form. Abstract of the dissertation of the candidate of juridical sciences. Moscow; 2016: 25. (In Russ.).
5. Khojaev U. T. Operational-search activity and assistance of persons in the fight against crime in Muslim law. Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics, 151—161, 2016. (In Russ.).
6. Tambovtsev A. I., Pavlichenko N. V. Involving clergy and authorized representatives of officially registered religious associations in confidential assistance: restrictions and prohibitions. Journal of the Volgograd academy of the Ministry of the Interior of Russia, 91—98, 2013. (In Russ.).
7. Bemer G. History of the Jesuit Order. Moscow: Lomonosov; 2012: 216. (In Russ.).
8. Gramsci Antonio. Selected works. In 3 volumes. Moscow: Izdatelstvo inostrannoi literatury; 1957—1959; Vol. 3: 565. (In Russ.).
9. History of Russian foreign intelligence: essays. In 6 volumes. Moscow: Mezhdunarodnye otnoshe-nia; 2014; Vol. V: 768. (In Russ.).
10. Petrov A. V. From paganism to holy Russia. Novgorod strife (to the study of the ancient Russian veche way of life). Saint Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House; 2003: 351. (In Russ.).
11. Leonova I. V. Personal human rights in the Muslim legal system. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 116—119, 2009. (In Russ.).
12. Veselov M. I. Operational-search support for the prevention and detection of crimes in women's colonies. Abstract of the dissertation of the candidate
канд. юрид. наук. Владимир, 2011. 21 с.
13. Ефаров М. Х. Оперативно-розыскное предупреждение и раскрытие краж товарно-материальных ценностей в уголовно-исполнительной системе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2011. 22 с.
14. Образцов С. В. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений против жизни и здоровья в исправительных колониях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2011. 22 с.
15. Тихомиров А. Н. Проблемы оперативно-розыскной деятельности в пенитенциарной системе // Правовое поле современной экономики. 2016. № 3. С. 151—157.
16. Шкабин Г. С. Уголовно-правовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности: теоретико-прикладные и законодательные аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2018. 409 с.
17. Ильин И. А. О сущности правосознания. Москва: Рарогъ, 1993. 234 с.
18. Черникова Т. В. Процесс европеизации в России во второй половине XV-XVII вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Москва, 2014. 941 с.
19. Шарихин А. Е. Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2007. 497 с.
Мелихов Александр Иванович,
доцент кафедры конституционного
и административного права
Волгоградской академии МВД России,
кандидат юридических наук, доцент;
stalingrad@pisem.net
of juridical sciences. Vladimir; 2011: 21. (In Russ.).
13. Efarov M. Kh. Operational-search warning and disclosure of thefts of inventory items in the penitentiary system. Abstract of the dissertation of the candidate of juridical sciences. Vladimir; 2011: 22. (In Russ.).
14. Obraztsov S. V. Operational-investigative prevention of crimes against life and health in correctional colonies. Abstract of the dissertation of the candidate of juridical sciences. Vladimir; 2011: 22. (In Russ.).
15. Tikhomirov A. N. Problems of operational-search activity in the penitentiary system. Legal field of the modern economy, 151—157, 2016. (In Russ.).
16. Shkabin G. S. Criminal-legal support of operational-investigative activities: theoretical, applied and legislative aspects. Dissertation of the doctor of juridical sciences. Moscow; 2018: 409. (In Russ.).
17. Ilyin I. A. On the essence of legal consciousness. Moscow: Rarog; 1993: 234. (In Russ.).
18. Chernikova T. V. The process of Europeaniza-tion in Russia in the second half of the XV-XVII centuries. Dissertation of the doctor of historical sciences. Moscow; 2014: 941. (In Russ.).
19. Sharikhin A. E. Scientific bases for ensuring the economic security of Russia through operational-search activity. Dissertation of the doctor of juridical sciences. Moscow; 2007: 497. (In Russ.).
Melikhov Alexander Ivanovich,
associate professor at the department of constitutional and administrative law of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical sciences, docent; stalingrad@pisem.net
Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 01.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.
The article was submitted 29.12.2021; approved after reviewing 01.02.2022; accepted for publication 10.02.2022
* * *